Научная статья на тему 'В. А. Сухомлинский о воспитании здорового ребенка в процессе обучения'

В. А. Сухомлинский о воспитании здорового ребенка в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6227
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК / В. А. СУХОМЛИНСКИЙ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА / V.A. SUKHOMLINSKIY / TEACHER'S HEALTH / A HEALTHY CHILD / THE PROCESS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даниленкова Татьяна Олеговна

В данной статье рассматриваются основные аспекты системы формирования, воспитания и развития личности ребенка на основе сохранения, восстановления и укрепления здоровья каждого воспитанника в соответствии с педагогическим наследием В. А. Сухомлинского. Воспитание здорового ребенка в процессе обучения предполагает тесные связи между всеми сторонами данного процесса, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, дифференцированный подход в обучении, создание ситуаций успеха для детей и многое другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Upbringing a healthy child in the process of education by V. A. Sukhomlinskiy

The article deals with the main aspects of the child's personality formation, education and development system on the basis of each pupil's health care, recovery and improvement, according to V.A. Sukhomlinskiy pedagogical inheritance. Upbringing a healthy child in the process of education demands close relations between all the aspects of this process, consideration of each child individual features, differential approach in education, creation of the situations of success for children etc.

Текст научной работы на тему «В. А. Сухомлинский о воспитании здорового ребенка в процессе обучения»

ных оценок сверстников и создать для каждого ребенка ситуацию безоценочности, творческой безопасности, поддержки.

В ходе показа дети выражают свои эмоции, как положительные, так и отрицательные. По окончании, педагог вместе с ними ищет новые подходы к заданию, выделяет интересные детали. На этом этапе педагог использует полученный креативный продукт как средство контроля пройденного материала (назвать цвета, части лица или тела). Если педагог работает с детьми в творческой атмосфере несколько лет, то дети воспринимают это как должное, проявляя заинтересованность в занятиях. Они не боятся нестандартно мыслить, фантазировать, проявлять свое «Я». Таким образом, формируется ценностно-ориентационное единство группы [5], которое заключается в совпадении позиций и оценок ее членов по отношению к получаемому креативному продукту. Поэтому многие дети сразу просят отнести свои работы «значимым» людям: родителям, бабушкам, дедушкам, членам семьи. Это способствует повышению эмоционального настроя, росту самооценки, повышению интереса к изучаемому предмету, выполняемым заданиям.

Предметная деятельность ребенка в дошкольном образовательном учреждении служит для развития креативности. Создавая ситуацию успеха и принятия творческой работы каждого ребенка, педагог формирует ценностное отношение детей к креативному продукту. Через создание креативных продуктов на занятиях по иностранному языку дошкольник получает уверенность в собственных возможностях, учится нестандартно мыслить, положительно оцени-

вать труд других. Именно эти качества: нестандартное мышление, креативность, независимость во мнениях и оценках, толерантность — являются необходимыми для развития личности в современном мире.

Библиографический список

1. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. [Текст] / Яковлева, Е. Л. — М. : Флинта, 1997. — С. 20.

2. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии [Текст] / Торшина, К.А. // Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — С.123-132.

3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С.Рапацевич. - Мн. : Соврем. слово , 2005. — С.125.

4. Немов , Р. С. Психология. [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Немов , Р. С. : в 3 кн. Кн.2. Психология образования. — 2-е изд. — М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. — С. 161.

5. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2005. — С. 382.

РАТУШНАЯ Светлана Владимировна, соискатель кафедры социальной работы, ассистент кафедры иностранных языков.

Адрес для переписки: 644043, г. Омск, наб. Тухачевского, 14.

Статья поступила в редакцию 12.05.2009 г.

© С. В. Ратушная

УДК 37.018

Т. О. ДАНИЛЕНКОВА

Смоленский государственный университет

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ О ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В данной статье рассматриваются основные аспекты системы формирования, воспитания и развития личности ребенка на основе сохранения, восстановления и укрепления здоровья каждого воспитанника в соответствии с педагогическим наследием В. А. Сухомлинского. Воспитание здорового ребенка в процессе обучения предполагает тесные связи между всеми сторонами данного процесса, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, дифференцированный подход в обучении, создание ситуаций успеха для детей и многое другое.

Ключевые слова: здоровый ребенок, В. А. Сухомлинский, процесс обучения, здоровье педагога.

Вопрос воспитания здорового ребенка волновал умы многих ученых, философов, педагогов. Как показывают современные исследования и анализ педагогической практики, воспитание здорового ребенка в процессе обучения является важнейшим условием формирования личности и ее становления в обществе (Н. М. Амосов, И. И. Брехман, Г. К. Зайцев, В. В. Кол-

банов, В. Я. Лыкова, Л. Г. Татарникова и многие другие).

Исходя из анализа научной литературы, необходимость поиска средств, методов воспитания здорового ребенка в процессе обучения вызывает потребность в обращении к гуманистическим идеям историко-педагогического наследия. Весомый вклад в разрешение

ОМа<ИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2°1(1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010

поставленной задачи внесло педагогическое наследие выдающегося педагога, новатора, мыслителя Василия Александровича Сухомлинского (1918—1970). Разработанная им система формирования, воспитания и развития личности ребенка была основана на глубокой заботе о сохранении, восстановлении, укреплении здоровья каждого воспитанника, на идеи гармонизации физического и духовного развития.

Духовная жизнь ребенка — интеллектуальное развитие, развитие всех психических процессов — зависит от его состояния здоровья и физических сил. В то же время, здоровье в огромной мере зависит от духовной жизни, в частности от культуры умственного труда. Обучение должно быть и серьезной работой, и радостным трудом, укрепляющим духовные и физические силы ребенка [1].

В. А. Сухомлинский подчеркивает, что в процессе обучения в связи с учебной перегрузкой, эмоциональным перенапряжением, неспособностью правильно организовать режим дня у детей возникают неврозы. В связи с этим особое внимание уделяется такому аспекту, как радость учения, радость познания, творчества, которая способствует эмоциональному комфорту и благополучию человека, раскрытию его потенциала. Василий Александрович большое внимание уделял вопросу стимулирования у детей желания учиться. Учителю необходимо создавать у учеников внутреннее состояние эмоциональной приподнятости, интеллектуального воодушевления, иначе знания вызывают только равнодушие, а бесчувственный, умственный труд приносит усталость, это, в свою очередь, отрицательно отражается на работоспособности внутренних органов и всего организма в целом. Для предотвращения появления этих отрицательных последствий В. А. Сухомлинский создавал такие ситуации, в которых ребенок чувствовал себя успешным, он старался увлечь ребенка тем, что ему интересно.

В Павлышской средней школе проводились постоянные наблюдения за детьми с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка, особенностей его восприятия, мышления, умственного труда, изучение внутреннего духовного мира детей, при обучении учитывались закономерности развития детского организма.

В. А. Сухомлинский большое внимание уделял оценке. Оценка, по его мнению, должна быть справедливой, стимулировать стремление ребенка идти вперед, «отметка должна вознаграждать за трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость» [1]. Для ребенка неудовлетворительная оценка всегда является несправедливостью, он глубоко переживает ее. Если дети переживают несправедливость в течение года, то их нервная система, по словам Василия Александровича, вначале возбуждается, а затем наступает резкое торможение — угнетенность, ослабленность, апатия. Эти резкие скачки возбуждения и торможения приводят к тому, что ребенок заболевает. Эти заболевания педагог называет «дидактогении», или школьные неврозы.

Василий Александрович выделял следующие болезненные реакции нервной системы на несправедливость учителя: у одних детей они проявляются в форме взвинченности, у других — это мания несправедливых обид и преследований, у третьих — озлобленность, у четвертых — напускная беззаботность, у пятых — безучастность, крайняя угнетенность, у шестых — страх перед наказанием, перед учителем, перед школой, у седьмых — кривлянье и паясничанье, у восьмых — ожесточенность, принимающая иногда патологические проявления [1].

Предупреждение дидактогений, как утверждает В. А. Сухомлинский, зависит от педагогической культуры родителя и учителя. Учитель должен чувствовать духовный мир каждого ребенка, быть способным уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что его не забывают.

В своей деятельности педагог-новатор использовал индивидуально-дифференцированный подход. Он выделял трудноуспевающих, высокоодаренных и детей со средними способностями. Последние подразделяются на три группы: первая — это прилежные, старательные ученики, самостоятельно справляющиеся с учебными заданиями, для которых отличное выполнение задания связано с определенным напряжением умственных сил, с поиском, с преодолением трудностей; вторая — дети, которые без помощи справляются с задачами средней трудности, но сложные задачи иногда не могут решить; третья группа — ученики, которые медленно осмысливают задачу, медленно решают, медлительные ученики, им требуется не столько посторонняя помощь, сколько значительно большее количество времени [2]. Такая дифференциация давала возможность каждому ученику с учетом его психологических и физиологических особенностей переживать радость успеха в обучении, что является необходимым условием комфортной и продуктивной учебной деятельности.

Для предотвращения отставания, неуспеваемости в средних и старших классах, которые возникают «потому, что в годы учения в начальных классах ученик не запомнил на всю жизнь, не сохранил твердо в памяти тех элементарных истин, которые являются как бы фундаментом знаний» [2], педагог-новатор использовал «Технику управления памятью». «Техника управления памятью«, по В. А. Сухомлинскому, заключается в следующем: в начале рабочего дня учитель записывает на доске три слова, которые необходимо запомнить, затем дети, зайдя в класс, сразу же записывают эти слова в орфографический словарь, который ведут все три года, думают над этими словами, рядом с ними пишут несколько однокоренных слов. Вся работа продолжается три — четыре минуты. Учащиеся постепенно привыкают к ней. «Дальше работа приобретает характер игры, в которой ярко выражен элемент самовоспитания, самопроверки. «По дороге домой, — говорю я детям, — припомните, какие три слова мы сегодня записали, как они пишутся. Воспроизведите в памяти начертание этих слов. Утром, проснувшись, сразу же вспомните написание этих слов и запишите их по памяти в тетрадь». На уроках проводятся разнообразные упражнения, чтобы орфограммы, которые уже запомнились, систематически повторялись, применялись. Еще одной из форм закрепления орфографического минимума является методика, разработанная педагогом, — шестьсот «сказочных» слов, т.е. слов, часто повторяющихся в детских сказках. Он с детьми в начальной школе рисует несколько десятков сказок, под ними дети делают подписи, в которые входят эти шестьсот слов [2].

По мнению Василия Александровича, высшее мастерство дидакта заключается в умении «учить так, чтобы знания добывались с помощью уже имеющихся знаний...». Для этого педагогу необходимо знать учеников: «один очень хорошо помнит изученное, другой кое-что забыл». «Вот здесь мне надо быть таким руководителем умственного труда, чтобы каждый, вслушиваясь в мое объяснение, следовал своим путем, извлекал из кладовых сознания то, что там

хранится, а если в ином месте этих кладовых — пустота, если нить мысли у кое-кого обрывается, мне надо заполнить пустоту дополнительным объяснением, устранить разрыв в мысли» [2].

Таким образом, В. А. Сухомлинский использовал в своей деятельности такие формы работы, например, формы повторного объяснения уже изученного раньше, чтобы самый сильный ученик находил что-то интересное, новое для себя, там же, где нет никаких пробелов в знаниях, педагог прибегает к сокращенному объяснению. Такую форму добывания знаний Василий Александрович назвал экскурсом школьника в собственные мысли, «исследованием» своей кладовой знаний.

В своей деятельности В. А. Сухомлинский большое значение придавал слову. По его мнению, в начальных классах с первых шагов обучения наиболее важным элементом знаний становится слово. Первые, самые широкие шаги по лестнице знания ребенок делает, познавая мир через слово, и очень важно, чтобы слово жило, трепетало в сознании ребенка, чтобы оно стало инструментом, с помощью которого ребенок овладевает знаниями. Слово необходимо сделать одним из главных инструментов творчества детей. В связи с этим в умственном труде учащихся на первом месте стоит размышление самого ученика, как творчество, как познание предметов, вещей, явлений окружающего мира с помощью слова, как познание тончайших оттенков самого слова, а не заучивание, не запоминание чужих мыслей. По словам педагога: «Важнейшая педагогическая задача состоит в том, чтобы уже в детские годы слово с его многогранной, радостной, облагораживающей красотой стало неисчерпаемым источником и средством познания прекрасного, внутренним духовным богатством и в то же время средством выражения этого богатства [3].

Одним из компонентов поддержания эмоционального равновесия и создания психологического комфорта в процессе обучения, особенно в младшем школьном возрасте, является сказка. По словам В. А. Сухом-линского, сказка — животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений, поэтому невозможно представить себе обучение в школе без слушания и без создания сказки. В своем опыте В. А. Сухомлинский использовал народные, авторские сказки, собственного сочинения [4] и старался, чтобы каждый ребенок сам создал свою сказку, свой выразительный художественный образ. В Павлышской школе были созданы «комната сказки», в которой была представлена обстановка, где дети чувствовали себя в мире сказочных образов, «Остров чудес».

Одной из важных проблем, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья школьников, с их всесторонним развитием, В. А. Сухомлинский видел в правильном распределении труда школьников по временам года. Хорошо известно, например, что к весне защитные силы организма слабеют. Он утверждает, что необходимо учитывать цикличные колебания (к весне защитные силы организма ослабляются, к осени — крепнут) особенно важно в школе, так как здесь педагоги имеют дело «с растущим, развивающимся организмом, с формирующимся мозгом, на который внешняя среда оказывает очень большое влияние». Учение, умственный труд весной, особенно в начальных классах, должны быть совершенно не такими, как осенью.

В младших классах педагог-новатор советует распределять умственный труд школьников на год таким образом, чтобы примерно к середине третьей четверти (конец февраля) в основном закончилось изуче-

ние важнейших теоретических обобщений по грамматике и арифметике. Умственный труд в последней четверти, которая приходится на весну, должен включать в себя в основном те виды работы, которые развивают, углубляют, систематизируют приобретенные ранее знания. Весной он советует также усилить выработку умений, необходимых для успешного учения дальше, в будущем учебном году. Весна, по его словам, как бы специально предназначена для наиболее интенсивных наблюдений. Весной надо накапливать факты для теоретических обобщений в первых двух четвертях предстоящего учебного года.

В. А. Сухомлинский большое внимание уделял здоровью педагога, от которого зависит эффективность процесса обучения. По мнению педагога, «здоровье, настроение, полнота духовной жизни, радость творческого труда, удовлетворение от любимого дела — тесно связаны между собой, взаимозависимы» [2]. Василий Александрович дает советы, как сохранить свое здоровье:

1) педагогу необходим отдых, т.е. продолжительные периоды прекращения отдачи, прекращения расходования нервных и духовных сил;

2) надо уметь бережно расходовать нервные силы в повседневном труде;

3) развивать умение владеть собой;

4) уметь переключать энергию всего коллектива, с учителем вместе, на дело, требующее духовного единства, коллективного творчества, трудовой сосредоточенности всех и каждого, взаимного обмена интеллектуальными ценностями и др.

Также для того, чтобы сохранить свое здоровье, педагог должен обладать следующими качествами: чувством юмора; оптимизмом, верой в человека; доброжелательностью, владеть высокой речевой и эмоциональной культурой и многими другими.

Таким образом, воспитание здорового ребенка в процессе обучения предполагает тесные связи между всеми сторонами данного процесса, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, дифференцированный подход в учении, создание ситуаций успеха для детей и многое другое. В педагогической деятельности между явлениями и фактами существуют самые тесные взаимосвязи: успеваемость ребенка отражается на состоянии его духа, состояние духа отражается на полноте духовной жизни, на его здоровье и на здоровье педагога.

Библиографический список

1. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] : в 3 т. Т. 1. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. — М. : Педагогика, 1979. — 560 с.

2. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю [Текст] / В.А. Сухомлинский. — Ижевск : Удмуртия, 1981. — 296 с.

3. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] : в 3 т. Т. 1. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. — М. : Педагогика, 1979. — 560 с.

4. Сухомлинский, В. Яблоко и рассвет [Текст] / В. Сухомлинский : пер. с украинского Б. Цыбиной. — М. : Изд-во «Малыш», 1984. - 29 с.

ДАНИЛЕНКОВА Татьяна Олеговна, аспирантка кафедры педагогики.

Адрес для переписки: е-шаП: tany1085@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.02.2009 г.

© Т. О. Даниленкова

ОМСКИЙ НАуЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.