Научная статья на тему 'В поисках истины'

В поисках истины Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
104
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В поисках истины»

В ПОИСК АХ ИСТИНЫ

Наука сегодня развивается стремительно. Что было ново вчера,: завтра станет обыденным, привычным. Учитывая это, сотрудники Новосибирского научно-исследовательского института патологии .кровообращения стремятся держать руку на пульсе времени. В последние годы здесь разработано и успешно развивается новое направление в кардиохирургиии — операции в условиях гипотермической защиты организма без искусственного кровообращения.

Пропагандистам, активным, исполнителем операций при врожденных ророках сердца по новой методике стала Елена Евгеньевна Литасова. £)на разработала точную и последовательную технологию операций в условиях гипотермической защиты. , .

У семилетнего Сережи Т.^врожденный порок сердца синего типа,— таков первичный диагноз терапевтов и кардиологов. В. операционной, Елена Евгеньевна устанавливает окончательный диагноз

— транспозиция магистральных, сосудов. Пред-

стоит радикальное исправление этого сложнейшего порока. Литасова готова к такой работе и у верена в успехе. Но шла она к этой, уверенности много, лет. л, ,

Выросла Лена в семье медиков. Бабушка, дядя, тетя — все были врачами. ,В% доме .собирались представители науки и практики, говорили о своей специальности, о тонкостях ее.-По устоявшемуся стереотипу кардиохирургия — это труд для сильных мужчин, а не для представительниц прекрасного пола.

После окончания института Литасова десять лет отдала общей хирургия. И лишь уступая, долгим и настоятельным ее просьбам направили Елену Евгеньевну на специализацию в Новосибирский научно-

исследовательский институт патологии кровообращения.

— Приняли меня скорее из любопытства,— вспоминает она.— Евгений Николаевич Ме-шалкин отговаривал: дескать, не

женское это дело — кардиохирургия.

Здесь нужны твердые руки и ясный

— ум.

.я||ЯЯП1Г

Но впоследствии он стал ее учителем, другом. Директор института, ГеройгСоциалистического Труда, лауреат Ленинской премии,.академик АМН СССР ,Е.Н. Мешалкин. вместе с ,коллективом, уже третье десятилетие разрабатывает и усовершенствует методы оперативного вмешательства при врожденных пороках сердца. Один из них — метод умеренной гипотермии. Е.Н. Мещалкина привлекла, возможность значительно поднять эффективности труда хирургов, при оказании ,помощи больным сердечными пороками. По статистике в операциях на сердце нуждается огромное количество людей — примерно один,, процент от всего населения. , , „

— Гепарин,— негромка говорит Литасова. Анестезиолог вводит больному, мальчику препарат, предотвращающий тромбообразование в крови. И начинает отсчет бегущим на электронных часах секундам :

,—Десять, пятнадцать, двадцать. ,

.... .. ....; —,. Начинаем,—

произносит Елена Евгеньевна, взглянув на , ассистентов.— Верхняя полая вена, нижня|я полая,цена...

Наступает, ^окклюзия — так в меди-. цине , называют вы-. ключение сердца из системы кровообра-( щения путем пере-1 жатия вен и артерий. | Сердце еще: сокращается в бесплодных ' попытках пере-

качивать кровь, вскоре совсем затихает. Не слышно (больше и аппарата искусственного дыхания, его ^выключили за ненадобностью. Больной лежит без» дыхания и с остановившимся сердцем. Издревле по этим признакам констатировали смерть. Но* человек не умер, он жив, его состоянием управляют опытные специалисты, которые не позволят включиться программе саморазрушения организма.

•Скальпель в руках Литасовой, хирурга высочайшего класса, уже делает разрез на стенке правого желудочка. Отсасываются остатки крови, и ^сердце "сухое".

— Заплату,— обращается Литасова к старшей операционной сестре. Та немедленно подает нужного размера кусочек ткани. Елена Евгеньевна быстрыми и точными движениями пальцев пришивает его в отверстие межжелу-дочковой перегородки сердца. Ассистенты — хирурги Стенин' и Караськов — помогают ей затягивать нити.

|1 На табло цифры — 17 минут 12 секунд — именно столько прошло с момента остановки кровообращения у больного. Хирурги быстро зашивают стенку желудочка, открывают пережатые сосуды, удаляют из сердца попавший туда воздух. На двадцатой минуте после выключения сердца Е.Е. Литасова приступает к его "запуску". Она энергично массирует его своими крепкими пальцами.

— Дефибриллятор,— спокойно звучит ее голос,— ток.

Разряд электрического тока заставляет сердце встрепенуться, ожить. Вот оно сокращается еще и еще, медленно, как бы нехотя, набирает ритм.

— Надо ему помочь,— говорит Елена Евгеньевна. И хирурги начинают согревать сердце теплым физиологическим раствором.

— Порозовело.— отзывается удовлетворенно Стенин,— Теперь трудись само.

Сердце бьется самостоятельно. Его ритм стал четким, уверенным; ощутив приток обогащенной крови, розовеют ткани. Снова слышны ритмичные посапывания включенного аппарата искусственного дыхания, вновь заплясали стрелки приборов, регистрируя возобновившиеся в организме человека жизненные процессы.

— Зашивайте перикард,— отдает последнее распоряжение Литасова и начинает медленно снимать перчатки.— Спасибо всем.

Мы с членами операционной бригады сидим в ординаторской, Елена Евгеньевна — в отделении реанимации у больного мальчика.

— Домой она не уйдет, пока кризис у мальчика не минует,— говорит Владимир Геннадьевич Стенин.

Хирург Игорь Иванович Семенов рассказывает:

— Мы давно привыкли сами принимать решения, но бывают случаи, когда риск операции очень велик — с неординарными ситуациями в кардиохирургии приходится встречаться нередко. Необходимо разобраться быстро, счет идет на секунды. Следует найти и сделать то единственное, что поможет больному. Здесь и проявляется ее характер. Я ни разу не видел на ее лице растерянности, все она делает быстро, четко,. Потом, анализируя операцию,, думаешь: как она успела там быстро и верно все решить?

— В Елене Евгеньевне,— дополняет рассказ Караськов,—сочетаются колоссальное трудолюбие, блестящая хирургическая техника и творчество. На первом этапе работы под руководством Литасовой я >был озадачен ее тактикой. Раньше было так: сделать все для того, чтобы больной выжил. Сейчас главным стало полное, радикальное устрадение порока.

Выхаживанию больного надо учиться — именно в этом видит Елена Евгеньевна совершенствование медицинской помощи. Больной после операции подобен новорожденному и требует к себе такого же внимания и ухода.

, Она учит самоотверженности, полной отдаче всех сил; И еще. Для нее не существует непререкаемых истин, постулатов. Именно это не дает ей останавливаться на достигнутом.

Раньше, до применения гипотермии, ни одна операция не требовала от коллектива такой собранности; такого подлинно коллективного творчества.

Но вот мы заметили,— говорит Елена Евгеньевна,— что в операционной, спасая человека, делаем почти невозможное, а после, в палате вдруг наступает трагический исход. Почему?

Анализ причин осложнений выявил беду в другом месте. А именно — больной в клинике переходил из рук в руки нескольких специалистов: диагноста, тарапевта, хирурга, анестезиолога, реаниматолога. Каждый из них наблюдал больного ограниченное время, не зная порой всей ситуации. У каждого своя точка зрения на течение заболевания. И выяснилось, недоучет каких-то факторов проис-

ходит на стыке специальностей, служб. И виновного при потере больного сыскать трудно..

Елена Евгеньевна решила так построить взаимоотношения сотрудников, чтобы стало правилом вырабатывать и применять единые требования на всех этапах лечения, А чтобы соблюсти преемственность, больного от поступления в клинику и до выписки должен "вести" коллектив врачей с едиными убеждениями.

Вырабатывали единую методологию лечебного процесса, поднимали роль и ответственность всех без Исключения специалистов, медицинских сестер, санитарок.

— Так появился специальный бригадный подряд медиков; который необходим как с точки зрения эффективности лечения, так и при комплексных научных исследованиях. Ведь то, что раньше ученый делал один и в малом объеме, теперь выполняет коллектив Единомышленников, наступая на1 изучаемую проблему широким фронтом,— резюмирует Е.Н. Мешалкин.

...О Елене Евгеньевне Литасовой пишут нередко. < 1 Привлекает то, что она женщина-кардиохирург. Один из журналистов назвал ее "железным" руководителем. Она с этим не согласна. По ее мнению, руководитель должен быть

"железным", но дело свое обязай выполнять с высоким профессионализмом, быть компетентным в смежных специальностях, предлагать и внедрять все новое, передовое. Он обязан заботиться о коллективе, быть искренним, ибо фальшь всегда видна. Ему необходимо умение оценивать возможности своих подчиненных, правильно распределять обязанности, выдать идею и поддержать ее.

Доктор медицинских наук Елена Евгеньевна Литаоова возглавляет оригинальную научную школу и крупную кардиохирургическую клинику. Ее хирургический стаж — 30 лет. 19 из них отдано хирургии сердца. В последние годы основное направление в ее научной деятельности — разработка и внедрение в практику бесперфузионной защиты организма при выполнении кардиохирургических операций.на "сухом" сердце.

Поь руководством Литасовой написано более десяти диссертаций, она подготовила около ста врачей-кардиохирургов; является автором двенадцати изобретений. Многие из них получили международное призвание, экспонировались на выставках в нашей стране и за рубежом.

Г. Б АЛ АКИН

1986 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.