УДК 1
Багманов Ф.С.
Башкирский государственный педагогический университет
им. М. Акмуллы (г. Уфа, Россия)
В ПОИСКАХ ОФИЦИАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Аннотация: в данной статье рассматривается попытка найти идеологическую основу, которая может способствовать объединению мусульман в одном отдельно взятом регионе.
Многие конфликты между верующими одной и той же конфессии происходят из-за разного толкования и понимания одних и тех же текстов священных писаний. По этой причине в одном мусульманском регионе могут быть разделения верующих как по практике поклонения (правовым школам — мазхабам), так и по вероубеждению.
После развала СССР многие мусульмане нашей страны уехали обучаться в Саудовскую Аравию. В которой правящий режим в качестве официальной идеологии выбрал асаризм. Асария — исламская суннитская школа вероубеждения (акыды), отличающаяся приверженностью строгому традиционализму и текстуализму в толковании Корана и Сунны. Асаризм является совершенно чуждым мусульманам Поволжья, которые более 1100 лет придерживались матуридитской школы вероубеждения.
По этой причине в регионах Поволжья, Кавказских и Среднеазиатских республиках бывшего СССР происходит разделение мусульман, которое, мягко говоря, приводит к конфликтам.
По мнению автора, работа одного из великих ученых ислама имама Абу Джафара Ахмада ат-Тахави под названием «Аль-Акида ат-Тахавийя», которая является кратким изложением суннитского исламского вероучения, могла бы стать ободняющей, устраивающий большинства мусульман идеологией.
Ключевые слова: ислам, исламская идеология, исламская теология, вероубеждение, акида, Матуридизм, Ашариты, Асария, Духовное управление, Акида ат-Тахавийя.
На онлайн-собрании имамов Централизованной религиозной организации духовного управления мусульман Республики Башкортостан, состоявшемся 5 декабря 2023 года, председатель-муфти Айнур Азаматович Биргалин поставил перед имамами задачу определить официальную идеологию (вероубеждение, акыду) Духовного управления.
Айнур хазрат отметил: «Мы, мусульманская умма Башкортостана, без единой официальной идеологии, устраивающей всех, далеко не продвинемся. Вместо объединения и созидательной работы на благо религии и нашей страны мы занимаемся лишь обвинениями друг друга в заблуждении и соперничеством в том, кто правильнее исполняет ислам. Это похоже на басню Крылова о лебеде, раке и щуке: пока мы тянем повозку в разные стороны, другие муфтияты занимаются реальными делами. Нам необходимо найти и придерживаться такой идеологии, которая объединит нас и устроит всех мусульман Республики».
Он также привел примеры муфтиятов республик Дагестан, Чечня и Татарстан, в уставах которых прописана идеология (акыда), которой должны следовать мусульмане этих регионов.
В уставе ЦРО ДУМ РБ с момента его образования в 1992 году отсутствует пункт об официальной идеологии. По мнению образованных теологов, вопрос вероубеждения должен стоять на первом месте и быть самым важным пунктом в главном документе религиозной организации. Это похоже на конституцию страны, на основе которой уже пишутся остальные законы. Без идеологии любая организация или страна напоминает самолет без плана полета: такой самолет может взлететь, но без четкого направления и понимания, куда лететь, он рано или поздно потерпит катастрофу.
Ранее имамы, обладающие глубоким пониманием сути ислама, пытались донести до президиума религиозной организации необходимость прописать этот пункт в устав. Однако по неизвестным причинам и с непонятными намерениями со стороны более авторитетных аксакалов эти попытки пресекались.
Итак, что такое исламская идеология, вероубеждение или акыда? Это основа того, как мусульмане должны верить в Аллаха и поклоняться Ему. Все
мусульмане признают, что религия ислам основана на пяти столпах: вера (иман), обязательное пятикратное молитвенное поклонение (намаз), обязательный налог для богатых в размере 2.5% от имущества (зякат), обязательный пост в месяц Рамадан (ураза) и совершение паломничества в святые места (хадж).
Вера (иман) является идеологической основой ислама и в значительной степени основывается на теории. Первые источники мусульманской веры — это откровения Аллаха, содержащиеся в Коране, и сунна Пророка Мухаммеда (с.а.с.), которая включает его высказывания, действия и образ жизни. Однако найти четкую ориентацию в этих источниках бывает непросто. Изучив данные тексты, рядовой мусульманин может столкнуться с трудностями в ответах на вопросы: как верить? во что верить? и как правильно поклоняться? Поэтому, как и в других религиях, в исламе существует множество заблудших групп, которые по своему невежеству претендуют на истину.
Вера — это фундамент любой религии. Если не будет правильного понимания вопросов вероубеждения, устраивающего всех, смуты не избежать.
Остальные четыре столпа ислама — намаз, зякат, ураза и хадж — связаны с религиозной практикой (поклонением).
В России количество последователей шиитского ислама незначительно, поэтому в данной статье мы сосредоточимся на вопросах, касающихся мусульман-суннитов. Суннитами называют последователей сунны Пророка Мухаммеда (с.а.с.) и общины (Ахлю сунна ва джамаа). В суннитском исламе существуют четыре общепризнанные правовые школы: ханафитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская, а также новые тенденции среди современных мусульман, которые не придерживаются ни одной из правовых школ. Ученые этих правовых школ на основе первоисточников Корана и сунны веками систематизировали знания по вопросам поклонения. В вопросах веры или идеологии также существуют общепризнанные школы: матуридиты, ашариты и асариты.
Чтобы более четко определить, какая именно идеология лучше всего подходит для мусульман, проживающих на территории Республики
Башкортостан, с учетом исторических и территориальных особенностей, ниже мы подробнее рассмотрим каждую из теологических школ в вероучении.
Ашаризм — это направление в исламском богословии, основанное на трудах Абу-ль Хасана аль-Ашари (873-936 годы по Григорианскому календарю и 260-330 годы по мусульманскому летоисчислению). Вместе с матуридизмом это идейное течение доминирует среди мусульман-суннитов. Ашаризм является наиболее распространенной идеологией среди последователей маликитской, ханбалитской и шафиитской правовых школ. Оно основывается на авторитете Священного Писания — Аль-Курана, сунне Пророка (с.а.с.), рациональности и богословском рационализме.
Имам Аль-Ашари предложил промежуточный путь между доктринами асаритов и мутазилитов (которые строили свою идеологию на рационализме), опираясь как на священные тексты ислама, так и на теологический рационализм в отношении воли и атрибутов Бога. Ашариты утверждают, что истина может быть познана только через откровение, и что без него человеческий разум не способен самостоятельно определить, что является добром или злом. Среди известных ашаритских богословов можно выделить имама Навави, Ибн Хаджара аль-Аскалани, Ибн аль-Джаузи, аль-Газали, ас-Суюти и других.
Однако ашаризм не может быть принят в качестве идеологии для ЦРО ДУМ РБ, поскольку исторически эта акида не связана с башкиро-татарским народом, который на протяжении более 1100 лет придерживается правовой школы Абу Ханифа, неразрывно связанной с матуридитской акидой.
Матуридизм был основан Абу Мансуром аль-Матуриди, чьи учения восходят к великому имаму Нугману ибн Сабиту Абу Ханифе. Все сохранившиеся и известные достоверные рукописи Абу Ханифы в основном касаются вопросов вероубеждения. Имам Абу Ханифа, опираясь на откровение Аллаха и достоверные хадисы степени мутаваттир (переданные множеством цепочек), изложил исламское вероубеждение. Позже Абу Мансур аль-Матуриди добавил подробные дополнения к этой акиде.
Матуридитская школа по акиде является самой популярной среди мусульман, особенно в регионах, ранее контролировавшихся Османами и Моголами. Сегодня она занимает позицию Ахл ар-Раи («людей разума»), в которую входит только ханафитская школа фикха, составляющая большинство мусульман-суннитов. Матуридиты занимают среднюю позицию между ашаритами и мутазилитами в вопросах познания истины и свободной воли. Они утверждают, что человеческий разум способен понять некоторые тяжкие грехи, такие как алкоголь или убийство, как зло без помощи откровения, но при этом откровение считается высшим источником знания. Матуридиты также верят, что Бог создал все свое творение и контролирует его, но позволяет людям принимать индивидуальные решения.
В уставе ЦРО ДУМ Республики Татарстан официально прописана матуридитская акида. Однако для ЦРО ДУМ Республики Башкортостан она также не подходит, поскольку среди мусульман есть последователи салафитского толка, которые считают эти две школы заблудшими из-за невежества и недостатка изучения фундаментальных трудов. Эти школы подвергаются критике со стороны асаритов, которые утверждают, что ашариты и матуридиты не признают атрибуты Бога (сыйфаты Аллаха), переданные в Священном Куране. Однако это ложное обвинение: кто знаком с этими трудами, тот убедится в обратном. В свою очередь, ашариты и матуридиты обвиняют асаритов в антропоморфизме (уподоблении Бога человеку).
Асаризм (арабское: ^р!; текстуализм) — это движение исламских ученых, отвергающее рационалистическую теологию (калам) в пользу строгого текстуализма (буквализма) в толковании Корана. Для последователей асаризма «ясный» смысл Корана и пророческих традиций имеет исключительный авторитет в вопросах веры. Вступление в рациональный спор (калам), даже если кто-то приходит к истине, считается категорически запрещенным. Асариты придерживаются амодального чтения Корана, в отличие от тех, кто использует тавиль (метафорическое толкование). Они не пытаются рационально осмыслить
значения Корана и верят, что «истинное» значение должно быть передано только Богу (тафвид).
Для лучшего понимания можно привести пример: существует дух закона и буква закона. По духу закона служба полиции создана для защиты граждан от преступников, а по букве закона полиция занимается наказанием граждан. В обоих случаях противоправных действий нет, но возникает противоречие.
Среди наиболее известных асаритских богословов: Ахмад ибн Ханбаль, Давуд аз-Захири, Ат-Табари, Ат-Тахави и Ибн Таймийя. Современные новообращенные мусульмане часто придерживаются взглядов асаритской школы, интерпретируемых шейхом Ибн Таймийей. Таки ад-Дин Ибн Таймия (1328 год, Харран, современная Турция) был арабо-мусульманским теологом, салафитским проповедником и правоведом ханбалитского мазхаба. Он критиковал «нововведения» в религии и часто связывается с салафизмом.
Некоторые авторы называют Ибн Таймию суфием, хотя он известен своей критикой некоторых аспектов суфизма. Ибн Таймия разделил единобожие на три части, что не имело аналогов ни до него, ни после среди сподвижников или ученых. Он боролся с нововведениями в практике поклонения, сам же ввел нововведения в исламское вероубеждение.
Позже эти идеи были подхвачены Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом (1703—1792), основателем ваххабитского движения и салафитским проповедником. Ваххабизм стал политическим инструментом для объявления неверия других мусульман и избавления от зависимости Османской империи.
Саудовская Аравия активно распространяла ваххабизм по просьбе США. Наследный принц королевства Мухаммед бен Салман подтвердил, что американцы указали саудитам на необходимость спонсировать и опекать ваххабитов, чтобы предотвратить рост влияния СССР в мусульманских странах.
Асаритско-салафитская идеология, как видно из вышеизложенного, противоречит исламу, по объективному мнению, большинства современных мусульманских ученых. В Коране сказано: «Вы все держитесь крепко за религию
Аллаха и не разделяйтесь. Помните о милости Аллаха к вам, когда вы были врагами, а Он сплотил вас...».
По этой причине асаритская школа не может быть принята в качестве официальной идеологии, так как она создает раскол между мусульманами. Это мнение подтвердил председатель-муфти ЦРО ДУМ РБ Айнур Азаматович Биргалин, отметив, что это может привести к обвинениям друг друга в богохульстве и ереси.
На мой взгляд, существует единственный труд по акиде, исламской идеологии, который принимают как саляфиты, так и ханафиты, и который не отвергают приверженцы других правовых школ. Это работа имама Абу Джафара Ахмада ат-Тахави (853 - 5 ноября 933), египетского арабского ханафитского правоведа и традиционалиста-богослова. Он учился у своего дяди аль-Музани и был шафиитским юристом, прежде чем перейти в ханафитскую школу. Ат-Тахави известен своей работой «Аль-Акида ат-Тахавийя», которая является кратким изложением суннитского исламского вероучения.
Единственной целью аль-Тахави было кратко изложить теологические взгляды Абу Ханифы, основателя ханафитской школы. В начале своей работы он заявляет, что она написана в соответствии с методологией правоведов Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммеда ибн аль-Хасана аш-Шейбани. Однако можно утверждать, что она представляет вероучение как ашаритов, так и матуридов, особенно последнего, учитывая, что ат-Тахави был последователем ханафитской школы.
Шафиитский ученый Тадж ад-Дин аль-Субки (ум. 771/1370) отмечает, что последователи четырех основных школ права: ханафитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов — едины в своем вероучении. Все они придерживаются мнения Ахлю ас-Сунны ва аль-Джамаа (Людей Пророческого пути и Большинства). Они поклоняются Аллаху в соответствии с вероучением Абу аль-Хасана аль-Ашгари и Абу Мансура аль-Матуриди. Исключения составляют лишь некоторые среди ханафитов и шафиитов, принявшие вероучение мутазилитов, а также некоторые ханбалиты, принявшие антропоморфизм. Однако Аллах защитил маликитов от
подобных заблуждений, поскольку мы никогда не встречали маликита, кроме как в вероисповедании ашаризма.
Подводя итог, можно сказать, что вероучение аль-Ашари и аль-Матуриди содержится в трудах имама Абу Джафара ат-Тахави, которые были одобрены учеными различных юридических школ.
Доктрины, изложенные в этой работе, полностью основаны на Коране и достоверных хадисах. Она начинается с утверждения монотеистического единства Бога и далее переходит к описанию Его положительных и вечных качеств. Ат-Тахави утверждает реальность блаженного видения без модальности (била кайф). Большинство теоретических вопросов о будущем мире невозможно объяснить рационально. Бог может предопределить некоторых людей быть счастливыми, а других — несчастными. Знание о Божьем постановлении недоступно человечеству. Вера состоит из согласия сердца и исповеди языка. Грешников нельзя считать неверующими. Действия человека — это творение Бога и его собственное приобретение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.0f8db321 -6571642е-6112b9f9-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Schools_of_Islamic_theology;
2. Улирих Рудольф «Ал-Матуриди и суннитская теология в Самарканде» перевод с немецкого Людмилы Тарутановой. Алматы: Фонд «XXI век» 1999. -286 стр;
3. https: //w.washingtonpost. com/news/worldviews/wp/2017/10/25/saudi-arabia-vows-to-return-to-moderate-islam-but-critics-wonder-what-it-will-look-like;
4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТАКФИРИЗМА В ИСЛАМСКОМ МИРЕ РАМАНКУЛОВ М.А.11 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, г. Казань Тип: статья в журнале - научная статья;
5. Бабирти М. Толкование акиды ат-Тахави /перевод с арабского Р.К. Адыгамов. - Казань: КИУ, 2014. - 185 с;
6. https://darulfikr.ru/wp-content/uploads/2018/08/tahavi_new.pdf
Bagmanov F.S.
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
(Ufa, Russia)
IN SEARCH OF OFFICIAL IDEOLOGY OF SPIRITUAL ADMINISTRATION OF MUSLIMS OF REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Abstract: this article discusses an attempt to find an ideological basis that can contribute to the unification of Muslims in one particular region.
Many conflicts between believers of the same denomination occur due to different interpretations and understandings of the same texts of the scriptures. For this reason, in one Muslim region there may be divisions of believers both in the practice of worship (law schools — madhhabs) and in religious beliefs.
After the collapse of the USSR, many Muslims of our country went to study in Saudi Arabia. In which the ruling regime chose asarism as its official ideology. Asariya is an Islamic Sunni school of belief (aqida), characterized by adherence to strict traditionalism and textualism in the interpretation of the Koran and the Sunnah. Asarism is completely alien to the Muslims of the Volga region, who have adhered to the Maturidite school of belief for more than 1100 years.
For this reason, in the regions of the Volga region, the Caucasian and Central Asian republics of the former USSR, there is a division of Muslims, which, to put it mildly, leads to conflicts.
Keywords: Islam, Islamic ideology, Islamic theology, creed, Aqida, Maturidism, Asharites, Asariya, Spiritual governance, Aqida at-Tahawiya.