Научная статья на тему 'В ковидный год…'

В ковидный год… Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В ковидный год…»

В ковидный год...

Анализируя динамику религиозной ситуации в уходящем 2020 г., мы должны констатировать, что, несмотря на некоторую апатию, порожденную перманентным карантином, то самообнуляющимся, то вдруг самовозбуждающимся, динамика религиозной ситуации поддерживалась на достаточно высоком уровне. Поэтому уходящий 2020 ковидный (по аналогии с чумными и холерными) год не был беден на знаковые и значимые события в религиозной жизни.

26 января скончался о. Всеволод Чаплин, бывший на протяжении ряда лет одним из наиболее авторитетных и известных спикеров Русской Православной Церкви. Смерть о. Всеволода Чаплина и принятие епархиальным судом решения о лишении сана протодьякона Андрея Кураева стало символическим обозначением конца целой эпохи в истории русского православия.

Февраль преподнес религиоведам не столь печальную неожиданность: попытки «кочетковского десанта» в древнюю Тверь привели, вопреки ожиданиям, к уверенному и последовательному противодействию со стороны местных прихожан — в результате последним удалось не только сорганизоваться и дать отпор «навязчивым незнакомцам», но и фактически добиться замены архиерея, что уже само по себе является событием уникальным в новейшей отечественной церковной истории. Полагаю, что самой важной и интересной особенностью «тверского противостояния» являет то, что самоорганизовавшееся движение мирян всецело развивалось в каноническом пространстве Русской Православной Церкви, не трансформируясь ни в раскол, ни в ересь: все попытки трансформировать недовольство политикой местного архиерея в недовольство всей иерархией Московской Патриархии и церковной реальностью ни к чему не привели.

Начавшаяся эпидемия пресловутой «новой коронавирус-ной инфекции» и обусловленные ею противоэпидемические мероприятия не могли не затронуть религиозную жизнь. Вводимые ограничения привели к тому, что во многих российских

га регионах были существенно ограничены общественные о богослужения. Наиболее травмирующее воздействие оказа-

fcj ла фактическая отмена пасхальных богослужений: альтер-

« „

О натива в виде просмотра телевизионной или онлайн транс-

л ляции богослужений в пустых храмах для многих верующих

о оказалась неприемлемой и даже оскорбительной. Признаться, к

g действительно во всем этом было что-то эсхатологическое. ^ Не меньше недовольств и пересудов вызвала подготов-

§ ленная Патриархией «Инструкция настоятелям приходов ^ и подворий, игуменам и игумениям монастырей Московской и епархии в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции», несмотря на то, что предложенные вынужденные ограничения (вроде замены «стрючицы» для помазания елеем одноразовой ватной палочкой) носили разумный и вполне невинный характер, они периодически провоцировали агрессивную реакцию на местах.

На фоне борьбы с эпидемией и порожденного ею с одной стороны феномена коронабесия, а с другой — ковид-диссидент-ства, почти незамеченной прошла информация о сложении сана протоиереем Андреем Федосовым, известным блогером, которому был инкриминирован вполне невинный видеоролик, посвященный В. И. Ульянову (Ленину), при том, что риторика и семантика данного видеоматериала фактически повторяет публицистические статьи св. Луки Крымского.

Принятие епархиальным церковным судом решения о лишении сана протодиакона Андрея Кураева, несмотря на то, что было вполне ожидаемым, наделало много шума. Однако шум этот был преимущественно ограничен пространством интернета, а специфика последнего состоит в том, что информационные фикции и химеры создаются в виртуальном мире легко, непринужденно, как по мановению протодьяконского кадила волшебной палочки. Как известно со слов классика: The earth hath bubbles, as the water has, And these are of them...

Сегодня можно резюмировать: фактором религиозной ситуации лишение сана Кураева не стало и не станет. Аудитория

А. М.Прилуцкий

его интернет-ресурсов невелика и представлена в большинстве своем людьми от церкви далекими. И уж точно, что на баррикады за него никто не пойдет. Помнится, изображенный Д. Хармсом Алексей Алексеевич, перед тем, как просить милостыню, лихо исполнял куплет:

у р

На баррикады мы все пойдем! л

и

Мы все покалечимся и умрем ш

2

За свободу

ЧО

Очевидно есть необходимость в различении шума виртуального и реального. Виртуальный шум менее назойлив. . Реальный способен вызвать настоящую головную боль. Я Таким реальным шумом сопровождалось лишение сана, §

и

а затем и отлучение от Церкви схиигумена Сергия Рома- л нова, фактически узурпировавшего власть в женском (!) §

Среднеуральском монастыре. Постмодернистские отчит-

е. 8

ки постмодернистских бесов, ранее организуемые схиигу- я

меном по всем правилам зрелищного мероприятия, давно р

стали своеобразным мемом информационной среды. Разме- я

„и

щенные в интернете видеозаписи, на которой упомянутый схиигумен руководит хором монахинь, исполняющих под и аккомпанемент гармони застольную здравницу «Выпьем за £ родину, выпьем за Сталина» впечатляет бодростью исполнения, слаженностью и согласованностью звучания. Кроме того, гимнастические упражнения монахини, исполнившей гимнастический танец с лентами, несмотря на некоторые эротические обертона, выглядели в целом вполне целомудренно. Однако подобная эстетика — удел немногочисленных тонких и искушенных ценителей, подлинным же искушением для неискушенных стали странноватые заявления маститого схиигумена, в которых последний сыпал анафемами, сокрушался по поводу «Хазарского каганата», освоившего технологии 50 и в итоге потребовавшего, чтобы президент РФ передал ему всю полноту государственной власти. Однако власть беспокойному «старчику» не передали, а вот в кутузку болезного упекли...

л

га Не менее гротескно завершается сюрреалистический

о проект «церкви последнего завета» отставного сержанта fcj Торопа, известного под агионимом «Виссарион». Арест г-на О Виссариона, стыдливо именующего себя «как бы Христом», л произвел эффект брошенного в болото камня. И вот в одно-о часье «ходуном пошло болотно государство»: разлетелись g по сторонам зловонные брызги, забулькали гнилостные ^ газы, запрыгали и заквакали лягушки, возбуждение охвати-§ ло прочую болотную фауну. Но воздержимся от языка алле-^ горий. Проект Виссариона, преуспевавший в конце 1990-х гг., и в итоге поднадоел и сдулся. Постарел и обрюзг его косноязычный основатель, так и не освоивший до конца приемы литературной стилизации. То ли возраст берет свое, то ли тяга к алкоголю (батареи бутылок из «коллекции» г-на Торопа представлены в интернете в различных ракурсах), то ли благословение полигамии истощили великие силы.

Что же, будем подводить итоги году. Ковидный год принес много интересного и разного. Серьезного и смешного. New anno felix!

Александр Михайлович Прилуцкий д. философ. н., профессор, РГПУ им. А. И. Герцена (набережная р. Мойки, д. 48/20а, Санкт-Петербург, Россия, 191186) alpril@mail.ru

Aleksandr Mikhaylovich Prilutskiy Doctor in Philosophy, professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (naberezhnaya reki Moiki, 48/20a, Saint-Petersburg, Russia, 191186) alpril@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.