Научная статья на тему 'В поисках африканской идентичности (Рецензия)'

В поисках африканской идентичности (Рецензия) Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Африка / деколонизация / человечность / африканская идентичность / самоидентификация / деконструкция / колониализм / дегуманизация / дискриминация / Africa / decolonization / humanness / African identity / self-identity / deconstruction / colonialism / dehumanization / discrimination

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Олувакайоде Олумиде Эммануэль

Рецензия на книгу: Steyn M., Mpofu W. (Eds.). Decolonising the Human: Reflections from Africa on Difference and Oppression. Johannesburg: Wits University Press, 2021, 264 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In Search for African Self-Identity (Review)

Book review: Steyn M., Mpofu W. (Eds.). (2021). Decolonising the Human: Reflections from Africa on Difference and Oppression. Johannesburg: Wits University Press, 264 p.

Текст научной работы на тему «В поисках африканской идентичности (Рецензия)»

Рецензия

В ПОИСКАХ АФРИКАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

О 2024 О.Э. Олувакайоде

ОЛУВАКАЙОДЕ Олумиде Эммануэль, кандидат исторических наук, ассистент, кафедра теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0003-2426-0395. E-mail: olumentain3 60@gmail. com

Рецензия на книгу: Steyn М., Mpofu W. (Eds.). Decoionising the Human: Reflections from Africa on Difference and Oppression. Johannesburg: Wits University Press, 2021, 264 p.

Ключевые слова: Африка, деколонизация, человечность, африканская идентичность, самоидентификация, деконструкция, колониализм, дегуманизация, дискриминация

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-68-3-175-178

Для цитирования: Олувакайоде О.Э. В поисках африканской идентичности (рецензия). Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 175-178. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-175-178 '

В коллективной монографии «Деколонизация человека: размышления из Африки о различиях и угнетении» рассматриваются важные темы современной африканской политологии и культурологии, которые затрагивают дискурс деколонизации и переформатирования африканской идентичности. Большое внимание уделяется подходам западных и африканских ученых, но в центре анализа - деколониальная перспектива, которая оспаривает и деконструирует господство западных эпистемологий и в конечном счете позволит преодолеть маргинальность и угнетение другого, на протяжении веков исключенного из западной матрицы бытия. Не случайно авторы монографии так часто и основательно ссылаются на работы В. Шойинки, Л. Лоу, А. Мбембе, Н. Мальдонадо-Торреса, Ф. Фанона и П. Фрейре. Это свидетельствует о сильном влиянии африканских интеллектуальных традиций, переплетающихся с критикой западной мысли.

Среди наиболее актуальных для современных африканских обществ вопросов, поднимаемых в книге, - преодоление системного характера колониализма, продвижение дискурса деколониальности и достижение эпистемологической свободы, то есть свободы генерировать знания с африканской точки зрения. Это, пожалуй, один из основных постулатов и ориентиров развития сегодня, особенно для Африки, где категории «человека» и «человеческого» использовались на протяжении всей европейской истории модерна для обеспечения контроля, исключения и отрицания равенства бытия. В этой связи крайне актуальна представленная критика западно-центричных систем образования и их влияния на самовосприятие африканцев. Зачастую африканские университеты копируют европейские образовательные модели, тем самым усиливая интеллектуальную зависимость и подрывая африканские системы знаний. Дискурс о черной субъективности и необходимости развития африканского самоописания для восстановления собственной идентичности в глобальном контексте

вплетен в продолжающиеся движения за деколонизацию и культурное возрождение на континенте.

В первой главе «Проблематизация человека» Уильям Мпофу и Мелисса Стейн предлагают критический обзор процессов конструирования человека в контексте евромодерна, подчеркивая угнетающую и исключающую природу доминирующих категорий «человек» и «человеческое», которые и сформировали иерархию и неравенство для исключения и угнетения другого. Авторы объясняют, как власть исторически использовалась для формирования доминирующих паттернов по отношению к другим с неизбежным результатом в виде неравенства, эксплуатации и дегуманизации. Многие процессы описываются через парадокс западного модерна, суть которого заключается в том, что величественная риторика Запада о свободе, счастье, прогрессе и развитии идет рука об руку с логикой колониализма. Не менее интересна рефлексия о философской дилемме другого человека, представляющего Глобальный Юг. Авторы попытались описать историческую динамику, в результате которой африканцы и другие маргинализированные группы, по сути, утратили свое равенство. Показательно, что свой анализ они начали с философско-риторического вопроса Чинуа Ачебе «Где и когда именно дождь начал нас бить?».

Сабело Дж. Ндлову-Гатшени и Патриция Пинки Ндлову в главе «Изобретение черноты в мировом масштабе» исследуют исторические аспекты и современные измерения формирования черной идентичности, охватывая темы искоренения (idismemberment), переформатирования (re-membering) и борьбы за самоопределение. Авторам удалось собрать воедино исторические примеры искоренения, как то: порабощение, борьба за Африку, разграбление, стирание и замалчивание африканской истории. Все они - результат глобальных имперских замыслов, которые были направлены на увековечивание расизма.

Вместе с тем, авторы попутно размышляют о концепциях и легитимных инициативах, направленных на деколониальное самоопределение и самовосстановление. В этом контексте они рассматривают такие понятия, как негритюд, эфиопизм, гарвиизм, гарлемский ренессанс, африканская личность, движение за черное сознание, афроцентризм, панафриканизм, африканское возрождение, деколониальность и многие другие. Признавая ограниченный, амбивалентный и несовершенный характер этих дискурсов, возникших на поле исторической битвы, они полагают, что борьба за самоопределение должна быть продолжена. В заключение финализирован тезис о необходимости отказаться от расовой конфигурации и проложить путь новому гуманизму, поскольку это граничит с повесткой о будущей траектории развития черной идентичности в глобальном масштабе.

В главе «В какой степени все мы являемся людьми? Культура, политика, закон и права ЛГБТ1 в Нигерии» Олаинка Аканле, Гбенга С. Адехаре и Джоджолола Фасуй исследуют сложности, связанные с правами ЛГБТ в Нигерии, уделяя особое внимание культурным, политическим и правовым барьерам, с которыми сталкивается ЛГБТ-сообщество в стране. Таким образом происходит манипулирование подлинным дискурсом деколонизации и эмансипации, в который искусственно «вплетается» проблематика ЛГБТ, соответствующая современной западной повестке, но чуждая африканской идентичности.

Еще одна проблема, встроенная в дискурс деколониальности, - права людей с нарушениями и инвалидностью, которая освещается в главе «Человечность и эйблизм:

1 Международное общественно-политическое движение ЛГБТ (лесбиянок, геев, бисексуалов, и трансгендерных людей) признано экстремистской организацией и запрещено в Российской Федерации.

конструирование и деконструкция инвалидности». Сибонокухле Ндлову анализирует конструирование и деконструкцию инвалидности, уделяя особое внимание дегуманизации людей с нарушениями, и барьерам, с которыми они сталкиваются при восстановлении своей человеческой сущности.

Не менее интересная тема - эйджизм и влияние технологий на пожилых людей. Именно этот сюжет стал основой главы Кэри Бернетт «Формирование пожилого человека», в которой она проливает свет на пересечение технологий, пола и возраста, бросая вызов стереотипам и общественным ожиданиям, используя в качестве главного героя - бабушку. В главе рассматриваются эволюция отношений между тендером и технологиями, подчеркивается потенциал новых медиа для разрушения традиционных устоев и создания платформы для самовосстановления.

Роберта Масеко в своей главе «Шахтеры в Южной Африке после апартеида: деколониальная перспектива» исследует опыт чернокожих горняков в Южной Африке после апартеида через призму деколониального подхода. В главе описываются угнетающие условия труда, вред здоровью и эксплуатация, с которыми сталкиваются шахтеры, подчеркивается необходимость выйти за рамки традиционного марксистского анализа, чтобы понять всю сложность их опыта. Автор критикует роль политического руководства чернокожих в увековечивании репрессивных систем, унаследованных от колониальной эпохи и периода апартеида.

В главе Тендаи Ситоле «Размышления о дегуманизации раба» поднимается вопрос о дегуманизации рабов в контексте динамики власти и расизма. Автор исследует онтологическое различие между субъектом и рабом-нечеловеком, подчеркивая насилие и жестокость, с которыми сталкивается последний. Даже в наши дни африканцы постоянно сталкиваются с дегуманизацией, которая проявляет себя через системное неравенство, дискриминацию и маргинализацию. Эта непрекращающаяся дегуманизация лишает людей их полноценной человечности, поддерживая порочный цикл угнетения и нивелируя усилия по достижению равенства и справедливости. Выявление и устранение этих дегуманизирующих практик имеет решающее значение для создания более справедливого и инклюзивного общества для всех людей, независимо от их расы или происхождения.

В главе Брайана Сибанды «Язык как бытие в политике Нгуги Ва Тхионго» рассматривается влияние колониализма на язык и борьба за языковое освобождение в Африке. Автор рассуждает о расовой языковой иерархии, отрицающей человечность колонизированных народов, и о возвышении языков колонизаторов. Работы Элио Антонио де Небрихи и Ва Тхионго рассматриваются как примеры борьбы против такого языкового угнетения, как попытки восстановить человечность колонизированных народов путем языкового освобождения. В книге содержится призыв к развитию африканских языков как к важнейшему шагу в противостоянии господствующему дискурсу и вписыванию новых смыслов. Делается вывод о необходимости разрушения расовых языковых иерархий и продвижения признания африканских языков в качестве средств коммуникации и знаний.

В главе «Обратная сторона современного знания: эпистемологический разрыв с западной наукой» Нокутула Хлабангане рассуждает о проблематичности иерархической характеристики систем знаний и людей, особенно в западно-центричных, евро-североамериканских, капиталистических, сексистских, патриархальных и других системах.

В главе «Вымысел юридического лица: переоценка личности по отношению к людям» К.Д. Самарадивакера-Виджесундара обсуждает концепцию юридических лиц, с особым вниманием к компаниям, и их влиянию на общество. Автор исследует, как компании, несмотря на отсутствие физической формы, обладают юридическим

признанием и правами, схожими с правами физических лиц. В главе также поднимается вопрос о динамике власти в компаниях и их влиянии на общество, особенно в части закрепления неравенства. Автор приходит к выводу, что влияние компаний на жизнь людей, от возможностей трудоустройства до доступа к товарам и услугам, подчеркивает важность изучения роли юридических лиц в современном обществе.

В главе Моргана Ндлову «Культурная деревня и ее представление о "человеческом"» исследуется, как культурный туризм в современном мире закрепляет иерархию, утверждающую или отрицающую человеческую ценность на основе таких факторов, как раса, класс и пол. Автор раскрывает проблемы культурных деревень в Южной Африке, где утверждение и отрицание человечности происходит в рамках индустрии туризма. Таким образом в культурном туризме особенно очевидна настоятельная необходимость ликвидации дегуманизирующих структур в системе современного мира.

В главе «Фрагментированное человечество и монологи: на пути к универсальному гуманизму» Сипхамандла Зонди рассуждает о необходимости перехода к разностороннему глобальному диалогу. В ней также подчеркивается актуальность принятия коренных парадигм бытия, таких как убунту, и поощрения общинности для укрепления связей между людьми и достижения общих целей. Автор демонстрирует, что гуманизм, сконструированный в рамках западной, евро-североамериканской модерности, по сути является колониальным гуманизмом, и выступает за формирование нового, деколониального гуманизма, в основе которого лежат плюверсальность, а не универсальность, многосторонний диалог в противовес вертикальному монологу колониального дискурса.

Таким образом книга всесторонне анализирует многогранную природу дегуманизации, динамику власти и критическую важность регуманизации в достижении социальной справедливости и освобождения. Критический подход книги предлагает комплексное осмысление проблем и возможностей, с которыми сталкиваются современные африканские общества, преодолевая наследие колониализма и стремясь к более автономному и инклюзивному «конвенциональному» будущему.

IN SEARCH FOR AFRICAN SELF-IDENTITY © 2024 O.E. Oluwakayode

OLUWAKAYODE Olumide Emmanuel, PhD (History), Assistant Lecturer, Department of Theory and History of International Relations, Peoples" Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0003-2426-0395. E-mail: olumentain360@ gmail.com

Book review: Steyn M., Mpofu W. (Eds.). (2021). Decolonising the Human: Reflections from Africa on Difference and Oppression. Johannesburg: Wits University Press, 264 p.

Keywords: Africa, decolonization, humanness, African identity, self-identity, deconstruction, colonialism, dehumanization, discrimination

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-68-3-175-178

For citation: Oluwakayode O.E. (2024). In Search for African Self-Identity (Review). Journal of the Institute for African Studies. № 3. Pp. 175-178. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-175-178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.