Научная статья на тему 'В.И. ЛЕНИН И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ'

В.И. ЛЕНИН И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
92
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В.И. ЛЕНИН И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

УДК 362.7:92 ЛЕНИН

#

В. И. ЛЕНИН И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

0 _ _ _

Проф. Е. М. Белостоцкая, И. С. Фокина

Центральный институт усовершенствования врачей

Огромные успехи советского здравоохранения во многом объясняются тем, что оно развивалось под знаком гениальных ленинских идей. Классики марксизма-ленинизма, создав науку об истории общества, нашли единственно правильный путь решения вопросов охраны здоровья населения. Научно обосновав зависимость состояния здоровья от политического строя и экономического уровня развития общества, они доказали в теории и на практике, что только революционно преобразованное общество может во всем объеме решить эту сложную проблему на принципиально новых социа-л истических началах.

В. И. Ленин, изучив организацию труда, условия жизни и состояние здоровья трудящихся дореволюционной России, вскрыл влияние капиталистической эксплуатации на здоровье не только взрослого населения, но также детей и подростков.

В первой программе РСДРП, подготовленной В. И. Лениным, были определены основные задачи, которые предстояло решить пролетариату в ходе его революционной борьбы за создание государственной системы охраны здоровья трудящихся, в частности здоровья детей и подростков.

Предусматривалось запрещение труда детей до Шлет, запрещение женского труда во вредных для здоровья производствах, освобождение беременных от работы с предоставлением им 4-недельного дородового и 6-недельно-го послеродового отпуска с сохранением содержания, устройство при всех заводах, фабриках и других предприятиях, где работают женщины, яслей для грудных и малолетних детей. Программа партии определяла требования и к постановке образования. Предполагалось введение бесплатного образования для всех детей обоего пола до 16 лет, снабжение бедных детей одеждой и учебными пособиями за счет государства.

После Великой Октябрьской социалистической революции охрана здоровья детей и подростков объявляется государственной задачей. Соответственно пересматривается и программа партии с целью расширения мероприятий по охране здоровья. Рабочее время подростков сокращается до 4 часов, подросткам запрещается работать в ночную смену, в опасных для здоровья производствах и рудниках. Для всех детей вводится бесплатное образование; оно носит политехнический характер и должно знакомить в теории и на практике со всеми главными отраслями производства. Устанавливается связь обучения с общественно-производительным трудом, т. е. решается проблема всестороннего умственного и физического развития. Программой предусматривается также снабжение уже всех детей одеждой и учебными пособиями за счет государства.

Дородовой и послеродовой отпуск увеличивается до 8 недель при бесплатной врачебной и лекарственной помощи. От производств требуются не только организация яслей, но и обеспечение помещений для кормления грудных детей во время работы матери, выдача кормящим матерям пособий и ограничение их рабочего времени 6 часами.

1*

3

Заботясь об охране здоровья женщины-матери, ее полном политическом и экономическом раскрепощении, В. И. Ленин требовал решения вопроса не декларативно, а конкретно. В ряде статей («Великий почин», «Положение женщины и советская власть» и др.) Владимир Ильич высказывал мысль о необходимости не только отменить буржуазные законы и объявить женщину свободной, но и создать реальные условия для ее раскрепощения и в первую очередь — раскрепощения от мелкого домашнего хозяйства. «Настоящее освобождение женщины, настоящий коммунизм начинается только там и тогда, где и когда начинается массовая борьба (руководимая владеющим государственной властью пролетариатом) против этого мелкого домашнего хозяйства, или, вернее, массовая перестройка его в крупное социалистическое хозяйство». И далее: «Общественные столовые, ясли, детские сады — вот образчики этих ростков, вот те простые, будничные, ничего пышного, велеречивого, торжественного не предполагающие средства, которые на деле способны освободить женщину, на деле способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной, по ее роли в общественном производстве и в общественной жизни»1. И вслед за этим В. И. Ленин предупреждает, что создать все эти учреждения, которые он назвал «ростками коммунизма», — сделать еще полдела: надо добиться их образцовой работы, чтобы они не формально, а по существу выполняли возложенные на них задачи.

Этими положениями, сформулированными на заре создания нашего государства, В. И. Ленин определил огромную перспективу строительства социалистического общества по линии создания сети разнообразных детских 'учреждений, учреждений бытового обслуживания населения, строительства, которое продолжается и в наши дни, принимая новые формы и все больший и больший размах.

Таким образом, политика партии в отношении охраны здоровья детей и подростков, начиная с первых программных документов, была проникнута идеями профилактики, истинным демократизмом и гуманизмом.

Особенно ярко великий гуманизм В. И. Ленина проявился по отношению к детям. Свидетельством тому вся политика советского государства, которая в трудные годы интервенции, голода и разрухи определялась следующими словами Владимира Ильича: «Мы взрослые поголодаем, но последнюю щепотку муки, последний кусок сахара, последний кусочек масла отдадим детям. Пусть эти тяжелые события лягут на плечи взрослых, но всячески пощадим детское население» 2.

В развитие этой установки выходят один за другим декреты об организации питания детей. Один из первых декретов, подписанный В. И. Лениным 14/1Х 1918 г., «Об усилении детского питания», начинался характерными для того времени словами: «Принимая во внимание упадок питания среди населения в голодающих губерниях и ставя своей целью охрану детей и юношества от целого ряда заболеваний, стоящих в тесной связи с недоеданием, Совет Народных Комиссаров признает детское питание первоочередной задачей»3. Далее перечисляются конкретные мероприятия — введение особых продовольственных карточек для детей до года, дополнительного пайка детям от 1 года до 5 лет, организация школьных столовых и снабжение их продуктами питания.

Для реализации этого постановления специальным декретом Совнаркома от 23/IX 1918 г. учреждается Фонд детского питания за счет государственных ассигнований, обложения населения, частных торговых предприятий, частных кинотеатров и т. п. определенными денежными суммами. Используются также различные формы сбора денежных средств. Активное участие в этом принимают комсомольцы. Так, комсомольцам 26-й типогра-

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 39, с. 24.

2 Н. А. Семашко. Воспоминания о Ленине. М., 1933 с. 28.

3 Сборник Узаконений, 20/1Х 1918 г., № 68, ст. 732.

фии Миусского района Москвы принадлежит идея отпечатать в порядке трудового субботника на сэкономленной бумаге книгу, а деньги, полученные от ее реализации, послать в Фонд помощи детям» Этой книгой была речь В. И. Ленина на III съезде комсомола — «Задачи союза молодежи».

Большую роль в оказании помощи детям сыграла проведенная в ноябре 1920 г. Неделя ребенка. В специально по этому поводу изданном декрете правительство обратилось с призывом к добровольному пожертвованию «...всего, относящегося к питанию детей и снабжению их предметами первой необходимости1». Призыв поддержали общественность и широкие массы трудящихся. «Инструкцией проведения декрета о Неделе ребенка», опубликованной в «Правде» 12/Х 1920 г., планировались разнообразные по форме и содержанию мероприятия — концерты, кино,« лекции, митинги, демонстрации с целью пропаганды идей социалистического воспитания и охраны здоровья детей, сбор продуктов, вещей, предметов для детей и оборудования для школ, приведение в порядок помещений детских домов, медицинские осмотры детских коллективов и др.

Многочисленные воспоминания людей, лично знавших В. И. Ленина, свидетельствуют об исключительной заботе Владимира Ильича о детях, о снабжении их продуктами питания. Все продовольственные посылки, которые В. И. Ленин получал, немедленно пересылались в детские учреждения. Он постоянно требовал отчетов о распределении продуктов среди детского населения.

17/V 1919 г. В. И. Ленин подписывает декрет «О бесплатном детском литании» для всех детей в возрасте до 14 лет включительно.

За 4 года — с 1918 по 1922 г. — В. И. Лениным было подписано око-л о двадцати декретов и постановлений об охране детей и подростков.

По его же инициативе была создана в январе 1921 г. Детская комиссия ВЦИК под председательством Ф. Э. Дзержинского, заслуги которой по спасению детей и подростков поистине трудно оценить. За один только 1921 г. • комиссия организовала перевозку 55 тыс. детей из голодающих губерний в хлебородные, а благодаря борьбе ее с беспризорностью были возвращены обществу десятки тысяч подростков. Писатель наших дней М. Я. Лещинский решил проследить судьбу беспризорников двадцатых годов, которые были помещены в детские дома. В своей книге «Кто был ничем ...» он привел как пример одиннадцать биографий таких людей. В прошлом у них похожая судьба — война, смерть родителей, голод, беспризорность, в настоящем — расцвет творческих способностей и таланта. Так сложилась жизнь генерал-майора А. А. Лобачева, заслуженной учительницы Т. Г. Тулиновой, дирижера К. Иванова, поэта П. Железнова, художника С. И. Дудника и многих других.

В. И. Ленин оказал влияние на создание государственной системы охраны здоровья детей и подростков не только как теоретик и гуманист, но и как талантливый организатор. «В каждом комиссариате руками Ильича закладывался фундамент, на котором в дальнейшем комиссариат развивался» 2, — писал видный деятель коммунистического движения М. С. Кедров.

15/IX 1921 г. В. И. Ленин подписывает «Положение об охране подростков и детей в РСФСР», которое утвердило структуру охраны здоровья детского населения в стране, определило функции Наркомздрава/и Нарком-проса по отношению к детским учреждениям, положение в них врача.

В. П. Лебедева в статье «Памяти тов. Ленина» описала один из многочисленных случаев участия В. И. Ленина в решении организационных вопросов, в данном случае имеющих непосредственное отношение к детскому здравоохранению, в частности в пересмотре неправильно решенного вопроса о разделении охраны материнства и младенчества между двумя ведомст-

1 Сборник Узаконений, 13/Х 1920 г., № 82, ст. 403.

2 Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. М., 1957/ т. 2, с. 88.

вами — социального обеспечения и здравоохранения. В. П. Лебедева, возглавлявшая в тот период Отдел охраны материнства и младенчества, не добившись решения этого вопроса у наркомов, обратилась к Владимиру Ильичу. Она несколько сомневалась, найдет ли Владимир Ильич время вникнуть в суть данного вопроса — ведь шел 20-й год, страну мучили голод и интервенция, решалась судьба Советской республики: до молочных ли кухонь и консультаций было главе Советского правительства. Но Владимир Ильич очень внимательно ее выслушал и согласился с доводами в пользу объединения детских учреждений в одном наркомате. С мнением В. И. Ленина она пошла в ЦК партии, и вопрос был решен положительно — охрана материнства и младенчества была передана в систему Наркомздрава1.

Успешному претворению в жизнь ленинских идей способствовал революционный энтузиазм трудящихся масс, энтузиазм лучших представителей врачебной интеллигенции. Одним из талантливых организаторов детского здравоохранения была В. М. Бонч-Бруевич (Величкина) — врач-большевик, много лет проработавшая с Лениным в эмиграции. Она возглавила первый государственный орган по охране детей и подростков — школь-но-гигиенический отдел Наркомпроса. Доклад, сделанный В. М. Бонч-Бруевич на Первом Всероссийском съезде представителей медико-санитарных отделов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в июне 1919 г., по праву можно считать программным. Он определил основные направления в развитии охраны здоровья детей и подростков: внедрение в практику детского здравоохранения метода диспансерного наблюдения (систематические медицинские осмотры, выявление и лечение детей с отклонениями в состоянии здоровья, установление за ними диспансерного наблюдения), в практику детских учреждений — системы физической культуры, которая понималась в широком плане (организация внеш-пеи среды, рациональное питание, привитие гигиенических навыков, спортивные занятия, подвижные игры, ритмика и др.). В особый круг задач входила подготовка кадров специалистов (школьных врачей, врачей и педа-гогов-дефектологов, инструкторов по физическому образованию), которые могли бы претворить в жизнь политику партии в области охраны здоровья детей.

Школьно-гигиеническим отделом была создана первая в стране профилактическая амбулатория, вокруг которой возникли новые по форме детские учреждения: школа-санаторий, оздоровительная площадка, площадка для подвижных игр. Организация первой летней оздоровительной колонии в Царском селе и лесной школы в Сокольниках, в которой любили бывать Н. К. Крупская и В. И. Ленин, — это тоже заслуга школьно-гигиенического отдела.

С тех пор прошло немногим более 50 лет. Мы все являемся свидетелями невиданных успехов советского здравоохранения и улучшения санитарного состояния детского населения. Снизилась во много раз детская смертность, изменился характер детской заболеваемости в сторону резкого уменьшения инфекционных болезней, значительно улучшились показатели физического развития детей всех возрастов. Большое внимание уделяется расширению и повышению качества специализированной' помощи детям. Диспансерный метод стал ведущим методом детского здравоохранения.

В развитие решений XXIII съезда КПСС грандиозный размах получило строительство детских учреждений. К концу 1970 г. число постоянных мест в детских дошкольных учреждениях достигнет 9,5 млн.

Для осуществления программы партии о переходе на всеобщее десятилетнее обучение страна получила десятки тысяч школ. Благоустроенные школы строятся не только в городах, но и в сельской местности.

1 В. П. Лебедева. Памяти тов. Ленина. Труды II Всероссийского совещания по охране материнства и младенчества в Москве. М., 1924.

В загородных пионерских лагерях ежегодно отдыхает более 5 миллионов детей школьного возраста. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья создана сеть оздоровительных учреждений.

Для разработки научных проблем в области охраны здоровья детей и подростков при Министерстве здравоохранения СССР созданы специальные научно-исследовательские институты. В стране разрабатывается свыше двухсот научных тем для обоснования условий воспитания и обучения детей, углубленного изучения состояния их здоровья.

Подготовка врачей, специалистов в области гигиены детей и подростков осуществляется на профильных кафедрах медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей.

Радуясь успехам советского здравоохранения, мы не должны забывать заветов В. И. Ленина о том, что надо не только стремиться расширять сеть детских учреждений, этих «ростков коммунизма», но и сделать все необходимое, чтобы добиться образцовой постановки их работы.

Поступила 2/111 1970 г.

УДК 614.2-053.6(47):92 ЛЕНИН

...

ЛЕНИН И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ

ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ

Проф. В< М. Левин

Ленинградский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний

Нет другой такой страны в мире, где бы так глубоко, как у нас после Великого Октября, ставились задачи охраны здоровья подрастающего поколения.

Последоватььное разрешение этих задач является ярким примером реализации идей великого гения человечества В. И. Ленина, задолго до Великой Октябрьской социалистической революции давшего в своих произведениях беспощадную картину жестокой эксплуатации детей и подростков на разных этапах развития капитализма в России.

Находясь в тюрьме в 1895—1896 гг., В. И. Ленин включает в проект программы социал-демократической партии идеи охраны здоровья трудящихся и наряду с другими гигиеническими задачами выдвигает требования о «запрещении работы детей до 15 лет»1, вменения в «обязанности фабрикантов содержать школы и давать медицинскую помощь рабочим» 2.

При разработке проекта первой программы партии В. И.Ленин глубоко изучает гигиенические условия жизни и труда рабочих, для чего использует отчеты земских врачей, статьи журнала «Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины».

В принятую II съездом РСДРП в 1903 г. программу был включен пункт о воспрещении предпринимателям пользоваться трудом детей школьного возраста (до 16 лет)3.

В своих трудах с большой убедительностью В. И. Ленин показал невозможность воспитания детей в условиях эксплуатации.

В числе других характерных особенностей российского капитализма В. И. Ленин в работе «Развитие капитализма в России» подверг глубокому исследованию условия труда и быта трудящихся. Анализируя значение перерастания простой капиталистической кооперации в капиталистическую

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 2, с. 85.

2 Т а м ж е, с. 86.

3 КПСС в резолюциях и решениях. Ч. I, изд. 7-е. Госполитиздат, 1953, с. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.