Научная статья на тему 'V международная конференция факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова'

V международная конференция факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
185
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «V международная конференция факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова»

Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. Тим I. Nel

V МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ФАКУЛЬТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МГУ им М.В. ЛОМОНОСОВА

Мы живем в эпоху беспрецедентного возрастания роли управления в жизни общества, в решении проблем, от которых зависит судьба страны. Очевидно, что система государственного управления нуждается в обновлении, оптимизации за счет инновационной составляющей. Остро ощущается потребность в кадрах управленцев, квалификация которых соответствует современным задачам. Научные конференции являются эффективной формой выявления потенциала ученых для решения этих задач, потребностей сферы реального управления, поиска контактов и налаживания «мостов» между наукой и практикой управления. Факультет государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (далее ФГУ) рассматривает как одну

из главных задач своей деятельности обеспечение взаимосвязи научных исследований с образовательными процессами и практикой государственного управления. Последние пять лет ФГУ ежегодно проводит международные конференции по крупным проблемам государственного управления.

31 мая - 2 июня 2007 года состоялась 5-я Международная конференция факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова «Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации» (рабочие языки - русский и английский)1. В различных формах дискуссий приняло участие 322 человека из 16 стран мира. Наряду с индивидуальными участниками конференции официально зарегистрировалась делегация японских ученых. В ходе конференции был подписан договор о сотрудничестве между МГУ им. М.В, Ломоносова и Университетом Тиба (Япония). Головным в реализации этого договора является факультет государственного управления. Теперь, коща напряженные дни конференции позади, можно с удовлетворением констатировать, что поставленные цели и задачи удалось в целом выполнить. Все заявленные формы дискуссий (пленарное заседание, заседания 12 секций по крупным проблемам государственного управления, 4 круглых стола, форум руководителей факультетов и учебных подразделений управленческого профиля, специальная сессия по проблемам занятости и государственного регулирования рынка труда в РФ и др.) прошли при большой активности участников.

Естественно, российские граждане составляли на конференции большинство. Среди них сотрудники 5 институтов РАН, профессорско-преподавательский состав, мо-

204

НАУЧШ ЖИЗНЬ: V МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ФАКУЛЬТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МГУ км М.В. ЛОМОНОСОВА =~

лодые ученые из 51 университета России (Красноярск и Ханты-Мансийск, Москва и Санкт-Петербург, Улан-Удэ и Ярославль, Казань, Краснодар и др.), представители Государственной думы Федерального собрания РФ, Конституционного суда РФ, 4 министерств РФ (Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство экономического развития и торговли, Министерство регионального развития, Министерство образования и науки). Региональный и местный уровни государственного управления также были представлены - министр экономики правительства Московской области В.Б. Крымов и его заместители: начальник отдела экологии и устойчивого развития администрации г. Королев (Московская область) и др. Деловой мир России представляли компании «Майкрософт Рус», Cisco в России и СНГ. Softline, «Цефей», UPM и др. Среди участников конференции - политологи. политтехнологи, аналитики, руководители и представители агентств, фондов и др.

ФГУ МГУ им. М.В, Ломоносова уделяет большое внимание развитию и укреплению международного сотрудничества в области подготовки специалистов по государственному управлению как важному фактору совершенствования образовательных программ. Одним из приоритетных направлений является сотрудничество с научными и учебными заведениями независимых стран, образовавшихся на постсоветском пространстве. Международная конференция ФГУ стала хорошей формой налаживания связей с университетами и научными учреждениями стран СНГ и Балтии в области подготовки управленцев. На 5-й конференции были представлены ученые Армении,

Беларуси, Украины, Казахстана, Литвы, Латвии, Эстонии. Радует, что многие участники конференции из этих стран приезжали не в первый раз. Традиционно в конференции принимали участие представители зарубежных университетов, с которыми факультет имеет прочные связи (из таких стран, как США, Китай, Германия, Италия, Япония, Румыния, Вьетнам и др.). Успех сотрудничества с зарубежными университетами во многом зависит от заинтересованности и поддержки посольств, представительств. На каждой ежегодной конференции факультета государственного управления были представлены посольства различных стран. В работе 5-й Международной конференции принимала участие госпожа Кати Чаба, советник посольства Канады в РФ, руководитель программы технического сотрудничества - представительства Канадского агентства международного развития в Москве.

В центре внимания участников конференции были проблемы теории и практики государственного управления в XXI веке В дискуссиях проявились разные концептуальные подходы и точки зрения, представлен и проанализирован объемный материал о различных сферах жизни общества и управленческих аспектах. Участие в заседаниях специалистов и экспертов из разных стран позволило рассмотреть эти вопросы многосторонне, сравнить имеющийся опыт. Большое место заняло обсуждение роли государства, государственного управления в обеспечении социально-экономического прогресса российского общества. Основные параметры дискуссии были заданы уже на пленарном заседании.

Среди основных вопросов, рассмотренных в докладе декана ФГУ А.В. Сурина, - кадровая политика

205

Вопросы государственно го н муниципального управления. 2007. Том 1. N&1

государства и проблемы межвузовской кооперации, приоритеты в научных исследованиях в области государственного управления и повышение эффективности международного сотрудничества, опыт факультета государственного управления в подготовке управленцев. Было подчеркнуто, что государственное управление кардинально изменилось за последние десятилетия, колоссально усложнились управленческие задачи, возросли требования к оперативности и результативности управленческих решений. А.В. Сурин показал, что управленческая наука шагнула в XXI век и произошла, можно сказать, революция в технологической оснащенности управления, беспрецедентно возросла роль аналитической составляющей в деятельности органов власти федерального и регионального уровней. Декан аргументированно подвел аудиторию к плавному выводу: необходимы разработка и реализация национальной программы государственно-ориентированной подготовки администраторов высшего уровня для работы в органах власти федерального уровня и регионов уже сейчас. По его мнению, после апробации эта программа могла бы вырасти в действительно национальный проект; учитывая его общественную и государственную значимость, его позитивные результаты каждый гражданин должен почувствовать в своей реальной жизни. Интересные идеи были предложены в докладах ГП. Прюмма (ректор университета прикладных наук, Германия), ё. Хирои (профессор Университета Тйба, Япония), А.И. Акулова (председатель Совета директоров фонда «Институт прямых инвестиций», Россия).

Дискуссии в секциях охватили широкий круг проблем государст-

венного и муниципального управления. В докладах и выступлениях нашли отражение как реальный опыт разных стран, так и его анализ, научное обобщение. Многочисленной по числу участников была секция «Современные методы и технологии управления» (руководитель - декан ФГУ А.В. Сурин). В центре внимания участников секции - вопросы теории и практики государственного управления, технологические аспекты. В докладе С.П. Ботуз (Москва, Федеральный институт промышленной собственности) рассмотрены методы мониторинга распределенных систем государственного управления инновационными проектами на основе применения GRID-технологии и разработанного аппарата графо-аналитического исчисления. Предлагаемые методы позволяют повысить эффективность систем распределенного мониторинга инновационных проектов на основе визуализации многомерных параметрических зависимостей; выполнять мониторинг разнородных инновационных процессов на основе эффективного применения проблемно-ориентированного проективного базиса; формировать оценки многомерных данных и прогнозировать состояние распределенных в сети инновационных проектов и соответствующих процессов. В докладе А.Н. Баранской (Москва, ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова) речь шла о специфике проектного подхода в государственном управлении. Анализировалась история управления проектами, был выделен ряд специфических черт, которые позволяют перейти проектному менеджменту в государстве на качественно иной уровень, отличный от проектного управления в коммерческом секторе. Интерес аудитории вызвал доклад

206

НАУЧНЫ ЖИЗНЬ: ¥ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ФАКУЛЬТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МГУ им М.В. ЛОМОНОСОВА ц-------------

Ояма Казунобу (Япония, г. Йокогама, Университет Канагава) «Бихевиористский анализ научных исследований и деятельности, направленной на развитие». На основе анализа долгое время засекреченных данных о характере труда ученых в научно-исследовательских подразделениях коммерческих компаний Японии, которые автор собирал более десяти лет, сделан вывод, что наиболее востребованной оказалась деятельность, совершенно не очевидная на первый взгляд -чтение литературы, дискуссии, обсуждения. В этой связи автор сделал вывод: если будет ясен преобладающий характер труда ученого, можно управлять временем, затрачиваемым специалистом на работу в компании.

Секция «Административная реформа» (руководитель - зам. декана ФГУ ЕЛ. Купряшин) стала важной частью конференции и привлекла большое внимание ученых и государственных служащих, поскольку анализировались «горячие» материалы, отражающие реальный ход административной реформы в РФ. Основное внимание было сосредоточено на институциональных, политических и организационных аспектах административной реформы в РФ. Возможности оценки эффективности и результативности служебной деятельности государственных гражданских служащих были рассмотрены в докладе АХ Барабашева (Москва, Государственный университет-Высшая школа экономики, декан факультета государственного и муниципального управления). Автор предложил механизм, который, по его мнению, позволил бы распространить принципы оплаты труда в соответствии с эффективностью и результативностью служебной деятельности на значительный контингент государ-

ственных гражданских служащих. Л.И. Василенко (Москва, Российская академия государственной службы при Президенте РФ) анализировала аутсорсинг как инновационную технологию кадрового обеспечения государственной гражданской службы. Доклад ГЛ. Купряшина был посвящен государственным услугам как важнейшему конечному продукту исполнительной власти. В выступлении был дан анализ содержания и проблем реализации одной из важнейших задач второго этапа административной реформы - стандартизации государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти. Отмечено, что на данном этапе стандартизация ориентирует государственные органы на детализацию и регламентацию процедурных аспектов их деятельности. За рамками государственного контроля остается качество услуг, мера удовлетворенности их полнотой и разнообразием со стороны конечного потребителя.

В работе секции «Политико-административные механизмы управления современным государством» (руководитель - зав. кафедрой политического анализа ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор А.И. Соловьев) большое место в дискуссиях заняли проблемы формирования механизмов и моделей коммуникации между государством и обществом, в первую очередь в плане обеспечения общественного контроля и ответственности власти. В докладе А.В. Соловьева (Москва, ФГУ МГУ им, М.В. Ломоносова) раскрываются функциональные, процессуальные и технологические особенности властно-политической и административно-управленческой подсистем в структуре государственного управления. В данном контексте были рассмот-

207

Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. Том 1. Np]

рены особенности сочетания этих методов госрегулирования в современном российском обществе, показаны пути и методы преодоления противоречий между данными уровнями принятия государственных решений.

В рамках конференции происходило так много интересного, что даже перечислить сложно. Проблемы регионального и местного управления обсуждались в специальной секции (руководитель -зав. кафедрой политической истории профессор А.В. Сидоров). В связи с приездом делегации ученых из Японии был проведен круглый стол «Государственное управление в Японии» (руководитель -профессор ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова Н.С. Григорьева), который вызвал большой интерес. В его работе принимали участие ученые из Японии, России, Литвы, Тайваня. Работали также секции «Имитационные модели и игры в области управления природными ресурсами» (руководитель - зав. кафедрой управления природными ресурсами ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова профессор Д.Н, Кавта-радзе), «Проблемы правового обеспечения устойчивости и обновления государственного управления» (руководитель - зав. кафедрой правовых основ управления, профессор Г.А. Белов).

Проблемы подготовки кадров обсуждались в разных формах. Специально этой проблеме был посвящен Форум руководителей учебных подразделений, осуществляющих подготовку специалистов в области государственного управления, в работе которого принял участие заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки П.Е. Кондрашов (руководитель

- декан ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова Сурин А.В.), а также секция «Человеческие ресурсы в управлении» (руководитель - зав. кафедрой управления персоналом ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова профессор В.П. Пугачев).

Интеграция информационных и коммуникационных технологий в управленческую практику является одним из наиболее актуальных направлений повышения эффективности государственного управления. Насыщенной была работа секции «Коммуникация в государственном управлении» (руководитель - зав. кафедрой ФГУ профессор Л.В. Минаева). Эти проблемы дискутировались на нескольких секциях и круглом столе. Важное место в научной работе ФГУ занимает тема «Электронное правительство как инструмент государственного управления в Российской Федерации» (руководитель темы - декан ФГУ А.В. Сурин). Целью исследования является развитие теории и практики электронного правительства (в международной терминологии -e-Government, e-Governance) для повышения эффективности государственного и муниципального управления в Российской Федерации, развитие институтов гражданского общества на основе информационных и коммуникационных технологий. При этом электронное правительство рассматривается не столько как процесс информатизации, сколько как элемент более широкого процесса реформирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в РФ. Синхронизация развития электронного правительства и административной реформы в последние годы является одним из

208

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ: V МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ФАКУЛЬТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МГУ нм Ц.В. ЛОМОНОСОВА

приоритетных направлений развития теории и практики государственного управления. Эти проблемы поднимались в докладах преподавателей ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова Е.М. Стырина и В.В. Солодова. Интересный анализ был дан в выступлении М.Ю. Павлютенковой (Москва, Российская академия государственной службы при Президенте РФ), Лео Аадел (Университет технологий г, Таллинна) рассмотрел состояние электронного правительства в Эстонии.

Наращивание производительности компьютерных систем и совершенствование сетевых технологий привели к тому, что подготовка специалистов в области управления неизбежно включает достижения в области информационных технологий. Информационный менеджмент как совокупность методов управления информацией, поддерживаемых развитием информационных технологий и потребностями конечного пользователя, является неотъемлемой частью управления во всех сферах жизни общества, Этим проблемам был посвящен круглый стол «Информационно-технологическая инфраструктура управления» (руководитель - зав. кафедрой информационных систем в управлении ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор А.А. Поляков). Поскольку в заседании круглого стола принимали участие члены Учебнометодического совета (УМС) по специальности 230202 «Информационные технологии в образовании», то в рамках конференции было проведено рабочее заседание УМС, что продемонстрировало непосредственную связь научных исследований с практикой высшего образования. Обсуждались такие вопросы, как цели и задачи УМС по специ-

альности 230202 «Информационные технологии в образовании»; проект Положения об УМС по информационным технологиям в образовании на базе УМО по политехническому и университетскому образованию.

Секция «Государство-НКО-биз-нес: проблемы межсекторного

взаимодействия» была многолюдной. Ценно, что в работе секции принимали участие представители некоммерческих организаций разного рода, из благотворительных фондов - Сибирский центр поддержки общественных инициатив, Фонд развития некоммерческих организаций «Школа НКО», Фонд «Здоровая Россия», Британский благотворительный фонд, Межрегиональный благотворительный фонд «Созидание» и т.д.

Ключевыми для дискуссий в этой секции стали три следующих доклада. М.С. Байгереев, начальник отдела развития социального партнерства Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, анализировал деятельность по выработке российской национальной модели корпоративной социальной ответственности на основе стандарта GRI. Н.В. Жарова, начальник отдела политики занятости Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, изложила опыт межсекторного взаимодействия в сфере создания эффективного рынка труда и в осуществлении политики занятости в России. Была отмечена особая важность политики социального партнерства, создания эффективных моделей взаимо-

209

Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. Том I. N>1

действия государственных структур, бизнеса и гражданского общества в сфере формирования современного инклюзивного рынка труда, инвестиций в человеческий капитал, успешной политики занятости. К. В. Абрамов, первый заместитель генерального директора ВЦИОМ, проанализировал на основе данных социологических опросов отношение россиян к бизнесу.

В дальнейшем обсуждение развернулось вокруг трех проблемных блоков: межсекторное взаимодействие и социальное партнерство; развитие корпоративной социальной ответственности; некоммерческий сектор и проблемы благотворительности. С интересным докладом, вызвавшим живое обсуждение, выступил В.Н. Якимец. В связи с его сообщением развернулась дискуссия об инструментах оценки деятельности органов власти. Была предложена методика расчета индикаторов и показателей эффективности работы государственных структур и некоммерческих организаций. Участники секции проявили большую активность и заинтересованность в обсуждении проблем межсекторного взаимодействия, в ходе дискуссии происходил обмен практическим опытом взаимодействия государства, НКО и бизнеса.

В секции «Социальная сфера в условиях реформ» (руководитель - зав. кафедрой социологии управления профессор Д.С. Клементьев) основные дискуссии развернулись вокруг проблем развития здравоохранения, образования, совершенствования человеческого капитала, эффективности государственной политики в социальной сфере. Наибольший интерес вызвали выступления по проблемам реформирования образования -НА Ахтамзян (Москва, Институт пе-

реподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук, МГУ им. М.В. Ломоносова), М.С. Байновой (Москва, Российский государственный социальный университет). В докладах подчеркивалось, что увеличение финансирования образования является необходимым, но недостаточным условием эффективности образовательной реформы. Необходимо обратить внимание, считают докладчики, на качественные показатели развития образования, скорректировать основные положения программы реформы образования с этих позиций. Эти выступления вызвали заинтересованное обсуждение, множество вопросов.

Оживленную дискуссию вызвал доклад профессора, заслуженного врача РФ Е.И. Полубенцевой (Москва, ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова) на тему «Международные подходы к оценке безопасности пациентов», в котором были представлены результаты работы авторского коллектива (М.Э. Соколов, Е.И. Полубенцева, Е.А. Никонов). Внедрение современных методов диагностики и лечения привело к значительному повышению эффективности медицинской помощи, однако повсеместно сопровождалось ростом осложнений в процессе лечения. Это объясняется расширением использования в клиниках сложных технологий, требующих от персонала высоких профессиональных навыков. Е.И. Полубенцева подчеркнула, что оценка безопасности пациента при оказании медицинской помощи является обязательной для всех учреждений здравоохранения и должна проводиться с учетом международных критериев. По мнению авторов, внедрение оценки безопасности

210

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ: V МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ФАКУЛЬТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МГУ нм М.В, ЛОМОНОСОВА

пациента приведет к снижению рисков развития побочных эффектов, обусловленных дефектами диагностики и лечения, будет способствовать снижению затрат и в целом повысит качество медицинской помощи.

Наиболее массовой (по количеству докладов) была секция «Государственное регулирование экономики» (руководитель секции -зам. декана ФГУ по научной работе, профессор И.Н. Мысляева). Желающих выступить было так много, что секция работала 2 дня. Обсуждение более конкретных вопросов было сгруппировано по трем тематическим блокам: современные формы и методы государственного регулирования экономики (44 доклада): финансовые основы государственного управления (19 докладов); социальная политика государства (6 докладов). Наибольший интерес представили доклады И.Н. Мысляевой, И.А, Кислухиной. В докладе И.Н. Мысляевой было подчеркнуто очевидное преобладание информационной составляющей в деятельности людей в современную эпоху, в том числе и в экономике. Внедрение новейших технологий, формирование глобальных информационных сетей и систем открывают новые не только технические, но и экономические возможности. Эти процессы несут с собой глубочайшие качественные перемены во всех сферах человеческой деятельности. В этих условиях государственное регулирование экономики должно строиться на новых основах. Государство должно активнее использовать новые механизмы, которые позволяли бы ему, с одной стороны, не отгораживаться от реальных процессов, происходящих в мире, а с другой -

более эффективно решать проблему защиты национальной экономики и согласования интересов государства, бизнеса и граждан

В докладе И.А. Кислухиной (Ханты-Мансийск, Югорский государственный университет) были рассмотрены основные проблемы реализации государственной инновационной политики в России и проанализированы причины её низкой эффективности. За основу был взят опыт Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. По утверждению автора, эффективная реализация государственной инновационной политики, как показывает практика экономически развитых стран, возможна лишь при наличии следующих условий: сформированной нормативноправовой базы, регулирующей деятельность субъектов инновационной сферы; развитой инновационной инфраструктуры по всему циклу создания инноваций от проведения научных исследований до запуска в массовое производство новой продукции; адекватной поддержки государственной инновационной политики в регионах.

Много вопросов и дискуссий вызвали выступления зарубежных ученых - А. Мелихова (Латвия, Банк Латвии), Д.Г. Титаренко (Латвия, Институт транспорта и связи), Жу Лянши (Китай, Сянганский институт управления), И. Соловьевой (Латвия, Латвийский университет)и др.

Уже два года реализуется совместный исследовательский проект факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова и Университета штата Аризона (США), посвященный проблемам развития и использования трудовых ресурсов в Российской

211

Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. Том 1. Nt 1

Федерации на современном этапе (рассчитан на 2005-2008 годы, финансируется Американским агентством по международному развитию USAID). В реализации проекта оказывают поддержку и принимают участие в Наблюдательном совете Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Правительство Московской области, Всероссийский центр по изучению общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд развития некоммерческих организаций «Школа НКО» и др. Его цель - исследование российского рынка труда, трудовой миграции, выработка механизмов формирования политики в области государственного управления рынками труда. По условиям проекта, итоги исследовательской работы анализируются и представляются научному сообществу для обсуждения.

На 5-й Международной конференции результатам работы по этому проекту была посвящена специальная сессия по проблемам занятости и государственного регулирования рынка труда в РФ. Важным результатом реализации первого этапа этого проекта (октябрь 2005 - октябрь 2006) стало создание Российской информационной системы по трудовым ресурсам, содержащей основные данные по рабочей силе на территории Москвы и Московской области (с перспективой включения данных по другим регионам). Система содержит статистические данные по ключевым отраслям региона, результаты социологического анализа развития трудовых ресурсов (пилотная отрасль -строительство), а также информацию об образовательных учреждениях, государственных органах, ведающих вопросами занятости, о

трудовом законодательстве и др. На заседании специальной сессии был продемонстрирован обновленный контент Российской информационной системы по трудовым ресурсам (электронный адрес системы - http://ristr.spa.msu.ru/). Итоги экспертно-аналитической работы были доложены участниками проекта с российской стороны (А.Я. Лившин, А.В. Каширова, А.В. Квашонкин, К.А. Кочнева и др.). Был проведен анализ рынка труда в сопоставлении с основными тенденциями в области занятости и развития трудовых ресурсов в странах «Большой восьмерки», представлены результаты изучения трудовых ресурсов строительной отрасли Московского региона, обсуждены проблемы трудовой миграции и др. Представитель США (Университет штата Аризона) профессор В. Агаджанян изложил результаты эмпирического исследования, проведенного в Армении и Кыргызстане, которое было посвящено изучению потенциала трудовой миграции из этих стран в Россию. Видный российский специалист по проблемам трудовой миграции В.И. Му-камель остановился на вопросах практического применения нового законодательства РФ, регулирующего миграционные потоки и направленного на адаптацию мигрантов к условиям российского рынка труда. В остальных выступлениях, а также в дискуссии были затронуты многие актуальные проблемы развития трудовых ресурсов в России и в мире.

В секции «Математические методы и принятие управленческих решений» (руководитель - зав. кафедрой математических методов в управлении ФГУ МГУ

212

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ: V МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ФАКУЛЬТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МГУ нм Н.В. ЛОМОНОСОВА —

им. М.В. Ломоносова профессор Е.В. Шикин) особый интерес вызвали следующие доклады, А.А. Васина и Д.С. Степанова предложили модель самоорганизации населения - в отличие от известных работ М. Вебера, А,В. Савватеева и др., рассматривалась игра без побочных платежей. В.В. Лебедева и К.В. Лебедева представили результаты исследования динамической односекторной макроэкономической модели, в которой используется предположение о постоянстве среднедушевого потребления, а также ограничение на минимальное значение нормы инвестиций.

Опыт прошедших конференций оказался чрезвычайно полезен, -дискуссии показали, что за относительно короткий период России удалось существенно продвинуться в изучении управленческой проблематики, проявилось проблемное поле управленческих наук как самостоятельной системы знаний, со своими подсистемами, инструментами анализа и обобщения. Управление, которое часто рассматривается как некая мозаика экономических, правовых и прочих аспектов, предстает как определенная целостность с набором базовых и специфических характеристик, которые раскрываются и анализируются в современных условиях с помощью целого комплекса методов социально-гуманитарного и естественно-научного характера.

Основным итогом работы конференции можно считать тот факт, что в России сформировалось достаточно широкое по составу и высокопрофессиональное сообщество исследователей, экспертов, занимающихся сферой управления, которое может предложить для внедрения в образо-

вательную сферу и в сферу реального управления конкретные технологии и исследовательские программы, обещающие высокую эффективность.

Разбросанность управленческой проблематики по различным научным направлениям (экономика, право, социология и т.п.), в которых ока имеет подчиненное положение. играет служебную роль, сдерживает научный поиск в собственно управленческой сфере. Важно подчеркнуть, что речь не идет о простом объединении сфер государственного управления и менеджмента. Для инновационного «рывка» в области государственного управления необходимо рассматривать управление как единую предметную область, внутри которой выделяются различные виды управления - государственное управление, бизнес-управление и т.д. Такой подход, с одной стороны, позволит выделить закономерности и инструменты управления, которые являются общими для всех видов управления, реализовать системность управленческого знания, а с другой стороны, это даст возможность проявить специфику каждого из видов управления и усилить специализацию внутри управленческого предметного поля.

Выход на формирование единого научного направления со своей предметной областью, методами и другими инструментами существенно изменил бы ситуацию с подготовкой управленческих кадров в стране и научными исследованиями в этой области. Такой подход особенно важен для высшей школы. Сейчас в области высшего образования имеется группа управленческих специальностей, в том числе по государственному и

213

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

муниципальному управлению. Специальности управленческого характера есть и в номенклатуре специальностей научных работников, но они разбросаны по различным предметным областям, научной специальности по государственному и муниципальному управлению не существует. ФГУ считает необходимым обратиться в ВАК с предложением выделить управленческие специальности в отдельный раздел, включив в него группу специальностей по государственному и муниципальному управлению. Очевидно, что отсут-

ствие в российской системе подготовки высококвалифицированных кадров отдельного блока управленческих специальностей лимитирует развитие управленческих наук.

Л.И. Семенникова

1 Первая часть материалов конференции опубликована: Государ-

ственное управление в XXI веке: традиции и инновации. Материалы 5-й Международной конференции ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова. 31 мал - 2 июня 2007 г. М., РОССПЭН, 2007. Вторая часть готовится к публикации.

214

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.