Научная статья на тему 'В парадигме утраченных запахов: от мифа о Пигмалионе и Галатее к мифу о потерянной душе на примере повести И. С. Тургенева Ася'

В парадигме утраченных запахов: от мифа о Пигмалионе и Галатее к мифу о потерянной душе на примере повести И. С. Тургенева Ася Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
424
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИВАН ТУРГЕНЕВ / ОЛЬФАКТОРНЫЙ КОД / ЗАПАХ / МИФ / МИФОЛОГЕМА / МИФ О ПОТЕРЯННОЙ ДУШЕ / ПИГМАЛИОН И ГАЛАТЕЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бруй Л.Н.

Данная статья посвящена рассмотрению ольфакторного кода повести И. С. Тургенева «Ася». Авторами выявлена мифологема посредством распределения запахов по сюжету повести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В парадигме утраченных запахов: от мифа о Пигмалионе и Галатее к мифу о потерянной душе на примере повести И. С. Тургенева Ася»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 82

Л.Н. Бруй

Магистрант 2 курса Филологический факультет Алтайский государственный педагогический университет

г. Барнаул, РФ

В ПАРАДИГМЕ УТРАЧЕННЫХ ЗАПАХОВ: ОТ МИФА О ПИГМАЛИОНЕ И ГАЛАТЕЕ К МИФУ О ПОТЕРЯННОЙ ДУШЕ НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ И. С. ТУРГЕНЕВА «АСЯ»

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению ольфакторного кода повести И. С. Тургенева «Ася». Авторами выявлена мифологема посредством распределения запахов по сюжету повести.

Ключевые слова

Иван Тургенев, ольфакторный код, запах, миф, мифологема, миф о потерянной душе,

Пигмалион и Галатея.

В прозе И. С. Тургенева формируется ольфакторная поэтика, специфика которой заключается в распределении запахов по тексту. Скопление запахов именно в начале сюжета связано с комплексом человек-растение: в безоглядности Н.Н. - органичность его бытия.

Запахи связаны с мифологическим слоем произведения. Они вместе с символами формируют мифологему, которая способствует правильному понимаю произведения и верной интерпретации отдельных эпизодов и формирует мифопоэтику автора.

Все члены ольфакторной системы так же, как и герои, двойственны. Запахи непосредственно связаны с поведением героев, их воспоминаниями, их переживаниями. То есть запахи представлены как представители психологизма.

Все лексически выраженные запахи сосредоточены преимущественно в начале повести, когда Н.Н. оказался перед загадкой. Запахи совершенно исчезают по мере развития отношений между ним и Асей. Парадоксально, но, сознавая свою влюбленность, Н.Н. перестает чувствовать запахи, то есть мертвеет. Он не в состоянии ответить на чувства Аси. В этом заключается главный смысл распределения запахов по тексту произведения.

Ася ускользает от Н.Н., существуя в ролях, масках. Н.Н. констатирует: «она являлась мне полузагадочным существом» [5, с. 214].

Некоторые роли она исполняет сознательно, начитавшись литературы: «На следующий день я опять не узнал ее, пока не догадался, что ей вдруг вошло в голову: быть домовитой и степенной, как Доротея» [5, с. 214].

Еще одна роль - пушкинская Татьяна: «А я хотела бы быть Татьяной... [5, с. 224]». Ася, слегка перефразируя пушкинский текст, цитирует слова Татьяны, говоря о себе: «... где нынче крест и тень ветвей над бедной матерью моей!» [5, с. 224]. Ася реализует вариант Татьяны в своей судьбе. Как и Татьяна, Ася первая решится на объяснение; как и Татьяна, вместо ответного признания, услышит нравоучительные упреки; и ей тоже не суждено обрести счастье взаимной любви.

И как было сказано выше, Лорелея как неосуществленный вариант.

Это роли, из которых Ася пытается лепить себя.

Очертания мифа о Пигмалионе и Галатее просматриваются в тексте. Рафаэлевская Галатея - архетип, заданный самим Н.Н., с ней Ася ассоциируется для Н.Н.

В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену, известную как «похищение Галатеи». Подобно циклопу Полифему, Гагин разлучает Н.Н. и Асю: он её увозит: «Какие предрассудки? - вскричал я, как будто он мог меня слышать, - что за вздор! Кто дал право похитить ее у меня...». Я схватил себя за голову...» [5, с. 240].

Но в целом сюжет повести очерчивает миф о Пигмалионе и Галатее. Сотворение Галатеи метафорически выражено в обретении Асей крыльев.

Сожалея о своей человеческой судьбе, Ася мечтает об облике птицы, об этом диалог с Н.Н.: «Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели ... Так бы и утонули в этой синеве ... Но мы не птицы. - А крылья могут у нас вырасти, - возразил я. - Как? - Поживите - узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья» [5, с. 228].

И завуалированное признание в разговоре уже на следующий день: «Помните, вы вчера говорили о крыльях? Крылья у меня выросли - да лететь некуда. - Помилуйте, - промолвил я, - перед вами все пути открыты. Ася посмотрела мне прямо и пристально в глаза» [5, с. 228]. Вальс, на который Н.Н. пригласил Асю, - подобие полета12. Бескрылость Н.Н. - в неумении понять другого.

Но окрыленность чувствует и Н.Н. Те крылья любви, о которых он знал только в теории, ощущаются им, поднимают его, вдохновляют его: «Я не помню, как я дошел до З. Не ноги меня несли, не лодка меня везла: «меня поднимали какие-то широкие, сильные крылья. Я прошел мимо куста, где пел соловей, я остановился и долго слушал: мне казалось, он пел мою любовь и мое счастье» [5, с. 239]. Кажущееся принял за действительное, будучи поглощенным собой. Герой остаётся бескрылым до самого рокового момента -потери Аси, он понимает, что влюблён в неё, но, к сожалению, поздно...: Ася осталась невоплощённой. Ожившая статуя, следов которой не отыскать.

Так, ольфакторная поэтика И.С. Тургенева, с одной стороны, раскрывает в персонажах тайное (в соответствии с методом «тайной психологии» писателя), с другой стороны, выражает авторскую позицию.

Список использованной литературы:

1. Зыховская, Н.Л. Ольфакторная картина мира романов И.А. Гончарова / Н.Л. Зыховская // Научный журнал КубГУ. - 2013. - 89 (05). [Электронный ресурс]. - URL: http://ej.kubagro.ru/2013/05/pdf/53.pdf.

2. Козубовская, Г.П., Фадеева, Е.Н. Мифологема запаха в романе И. С. Тургенева «Дым» / Г.П. Козубовская, Е.Н. Фадеева // Культура и текст: миф и мифопоэтика. - СПб.; Самара; Барнаул, 2004. - С. 158-166.

3. Миф о Пигмалионе и Галатее. [Электронный ресурс]: URL: http://vilinburg.net/blog/2009-10-04-153.

4. Недзвецкий, В.А. Любовь - крест - долг (О повести Тургенева «Ася») / В.А. Недзвецкий // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. - 1996. Том 55. - № 2. - С. 27-30.

5. Тургенев, И.С. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 6. - М.: Художественная литература, 1978. - 368 с.

© Бруй Л.Н., 2018

12 Заметим, что его тянет вверх: «Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразил чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и легкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно и ему было раздольнее на высоте» [5, с. 204].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.