Научная статья на тему 'В.И. ЛЕБЕДЕВ: ОСНОВОПОЛОЖНИК ШКОЛЫ КРЕСТЬЯНОВЕДЕНИЯ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ'

В.И. ЛЕБЕДЕВ: ОСНОВОПОЛОЖНИК ШКОЛЫ КРЕСТЬЯНОВЕДЕНИЯ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ / КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / КРЕСТЬЯНОВЕДЕНИЕ / В.И. ЛЕБЕДЕВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новинская Таисия Юрьевна

В статье раскрывается научно-практическая деятельность Виталия Ивановича Лебедева - историка, краеведа, автора более 100 научных работ, основоположника школы крестьяноведения Пензенского края. В результате многолетних конкретно-социологических исследований им был собран материал о трудовой жизни, мировоззрении, образованности, досуге, взаимоотношениях сельских жителей Пензенской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.I. LEBEDEV: THE FOUNDER OF THE SCHOOL OF PEASANT STUDIES IN THE PENZA REGION

The article reveals the scientific and practical activities of Vitaly Ivanovich Lebedev - historian, local historian, author of more than 100 scientific papers, founder of the school of peasant studies in the Penza region. As a result of many years of concrete sociological research, he collected material on work, worldview, education, leisure, and the relationship of rural residents of the Penza region.

Текст научной работы на тему «В.И. ЛЕБЕДЕВ: ОСНОВОПОЛОЖНИК ШКОЛЫ КРЕСТЬЯНОВЕДЕНИЯ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ»

ПАМЯТЬ. ЮБИЛЯРЫ

УДК 908

В.И. Лебедев: основоположник школы крестьяноведения Пензенского края

Т.Ю. Новинская

Пензенский государственный технологический университет

Пенза, Российская Федерация

В статье раскрывается научно-практическая деятельность Виталия Ивановича Лебедева - историка, краеведа, автора более 100 научных работ, основоположника школы крестьяноведения Пензенского края. В результате многолетних конкретно-социологических исследований им был собран материал о трудовой жизни, мировоззрении, образованности, досуге, взаимоотношениях сельских жителей Пензенской области.

Ключевые слова: советская деревня, конкретно-социологическое исследование, крестьяноведение, В.И. Лебедев.

Для цитирования: Новинская Т.Ю. В.И. Лебедев: основоположник школы крестьяноведения Пензенского края // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2022. Т.12, №2. С.174-180.

В 2022 г. исполнилось 90 лет со дня рождения «самородка земли Пензенской» Виталия Ивановича Лебедева (1932-1995). Он был членом Ученого совета Пензенского краеведческого музея (с 1956 г.), участвовал в работе Пензенского отделения Советского фонда культуры и Пензенского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, являлся членом Совета Союза краеведов России, первым председателем Пензенского отделения Союза краеведов России (1990-1995), членом Бюро Средневолжского проблемного объединения по изучению аграрной истории (1984), членом Археографической комиссии АН СССР (с 1984 г.), председателем Поволжской секции научного совета АН СССР по исторической демографии и географии (1991-1995). Для многих он известен как историк-краевед, автор работ, посвященных истории создания и функционирования системы оборонительных линий - засечных черт. Итогом исследовательской деятельности стала книга о засечных линиях юго-восточной окраины Русского государства «Легенда или быль: по следам засечных сторожей» (Саратов, 1986). Его работы по истории средних веков и сегодня не потеряли своей актуальности и вдохновляют ученых на новые исследования.

Но есть и еще одно направление научной деятельности Виталия Ивановича, которое, на наш взгляд, заслуживает внимания историков. Это комплексное конкретно-социологическое обследование колхозов и совхозов рубежа 1950-1960-х гг., проводившееся под эгидой Академии наук СССР. В.И. Лебедев стал основоположником школы крестьяноведения Пензенского края.

Рубеж 1950-1960-х гг. был связан, с одной стороны, с позитивными сдвигами в социальной сфере села: улучшалось материальное положение населения, росли общественные фонды потребления, к 1960 г. был закончен перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день, вводилась система пенсионного обеспечения колхозников. С другой стороны, в условиях снижения темпов развития и нарастания кризисных явлений в экономике, социальная политика не была последовательной. В рамках укрупнения колхозов в совхозы началось наступление на личные подсобные хозяйства - у колхозников урезали земельные участки, насильственно выкупали скот. К обозначенным проблемам прибавлялись социальные проблемы, показывающие разницу между городом и деревней. В первую очередь, в уровне образования, квалификации работников сельского хозяйства, условиях труда и быта.

Правительство основным условием подъема сельскохозяйственного производства считало развитие социалистического соревнования. Поэтому главные обсуждения сосредоточились на путях дальнейшего его развития. Для привлечения рабочей силы в аграрное производство необходимо было улучшить культурное обслуживание сельского населения и социальную инфраструктуру деревни. Перед социологами, экономистами, историками была поставлена задача провести комплексное конкретно-социологическое обследование села.

В связи с этим под руководством Академии наук СССР была сформирована группа ученых, которая занималась сбором «большой первичной информации», а на базе Московского университета возникла Социологическая лаборатория, которая изучала «сельскую социологию в совокупности всех проблем, включая проблему взаимоотношения рабочих, служащих и колхозников села, а также отдельных социальных прослоек внутри этих общественных групп» [1, с.210].

Для этой масштабной работы требовались ученые. Ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Васильевич Кабанов вспоминал: «Начало 60-х

годов. Удивительное время. Лучшее, что было в исторической науке, а точнее - аграрной истории отечества - потянулось в Москву, в Институт истории Академии наук СССР. Приезжали прекрасные молодые, и не только молодые, люди с Поволжья, Дона, Северного Кавказа, Кубани, из Сибири, Белоруссии, Прибалтики, Закавказья. ... Именно эти люди затем способствовали возникновению в своих регионах сильных школ историков-аграрников» [2].

Поставленные задачи, однако, требовали от ученых умения разбираться не только в вопросах сельскохозяйственной экономики, но и в особенностях быта, нравов, культуры населения. Кроме того, они должны были обладать организаторскими способностями, чтобы возглавлять научные экспедиции. Таким неординарным ученым-исследователем истории сел Пензенской области был преподаватель Пензенского государственного педагогического института им. В.Г. Белинского Виталий Иванович Лебедев.

В начале 1960-х гг., когда Виталий Иванович начал работу по написанию кандидатской диссертации, ему пришлось кардинальным образом изменить тему. Изучение засечных черт пришлось временно отложить на второй план и по совету научного руководителя кандидата исторических наук, профессора Владимира Ивановича Писарева он решил заняться сбором материала по аграрной тематике 50-60-х гг. ХХ в., то есть современной историей. Темой кандидатской диссертации В.И. Лебедева стала «Движение за коммунистическое отношение к труду в совхозах. 19581965 гг.».

Уже имея опыт полевых исследований, молодой ученый расширил границы социологического исследования, рекомендованного Академией наук СССР. Это был авангардистский метод. Виталий Иванович разработал анкету, вопросы которой предполагали получение дополнительного материала. Как писал его украинский коллега А.Ф. Кулинов: «Изучая движение за коммунистическое отношение к труду в совхозах (19581965 гг.), В.И. Лебедев сумел на основе конкретно-социологических исследований, проведенных в Пензенской области, собрать эмпирический материал, который отсутствовал в статистических сводках и текущих архивах» [3, с.38]. Этот материал имел важное значение при анализе субъективного фактора в историческом процессе, то есть деятельности субъекта, в данном случае отдельных людей и групп. Такие фактические данные были получены путем интервьюирования и анкетирования, что дало возможность изучить психологические особенности и показать внутренний мир исследуемых, выявить новые фактические данные и на их основе сделать более глубокие выводы.

Так, Виталием Ивановичем в анкету были включены не только вопросы об «отношении соревнующихся к коллективу, учебе, общественной работе, рационализаторской и научно-технической деятельности, свободному времени и религии», а также вопросы выявления «мнения сельских

тружеников о трудностях и недостатках, мешающих подъему сельскохозяйственного производства, о путях дальнейшего развития социалистического соревнования» [4, с.4]. Одним словом, ученый поставил задачу -изучить все стороны повседневной жизни сельских жителей изнутри.

В течение 1962-1965 гг. в Пензенской области во время экспедиций, возглавляемых Виталием Ивановичем, было обследовано 40% совхозов и опрошено 1743 человека, что составило 70,7% от общего числа всех членов бригад и ударников коммунистического труда. Одним словом, Виталий Иванович предпринял масштабную попытку комплексного изучения повседневной жизни совхозного крестьянства. Как он сам писал в автореферате, «в целях наиболее полного показа закономерностей и особенностей этого движения (за коммунистическое отношение к труду)» автор на конкретном материале из жизни пензенской деревни проследил, как «каждый этап строительства социализма порождал свои формы соревнования», а также отметил, что «закономерность развития творческой активности» определялась как объективными, так и субъективными условиями [4, с.5].

Всех участников социалистического соревнования Виталий Иванович распределил по четырем признакам: возрасту, полу, виду деятельности и партийной принадлежности. Показал динамику за три года (с 1962 по 1964 г.), проанализировал причины изменений и сделал выводы рекомен-дационного плана.

Например, на основе анализа данных об участии в общественной работе автор показал, что наибольшую активность проявили ударники коммунистического труда. Анализируя ответы на вопрос «Что мешает участвовать в общественной работе?», он выяснил, что одна из главных причин - это отсутствие свободного времени. «Труженик деревни вынужден в значительной степени использовать свое свободное время не на отдых, накопление знаний и т.д., а на труд в домашнем хозяйстве», - писал В.И. Лебедев [5, с.257]. Так он сделал вывод о том, что «с улучшением бытовых и культурных условий трудящихся, будет постоянно увеличиваться свободное время... как и сейчас ударники коммунистического труда будут более целеустремленно и рационально использовать внерабочее время» и окажут помощь общественным организациям в воспитании нового человека [4, с.18].

В статье «Новые формы трудовой активности сельских тружеников (1958-1970 гг.)» (1972) Виталий Иванович подчеркнул, что там, где советские органы ведут систематическую работу по улучшению жилищных и культурно-бытовых условий сельских тружеников, «успешнее решается проблема стабилизации рабочего коллектива, закрепления кадров, укрепления дисциплины труда.» [7, с.312].

Проанализировав данные анкетирования, Виталий Иванович отметил, что «особенно малым свободным временем располагали женщины». Причина этого была в том, что «бытовые условия жителей деревни еще во многом отстают от условий жителей города» [5, с.257]. Поэтому женщи-

нам приходилось много трудиться в своем личном хозяйстве. И если женщины старше 60-ти лет желали больше уделять времени своему хозяйству, то женщины моложе 30-ти хотели бы посвятить свое свободное время обучению.

К теме свободного времени сельских жителей ученый обращался во многих своих трудах, даже когда касался темы религии. Он считал, что отсутствие времени на чтение книг способствует замкнутости в себе - а это и есть одна из главных причин религиозности. Результаты исследования вопроса о религиозности населения Пензенской области за 1966-1968 гг. подробно изложены в статьях «Конкретные социологические исследования религиозности населения Пензенской области» (1970) и «Утверждение материалистического мировоззрения в среде крестьянства» (1981) [6, 8]. В первой из них автор, кроме числовых данных, показал внутреннее состояние религиозности. Подворные обследования, проведенные историко-филологическим факультетом Пензенского государственного педагогического института им. В.Г. Белинского в ряде сел с целью выявления отношения населения к иконам, показали, что мужское население «смотрит на икону как на украшение», многие из верующих женщин «не знают о «святых лицах», молодежь на вопрос: «Кому принадлежат иконы?» - обычно отвечает: «Бабушке, дедушке, родителям» [6, с.63].

Опираясь на материал анкетного опроса и интервьюирования, Виталий Иванович определил, как уровень сознательности и отношение к вере соотносятся с уровнем образования и как все три критерия оказывают прямое влияние на степень участия в «движении за коммунистическое отношение к труду». Он использовал ту же классификацию - сравнил количество верующих по возрасту, виду деятельности и участию в социалистическом соревновании. По его подсчетам, верующих оказалось больше всего среди домохозяек, а меньше всего - среди механизаторов. Именно механизаторы и другие специалисты сельскохозяйственного производства активно участвовали в общественной и научно-технической работе. «Изучение состава верующих показало, - писал Виталий Иванович, - что подавляющее их большинство (70%) - лица старше сорока лет, в основном это малограмотные женщины» [6, с.61].

Вызывают интерес его выводы о том, что включение верующих в коллективы, свободные от религиозных пережитков, способствует выработке у них атеистических взглядов. Люди «не замыкаются в себе, меньше испытывают влияние религиозных групп» [4, с.19]. Чем образованнее человек, тем менее он склонен к религии. «Это и понятно, - писал ученый, -постоянный поиск и сопоставление, осмысление причинно-следственных явлений и процессов, чтение научно-технических материалов неуклонно формируют человека» [4, с.19].

Изучение вопроса первостепенной значимости для Советского государства - о коммунистическом отношении к труду - посредством «многолетнего анкетного опроса» большого количества респондентов определяет

новаторство и актуальность работ В.И. Лебедева. Изучая труд, быт, культуру и потребности крестьян 1960-х гг., он действовал как историк-социолог и сумел собрать большой эмпирический материал по истории пензенских сел - о сельском образе жизни, мировосприятии трудящихся и моделях аграрного развития. Поэтому работы В.И. Лебедева, несмотря на свой «лакировочный характер», что характерно для всех работ советского периода, являются важным источником для современных специалистов по истории повседневности. Необходимо отметить, что эти исследования серьезно пополнили источниковедческую базу исторической науки. Они содержат материал по различным вопросам экономической, бытовой и культурной жизни общества.

На протяжении всей научной деятельности Виталия Ивановича сельская тематика оставалась одним из ее важных направлений. Результатом стали публикации в сборниках передовых издательств страны - «Наука», «Знание» - совместно со столпами крестьяноведения И.Е. Зелениным, И.М. Волковым и В.П. Даниловым, выступления на конференциях в городах Поволжья, в Москве, в Польше. Был сделан большой задел по написанию докторской диссертации, связанной с исследованием развития профсоюзного движения на селе.

Вместо вывода уместно будет вновь обратиться к словам В.В. Кабанова, которые являются признанием таланта В.И. Лебедева как ученого-историка: «В .И. Лебедев стал "первопроходцем" в плеяде талантливых историков-пензяков, которые пришли к нам в аспирантуру (он проходил стажировку).

Широта интересов, добросовестность и основательность исследовательской базы, невероятная трудоспособность ("пашет, как трактор"; затем такое выражение закрепилось за всеми пензяками, как марка надежной фирмы) и многое другое в свое время дали основание друзьям, знавшим его в Москве и других городах, прозвать Лебедева "самородком"» [2].

Источники и литература

1. Арутюнян Ю.В. Из истории социологических исследований села // Социальные исследования / под ред. Н.В. Новикова, Г.В. Осипова, З.А. Янковой. М.: Наука, 1968. С.197-218.

2. В.И. Лебедев - историк и турист. Туризм в Пензе: [Электронный ресурс] URL: http://turizmvpenze.ru/istorik-i-turist-lebedev/ (дата обращения 20.02.2022).

3. Кулинов А.Ф. Применение конкретно-исторических исследований в исторической науке // Вопросы истории. №1. 1972: [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.com.Ua/m/articles/view/ (дата обращения: 10.03.2022).

4. Лебедев В. И. Движение за коммунистическое отношение к труду в совхозах 1958-1965 гг.: (По материалам конкретно-социологического исследования в Пенз. обл.): Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. М., 1966. 20 с.

5. Лебедев В. И. Движение за коммунистическое отношение к труду в совхозах 1958-1965 гг.: (По материалам конкретно-социологического исследования в Пенз. обл.): Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1966. 365 с.

6. Лебедев В. И. Конкретные социологические исследования религиозности населения Пензенской области // К обществу свободному от религии (Процесс секуляризации в условиях социалистического общества) / под ред. П.К. Курочки-на и др. М.: «Мысль», 1970. С.47-64.

7. Лебедев В. И. Новые формы трудовой активности сельских тружеников (1958-1970 гг.) // Развитие сельского хозяйства СССР в послевоенные годы (1946-1970) / под ред. И.М. Волкова и др. М.: «Наука», 1972. С.307-330.

8. Лебедев В.И. Утверждение материалистического мировоззрения в среде крестьянства // Проблемы истории советского крестьянства: сб. ст. / под ред. М.П. Ким и др. М.: «Наука», 1981. С.296-301.

V.I. Lebedev: the founder of the school of peasant studies in the Penza region

T.Yu. Novinskaya

Penza State Technological University Penza, Russian Federation

The article reveals the scientific and practical activities of Vitaly Ivanovich Lebedev - historian, local historian, author of more than 100 scientific papers, founder of the school of peasant studies in the Penza region. As a result of many years of concrete sociological research, he collected material on work, worldview, education, leisure, and the relationship of rural residents of the Penza region.

Keywords: soviet village, concrete sociological research, peasant studies, V.I. Lebedev.

For citation: Novinskaya T.Yu. V.I. Lebedev: the founder of the school of peasant studies in the Penza region. From History and Culture of Peoples of the Middle Volga Region. 2022, vol. 12, no. 2, pp.174-180. (In Russian)

Информация об авторе:

Новинская Таисия Юрьевна - кандидат исторических наук, доцент, Пензенский государственный технологический университет (Пенза, Российская Федерация); e-mail: golub_00@mail.ru

Novinskaya Taisiya Yurievna - Cand. Sci. (history), Associate Professor, Penza State Technological University (Penza, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.