145 ЛЕТ МПГУ|
1УДК 37.01 ББК 74.03(2)
В. И. ВЕРНАДСКИЙ, МВЖК И РАЗВИТИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РОССИИ
А. В. Лубков, В. П. Дронов
Аннотация. Статья посвящена осмыслению в наши дни значения творчества крупнейшего мыслителя, Леонардо ХХ в. - В. И. Вернадского. Основоположник ряда современных наук, этот выдающийся ученый стоял у истоков создания Московских высших женских курсов. Его вклад в становление отечественной системы обучения в высшей школе, развитие методологии и формирование научного мировоззрения должен быть в полной мере осмыслен и оценен сегодня новыми поколениями.
Ключевые слова: современная модель мира, научное мировоззрение, мыслитель-энциклопедист, задачи высшей школы, гражданский долг, педагогическая теория и практика, национальный традиции научной работы.
V. I. VERNADSKY, MOSCOW HIGHER WOMEN'S COURSES AND THE DEVELOPMENT OF HIGHER SCHOOL IN RUSSIA
A. V. Lubkov, V. P. Dronov
Abstract. The article considers the significance of the work of the greatest thinker, Leonardo of the twentieth century, V. I. Vernadsky. The founder of a number of modern sciences, this outstanding scientist was at the origins of the creation of the Moscow Higher Women's Courses. His contribution to the formation of the national system of higher education, the development of methodology and the formation of scientific worldview should be fully comprehended and evaluated today by modern generations.
Keywords: modern model of the world, scientific worldview, thinker-encyclopaedist, tasks of the higher school, civic duty, pedagogical theory and practice, national tradition of scientific work.
Всевозрастающая техническая мощь необратимо меняет весь облик Земли. «Мы живем, - как писал Вернадский в 1939 г., -в небывало новую, геологически яркую эпоху. Человек своим трудом - и своим сознательным отношением к жизни - перерабатывает земную оболочку - геологическую оболочку жизни, биосферу. Он переводит ее в новое геологическое состояние: его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу. В этом геологическом процессе отдельный индивид живого вещества,
людской совокупности - крупная личность - ученый, изобретатель, государственный деятель -может иметь основное решающее и направляющее значение, проявляется как геологическая сила» [впервые опубликовано: 1, с. 5-6].
В век новых открытий и цифровых технологий особенно востребован опыт и авторитет научной элиты. Мыслить, думать, анализировать, сопоставлять, совершать новые открытия разума и духа, как это всегда делала в России творческая личность, - вызов и нашего времени.
Свободная мысль и творчество составляют характерную черту русской культуры. Прорицание или способность видеть за горизонтом будущее - дар великих мыслителей, поэтов, писателей и художников. Наша национальная культура предвосхищала грядущую историю в своем развитии, решение важных проблем, с которыми только предстояло встретиться России и человечеству на практике. В ее пространстве уже готовились ответы на вопросы будущей жизни, высказывались предостережения, которые могли быть услышаны потомками.
Богатство русской культуры - во вселенной личности человека, поэтому оно никогда не может быть исчерпано технологиями. Человек не представляет собой сумму формул, скорее -бесконечную Вселенную. Внутреннее пространство человека, всё то, что определяет неповторимую человеческую индивидуальность в потоке времени, истории и культуры, - то поле, куда устремлены творческие поиски и исследования выдающихся наших мыслителей.
Культурные коды и смыслы - основная тема полемики в научных и широких общественных кругах в наши дни, объединяющая разных людей и противоречивые мнения. Поэтому издание 24-томного собрания сочинений В. И. Вернадского - это действительно культурное событие, обращенное к современникам, призыв включить данного автора в программу своего культурного развития [2].
Общество размышляет, каким оно хочет видеть будущее и что может сделать сегодня каждый образованный человек для жизненной, профессиональной, творческой самореализации и для своей страны, в которой он вырос, живет и трудится.
Сегодня, как и в прошлых столетиях, идет острая борьба в пространстве ценностей, смыслов и традиций, страна встречается с вызовами глобального лидерства [см. подобную точку зрения, напр.: 3]. Напомним, что на рубеже Х1Х-ХХ вв. Россия приближалась к реальному доминированию в мире: наблюдался высокий уровень развития экономики пореформенной России, по темпам роста ВВП Россия выдвинулась на первое место в Европе, уступая в мире лишь США. Накануне Первой мировой войны страна входила в пятерку наиболее развитых госу-
дарств мира. Русская деревня переживала подъем, росли кооперация, благосостояние населения. Столыпинская реформа за 8 лет сумела решить многие задачи, по крайней мере, около 30% крестьян вышло из общины [см.: 4].
В советский период в условиях господства моноидеологии (марксизма-ленинизма в официальной версии) на решение задачи «формирования нового человека» были направлены усилия мощного партийно-государственного аппарата, контролирующего всю духовную сферу общества. И гуманитарные науки, и прежде всего история и образование, находились, как тогда говорили, «на переднем крае идеологической борьбы».
В наши дни осознается острая потребность вести разговор о гуманитарных технологиях как перспективная и насущная в теории, методологии и стратегиях развития приоритетных направлений гуманитарного знания в целом. Большинство аналитиков согласны с тем, что в ХХ в. гуманитарные технологии вышли на постановку широкого круга антропологических, культуротехнических и социотехнических задач, став одной из сфер приложения так называемой реальной политики [см., напр.: 5].
Россия сегодня стоит перед вызовом модернизации, ускоренного технологического развития, новой индустриализации и доминирования в мире. В современном мире сохраняет свою актуальность значение научной мысли как главной производительной силы. По-прежнему остаются значимыми слова ученого, как будто бы сегодня написанные: «В настоящее время под влиянием окружающих ужасов жизни наряду с небывалым расцветом научной мысли приходится слышать о приближении варварства, о крушении цивилизации, о самоистреблении человечества. Мне представляются эти настроения и эти суждения следствием недостаточно глубокого проникновения в окружающее» [6].
Эта статья «Научная мысль как планетное явление» публиковалась трижды. История ее изданий сама по себе интересна, как говорят авторы примечаний, так как каждое из них отражает определенный поворот в политической истории нашей страны - в период смены идеологий, период переходов из одного состояния общества в другое.
Значение «книги жизни», как сам называл ее автор, делясь еще замыслами написания будущей работы с друзьями [7, с. 76], состоит не в том только, что в ней - обобщающем труде -сформулированы взгляды, которыми проникнуто все творчество ученого, но, прежде всего, постановкой проблемы соотношения науки и философии, пониманием их взаимосвязи как двух сторон, неотделимых и неизбежных, одного процесса, пониманием важности значения философского осмысления полученных наукой результатов.
Задачи философии - предвосхищать целые области будущего развития науки и критически осмысливать ее достижения. «В истории развития научной мысли можно ясно и точно проследить такое значение философии как корней и жизненной атмосферы научного искания» [8, с. 21]. Обосновывая важное научное, общекультурное и идеологическое значение исследований по истории науки, философии и технике, В. И. Вернадский неоднократно выступал за организацию подобных исследований. По его инициативе была создана Комиссия по истории научных знаний при Академии наук, которая стала с 1927 г. издавать свои «Труды» и серию «Очерков по истории знаний».
Ученый всегда считал, что в основе каждого исследования должны лежать беспристрастный сбор возможно большего количества фактов по исследуемой теме, затем их объективное обобщение и лишь потом философское осмысление. Интересно заметить, Вернадский с глубоким уважением относился к Карлу Марксу как к ученому и считал, что в основу «Капитала» был положен огромный тщательно и добросовестно собранный фактический материал.
Кстати говоря, грядущий 2018 г. - это год 200-летия Карла Маркса, очень близкого русской душе человека. Многие вещи, которые мы понимаем как незыблемую основу марксизма, можно свести к проблеме личного выбора человека, того, что происходит в его душе, в его внутреннем пространстве.
Заметим, что и Вернадский рассматривал научное мировоззрение как совокупность духовных сторон человека, человечества, играющего важнейшую роль в освоении человеком окружающей действительности.
Личностно ориентированное изменение в установках и целях приращения знания о прошлом является определенным и важным шагом сегодня на пути понимания своего историко-культурного наследия и прогностики будущего. Индивидуальный и коллективный выбор должен диктоваться осознанной нравственной позицией.
Следует подчеркнуть важность инноваций в исследовательской сфере и внедрение их результатов в прагматику и практику учебного процесса: научную мысль надо поднять на высоту, положить в основу. Необходимость уяснения языка и логики аналитических научных исследований - важная задача формирования научного мировоззрения студентов, становления будущего ученого.
Сегодня мы по-новому должны осмыслить понимание фундаментальности знания, углубление междисциплинарного синтеза и мультипред-метности. Фундаментальность как открытость тем изменениям, социокультурным практикам, инновациям, которые происходят в современном образовании, через осмысление и аксиологические основания - к возможности по-новому представить формулу фундаментальности.
В. И. Вернадский предстает незаурядной личностью, крупнейшим организатором науки. Только из 416 опубликованных при жизни трудов В. И. Вернадского 100 - по минералогии, 70 - по биохимии, 50 - по геохимии, 43 - по истории наук, 29 - по кристаллографии, 21 - по радиогеологии, 14 - по почвоведению, 37 касаются организации науки и разных вопросов науки и истории [9].
В настоящее время насчитывается более 1300 научных трудов по изучению оставленного им наследия. Изучен и опубликован большой архивный материал, особую ценность среди которого составляют дневники и письма. Именно чтение дневников позволяет представить всю глубину и многогранность личности Вернадского, его прозорливые оценки на фоне обычной повседневной жизни и работы. Проанализирована его деятельность в различных областях научных знаний, изучены определенные аспекты его общественно-политической работы, изданы биографические труды.
Многоаспектный анализ творчества В. И. Вернадского не позволяет закрыть целиком инте-
ресующую исследователей проблематику, но, наоборот, указывает на закономерность и необходимость возвращения к изучению опыта научного наследия, которое уже давно стало общепризнанным явлением европейской и мировой научной мысли, к методологической рефлексии ученого.
Научные идеи Владимира Ивановича Вернадского, далеко опередившие время, по прошествии многих лет не только не теряют актуальности, но, напротив, и сегодня определяют передовые научные рубежи по многим направлениям науки и практики, служат важнейшим источником творческих замыслов для воссоздания современной модели мира.
Наследие Вернадского имеет фундаментальное значение для самых разных областей знания. Владимир Иванович закладывал новые науки - радиогеологию, биогеохимию, биосфе-рологию, науковедение. Вместе с В. М. Голь-дшмидтом и А. Е. Ферсманом он считается основоположником геохимии, генетической минералогии, учения о симметрии и диссиметрии. Особое место занимает его учение о биосфере и ноосфере.
Удивительная широта кругозора, глубина научной мысли, универсализм и подлинный энциклопедизм позволяют говорить о Вернадском как о нашем отечественном Леонардо, Ломоносове XX в.
Родился Вернадский 12 марта (28 февраля по старому стилю) 1863 г. в Санкт-Петербурге. Со стороны матери он был троюродным братом Владимира Галактионовича Короленко. Другой Короленко - Евграф Максимович приходился Вернадскому двоюродным дядей. Он оказал сильнейшее влияние на формирование личности юного Владимира.
Отец ученого Иван Васильевич Вернадский (1821-1884) - профессор политической экономии. Володя рос среди книг и развивался быстро. Он увлекался описаниями путешествий, историей, в особенности древнегреческой, изучил карту звездного неба, вел метеорологические наблюдения. Уже в гимназические годы помещал мелкие переводные заметки в издаваемом отцом журнале «Экономический указатель».
В гимназии Вернадский подружился с Андреем Красновым, ставшим впоследствии известным ботаником и географом. Именно Ан-
дрей Николаевич привил любовь Вернадского к естественным наукам. В 1881 г. после окончания гимназии друзья поступили на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета.
Состав профессуры университета был в то время блестящим. В воспоминаниях «Из прошлого» [10; 11]. В. И. Вернадский подчеркивает роль профессоров Д. И. Менделеева, А. Н. Бекетова и В. В. Докучаева, которые оказали серьезное влияние на студентов и на него самого. Менделеев зажигал сердца своим патриотизмом, привлекал химическими и космохимиче-скими идеями. Бекетов привил любовь к живой природе, а Докучаев... Докучаев стал для Вернадского Учителем.
Ученый с мировым именем, создатель генетического почвоведения Василий Васильевич Докучаев обогатил мировую научную лексику двумя русскими словами - «чернозем» и «подзол». Слушая лекции Докучаева и участвуя в его почвенных экспедициях, Вернадский усвоил главный принцип своего учителя: целостный, синтетический подход к явлениям окружающего мира в сочетании с их генетическим истолкованием.
Участие в работе студенческого научно-литературного общества оказало большое влияние на формирование Вернадского как ученого. А на становление его взглядов и убеждений, жизненных принципов огромное воздействие оказало Братство, сплотившее в тесный союз нескольких сверстников и друзей по университету, ставших друг для друга фактически братьями. Среди них - востоковед Сергей Федорович Ольденбург и его брат, филолог Федор Федорович Ольденбург, историки Александр Александрович Корнилов, Иван Михайлович Гревс и Дмитрий Иванович Шаховской, биологи Андрей Николаевич Краснов и Николай Григорьевич Ушинский.
В недалеком будущем все они - известные общественные деятели и труженики науки. А тогда, в студенческие годы, их объединяло страстное желание послужить науке и народу. Оживленные дискуссии и споры шли вокруг проекта организации будущего «Приютина» как формы братской бытовой жизнедеятельности. Вернадский, например, полагал, что «При-ютино» должно стать «особого рода педагоги-
ческим институтом», в котором воспитание детей следует рассматривать как одну из важнейших задач.
В последующие годы супруги Вернадские будут активно и плодотворно работать именно в этом направлении. Так, например, войдя в состав Московского комитета грамотности и оставаясь в нем вплоть до запрещения в 1895 г., они принимали участие во всех его просветительских и благотворительных мероприятиях.
Высокие моральные принципы, оказание взаимопомощи друг другу и окружающим объединяло членов Братства в течение всей жизни, способствовало их нравственному самосовершенствованию. А общение и взаимодействие людей самых разных научных интересов создавало благоприятную почву для развития междисциплинарного общения.
В 1885 г. после окончания Петербургского университета Вернадский стал хранителем его Минералогического кабинета. В 1888 г. он командируется за границу - в Италию, Германию, Францию и Великобританию. Этот период -время усовершенствования ученого в минералогии и кристаллографии.
После возвращения в Россию по приглашению известного геолога А. П. Павлова, признанного основателя московской геологической школы, Владимир Иванович переходит на кафедру минералогии Московского университета в 1890 г. Работая в Москве, обе свои диссертации, магистерскую и докторскую, Вернадский защищает, однако, в своей alma mater. По своему характеру одна из них была чисто минералогической («О группе силлиманита и роли глинозема в силикатах» - магистерская, 1891), а другая -кристаллографической («Явления скольжения кристаллического вещества», докторская, 1897). Докторскую диссертацию, выпущенную отдельной книгой, как это было принято в то время, прорецензировал гениальный русский кристаллограф Евграф Степанович Федоров, - в печати появился первый отклик на научные труды Владимира Ивановича Вернадского.
Занимаясь в Московском университете научной и преподавательской деятельностью [подробнее см.: 12; 13], Вернадский применил к минералогии генетический подход Докучаева и химические идеи Менделеева, выдвинул на первое место не систему, а историю минера-
лов. Результатом явилось создание генетической минералогии и геохимии - рождение московской минералогической научной школы.
В это время ученому уже хочется выйти за рамки прежних специальностей. Любовь с детства к истории приводит его сначала к работе над творческим наследием М. В. Ломоносова, позже - к созданию курса лекций по истории естествознания. Значительное время Вернадский уделяет вопросам истории и организации науки.
Первые три лекции курса «О научном мировоззрении» были напечатаны в 1902 г. в журнале «Вопросы философии и психологии», а в 1903 г. вышли отдельным изданием и вызвали к себе интерес, последующий обстоятельный доброжелательный разбор известного философа и психолога Л. М. Лопатина.
В 1906 г. Вернадского избирают адъюнктом Санкт-Петербургской Императорской академии наук. Он совмещает работу в Московском университете с заведованием минералогическим отделом Геологического музея Академии. Речь ученого 29 декабря 1910 г. на торжественном Общем собрании Академии «Задачи дня в области радия» ознаменовала начало истории радиологических исследований в нашей стране и становление новой научной дисциплины -радиогеологии. Вернадский выступил инициатором и первым руководителем Радиевого института.
Однако, как бы ни был увлечен В. И. Вернадский наукой, он не оставался в стороне от общественной жизни. «Я никогда не жил одной наукой», - честно признавался ученый [14].
Во время страшной засухи, охватившей Центральную часть России в 1891 г., В. И. Вернадский проводит сбор средств для голодающих. Масштаб этой деятельности был значителен. На собранные деньги организуются бесплатные столовые в деревнях. Только в Тамбовской губернии благодаря оказанной помощи питались 6 тысяч человек в течение 7 месяцев.
В. И. Вернадский стоял у истоков организации партии кадетов в 1905 г. В качестве ее делегата был избран в Государственный совет от Академии наук и университетов. И впоследствии на протяжении многих лет продолжал работать в верхней палате первого российского парламента.
6 октября 1905 г. В. И. Вернадский стал первым избранным директором Московских высших женских курсов. Но приступить к исполнению своих обязанностей Владимир Иванович не смог. Одновременно его избрали помощником ректора Московского университета. 29 сентября 1905 г. Сергей Николаевич Трубецкой трагически скончался, пробыв на своем посту всего 27 дней. Отдавая долг уважения и памяти своему соратнику и сподвижнику по университету, горячо отстаивавшему принципы университетской автономии, в условиях реальной угрозы закрытия Московского университета В. И. Вернадский поддержал доверие своих товарищей и принялся за выполнение сложной административной и организационной работы, делал все от него возможное, чтобы вернуть вузовскую жизнь в привычное русло.
Сам активно участвуя в общественно-политическом процессе, В. И. Вернадский стремился оградить высшую школу от лишней политизации, грозящей ее разрушением. «Гибель и упадок высшей школы, - писал Вернадский, -есть национальное несчастье, так как ими подрывается одна из основных ячеек существования нации» [15].
Главными принципами жизнедеятельности высшей школы он считал автономию и свободу преподавания, подчеркивал также необходимость государственного участия. «Но автономия и свобода преподавания, - убеждал он, -теснейшим образом связаны с высоким понятием личного достоинства, полной личной независимости в академической области, высоким положением преподавателей высшей школы в среде родной их страны».
Размышляя над ближайшими задачами академической жизни [16], Вернадский обращал внимание на особую роль профессоров и преподавателей высших школ, служителей знания и науки, в эту «серьезную эпоху государственного кризиса» в сохранении отечественной культуры. Мировой исторический опыт привел его к выводу, что «под влиянием грандиозности и важности текущих задач дня вечные запросы культурной работы временно отходят на второй план. В такие эпохи интересы науки и знания... не могут в сознании современников стоять наравне с великими государственными и политическими задачами дня. Уважение к
ним нарушается или слабеет, пожертвование ими становится относительно легким и возможным». Вернадский убежден, что «разрушить и уничтожить эти очаги знания - университеты и другие академические учреждения можно легко, росчерком пера, но восстановить раз прерванную научную жизнь - задача величайшей трудности».
В этих условиях деятели высшей школы и науки «должны не только всеми силами своей души, всеми средствами своего ума участвовать в созидательной творческой работе народного сознания - они обязаны стоять на страже дорогого им дела науки и знания, должны охранить и провести через бурную эпоху народной жизни целыми и нетронутыми те ученые и учебные организации, существование и жизнь которых необходимы для всего дальнейшего развития русской земли».
Это «есть наш первый гражданский долг перед родиной, наша первая общественная обязанность», - настаивает В. И. Вернадский.
В статье «Письма о высшем образовании в России» [17] В. И. Вернадский определил конкретные задачи, стоящие перед современной ему высшей школой. Она должна «учить подрастающее молодое поколение, сообщать ему то, что добыто человеческой мыслью, приучать его научно мыслить и научно работать»; «являться очагом научного искания, быть центром самостоятельной научной работы»; «быть носительницей просвещения в обществе и народе, оживлять в зрелом возрасте узнанное и пережитое в молодости, распространять новые знания, новые приемы работы и мышления».
Первую и основную задачу высшего образования Вернадский видел «в быстрой и полной передаче завоеваний науки и техники по возможности широким слоям молодого или взрослого населения, введение их в общее сознание и этим путем быстрое использование в жизни полученных результатов».
Другая, не менее важная задача высшей школы заключается в организации «научной исследовательской работы человечества», благодаря тому что «каждая высшая школа является не только школой, но в то же время и научной организацией, ведет огромную научную работу». Другими словами, В. И. Вернадский рассматривал высшую школу в качестве одной из
форм организации научной работы и главным путем проникновения научного знания в общечеловеческую культуру.
Развивая мысли в контексте детального анализа более общих социальных тенденций мирового масштаба, Вернадский пришел к прогностической идее будущего развития высшего образования - к идее «организации учащегося народа». Ученый сопоставлял ее с идеей «вооруженного народа» - доктриной милитаризации начала XX в., в отличие от которой эта «форма будущей жизни человечества» имела производительный характер, позволяющий ей осуществлять «не только охрану культуры и национального существования», но и творить эту культуру, ковать национальную силу.
Идея «учащегося народа» предполагала непрерывность и преемственность высшего образования, что обеспечивалось специально организованной системой не только высших школ и условиями реализации «элитарного» высшего образования, а всех образовательных учреждений. «Сейчас невозможно в высшей школе получить знания, достаточные на всю жизнь, - писал В. И. Вернадский, - их нужно от времени до времени возобновлять. Это является одной из характерных особенностей нашего времени. И, заметив кое-где возникшие формы послевузовского образования, подчеркивал: «Мы видим здесь начало нового, крупного и нужного дела, которое сейчас в зачатке, но в будущем должно получить огромное значение».
При анализе российской образовательной ситуации начала века Вернадский отмечал существование внешних государственных рамок, препятствующих развитию высшей школы в данном направлении, и одновременно «стихийное», «историческим процессом» происходящее качественное изменение форм высшей школы и состава ее слушателей.
«Курсы для рабочих, народные и крестьянские университеты, организации домашнего чтения, специальные, разнообразные технические институты, различные типы внешкольного образования для взрослых быстро заполнили промежутки между народной школой и высшей школой старого типа». Наряду с этими демократическими проявлениями, приводящими к расширению контингента лиц, причастных к научному знанию, высшая школа стала пополняться
за счет специалистов с высшим образованием, которые «"вынуждены" через несколько лет после окончания высшей школы вновь повторять ее в новой обстановке и в новых формах, так как в практической жизни они не могут следить и поспевать за быстрым ростом знания... »
С другой стороны, идея «учащегося народа» выходила на проблему единения человечества, которая рассматривалась Вернадским через призму интегрирующей роли науки: «...развитие науки является одним из главнейших факторов, если даже не самым главным фактором, обусловливающим единство человеческой
культуры.... Только наука и тесно связанная с
нею техника вызывают единство человеческой культуры для всего человечества, достигают того, к чему напрасно стремились различные формы религии и школы философии».
Быстрый рост научного знания и доступность единой культуры для всего человечества предопределяют в высшем образовании интеграционные процессы: с одной стороны, «высшая школа незаметно сливается с организациями, имеющими своей задачей исследовательскую научную работу», а с другой - «под влиянием изменения науки и техники» своеобразными формами высшей школы становятся культурные, просветительские и даже производственные учреждения, и тем самым высшая школа приближается к решению общечеловеческой задачи - организации мировой научной работы, то есть к «созиданию учащегося народа».
В. И. Вернадский выступал сторонником национальных традиций в образовании, он никогда не отделял обучение от воспитания, которому придавал особое значение в процессе становления личности. Воспитание может основываться или на религиозном основании, или на гуманитарном, или на гражданском, -писал он своей жене Н. Е. Вернадской весной 1892 г. Это потому, что одна из его задач - и самая главная - «осмыслить жизнь» [18, с. 234], и цель жизни должна проходить сквозь все воспитание.
Большое внимание он уделял преподаванию гуманитарных предметов. «Я не отрицаю значения естественных наук и не говорю, что им не надо учиться - сам занимаюсь тем, что учу им, но думаю, что на них не может быть основано воспитание» [18, с. 235].
В другой статье, опубликованной в газете «Речь» от 8 ноября 1911 г. под названием «Общественное значение Ломоносовского дня» [19], Вернадский также развивал идею национального образования. Он выступает против низкопоклонства царского правительства перед Западом, против его попыток переноса сложившихся в Германии основ образования и научной работы на русскую почву.
Вернадский гордится вековыми традициями научной работы в России, достижениями научной мысли русских ученых, стоящих в первых рядах ученых мира. «Русская научная мысль стоит сейчас в передовых рядах человечества, - пишет он. - А между тем у себя на родине ей приходится сейчас доказывать право на свое существование. Министр народного просвещения при поддержке части общества, считающей себя русской, выдвигает законопроект нового обучения азов у "немцев", основанный на отрицании и незнании вековой научной работы России, принимает ряд мер, невозможных ни в одной стране, дорожащей национальным достоинством».
«Едва ли есть сейчас культурная страна, которая бы, по сравнению с другими своими расходами, так мало тратила на задачи научной работы, как Россия, - с горечью восклицает он. - Создание гения Петра Великого, коллегия, которой Ломоносов отдал свою жизнь и о которой думал на смертном одре, Императорская Академия наук находится в положении, недостойном великой страны и великого народа; у нее нет средств и нет места для развития научной работы!» Положение, по мнению Вернадского, может измениться тогда, «когда русское общество привыкнет ценить идущую в его среде научную деятельность как дело национальной важности, стоящее вне временных настроений, политических партий или отношений».
Отстаивать эти главные принципы и основы жизнедеятельности отечественного института образования В. И. Вернадский продолжал и в последующие годы, занимая самые разные посты и должности. Например, в апреле 1917 г. он был председателем Комиссии по ученым учреждениям и научным предприятиям при Министерстве народного просвещения. Замечательным фактом деятельности этой Комиссии,
хотя и непродолжительной, было открытие Пермского университета.
Летом 1917 г. Вернадский вошел в состав Временного правительства и стал товарищем (заместителем) министра народного просвещения, которым в то время был С. Ф. Ольденбург, его соратник по Братству. «С тревогой смотрю в будущее, - писал своей жене Вернадский. - Я верю в силу России, но думаю, что могут быть бессознательно сделаны величайшие ошибки, которые направят ход истории не в ту сторону, в которую могут направить, и, в частности, что может быть многое потеряно для человечества, что создано русской историей в форме большого единого государственного целого. Сейчас весь вопрос в силе правительства» [20].
Вклад ученого в развитие отечественного просвещения и образования, высшей школы России, в педагогическую теорию и практику поистине огромен.
Возвращаясь к тем драматическим революционным дням, когда Владимир Иванович Вернадский был избран директором первого в мире высшего учебного заведения для женщин, вспомним его неоценимую роль и заслугу в развитии нашего университета.
На протяжении многих лет жизнь и деятельность В. И. Вернадского была связана с МВЖК. С момента их основания он читал минералогию, а после их закрытия в 1888 г. продолжал преподавать в формате «общедоступных лекций» и «коллективных уроков», организованных Московским обществом воспитательниц и учительниц.
В послереволюционные годы и вплоть до своего переезда в сентябре 1911 г. в Санкт-Петербург, вызванного уходом большой группы профессоров из Московского университета в знак протеста против политики министра просвещения Л. А. Кассо, В. И. Вернадский также вел активную преподавательскую деятельность на Московских Высших женских курсах.
Каждый из сообщаемых фактов во время чтения лекций В. И. Вернадский освещал исторически, указывал на новые перспективы, возможные в процессе развития науки, что вызывало особенный интерес слушателей. Перед началом своих лекций, примерно за четверть часа, он расспрашивал лаборантов о ходе исследовательской работы, успевая уделить вре-
мя каждому. Выбор объекта исследования всегда был связан с широкой проблемой, так что начинающий научный работник мог чувствовать сопричастность к решениям больших научных вопросов. Владимир Иванович требовал исчерпывающего знакомства с литературой, прежде чем молодой ученый приступал к исследованию, отговориться незнанием языков было невозможно. Требовательность вырабатывала четкость работы.
Ученый делал значительный акцент на «постановке правильных практических работ» студентов, особое внимание уделял устройству специальных кабинетов и лабораторий, хорошему научному оборудованию и организации рабочего места. Все должно было способствовать удобной работе.
Минералогическая лаборатория Высших женских курсов была именно так и организована: под руками всегда была необходимая справочная литература, измерительные и оптические приборы, платиновая посуда, весы, сушильные шкафы, чистые реактивы и пр. «Минералог должен работать в лаборатории» - таково основное требование Владимира Ивановича.
Созданная его усилиями на курсах минералогическая лаборатория являлась наряду с минералогическим кабинетом при Московском университете ведущим научно-исследовательским центром в области минералогии и кристаллографии, переживавшим под руководством В. И. Вернадского период расцвета.
Научное наследие В. И. Вернадского в различных его формах продолжает существовать в Московском педагогическом государственном университете до сегодняшних дней.
Одно из них - Геологический музей. Именно по совету Владимира Ивановича и в соответствии с его научными интересами при кафедре геологии МВЖК в 1905-1914 гг. стал создаваться Геологический музей. Основа его фонда была заложена ассистентом кафедры А. Б. Миссуной. Она начала приобретать в Германии образцы минералов и горных пород. Коллекция постепенно разрасталась и была размещена в специально организованном геологическом кабинете знаменитого «Тихомировского» корпуса.
В годы гражданской войны значительная часть музейной коллекции была утрачена. В ее восстановление огромный вклад внесла вид-
ный советский геолог Вера Александровна Варсонофьева - первая женщина, получившая степень доктора геолого-минералогических наук. Она возглавляла кафедру геологии университета более 30 лет. Экспедиции, осуществлявшиеся под ее руководством в разных районах страны, пополняли музей ценными образцами геологических пород и древней фауны. В 1950-е гг. в ходе административно-управленческих реформ, затронувших вуз, музей длительное время фактически оставался бесхозным. И к началу 1960-х гг. сохранились только остатки некогда знаменитой коллекции. Ситуация начала меняться с приходом в университет профессора Всеволода Всеволодовича Добровольского, крупного специалиста в области геохимии и минералогии. Будучи страстным поклонником научных идей В. И. Вернадского, он, возглавив кафедру геологии, начал последовательно восстанавливать приоритетную роль минералогии и петрографии в ее учебной и научной работе.
Одним из важнейших направлений этой работы стало восстановление Геологического музея при кафедре геологии и геохимии ландшафта МПГУ. Это была поистине гигантская и кропотливая работа. Структура Геологического музея формировалась на строго научной основе, с учетом опыта минералогических музеев РАН и Музея землеведения МГУ. Сейчас обновленный музей включает более 4000 систематизированных образцов минералов, горных пород, окаменелостей древних организмов. Среди них бережно хранятся образцы минералогической коллекции, начало которой положила инициатива В. И. Вернадского.
Еще более значимым для университета стало развитие идей В. И. Вернадского о биогеохимии. Это принципиально новое научное направление, возникшее на основе учения В. И. Вернадского о биосфере и выдающейся роли живого вещества в планетарном круговороте веществ. Основы биогеохимического подхода были изложены в таких его известных работах, как «Биогеохимические очерки. 1922-1932», «Биогеохимия» и др.
Творческое осмысление идей В. И. Вернадского в свою очередь привело к возникновению новых научных направлений и школ в ряде областей знаний. Одним из наиболее актуальных и плодотворных из них стало возникшее в недрах
отечественной географической науки учение о геохимии ландшафтов, созданное почвоведом, географом и геохимиком академиком Б. Б. По-лыновым. Теоретико-методологическая основа данного учения способствовала формированию одной из сильнейших в мире отечественной научной школы. Данная проблематика активно и успешно разрабатывается в целом ряде ведущих научных и образовательных центров России: на географическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, в Институте географии РАН, Институте геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН и др.
Крупная научная школа геохимии ландшафтов была создана и в МПГУ, что, учитывая важную роль В. И. Вернадского в становлении Московских высших женских курсов, безусловно, свидетельствует и об исторической преемственности его научного наследия.
Возникновение и становление этой научной школы в университете также связано с именем В. В. Добровольского. И это вдвойне знаменательно, поскольку мать Всеволода Всеволодовича - Вера Ивановна Добровольская - выпускница Московских Высших женских курсов.
Начиная с 1969 г. научный коллектив кафедры геологии и геохимии ландшафтов МПГУ активно и плодотворно участвовал в исследованиях в рамках крупных международных программ: «Верхняя мантия», «Человек и биосфера», «Глобальные изменения», а также в национальных научно-исследовательских программах «Мировой океан», «Среда».
В. В. Добровольский в составе различных научных коллективов проводил научные изыскания в Экваториальной Африке, на Кубе, в пустынях Центральной Азии, на островах Индийского океана и на Шпицбергене (1986).
Плодотворной и географически масштабной была и экспедиционная работа коллектива на территории СССР. На протяжении более чем 30 лет проводились исследования на островах Арктики, в тундровых и таежных зонах Севера европейской части России, зоне смешанных лесов и в Центральном Черноземье, на южном Урале и во влажных субтропиках Западной Грузии.
Исключительно весомым стал вклад данной научной школы в формирование научного потенциала страны. За прошедшее время на кафедре было подготовлено более 40 высококва-
лифицированных научных работников и преподавателей, многие из которых продолжают активно работать в разных учебных и научных учреждениях страны, в том числе и в МПГУ.
Особенно значимо, что, продолжая традиции В. И. Вернадского - педагога МВЖК, коллектив научной школы геохимии ландшафтов, сформировавшийся в ведущем педагогическом университете страны, неразрывно связан с системой подготовки школьных учителей. Идеи В. И. Вернадского о ноосфере, во многом определившие современный тезис о необходимости устойчивого развития человеческого общества, получают свое развитие в лекционных курсах, многочисленных учебных и учебно-методических пособиях для школы и вузов, подготовленных преподавателями университета - последователями и учениками нашего выдающегося соотечественника.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вернадский В. И. Проблемы биогеохимии. -Вып. II. - М., 1939.
2. Вернадский В. И. Собрание сочинений: в 24 т. / под ред. акад. Э. М. Галимова; Ин-т геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского; Комиссия РАН по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского. М.: Наука, 2013, 2014.
3. Рюмина М. С. Экзистенциальный кризис образования в современном обществе и перспективы его преодоления / под ред. В. Г. Тах-тамышева. - М.: РУСАЙНС, 2016. - 118 с.
4. Тюкавкин В. Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. - М.: Памятники исторической мысли, 2001. - 304 с.
5. Щедровицкий П. Гуманитарные технологии и реальная политика // Новости гуманитарных технологий. - М., 2006.
6. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. - URL: http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/thought.html (дата обращения: 06.08.2017).
7. Из письма к С. Ф. Ольденбургу 28 октября 1933. - Цит. по: Росов В. А. В. И. Вернадский и русские востоковеды. - СПб.: Петроградский и Ко., 1993. - 144 с. - С. 76.
8. Микулинский С. Р. В. И. Вернадский как историк науки // Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки. - М.: Наука, 1988.
9. Вернадский В. И. Материалы к биобиблиографии ученых / отв. ред. В. А. Виноградов.
- Вып. 44. - М., 1992. - 232 с.
10. Вернадский В. И. Из прошлого (отрывки из воспоминаний об А. Н. Краснове) // Профессор Андрей Николаевич Краснов (18621914). - Харьков, 1916. - 160 с.
11. Страницы автобиографии В. И. Вернадского / АН СССР; сост. Н. В. Филиппова. - М.: Наука, 1981. - 352 с.
12. Карандеев В. В. Минералогический кружок при Минералогическом кабинете Московского университета. 1901-1910 // В. И. Вернадский: Pro et contra. Антология литературы о В. И. Вернадском за сто лет (1898-1998) / сост. А. В. Лапо; под общ. ред. А. Л. Яншина. - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. - 872 с. - С. 162-164.
13. Шубникова О. М. Воспоминания о В. И. Вернадском как учителе // В. И. Вернадский: Pro et contra. Антология литературы о В. И. Вернадском за сто лет (1898-1998) / сост. А. В. Лапо; под общ. ред. А. Л. Яншина. - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. - 872 с. - С. 165-168.
14. Запись в дневнике за 1919-1920 гг. // Вернадский В. И. Дневники, 1917-1921. Ч. 1. (Октябрь 1917 - январь 1920). - Киев: Наукова думка, 1994. - 272 с.
15. Вернадский В. И. Разгром // Вернадский В. И. Избранные труды. - М., 2010. С. 246-249.
16. Вернадский В. И. Ближайшие задачи академической жизни // Вернадский В. И. Публицистические статьи / отв. ред. В. П. Волков.
- М.: Наука, 1995. - 312 с. - С. 37-45.
17. Вернадский В. И. Письма о высшем образовании в России. Задачи высшего образования нашего времени // Вернадский В. И. Избранные труды. - М., 2010. - С. 270-282.
18. Вернадский В. И. Письма Н. Е. Вернадской (1889-1892). - М., 1991.
19. Вернадский В. И. Общественное значение Ломоносовского дня // Вернадский В. И. Избранные труды / сост. Г. П. Аксенов. - М.: РОССПЭН, 2010. - 744 с. - С. 341-346.
20. Письма к Н. Е. Вернадской: 22 июля 1917, Бутова Кобыла // Вернадский В. И. Пережитое и передуманное. - М.: Вагриус, 2007.
REFERENCES
1. Vemadskiy V. I. Problemy biogeokhimii. Iss. II. Moscow, 1939.
2. Vemadskiy V. I. Coll. works: in 24 vol. Moscow: Nauka, 2013, 2014.
3. Ryumina M. S. Ekzistentsialnyy krizis obra-zovaniya v sovremennom obshchestve i perspe-ktivy ego preodoleniya. Moscow: RUSAYNS, 2016.118 p.
4. Tyukavkin V. G. Velikorusskoe krestyanstvo i stolypinskaya agrarnaya reforma. Moscow: Pamyatniki istoricheskoy mysli, 2001. 304 p.
5. Shchedrovitskiy P. Gumanitarnye tekhnologii i realnaya politika. In: Novosti gumanitarnykh tekhnologiy. Moscow, 2006.
6. Vernadskiy V. I. Nauchnaya mysl kak planetnoe yavlenie. Available at: http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/thought.html (accessed: 06.08.2017).
7. Iz pisma k S. F. Oldenburgu 28 oktyabrya 1933. Cit.: Rosov V. A. V. I. Vernadskiy i russkie vostokovedy. St. Petersburg: Petrogradskiy i Ko., 1993. 144 p. P. 76.
8. Mikulinskiy S. R. V. I. Vernadskiy kak istorik nauki. In: Vernadskiy V. I. Trudy po vseobsh-chey istorii nauki. Moscow: Nauka, 1988.
9. Vernadskiy V. I. Materialy k biobibliografii uchenykh. Iss. 44. Moscow, 1992. 232 p.
10. Vernadskiy V. I. Iz proshlogo (otryvki iz vospo-minaniy ob A. N. Krasnove). In: Professor An-drey Nikolaevich Krasnov (1862-1914). Kharkov, 1916. 160 p.
11. Stranitsy avtobiografii V. I. Vernadskogo. Moscow: Nauka, 1981. 352 p.
12. Karandeev V. V. Mineralogicheskiy kruzhok pri Mineralogicheskom kabinete Moskovskogo universiteta. 1901-1910. In: V. I. Vernadskiy: Pro et contra. Antologiya literatury o V. I. Ver-nadskom za sto let (1898-1998). St. Petersburg: Izd-vo Russkogo Khristianskogo gumanitarno-go instituta, 2000. 872 p. Pp. 162-164.
13. Shubnikova O. M. Vospominaniya o V. I. Ver-nadskom kak uchitele In: V. I. Vernadskiy: Pro et contra. Antologiya literatury o V. I. Vernads-kom za sto let (1898-1998). St. Petersburg: Izd-vo Russkogo Khristianskogo gumanitarnogo instituta, 2000. 872 p. Pp. 165-168.
14. Zapis v dnevnike za 1919-1920. In: Vernadskiy V. I. Dnevniki, 1917-1921. Part 1. (Oct. 1917 -Jan. 1920). Kiev: Naukova dumka, 1994. 272 p.
15. Vemadskiy V. I. Razgrom. Vernadskiy V. I. Selected works. Moscow, 2010. Pp. 246-249.
16. Vernadskiy V. I. Blizhayshie zadachi akademi-cheskoy zhizni. Vernadskiy V. I. Publitsis-ticheskie statyi. Moscow: Nauka, 1995. 312 p. Pp. 37-45.
17. Vernadskiy V. I. Pisma o vysshem obrazovanii v Rossii. Zadachi vysshego obrazovaniya nashego vremeni. In: Vernadskiy V. I. Selected works. Moscow, 2010. Pp. 270-282.
18. Vernadskiy V. I. Pisma N. E. Vernadskoy (18891892). Moscow, 1991.
19. Vernadskiy V. I. Obshchestvennoe znachenie Lomonosovskogo dnya. In: Vernadskiy V. I. Selected works. Moscow: ROSSPEN, 2010. 744 p. Pp.341-346.
20. Pisma k N. E. Vernadskoy: 22 Jul. 1917, Butova Kobyla. In: Vernadskiy V. I. Perezhitoe i pere-dumannoe. Moscow: Vagrius, 2007.
Лубков Алексей Владимирович, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО, ректор Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Lubkov Alexey V., ScD in History, Professor, corresponding member of Russian Academy of education, rector, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]
Дронов Виктор Павлович, доктор географических наук, профессор, академик-секретарь общего среднего образования РАО, первый проректор Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Dronov Victor P., ScD in Geography, Professor, Academician-Secretary, General secondary education, Russian Academy of education, first vice rector, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]