Научная статья на тему 'В АВАНГАРДЕ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ. ДВИЖЕНИЕ ИДЕНТАРИЗМА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И НОВЫЕ ФОРМЫ КРАЙНЕ ПРАВЫХ ДВИЖЕНИЙ'

В АВАНГАРДЕ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ. ДВИЖЕНИЕ ИДЕНТАРИЗМА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И НОВЫЕ ФОРМЫ КРАЙНЕ ПРАВЫХ ДВИЖЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
67
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТАРИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / НОВЫЕ ПРАВЫЕ / А. ДЕ БЕНУА / КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белинский Андрей Викторович

В статье рассматривается феномен идентаристского движения в Западной Европе (Франция, Австрия, ФРГ). Идейными предтечами идентаристов стали французские новые правые (А. де Бенуа, Ж. Мабир, Д. Веннер и др.), которые тщательно анализировали опыт 1968 г. с политической и социально-культурной точки зрения для создания новой идеологии для правого лагеря. Именно философия новых правых во многом легла в основу появившегося в 2012 г. идентаристского движения. Своему возникновению и первоначальным успехам оно было обязано кризису «старых» правых, запросу у части националистически настроенной молодежи на новые формы политического движения и привлекательности повестки идентаристов. При этом идентаристское движение с самого начала старалось дистанцироваться от «старых» правых организаций, уже успевших дискредитировать себя в глазах населения. Провозгласив формальный отказ от расизма, антисемитизма и ксенофобии, идентаристы критиковали миграционную политику ЕС и мультикультурализм с позиций культурной несовместимости выходцев из стран Ближнего Востока и автохтонного населения. Основная ставка была сделана на завоевание культурной гегемонии и привлечение на свою сторону молодежи. С этой целью активисты движения, которые тщательно анализировали опыт левых сил, провели ряд громких акций, призванных привлечь внимание как СМИ, так и общественности. В частности, представители идентаристского движения отметились захватом зданий мечетей, вывешиванием транспарантов в общественных местах и т.п. Помимо этого, организации идентаристов во Франции, Германии и Австрии наладили тесное сотрудничество с местными правопопулистскими партиями («Национальное объединение», «Австрийская партия свободы», «Альтернатива для Германии»). Однако, добившись некоторых успехов на политическом поприще, идентаристское движение столкнулось с рядом трудностей (уход части активистов в правопопулистские партии, преследования со стороны юстиции и спецслужб, отсутствие новых идей и т.д.), которые делают его дальнейшие перспективы достаточно туманными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AT THE FOREFRONT OF THE COUNTERREVOLUTION. THE IDENTITARIAN MOVEMENT IN WESTERN EUROPE AND NEW FORMS OF EXTREME RIGHT MOVEMENTS

The article looks at the phenomenon of the ideological movement in Western Europe (France, Austria, Germany). The ideological forerunners of the ideological movement were the French New Right (A. de Benoit, J. Mabir, D. Venner, etc), who made a political and socio-cultural analysis of the 1968 experience in order to construct a new ideology for the right-wing camp. It was to a large extent the philosophy of the New Right that provided the basis for the Identitarian movement that emerged in 2012. It owes its emergence and initial success to the crisis of the "old" right, the demand by some nationalistically minded young people for new forms of political movement and the attractiveness of the ideological agenda. In doing so, from the very beginning, the ideological movement sought to distance itself from the "old" right-wing organisations that had already been discredited in the eyes of the population. While formally proclaiming the rejection of racism, anti-Semitism and xenophobia, the ideological extremists criticised EU migration policy and multiculturalism from the point of view of the cultural incompatibility between Middle Easterners and the native population. The main bet was on gaining cultural hegemony and attracting young people to their side. To this end, the activists of the movement, who had carefully analysed the experience of the left-wing forces, have carried out a series of high-profile actions designed to attract the attention of both the media and the public. t In particular, members of the ideology movement have taken over mosque buildings, put up banners in public places, etc. Furthermore, ideological organisations in France, Germany and Austria developed close collaboration with local right-wing populist parties (National Rally, Austrian Freedom Party, Alternative for Germany). However, although they made some political success, the ideological movement faced several difficulties, such as the defection of some activists to right-wing parties, persecution by the justice system and security services, the lack of new ideas etc., that made its prospects for the future rather unclear.

Текст научной работы на тему «В АВАНГАРДЕ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ. ДВИЖЕНИЕ ИДЕНТАРИЗМА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И НОВЫЕ ФОРМЫ КРАЙНЕ ПРАВЫХ ДВИЖЕНИЙ»

DOI: 10.31249/ape/2023.03.08

Белинский А.В.1

В авангарде контрреволюции. Движение идентаризма в Западной Европе и новые формы крайне правых движений

Аннотация. В статье рассматривается феномен идентаристского движения в Западной Европе (Франция, Австрия, ФРГ). Идейными предтечами идентаристов стали французские новые правые (А. де Бенуа, Ж. Мабир, Д. Веннер и др.), которые тщательно анализировали опыт 1968 г. с политической и социально-культурной точки зрения для создания новой идеологии для правого лагеря. Именно философия новых правых во многом легла в основу появившегося в 2012 г. идентаристского движения. Своему возникновению и первоначальным успехам оно было обязано кризису «старых» правых, запросу у части националистически настроенной молодежи на новые формы политического движения и привлекательности повестки идентаристов. При этом идентаристское движение с самого начала старалось дистанцироваться от «старых» правых организаций, уже успевших дискредитировать себя в глазах населения. Провозгласив формальный отказ от расизма, антисемитизма и ксенофобии, идентаристы критиковали миграционную политику ЕС и мультикультурализм с позиций культурной несовместимости выходцев из стран Ближнего Востока и автохтонного населения. Основная ставка была сделана на завоевание культурной гегемонии и привлечение на свою сторону молодежи. С этой целью активисты движения, которые тщатель-

1 Белинский Андрей Викторович - кандидат политических наук, старший научный сотрудник ИНИОН РАН; belinskii_andrei@mail.ru

но анализировали опыт левых сил, провели ряд громких акций, призванных привлечь внимание как СМИ, так и общественности. В частности, представители идентаристского движения отметились захватом зданий мечетей, вывешиванием транспарантов в общественных местах и т.п. Помимо этого, организации идентаристов во Франции, Германии и Австрии наладили тесное сотрудничество с местными правопопу-листскими партиями («Национальное объединение», «Австрийская партия свободы», «Альтернатива для Германии»). Однако, добившись некоторых успехов на политическом поприще, идентаристское движение столкнулось с рядом трудностей (уход части активистов в право-популистские партии, преследования со стороны юстиции и спецслужб, отсутствие новых идей и т.д.), которые делают его дальнейшие перспективы достаточно туманными.

Ключевые слова: идентаристское движение, новые правые, А. де Бенуа, культурная революция, новые социальные движения.

1968 год, апостолы «новых» правых и отложенная контрреволюция

1960-е годы не вошли, а буквально ворвались в размеренную, сытую, мелкобуржуазную жизнь Франции, осененную величием Эйфелевой башни, за сто лет уже успевшей превратиться из «громадного, тощего и уродливого скелета» (Ги де Мопассан) в главный символ страны. Волна студенческих протестов весны - лета 1968 г., к которой в скором времени присоединились недовольные ухудшением своего социально-экономического положения рабочие, фермеры и другие слои населения, потрясла всю страну. 1968 год короткой, но яркой вспышкой осветил страны и континенты по обе стороны безбрежной глади Атлантического океана, отчасти повернув русло Истории, чтобы вскоре самому раствориться в ней. Разворачивающиеся на импровизированных политических подмостках парижских улиц события не оставили равнодушным и 25-летнего студента Алена де Бенуа, уже на протяжении нескольких лет активно сотрудничавшего с различными правыми и националистическими организациями Франции [Camus, 2019].

Именно он в следующем 1969 г. выступит одним из основателей «Группы по исследованию и изучению европейской цивили-

зации» (GRECE1), которой в скором времени суждено будет стать ведущим интеллектуальным центром, призванным духовно окормлять европейских новых правых (Nouvelle Droite (фр.)). Большую роль в становлении нового движения наряду с А. де Бе-нуа сыграли также писатель и журналист Жан Мабир и ветеран войны в Алжире Доминик Веннер. Фигура последнего выделялась даже среди достаточно яркого коллектива GRECE. «В 1954 г. он добровольно вступил во французскую армию, чтобы уничтожить алжирское движение за независимость. [...] Он был членом Организации секретной армии, которая планировала организацию покушений на генерала де Голля»2 [Wagner, 2017, S. 63].

В основе разрабатываемой ими в течение 1960-1970-х годов концепции лежала констатация глубокого кризиса традиционных правых, пребывавших после признания независимости Алжира, разгрома OAS3 и молодежных волнений 1968 г. в состоянии политического «грогги». «"Старая" правая мертва, и она заслужила это», - напишет впоследствии А. де Бенуа в своей книге «Культурная революция справа» [Benoist, 1985, S. 7]. Именно крушение Ancien Régime (старый режим (фр.))4 заставило новоиспеченных властителей дум ослабленного, но отнюдь не исчезнувшего с политической карты, правого лагеря изменить стратегию, которая отныне базировалась на отказе от ряда дискредитировавших себя

1 Аббревиатура GRECE появилась не случайно и должна была подчеркнуть духовную связь с античной Грецией, которая заложила фундамент европейской цивилизации.

2 В 2013 г. Веннер в знак протеста против политики мультикультура-лизма покончил жизнь самоубийством в соборе Парижской Богоматери.

3 Секретная вооруженная организация (OAS (фр.) - Organisation de l'armée secrète) - ультраправая подпольная националистическая террористическая организация, действовавшая на территории Франции, Алжира и Испании в завершающий период Алжирской войны (1954-1962). Первоначально выступала против предоставления Алжиру независимости, а после подавления французскими властями путча ОАС в Алжире в апреле 1961 г. выступила за свержение республиканского строя во Франции и установление военно-фашистской диктатуры. Девиз организации - «Алжир принадлежит Франции - так будет и впредь».

4 Здесь имеется в виду кризис, охвативший правый лагерь.

постулатов, смещении акцента на борьбу за культурное доминирование и выработке новых методов работы с общественным мнением.

Хотя А. де Бенуа, Ж. Мабир и Д. Веннер оставались по большому счету теоретиками, их идеи, пусть и в несколько усеченном виде, через несколько десятилетий упали на благодатную почву и дали свои «плоды» в виде новых правых движений и партий в середине 2000-х годов. Маятник Истории качнулся вправо.

Из Facebook разгорится пламя: становление идентаристского движения в Западной Европе

20 октября 2012 г. провинциальная тишина французского Пуатье была нарушена группой молодых активистов, которые при помощи альпинистского снаряжения поднялись на крышу местной мечети и развернули огромный черный транспарант с надписью «7321 идентаристское поколение» (732 Génération Identitaire (фр.)), над которой была изображена греческая буква лямбда. Временная оккупация здания мечети сопровождалась высказываниями антиисламского и ксенофобского характера: «Мы - поколение этнического коллапса, тотального краха» [Identitare Bewegung ..., 2016, S. 11]. Снятое молодыми французскими националистами видео было быстро распространено их немецкими и австрийскими «братьями по оружию», которые с нескрываемым энтузиазмом восприняли акцию в Пуатье.

Осенью того же года к востоку от Рейна и в Альпийской республике появились свои идентаристские организации, которые поначалу представляли собой, скорее, интернет-сообщества в социальных сетях, вокруг которых, как когда-то вокруг парижского салона госпожи де Сталь, группировались сторонники новых политических веяний. Впрочем, последующие события отчетливо показали, что идентаризм готов выйти за пределы мировой сети и «взмахом факела в ночи» осветить путь сторонникам нового течения.

Уже 30 октября того же года немецкие новые правые сорвали открытие межкультурной недели во Франкфурте-на-Майне, что

1 732 - год битвы при Пуатье, в ходе которой франки под командованием К. Мартелла остановили продвижение арабов.

156

должно было символизировать конец эпохи мультикультурализма [Speit, 2018, S. 23]. Одновременно с этим в Вене произошла атака на благотворительный фонд Каритас [ibid.]1, являвшийся, с точки зрения и старых, и новых правых, тайным покровителем нелегальной миграции из Северной Африки и Ближнего Востока в Европу. Так на свет появилось идентаристское движение, которое стало, пожалуй, самым ярким явлением в праворадикальном лагере за последние годы2.

Сами «роды» нового движения проходили достаточно непросто, и любое потрясение могло привести к «выкидышу» на свалку Истории, как это не раз случалось со многими организациями. Если во Франции первые идентаристские организации сумели пустить корни в политическом ландшафте страны еще в 2003 г., когда на базе нескольких правоэкстремистских группировок была создана организация «Идентаристское поколение» (Génération Identitaire), становление новых правых в немецкоязычном пространстве (особенно в ФРГ) проходило гораздо сложнее. Борьба за лидерство, региональный сепаратизм и отсутствие должной координации между местными отделениями грозили похоронить ростки нового движения, пробивающегося из-под «плит» провалившейся политики мультикультурализма, общественной самоцензуры и упрямства «старых» правых. В конечном счете новоиспеченному лидеру австрийских идентаристов М. Зеллнеру удалось установить контроль над разрозненными группами, что, впрочем, отнюдь не решало всех проблем новых правых, остро нуждавшихся как в финансовой, так и в информационной поддержке.

Ангелом-хранителем молодой организации выступил Г. Ку-битчек3, знаковая фигура в крайне правых и националистических

1 Каритас (Caritas) - сеть католических благотворительных организаций, действующих в 198 странах мира.

2 Почти синхронный характер акций в Пуатье, Франкфурте-на-Майне и Вене наглядно свидетельствовал о том, что их участники понимали себя как часть единого (пусть только-только нарождающегося) идентаристского движения.

3 Г. Кубитчек (1970) - немецкий журналист, общественный и политический деятель крайне правого толка. Выступил основателем журнала «Молодая свобода» и Института государственной политики. В разное время поддерживал тесные контакты с крайне правыми партиями и «Альтернативой для Германии».

кругах. «Потерпит ли крах идентаристское движение в Германии? [...] Дверь закроется, если не найдется нога, которая станет у нее на пути», - писал с нескрываемой тревогой основатель журнала «Молодая свобода» (Junge Freiheit) и Института государственной политики (Institut für Staatspolitik) в начале 2013 г. [Speit, 2018, S. 25]. Именно Кубитчек задействовал все доступные ресурсы для оказания помощи немецким идентаристам. В частности, он привлек финансовые средства объединения «Один процент для нашей страны» (впоследствии «Один процент»)1 и подготовил концепцию развития идентаристского движения, которая среди прочего предусматривала создание культурного центра, издательства, кафе и т.д.2

В Альпийской республике молодая националистическая поросль получила неофициальную поддержку «Австрийской партии свободы», которая стремилась использовать потенциал нарождающегося движения для пропаганды своих идей в молодежной среде. Успешному в конечном счете становлению идентаристских организаций во Франции, ФРГ, Австрии и ряде других европейских государств способствовали по меньшей мере два обстоятельства: миграционный кризис 2014-2015 гг., приведший к расколу в обществе и скачкообразному росту ксенофобских настроений, а также наметившийся упадок «старых» правых, не сумевших приспособиться к новым условиям. «Всё больше наблюдается временных и не связанных с какими-либо организациями форм политической активности. Место устоявшихся организационных структур все

1 «Один процент для нашей страны» - созданное усилиями Института государственной политики, журналом Compact и рядом политиков крайне правого толка в 2015 г. объединение, целью которого была финансовая поддержка правых и националистических инициатив в ФРГ. Название «Один процент» восходит к утверждению, что поддержки 1 % населения достаточно для того, чтобы кардинальным образом изменить ход политики в стране.

2 Тот факт, что становление идентаристского движения в ФРГ пошло несколько иным путем, чем во Франции и Австрии, объясняется тем, что «Альтернатива для Германии» появилась только весной 2013 г. и вплоть до конца 2014 г. оставалась на либерально-консервативной платформе. Лишь после ухода Б. Луке с поста председателя партии в 2015 г. часть руководства АдГ (особенно в восточных землях) стала устанавливать контакты с идентаристами.

больше занимают ориентированные на проведение акций объединения, которые создаются на временной основе», - отмечалось в докладе немецких правоохранителей [Identitäre Bewegung ..., 2016, S. 8].

Возникшее в начале 2010-х годов идентаристское движение очень быстро сумело вписаться в уже наметившийся в странах Старого Света правый поворот. И уже в скором времени черные флаги c желтой буквой лямбда1 будут развеваться на митингах и акциях праворадикальных популистов.

100% идентаризма, 0% расизма

«Я полностью выступаю за то, чтобы каждый имел право наслаждаться своей культурой у себя дома. Однако, если это происходит у нас, то рано или поздно мы потеряем свое отечество» [Vergiftete Heimat ..., 2021], - говорит молодая светловолосая девушка, и внешним видом, и спокойной манерой общения напоминающая представительницу столь популярного гражданского активизма, но никак не члена политического движения, которое с точки зрения Федерального ведомства по охране конституции Германии является правоэкстремистским и представляет серьезную угрозу общественному порядку.

И действительно, с самого момента своего зарождения идентаристское движение в западноевропейских странах «словом и делом» стремилось подтвердить на практике тезисы А. де Бенуа и других мыслителей «новых» правых. Краеугольным камнем идеологии идентаристского движения стал официальный отказ от расизма, ксенофобии и джингоизма, которые были столь присущи «старым» правым и которые в конечном счете утянули их на политическое дно. «Мы не имеем ничего общего ни с НДПГ (Национал-демократическая партия Германии. - А. Б.), ни с "Третьим путем"2,

1 Греческая буква лямбда была выбрана в качестве одного из символов идентаристского движения, поскольку она украшала щиты спартанцев царя Леонида, воевавших с персидскими войсками. Тем самым подчеркивалась роль идентаристов в борьбе с нелегальной миграцией.

2 «Третий путь» (Der Dritte Weg (нем.)) - небольшая правоэкстремист-ская партия в ФРГ.

ни с другими правыми, антисемитскими, национал-социалистическими партиями» [Vergiftete Heimat ..., 2021], - утверждает член идентаристского движения в Германии по имени Робин.

Вместо традиционного национализма, вызывающего у многих жителей Старого Света стойкие ассоциации с мрачной эпохой национал-социализма или террором ультраправых, идентаристы сделали ставку на концепцию полицентризма. Последняя базируется на идее формального равенства и ценности народов и культур, вне зависимости от цвета кожи, религии и т.д. Однако в отличие от мультикультурализма, до недавнего времени являвшегося почти символом веры западной цивилизации, завернутый в черно-желтые полотнища идентаристского движения полицентризм предполагает сосуществование различных культур не в рамках одной страны, а в своих традиционных культурно-исторических ареалах (Турция - для турок, Германия - для немцев и т.д.).

В идеологическом арсенале идентаристского движения нет и присущего «старым» правым антисемитизма, который отталкивал от них даже тех людей, которые в целом разделяли их антими-грантские и националистические установки. Вместе с тем, в отличие от ряда праворадикальных популистских партий (например, Австрийской партии свободы), декларирующих готовность к союзу с израильскими правыми партиями, идентаристы занимают достаточно сдержанную позицию в данном вопросе.

При этом глашатаи и трубадуры движения не устают повторять, что идея «плавильного котла» и межнационального смешения в конечном счете нанесет непоправимый ущерб культуре и идентичности обеих сторон - и коренных жителей Старого Света, и мигрантов. «Мы хотим мира, в котором каждый человек будет с удовольствием жить в своей стране. Именно поэтому необходимы перспективы и помощь на месте для тех людей, которые переселились из стран Азии и Африки в Европу. Миграция разрушит Европу, а эмиграция - Африку» [Hilfe vor Ort]. Именно поэтому своей целью идентаристское движение ставит защиту «крепости Европы» - национальной и культурной идентичности от волн чужеродного влияния, будь то политический ислам, американский Голливуд или же наследие 1968 г. Тем удивительнее выглядит тот

факт, что идентаристы, во многом благодаря трудам А. де Бенуа, многое заимствовали у левых движений по части пропаганды и работы с населением.

Привлекательность идейного арсенала идентаристского движения в глазах сторонников правых идей заключается в том, что оно выступает за ограничение миграции из стран Магриба или Ближнего Востока, апеллируя к культурной несовместимости коренных европейцев и выходцев из мусульманских или африканских регионов. Тем самым оно, с одной стороны, избегает обвинений в разжигании межнациональной розни и ксенофобии, а с другой - его идеи падают на благодатную почву, уже обильно «унавоженную» идеями Шпенглера, Тойнби и Хантингтона. «Эту идеологию можно гораздо легче пропагандировать, и она является более привлекательной для правопопулистского гражданского протестного движения, чем затхлая пропаганда народного сообщества (V olksgemeinschaft (нем.)), осуществляемая неонацистскими организациями» [Identitäre Bewegung ..., 2016, S. 9]. Вместе с тем она несет в себе серьезную опасность для «открытого общества» и демократии, поскольку делает ксенофобские идеи приемлемыми для тех слоев населения, которые крайне обеспокоены проблемами миграции и сохранением культурной идентичности и в то же время не приемлют радикальный пафос экстремистских организаций и партий.

Показная «умеренность» идентаристского движения проявилась не только в его программе, но и в организованных «новыми» правыми митингах. Отсутствие какой-либо неонацистской символики, дружелюбие по отношению к окружающим и стражам порядка, модная молодежная одежда, которая делает представителей движения практически неотличимыми от групп студенческой молодежи1. «В конечном счете [идентаристское движение. - А. Б.] ориентировано на то, чтобы произвести благоприятное впечатление

1 Именно движение «новых» правых обогатило политический лексикон термином «нипстер», которое было образовано из двух слов «неонацисты» и «хипстеры». В данном контексте оно означает мимикрию идентаристов под популярную молодежную субкультуру, для того чтобы привлечь новых сторонников.

на общество. Однако в нем должна отражаться не авторитарная форма организации политических кадров, а образ элиты, костяк которой составляют независимые активисты» [Batzer, 2019, S. 118].

В этом отношении идентаристское движение смыкается с современными праворадикальными популистами («Национальное объединение» во Франции, «Альтернатива для Германии» в ФРГ, «Австрийская партия свободы» в Альпийской республике), которые также оперируют культурными, социальными и экономическими аргументами в борьбе с миграцией. Вместе с тем есть ряд существенных обстоятельств, которые отличают идентаристское движение от стремящихся поддерживать реноме респектабельной политической силы современных популистских партий1, что позволяет ряду исследователей частично отнести его к экстремистским.

Во-первых, речь идет о принципах наделения гражданством, которое, с точки зрения идентаристов и их сторонников, должно осуществляться исключительно по принципу крови. И если праворадикальные популисты (пусть и с целым рядом оговорок) допускают предоставление политических и экономических прав для уже укоренившихся в стране мигрантов, то идентаристы даже теоретически исключают такую возможность для выходцев из других культур. «Мы требуем, чтобы сохранение этнокультурной идентичности нашего народа было закреплено в Основном законе, -говорится в размещенном на сайте движения заявлении» [Erhalt der ethnokulturellen ...].

Во-вторых, несмотря на то что лидеры европейских идентаристов многократно заявляли о своей приверженности букве закона и демократическим принципам, само движение в отношении либеральной демократии настроено если и не враждебно, то достаточно скептически. Об этом отчетливо свидетельствуют как

1 Впрочем, и внутри праворадикальных популистских партий есть достаточно влиятельные течения, которые являются по своей сути правоэкстре-мистскими. Так, например, внутри «Альтернативы для Германии» есть фракция под названием «Крыло» (Der Flügel (нем.)), чья идеология носит националистический, ксенофобский характер. То же самое касается и студенческих корпораций, буршеншафтов, в Австрии, которые стоят на крайне правой идеологической платформе. 162

критика «власти толпы» и «засилья партийной олигархии», так и постоянное восхваление мыслителей «консервативной революции»1 и канцлера О. фон Бисмарка, объединившего «железом и кровью» Германию во второй половине XIX столетия. Всё это недвусмысленно свидетельствует о подлинных политических пристрастиях членов движения.

И, наконец, в-третьих, наличие в рядах идентаристских организаций бывших членов правоэкстремистских организаций (а в равной степени и контакты с рядом группировок ультраправого толка). «Официально я никогда не являлся членом движения, но мог свободно встречаться с его представителями, и это воспринималось нормально. Я не менял своих взглядов и открыто допускал высказывания расистского, антисемитского характера, и это вполне приветствовалось» [Vergiftete Heimat ., 2021], - вспоминает Л. Бальц, бывший член экстремистской партии «Правые», который порвал со своим прошлым.

Все эти факты позволяют европейским спецслужбам отнести идентаристское движение к правоэкстремистским. «Эта идеология нарушает закрепленное Основным законом человеческое достоинство и принцип демократии и тем самым несовместима со свободным демократическим общественным порядком» [Identitäre Bewegung ..., 2016].

В действительности мы имеем дело с политическим феноменом, который, позиционируя себя в качестве гражданского движения, в конечном счете преследует во многом ту же цель, что была уже начертана на знаменах «старых» правых - борьба с миграцией, создание гомогенного общества, преобразование политической системы.

Грамши в правом лагере

Если бы итальянский философ и коммунист А. Грамши, окончивший свой земной путь в тюрьме Тури, куда он был брошен

1 Консервативная революция - немецкое национал-консервативное философское и политико-идеологическое течение, возникшее в Веймарской Германии в 1920-х годах. Яркими представителями консервативной революции являлись А. Молер, О. Шпенглер, Э. Юнгер, К. Шмитт и др.

по приговору фашистского суда, узнал, что спустя 60 лет его идеи приобретут известную популярность в правых кругах, он был бы в немалой степени удивлен. Своему вхождению в лагерь «новых» правых и идентаристов итальянский философ обязан, в первую очередь, усилиям А. де Бенуа.

Многолетнее пребывание А. Грамши в одиночной камере тюрьмы дало свои плоды в виде тысяч страниц размышлений, которые уже после его смерти были опубликованы под названием «Тюремные тетради». Внимательно анализируя политическую историю Западной Европы, он пришел к выводу, что ключевую роль в победе той или иной силы играло не столько наличие политической организации или финансовых ресурсов, сколько культурная гегемония в обществе, предполагавшая завоевание сердец и умов населения. И действительно, Великой французской революции предшествовала эпоха Просвещения, провозгласившая устами ее глашатаев - Дидро, Руссо, Вольтера - принципы суверенитета народа, общественного договора, естественных прав человека.

Молодой французский политический активист А. де Бенуа, активно изучавший наследие А. Грамши и являвшийся живым свидетелем «красного мая» 1968 г., в полной мере осознал, какую силу представляет культурная гегемония в обществе. Идеи итальянского коммуниста, «переложенные» французским философом на музыку правого лагеря, пришлись по душе многим представителям молодой националистической поросли, «томимой духовной жаждой» в той политической пустыне, в которую их завели обанкротившиеся политические вожди. Таким образом, борьба за культурную гегемонию в обществе стала лейтмотивом в деятельности идентаристского движения в различных европейских странах. Оружие «шестидесятников», многие из которых уже успели к этому времени занять министерские кресла и места в парламентах всех уровней1, теперь должно было обернуться против них самих.

1 Примечательно, что многие активные участники событий 1968 г. впоследствии расстанутся со своими идеалами юности, займут высокие посты в политике и начнут ликвидировать социальное государство. Пример - Й. Фишер (министр иностранных дел ФРГ).

Если «старые» правые традиционно отдавали предпочтение маршам и митингам, нередко заканчивавшимся столкновениями с полицией и антифа, то пришедшие им на смену представители идентаристского движения кардинальным образом поменяли методы работы с населением. Не отказываясь в принципе от проведения «смотра сил» на центральных площадях старинных городов и шумных мегаполисов, «новые» правые сделали ставку на «символическую» политику, работу с молодежью и социальные сети. «Наши метаполитические действия, - говорится на сайте идента-ристского движения ФРГ, - это борьба за понятия, символы и толкования, поскольку политическая власть покоится не только на законах и институтах, а преимущественно на общественной "нормальности", на повсеместно признанных убеждениях, ценностях и целях» [Identitäre Bewegung ..., 2016].

Уже первые шаги идентаристов на минном поле большой политики - захват мечети в Пуатье (2012), нападение на культурную выставку во Франкфурте-на-Майне (2012), вывешивание огромного транспаранта на Бранденбургских воротах (2016) -прямо свидетельствовали о том, что идейные последователи А. де Бенуа хорошо усвоили уроки левых активистов, расписывавших весной 1968 г. стены Сорбонны лозунгами «Запрещено запрещать!» (Il est interdit d'interdire!) и «В обществе, отменившем все приключения, остается только приключение по уничтожению общества!» (Dans une société qui a aboli toute aventure, la seule aventure qui reste est celle d'abolir la société!). Претворяемая идентаристами в «обществе спектакля» (Ги Дебор) символическая политика преследовала двойную цель - во всеуслышание заявить о себе как о новой политической силе и продемонстрировать свой политический дискурс обществу.

Гораздо важнее, с точки зрения претворения в жизнь поставленных идентаристским движением задач, стала активная работа с различными группами населения, в первую очередь с молодежью, которая, с одной стороны, еще только вступает во взрослую жизнь и открыта новым идеям, а с другой - является строителем будущего. «На протяжении нескольких лет идентаристы вдали от глаз общественности создавали в Германии и Австрии собственные

структуры с целью предложить молодежи как можно более широкий спектр культурных практик» [Grigori, Trebing, 2019, S. 143]. Различные семинары, лекции с участием политиков и журналистов из правого лагеря, дополнявшиеся совместными выездами на природу, должны были сформировать у молодежи чувство идентичности, а заодно индоктринировать ее идеями новой правой.

В этом отношении весьма показательна деятельность расположившегося в австрийском Граце «Союза за укрепление дружбы народов и работу с молодежью», который является одним из самых крупных проектов идентаристского движения в Австрии. Уже сам выбор названия организации, volens-nolens вызывающего ассоциации с рядом таких известных международных организаций, как, например, созданного под патронажем Евангелической церкви ФРГ «Национального Германского комитета по международной работе с молодежью», полностью вписывается в стратегию «новых» правых, направленную на то, чтобы сделать свою идеологию максимально приемлемой для основной массы населения1. В этом отношении выбор подчеркнуто нейтрального названия, призванного привлечь молодежь из рядов среднего класса, без сомнения, являлся очень удачным маркетинговым ходом идентаристов.

Тем разительнее на этом фоне выглядела конкретная деятельность организации, которую возглавил не кто иной, как Г. Сикль, в 1990-е годы поддерживавший тесные контакты с неонацистскими кругами, а впоследствии перешедший на «умеренные» позиции «Австрийской партии свободы» и идентаристского движения. В соседней Германии идентаристские организации ведут активную работу с молодежью, выступая в качестве своеобразных центров притяжения для сторонников идентаристского движения.

Не была обойдена вниманием «новых» правых и Всемирная паутина, которая для многих партий и движений уже успела превратиться в основной канал коммуникации с избирателями и сто-

1 В немецком языке существует слово salonfähig («приличный»), которое очень точно описывает конечную цель стратегии праворадикальных популистов и идентаристов, стремящихся вписаться в политический мейнстрим. Примечательно, что многие немецкие и австрийские исследователи активно используют его в своих работах. 166

ронниками. Наряду с официальным сайтом и многочисленными группами в Facebook, вокруг которых, собственно, и выросло иден-таристское движение, молодые «новые» правые активно используют видеохостинг УоиТиЬе для продвижения своих идей. В этом отношении весьма показательна акция, которая была организована молодыми активистками идентаристского движения. Выступив в роли реальных жертв насилия со стороны выходцев из мусульманских стран («Я получила ножевые ранения в Мёльндале и изнасилована в Мальмё», «Она могла быгть мною, а я могла оказаться на ее месте»), они попытались привлечь внимание к столь актуальной для Европы проблеме миграции.

Ближний круг

Хотя с момента своего создания идентаристское движение позиционировало себя в качестве новой внепарламентской оппозиции и сознательно избегало прямого участия в выборах, оставив за собой право быть «властителем дум», однако вопрос о сотрудничестве с праворадикальными популистскими партиями был крайне актуален, как с точки зрения выживания во враждебной среде, так и достижения заявленных целей.

В свою очередь претендующие на респектабельность, а вместе с ней и на место под ненадежным политическим солнцем правые партии находились в двойственном положении относительно молодого, но уже успевшего громко заявить о себе идентаристско-го движения. С одной стороны, руководство «Альтернативы для Германии» или же «Национального фронта», стремившегося любой ценой выгйти из тени своего отца-основателя, старательно подчеркивали приверженность Конституции и закону, как, впрочем, и нежелание иметь какие-либо дела с экстремистскими организациями.

С другой стороны, идеологическая близость, наличие общих целей вкупе с желанием использовать потенциал набирающего силу движения для пропаганды обусловили тесное, пусть и подчас полуофициальное, сотрудничество местных ячеек правопопулист-ских партий и активистов идентаристского движения. Это сотрудничество облегчалось тесными личными контактами в регионах

между лидерами обоих течений парламентской и внесистемной -«новой правой» [Glaubwürdige Abgrenzung, 2017].

В этом отношении особенно показательно сотрудничество идентаристов и «Альтернативы для Германии» в двух восточных федеральных землях - Тюрингии и Саксонии-Анхальт, - ставших оплотом крайне правых сил в ФРГ. Руководитель земельного отделения АдГ в Тюрингии Б. Хекке, известный своими ультраправыми, неонацистскими взглядами, наладил тесное взаимодействие с идентаристским движением.

Еще более тесными являются контакты между «Идентарист-ским движением» и «Австрийской партией свободы», которая осенью 2017 г. добилась крупного успеха на парламентских выборах и вошла в правительство С. Курца. В небольшой Альпийской республике, которую многие исследователи по праву считают «прародиной» современного праворадикального популизма, связи между идентаристами и функционерами АПС приобрели настолько тесный характер, что возглавляемая М. Зеллнером организация фактически превратилась в теневой филиал партии. «Личным референтом Хартингер-Кляйн [министр социальных дел в правительстве С. Курца. - А. Б.] был Доминик Койшниг, который связан с идентаристами и с 22 лет занимает различные партийные должности в Каринтии. В министерстве иностранных дел работал Юрген Михаэль Клеппих, который был депортирован из Израиля из-за своей фотографии в футболке идентаристского движения, размещенной в "Facebook"», - писала австрийская Standard [Die Verflechtung ..., 2019]. Впрочем, тесная дружба идентаристов с АПС в конечном счете обернулась серьезными репутационными потерями для последней. В СМИ распространилась информация о том, что новозеландский «террорист» Брентон Таррант перевел крупную сумму денег в качестве пожертвования лидеру австрийских идентаристов М. Зеллнеру. Докатившийся до стен Бальхаузплатц скандал привел к тому, что глава правительства С. Курц потребовал от вице-канцлера Х.-К. Штрахе (АПС) разорвать всякие контакты с идентаристским движением. И хотя лидеры австрийских правых поспешили заявить о приверженности духу Конституции и демократии, есть много признаков, указывающих на то, что часть

функционеров АПС по-прежнему поддерживает контакты с несистемными правыши.

По гамбургскому счету

Возникший в начале 2010-х годов феномен идентаристского движения яркой, но короткой кометой осветил политический небосклон правого лагеря стран Старого Света. Своим рождением и первыми успехами идентаристское движение было обязано по меньшей мере трем обстоятельствам: 1) глубокому кризису «старых» правых (Национальный фронт, НДПГ и т.п.), которыый отчетливо продемонстрировал всю тупиковость и бесперспективность того пути, по которому они шли в последние десятилетия; 2) возросшим в европейском обществе антимигрантским, ксенофобским настроениям, которые создали спрос на правые организации и движения нового толка; 3) идеологии и, главное, тем формам политического активизма, которые культивировали идентаристские организации в различных европейских странах.

Все эти факторы в совокупности и обеспечили подъем идентаристского движения в 2014-2019 гг. в Западной Европе. И хотя численность идейных последователей А. де Бенуа никогда не превыгша-ла нескольких сотен активистов, им удалось своими идеями увлечь немалое количество молодежи, тем самым внеся свой вклад в изменение общественных настроений во многих странах Старого Света.

Однако, несмотря на первоначальные успехи на «фронтах» идеологических баталий уже к 2020 г. наметился спад активности идентаристского движения, что можно рассматривать в качестве предвестника надвигающегося кризиса. Его причины кроются как во внешней конъюнктуре, так и в характере самого движения, кото-рыый со временем превратился из его силы в неоспоримую слабость.

Преследования со стороны правоохранительных органов (запрет во Франции, установление слежки за идентаристским движением в ряде федеральных земель в Германии, запрет на использование символики движения в Австрии и т.д.) фактически лишили молодых «новых» правых того романтико-патриотического флера, который окружал их в начале становления идентаристского движения и поставил в один ряд с правыми экстремистами. А да-

моклов меч полного запрета и уголовного преследования без сомнения сократит и без того небольшой приток молодежи в ряды организаций.

Многие активисты предпочитают после нескольких лет пребывания в рядах идентаристов либо продолжить карьеру в «Альтернативе для Германии» или «Австрийской партии свободы», либо сразу перейти в «солидную» правую партию, которая может предложить власть, деньги и возможность для реализации честолюбивых замыслов.

И, наконец, поставив перед собой амбициозную задачу завоевать культурное поле битвы, идентаристское движение оказалось не в силах создать свою полноценную контр культуру. За исключением нескольких громких акций, организации ряда собственных магазинов и издательства трудов правых мыслителей иден-таристы пока так и не смогли выдвинуть из своих рядов ни своего Ж.-Л. Годара, ни Ж.-П. Сартра, ни Б. Брехта. Впрочем, история идентаристского движения несмотря на нынешний спад пока далека от завершения. Ведь, как известно, за политическим отливом всегда следует «новая волна».

Литература / References

Тарасов А.Н. (1992-1993). Годар как Вольтер / / Скепсис. - URL: https://scepsis.net/library/id_835.html (дата обращения: 17.04.2023) [Tarasov A.N. (1992-1993). Godard as Voltaire [Godar kak Vol'ter] // Skepsis. -URL: https://scepsis.net/library/id_835.html (date of access: 17.04.2023)] (In Russian).

Batzer J. (2019). Zur Ästhetik der Identitären Bewegung // Rechtspopulismus im Fokus / L. Boehnke, M. Thran, J. Wunderwald (Hrsg.). - Wiesbaden : Springer Verlag. - P. 115-134. https://doi.org/10.1007/978-3-658-24299-2_7

Benoist A. de. (1985). Kulturrevolution von Rechts : Gramsci und die Nouvelle Droite. - Kilchberg : Sinus. - 156 S.

Camus J.-Y. (2019). Alain de Benoist and the New Right / / Key thinkers of the radical right / Ed. by M. Sedgwick. - Kettering : Oxford University Press. - P. 73-90.

Die Verflechtung der Freiheitlichen mit Identitären ist enger als bisher bekannt (2019) / Schmidt C.M. et al. // Der Standard - Wien. - 03.04. - URL: https://www.derstandard.at/story/2000100679918/fpoe-und-identitaere-verf lochten-quer-durchs-land (date of access: 17.04.2023).

Erhalt der ethnokulturellen Identität / / Identitäre Bewegung. - URL: https://www.identitaere-bewegung.de/forderungen/erhalt-der-ethnokulturel len-identitaet/ (date of access: 17.04.2023).

Glaubwürdige Abgrenzung? (2017) / / Tagesschau. - 13.06. - URL: https://www.tagesschau.de/faktenfinder/afd-ja-identitaere-101.html (date of access: 19.04.2023).

Grigori E., Trebing J. (2019). Jugend an die Macht - Zugriffe neurechter Bewegungen aufdie Jugendarbeit am Beispiel der Gruppen "Identitäre Bewegung" und "KontraKultur "// Rechtspopulismus im Fokus / L. Boehnke, M. Thran, J. Wunderwald (Hrsg.). - Wiesbaden : Springer Verlag. - P. 135-156. https://doi.org/10.1007/978-3-658-24299-2_8

Hilfe vor Ort / / Identitäre Bewegung. - URL: https://www.identitaere-bewegung.de/forderungen/hilfe-vor-ort/ (date of access: 19.04.2023).

Identitäre Bewegung Deutschland. Ideologie & Aktionsfelder. (2016) / Niedersächsisches Ministerium für Inneres und Sport Abteilung Verfassungsschutz. - Hannover. - URL: file:///C:/Users/User/Downloads/Identitäre%20 Bewegung%20 Deutschland%20(IBD). pdf (date of access: 17.04.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Säulen der Politischen Arbeit : Metapolitik. / / Identitäre Bewegung. -URL: https://www.identitaere-bewegung.de/ (date of access: 17.04.2023).

Speit A. (2018). Identitärer Aufbruch / / Das Netzwerk der Identitären. Ideologie und Aktionen der Neuen Rechten / A. Speit (Hg.). - Berlin : Ch. Links Verlag. - S. 42-55.

Vergiftete Heimat - Die Netten Rechten von Nebenan. (2021) // SWR Doku. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=IWlGDbMEtxM&t=378s (date of access: 19.04.2023).

Wagner Th. (2017). Die Angsmacher : 1968 und die Neuen Rechten. -2. Ed. - Berlin : Aufbau Verlag. - 352 S.

DOI: 10.31249/ape/2023.03.08 Belinsky A.V.1 At the forefront of the counterrevolution. The Identitarian movement in Western Europe and new forms of extreme right movements

Abstract. The article looks at the phenomenon of the ideological movement in Western Europe (France, Austria, Germany). The ideological forerun-

1 Belinsky Audrey Victorovich - PhD in Political Sciences, Senior Researcher, INION RAN; belinskii_andrei@mail.ru

ners of the ideological movement were the French New Right (A. de Benoit, J. Mabir, D. Venner, etc), who made a political and socio-cultural analysis of the 1968 experience in order to construct a new ideology for the right-wing camp. It was to a large extent the philosophy of the New Right that provided the basis for the Identitarian movement that emerged in 2012. It owes its emergence and initial success to the crisis of the "old" right, the demand by some nationalistically minded young people for new forms of political movement and the attractiveness of the ideological agenda. In doing so, from the very beginning, the ideological movement sought to distance itself from the "old" right-wing organisations that had already been discredited in the eyes of the population. While formally proclaiming the rejection of racism, anti-Semitism and xenophobia, the ideological extremists criticised EU migration policy and mul-ticulturalism from the point of view of the cultural incompatibility between Middle Easterners and the native population. The main bet was on gaining cultural hegemony and attracting young people to their side. To this end, the activists of the movement, who had carefully analysed the experience of the left-wing forces, have carried out a series of high-profile actions designed to attract the attention of both the media and the public. t In particular, members of the ideology movement have taken over mosque buildings, put up banners in public places, etc. Furthermore, ideological organisations in France, Germany and Austria developed close collaboration with local right-wing populist parties (National Rally, Austrian Freedom Party, Alternative for Germany). However, although they made some political success, the ideological movement faced several difficulties, such as the defection of some activists to right-wing parties, persecution by the justice system and security services, the lack of new ideas etc., that made its prospects for the future rather unclear.

Keywords: the indentitarian movement, the New Right, A. de Benoit, the cultural revolution, new social movements.

Статья поступила в редакцию (Received) 19.03.2023 Доработана после рецензирования (Revised) 06.04.2023 Принята к публикации (Accepted) 13.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.