Научная статья на тему 'В. Д. Дажина. Рафаэль Санти - мастер высокой реальности'

В. Д. Дажина. Рафаэль Санти - мастер высокой реальности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1008
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. Д. Дажина. Рафаэль Санти - мастер высокой реальности»

КУЛЬТУРА АНТИЧНОИ ЭПОХИ,

СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ

В.Д. Дажина

РАФАЭЛЬ САНТИ -МАСТЕР ВЫСОКОЙ РЕАЛЬНОСТИ*

Рафаэль - художник, чье творчество стало для современников и потомков синонимом красоты, грации и совершенства в искусстве. Вместе с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тицианом и архитектором Донато Браманте он создал тот художественный язык, с которым связан небывалый взлет в истории европейской культуры, - искусство Высокого Возрождения в Италии. Более того, именно творчество Рафаэля ознаменовало кульминацию классического искусства Возрождения, высшую точку в развитии заложенных в ренессансной культуре возможностей.

Еще при жизни слава вознесла Рафаэля на недосягаемые высоты. Автор его жизнеописания Джорджо Вазари, один из первых историографов итальянского искусства, смотрит на своего героя сквозь «лучезарный туман», творя легенду, которая завораживала потомков и мешала самостоятельности их суждений. Миф о «божественности» дара Рафаэля-художника, о необыкновенном обаянии его личности, отмеченной печатью гения, импонировал художникам и любителям искусства многих поколений. В начале XIX в. он был подхвачен немецкими романтиками, которые увидели в Рафаэле и его судьбе воплощение своих представлений о гениальном художнике-творце. Среди поклонников Рафаэля были

* Дажина В.Д. Рафаэль Санти - мастер высокой реальности // Культура и время. - М., 2011. - № 3. - С. 77-84.

знаток древностей И. Винкельман, И. Гёте, перед ним преклонялся французский художник О.Д. Энгр, им восхищались русский художник А. Иванов и писатель Ф. Достоевский. Гёте ставил искусство Рафаэля рядом с Гомером и Шекспиром, его творчество было для него воплощением высшего совершенства художественного гения человечества, критерием прекрасного.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. художники наступающего века, стремясь разорвать узы академизма, сбрасывают Рафаэля с пьедестала, видя в нем воплощение тех качеств академической системы, против которых они боролись. Однако и противники, и поклонники Рафаэля были единодушны в главном - в признании величия его художественного гения.

Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 г. в семье придворного поэта и живописца Джованни Санти. Детство и юношеские годы прошли в окружении искусства, его первые впечатления овеяны красотой горных пейзажей Урбино. Наибольшего расцвета родной город Рафаэля достиг во второй половине XV в. в период правления герцога Федерико да Монтефельтро, большого ценителя искусства. Благодаря его покровительству в городе работали многие художники и архитекторы, приезжавшие сюда из других городов. Не случайно Александр Бенуа считал, что именно дух Урбино сформировал у Рафаэля присущее лишь ему понимание архитектурной красоты и знание перспективы, заложившие основу его классического стиля.

Отец Рафаэля не был выдающимся художником, но вполне возможно, что именно он был первым учителем сына и с раннего детства смог привить ему вкус к прекрасному.

Рафаэль рано потерял родителей: его мать умерла в 1491 г., когда мальчику было всего 8 лет, а через три года, в 1494 г., он потерял и отца, оставшись на попечении своих родственников. Рафаэль рано проявил способности к самостоятельному творчеству, о чем свидетельствует знаменитая «Книга эскизов» (Галерея Академии, Венеция), его юношеский карандашный автопортрет и образ «Богоматери, читающей книгу» - небольшая фреска, написанная на стене дома, в котором прошло детство художника и в котором сейчас открыт его музей.

Благодаря покровительству Гвидобальдо да Монтефельтро Рафаэль продолжил обучение сначала в мастерской придворного

живописца Тимотео Витти, а через пять лет перешел в мастерскую Пьетро Перуджино, возможно, уже в качестве помощника.

Еще со времен Вазари ранний период творчества Рафаэля называют «перуджиновским», настолько сильной была зависимость молодого художника от манеры учителя. Ранние произведения Рафаэля, выполненные им в 1500-1504 гг., свидетельствуют о том, что он воспринял не только образный строй и формальный язык Перуджино, но унаследовал от него творческий метод, основанный на внимательной проработке в подготовительных рисунках живописной композиции как в целом, так и отдельных ее деталей. К лучшим произведениям молодого Рафаэля относятся «Мадонна Конестабиле» (1500-1502) из Эрмитажа и «Обручение Марии» (1503-1504) из Галереи Брера в Милане. «Мадонну Конестабиле» Рафаэль написал, когда ему было около 20 лет.

Трудно переоценить ту роль, которую сыграло в творческой эволюции молодого художника его пребывание во Флоренции, куда он приехал вместе с Перуджино в 1504 г. и где пробыл с небольшими перерывами до 1508 г. Здесь он познакомился с Фра Бартоломео, скульптором Андреа Сансовино и молодым Андреа дель Сарто, с художниками Ридольфо Гирландайо, Граначчи и Бастиано да Сан-галло. Возможно, именно Перуджино свел Рафаэля со своим бывшим соучеником по мастерской Андреа Верроккьо, а теперь известным художником - Леонардо да Винчи, оказавшим большое влияние на умбрийского мастера. Судя по многочисленным рисункам, Рафаэль не просто заимствовал те или иные мотивы из произведений флорентийских мастеров, особенно Леонардо и Микеланджело, а изучал законы, которым они следовали в своем искусстве. Знакомство с искусством Флоренции стало незаменимой школой для Рафаэля. Среди его рисунков этого периода сохранились свободные зарисовки с фресок Джотто и Мазаччо, со скульптур и рельефов Донателло, с картонов Микеланджело и Леонардо.

За четыре года пребывания во Флоренции Рафаэль значительно преуспел - он отошел от лирической камерности своих ум-брийских произведений, в полной мере овладев новым живописным стилем, предложенным его старшими коллегами - Леонардо и Микеланджело. К этому времени относятся знаменитые Мадонны Рафаэля («Мадонна Громдука», «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница», «Мадонна с безбородым Иосифом»), образы которых надолго сковали воображение художников, следовавших

в предложенном Рафаэлем направлении. Его Мадонны, мило и грациозно играющие с детьми, лишены набожной святости, в них художник передал тонкое сочетание материнской нежности, живой непосредственности поз и жестов с божественным совершенством Царицы Небесной.

Опыт флорентийского периода показал, что Рафаэль, как никто другой, умел быстро схватывать и творчески перерабатывать сторонние влияния, из многих манер создавая свою собственную, которую, по словам Вазари, его современники бесконечно ценили, и которая для многих стала примером для подражания.

В 1508 г. Рафаэль был приглашен папой Юлием II в Рим для росписи парадных апартаментов в старом Ватиканском дворце. С этого времени начинается новый этап в его творчестве, отмеченный взлетом артистической карьеры - от узкого круга поклонников таланта молодого, обаятельного, подающего надежды умбрий-ского художника к вершинам славы и известности.

Во время правления пап Юлия II и Льва Х Рим стал ведущим центром культурной жизни Италии. Вокруг папского двора собрались лучшие поэты, музыканты, композиторы, ученые-гуманисты и художники того времени.

Судьба благоприятствовала Рафаэлю: в Риме он нашел могущественных покровителей. Поклонником его таланта был папа Юлий II. После его смерти Рафаэль выполнял заказы Льва Х, который, как все Медичи, считал себя покровителем искусства. Пользуясь его дружеским расположением, художник стал ведущей фигурой художественной жизни Рима, организатором и исполнителем живописных и архитектурных работ в Ватикане. Римский период был самым насыщенным и плодотворным в творческой жизни художника.

Обладая исключительной работоспособностью, Рафаэль к своим 37 годам успел сделать столько, сколько не всякий художник может создать за долгую жизнь: расписал со своей мастерской Ватиканские станцы, руководил живописными работами на вилле Фарнезина и в Лоджиях Ватикана, создал картоны для ковров на сюжеты деяний апостолов Петра и Павла, выполнял многочисленные заказы частных лиц и религиозных общин, в том числе на портреты и алтарные картины. В 1514 г. Лев Х назначил Рафаэля главным архитектором на строительстве собора Св. Петра. В качестве комиссара древностей он занимался охраной и переписью памятников Древнего Рима.

Наиболее известным произведением Рафаэля римского периода является созданный им и его мастерской цикл росписей, украшающий парадные папские апартаменты в Ватиканском дворце, так называемые Ватиканские станцы (от итальянского слова stanza -комната). Помимо определенного стилистического единства, росписи парадных апартаментов преследуют и общую цель: в аллегорических, библейских и исторических образах выразить идею духовного могущества католической церкви и авторитета ее главы -римского первосвященника. Введенные во фрески портретные образы, в частности папы Юлия II, благодаря силе и выразительности характеристик придают жизненную убедительность легендарным и библейским событиям.

В Риме Рафаэль продолжал развивать тему Мадонны, которая столь полюбилась ему еще во Флоренции. Поиски идеала привели Рафаэля к созданию замечательного творения его художественного гения - к «Сикстинской мадонне» (1513-1514, Дрезденская картинная галерея), написанной по заказу монастыря черных монахов для церкви Святого Сикста в городе Пьяченце. В середине XVIII в. она была продана в Дрезден, где находится и поныне. Свое второе рождение картина пережила после 1945 г., когда, вместе с другими произведениями, была извлечена из-под развалин музея и позднее отреставрирована в Москве. «В чем секрет необыкновенного обаяния и притягательной силы "Сикстинской мадонны", почему при взгляде на нее зритель отрешается от всего суетного и мелочного, что окружает нас в жизни? Возможно, это связано с тем, что Рафаэлю удалось достичь безупречного равновесия между реальным, жизненным образом матери, несущей своего ребенка, и идеальными представлениями о царственном величии Мадонны. Это сочетание реального и идеального делает Марию достоянием вечности, а "Сикстинскую мадонну" одним из самых любимых произведений мировой живописи» (с. 84).

Последней незавершенной работой художника стал большой алтарный образ «Преображение Христа» (1517-1520, Пинакотека, Ватикан), заказанный ему кардиналом Джулио Медичи. Мастер работал над ним три года, но так и не успел его завершить.

Рафаэль умер внезапно, после недолгой болезни, в день своего рождения - 6 апреля 1520 г. Многими его смерть была воспринята как смерть искусства - настолько велики были слава и всеобщее почитание художника.

Э.Ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.