Научная статья на тему 'В поисках парадигмы: итоги шестой межрегиональной Школы инноватики'

В поисках парадигмы: итоги шестой межрегиональной Школы инноватики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В поисках парадигмы: итоги шестой межрегиональной Школы инноватики»

логии (зав. кафедрой Р. А. Литвак) встретились с деканом Хэбэйского профессионального института иностранных языков Мэн Сяньлином. Это был заинтересованный диалог в атмосфере открытости. Наш гость рассказал о своем вузе, о жемчужине Бохайского залива городе Циньхуан-дао, одном из первых 14 прибрежных открытых городов страны, внешнеторговом порте на севере Китая, утвержденном правительством КНР туристическом городе первой категории, о его достопримечательностях. В Циньхуандао находится Хэбэйский профессиональный институт иностранных языков, который принимал преподавателей из ЧГПУ.

В ходе встречи студентов и преподавателей нашего вуза особенно интересовали вопросы учебно-воспитательного процесса, роли коммунистической партии и комсомольской организации, педагогической практики, научно-исследовательской деятельности, правил поведения в общежитии, учебной нагрузки, структуры вуза, о сроках обучения, продолжительности каникул, обучения российской молодежи в Китае и мн. др. Программа обмена с вузами России предполагает изучение китайского языка в институте в течение 1-2 семестров (не менее трех пар в день). Но студенты также могут выбрать дополнительно такие предметы, как культура Китая, кунг-фу и другие факультативные дисциплины, вызывающие наибольший интерес.

Г. Я. Гревцева

В ПОИСКАХ ПАРАДИГМЫ: ИТОГИ ШЕСТОЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИННОВАТИКИ

Традиционной формой сотрудничества Челябинской областной юношеской библиотеки и кафедры библиотечно-информаци-онной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств стали ежегодные межрегиональные Школы иннова-тики, направленные на освоение инновационного опыта передовых муниципальных библиотек области. С 2009 г. они проходили в городах: Златоуст (2009), Копейск (2010),

Магнитогорск (2011), Сатка (2012), Челябинск (2013). Анализ творческих идей, реализованных проектов, достижений библиотечных систем муниципалитетов области ежегодно попадают в поле зрения практиков.

Шестая межрегиональная Школа ин-новатики «Библиотека - территория интеллектуального развития» состоялась 18 ноября 2014 г. на базе МКУ «ЦБС Коркин-ского муниципального района». Тема и место проведения Школы были выбраны не случайно. Интеллектуальное развитие стало стратегическим ориентиром этой библиотечной системы. На Школе сотрудники ЦБС представили свой опыт по интеллектуальному развитию пользователей разных возрастных категорий и организации их досуга.

В профессиональном мероприятии приняли участие более ста практиков библиотечной сферы из тридцати территорий Челябинской области, г. Екатеринбурга, руководители областных библиотек, а также преподаватели кафедры библиотечно-информационной деятельности и студенты одноименного направления академии.

Школу инноватики открыли приветствия заместителя министра культуры Челябинской области О. В. Ремизовой, первого заместителя главы Коркинского муниципального района С. Н. Комарова, начальника управления культуры администрации Коркинского муниципального района Л. И. Фроловой, директора МКУ «ЦБС Коркинского муниципального района» Л. И. Роголевой.

На пленарном заседании были заслушаны базовые выступления по тематике мероприятия. Доклад Л. В. Сокольской (канд. пед. наук, доцент ЧГАКИ) «Библиотечная интел-лектуально-досуговая деятельность как реализация новой парадигмы культурной политики» обращен к анализу современных тенденций поиска инновационных функций и моделей развития библиотечной деятельности. В выводах своего выступления докладчик констатировала ориентир культурной и библиотечной политики на просветительскую и интеллектуально-досуговую деятельность

178

библиотек. Выступление не содержало готовых ответов и рецептов для модернизации практики, скорее, оно поставило множество вопросов, требующих от библиотекарей профессиональной рефлексии, принятия управленческих решений и выбора приоритетов развития.

Выступление-презентация «Библиотека как развивающая среда» З. И. Фесан (зав. отделом обслуживания МЦБ Коркинского муниципального района) было направленно на ознакомление участников Школы с опытом ЦБС Коркинского муниципального района по формированию в библиотеке развивающей среды. Для реализации ориентира на развитие творчества и интеллекта пользователей библиотека применяет традиционные (выставочные, культурно-досуговые, педагогические) и инновационные библиотечные формы (в том числе интерактивные, игровые, коммуникативные и др.). Результатом реализации такой стратегии становятся расширение пользовательской аудитории библиотеки, участие в интеллектуальном и творческом развитии отдельных пользователей и их групп, налаживание контакта с местным сообществом по приоритетным социальным проблемам: здоровый образ жизни, профориентация, правовая, экологическая, краеведческая, читательская культура и грамотность и др. В своей работе библиотечная система фактически реализует идеологию сотворчества посредством организации диалога между библиотекарями и жителями Коркинского муниципального района.

Выступление З. В. Руссак (канд. пед. наук, доцент ЧГАКИ) «Социальные партнеры библиотеки в организации интеллектуаль-но-досуговой деятельности» акцентировало внимание слушателей на сути и формах социального партнерства библиотек в реализации сложных, комплексных проектов и направлений библиотечной деятельности. В выступлении подчеркивался некоммерческий характер библиотечного партнерства. Как считает оратор, социальное партнерство может быть содержательно наполнено любыми тематическими направлениями и формами реализации

сотрудничества заинтересованных сторон. Его результаты не сводятся к сумме частных достижений участников, они обеспечивают проекту (мероприятию, акции, направлению деятельности) синергийный эффект, большой социальные резонанс, положительно сказывающийся как на имидже библиотек, так и на личностном развитии участников. На организационном уровне активность партнерства показывает социальную востребованность потенциала библиотечного учреждения со стороны правительственных, образовательных, культурных и др. общественных структур. Преимущества социального партнерства были проиллюстрированы многочисленными примерами российского и зарубежного библиотечного опыта.

Сообщение И. Ю. Матвеевой (канд. пед. наук, доцент ЧГАКИ) «Формирование информационных и читательских компетенций личности в условиях виртуального общества: вклад библиотек» раскрывало тенденцию виртуализации отношений в социуме и существующих опасностей сетевого пространства. В выступлении, используя компе-тентностный подход, автор предложила и обосновала модель читательских и информационных компетенций личности, состоящую из общечитательских, технико-технологических и специальных компетенций. В выступлении была обозначена роль библиотек в формировании данных компетенций пользователей.

Дальнейшая работа Школы инноватики продолжилась в рамках четырех направлений на разных творческих площадках. Наиболее многочисленной стала секция «Инновационные модели комфортной среды для молодежи в библиотечном пространстве». Она проходила на базе Центральной библиотеки Коркинского муниципального района. Основная задача секции состояла в анализе современных технологий библиотечного воздействия, направленных на интеллектуальное развитие молодежи. О литературном развитии молодого поколения подготовила доклад руководитель секции А. И. Порошина (канд. филол. наук, преподаватель академии).

179

А. А. Шайдуров (зав. залом интеллектуального развития и досуга молодежи ЧОЮБ) в своем выступлении рассказал об инновационных идеях и проектах, представленных на Третьем российском молодежном библиотечном конвенте. Н. А. Микрюкова (руководитель пресс-службы Свердловской ОБДЮ) посвятила свой доклад осмыслению опыта работы Свердловской областной библиотеки для детей и юношества с мобильной библиотекой. О. С. Невзорова представила направления деятельности Многофункционального инновационного центра электронных ресурсов ЦБС г. Златоуста, объединяющие традиционные библиографические процессы и освоенные социально-культурные, дизайнерские, технологические, коммуникативные подходы, обогащающие библиографическую практику. М. В. Никифорова (зав. читальным залом ЦБ Копейского городского округа) размышляла о специфике работы с современными читателями-подростками - одной из самых сложных групп читателей, требующих зачастую индивидуального подхода, понимания своих проблем, владения библиотекарем определенными навыками коммуникации в данной возрастной среде. Опыту интерактивной работы с неорганизованными пользователями посвятила доклад З. И. Фесан (зав. отделом обслуживания МЦБ Коркинского муниципального района). Работа ЦРБ с. Фершампенуаз была раскрыта в выступлении М. В. Ишимовой (зав. отделом обслуживания ЦРБ Нагайбакской ЦБС), по ее мнению, открытость библиотеки и нацеленность библиотечного персонала на качественную работу и привлечение на этой основе пользователей становится основным принципом работы современной библиотеки.

Интеллектуальное развитие детей в условиях библиотеки специалисты обсудили на секции «Читающий ребенок - интеллектуальная ценность XXI века». Она проходила на базе Межпоселенческой центральной детской библиотеки Коркинского муниципального района. Открывая работу, модератор секции М. Ю. Ваганова (канд. пед. наук, ст. преподаватель ЧГАКИ) отме-

тила, что мировая общественность называет третье тысячелетие - тысячелетием интеллекта и главным богатством в нем провозглашается интеллектуальный капитал - читающий ребенок. Ее выступление было посвящено осмыслению проблемы осознания и преодоления трудностей чтения литературы отраслевой тематики в контексте библио-течно-педагогической технологии.

Библиотеки стремятся к усилению влияния на развитие творческого потенциала и качества жизни детей. Организация эффективного библиотечного пространства является неотъемлемой задачей детской библиотеки. Этот тезис раскрыла Ф. И. Мяготина (зав. читальным залом ЦДБ Коркинского муниципального района), отметив, что детская библиотека становится сегодня креативным центром, максимально реализуя свои возможности, продвигая книгу и привлекая юных читателей к оформлению пространства чтения. Информационно-познавательное пространство способствует развитию интеллектуальной самостоятельности читателя; его творческого подхода к книжным выставкам, конкурсам, акциям. Талант читателя начинается с таланта взрослых, окружающих ребенка: родителей и библиотекарей. Роли сотворчества ребенка и взрослых посвятила выступление Л. В. Щукина (зав. ЦГДБ Копейского городского округа). В ЦГДБ г. Копейска растут талантливые читатели, их воспитывают читающие библиотекари, увлеченные поэзией, театром, фольклором, народно-декоративным творчеством. Вопрос о формировании информационной культуры читателей в системе интеллектуального развития стал предметом выступления Г. Н. Ногиной (библиографа МЦДБ Коркинского муниципального района). В нем был представлен опыт работы по тематической программе информационно-библиографической грамотности «В будущее с книгой». Докладчик отметила важность использования презентаций, слайд-викторин и электронных библиографических пособий для повышения наглядности образовательного процесса и заинтересованности слушателей.

180

Значительное место в работе с детской аудиторией занимает индивидуальный дифференцированный подход, выработанный с учетом психолого-физиологических особенностей детей. «Особенные» дети требуют особого отношения библиотекарей: выстраивая библиотерапевтическую работу в тесном сотрудничестве с родителями, возможно рассчитывать на заинтересованное, доверительное отношение «особенных» детей. К таким выводам приходит М. К. Смирнова (зав. отделом обслуживания СОБДЮ) в выступлении о развитии эмоционального интеллекта слабовидящих и слепых детей в библиотеке.

В рамках секции был представлен опыт школьных библиотек г. Златоуста: использование сетевых проектов в интеллектуальном развитии школьников проанализировано в выступлении Т. А. Паутовой (зав. библиотекой СОШ №1 им. Ю. А. Гагарина) и Ф. Ф. Яру-шиной (зав. библиотекой СОШ № 25).

На секции «Приходите к нам за вдохновением», проходившей в коркинском Выставочном зале, участники размышляли о возможностях интеллектуального развития, формах и методах работы со взрослой библиотечной аудиторией. Заседание секции открыла экскурсия по Выставочному залу «Отдыхаем среди картин», которую профессионально провела сотрудница зала Т. В. Векерле. Большим потенциалом влияния на эмоциональное и интеллектуальное развитие личности обладает искусство. С явным интересом аудитория приняла доклады Н. Г. Вдовиной (зав. научно-методическим отделом ЦБС Коркинского муниципального района) «Искусство и творчество как форма познания мира: библиотечные этюды» и руководителя коркинского салона «Визави» Н. А. Егоровой «Шекспировский вопрос: тема с вариациями». Авторам было задано много вопросов, присутствующие выступили с комментариями и пожеланиями авторам по представлению материалов докладов в центральной профессиональной печати. Своеобразным продолжением разговора о социальных партнерах библиотек стало выступление Е. Н. Новиковой (зав. отделом искусст-

ва ЦГБ г. Копейска) «Когда приходит вдохновение», которое включало анализ партнерских отношений ЦБС Копейска с организаторами и постоянными участниками творческих клубов по интересам в библиотеке. Развитие чувства красоты и гармонии проходит красной нитью через жизнь каждой женщины. Проводником в мир моды для многих женщин Коркино становится дамский салон, в котором женщины не только узнают много интересного, но и пробуют себя в моделировании и пошиве одежды, создании духов, изготовлении аксессуаров. Л. А. Виноградова (зав. сектором читального зала ЦГБ г. Коркино) выступила с сообщением «Дамский салон: эстетик курс».

Каждая из трех секций оканчивалась тематической презентацией студентов 4 курса ЧГАКИ «Горячая десятка инноваций», составленной по материалам профессиональной печати и интернет-ресурсов.

Во время работы секций состоялся круглый стол для руководителей библиотек «Интеллектуальное развитие личности в условиях библиотеки», на котором обсуждались вопросы приоритетности интеллектуального развития пользователей для муниципальных библиотек, формы и критерии оценки эффективности этой деятельности. Руководители пришли к выводу о том, что данное направление - стратегически важное для современных социокультурных реалий (особенно в период становления и активного развития личности). Оно является интегративным и обеспечивает охват различных возрастных категорий библиотечных пользователей, позволяет организовать партнерские отношения муниципальных библиотек с местным сообществом; на внутриличностном уровне способствует когнитивному, эмоциональному и творческому обогащению и развитию личности. Участники круглого стола отметили важность использования интерактивных (коммуникативных, информационных, культурно-досуговых и др.) технологий для усиления библиотечного воздействия на развитие личности.

Стремление к новому и неизведанному -сущностное качество творческих людей. Подводя итоги очередной Школы инноватики,

181

следует констатировать, что организация профессионального общения, демонстрация инновационного опыта и достижений науки и практики - чрезвычайно актуальное направление содружества вуза и муниципальных библиотек области. Истинным показателем эффективности Школы призвана стать трансляция инноваций - заимствование и освоение инновационных подходов в организации обслуживания пользователей; генерирование библиотеками собственных идей

Кравчук, В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов музыкальных специальностей вуза культуры и искусств: учеб. пособие по дисциплине «Физическая культура» (раздел «Профессионально-прикладная физическая подготовка») / В. И. Кравчук; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2014. - 300 с.

Профессионально-прикладная физическая подготовка является обязательным разделом вузовской дисциплины «Физическая культура» в течение всего периода обучения, обеспечивает повышение уровня работоспособности и здоровья, воспитывая у студентов устойчивую психику. Профессионально-прикладная физическая подготовка позволяет успешно развивать силу, быстроту, выносливость, совершенствовать координацию движений, повышать резервы сердечно-сосудистой системы, профессионально необходимые психофизические качества.

Учебное пособие предназначено для использования в самостоятельной работе студентов по развитию профессионально значимых физических качеств и подготовке к сдаче тестов профессионально-прикладной физической подготовки по курсу «Физическая культура».

Цена: 200,00 руб.

Дубских, Т. М. Немецкие народные танцы на Южном Урале: учеб. пособие /

с последующей их апробацией. Для этих целей по результатам шестой межрегиональной Школы инноватики будет издан сборник статей. Организаторы Школы выражают надежду на то, что опыт муниципальных библиотек Челябинской области по организации интеллектуального развития пользователей станет точкой отсчета для профессиональной рефлексии и преодоления кризисных тенденций библиотечной практики.

И. Ю. Матвеева

О НОВЫХ ИЗДАНИЯХ

Т. М. Дубских; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2014. - 106 с.

Настоящее учебное пособие (дисциплины «Народно-сценический танец», «Композиция народно-сценического танца», «Этнография и танцевальный фольклор народов России», «Костюм и сценическое оформление танца») -результат практического опыта и изучения в течение ряда лет специальной литературы, посвященной истории немецкого танца на Южном Урале и методике его преподавания. Работа адресована студентам, обучающимся по направлениям подготовки 071200.62 Хореографическое искусство, 071500.62 Народная художественная культура, педагогам-хореографам вузов культуры и искусств, руководителям хореографических коллективов.

Цена: 150,00 руб.

Нарекая, Т. Б. Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом: учеб.-метод. пособие по дисциплине «Основы репетиторской работы в хореографии» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 52.03.01 Хореографическое искусство, модуль «Искусство балетмейстера», квалификация (степень) «бакалавр» / Т. Б. Нарская; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2014. - 51 с.

Учебно-методическое пособие разработано автором на основе изучения истории балетного театра, 30-летнего опыта ра-

182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.