Научная статья на тему '«в единодушном порыве готовности на всякие жертвы. . . » (опыт благотворительной помощи семьи Ольденбургских в годы первой мировой войны)'

«в единодушном порыве готовности на всякие жертвы. . . » (опыт благотворительной помощи семьи Ольденбургских в годы первой мировой войны) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / РОМАНОВЫ / ОЛЬДЕНБУРГСКИЕ / СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ / ВОРОНЕЖСКАЯ ГУБЕРНИЯ / CHARITABLE HELP / THE FIRST WORLD WAR / THE ROMANOVS / OLDENBURGSKYE / SISTER OF MERCY / VORONEZH PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коровин Виктор Юрьевич, Озерова Мария Александровна

В статье рассматривается практика частной благотворительности в годы Первой мировой войны на примере некоторых представителей царской семьи Романовых и родственников императорского дома в лице принцев Ольденбургских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the practice of private philanthropy in the First World War as an example of some representatives of the royal Romanov family and relatives of the imperial house in the face of princes of Oldenburg.

Текст научной работы на тему ««в единодушном порыве готовности на всякие жертвы. . . » (опыт благотворительной помощи семьи Ольденбургских в годы первой мировой войны)»

УДК 94(4)"1914/19"

Коровин В. Ю., Озерова М. А.

«В ЕДИНОДУШНОМ ПОРЫВЕ ГОТОВНОСТИ НА ВСЯКИЕ ЖЕРТВЫ...»

(ОПЫТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬИ ОЛЬДЕНБуРГСКИХ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ)

В статье рассматривается практика частной благотворительности в годы Первой мировой войны на примере некоторых представителей царской семьи Романовых и родственников императорского дома в лице принцев Ольденбургских.

Ключевые слова: благотворительная помощь, Первая мировая война, Романовы, Ольденбургские, сестра милосердия, Воронежская губерния.

20 июля 1914 г. император Николай II в своем Манифесте обратился к русскому народу с призывом: «в единодушном порыве любви и готовности на всякие жертвы вплоть до жизни своей черпать возможность сдерживать свои силы...». Это обращение в первые дни Великой Европейской войны вызвало подъём патриотических чувств в русском обществе, как по всей стране, так и в отдельных регионах Российской империи. Практически сразу силами представителей Императорского Дома и дворянского сословия была организована широкомасштабная кампания в поддержку русской армии. Именно эти первые военные годы явочным порядком расширили как официальную, так и благотворительную сферу деятельности приближенных к императорской чете представителей русской ветви рода Ольденбургских.

Несмотря на официальные заверения по поводу скоротечности военного конфликта, для многих высокопоставленных лиц очевидным оставалось то, что при развитой постановке военной техники предстоящая война может дать большой процент раненых, беженцев и военнопленных. В сентябре 1914 г. впервые в России была введена должность Верховного начальника санитарной и эвакуационной части, которую занял генерал-адъютант, генерал-от-инфантерии, участник боев 1877-1878 гг., с 1896 г. член Государственного Совета принц Александр Петрович Ольденбургский (1844-1932 гг.). Принц Александр был вторым сыном и четвертым ребенком в семье просвещённого благотворителя и попечителя принца Петра Георгиевича Оль-денбургского и его супруги Терезии. С рождения был зачислен прапорщиком в лейб-гвардии Преображенский полк. В детстве получил прекрасное домашнее образование, в юные годы прослушал полный курс Императорского училища правоведения, а военные

знания приобрел на службе1. После смерти отца Александр Петрович унаследовал не только его состояние, но многочисленные заботы о медицинских и образовательных учреждениях и погрузился в дела общественного благотворения.

Рис. 1. Его Императорское Высочество Принц Александр Петрович Ольденбургский Верховный начальник эвакуационной и санитарной части2

Принятая в 1914 г. новая должность Верховного начальника санитарной и эвакуационной части наделяла принца широкими полномочиями. В частности, в его ведении находились фронтовые и тыловые госпитали, санитарные поезда, эвакуационные учрежде-

1 Сапронов Ю. П. Попечитель Института

Экспериментальной медицины принц Александр

Петрович Ольденбургский. СПб., 2010. С. 24.

Летопись войны 1914 года. № 4. С. 60.

ния; он осуществлял общее руководство обеспечением продовольствием, медикаментами и оборудованием медицинских учреждений, а также организацией мер по предупреждению эпидемий. Кроме того, по заказу принца Оль-денбургского на Фабрике акционерного общества «Волокно-Шевелин» изготавливались в большом количестве медикаменты первой необходимости, в том числе изоляционная прокладка «морозин». В силу определенных обстоятельств, принц Александр Петрович не мог оставить без своего заботливого внимания и благотворительную деятельность Воронежского отделения Российского общества Красного Креста, состоявшего под Августейшим покровительством его супруги принцессы Евгении Ольденбургской.

Следует уточнить, что с началом войны на Николаевскую Общину сестёр милосердия РОКК была возложена задача по координации работы благотворительных организаций, лазаретов и госпиталей по всей Воронежской губернии. Уже в первом своем воззвании и.д. Воронежского губернатора Г. Б. Петкевич обратился к населению вверенной ему губернии с просьбой напрячь все духовные и экономические силы и не отказать пожертвованиями и личным трудом в помощи РОКК3. На это приглашение дружно отозвалось Воронежское женское общество, и 25-го июля 1914 г. в Доме губернатора было основано благотворительное отделение Дамского комитета для помощи «солдату в окопах» и его семейству4. В начале 1915 г. председательница отделения Дамского комитета РОКК В. И. Петкевич обратилась к принцу Александру Петровичу с предложением организовать в г. Воронеже силами женщин изготовление противогазов. По распоряжению А. П. Ольденбургского для постановки производства противогазов был откомандирован инспектор Хлебников с образцами готовых изделий и необходимыми материалами для первой партии. Мастерскую оборудовали непосредственно в Доме губернатора, и уже в скором времени в Варшавский полевой склад было отправлено 124000 повязок-масок, 12000 очков и 10000 мешков. К работе на добровольной основе были мобилизованы городские учебные заведения, торговые

фирмы, солдаты дисциплинарного батальона, учителя, священники и даже монахини (всего до 200 человек)5.

Подобная деятельность принца А. П. Ольденбургского не оставалась незамеченной со стороны местной периодической печати. В частности, в одной из таких корре-спонденций сообщалось: «Весь день 20-го января 1915 г. Его Императорское Высочество принц А. П. Ольденбургский пробыл в Москве. В 4 часа дня на Николаевском вокзале, где имел остановку поезд, в салоне-вагоне состоялось совещание, на котором в числе других присутствовал Г. Воронежский Губернатор, стат. сов. Г. Б. Петкевич. Его Высочество поставил на рассмотрение совещания целый ряд вопросов касающихся санитарно-эвакуационной части. Главной целью совещания было выяснение вопроса о распределении в центре России огромного количества турецких военнопленных...»6.

На поприще милосердия в годы войны отметился и сын Александра Петровича Оль-денбургского, принц Петр Александрович (1868-1924 гг.), флигель-адъютант, командир роты Преображенского полка, генерал-майор полка стрелков Императорской фамилии. В октябре 1914 г. за участие в боевых действиях он был награжден Георгиевским оружием, с 24 января 1915 г. находился непосредственно в распоряжении Верховного Главнокомандующего. Будучи на службе в действующей армии, Петр Александрович не отказывал в поддержке медицинским учреждениям; например, в 1916 г. на содержание и обеспечение Покровской общины сестёр милосердия им было внесено 600 рублей. В январе 1917 г. на счёт Киевского отделения Комитета членов Государственной Думы для оказания помощи раненым принц перечислил 45 рублей, которые пошли на содержание кровати в память убитого товарища И. А. Абразанцева-Нечаева7.

3 «Воронежские губернские ведомости». 1914. № 55. С. 3.

4 Общий годовой отчет Воронежского Дамского Комитета Красного Креста за время войны с германцами от 25 июля 1914 г. по 1 августа 1915 г. Воронеж, 1916. С. 19.

5 Общий годовой отчет Воронежского Дамского Комитета Красного Креста... С. 18.

6 «Воронежский телеграфъ». 1915. № 19. С. 2.

7 РГИА Ф. 552. Оп. 2. Д. 35. Л. 12.

Рис. 2. Принц Петр Александрович Ольден-бургский Высочайше награжден Георгиевским оружием за храбрость8

Кроме того, в контору Двора принца Ольденбургского неоднократно приходили письма с просьбами оказать военнослужащим посильную помощь в освобождении из вражеского плена. Так, 22 марта 1917 г. от управляющего делами Его Высочества Принца на имя главы отдела военнопленных при МВД С. Д. Боткина было направлено письмо следующего содержания: «Милостивый Государь Сергей Дмитриевич! 12 июня 1915 г. был взят в плен штабс-капитан 79-го пехотного полка Куринского, Мгебаров. Почти что двухлетнее пребывание Мгебарова в плену сильно пошатнуло его здоровье, и он в письме на имя Принца Петра Александровича Ольдебург-ского, присланном из Брюкса в Богемии, просит возбудить ходатайство об обмене его на одного из австрийских офицеров, пребывающих в плену в России. Зная Мгебарова ещё со времени совместного с ним служения в Гвардейском Преображенском полку, Принц Петр Александрович поручил мне препроводить Вам, Милостивый Государь, в дополнение к бывшему у Вас разговору, вышеупомянутое письмо, с просьбой содействовать возможному освобождению Мгебарова из плена»9.

8 Летопись войны 1914 года. № 12. С. 185.

9 РГИА. Ф. 552. Оп. 2. Д. 41. Л. 8-об.

Рис. 3. Николай II с августейшими особами в гостях у

Великой Княгини Ольги, г. Ровно, 1914 г.

С особым усердием и любовью относилась к общественной помощи и супруга принца Петра Ольденбургского, Великая Княгиня Ольга Александровна (1882-1960 гг.). Начиная с осени 1914 г. она трудилась сестрой милосердия в Ксенинской общине Красного Креста (г. Киев). Вот как впоследствии об этом эпизоде войны вспоминал один из её пациентов: «.Очнулся я на перевязочном пункте, где было много раненых. После подачи мне помощи, меня в числе многих, отправили в лазарет великой княгини Ольги Александровны. Я никогда не видал Её Высочества, и когда ко мне подошла сестра милосердия, небольшая, худенькая, с лицом прекраснейшей доброты и нежности, - я не знал, кто была она. Сестра осторожно сняла бинт, и минут через десять меня повезли в операционную. Все команды исполнялись моментально, без малейшего смущения и волнения; на меня в упор смотрели два добрых глаза, полных нежности, сострадания, и как мне казалось -печали. Я почувствовал себя свежее и бодрее. - Сестра! - остановил я, - скажите: в этом лазарете работает великая княгиня Ольга Александровна?.. - Да, а что? - Мне бы повидать. - А вам зачем? - улыбнулась сестра. - Да как же, ведь Царская сестра и вдруг такую работу выполняет. да и потом, говорят она такая хорошая, добрая; мне бы ручку поцеловать великой княгине. - А вы мне обещаете спать, если я это вам устрою? -Обещаю, - сказал я. - Ну целуйте скорее и

спите, - сказала сестра и ладонью закрыла мне рот»10.

Рис. 4. Лазарет принца А.П. Ольденбургского для раненых воинов, осень 1914 г.

Помимо деятельной помощи, Великая Княгиня Ольга принимала активное участие и в организации ухода за ранеными. Так, 4 сентября 1914 г. от управляющего Юго-Восточными железными дорогами Харитоно-вича на имя Ея Императорского Высочества последовало письмо, в котором говорилось, что служащие мастеровые выразили желание ежемесячно отчислять от 1 до 5 % из получаемого ими жалования на содержание в г. Воронеже госпиталя для лечения воинов. Под госпиталь было арендовано на год соответствующее помещение на 100 кроватей (90 человек нижних чинов и 10 офицеров), снабжённое всеми принадлежностями и медицинским персоналом. Спустя неделю, 11 сентября 1914 г. от Великой Княгини последовал ответ, в котором она выражала согласие на принятие под свое Августейшее Покровительство госпиталя имени служащих Юго-Восточных железных дорог в г. Воронеже11.

В целом можно сказать, что Великая Европейская война обнажила множество социальных проблем, за решение которых активно взялись представители герцогского дома Оль-

денбургских. Благодаря обнаруживаемым сегодня печатным источникам и архивным документам мы заново открываем для себя этот бесценный опыт организации благотворительной помощи в России.

Источники и литература

Воронежские губернские ведомости. 1914. № 55.

Воронежский телеграфъ. 1915. 24 янв. № 19. Воронежский телеграфъ. 1915. 20 февр. № 41. Голиков Ю. П. Попечитель Института Экспериментальной медицины принц Александр Петрович Ольденбургский. СПб., 2010.

Сестра милосердия / / Дон. 1914. 12 сент. № 198.

Общий годовой отчет Воронежского Дамского Комитета Красного Креста за время войны с германцами от 25 июля 1914 г. по 1 августа 1915 г. Воронеж, 1916. РГИА Ф. 552. Оп. 2. Д. 35. Благотворительность принца П. А. Ольденбургского. -10 октября 1916 - 2 мая 1917 г. РГИА. Ф. 552. Оп. 2. Д. 41. Прошение военнослужащих и гражданских лиц об оказании помощи в устройстве на работу и освобождении из плена. - 1917 г. РГИА. Ф. 552. Оп. 1. Д. 460. Об учреждении в г. Воронеже Госпиталя на средства мастеровых и рабочих ЮВЖ. дорог и о принятии госпиталя под покровительство Великой Княгини. - 4-11 сентября 1914 г.

Список сокращений

РОКК - Российское Общество Красного Креста

РГИА - Российский государственный исторический архив.

10 «Дон». 1914. № 198. С. 3.

11 РГИА. Ф. 552. Оп. 1. Д. 460. Л. 1-об.

Коровин Виктор Юрьевич, старший преподаватель кафедры культурологии Воронежского государственного университета, кандидат философских наук (ВГУ, Воронеж, Россия); e-mail: [email protected];

Озерова Мария Александровна, студентка V курса исторического факультета Воронежского государственного университета (ВГУ, Воронеж, Россия); e-mail: [email protected].

"IN A FIT OF UNANIMOUS WILLINGNESS TO MAKE ANY SACRIFICE ..." (EXPERIENCE OF THE CHARITABLE HELP FAMILIES OLDENBURG FROM THE VORONEZH PROVINCE

IN THE FIRST WORLD WAR)

The article deals with the practice of private philanthropy in the First World War as an example of some representatives of the royal Romanov family and relatives of the imperial house in the face of princes of Oldenburg.

Key words: Charitable help, the First World War, The Romanovs, Oldenburgskye, Sister of mercy, Voronezh Province.

Viktor Yu. Korovin, senior lecturer of the Department of Cultural Studies, Candidate of Philosophical Sciences (Voronezh State University, Voronezh, Russia); e-mail: [email protected];

Maria A. Ozerova, a fifth-year student of the Faculty of History (Voronezh State University, Voronezh, Russia); e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.