Василий Никитич Татищев - известный государственный деятель России первой половины XVIII века. Архивные документы, отложившиеся в Национальном архиве Республики Калмыкия, свидетельствуют о многогранной деятельности В.Н. Татищева в 1741-1745 гг., когда он исполнял обязанности губернатора Астраханской губернии и главы Калмыцкой комиссии при Коллегии иностранных дел.
В.Н. Татищев сумел предотвратить ожесточённую и кровопролитную борьбу калмыцких владельцев за ханский престол. Чтобы избежать раскола в калмыцком обществе, В.Н. Татищев неоднократно лично встречался с представителями противоборствующих сторон. Он также вёл постоянную переписку с влиятельными калмыцкими владетелями и их знатными людьми, организовывал поездки калмыцких владетелей в Санкт-Петербург на торжественные мероприятия (например, по случаю восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны), приглашал их на русские праздники (Святой пасхи и т.д.). Сам принимал участие в калмыцких мероприятиях с выездом в улусы (по случаю праздника «Цаган сар») и т.д.1
Зима 1741-1742 гг. в Калмыцкой степи была чрезвычайно суровой, многие калмыки лишились своего скота. Калмыки выходили из этой суровой зимы «скудными» и «бесконными» (терминология тех лет). В.Н. Татищев помог этим бедным калмыкам избежать неминуемого голода, ожидавшего их весной 1742 г. В феврале 1742 г. он оперативно расселил 15 000 «скудных» калмыцких семей («кибиток») для временного проживания в рыбных местах при астраханских, царицынских и гурьевских ватагах русских рыбопромышленников и казённых учугах2. В письме от 11 февраля 1742 г. наместнику Калмыцкого ханства Дондук Даше В.Н. Татищев в частности сообщает (документ публикуется по современным правилам орфографии, с сохранением стилистических особенностей оригинала): «При Астрахани по ватагам коликое число убогих калмык, кибиток кем принято будет. Тому при сём реестр:
Тихон Лошкарев....................1500
Федор Кобяков..........................................................1000
Иван Дьяконов.........................200
Федор Вязьмин .............................................................. 50
Илья Чирин...............................200
Иван Хлебников..........................................................400
Фрол Савицкий..........................50
Григорий Камышев.....................................................100
Иван Блинов.............................200
Роман Крашенинников...............................................100
Данила Ломовцов....................100
Спасского монастыря архимандрит Мефодий.........500
Дмитрий Кафтанников............100
Гаврила Стариков.......................................................100
Леонтий Боков......................... 100
Никифор Бирвков........................................................100
Иван Бухарцев..........................100
Дмитрий Самарский ................................................... 400
Николай Бариновский ............... 50
Иван Шумнов..............................................................200
Лаврентий Иванов ................... 200
Ефим Бакланов............................................................100
Михаил Хвалабогу...................100
По доношению майора Смолянинова.
Близь Яика, Гурьева городка - 2000. При казённых астраханских 4 учугах с 280. Всего: 8600 кибиток.
Послано (наместнику Калмыцкого ханства) с переводом (на калмыцком языке) 11 числа (февраля 1742 г.)»3.
В.Н. Татищев был первоклассным руководителем и строителем4. Об этом свидетельствует и появление на карте Астраханской губернии Енотаевской крепости, строительством которой он занимался от начала до конца: выбор местности, план строительства, формирование отрядов строителей, организация конкурса на закупку строительной древесины, строительство и т.д.5.
В.Н. Татищев постоянно уделял внимание укреплению мира и согласия между народами, населявшими Поволжье и Северный Кавказ. Он всячески поддерживал развитие торговых, экономических, культурных отношений между ними, что нашло отражение в ряде документов НАРК. Вот один из тех многочисленных документов (публикуется по современным правилам орфографии, с сохранением стилистических особенностей оригинала):
«Её императорского величества верноподданному киргиз-кайсацкой меньшей орды Абулгаир-хану, салтанам, старшинам и всему киргиз-кайсацкому войску от тайного советника Татищева.
Сей день получил я от Её императорского величества к вашему высокопочтению всемилостивейшую грамоту, которую при этом и посылаю. Во исполнение оной [грамоты] вашему высокопочтению напоминаю, чтоб вы по вашей к Её императорскому величеству всеподдан-ной верности для утверждения с калмыцким народом мира посланцев ваших (салтанов и знатных старшин) прислали в Астрахань, куда съедутся и сами калмыцкие владельцы и их знатные люди.
По прибытии оных ваших посланцев и для успокоения обоих народов труд мой приложить не оставлю, пребываю (в таком состоянии)
Вашего высокопочтения верный и доброжелательный.
В той же силе средней орды Абулмамед-хану, салтанам, старшинам и всему киргиз-кайсацкому войску в день 4 февраля 1742 года (написаны). Посланы оные листы с грамотами 5 числа (февраля 1742 года) с посланцем Джанибековым Акаем»6.
Решая спорные вопросы, В.Н. Татищев стремился учитывать законы и традиции русского, калмыцкого и татарского судопроизводства. Имеются документные свидетельства того, что В.Н. Татищев, например, принимал определённое участие в создании нового права для того времени, где учитывались бы интересы русских и калмыков, и калмыцкого права на основе известного монголо-калмыцкого устава взысканий (Цааджинъ-Бичикъ) 1640 г. Одним из подтверждающих это документов является официально-деловое письмо В.Н. Татищева в адрес коменданта г. Царицына Г. Кнутова:
«Государь мой!
По присланному ко мне минувшего октября 11 числа именному Её императорского величества всеподданнейшему указу от 31 августа между прочими пунктами повелено в 3-м (пункте): о постановлении для лучшего разбирательства между русскими и калмыками происходящих ссор особливое право сочинить мне из наших российских и из калмыцких прав, справясь с прежними калмыцкими делами в бытности при оных Артемия Волынского, которые все имеются у вашего высокоблагородия. И оное по сочинении для рассмотрения в Коллегию иностранных дел прислать.
В 4-м (пункте): о суде и расправе между калмыками, как то при хане Аюке происходило. Для известия, справясь, пришлите в ту же иностранную Коллегию ведомость. И с оных пунктов наперёд сего в бытность мою с вашим высокоблагородием при переправе на
нагорную сторону багацохуровых улусов. И с того указа выписать того ради, ваше высокоблагородие, благоволите.
После объявленного Её императорского величества именного указа, справясь о калмыцких делах прежних годов в письменных делах, потребное (необходимое) по означенным пунктам выписать. Для отсылки в Коллегию иностранных дел прислать ко мне немедленно.
Вашего высокоблагородия, государя моего, послушный слуга
В. Татищев [Автограф].
Астрахань. 28 ноября 1742 года»7.
В.Н. Татищев придавал большое значение роли переводчиков. В связи с этим он уделял особое внимание переводчикам калмыцкого языка. Он проявлял заботу об условиях их жизни и быта, о качестве подготовки, росте их профессионального мастерства8.
Документы, хранящиеся в НАРК, характеризуют В.Н. Татищева не только как государственного деятеля, но и как человека с чувством повышенной ответственности. Об этом свидетельствует, например, приказ от 10 января 1745 г., который подписан самим В.Н. Татищевым9 (см. Приложение). Будучи больным, В.Н. Татищев продолжал работу, но, видимо, из-за паралича не мог подписывать документы, поэтому появился его приказ следующего содержания (документ публикуется по современным правилам орфографии, с сохранением стилистических особенностей оригинала):
«1745 год, в день 10 января. По указу Её императорского величества тайный советник и астраханский губернатор Татищев, видя себя в болезни, продолжительной, что уже от великой слабости правою рукою подписывать не может, а по нынешним обстоятельствам правление Калмыцкими делами времени терпеть не может и за тем в течение его не последовали бы упущения, а паче вреда, приказал ныне оные дела в Астрахани до указа править коллежскому асессору Федору Черкесову, ему же по указу государственной Коллегии иностранных дел калмыцкое право сочинять, ибо наместник ханства Калмыцкого Дондук Даши и по оной о скором совершении просит, о чём к нему Черкесову послать ордер, а государственной Коллегии иностранных дел донести.
В. Татищев [Автограф]».
Многие документы, отложившиеся в НАРК и связанные с именем В.Н. Татищева, не известны науке, хотя они представляют большой интерес для исследователей разных наук и научных направлений. Нашей статьей нам хотелось бы привлечь их внимание к этому богатейшему источнику.
чяж.....
/
¿о
: ¿>1
АД XX ^ а пх 0 ? 1К С^О'^ ?лх и С га ад ш«ма(ч\одет^
ЧтЛ (Ка^ахачкоч ^^нашо^ тшАгх^д^Ал
геГ. хТолтх, т^вАвлт* лча т» да ¿ДХЛНИО* адЛ
Г^ттго ^^а тчадХмА-
I ^иаК тграДт(Г И
Ли!
ихм^ч------- - г гадмпГ ноаМ
*Ч0(СИраи'и.а»|ь наДАлш.
пч? 04л« ^ «V. I..1..,
(Кем''
к**» 1 ст^ у (У'5
Л**
1<с/г>
>1м- :_■
Примечания
1 Национальный архив Республики Калмыкия (НАРК). Ф. 36. Оп. 1. Д. 141-181.
2 НАРК. Ф. 36. Оп. 1. Д. 141. Л. 115-119.
3 Там же. Л. 119.
4 Торопицын И.В. Записка В.Н. Татищева о планах застройки крепости Черный Яр // Исторический архив. М. 2001. №2. С. 201-207.
5 Сусеева Д.А. В.Н. Татищев и Енотаевская крепость в русско-калмыцких отношениях. 1742-1745 гг. // Исторический архив. М. 2016. № 4. С. 185-190.
6 НАРК. Ф. 36. Оп. 1. Д. 141. Л. 103-103об.
7 Там же. Д. 146. Л. 275-275об.
8 Там же. Д. 141. Л. 111, 202, 286 и др.
9 Там же. Д. 181. Л. 2.