Научная статья на тему 'В. Х. Буйницкий (к 95-летию со дня рождения)'

В. Х. Буйницкий (к 95-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. Х. Буйницкий (к 95-летию со дня рождения)»

2007

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 7.

Вып. 1

ХРОНИКА

В. X. БУЙНИЦКИЙ (к 95-летию со дня рождения)

31 декабря 2006 г. исполнилось бы 95 лет Виктору Харлампиевичу Буйницкому - выдающемуся полярному исследователю, ученому-океанологу, уникальному руководителю и педагогу, жизнь которого за неполные 69 лет вместила много необыкновенного.

Капитан 2-го ранга, профессор, доктор географических наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный работник морского флота, участник дрейфа ледокольного парохода «Садко» в 1937 г., в 1938 1940 гг. - инженер-гидрограф и руководитель научных работ на ледокольном пароходе «Георгий Седов». Именно за этот дрейф В. X. Буйницикий был удостоен в 1940 г. звания Героя Советского Союза. Участник 15 полярных экспедиций.

С 1940 г. - старший научный сотрудник Арктического научно-исследовательского института, а в период 1941-1947 гг. - его директор. Участник Великой Отечественной войны в качестве штурмана, а затем флаг-штурмана одного из боевых подразделений Северного флота.

С 1950 г. преподаватель, а с 1954 г. и до конца жизни - более четверти века - заведующий кафедрой океанологии ЛГУ. С 1953 г. в течение 12 лет-декан географического факультета ЛГУ.

Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, двумя орденами Трудового Красного Знамени. Его именем в 1986 г. названо научно-исследовательское судно (порт приписки г. Мурманск).

Виктор Харлампиевич Буйницкий родился 31 декабря 1911 г. в Чите. В 1930 г. он окончил читинский лесотехнический техникум. Работал таксатором в тайге Хабаровского края. Как многие молодые люди, по комсомольской путевке в 1932 г. приехал в Ленинград на учебу и поступил в Горный институт. Учился в Горном, но мечтал о море...

30-е годы XX в. - время, когда в стране начались планомерные исследования Арктики. Осваивалась трасса Северного морского пути, строились полярные станции, стали обживаться прибрежные арктические территории, в арктические моря направлялись гидрографические и океанологические экспедиции. Нужны были, как тогда говорили, кадры полярных исследователей. Для их подготовки в 1935 г. в Ленинграде был открыт Гидрографический институт.

В. X. Буйницкий одним из первых подал заявление о переводе из Горного института в это учебное заведение и в сентябре 1935 г. стал студентом-гидрографом III курса. Однако учеба давалась ему нелегко, особенно в первые месяцы. Нужно было освоить новые дисциплины - астрономию, навигацию, картографию, гидрографию. А по ночам приходилось еще подрабатывать - разгружать вагоны и пароходы (в архиве В. Буйницкого сохранилось удостоверение грузчика морского торгового порта).

Упорство, целеустремленность, организованность и трудолюбие, свойственные Виктору Харлампиевичу с юных лет, позволили ему уже в конце первого года обучения стать одним из лучших студентов. Летом 1936 г. ему было доверено руководство небольшой гидрографической экспедицией в Карское море. Там он впервые увидел Арктику.

Летом 1937 г. студенты Гидрографического института снова проходили практику в Арктике на ледокольных пароходах «Садко», «Малыгин», «Георгий Седов». В. X. Буйницкий был назначен старшим гидрографом на ледокольном пароходе «Садко». Экспедиция выполнила подробную съемку моря Лаптевых, но в конце 1937 г. все три судна были зажаты тяжелыми льдами у западных берегов Новосибирских островов и начали дрейфовать на север.

На вынужденную зимовку остались 217 человек: члены экипажей судов, студенты-практиканты, полярники, сменившиеся после работы на арктических станциях. Несмотря на все трудности незапланированного дрейфа, было принято решение использовать вынужденную зимовку для исследования природных условий на пути дрейфа и начать новый учебный год у студентов-гидрографов. Ледокольные пароходы «Садко» и «Малыгин» превратились в научные обсерватории, а «Георгий Седов» стал дрейфующим отделением Ленинградского гидрографического института.

Начались занятия по океанографии, гидрографии, астрономии, электронавигационным приборам и др. Студенты несли научные вахты, участвовали в хозяйственных работах, в феврале стали готовить аэродромы для встречи самолетов. В апреле 1938 г. три тяжелых самолета эвакуировали из ледового лагеря 184 человека. Остались 33, среди них студент В. X. Буйницкий.

В конце августа к дрейфующим судам, пересекшим уже 83° с. ш., пробился ледокол «Ермак». Из ледового плена были освобождены пароходы «Малыгин» и «Садко», а вывести «Георгий Седов» не удалось, так как поврежденное рулевое управление не позволяло ему идти даже на буксире. На нем остались 15 человек во главе с капитаном Константином Сергеевичем Бадигиным. Единственным научным сотрудником в этой группе был В. X. Буйницкий. Он стал руководителем всех научных работ: астрономических, гравитационных, магнитных, ледоисследо-вательских, картографических, океанологических, метеорологических.

Дрейф «Георгия Седова» продолжался почти 1,5 года. За это время судно переместилось через околополюсную область Арктического бассейна, повторив по более северному пути знаменитый дрейф экспедиции Фритьёфа Нансена на судне «Фрам» в 1893-1896 гг. 13 января 1940 г., когда «Георгий Седов» был вынесен в пролив Фрама между Шпицбергеном и Гренландией, к судну подошел ледокол «Иосиф Сталин» и освободил его из длительного ледового плена. В конце января корабли прибыли в Мурманск.

Возвратившись в Гидрографический институт, В. X. Буйницкий защитил дипломный проект и был направлен на работу в Арктический научно-исследовательский институт. В 1941 г. он стал его директором. Перед молодым, энергичным, обладающим незаурядными организаторскими способностями человеком открылось широкое поле деятельности. В новых идеях и планах недостатка не было. Однако осуществление их прервала Отечественная война, которая еще раз подчеркнула громадное значение для страны Северного морского пути. Но без фундаментально поставленных научных исследований высоких широт превратить его в нормально действующую транспортную магистраль было невозможно. Поэтому в первые послевоенные годы возглавляемый В. X. Буйницким коллектив ученых Арктического института принялся за разработку и осуществление программы исследований Центральной Арктики с широким применением авиации.

В. X. Буйницкий не стал кабинетным ученым. Под его непосредственным руководством было проведено несколько морских и воздушных экспедиций. В 1947 г. он возглавил первую послевоенную высокоширотную воздушную экспедицию по обследованию состояния льдов в Арктическом бассейне, в 1949 г. участвовал в высокоширотной экспедиции «Север-3», работавшей вблизи полюса. При его участии и под его редакцией были подготовлены к печати и изданы четыре тома трудов дрейфующей экспедиции «Георгий Седов», которые содержат фундаментальные сведения по астрономии, геофизике, биологии, метеорологии и океанологии Северного Ледовитого океана. В 1946 г. он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1948 г. - докторскую на тему «Формирование и дрейф ледяного покрова Арктического бассейна».

И как исследователь, и как организатор науки В. X. Буйницкий внес значительный вклад в изучение Северного Ледовитого океана. Он умел смотреть вперед, планировал новые перспективные работы. Одна из его идей послевоенного времени предполагала создание подводной лодки для исследований под ледяным покровом Арктического бассейна. Ему принадлежат планы совместного с другими странами изучения Антарктики. Он считал нормой научный обмен с зарубежными учеными. Этого, как вспоминал Вячеслав Викентьевич Клепиков, в те годы не могли простить даже Герою Советского Союза. В 1947 г. В. X. Буйницкий был снят с должности директора Арктического института, а в 1950 г. уволен.

Будучи мужественным человеком, он стойко перенес несправедливость и в том же году начал педагогическую деятельность в стенах Ленинградского государственного университета. В университете он прошел путь от ассистента до профессора, декана географического факультета и заведующего кафедрой океанологии, которую возглавил после смерти Владимира Юльевича Визе в 1954 г.1 Переход с научно-исследовательской и организационной работы на педагогическую не прост. Но обладая высокой трудоспособностью, требовательностью к себе и обязательностью, В. X. Буйницкий зарекомендовал себя наилучшим образом.

Это был прекрасный лектор, за короткий срок подготовивший лекционные курсы по кораблевождению, морским прогнозам и общей океанологии. У студентов и аспирантов он поощрял самостоятельность в выборе тем курсовых и дипломных работ и разработке тех или иных вопросов океанологии. Как декан географического факультета и председатель ученого совета Виктор Харлампиевич поддерживал любую инициативу и сам много сделал для укрепления и творческого развития кафедр, научных контактов внутри факультета. На кафедре океанологии было создано несколько лабораторий, положено начало развитию научных исследований на договорной основе с различными учреждениями и организациями СССР.

Дмитриева А. А. К истории кафедры // Океанология в Санкт-Петербургском университете. СПб., 1997. С. 11-27; Клепиков В. В. Виктор Харлампиевич Буйницкий // Там же. С. 33-38. 138

Много сил и энергии вложил Буйницкий в создание нормальных условий для работы сотрудников всех подразделений факультета. Много усилий пришлось приложить ему и для усовершенствования плана подготовки океанологов и студентов всего гидрометеорологического цикла с учетом современного состояния науки. Был увеличен объем курсов высшей математики, физики, математической статистики и гидромеханики, введены курсы вычислительной математики, моделирования океанологических процессов и др. Важным моментом в подготовке океанологов стало сочетание разностороннего океанологического и широкого общегеографического образования.

Научные интересы В. X. Буйницкого в ЛГУ сконцентрировались на изучении Антарктики. В 1952 г. он опубликовал брошюру «Природа Антарктики», в 1956 г. - первую в стране сводку сведений о ледовом режиме антарктических вод и статью об естественной северной границе Антарктики. Но работа с литературными источниками его не удовлетворяла, ему, как настоящему естествоиспытателю, надо было видеть то, о чем он писал. В 1958 г. В. X. Буйницкий возглавил небольшой ледовоисследовательский отряд в составе 4-й Советской антарктической экспедиции на дизель-электроходе «Обь». Основные исследования он проводил на припайных льдах Антарктики, лично занимаясь бурением или распиловкой льда, измерением его толщины и структуры. Второе плавание в Антарктику, которое В. X. Буйницкий совершил через три года в составе 7-й Советской антарктической экспедиции, было насыщено интенсивной научно-исследовательской и оперативной работой по обеспечению безопасной разгрузки судов у Антарктиды. Много внимания уделялось изучению внутреннего строения, морфологии и физико-механических свойств морских антарктических льдов, подсчету и описанию айсбергов.

Опыт личных наблюдений во время плаваний в Антарктику, тщательный анализ материалов других экспедиций, работавших в Антарктике по 1970 г., а также публикаций зарубежных исследователей легли в основу его капитального труда - монографии «Морские льды и айсберги Антарктики», изданной в 1973 г. Эта и другие работы В. X. Буйницкого, посвященные влиянию живых организмов на физико-механические свойства льдов, положили начало новому направлению в науке - гляциобиологии.

Другим новым направлением в науке о море, получившем развитие на кафедре океанологии под прозорливым руководством В. X. Буйницкого, было систематическое использование наблюдений за океаном из космоса. Виктор Харлампиевич был инициатором, автором и ответственным редактором одного из первых в СССР сборников трудов по этой теме, вышедшем еще в 1975 г. В «Ученых записках ЛГУ» соответствующие статьи были опубликованы в двух выпусках под кратким и емким названием: «Спутниковая океанология».

В последние годы жизни В. X. Буйницкий много внимания уделял проблемам охраны окружающей среды. В частности, он горячо ратовал за разработку действенных мер по охране от загрязнения Мирового океана как основы поддержания на Земле условий, благоприятных для жизни людей, за разумное и рациональное использование пищевых, минеральных и энергетических ресурсов океанов и морей. По этим проблемам он опубликовал несколько ярких статей. А всего им написано и издано более 100 научных работ, из них 14 книг и брошюр.

Умер Виктор Харлампиевич скоропостижно 18 июля 1980 г. Похоронен в Санкт-Петербурге на Обуховском кладбище. На белом мраморном подиуме, обрамленном якорными цепями, возвышается памятник из розового гранита. Камень для него доставили с берегов Антарктиды участники одной из Советских антарктических экспедиций, отдав тем самым дань заслугам ученого в исследовании полярных областей нашей планеты.

\А. А. Дмитриева,| В. В. Ионов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.