Научная статья на тему 'В. Бычков Провидения теургической эстетики'

В. Бычков Провидения теургической эстетики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. Бычков Провидения теургической эстетики»

В.Бычков

ПРОВИДЕНИЯ ТЕУРГИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ*

Специфическое направление русской эстетики - теургическая эстетика - сформировалось еще в философии Вл.Соловьева. В начале ХХ в. ее разработкой активно занимались как русские религиозные мыслители (о. Павел Флоренский, о.Сергий Булгаков), так и крупнейшие теоретики символизма (Вяч. Иванов, Эллис, Андрей Белый). Последними она была доведена до логического завершения.

Символисты усматривали выход из тупиков и кризиса современной им культуры в теургии как новом (или, точнее, обновленном древнем) принципе творчества. Вяч.Иванов пришел к теургии путем осмысления художественно-выразительных средств искусства, когда наряду с символом важнейшую роль играют миф и мистерия. Сверхзадачу символизма Вяч.Иванов видит в мифотворчестве, причем не в художественной обработке старых мифов или в писании новых фантастических сказок, а в истинном мифотворчестве, которое понимается как «душевный подвиг самого художника» (цит. по: с.406). Миф, согласно Вяч.Иванову, должен реализоваться в особой форме искусства будущего - в новой Мистерии, которая может возникнуть и развиться на основе театра. Вяч.Иванов мечтал о возрождении театра с хоровым началом в новых мистериях, в которых достижения всех искусств будут объединены на основе соборного религиозного опыта.

* Бычков В. Провидения теургической эстетики // Логос. Философский журнал. - М., 1999. - № 3. - С.405-415.

В.Бычков

Понятие теургии (от греческого - божественное деяние, сакральный ритуал, мистерия) Вл.Соловьев осмыслил как древнее «субстанциальное единство творчества, поглощенного мистикой» (цит. по: с.408). Суть этого единства состояла в единении земного и небесного начал в сакральном творчестве, в сознательном мистическом «общении с высшим миром путем внутренней творческой деятельности», в единении мистики, изящного искусства и «технического художества» (цит. по: с.408). Вл.Соловьев считал, что искусство будущего должно вступить в новую свободную связь с религией.

Для Андрея Белого характерно понимание символизма как действенной силы и грядущего преобразования мира и человека, их преображения в более высокий статус бытия. Эта высшая цель символизма обозначалась Андреем Белым и другими символистами термином «теургия». Главными представителями чаемой им теургии стали для Андрея Белого в 1905-1910 гг. Ницше и Ибсен, которые вместе являют живой организм, но безглазый. Дать этому организму зрение, религиозное видение должен евангелист Иоанн. В симбиозе Ницше-Ибсен-Иоанн он видел реальный выход к новой «преображающей религии» (цит. по: с.410). Теургия, согласно А.Белому, есть та цель, к которой устремлена культура в своем историческом развитии.

В теургии, как высшей форме человеческого творчества, ознаменованного схождением в душу теурга горнего духовного начала, красота сливается с нравственностью в неделимое единство, и здесь уже не приходится различать этику, эстетику, религию или познание. Все сливается в единое творчество. Образы и события Священной истории служили своего рода парадигмами для теургического опыта самого Белого. «Символизм вскрыл смысл человеческой истории и культуры как телеологического стремления к воплощению трансцендентного Символа в реальной жизни» (с.412). Лик Символа - это «Лик самого божества» (цит. по: с.412).

В 1916 г. Николай Бердяев в работе «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» дал философско-культурологическую оценку символизма. Символисты стали предтечами и провозвестниками «гряду-

Провидения теургической эстетики

щей мировой эпохи творчества», творчества самой жизни на новых духовных основаниях, за символизмом следует «мистический реализм», за искусством - теургия, считал Бердяев (цит. по: с.413).

ИЛГалинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.