Научная статья на тему 'В. А. Пищальникова, М. М. Чернова ритмомелодическая структура текста как репрезентант эмоционально-смысловой доминанты. - Москва-Горно-Алтайск: РИО, 2003. - 266 с'

В. А. Пищальникова, М. М. Чернова ритмомелодическая структура текста как репрезентант эмоционально-смысловой доминанты. - Москва-Горно-Алтайск: РИО, 2003. - 266 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
145
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. А. Пищальникова, М. М. Чернова ритмомелодическая структура текста как репрезентант эмоционально-смысловой доминанты. - Москва-Горно-Алтайск: РИО, 2003. - 266 с»

111

В.А. Пищальникова, М.М. Чернова

РИТМОМЕЛОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ ДОМИНАНТЫ.

— Москва-Горно-Алтайск: РИО, 2003. — 266 с.

В монографии осуществлен подход к тексту с позиций лингвосинергетической парадигмы, в рамках которой речевая деятельность и текст исследуются как открытые неравновесные

нелинейные самоорганизующиеся системы,

обладающие способностью обмениваться с окружающей средой энергией, веществом и информацией.

В связи с этим звуковая субстанция текста, в частности, его ритмомелодическая структура рассматривается авторами монографии как вещество, способное воздействовать на процессы восприятия, регулируя протекание

смыслопорождения в концептуальной системе

воспринимающего.

В первой главе монографии рассматриваются основные тенденции исследования ритма в современной науке. Самыми распространенными признаками ритма называются регулярность, периодичность и повторяемость. В философии понятие ритма используется при исследовании категорий времени и движения. Ритм наряду со временем и пространством признается одной из основных форм существования материи, особым образом оформленным движением. В естествознании ритм изучается в связи с процессами органической природы.

Общепризнанным считается тот факт, что биологические ритмы лежат в основе

организации живых систем и являются неотъемлемым их свойством. Ритм является тем фактором, который позволяет отдельным и разрозненным элементам преодолеть неупорядоченность во времени и пространстве, в

результате чего природный объект начинает

функционировать как целостная, гармонично развивающаяся система. В эстетике ритм в качестве видового понятия связан с такими понятиями, как гармония, мера и симметрия, золотое сечение. В литературоведении понятие ритма приобретает особое значение, имеющее отношение к структурным особенностям поэтического текста. В рамках функционального подхода в литературоведении ритм определяется в качестве главной конструктивной и динамической детерминанты художественного текста, обусловливающей его органическое единство. Как указывают В.А. Пищальникова и

М.М. Чернова, одной из важнейших особенностей художественного ритма является его способность интегрировать различные элементы в сложное, иерархически организованное системно-структурное единство.

Ритм не просто объединяет элементы текста в некую статичную механическую конструкцию, но трансформирует ее в динамически развивающееся художественное единство. Благодаря ритму система текста существует и развивается как функциональная целостность, сохраняя при этом свою качественную определенность.

Подводя итоги обзора направлений исследования ритма, авторы монографии выделяют следующие фундаментальные свойства ритма: ритм принадлежит к числу универсальных

природных закономерностей, характеризующих процессы возникновения и эволюционного развития любым природных систем; являясь одной из основных форм движения материи, ритм эксплицирует глубинную тенденцию систем к образованию пространственных, временных и пространственно-временных структур; одним из важнейших свойств ритма является его способность интегрировать разрозненные элементы в сложное, иерархически организованное, динамически развивающееся системно-структурное единство; ритмичное

функционирование системы способствует сохранению ее качественной определенности и целостности, обеспечивает высокую степень ее адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, способность саморегулироваться, гибко

перестраивать свою деятельность; наконец, неотъемлемым свойством ритма является динамичность, обусловленная его сложной природой, раскрывающейся в непрерывном взаимодействии в нем двух составляющих: инвариантной (стабильной), создающей некоторое единообразие в процессе развития, и вариативной (изменчивой), способствующей прогрессивному целенаправленному развитию системы.

Особое внимание в монографии уделяется рассмотрению психологических,

психолингвистических, нейрофизиологических и физиологических оснований исследования

N2

РЕЦЕНЗИИ И РЕФЕРАТЫ

ритмомелодической структуры поэтического текста. Ритм предопределяет способ репрезентации эмоционально-смысловой

доминанты, а следовательно, — особенности структуры речевого произведения. Первоэлемент, выявляясь под регулирующим воздействием данной доминанты, обладает соответствующей ей ритмической организацией и способностью структурировать пространство текста вокруг себя. В.А. Пищальникова и М.М. Чернова подчеркивают, что ритм является органическим компонентом того сложного психического целого, ощущение которого присутствует в процессе текстопорождения, и играет роль организующего начала, которое инициирует и корректирует пути развертывания смысла речевого произведения. Кроме того, ритм речемыслительной деятельности обусловлен психофизиологически — ритмом деятельности головного мозга, дыхательной системой и артикуляционного аппарата, определяемым, в свою очередь, особенностями переживаемого индивидом эмоционального состояния. Поэтому акустические особенности речевого произведения (его ритмомелодическая структура) служат своеобразным кодом, несущим эмоциональную информацию; при этом кодирование эмоциональной информации на ритмомелодическом уровне в процессе речепорождения осуществляется непроизвольно и носит универсальный характер. Доминантная эмоция, под воздействием которой находится продуцент, получает закономерное закрепление на ритмомелодическом уровне поэтического текста.

При восприятии смысловой структуры теста и ритмомелодической организации ее вербальных репрезентантов происходит формирование доминантного смысла текста в концептуальной системе реципиента. Особенно подчеркивается, что ритмомелодическая структура способна акцентировать эмоционально-смысловую

доминанту, ограничивая континуальность смыслов и неосознаваемо направляя процесс смыслопорождения в концептуальной системе воспринимающего. Поэтому ритмомелодия характеризуется авторами монографии как смысл ообразующий фактор, определяющий восприятие смыслов речевого произведения; при этом, несмотря на несходство концептуальных систем автора и реципиента, возможно адекватное понимание смысла поэтического текста, а ритмомелодическая организация вербальных смыслов представляет собой

эмоциональную основу введения реципиента в авторский смысловой континуум.

Рассматривая ритм как устойчивый компонент синергетических систем, авторы монографии отмечают, что ритмомелодическая структура текста возникает в процессе ее непрерывных преобразований, детерминируемых внешними воздействиями (квантами энергии и информации, поступающими из среды обитания текста) и внутренними флукгуациями составляющих данную структуру компонентов, спонтанно генерируемыми самой системой. Вследствие особого рода связей в системе, изменение какого-либо компонента с необходимостью влечет за собой преобразование всей ритмомелодической структуры. Процесс смыслопорождения с позиций лингвистической синергетики описывается в монографии следующим образом: в процессе рецепции речевого произведения (текста) специфика концептуальной системы воспринимающего выступает по отношению к заданной продуцентом относительно устойчивой системе вербально репрезентированных смыслов как фактор, приводящий к возникновению случайных (не совпадающих с «исходными») смыслов / компонентов смысла. Текст как воздействие внешней среды вызывает в концептуальной системе реципиента состояние неравновесия (поиск смыслового соответствия воспринятым репрезентантам). Следовательно, воспринимаемая вербальная система смыслов утрачивает исходную стабильность в ходе рецепции и осмысления вторым коммуникантом. Однако стремление системы к самоорганизации приводит к поиску ее организующего начала в концептуальной системе реципиента. При максимальном сходстве ассоциативно-апперцепционнного содержания концептуальных систем коммуникантов возможно понимание текста продуцента как построение системы смыслов, эквивалентной «исходной». Но в силу неустойчивости самоорганизующейся системы она принципиально необратима, поэтому порождение тождественной системы смыслов реципиентом невозможно.

Вторая глава монографии посвящена экспериментальному исследованию

ритмомелодической структуры вербального поэтического и музыкального текстов. С целью экспериментально аргументировать

наличие/отсутствие закономерностей восприятия реципиентами ритмомелодической структуры и характер ее корреляции со смысловой структурой вербального поэтического текста были проведены два эксперимента по выявлению

В.А. Птцальннкова, М.М. Чернова. Ритмомелодическая структура..

113

инвариантов структур экспериментального текста на основе анализа данных, полученных при анкетировании реципиентов, и по выявлению роль ритмомелодических структур в процессе самоорганизации текста и в процессе понимания его эмоционально-смысловой доминанты. Целью третьего эксперимента являлось установление наличия/отсутствия общих закономерностей восприятия реципиентами ритмомелодической структуры поэтического и музыкального текстов. Для определения эмоционально-смысловой доминанты поэтического текста использовался метод концептуального анализа, разработанный В.А. Пищальниковой. Корреляция результатов осуществлена по методике А.А. Леонтьева.

В первом эксперименте предлагалось прочитать текст; отметить в выделенных реципиентами повышение, понижение интонации, ровное звучание; расставить динамические оттенки (громко, не очень громко, гихо); обозначить темп (быстро, умеренно, медленно). Анализ экспериментальных данных показал, что изменения в динамической структуре, как правило, сопровождаются соответствующими изменениями мелодической структуры текста. В процессе сопоставления экспериментальных моделей мелодической и динамической структур выявлено их существенное сходство, изоморфизм. Именно благодаря когерентному взаимодействию компонентов ритмомелодической структуры, синхронизации их эволюционного развития под воздействием креативного аттрактора (эмоционально-смысловой доминанты) и достигается оптимальный режим

функционирования текста как синергетического объекта.

Во втором эксперименте наряду с вопросами первого эксперимента содержались вопросы: какового содержание стихотворения; какие слова и выражения данного текста наиболее важны для его понимания; способствуют ли восприятию смысла стихотворения выделенные вами ритмомелодические характеристики.

Подавляющее большинство реципиентов демонстрирует адекватное понимание смысла текста; при этом инварианты ритмической структуры, а также экспериментальные модели мелодической, динамической и темповой структур обнаруживают большое сходство. Именно ритмомелодическая структура текста во многом определяет адекватность восприятия, следовательно, ритмомелодическая структура текста, которую традиционно принято считать формальным компонентом, в действительности

является частью смысла, компонентом смыслообразующим. Эмоция, лежащая в истоке процесса речепорождения и являющаяся проявлением мотивации, задает ритм. Звуковая материя текста, организованная изоморфно смыслу, способна регулировать протекание процесса смыслопорождения в концептуальной системе воспринимающих.

Третий эксперимент состоял из двух этапов: первый повторял задания первого и второго эксперимента; второй этап заключался в прослушивании музыкального текста (романса) и включал задания: описать эмоции, возникшие при восприятии романса; разделить текст на смысловые отрезки; отметить в выделенных отрезках повышение, понижение интонации, ровное звучание; расставить динамические оттенки (громко, не очень громко, тихо); обозначить темп (быстро, умеренно, медленно); указать, влияют ли на возникшие эмоции ритм, темп, динамика, повышение/понижение интонации; какие из ритмомелодических характеристик более всего повлияли на эмоциональное восприятие романса. При анализе данных третьего эксперимента выявлен существенно сходный характер воздействия ритмомелодической структуры вербального и музыкального текстов на эмоциональную сферу воспринимающих (при восприятии текстов разных знаковых систем испытуемые фиксируют эмоции одинаковой модальности). Таким образом, авторы монографии делают вывод, что ритмомелодическая структура, коррелируя с эмоциональной и смысловой структурой текста, задает путь процесса смыслопорождения в концептуальной системе воспринимающего. Все это дает В.А. Пищальниковой и М.М. Черновой основание предполагать, что вербальные и музыкальные знаковые системы интегрируются на основе ритма, который является объединяющим компонентом когнитивной структуры.

Монография содержит объемное приложение, в которое включаются таблицы «Частотность выделения смысловых отрезков» в разных группах; экспериментальные модели разных мелодических структур разных групп реципиентов; ответы реципиентов на вопросы анкеты второго и третьего эксперимента.

ТА. Голикова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.