Научная статья на тему 'В. И. Матузова. Эрих Калер: размышляя о судьбах человечества'

В. И. Матузова. Эрих Калер: размышляя о судьбах человечества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
36
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Галинская И. Л.

Матузова В.И. Эрих Калер: Размышляя о судьбах человечества // Калер Э. Избранное: Выход из лабиринта. М., 2008. С. 311-317.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. И. Матузова. Эрих Калер: размышляя о судьбах человечества»

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

В. И. Матузова

ЭРИХ КАЛЕР: РАЗМЫШЛЯЯ О СУДЬБАХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА*

Эрих Калер - австро-немецкий историк, философ, социолог и культуролог (1885-1970). Его жизненный путь проходил в Европе и в США, где он публиковал свои работы, написанные на немецком и английском языках. Калер внес «весомый вклад в развитие культурологии, выработав собственную историко-философскую концепцию» (с. 311). Он дал своей концепции название «нравственная антропология», поскольку в центре его внимания неизменно пребывал человек.

Имя Эриха Калера было не слишком хорошо известно на Западе, отчего первые посвященные ему работы появились почти через 20 лет после его смерти. В книгах Эриха Калера «Смысл истории» (1964) и «Выход из лабиринта» (1967), впервые переведенных на русский язык, его научная концепция достигает своей полноты. В этих книгах Калер выражает уверенность в победе разума, добра и красоты в судьбах человечества.

Эрих Калер родился 14 октября 1885 г. в Праге в семье еврейского промышленника Рудольфа Калера. В 1900 г. Калеры переехали в Вену. Вначале Эрих становится студентом Венского университета, а затем учится в университетах Берлина, Мюнхена и Гейдельберга. В 1911 г. Калер защищает диссертацию на тему «О праве и морали» и получает степень доктора философии. В 1913-1933 гг. Калер жил в Мюнхене, занимался преподаванием, работал над книгами. В 1933 г. его имя попало в черные списки

* Матузова В.И. Эрих Калер: Размышляя о судьбах человечества // Калер Э. Избранное: Выход из лабиринта. - М., 2008. - С. 311-317.

нацистов, но Калер в это время гостил у матери в Вене, и в Мюнхен он больше не вернулся. Затем он жил в Чехословакии и Швейцарии. В 1938 г. Эрих Калер вместе с женой и матерью эмигрирует в США и навсегда поселяется в Принстоне. Вплоть до 1963 г. он читает лекции по литературе и искусству в крупнейших высших учебных заведениях США, а также в европейских университетах.

Помимо упомянутых выше двух книг, Калеру принадлежат следующие труды: «Династия Габсбургов» (1919), «Израиль среди народов» (1933), «Немецкий характер в истории Европы» (1937), «Человек-мерило» (1943), «Башня и бездна» (1957), «Орбита Томаса Манна» (1969). Эрих Калер дружил с величайшими умами ХХ в. -Томасом Манном, Максом Вебером, Альбертом Эйнштейном, поэтом Р.-М. Рильке. Австрийский писатель Герман Брох (1886-1951), который был кузеном матери Калера, жил в их семье с 1942 по 1949 г. В последние годы жизни Эрих Калер работал над монографией о творчестве Германа Броха и книгой «Значение экспрессионизма» (с. 313).

Эрих Калер в своих трудах предстает носителем классической, гегельянской традиции в философии истории, а также знатоком немецкой культуры рубежа Х1Х-ХХ вв. В его книге «Человек-мерило» предстает вся история человечества, которая является целостностью и в которой прошлое и настоящее пребывают в неразрывной связи друг с другом. Книга «Смысл истории» знаменовала собой «первый шаг к созданию задуманной Калером теории истории» (с. 313). История, по Калеру, отнюдь не тождественна историографии или исторической науке. История - это сама жизнь, жизнь людей, происшествие, событие.

Ученый видит историю не просто как череду событий, а как «цепное взаимодействие, взаимотворчество концепции и реальности, сознания и действия» (цит. по: с. 314). Калер уверен, что человечество по ходу истории все больше осознает себя как неразрывную целостность. «Из такого взаимодействия концепции и реальности вырастает и смысл истории» (с. 314). Отрицать смысл истории, считает Эрих Калер, значит отрицать саму историю.

Новизна историко-философской концепции Калера состоит в том, что он попытался написать историю как биографию человеческого духа. Он уверен в наступлении общечеловеческого единства и братства, ибо без этого, предупреждает ученый, человечество ожи-

дает гибель. Позиция Калера - «человек нуждается в добре, как в хлебе насущном» (цит. по: с. 315).

Книга «Выход из лабиринта» - это сборник статей, написанных в разные годы: «Культура и эволюция», «Естествознание и история», «Живучесть мифа», «Реальность Утопии», «Природа символа», «Что такое искусство?», «Искусство и история» и др. Статьи сгруппированы в разделы, посвященные истории, искусству и социальной психологии. В статье «Культура и эволюция» Калер толкует историю как протяженное, непрерывное развитие, как эволюцию, причем понятие исторической эволюции вовсе не обязательно означает совершенствование или прогресс.

В статьях «Живучесть мифа» и «Разнообразие бессознательного» Калер показывает, какую важную роль играет подсознание в жизни человека. С проблемами психологии, по мнению Калера, тесно связаны и проблемы искусства. Модернистское искусство отражает процессы, охватившие сферу сознания. В статье «Распад художественной формы» Калер утверждает, что последний служит распаду личности. Статья «Реальность Утопии» является откликом Калера на взрыв атомной бомбы над Хиросимой. Он взывает к людям всего мира объединиться и отвести нависшую над ними угрозу.

Актуальность трудов Калера состоит в настойчивом требовании «сознательного, осмысленного поиска человечеством своего места в потоке истории», осознание которого поможет обретению бессмертия, заключает автор реферируемой статьи (с. 317).

И. Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.