Научная статья на тему 'В. И. Герье в оценке А. И. Яковлева, сына чувашского просветителя'

В. И. Герье в оценке А. И. Яковлева, сына чувашского просветителя Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
178
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРИСТИКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / В.И. ГЕРЬЕ / ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ АН СССР А.И. ЯКОВЛЕВ / CHARACTERISTICS OF W. GUERRIERS ACTIVITY BY A.J. YAKOVLEV / CORRESPONDING MEMBER OF THE USSA ACADEMY OF SCIENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

Исследованы взаимоотношения известного ученого и организатора образования В.И. Герье и его университетского ученика А.И. Яковлева. Яковлев, член-корреспондент АН СССР, дал всестороннюю оценку деятельности своего учителя с целью сохранения его памяти, несмотря на критическое отношение к наследию Герье в 30-е годы ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

W. GUERRIER IN ESTIMATION OF A.J. YAKOVLEV, THE SON OF CHUVASH ENLIGHTENMENTERS

The article under review offers characteristics of W. Guerrier, a famous scientist and educational organizer, delivered by A.J. Yakovlev, his University student. At that time an corresponding member off USSR Academy of Sciences, Yakovlev of feared a detailed estimation of his teachers activity, aiming at memorizing his name in spite of the critical attitude to Guerriers legacy in 30th XX century.

Текст научной работы на тему «В. И. Герье в оценке А. И. Яковлева, сына чувашского просветителя»

УДК 378.12

Т.Н. ИВАНОВА

В.И. ГЕРЬЕ В ОЦЕНКЕ А.И. ЯКОВЛЕВА,

СЫНА ЧУВАШСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ

Ключевые слова: характеристика, деятельность, В.И. Герье, член-корреспондент АН СССР

A.И. Яковлев.

Исследованы взаимоотношения известного ученого и организатора образования В.И. Герье и его университетского ученика А.И. Яковлева. Яковлев, член-корреспондент АН СССР, дал всестороннюю оценку деятельности своего учителя с целью сохранения его памяти, несмотря на критическое отношение к наследию Герье в 30-е годы ХХ в.

T.N. IVANOVA

W. GUERRIER IN ESTIMATION OF A.J. YAKOVLEV, THE SON OF CHUVASH ENLIGHTENMENTERS

Key words: Characteristics of W. Guerriers activity by A.J. Yakovlev, corresponding member of the USSA Academy of Sciences.

The article under review offers characteristics of W. Guerrier, a famous scientist and educational organizer, delivered by A.J. Yakovlev, his University student. At that time an corresponding member off USSR Academy of Sciences, Yakovlev of feared a detailed estimation of his teachers activity, aiming at memorizing his name in spite of the critical attitude to Guerriers legacy in 30th XX century.

Научное сообщество российских историков в начале ХХ в. отличалось от современного различными институциональными, схоларными, профессиональными и личными связями. Так и судьбы ученых В.И. Герье и А.И. Яковлева, сына почитаемого в Чувашской Республике просветителя Ивана Яковлевича Яковлева, оказались тесно переплетены.

B.И. Герье (1837-1919) известен в истории российской культуры и как заслуженный профессор Московского университета, систематизировавший и усовершенствовавший программу преподавания на историческом факультете, первым в России начавший научные исследования по истории Великой французской революции, и как основатель Высших женских курсов в Москве [3, с. 316-322].

Находясь в эпицентре многообразных культурных коммуникаций Герье остался в памяти не только учеников, которые стали продолжателями его научной проблематики, но и всех своих бывших студентов.

Сын известного чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева Алексей Иванович Яковлев (1878-1951) в 1896 г. после окончания Симбирской гимназии поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Алексея Ивановича уже тогда больше интересовала российская история, но лекции Герье он всегда исправно посещал. Ученик В.О. Ключевского он в 1900 г. получил медаль за конкурсное сочинение «Вопрос о крепостных крестьянах в "Комиссии по составлению нового уложения"». И позже А.И. Яковлев занимался в основном изучением истории России XIV-XVII вв.

О взаимоотношениях студента А.И. Яковлева и В.И. Герье сведений не сохранилось. Тем неожиданнее стало обнаружение забытого архивного документа в Российском государственном архиве литературы и искусства под названием «В.И. Герье. Биографическая справка», написанная рукой А.И. Яковлева [5].

История появления этого документа интересна для характеристики отношения Советской власти к «буржуазной профессуре». В 1930-е годы Моссовет озаботился облагораживанием так называемого «пантеона западников» на Пятницком кладбище Москвы. Здесь рядом похоронены известные представители российского либерализма: ученые, общественные деятели, писатели Т.Н. Грановский, братья Н.Н. и А.В. Станкевичи, В.И. Герье и др. Если взгляды Т.Н. Грановского в советские годы оценивались как прогрессивно-либеральные, то к его уче-

нику В.И. Герье отношение марксистско-ленинских идеологов было критическим. Это определялось прежде всего тем, что в годы первой русской революции престарелый профессор вступил в партию октябристов и резко критиковал левые партии. В ходе «благоустройства» пантеона западников вокруг могилы Т.Н. Грановского исчезли захоронения людей, малоизвестных или недостойных, с точки зрения Моссовета, такого соседства. Для того, чтобы сохранить могилу отца, дочь В.И. Герье Елена Владимировна, научный сотрудник Всесоюзной публичной библиотеки им. В.И. Ленина, обратилась за помощью к бывшим ученикам Герье. Один из них, Дмитрий Николаевич Егоров, в студенческие годы под руководством В.И. Герье занимался проблемами германской истории, и в 1901 г. был оставлен учителем в университете для приготовления к профессорскому званию. После ухода Герье в 1904 г. из университета, Егоров, один из немногих его учеников, продолжал поддерживать отношения со своим учителем. Однако в дальнейшем научные интересы Д.Н. Егорова сместились от всеобщей истории к проблемам историографии и библиографии. В 1920-е годы он работал заместителем директора Всесоюзной публичной библиотеки им. В.И. Ленина [2, с. 336].

Д.Н. Егоров был близок с А.И. Яковлевым, их дружба началась еще в студенческие годы, когда они вместе учились в Московском университете. Ровесники, они оба родились в семьях учителей, их взгляды были схожи по многим проблемам. Они вместе начинали преподавательскую деятельность в Московском университете. В 1929 г. Д.Н. Егоров и А.И. Яковлев были избраны члена-ми-корреспондентами Академии наук СССР. В августе 1930 г. они были арестованы по сфабрикованными ОГПУ «делу Академии наук». Однако дальнейшая судьба двух товарищей была различной. Егоров после годичного тюремного заключения был выслан в Ташкент, но его здоровье было подорвано в тюрьме, и в ноябре 1931 г. он умер. Яковлев был отправлен в ссылку в Минусинск и в 1933 г. реабилитирован и возвращен в Москву. С 1938 г. до своей смерти в 1951 г. он работал старшим научным сотрудником Института истории АН СССР, был удостоен в 1942 г. сталинской премии, награжден орденом Трудового Красного Знамени и другими наградами [6].

Благодаря Д.Н. Егорову Яковлев близко познакомился с дочерью Герье Еленой Владимировной (1868-1942 гг.). Она еще в конце XIX в. на общественных началах начала активно заниматься «улучшением постановки школьного дела, как преподавания, так и организации» [4. Л. 2]. С 1900 г. Е.В. Герье начала создавать в Москве школы для девочек, где те получали не только общее, но и профессиональное образование (швейное дело). С 1900 г. она участвует в организации «вспомогательных школ для отсталых детей». С 1918 г. она работала научным сотрудником в Ленинской библиотеке вместе с Егоровым.

После смерти Егорова Е.В. Герье, обратилась за помощью к его товарищу Яковлеву. Несмотря на то, что в 1930-е годы опасно было оказывать покровительство дочери «реакционного», по определению, данному в Большой советской энциклопедии, историка, несмотря на свое собственное неустойчивое положение Алексей Иванович принял самое горячее участие в благородном деле сохранения памяти своего университетского учителя.

Если до появления публикуемого документа отношения между А.И. Яковлевым и Е.В. Герье носили официальный характер и их переписка касалась вопросов образования, то позже их общение приобрело теплый, неформальный характер, что отразилась в письмах [см. I. Л. 1-24].

Биографическая справка, написанная Яковлевым - наиболее полное в 1930-е годы изложение заслуг выдающегося педагога, ученого, общественного деятеля В.И. Герье. Благодаря этому документу могила известного русского историка сохранилась.

Публикация этого забытого документа, оказавшегося в архиве советского художника М.А. Доброва (мужа племянницы В.И. Герье), позволяет существенно дополнить характеристику Герье и, одновременно, обогащает наши представления о высоких нравственных качествах Алексея Ивановича Яковлева. Ниже мы приводим его полный текст.

Яковлев Алексей Иванович «В.И. Герье» Биографическая справка [1930 гг.].

[Сверху, перед текстом, написанным А.И. Яковлевым, рукою Елены Владимировны Герье надпись карандашом: «Имеется у меня в 1 экз[емпляре] и я очень прошу его никуда не отдавать была представлена в свое время в Моссовет по поводу охраны могилы. Е[лена] Г[ерье]»].

Владимир Иванович Герье, родившийся в 1837 году, в бедной семье, собственным трудом добился поступления в Университет, блестяще его окончил и с 18581 года вступил а ряды преподавателей сначала средней, а вскоре и высшей школы, защитив в 1862 г. магистерскую диссертацию «Борьба за Польский Престол в 1733 г.», а после трехлетней командировки заграницу и докторскую диссертацию «Лейбниц и его время» (1868 г.).

Ученик Грановского, через 10 лет после смерти своего учителя занявший его кафедру в качестве доцента, а в 1868 г. ставший ординарным профессором, В.И. Герье обновил и освежил как содержание, так и методы университетского преподавания. Он был, можно сказать, одним из первых в России организатором преподавания истории в высшей школе. С одной стороны он ввел в цикл исторических предметов такие курсы, как историю Французской революции, дотоле совершенно нетерпимой, как самостоятельная тема академического преподавания, а также особые курсы по археологии и исторической географии, бывшие новостью в 70-ые годы прошлого столетия. С другой стороны он ввел в обиход университетского преподавания семинарский метод. Он организовал семинарии и практические занятия, которые затем служили образцом для целого ряда его учеников, вступивших впоследствии на путь самостоятельной преподавательской работы. Семинарии, ставшие ныне интегральной частью университетского преподавания, 50 лет тому назад казались опасным новаторством.

Результаты академической деятельности В.И. Герье определяются тем, что из его аудитории вышли такие деятели науки, как П.Г. Виноградов, Н.И. Кареев, М.С. Карелин2, Р.Ю. Виппер,

А.Н. Савин, Д.М. Петрушевский, Д.Н. Егоров и многие другие.

Непрерывная преподавательская деятельность В.И. Герье постоянно сопровождалось самостоятельной научно-исследовательской работой, которая охватывала самые разнообразные области. Сюда входили: римская история, начиная от археологии древней Италии до эпохи империи и средневековая культура и гуманизм, и политическая история 17 и 18 столетий, и история французской революции. Рядом с изучением источников и литературы шла не менее широкая работа по их популяризации. В.И. Герье принадлежит очень большое количество статей, посвященных указанным темам и печатавшихся преимущественно в «Вестнике Европы», а многие из научных трудов его переведены на европейские языки.

В течение почти 50-ти лет В.И. Герье не переставал быть одним из самых энергичных и выдающихся профессоров Московского Университета: он принимал участие в академической жизни не только в качестве преподавателя, но и в качестве академического деятеля, и может быть, самым ценным его вкладом в жизнь Московского Университета была та благородная независимость, которую и друзья его; и враги привыкли в нем ценить и уважать. В годы реакции 1870, 80, 90 он вел упорную борьбу за последние остатки академической свободы и стойкости его и его ближайших соратников Московский Университет обязан тем, что в нем не была окончательно убита свобода преподавания.

Наряду с академической деятельностью развивалась не менее яркая общественная и организаторская деятельность В.И .Герье. Так, ему принадлежит заслуга широкого почина в деле приобщения Русской женщины к высшему образованию: в 1872 г., преодолев огромные трудности,

1 Неточно: преподавательскую деятельность В.И. Герье начал в 1859 г. в 1-м Московском кадетском корпусе, с 1865 г. преподавал на историко-филологическом факультете Московского университета.

2 Неточно: М.С. Корелин.

В.И. Герье добился разрешения открыть в Москве Высшие Женские Курсы, несмотря на очень недружелюбное отношение власти, которая после 15 лет существования их и закрыла (в 1885 г.)3. В 1899 г. В.И. Герье удалось получить разрешение на вторичное их открытие, но уже в виде частного начинания. Открытые в 1900 г. Московские Высшие Женские курсы приняли характер настоящего Высшего Учебного Заведения, во главе которого В.И. Герье и [встал]. К первоначально открытым двум факультетам (историко-филологическому и физико-математическому) были вскоре присоединены и медицинский, который В.И. Герье удалось обеспечить привлечением выдающихся научно-медицинских сил Москвы. Он добился также со стороны города передачи ряда городских больниц под клиники этого факультета. Дальнейший расцвет В.Ж.К., впоследствии превратившихся в II МГУ, был подготовлен скромной и упорной работой В.И.Герье в три предшествовавших десятилетия. Те сбережения, которые он отложил при закрытии первых частных курсов (20 тысяч) и которые к 1915 г. образовали сумму в 94 тысячи рублей, он в том же году передал на научные стипендии курсисток.

Это любимое детище В.И. Герье в просторечии для всей грамотной России всегда оставалось «Курсами Герье», хотя после тяжелой болезни в 1905 г. В.И. Герье уже активного участия в их жизни не принимал.

Многосторонняя деятельность В.И. Герье нашла себе и другое русло: в течение 30 лет он состоял гласным Московской Городской думы, проявляя в этой единственной тогда доступной среде общественной деятельности, свои организаторские способности.

Выйдя из трудовой семьи, проложив себе дорогу упорной работой, В.И. Герье чрезвычайно отзывчиво и сердечно относился к чужой нужде и чужому горю и особенное внимание уделял вопросам пауперизма. Работая в целом ряде специальных думских комиссий, он 30 лет подряд был председателем Комиссии о пользах и нуждах общественных. На этом посту он организовал городские попечительства о бедных, и стал сам во главе одного из них, продолжая эту работу почти до конца жизни, уже совершенно больной. Те, кто помнят общественную жизнь Москвы 90-ых годов, могут засвидетельствовать, каким смелым новаторством была в то время деятельность В.И. Герье, особенно когда он организовал едва ли не первый в истории московской общественности «профсоюз» - «общество взаимопомощи Московских официантов». В обстановке Московской жизни того времени это достижение профессора было совершенно исключительным. Наконец, им же после долгой и упорной борьбы было проведено постановление об обязательном отдыхе для приказчиков, имевшее в свое время характер общественной сенсации.

В качестве гласного Московского Губернского земства В.И. Герье был энергичным сторонником широкого развития в губернии школьного, больничного и агрономического дела, не останавливаясь перед значительным привлечением в этому делу городских средств Москвы.

В последние годы В.И. Герье состоял членом Государственного Совета, Почетным членом Московского Университета и Членом-корреспондентом Академии наук. Более чем полстолетия продолжалась неустанная, энергичная и настойчивая просветительная и организационнообщественная деятельность В.И. Герье и трудно измерить то огромное воспитательное влияние, которое в сумерках старой России имел пример этого ученого гуманиста, благородного и доброго человека, вложившего в дело служения людям все свои дарования и силы. [Подпись].

[Внизу текста рукой Елены Владимировны Герье написано: «Подлинник написан и подписан профессором] А.И. Яковлевым членом-корреспондентом Академии Наук»].

Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 2432 (Добров М.А.). Оп. 1. Ед. хр. 430. Л. 1-2 (об).

Данная характеристика, написанная собственноручно А.И. Яковлевым, содержит объективную оценку многосторонней деятельности В.И. Герье. Ее публикация дает возможность полнее представить вклад Герье в развитие российской культуры конца XIX - начала ХХ вв., увидеть межпоколенное сотрудничество профессоров Московского университета сквозь призму научных коммуникаций.

3 Неточно: В 1886 г. министерство запретило прием на Высшие Женские курсы новых слушательниц, в 1888 г. курсы закрылись.

Литература

1. Архив Российской Академии наук (Московское отделение). Ф. 665. Оп. 1. Д. 331. Письма Е.В. Герье к

A.И. Яковлеву. 24 л.

2. Иванова Т.Н. Владимир Иванович Герье: портрет российского педагога и организатора образования / Т.Н. Иванова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. 382 с.

3. Кирсанова Е.С. Консервативный либерал в русской историографии: жизнь и историческое мировоззрение В.И. Герье / Е.С. Кирсанова. Северск, 2003. 209 с.

4. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 70. К. 88. Ед. хр. 2. Герье Е.В. Автобиография. 9 л.

5. Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 2432. Оп. 1. Ед. хр. 430. Яковлев А.И.

B.И. Герье. Биографическая справка. 1930-е гг. 2 л.

6. Швилкин Б. Горки и ссылки / Б. Швилкин // Литературная газета. 2002. № 14.

ИВАНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - кандидат исторических наук, профессор кафедры истории и культуры зарубежных стран, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

IVANOVA TATYANA NIKOLAEVNA - candidate of historical sciences, professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.