Научная статья на тему 'V Международная конференция молодых ученых «Пространство и время в русской литературе и философии»'

V Международная конференция молодых ученых «Пространство и время в русской литературе и философии» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространство / время / русская литература / философия / хронотоп / space / time / Russian literature / philosophy / chronotope

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — М.В. Синицына

Статья посвящена V Международной конференции молодых ученых «Пространство и время в русской литературе и философии», приуроченной к 90-летию Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. В конференции участвовали ученые из вузов Москвы и других городов России, а также зарубежные коллеги из Китая. Материалом для анализа пространственно-временной организации текста послужили произведения от древнерусской литературы до новейшей русской литературы. Особое внимание на теоретическом и практическом уровнях было уделено понятию хронотопа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — М.В. Синицына

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The V International Conference of Young Scientists «Space and Time in Russian Literature and Philosophy»

The article is devoted to the V International Conference of Young Scientists «Space and Time in Russian Literature and Philosophy» dedicated to the 90th anniversary of A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences. The conference was attended by scientists from Moscow institutions, including Lomonosov Moscow State University, and other Russian cities, as well as foreign colleagues from China. The material for the analysis of the spatiotemporal organization of the text was the works from ancient Russian literature to the latest Russian literature. Special attention at the theoretical and practical levels was paid to the concept of chronotope.

Текст научной работы на тему «V Международная конференция молодых ученых «Пространство и время в русской литературе и философии»»

DOI: 10.18572/2687-0339-2023-1-51-55

V Международная конференция молодых ученых «Пространство и время в русской литературе и философии»

М.В. Синицына,

кандидат филологических наук, преподаватель

Институт экономики и управления

АПК Российского государственного аграрного университета —

МСХА имени К.А. Тимирязева

E-mail: m.sinicina@rgau-msha.ru

Статья посвящена V Международной конференции молодых ученых «Пространство и время в русской литературе и философии», приуроченной к 90-летию Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. В конференции участвовали ученые из вузов Москвы и других городов России, а также зарубежные коллеги из Китая. Материалом для анализа пространственно-временной организации текста послужили произведения от древнерусской литературы до новейшей русской литературы. Особое внимание на теоретическом и практическом уровнях было уделено понятию хронотопа.

Ключевые слова: пространство, время, русская литература, философия, хронотоп.

15—16 ноября 2022 г. в Москве, в научной библиотеке и мемориальном музее «Дом А.Ф. Лосева» состоялась V Международная конференция молодых ученых «Пространство и время в русской литературе и философии». Соорганизатора-ми, кроме «Дома А.Ф. Лосева», выступили Научная лаборатория «Rossica: русская литература в мировом культурном контексте» и Совет молодых ученых ИМЛИ РАН, Центр русского языка и культуры имени А.Ф. Лосева Института филологии МПГУ, а также журнал «Соловьевские исследования», издаваемый Ивановским государственным энергетическим университетом имени В.И. Ленина. Конференция была приурочена к юбилейной дате — к 90-летию создания Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Открыли конференцию председатель Оргкомитета профессор кафедры истории русской литературы МГУ Е.А. Тахо-Годи и руководитель Центра русского языка и культуры имени А.Ф. Лосева, профессор МПГУ,

доктор культурологии А.В. Святослав-ский.

В приветственном слове Е.А. Тахо-Годи, открывшей пленарное заседание, было отмечено, что мысль о необходимости такого типа конференций возникла в 2018 г. в ходе реализации научного проекта, разработанного в ИМЛИ при поддержке РНФ и посвященного проблеме взаимодействия литературы и философии. Поскольку понимание художественного текста, его философской составляющей теснейшим образом связано с анализом пространственно-временной организации художественного произведения, то данные вопросы находятся в поле зрения как философов, так и филологов. Как позже подчеркнул А.В. Святославский, конференция осмысляет важнейший момент в нашем мироустройстве, поскольку человек одновременно путешествует по двум осям: во времени и в пространстве, которые сливаются воедино. В выступлении В.П. Троицкого («Дом А.Ф. Лосева»,

«Топос и хронотоп: драма идей») было акцентировано, что в науке к слитному рассмотрению двух концептов — пространства и времени — путь был трудным и медленным. Было показано, как из одного источника — из работы «Raum und Zeit» Г. Минковского (1908), по-разному извлекались генеральные идеи о пространстве и времени П.А. Флоренского, А.А. Ухтомского, М.М. Бахтина. Проблему «глубокого» текста Достоевского, совмещающего два плана — поверхностный и метафизический, рассмотрела Т.А. Касаткина (ИМЛИ, «Степень интенсивности использования текстового пространства в «глубоком» тексте: Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»), обратившись к суггестивному абзацу текста романа (речь Мармеладова, «Когда единородная дочь моя...»). В докладе В.Г. Андреевой (ИМЛИ, «Роль воспоминаний в организации художественного времени и композиции повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат») было показано, как Толстой разрабатывает свою идею времени на философской основе одновременности явлений. Как доказал автор, для писателя были важны не события с объективной (исторической) точки зрения, а воспоминания, дополненные воображением, которые обращают внимание читателя на сложность и красоту духовной жизни человечества. А.Г. Гачева (ИМЛИ) вернула научное сообщество к разговору о русском космизме, выступив с докладом «"Сделать пространство своим телом, а время — своей кровью". Пространство и время в философской и художественной практике А.К. Горского».

Первое заседание конференции 15 ноября открылось докладами, посвященными древнерусской литературе. А.В. Шаповалов (МГУ, «Упоминания времени в Новгородской первой летописи как объект редакторской правки»), И.Э. Иванов (МГУ, «И обычай имЪютъ своею мелкою грамматикою Бога опредЪляти мимошед-шими времены»: к вопросу о поэтике вре-

мени в старообрядческой книжности») и О.И. Докучаева (РГГУ, «Осмысление времени в древнерусских вопросно-ответных текстах») сосредоточили свое внимание на темпоральных мотивах в текстах древнерусской книжности. В выступлении Е.А. Андреевой (ИМЛИ, «Ордынское пространство в "Житии Михаила Ярославича Тверского": реальное и символическое») были раскрыты стороны реального и символического пространства Орды в «Житии Михаила Тверского». Н.А. Демичева (ИМЛИ, «Пространство и время в текстах о путешествиях в Персидскую землю конца XVI — первой половины XVII вв.») проанализировала как пространственные, так и временные маркеры в статейных списках русских послов, а также в «Хожении» московского купца Ф.А. Котова.

Во второй части первого заседания рассматривались тексты XVIII — начала XIX вв. В докладе Н.Р. Тестовой (Литин-ститут, «Взаимодействие литературного, сценического и социального хронотопа в пьесе Екатерины II "Федул с детьми"») было отмечено, что хронотоп пасторали основного сюжета пьесы при поддержке хронотопа спектакля меняет правила поведения в пространстве социальных отношений. Хронотоп меланхолии, а также оппозиция сельского и городского пространства в сентименталистском контексте интерпретировались в докладе М.В. Синицыной (РГАУ-МСХА, «Осмысление категории пространства в очерках В.Ф. Малиновского "Россиянин в Англии" и "Записки о Молдавии"»). Особенности устройства художественного пространства од рассматривались в докладах А.Ю. Антонова (МГУ, «Художественное пространство поздних од В.В. Капниста: рецепция горацианских мотивов») и А.Ф. Багаевой (МГУ, «Пространство мира и войны в одах времен русско-турецких войн последней трети XVIII — первой трети XIX вв.»).

На втором заседании 15 ноября речь шла о русской классической литерату-

ПРОФЕССОРСКИЙ ЖУРНАЛ. Серия: Русский язык и литература

ре XIX в. Д.И. Мишина (МГУ, «Функция хронотопа в "Европейских письмах" В.К. Кюхельбекера: трансформация модели отечественной литературной утопии») выявила новаторскую природу «Писем» в контексте развития русской утопии. А.Е. Рожкова (Литинститут, «Мистические пространства романтизма: драма-мистерия В.К. Кюхельбекера «Ижорский» и отрывки трагедии «Грузинская ночь» А.С. Грибоедова») отметила близость произведений Кюхельбекера и Грибоедова к жанру «феерия». М.Ю. Попова (Уральский государственный педуниверситет, «Трансформация образа степи в творчестве Е.П. Ростопчиной») проследила динамику развития образа степи в творчестве Ростопчиной.

Используя терминологию неклассической философии, Д.А. Теслюк (Южный федеральный университет, «Гетеротопии в пространственно-временной структуре повестей Н.В. Гоголя: феномен трансгрессии») рассмотрела феномен трансгрессии в гетеротопном пространстве гоголевских повестей на онтологическом уровне. В докладе «"Пространство человека" и "Пространство истории" в романе Я.П. Полонского "Признания Сергея Чалыгина"» А.В. Тарзаевой (МГУ) акцент делался на взаимодействии личности и истории.

Художественный мир Чехова и особенности хронотопа в разных произведениях писателя рассматривался в выступлениях Ю.В. Ворониной (МГУ, «Фантастическое пространство и время в повести А.П. Чехова "Чёрный монах") и Ю.Ю. Ишутиной (МГУ, «Взаимодействие времени и пространства в рассказах А.П. Чехова «Верочка» и «Студент»). Чэнь Фанмин (Китай, Шэньчжэнь, университет МГУ-ППИ) в докладе «"Реальные географические локу-сы" и их смысл в цикле К.К. Случевского "Мурманские отголоски"» пришла к выводу, что через конкретное и малое (локу-сы природного пространства) Случевский воссоздает целостную картину мироздания.

Предметом исследования третьего заседания 16 ноября стала русская литература начала XX в. М.С. Щавлинский (ИМЛИ, «Категории пространства и времени в «Сирийских рассказах» С.С. Кон-дурушкина и «Храме Солнца» И.А. Бунина») проанализировал хронотоп Востока произведениях Кондурушкина и Бунина, имеющих тематическое единство и общие претексты, а А.В. Филатов (МГУ, ИМЛИ, «Мифологическое пространство и время в «арбенинском» цикле стихотворений О.Э. Мандельштама») — мифологический хронотоп стихотворений Мандельштама 1920 г., воссоздающих за личными переживаниями и впечатлениями лирического героя события катабазиса и анабазиса — схождения в мир мертвых и возвращения в мир живых. В фокусе рассмотрения Ю.Ю. Анохиной (ИМЛИ, «"Вывести из ада Эвридику...": Вяч. Иванов о «женском» и «мужском» в пространстве романов Ф.М. Достоевского») находился вопрос о том, как Вяч. Иванов понимает связь между спецификой художественного пространства романов Достоевского и воплотившихся в них категориях «мужского» и «женского» в метафизической плоскости. В докладах А.А. Храмовой (МГУ, «Философия А. Бергсона в творчестве О.Э. Мандельштама: от рецепции к творческому переосмыслению»), Д.А. Аксеновой (МГУ, «Мистическая историософия Велимира Хлебникова в контексте идей западной и русской философии») и Д.А. Бережнова (МГУ, «Проблема памяти в прозе Набокова: В.В. Набоков и А. Бергсон») нашла отражение проблема взаимодействия художественных текстов с философией А. Бергсона. Чжу Цзывэй (Китай, Шэньчжэнь, университет МГУ-ППИ, «Отношение пространства и времени в травелогах: на примере рассказа «Облако, озеро, башня» В.В. Набокова») описала образ поезда, который соединил реальный мир с потенциальным миром в будущем в рассказе Набокова, а А.А. Юдникова (Костромской государственный университет,

«Образ странника в очерковых циклах Б.К. Зайцева "Афон" и "Валаам": генезис, функции, поэтика») — образ странника в его различных ипостасях у Зайцева.

На четвертом заседании 16 ноября продолжился разговор о русской литературе начала XX в. В докладе А. С. Кравец (РУДН) «Философия истории в абстрактном пространстве (на материале раннего рассказа А.П. Платонова "Жажда нищего"») было введено понятие абстрактного пространства в историософии Платонова. Е.С. Апалькова (МГУ, ИМЛИ, «Реальное и магическое пространство в рассказах А.С. Грина "Крысолов" и "Фанданго"») остановилась на рассмотрении магического пространства, противопоставленного реальному послереволюционному Петрограду. Проблема переосмысления топоса дачи у Маяковского была затронута в выступлении Н.В. Михаленко (ИМЛИ, «То-пос дачи в творчестве В.В. Маяковского»). А.В. Макарова (МГУ, «Аксиология пространственно-временных характеристик в пьесе Н.К. Рериха «Милосердие»») исследовала гетерогенный художественный мир философской пьесы Рериха. К Живой Этике Рериха обратилась и Е.В. Масяйкина (Национальный исследовательский Томский государственный университет) в докладе «Категории времени и пространства в произведении Г.Д. Гребенщикова "Моя Сибирь" и ее англоязычном автопереводе "My Siberia". Завершая секцию, С.А. Огу-дов (Госфильмофонд, «Время в сценарном нарративе: киносценарий С.М. Эйзенштейна «Броненосец "Потёмкин"») сосредоточил свое внимание на нарративной скорости в сценарном тексте.

В докладах А.А. Гравина (ИМЛИ; Социологический институт РАН, «Пространство и время в эйдетической диалектике А.Ф. Лосева»), Е.А. Кислицыной (МПГУ, «Мифопоэтическое пространство сновидений в романе А.Ф. Лосева "Женщина-Мыслитель"») и Е.А. Фетисовой (МПГУ, «"Обезьяний лик" личности в рассказе А.Ф. Лосева "Театрал"»)

пятого заседания 16 ноября анализировалось литературное и философское наследие А.Ф. Лосева. Темой выступлений Е.М. Захаровой (ИМЛИ, «"Вопрос необычен, ответ неизбежен": пространственно-временной континуум "Недопе-ска" Ю.И. Коваля») и А.В. Маркова (МГУ, «Время библейское, актуальное, онтологическое в "Поэме о Сталине" А.А. Галича») стало осмысление пространства советского государства в послесталинскую эпоху. Космическое пространство в произведениях русской литературы XX в. было рассмотрено докладах О.В. Закут-няя (Институт космических исследований РАН, «Космос: пустота, путь или место для жизни?») и И.В. Морозовой (Национальный исследовательский Томский государственный университет, «Художественное пространство и время в малой прозе В.Д. Колупаева (на материале повести "Дзяпики", 1989»). О мифологическом хронотопе, помогающем Садур выстроить собственную онтологическую модель мира, было сказано в докладе В.В. Доценко (МГУ, «Пространство и время в ранних пьесах Н.Н. Садур "Чудная баба" и "Ехай"»). В докладе «Специфика хронотопа в пьесе «На донышке» М. Биттера-младшего» К.Ю. Ильиной (Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова) была отмечена амбивалентность хронотопических ситуаций пьесы.

Шестое заседание 16 ноября было посвящено новейшей русской литературе и современному литературному процессу. Особенности хронотопа цифровой поэзии, в которой визуальная композиция обретает темпоральное измерение, были отмечены А.В. Швец (МГУ, «Хронотоп цифровой поэзии: темпоральность спецэффекта и пространственная композиция»). В докладе «"И дольше века длится день...": О принципах и границах историзма в повести В.Г. Сорокина «День опричника»» Д.М. Цыганова (МГУ) были выявлены вероятные источники сорокинского

ПРОФЕССОРСКИЙ ЖУРНАЛ. Серия: Русский язык и литература

текста. М.А. Хлебус (Москва, независимый исследователь, «Экзистенциальная хро-нософия в современном романе: "Миусская площадь" М.М. Голубкова, "Каменный мост" А.М. Терехова») рассмотрела темпоральную структуру романов современных писателей, где время является одновременно конструктивным принципом, темой и основой философско-эстетиче-ской проблематики. Сопоставление текстов в докладе «Хронотоп исторической травмы: сравнительно-сопоставительный аспект (на материале графических романов О.А. Лаврентьевой "Сурвило" и К.-Ж. Кымсук "Трава")» Е.А. Даутовой (Челябинский государственный университет) показало, что в графических романах хронотоп наделяется символическим значением. В единой ткани мира («системе координат») восстанавливается утраченная гармония мира благодаря многостороннему диалогу автор—герой—читатель.

Д.Ю. Сырысева (ИМЛИ) в докладе «Экзистенциальное осмысление прошлого в повести Н.Е. Дьячковской "Исповедь исчезнувших"» обратилась к экзистенциальному представлению времени в художественной структуре повести якутской русскоязычной писательницы.

Первая конференция, посвященная взаимодействию пространства и времени, состоялась 25 ноября 2018 года. На ней было прочитано 3 пленарных доклада и 13 докладов молодых ученых и студентов. С каждым годом количество участников растет, расширяется и их география. На сегодняшний день в научном пространстве Москвы сложился научный маршрут, объединяющий ИМЛИ, «Дом А.Ф. Лосева», МГУ, МПГУ. Интерес к конференции не угасает, что свидетельствует о научной потребности осмысления категорий времени и пространства в литературе и философии.

The V International Conference of Young Scientists «Space and Time in Russian Literature and Philosophy»

Mariia Sinitsyna,

Ph. D. in Philology, lecturer

Institute of Economics and Management of the Agro-Industrial Complex,

Russian State Agrarian University — Moscow Timiryazev Agricultural Academy

E-mail: m.sinicina@rgau-msha.ru

The article is devoted to the V International Conference of Young Scientists «Space and Time in Russian Literature and Philosophy» dedicated to the 90th anniversary of A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences. The conference was attended by scientists from Moscow institutions, including Lomonosov Moscow State University, and other Russian cities, as well as foreign colleagues from China. The material for the analysis of the spatiotemporal organization of the text was the works from ancient Russian literature to the latest Russian literature. Special attention at the theoretical and practical levels was paid to the concept of chronotope.

Key words: space, time, Russian literature, philosophy, chronotope.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.