Научная статья на тему 'В. Е. Колупаев. Русские в Магрибе'

В. Е. Колупаев. Русские в Магрибе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. Е. Колупаев. Русские в Магрибе»

РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

В.Е. Колупаев

РУССКИЕ В МАГРИБЕ*

Монография В.Е. Колупаева открывает новые страницы жизни наших соотечественников на африканском континенте. Территориальные рамки монографии ограничены странами Северной Африки (Тунис, Марокко, Алжир), входящими в Магриб (регион в Африке), а также государством Северо-Восточной Африки -Египтом.

После революции 1917 г. и Гражданской войны Северная Африка приняла тысячи русских эмигрантов. Здесь образовались два основных центра русской жизни: в Египте и в Тунисе. В дальнейшем русские люди в поисках работы и нормальных условий жизни расселялись по другим странам, но большая часть их осталась на подконтрольных французских территориях в колониальном Алжире и протекторатах Марокко и Тунисе.

В книге используются рукописные материалы и другие архивные документы, привезенные из Африки. Хронологические рамки исследования достаточно широки (1920-1998). Автор сумел проанализировать изменения и в численном составе, и в социальной характеристике эмигрантов, рассматривая все «волны» эмиграции. Автор прослеживает эволюцию взглядов и настроений соотечественников, покинувших родные пределы.

* Колупаев В.Е. Русские в Магрибе. - М.: Пашков дом, 2009. - 416 с.

В книге показано благотворное влияние русских на местную жизнь арабов, говорится о вкладе русских специалистов в строительство портов, дорог, в освоение новых земель, в медицинскую сферу, в научную и педагогическую деятельность стран проживания. Значительную часть текста занимают сведения по организации и содержанию культурно-просветительской работы в эмигрантской среде, описывается деятельность Русской православной церкви в Северной Африке.

Приводятся материалы, характеризующие работу русских ученых в Северной Африке, особенно геологов и почвоведов, много сделавших для освоения Сахары, для нахождения полезных ископаемых и природных богатств региона. Автором освещаются и вопросы культуры и образования: открытие русских школ за рубежом, издательская деятельность эмигрантов, создание библиотек и благотворительных учреждений.

В работе освещается повседневная жизнь соотечественников на чужбине, трудности, с которыми сталкивались эмигранты (гонения местных властей, безработица, отсутствие бытовых удобств и т.д.). Также воссоздается картина русского военного участия в локальных конфликтах, рассказано о службе россиян в знаменитом Французском иностранном легионе.

Автор подчеркивает нежелание русской общины ассимилироваться и растворяться в чужеземной среде. В числе факторов, мешающих ассимиляции русских, - национальное чувство русских и их убеждение в своей принадлежности к великой нации. Эмигранты считали себя неотъемлемой частью России, в чужом окружении стремились вести русскую жизнь, считали, что призваны сохранять русскую культуру.

Образ русского эмигранта включал в себя смирение, способность безропотно нести страдания, патриотизм, религиозность, искание царства правды, отсутствие узости европейского человека, бесхитростность, совестное содержание. Автор подчеркивает, что современной России, существующей в эпоху разрушения своего этноса и прекращения национального бытия, может быть полезен опыт эмиграции.

Русская колония в Египте появилась в 1920 г. В основном ее составляли офицеры и солдаты Добровольческой армии, воевавшей на Юге России, а также члены семей военнослужащих. В Египте находилось некоторое количество евреев и караимов,

В.Е. Колупаев

являющихся подданными Российской империи, а также небольшая группа туристов и паломников, осуществлявших поездку по святым местам Востока, но из-за войны задержавшихся в этой арабской стране. Особенно большой наплыв русских пришелся на годы, последовавшие за революцией 1905-1907 гг. в России.

Размещены были эмигранты в военных лагерях, сохранившихся со времен Первой мировой войны. Русских специалистов привлекали к тем отраслям деятельности, которые наиболее остро нуждались в профессионально обученных работниках. Русские врачи основали самостоятельную независимую клинику в Каире. Она стала первым центром русской эмиграции в Египте.

Русские предпочитали не вливаться в местные церковные общины, а создавать свои приходы. В российской армии существовала достаточно развитая капелланская служба. Православные традиции сохранялись в русской общине, объединившейся вокруг нового прихода, созданного нашими соотечественниками в Каире. Лагеря просуществовали до 1922 г., когда английские военные власти вывезли оставшихся русских в Сербию, Болгарию и другие страны.

Административные функции и организационные вопросы, связанные с проблемами, вызванными количественным увеличением русской общины в стране, взяли на себя дипломатические представительства, которые существовали в Северной Африке. В крупных городах: Каире, Александрии, Порт-Саиде, Бизерте, Алжире - они были представлены на уровне консульств. Обязанности российского консула в Египте продолжал выполнять Н.И. Виноградов, бывший консул Российского императорского правительства. Российское консульство было переименовано в «Русское бюро», которое просуществовало в таком виде до 1963 г. Был основан Русский клуб, оберегающий юридические права русских в Египте. В дальнейшем переименован в Русское объединение. При нем было заложено начало библиотеки и открылся ресторан.

В большой комнате при поликлинике была создана церковь с собственным иконостасом (по проекту И.Я. Билибина). Иконы были написаны Н.В. Савиным, Стрекаловским, С.В. Дивовым, В.Я. Рут-ковским и Платоновой.

Для помощи нуждающимся было основано Русское благотворительное общество. Русские эмигранты жили дружно и тесно общались между собой. Русских в Египте любили и уважали, поскольку русские специалисты положили много труда на возрождение Египта.

Если в начале эмиграции многие работали водителями такси и грузовиков, то скоро большинство перешло к более высокой стадии работы и заработка.

Профессора Анреп и Б.В. Булгаков воспитали новое поколение египетских врачей. Русские доктора основали Русское медицинское общество. Были устроены курсы массажистов и для ухода за больными. При поликлинике был устроен госпиталь.

В Египте появилось отделение «Русского общевоинского союза» (РОВС). Эта организация приняла на себя функции политического и отчасти общественного руководства жизни диаспоры. Она являлась стержнем довоенной политической эмиграции и в какой-то мере хранительницей традиций русской государственности.

В Каире работал Союз инвалидов. В отношении просвещения русские показали себя с очень хорошей стороны. Русские профессора и ученые известны на всем Среднем Востоке.

Успешно работала молодежь. Было создано Русское объединение: существовал шахматный кружок, литературное общество, где устраивались Дни русской культуры и любительские спектакли. Молодое поколение создало ряд кружков русской национальной молодежи, группу скаутов-разведчиков и спортивные команды. Были открыты балетная школа и школа фехтования. Каждый год устраивались летние лагеря у моря.

Музыкальное общество устраивало концерты. Высоко ценился хор под управлением Н.А. Венедиктова. На большую высоту было поднято дело помощи бедным.

От русской эмиграции в Египте осталась добрая память, плоды работы просвещения и социального возрождения страны. Русские эмигранты со свойственной им склонностью апеллировать к библейским символам вынужденное путешествие в Африку сравнивали с бегством Христа в Египет. Они считали себя посланниками, призванными сохранить русскую культуру. Культура, созданная в зарубежье, вошла составной частью в русскую культуру, не осталась безвестной в отечестве. Художественные произведения, музыка, изобразительное искусство как часть творческого русского духа должны остаться в памяти поколений как россиян, так и в сокровищнице мировой культуры, именно как национальное достояние.

О.В. Кулешова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.