Научная статья на тему ' V МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУШИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ ОТ ВЦИОМа'

V МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУШИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ ОТ ВЦИОМа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социологический журнал
Scopus
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « V МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУШИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ ОТ ВЦИОМа»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

V МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУШИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Итоговый отчет от ВЦИОМа1

Главное событие года в области прикладной социологии России состоялось в РАНХиГС 12-13 марта 2015 г., Москва.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «ВЦИОМ» и Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ (РАНХиГС) представили Пятую Грушинскую конференцию, главной темой которой стала: «Большая социология: расширение пространства данных».

В дискуссиях и десятках мероприятий ежегодной конференции приняли участие генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, президент ФОМ Александр Ослон, генеральный директор GfK Russia Александр Демидов, руководитель Росстата Александр Суринов, руководитель Группы ЦИРКОН Игорь Задорин, директор компании OMI Александр Шашкин, заведующий кафедрой теории и истории социологии социологического факультета РГГУ Жан Тощенко, директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС Дмитрий Рогозин, заведующий лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ Эдуард Понарин, директор Программы опросной методологии Мичиганского университета Фредерик Конрад и другие эксперты.

V международная социологическая Грушинская конференция стала самой многочисленной за все годы проведения. География и масштаб крупнейшего события года в области прикладной социологии: за два дня в работе конференции приняли участие более 800 человек (почти в два раза больше, чем в прошлом году) из 7 стран (Россия, Молдова, Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия, США), 65 городов, 316 организаций. С докладами выступили 150 экспертов.

Лейтмотивом конференции стала тема расширения пространства данных в социологии. Открылось мероприятие пленарным за-

1 «Отчет» был разослан участникам конференции сразу по ее окончании

и по согласованию с ВЦИОМ публикуется в небольшой редакции. —

Прим. ред.

Научная жизнь

179

седанием на тему «Большая социология: интеграция новых данных и экспансия в междисциплинарность», ключевой вопрос повестки: как интегрировать «большие данные» (Big Data) в социологию. В своем вступительном слове В. Федоров сформулировал его так: «...как социология может ответить на вызов последних 5-7 лет, когда данные превратились в обильные и полноводные, вышли из берегов?».

Интересный факт: до начала конференции 37% опрошенных участников (результаты опроса, проведенного 6-11 марта, см.: URL: <http://wciom.ru/fileadmin/nayka/grusha2015/ot4et_1.pdf>) сообщили, что плохо себе представляют или вовсе не знают, что такое «большие данные», а в своей работе их уже использовали только 13%.

«Когда появляется новое слово — появляется надежда на чудо», — философски заметил А. Ослон. Так что же такое «большие данные»? Как сказал В.Федоров: «Big Data» — это соблазн, фейк, ложный путь или огромная возможность?».

Интерес к Big Data все более очевиден не только в исследовательском секторе, но и в коммерческих проектах. По словам А. Демидова: «.большие данные — это большие перспективы, они могут определить судьбу маркетинговых исследований в ближайшем будущем».

Сегодня скопился огромный массив данных, который успешно могут использовать социологи, маркетологи, консалтеры, госслужащие и др. Big Data уже активно используются в панелях OMI, IBM, Яндекс и т. п. К примеру, по результатам применения панели OMI выяснилось, что по онлайн-поведению пользователей Интернета можно (не задавая вопросов!) узнать их пол, возраст, место проживания, жизненные события, интересы и т. д. и даже предугадать некоторую последовательность действий в офлайне. И. Задорин назвал Big Data «вызовом для социологического профсообщества». Ведь «вполне может встать вопрос о том, зачем продолжать спрашивать у людей об их поведении, если можно получить эту информацию, изучая большие данные», — поясняет эксперт.

Прежние форматы опросных технологий устаревают, новым трендом и одним из приоритетных направлений развития крупных исследовательских компаний становится «планшетизация» опросов. Еженедельное исследование «Омнибус ВЦИОМ» уже проводится на планшетах, и благодаря этому процесс обработки данных стал более быстрым, качественным и т. д. Глава Росстата заявил, что ближайшая микроперепись населения (1-31 октября 2015 г.) пройдет с применением планшетов. А. Суринов пояснил, что видя большую бумажную анкету, респондент теряется и чаще отказывается от участия в опросе, а переход на новые технологии позволяет минимизировать эти риски.

На уникальном мастер-классе на тему «СМС-интервью vs голосовое интервью: результаты экспериментов» (презентация: URL: <http://wciom.ru/fileadmin/nayka/grusha2015/2_3-3_3/Conrad.pdf>) аме-

180

Социологический журнал. 2015. Том. 21. № 1. С. 178-180

риканский социолог Ф. Конрад отметил: «У этих технологий определенно есть большое будущее. И есть существенное преимущество перед голосовым интервью — у респондентов есть время подумать, они могут ответить спустя какое-то время, а это позволяет получить более качественные ответы».

Является ли этика барьером внедрения новых технологий? Этот вопрос также активно дискутировался на профильных круглых столах и секциях. Кстати, сами участники конференции в большинстве своем ответили на него отрицательно: 77% опрошенных считают, что этика помогает, а не препятствует развитию науки (см.: URL: <http://wciom.ru/fileadmin/nayka/grusha2015/ot4et_1.pdf>).

Какие задачи стоят перед социологическими ассоциациями; существует ли в профессиональной среде запрос на создание новой структуры, формирующей стандарты и лоббирующей интересы представителей исследовательской отрасли (о необходимости создания подобной ассоциации заявили 40% участников конференции); каким должен быть профессиональный стандарт социолога — эти и другие темы обсуждались в рамках двух круглых столов.

По мнению И. Задорина, большая социология — это прежде всего не большие данные, а большое профессиональное сообщество, «мультидисциплинарность и многометодичность». На секции «Все познается в сравнении. Опыт международных сравнительных исследований» (Евразийский монитор, ЛССИ НИУ ВШЭ) были озвучены последние результаты сравнительных исследований стран евразийского континента (с использованием данных различной природы).

На секции «Информационная открытость власти: опыт управления и современные вызовы» (ВЦИОМ) докладчики рассказывали о реализации таких приоритетных направлений развития российской политики, как информационная открытость власти, работа механизмов электронной демократии и правительства и др. На секции «Статистические данные в социологии» такие данные были рассмотрены как самостоятельные источники смыслов и пониманий в обществе.

Не были забыты и актуальные социальные темы: эксперты представили доклады и подискутировали с аудиторией о проблемах старения и особенностях изучения социального поведения детей и подростков в современном обществе (см.: URL: <http://wciom.ru/grhreports2015/>).

Дата поступления: 19.03.2015

V International Sociological Grushin Conference

12-13 March 2015, VCIOM, Moscow, Russia

FINAL REPORT of Russian Public Opinion Research Center

(VCIOM)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.