Научная статья на тему 'В. И. Брагина, А. П. Зильбер. Гуманитарная культура медицинского образования'

В. И. Брагина, А. П. Зильбер. Гуманитарная культура медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
224
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. И. Брагина, А. П. Зильбер. Гуманитарная культура медицинского образования»

РЕЦЕНЗИЯ

УДК 378.661:7/.9 (049.32)

В.И. Брагина, А.П. Зильбер. ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Петрозаводск: изд-во ПетрГУ, 192 с. 2013.

Очередная книга, на титуле которой значится имя профессора Анатолия Петровича Зильбера, написана им в соавторстве с филологом Верой Ивановной Брагиной. Первый опыт союза филолога с профессором медицины свидетельствует о пользе такого содружества. Авторам удалось не только заинтриговать читателя нетривиальным названием книги, но и раскрыть не обычную для медицинского (и не только медицинского) образования тему.

В первой главе, озаглавленной "Что такое гуманитарная культура медицинского образования" и имеющей подзаголовок "вместо введения", авторы раскрывают причину своего обращения к такой не совсем обычной для медицинской книги теме. Очень легко они обнажают не просто существующую ныне пропасть между понятиями гуманитарная культура и образование, а полное непонимание темы людьми, от которых зависит и уровень гуманитарной культуры, и качество образования, и образ жизни людей.

Вторая глава — это краткая история исчезновения античных академий и появления средневековых университетов с их факультетами, деканами, обычаями. Здесь же история появления студенческого гимна Gaudeamus. И здесь же авторы плавно переходят к истории появления профессий и их первых исследователей — профессиологов. Читатель знакомится в этой главе с работами Хуана Уарте, Яна Амоса Ко-менского, Иоганна Генриха Песталоцци, Василия Никитича Татищева. Через классификацию профессий В.Н.Татищева авторы вводят читателя в современную профессиологию и подводят к характеристике врача как представителя социо-номических профессий. Здесь же скрыт вопрос: "Успешный врач — это всегда хороший врач". Большой раздел главы посвящен профессиональному отбору в медицине. Отсутствие научно обоснованного отбора в современной медицине, по мнению авторов, — причина многих ее бед.

Третью главу авторы относят вместе с первыми двумя к прелюдии к последующим главам, однако по насыщенности заключенной в ней информацией она "обходит" две предшествующие. Объясняется это лидерство не только тем, что в ней наряду с рассуждениями о происхождении термина "образование" содержатся и толкуются слова древнегреческого происхождения "пайдейя", "пампедия", "калокагатия". Эти толкования не выглядят "инородными телами" в тексте. Уместны и рассуждения о зависимости успеваемости учащихся от превходящих обстоятельств обучения: сумма одаренности и желания ученика помноженная на талант учителя. Главное внимание уделено содержанию сегодняшних образовательных программ по наукам, составляющим основу гуманитарной культуры: обществоведению, иностранным языкам, истории, литературе. Характеристики, данные этим наукам, не оставляют сомнений в том, что ничего хорошего с гуманитарной культурой в ближайшем будущем произойти не может.

Четвертая глава, названная "Объективизация состояния гуманитарной культуры студентов-медиков и врачей", по сути своей посвящена взаимоотношениям врачей и пациентов, тем факторам и условиям, которые способствуют их взаимопониманию. Здесь и модели взаимоотношений врач—больной, и зависимость этих взаимоотношений от культурного уровня врача, прежде всего от чтения художественной литературы, и роль государства и государствен-

ной системы в эффективности работы медицины вообще. Авторы еще раз обращают внимание читателя на то, что состояние здоровья человека лишь на 10% зависит от успехов медицины. Именно поэтому "повернуться лицом к проблеме здравоохранения должны все — и медицина, и государство, и общество".

Пятая глава — "Пределы и возможности гуманитарного образования" начинается с рассуждений об андрогогике, человековедении и самообразовании, но ядро ее составляют материалы о тацитных знаниях и наставничестве. Тацитные, т.е. неявные, скрытые знания, знания, которые невозможно формализовать, впервые в отечественной литературе анализируются столь подробно. Авторы вводят читателя не только в мир таких понятий, как вера, инстинкт, интуиция, но дают и новые понятия — инсайт, импринтинг, коучинг, раскрывают роль этих явлений в развитии науки вообще.

Основу раздела "Наставничество как одна из главных форм образования" представляют материалы об американской писательнице, преподавателе и общественнице Хелен Келлер, ставшей слепоглухой в результате заболевания в раннем детском возрасте. Настоящей же героиней ее жизни авторы считают ее воспитательницу Энн Салливан, сумевшую "маленькое строптивое животное" превратить в человека, достойного восхищения. Настоящий наставник — делают вывод авторы — это "штучный товар", без которого "медицина будет все больше становиться важной, необходимой, но бездуховной профессией".

Последний раздел этой главы посвящен феномену медицинского труэнтизма — любимой теме одного из авторов. В этом кратком экскурсе в "плодотворное устремление врачей к полезной творческой деятельности вне медицины" показано, что это не просто полезное для всех занятие. Оно совершенно необходимо для "пробуждения или насаждения духовности и взаимопонимания в отношениях врачей и больных, без чего медицина становится лишь медико-индустриальным комплексом, но не специальностью, в основе которой лежит главный контакт человек—человек".

В последней главе, имеющей подзаголовок "Вместо заключения", авторы еще раз подчеркивают, что все изложенное — хоть и новое, но пока еще не забытое старое, и чтобы внедрить его в учебную практику, не надо ломать программы и вводить дополнительное время для изучения нового гуманитарного предмета. Достаточно творчески подойти к преподаванию стандартного предмета, использовать для этого примеры из художественной литературы и других разделов искусства.

Вся книга написана на основе анализа большого литературно-исторического материала, и потому читается легко и с большим интересом. Несмотря на относительно небольшой объем, книга снабжена списком иллюстраций, литературы, предметным указателем, указателем имен, что свидетельствует об уважении авторов к читателям.

Книга предназначена для преподавателей медицинских институтов и факультетов, студентов I—VI курсов и практикующих врачей, однако она будет полезна всем, заинтересованным в развитии и гуманитарной культуры, и медицинского образования, и здравоохранения в целом.

Доцент ПетрГУ В. В. Мальцев

78

АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ № 4, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.