лию Чубарову, у которого также хранится вся государственная документация, необходимая для управления. «А имати ему (Тени-шу. — Н. П.) тот ясак с тое мордвы в Мещере самому по писцовым книгам, каковы книги даны Василью Чюбарову с Мещенино-вых книг Морозова с товарыщи. А писмо ему имати с книг тому ясаку у мордовского приказчика у Василья Чюбарова за его рукою. А буде вперед прибудет ясачных денег, и мордовскому приказчику Василью Чюба-
рову, или хто по нем иной приказчик над тою мордвою будет, те ясаки збирая, писать у себя в приходные книги, да те денги присы-лати к Москве в Нижегородцкой и Мещерской дворец» [2, с. 247].
В целом по России ликвидация системы кормлений не была единовременным актом и происходила на протяжении ряда лет. На территории мордовского края эта реформа приобрела одну из самобытных форм.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акты служилых землевладельцев XV начала XVII века : в 4 т. / сост. А. В. Антонов,
К. В. Баранов. М. : Археогр. центр, 1997. Т. 1. 432 с.
2. Акты служилых землевладельцев XV начала XVII века : в 4 т. / сост. А. В. Антонов.
М. : Древнехранилище, 2002. Т. 3. 680 с.
3. Документы и материалы по истории Мордовской АССР : в 2 т. / под ред. Б. Д. Грекова.
Саранск : Изд-во МНИИЯЛИ, 1940. Т. 1. 433 с.
4. Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного / А. А. Зимин. М. : Изд-во соц.-экон. лит., 1960.
512 с.
5. Ишеев М. География княжеств Мещерского Юрта в XV XVI вв. / М. Ишеев // Татарские
князья и их княжества : сб. ст. и материалов ; под ред. М. Ишеева. Н. Новгород, 2008. 68 с.
6. РГИА (Рос. гос. ист. арх.). Ф. 1343. Оп. 16. Д. 813.
7. Сафаргалиев М. Г. Присоединение мордвы к русскому централизованном государству /
М. Г. Сафаргалиев // Тр. НИИЯЛИЭ при Совете министров Мордовской АССР. Саранск,
1964. Вып. 27. Сер. Историческая. С. 3 17.
Поступила 13.09.2012.
УДК 929:39(=511.152)
В. Н. МАЙНОВ — ВЫДАЮЩИЙСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЭТНОГРАФИИ И АНТРОПОЛОГИИ МОРДОВСКОГО НАРОДА
Н. Ф. Мокшин
В статье анализируются научные труды известного российского дореволюционного ученого В. Н. Майнова, посвященные изучению этнографии и антропологии мордовского народа.
В 1877 г. ученый секретарь Отделения этнографии Императорского Русского географического общества Владимир Николаевич Майнов предложил снарядить особую экспедицию для изучения мордвы в антропологическом и этнографическом отношении. Отделение этнографии утвердило проект экспедиции и поручило Майнову ее провести.
В том же году ученый посетил мордовские селения шести губерний Европейской части России: Нижегородской, Симбирской, Казанской, Тамбовской, Самарской, Пензенской. Итогом его исследований стали три монографии, первая из которых посвящена физической антропологии мордвы, а две другие — этнографии [2 — 3; 15]. Работа
© Мокшин Н. Ф., 2012
В. Н. Майнова «Результаты антропологических исследований среди мордвы-эрзи» [2, с. 119], содержащая представляющую интерес информацию об образе жизни мордовского народа и его традиционном менталитете, к настоящему времени отчасти устарела. Для конца XIX в. это было весьма значительное научное сочинение, высоко оцененное антропологами; не случайно Императорское Русское географическое общество удостоило автора золотой медали [12, с. 875].
Наиболее важный труд ученого, актуальный до сих пор, — «Очерк юридического быта мордвы». Автор исследовал на монографическом уровне нормы обычного права этого народа, семейные отношения, пережитки родового строя, имущественные и земельные отношения, традиции этноправосудия. Это был первый опыт систематического описания традиционного быта мордвы во всем его многообразии, к тому же очень удачный. В. Н. Майнов стремился привлечь сравнительный материал о соседствующих с мордвой этносах, особенно о русских, проследить самобытные и заимствованные черты в «юридическом быте» мордвы. На некоторых из них остановимся подробнее.
Поездки исследователя по мордовским населенным пунктам различных губерний Европейской части Российской империи в 1870-х гг., пристальное изучение их экономического состояния дали ему возможность сделать верные выводы о происходившей капитализации мордовской деревни, когда начал активно развиваться процесс социального расслоения крестьянства, выделения значительной массы бедняков, сельских пролетариев, лишенных средств производства. С другой стороны, возникала сельская буржуазия — кулачество. «Мордва, — писал В. Н. Майнов, — знает цену деньгам, а как народ предприимчивый, она ценность денег повысила до чрезвычайности. Повелось так здесь, как и везде, что деньги взаймы дает тот, кто живет побогаче и успел скопить капитал; таких хозяев по мордовским селам встретить не редкость...» [3, с. 240].
Специфической чертой раннего периода развития капитализма, его генезиса было отходничество. Подавляющая часть работников из мордвы первоначально лишь временно покидали деревни в поисках подсобного заработка, так как в общине сохранялись их земельные наделы. Многие уходили на летние работы в большие хозяйства Заволжья. «Уже с конца июля, — свидетельствовал Майнов, — по всем пристаням правого берега Волги можно видеть более или менее значительные толпы мордвы, которую привыч-
ный глаз тотчас отличит от великорусса, че-ремисина, симбирского татарина и чуваша, как ни сильна племенная нивелировка, совершаемая совершенно одинаковою жизненною обстановкою; все эти кучки располагаются на берегу в ожидании прихода парохода... среди ожидающих можно заметить одного, который, видимо, хозяин кучки; он и бойчее остальных, хорошо говорит по-русски, видимо, человек бывалый. И действительно, это никто иной как ,,келломань“, избранный еще в селе, дома в заправилы артели, так как ему известны по имени и отчеству все пароходные капитаны и агенты, все большие хозяйства за Волгою, где, несомненно, потребуется рабочая сила... У него на руках все артельные деньги, в которых он, конечно, обязан пред товарищами отчетом...» [3, с. 263]. В. Н. Майнов обращает внимание на стремление мордвы к обучению грамоте, ремеслам, умелому хозяйствованию. «Мордва... — писал он, — крайне сожалеет об отсутствии ремесленных и сельскохозяйственных школ, и не раз приходилось нам слышать, что они охотно поотдавали бы детей в особенности в последние...» [3, с. 250].
Ученый затрагивает и этнодемографи-ческие аспекты жизни мордовского народа, касающиеся рождаемости, смертности, долгожительства, общинных и семейных традиций, оказывавших регулирующее воздействие на этнодемографические процессы. Так, говоря о мордовских долгожителях, он пишет: «В 16 различных пунктах мы отметили 22 старика и старуху по 80 с лишком лет, 11 лиц обоего пола, достигших 90 лет, и 4 лица, заведомо имевших более 100 лет от роду, причем одному старику было, по его словам, проверенным в церковных книгах, — 122 года» [3, с. 88 — 89]. В то же время «в особенности большая смертность замечается среди детей, так как они вымирают более, нежели наполовину» [3, с. 147].
В. Н. Майнов внес немалый вклад в изучение традиций этнического правосудия мордвы. Актуализация обычного права после судебной реформы 1860-х гг. потребовала серьезных разработок не только по теории, но и по методологии сбора конкретного эмпирического материала в этой сфере. «Очерк юридического быта мордвы», опубликованный в «Записках Императорского Русского географического общества по отделению этнографии» в 1885 г., явился ответной реакцией авторитетного научного общества на тематику, актуальную не только для государственных властей, но и для общественности. Как верно отмечает современный исследователь обычно-правовых отно-
92
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | № 3 — 4
шений мордвы Ю. Н. Сушкова, работа В. Н. Майнова, несмотря на ее очерковый характер, стала первым систематизированным трудом по обычному праву мордвы, внесшим множество новых сведений относительно целого ряда важных сторон мордовского этноправоведения. За основу классификации народных традиций исследователем выбран отраслевой принцип, в рамках которого рассматривалось регулирование отдельных видов общественных отношений, главным образом обычного гражданского и брачно-семейного права. Особое внимание автор уделил изучению условий и форм заключения брака, юридических аспектов свадебного обряда, личных и имущественных отношений между супругами, другими членами семьи и родственниками, наследования, вещного права, различных видов договоров: купли-продажи, мены, найма, ссуды, поклажи. В действительности проведенный ученым анализ обычно-правовых норм гораздо шире по содержанию, он охватывает не только вышеуказанные сферы, но и отношения уголовно-правового, земельного, трудового характера [14, с. 15].
Завершая книгу о юридическом быте мордвы, В. Н. Майнов пишет: «Да не будет нам поставлено в вину, если картина эта не полна — мы сделали все от нас зависевшее, чтобы дать, по крайней мере, хотя бы этот скромный труд по юридическому быту миллионного народа для того, чтобы возможны были дальнейшие исследования в этом направлении» [3, с. 267]. Однако в последующем, в частности в эпоху СССР, подобные работы не появились, ибо идеологи коммунизма, пропагандировавшие значимость народного разума и вековых традиций, крестьянского самоуправления, нередко опираясь на них в борьбе за власть, взяв ее, стремились нивелировать этническую самобытность, формируя унифицированную, тоталитарную советскую государственно-правовую систему. Лишь в постсоветское время сложились более благоприятные условия для разработки проблем обычного права, развенчания идеологемы о его юридической ничтожности. Существенным позитивным сдвигом в этом направлении, продолжающим традиции, заложенные В. Н. Майновым, стали монографии Ю. Н. Мокшиной (Сушко-вой) «Брак и семья в обычном праве мордвы» (Саранск, 2005) и «Этноправосудие у мордвы» (Саранск, 2009) [14], а также создание в 2009 г. при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева Межрегионального финно-угорского центра и лаборатории этноправоведения (руководи-
тель — доктор исторических наук Ю. Н. Суш-кова).
В 1889 г., через год после смерти В. Н. Майнова, в Хельсинки в трудах Финно-угорского общества вышла в свет на французском языке его книга «Остатки мордовской мифологии». В ней автор на основе собственных наблюдений и сведений, имевшихся в отечественных и зарубежных публикациях, архиве Императорского Русского географического общества (особенно рукописях архимандрита Макария), предпринял попытку систематизировать дохристианские религиозно-мифологические воззрения мордвы. «Мордовский народ, — писал В. Н. Май-нов, — который насчитывает к этому времени около 1 200 000 представителей, издавна известен в России; издавна русских и морд-вов связывали то дружеские, то враждебные отношения, но никого не заботило, как живет этот народ, во что он верит, кому он молится и как он это делает...» [15, р. 5]. Специалисты заинтересовались этим вопросом лишь в середине XIX в. Среди них наиболее значительное место занимает П. И. Мельников (Андрей Печерский) — автор «Очерков мордвы», одна из колоритных фигур русской этнографической науки, также действительный член Императорского Русского географического общества, несомненно, оказавший своей работой, впервые опубликованной в шестом, девятом и десятом номерах журнала «Русский вестник» от 1867 г., определенное влияние на творчество В. Н. Майнова.
Правда, некоторые авторы, например профессор Казанского университета И. Н. Смирнов, оценивая заслуги указанных авторов в изучении религиозно-мифологических представлений мордвы, писал: «При всем интересе, который возбуждает схема Мельникова — Майнова, мы не сможем не отнестись к ней с известной долей осторожности. Она слишком отдает классическими теогониями, мало вяжется с мордовскими воззрениями на богов и финской теогонией вообще» [13, с. 290].
В работе «Остатки мордовской мифологии» В. Н. Майнов приводит множество оригинальных записей мордовских молитв (пазморо), адресованных верховному богу Оцю Шкаю (Нишке), божеству земли Ма-сторпазу, сопровождавшихся исполнением на волынке и рожке «всегда грустной и монотонной музыки», описывает своеобразные манеры молиться, приподнимая руки над головой, людей, уполномоченных народом служить посредниками между ним и богами, особые места общинных молений, «слава о которых распространяется на сотни верст»,
жертвоприношения божествам воды — Ведя-ве, леса — Виряве, поля — Нороваве, двора — Кардаз-сярко, погребальные и поминальные обряды, ритуальную утварь, блюда и кушанья, которые мордва готовила к праздникам, почитание предков, культовых («священных») деревьев (береза, дуб, липа) и священных цифр, самобытные обычаи имянаречения, констатируя, что «цивилизация мало-помалу вторгается в жизнь народа и только в краю, где мордва говорят на своем языке, где они сохранили свой костюм и свои обычаи, мы находим в каждом дворе Кардаз-сярко» [15, р. 7, 22, 40, 51 — 52].
Рассмотрев «остатки мифологического мордовского канона», ученый отмечает, что они приводят «к очень интересным предположениям и заключениям о народной русской мифологии», показывая, «какое влияние оказал мордовский или финно-угорский паганизм на русскую мифологию» [15, р. 160]. Дальнейшее продолжение и развитие труды В. Н. Майнова в области духовной культуры мордвы нашли в работах мордовских исследователей М. Е. Евсевьева [1], М. Т. Маркелова [5], Н. Ф. Мокшина [6 — 9], Е. Н. Мок-шиной [10 — 11], Ю. Н. Мокшиной (Сушко-вой) [14] и др.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Евсевьев М. Е. Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии / М. Е. Евсевьев // Евсевьев М. Е. Избранные труды : в 5 т. Саранск, 1966. Т. 5. С. 342 384.
2. Майнов В. Н. Результаты антропологических исследований среди мордвы-эрзи / В. Н. Май-нов // Записки Императ. Рус. геогр. о-ва по отд-нию этнографии. 1883. Т. 11.
3. Майнов В. Н. Очерк юридического быта мордвы / В. Н. Майнов // Записки Императ. Рус. геогр. о-ва по отд-нию этнографии. 1885. Т. 14, вып. 1.
4. Марк К. Этническая антропология мордвы / К. Марк // Вопросы этнической истории мордовского народа. М., 1960.
5. Маркелов М. Т. Саратовская мордва / М. Т. Маркелов // Саратовский этнографический
сборник. Саратов, 1922. Вып. 1.
6. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы / Н. Ф. Мокшин. Саранск : Мордов. кн.
изд-во, 1968. 160 с.
7. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы / Н. Ф. Мокшин. 2-е изд., доп. и пере-
раб. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1998. 248 с.
8. Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы : этногр. справ. / Н. Ф. Мокшин. Саранск : Мордов.
кн. изд-во, 2004. 316 с.
9. Мокшин Н. Ф. Мордва и вера / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина. Саранск : Мордов. кн.
изд-во, 2005. 531 с.
10. Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX начале XXI века /
Е. Н. Мокшина ; МГУ им. Н. П. Огарева. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2003. 248 с.
11. Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX начале XX века /
Е. Н. Мокшина ; МГУ им. Н. П. Огарева. Изд. 2-е, доп. и перераб. Саранск, 2006. 306 с.
12. Семенов П. П. История полувековой деятельности Императорского Русского географического
общества. 1845 1895 / П. П. Семенов. СПб., 1896. Ч. 1.
13. Смирнов И. Н. Мордва / И. Н. Смирнов. Казань, 1895.
14. Сушкова Ю. Н. Этноправосудие у мордвы / Ю. Н. Сушкова. Саранск : Изд-во Мордов.
ун-та, 2009. 576 с.
15. Mainof W. Les Restes de la Mythologie Mordwine / W. Mainof // Suomalais Ugrilaisen
serian Aikakauskiria / Journal de la Societe finno-ougrienne. V. Helsingissa, 1889.
Поступила 13.09.2012.
94
BECTHИK Мордовского университета | 2012 | № 3 — 4