Научная статья на тему 'В. И. Вернадский: ученый, политик и государственный деятель'

В. И. Вернадский: ученый, политик и государственный деятель Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1815
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРНАДСКИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. И. Вернадский: ученый, политик и государственный деятель»

PERSONALIA

В. И. ВЕРНАДСКИЙ: УЧЕНЫЙ, ПОЛИТИК И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

В 2013 г., 12 марта, исполняется 150 лет со дня рождения гениального русского ученого, философа, талантливого политического деятеля, выдающегося государственного деятеля академика Российской академии наук Владимира Ивановича Вернадского. Указом Президента РФ В. В. Путина № 1206 «О праздновании 150-летия со дня рождения В. И. Вернадского», подписанным 21 августа 2012 г., Правительству РФ поручено организовать празднование этой знаменательной даты.

Всю свою жизнь академик В. И. Вернадский отдал служению Родины, российскому народу, занимаясь развитием производительных сил России, организацией геологических экспедиций с целью разведки месторождений полезных ископаемых, научными исследованиями по радиологии, разработкой учений о биосфере и ноосфере.

В. И. Вернадский получил высшее образование по специальности минералогия на физико-математическом отделении С.-Петербургского университета, в котором учился с 1881 по 1885 г. Со студенческих лет он начал научную деятельность, участвуя под руководством проф. В. В. Докучаева в геологических экспедициях. Вернадский был оставлен для подготовки к профессорскому званию в университете после его окончания.

С 1885 г. В. И. Вернадский проводил научные исследования рудных месторождений в России, а также изучал минералогию в университетах Германии и Франции. В 1890 г. его пригласили на работу в Московский университет на кафедру минералогии и кристаллографии заведующим минералогическим кабинетом, который впоследствии был преобразован в Государственный геологический музей им. Вернадского. В 1891 г. он защитил диссертацию на ученую степень магистра.

С 1908 г. В. И. Вернадский начал исследования по проблеме радия. Чтобы Россия не была зависимой от других государств, он в 1908-1914 гг. организует геологические экспедиции с целью поиска залежей урана и других радиоактивных руд. В 1910 г. под его руководством при Российской академии наук была образована «Радиевая комиссия». На заседании комиссии в своем выступлении В. И. Вернадский сказал, что в явлениях радиоактивности открываются источники энергии, в миллионы раз превышающие все те источники сил, какие рисовались человеческому воображению. В 1910-1911 гг. он изучал проблему радия в Париже, в лаборатории Склодовской-Кюри. В 1917 г. он организует радиевый отдел при Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС).

В 1908 г. ученый заинтересовался значением живых объектов в геологических процессах. Позже, в 1916 г., он вводит понятие «живое вещество» и, осмысливая его роль в геологии, разрабатывает проблемы биосферы.

В общественную деятельность В. И. Вернадский активно включился уже в студенческие годы, организовав в 1884 г. «Братство». Он был дружен с А. И. Ульяновым, П. И. Новгородцевым, В. В. Мануйловым, Д. И. Шаховским, С. Н. Трубецким и др. «Братство» в своей деятельности опиралось на следующие правила: 1) работай как можно больше, 2) потребляй (сам) как можно меньше, 3) на чужие беды смотри как на свои. В 1891 г. братство оказало большую помощь голодающим Поволжья.

В. И. Вернадский опубликовал много статей в периодической печати. В 1904 г. (в период революционных выступлений населения) в газете «Наши дни» он пишет: «... страстно ...ищется выход из запутанного серьезного положения. Этот выход может быть найден только тогда, когда в творческой государственной работе станут участвовать все живые силы страны, когда каждый русский человек осознает в себе гражданский долг, который лежит на нем в этот ответственный исторический момент».

Владимир Иванович в 1905 г. совместно с некоторыми членами «Братства» учредил «Конституционно-демократическую партию» («Кадетов»). В состав ЦК партии, кроме него, входили Павел Д. Долгорукий, Петр Д. Долгорукий, П. Н. Милюков, В. А. Маклаков, П. И. Новгородцев, В. В. Мануйлов, Д. И. Шаховской и др. Программа партии менялась неоднократно, но главные цели сохранялись: учредить в России конституционную парламентскую монархию; населению предоставить свободу слова, совести, собраний, передвижений, неприкосновенность жилища и др.; крестьян наделить землей; рабочим, по мере возможности, установить 8-часовой рабочий день.

В 1912 г. Вернардский был избран действительным членом Российской академии наук (и позже Академии наук СССР), он зарекомендовал себя как выдающийся государственный деятель, организатор образования, науки и производительных сил. С 1915 по 1930 г. В. И. Вернадский возглавлял созданную им Комиссию по изучению естественных производительных сил России и СССР (КЕПС). В 1917 г. он вошел в состав Временного правительства России в должности заместителя министра народного просвещения. В том же году принимал активное участие в подготовке Учредительного собрания. С 1905 по 1917 г. он выступал с политическими заметками в газетах.

После 1917 г. В. И. Вернадский испытывал большие трудности, обусловленные революцией и гражданской войной. В 1918 г. он организовал Украинскую академию наук и был избран ее президентом.

С 1922 г. В. И. Вернадский продолжил государственную деятельность в Советском Союзе, занимаясь развитием производительных сил страны, организацией народного образования и развитием науки. В 1922-1935 гг. он работал в С. - Петербурге; в период с 1922 по 1926 г. читал лекции по геохимии в Париже, в Сорбонне по приглашению руководства этого университета. В 19271929 гг. он, изучая организацию геологических исследований во Франции, Германии и других странах Европы, продолжал исследования по радиологии. В зарубежных командировках общался со Склодовской-Кюри, А. Бергсоном, П. Тейяром де Шарденом, Э. Ле-Руа, Отто Ганом и др.

С 1935 г. Владимир Иванович работал в Москве в Академии наук СССР. Он много за-

нимался совершенствованием государственной организации научной работы. По его инициативе с 1922 по 1940 г. было создано 19 научно-исследовательских институтов и русская (советская) организация управления научными учреждениями (Академей наук, университетскими лабораториями, отраслевыми НИИ, КБ, Советом по производительным силам и др.).

По инициативе В. И. Вернадского в 1922 г. был организован Государственный Радиевый институт (ГРИ) для продолжения научных исследований ядерных процессов в атомах, проводившихся им в 1908-1911 гг. Работу Радиевого института возглавил В. И. Вернадский, затем В. Х. Хлопин. Главной задачей Радиевого института В. И. Вернадский считал овладение атомной энергией - самым могучим источником силы, к которому подошло человечество в своей истории. Сотрудники института, построив в 1932-1937 гг. первый в Европе циклотрон, начали исследования атомного ядра. В 1940 г. сын В. И. Вернадского Георгий Владимирович прислал ему заметку из газеты «Нью-Йорк таймс», в которой сообщалось, что открыта возможность разделять изотопы урана 235 и 238 и получать огромное количество энергии. Для обеспечения атомных исследований В. И. Вернадский в 1940 г. организовал Урановую комиссию. В Радиевом институте работали И. В. Курчатов, М. Г. Мещеряков, Г. А. Гамов, Л. В. Мысовский, П. Л. Капица, В. В. Белоусов и другие ученые-создатели атомной бомбы и первой в мире АЭС для мирного использования атома.

Продолжая разработку концепции «живого вещества», В. И. Вернадский гениально обобщил эти исследования в учении о биосфере, которое он изложил в лекциях по геохимии, прочитанных в Сорбонне и Париже в 1922-1923 гг. [1], и опубликовал в монографии «Биосфера» [2]. В монографии по биосфере он доказал участие живых организмов в формировании геологических структур планеты Земля и обосновал необходимость беречь биосферу и защищать ее от загрязнения и разрушения.

В. И. Вернадский в 1925 г. установил, что люди, приобретая знание законов взаимодействия реальностей и профессиональное умение, создают свою сферу жизни, вызывая существенные геологические изменения Земли и условий жизни организмов биосферы. Философски осмысливая результаты своих геологических и социально - биологических исследований, проводившихся с 1908 г., он в 1925 г. открыл новый вектор эволюции человечества, согласно которому происходит развитие биосферы в эру разума, и создал учение о сфере разума. Учение В. И. Вернадского об эре разума поддержали французские философы П. Тейяр де Шарден и Э. Ле-Руа. В 1927 г. Э. Ле-Руа предложил для эры разума латинский термин «ноосфера» (ноос - разум, сфера - оболочка), одобренный В. И. Вернадским.

После возвращения в 1926 г. из Парижа Владимир Иванович для экспериментального изучения живого вещества, идей биосферы и ноосферы организовал в 1928 г в Радиевом институте лабораторию «Биогел». В 1943 г. она была преобразована в Лабораторию геохимических проблем, а затем в Институт геохимии и аналитической химии АН СССР, которому в 1947 г. присвоено имя В. И. Вернадского.

Философски осмысливая результаты своих геологических и социально - биологических исследований, проведенных в 1925-1944 г., В. И. Вернадский разработал новое во всемирной философии научно обоснованное философское учение об эпохе разума - ноосфере, по которому новый миропорядок будет строиться на следующих принципах: 1) развитие системы народного образования; 2) предупреждение недоедания, голода и нищеты; 3) расширение роли народных масс во внешней и внутренней политике; 4) участие человека в геологических процессах, протекающих в биосфере; 5) расширение пространства биосферы и выход в Космос; 6) усовершенствование средств связи и обмена между странами; 7) открытие новых источников энергии; 8) равенство людей всех рас и религий; 9) создание государством условий для поддержания свободы научной мысли; 10) развитие биосферы и ноосферы; 11) преобразование природы Земли, чтобы удовлетворять все духовные и материальные потребности населения; 12) предупреждение войн.

Указанные выше процессы, осуществляемые посредством научной мысли, разума и труда в условиях демократии, ведут к образованию сферы разума (эры разума) - ноосферы. По В. И. Вернадскому, ноосфера будет обществом разума, организующимся на принципах демократии, развития науки, техники, научной системы природопользования и экономики, ко -торые обеспечат счастливую жизнь людей. Он не разработал программы перехода человечества в эпоху ноосферы, но понимал, что его современники (со всеми их недостатками) начали стихийно строить эпоху ноосферы. В учении о ноосфере В. И. Вернадский обосновал детерминированность преобразования природы человечеством и происходящего стихийно строительства ноос-ферных справедливых сообществ людей.

В 1938 г. в своем дневнике он писал, что человечеству предопределено строить ноосферу. В 1941 г. в дневнике у него записано предположение о зарождении ноосферы в буре и грозе Великой Отечественной войны.

В 1944 г. в опубликованной статье «Несколько слов о ноосфере» он написал, что человечество, совершенствуя научное мышление, труд и демократию, вступило в середине ХХ века в эру разума - ноосферу [3]. В. И. Вернадский писал: «Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим

в ноосферу, мы вступаем в нее... в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны. Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон. с законами природы, отвечают ноосфере» [3, с. 119]. Открыв вступление человечества в ноосферу в 1944 г., он прогнозировал: «Перед ним (человеком) открываются все более и более широкие творческие возможности. И, может быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету» [3, с. 117].

Идеи В. И. Вернадского об охране природы, уменьшении вмешательства человечества в биосферу (снижении антропогенного прессинга на биосферу), об организации международного сотрудничества в благоустройстве человеческих сообществ послужили научной базой для деятельности ученых Римского клуба, организации конференций по защите природы и разработке экологически безопасного природопользования под эгидой ООН в Стокгольме в 1972 г. и в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Высказанная им в 1944 г. идея о демократическом государственном принципе решения биосферных (экологических) проблем на конференции в Рио-де-Жанейро была принята в «Повестке дня на ХХ век» в виде формулы устойчивого развития. По мнению В. Зак-са, саммит в Рио-де-Жанейро в 1992 г. по значению для экологии человечества подобен Великой французской революции.

Учения В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, основу которых составляют обобщенные положения о существования организмов и научно-трудовой деятельности человечества, опубликованные в статьях (в советском журнале в 1944 г. и в американском журнале в 1945 г.), инициировали разработку иностранными философами и политиками различных концепций мироустройства. Зарубежные авторы, не ссылаясь на учение о ноосфере В. И. Вернадского, предложили, по существу, неудачные варианты развития его учения («божественного общества» - Тейяр де Шарден П.; «научного общества» -Фурастье Ж.; «цивилизации технологического человека» - Феркисс В.; «постиндустриального общества на основе научного знания» - Белл Д., Кен Г. и др.; «технотронного общества, управляемого учеными с помощью электроники» - Бже-зинский З.; «супериндустриального общества на базе научного знания и новых технологий» -Тоффлер А. и др.).

В ХХ-ХХ1 вв. не сформировалась мировая и российская философия. Глобальное философское пространство сегодня представляет собой хаос мнений, взглядов и идей, основывающихся на концепциях философов Х1Х-ХХ вв., и слабо осмысленных философами достижениях науки в ХХ в. и начале ХХ1 в.

Учение В. И. Вернадского о ноосфере и сформулированная им новая философская категория «эра разума» («ноосфера») послужили в конце ХХ в. основой для разработки ноосфер-

ной философии России и глобальной философии планеты Земля, а также всеобщей теории человеческой эволюции природы.

Ноосферная философия, разработанная на основе учений В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, - это философия, осмысливающая эволюцию бытия в XXI в. В ноосферной философии доказано, что талантливые люди могут изобретать не только юридические законы, но и законы развития материи или других реальностей (интеллектические законы) и производить по ним новшества, осуществляя эволюцию реальностей. В ноосферной философии обобщены действия интеллектических и синергетических законов эволюции косных и живых реальностей на планете Земля, а также восприняты все истины классической философии [4-7]. В но-осферной философии подтверждено открытие В. И. Вернадского о вступлении человечества в ноосферу в середине XX века.

Ноосферная философия есть новый раздел философии, изучающий, обобщающий и обосновывающий место людей в природе, эффективность творческого использования изобретаемых ими интеллектических законов и естественных синергетических законов самоорганизации, саморегулирования и саморазвития, для организации своего бытия и выполнения человечеством эволюционного предназначения на планете Земля и в Космосе.

На основе учений В. И. Вернадского о ноосфере и ноосферной философии, разрабатываемых в течение многих лет учеными Российской Федерации, доказана возможность формирования справедливого гармоничного гражданского общества - ноосферного общества [8-12].

На саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в 2000 г., поддержав открытие В. И. Вернадского, Президент РФ В. В. Путин говорил: «Еще наш соотечественник Владимир Вернадский в начале двадцатого века создал учение об объединяющем человечество пространстве - ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природы, общества, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития» (В. В. Путин, выступление на Деловом Саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, 2000 г.).

Иностранные экономисты, политики и философы [13-16] не ссылаясь на открытие В. И. Вернадского, повторно открыли эру разума, признав XXI в. - веком разума, но не называя его ноосферой. В 2000 г. журнал Business Week вместо ранее предложенного для развивающейся экономики сферы разума (ноосферы) термин «ноосферная экономика» [8] ввел термин «креативная экономика», не содержащий нового смысла. Термин «креативная экономика», начинают использовать в своих научных трудах Р. Флорида [16] и другие ученые.

Р. Флорида в своей монографии [16] обосновал роль ученых, изобретателей и других творцов новшеств в качестве движущих сил развития духовной и экономической деятельности человечества, повторив, по существу, уже опубликованные ранее обоснования этих движущих сил [5-7]. Слой творческих граждан, создающих новшества в любой сфере человеческой деятельности, Р. Флорида предложил назвать «креативным классом». В этот же слой он включил и специалистов, помогающих творческим гражданам. Креативный класс, по Р. Флориду, состоит из суперкреативного ядра творческих граждан и специалистов, помогающих суперкреативному ядру, т. е. специалистов исполнительного труда. Объединение ученых, изобретателей и других творческих граждан с работниками исполнительного труда некорректно, так как у них разный уровень интеллектуального труда. Р. Флорида объединил человечество в 3 класса: креативный, обслуживающий, рабочий - и отдельно выделил сельскохозяйственных работников. Подобная классификация общества не отражает эволюции общества. В ноосферной философии обосновано деление человечества в XXI в. на 9 классов: 1) класс крестьян, объединяющий фермеров, кооперированных сельских рабочих и т.д.; 2) рабочих, работающих на предприятиях, транспорте, в сфере связи и т.д.; 3) интеллигенции - учителя, инженеры, врачи, юристы, финансисты и другие работники умственного труда; 4) творческих людей - ученые, изобретатели, новаторы; 5) программистов - специалисты, интеллектуально обслуживающие мыслящие машины, составляющие для них программы; 6) предпринимателей -владельцы предприятий, коммерсанты и др.; 7) чиновников - служащие в государственных учреждениях; 8) сервисных работников - исполнители в сфере услуг; 9) военнослужащих [5, 7]. По эволюционной деятельности человечество объединяется в две группы: движущие силы эволюции и производительные силы эволюции.

Многие философы и политики еще не усвоили выдающееся открытие В. И. Вернадского и продолжают рассуждать о строительстве эпохи ноосферы в далеком будущем, в то время как стихийное строительство ее фрагментов уже происходит с 1944 г. в Российской Федерации и некоторых других развитых странах.

Строительство фрагментов (ростков) эпохи ноосферы в настоящее время проявляется в следующих процессах: а) глубоком интенсивном развитии образования и науки, способствующем открытию новых законов и явлений природы; б) формировании большого научного человеческого потенциала, составляющего в развитых странах более 10% от общего количества трудоспособного населения; в) теоретическом развитии ноосферной демократии и ноосферного гражданского общества; г) развитии наукоемкого предпринимательства и частной инициативы; д) образовании большого произво-

дительного потенциала, состоящего из людей, владеющих всеми профессиями обработки объектов и другими видами трудовой деятельности, которые производят эволюцию материи; е) интеллектуализации бытия людей; ж) строительстве большого экономического потенциала, обусловленного освоением новых источников энергии, открытием в химии новых композитных материалов и других веществ; з) изобретении электронных мыслящих машин, компьютерных информационных систем, телевидения Интернета и электронных кибернетических аппаратов-роботов; и) совершенствовании рационального взаимодействия человека и природы по эклогическим законам на принципах устойчивого развития экономики и человечества; к) разработке основ генной инженерии и успехах в сельском хозяйстве (зеленая революция, новые породы животных, клонирование организмов и т. п.); л) выращивание запасных органов для человека; м) развитии ракетостроения, освоении Космоса с помощью запуска спутников, космических станций - своеобразных мини-планет и т. д.; н) творческом развитии ноосферного учения В. И. Вернадского в ноосферной философии; о) издании Ноосферной этико-экологической конституции человечества. Эти успехи достигнуты трудами ученых, изобретателей и новаторов, внедряющих создаваемые ими новшества в духовную жизнь и экономику человечества.

Однако в общественных отношениях, культуре, политике, духовном росте и системах власти заметных сдвигов не отмечается, так как ученые, изобретатели и новаторы еще не занимают доминирующего положения в органах (учреждениях) государственной власти.

Большим достижением следует признать образование Евразийского союза. Президентом РФ В. В. Путиным была разработана и обоснована новая евразийская система государств, которая создается по его инициативе в форме «Евразийского союза независимых государств» на постсоветском пространстве. Эта система соответствует учению В. И. Вернадского о ноосфере, а также главным положениям ноосферной философии.

В. И. Вернадский, выдающийся ученый-энциклопедист, своими трудами внес огромный вклад в совершенствование российской государственной организации жизнедеятельности человека, в развитие образования, науки и культуры. Научное наследие Владимира Ивановича до настоящего времени не утратило значения для развития мировой науки и человечества. В. И. Вернадским опубликовано около 700 научных работ по геологии, минералогии, кристаллографии, почвоведению, радиогеологии, ядерной физике и использованию энергии атома, биогеохимии, экологии, эволюции биосферы, организации науки, истории науки, получивших мировое признание.

Бессмертно учение В. И. Вернадского о ноосфере - принципиально новой системе организации человеческих сообществ. В учении о но-

осфере он доказал, что главный вектор эволюции человечества направлен на строительство эпохи разума - ноосферы. Его учение способствует развитию человеческих сообществ и служит основой глобальной организации человечества. На пороге ухода из жизни (1945 г.) он уделил главное внимание не геологии, не биогеохимии, не учению о биосфере, а именно учению о ноосфере, написав статью «Несколько слов о ноосфере» (1944 г.), которую следует рассматривать как научно-политическое завещание.

Имя В. И. Вернадского приобрело значение символа, направляющего глобальную эволюционную жизнедеятельность человечества на выполнение своего предназначения в природе. В его мировоззрении отразились патриотизм и глубокая любовь к людям, которые проявились в стремлении развивать российское образование и науку, заниматься проблемами сохранения природы, личном участии в укреплении государственности России. Он любил русский народ, Россию, был великим патриотом. Обстоятельное обсуждение трудов В. И. Вернадского и современных ноосферологов будет истинным выражением благодарности человечества его заслугам.

Видный государственный деятель академик РАН Владимир Иванович Вернадский заслуженно признан выдающимся мыслителем России и всего мира.

Библиографический список

1. Vernadsky V. La geohimie. Paris, 1924.

2. Вернадский В. И. Биосфера. Л., 1926.

3. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Успехи совр. биол. 1944. Т. 18, вып. 2.

4. Адамов А. К. Философские проблемы ноосферы. Саратов, 1995.

5. Адамов А. К. Основы философии ноосферы. Саратов, 1996.

6. Адамов А. К. Ноосферная философия. Саратов, 2000.

7. Адамов А. К. Ноосферная философия. Саратов, 2008.

8. Адамов А. К. Ноосферология. Саратов, 1999.

9. Адамов А. К. Ноосферология. Саратов, 2007.

10. Урсул А. Д. Переход России к устойчивому развитию (ноосферная стратегия). М., 1998.

11. Гордина Л. От биосферы к ноосфере. Торопец, 2005.

12. Гордина Л. С., Лимонад М. Ю., Аргуельес Х. [и др.] Ноосферная этико-экологическая конституция человечества. М. ; Торопец, 2007.

13. Хант Р., Базан Т. Как создать интеллектуальную организацию : пер. с англ. М., 2002.

14. Рубинштейн М., Фирстенберг А. Интеллектуальная организация : пер. с англ. М., 2003.

15. Менеджмент XXI века (когда-нибудь мы все будем так управлять : пер. с англ. М., 2002.

16. Флорида Р. Креативный класс : люди, которые меняют будущее. М., 2007.

А. К. Адамов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.