Научная статья на тему 'В. А Мошков: у истоков музыкальной фольклористики неславянских народов России'

В. А Мошков: у истоков музыкальной фольклористики неславянских народов России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
296
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история музыкальной фольклористики / первопроходческий вклад Мошкова / музыка российских «инородцев» / чуваши / татары / ногайцы / первые книжные памятники.тация / диалог / авторство / концепция / оркестровый стиль. / the history of ethnomusicolodgy / the pioneer“s contribution of Moshkov / the non-Slavic people“s music of Russia / the Chuvashes / the Tatars / the Nogais / the first book“s monument

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — М. Г. Кондратьев

Выдающийся русский этнограф и фольклорист В. А. Мошков (1852-1922) в некоторых направлениях российского народоведения является первопроходцем. Важнейшую часть его музыкально-фольклористического наследия представляют «Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края» (Казань, 1893-1901). Они включают в себя этнографический материал и более 130 вотированных напевов и инструментальных наигрышей чувашей, татар н ногайцев. Мошков первым указал на преобладание «китайской гаммы» (пентатоники) у местных народов, описал специфические свойства их несенной ритмики и поэтики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V. A. MOSHKOV: AT THE BEGINNING OF ETHNOMUSICOLOGY OF THE NON-SLAVIC PEOPLE OF THE RUSSIA

Famous Russian ethnographer and folklorist V. A, Moshkov (1852—1922) in some areas of the Russian Ethnology is a pioneer. A crucial part of his musical-ethnographic heritage present Materials for the characteristics of musical creativity foreigners Volga-Kama region (Kazan, 1893—1901). They include the ethnographic material and more than 130 noted songs and instrumental tunes Chuvashes, Tatars and Nogais. Moshkov first pointed to the prevalence of the «Chinese gamma» (pentatonic) of peoples of the Volga region, described the specific properties of their song rhythm and poetics.

Текст научной работы на тему «В. А Мошков: у истоков музыкальной фольклористики неславянских народов России»

ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА И ФОЛЬКЛОР

УДК 784:398

М. Г. Кондратьев

В. А. МОШКОВ: У ИСТОКОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ НЕСЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ РОССИИ

Выдающийся русский этнограф и фольклорист В. А. Машков (1852-1922) в некоторых направлениях российского народоведения является первопроходцем. Важнейшую часть его музыкально-фольклористического наследия представляют «Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Вол-жско-Камского края» (Казань, 1893-1901). Они включают в себя этнографический материал и более 130 вотированных напевов и инструментальных наигрышей чувашей, татар н ногайцев. Машков первым указал на преобладание «китайской гаммы» (пентатоники) у местных народов, описал специфические свойства их песенной ритмики и поэтики.

Ключевые слова: история музыкальной фольклористики, первопроходчес-кий вклад Мошкова, музыка российских «инородцев», чуваша, татары, ногайцы, первые книжные памятники, тация, диалог, авторство, концепция, оркестровый стиль.

.Собрано у меня еще по сотне татарских песен с мелодиями, вотяцких, черемисских,

немного мордовских и гагаузских„. В. А. Мошков — А. П. Веселовскому

узыкальеая фольклористика формировалась в России как наука о музыкальном творчестве не только русского (вкупе с другими восточными славянами), но и, по возможности, прочих народов обширной империи. Однако, если история изучения музыкального творчества восточных славян достаточно хорошо известна, помимо научных трудов эта тема освещается в ряде учебников и учебных пособий, то история изучения творчества других — неславянских — народов, все еще полна белых пятен.

Первые музыкальные (нотные) записи напевов народов Сибири были осуществлены уже в середине XVIII века этнографическими экспедициями акаде-© М. Г. Кондратьев, 2013

миков Иоганна-Георга Гмелина и Степана Крашенинникова. Далее в хронологическом порядке следует вспомнить нотные публикации, включавшиеся в труды этнографов и филологов И. Добровольского (1816), В. В. Радлова (1866), А. Ф. Миддендорфа (1869, 1878), А. Ф. Риггиха (1870) и других авторов. Вместе с тем, в поле зрения образованных музыкантов самобытные музыкальные культуры неславянских народов (именовавшихся тогда «инородцами»), во множестве проживающих в великой ев-разхшской империи, попади не сразу. Так, истоки будущей музыкальной фольклористики народов Поволжья, проживающих в центре Европейской части страны, восходят лишь к восьмидесятым годам XIX века. В 1890 году на Ка-

занской научно-промышленной выставке рядом с трудами выдающихся русских музыкантов-фольклористов Н. Е. Паль-чикова, Ю. Н. Мельгунова и композитора Н. А. Римского-Корсакова, представлявшими русскую песенную культуру, экспонировались и нотные фольклорные рукописи чувашских учителей [2]. В 1890-х годах появился и первый рукописный сборник татарских и башкирских народных песен [10, с. 7], началось собирание музыкального фольклора других народов края. Вслед за пробуждением «родиноведческого» фольклорного собирательства в среде самих «инородцев» к их музыке обращается и российская академическая наука — в девяностых годах в Казани, Москве и Петербурге издаются нотные сборники чувашских, татарских, башкирских, мордовских, марийских народных песен. В 1893 году в Москве в зале Дворянского собрания проводится первый этнографический концерт, в нем «инородческое» Поволжье было представлено чувашской свадебной песней.

Таким образом, появление такой фигуры как автор «Материалов для характеристики музыкального творчества инородцев Волжск о-Каме кого края» Валентин Александрович Мошков (1852—1922) в истории отечественной музыкальной фольклористики выглядит неслучайным. В некоторых достаточно крупных направлениях российского народоведения Мошков с полным правом должен быть назван первопроходцем; до сих пор этого определения никто не сделал лишь по причине сравнительно малой изученности истории музыкальной фольклористики российских «инородцев», а также некоторых особенностей его научной деятельности. Именно многогранность научных интересов не лучшим образом послужила памяти потомков о Мошкове. Его первопроход-ческий вклад в создание музыкальной этнографии неславянских народов России оказался недооцененным современниками, как не получила должной оценки и его деятельность в целом. Между тем, труды В. А. Мошкова — это, по меньшей мере, два десятилетия не прекращавшин-

ея поток введения в научный оборот вновь открываемых фактов и материалов, а его роль в становлении целой отрасли отечественной фольклористики представляется не менее значительной, нежели более известный вклад этого ученого в тюркологию и этнографию.

ада

История жизни Мошкова имеющимися источниками обрисовывается весьма приблизительно. Родился он 25 марта 1852 года. «Я родом из Костромской губернии, мой отец был помещиком», — мимоходом сообщил Валентин Александрович в описании одного из своих путешествий [9, с. 321]. Это дает основание считать его потомком дворянского рода, восходящего к началу XVII века. Учиться Валентин был определен в петербургское Михайловское артиллерийское училище. С шестнадцати лет, по окончании учебы, вступил в службу, уверенно продвигаясь по чинам. Тем не менее, судя по публикациям и кругу общения, легко вывести, что во второй половине жизни интересы Мошкова все более и более смещались в сторону научных занятий; успехи в военной сфере не столь заметны, хотя карьера выглядит вполне благополучной. Последнее его воинское звание — генерал-лейтенант [14, с. 82].

Несколькими ценными штрихами обрисовывают личность Мошкова-этногра-фа записки его товарища по фольклорной экспедиции (около 1885 года) Г. И. Куликовского: «В. А. имел превосходную лодку-"финку", был неутомимым, неустрашимым капитаном нашего небольшого экипажа, состоявшего из мо-ряков-любителей, которым поездки по озерам и рекам Олонецкой губернии, доходящие до ста и более верст, были нипочем... Просвещенный мой коллега, человек разносторонне образованный, знакомый с бытом Олонецкого края, умеющий поговорить с крестьянином, коснуться любимой им темы, отчасти мой руководитель, к сожалению, должен был оставить край, который горячо любил, после 2—3 месяцев нашей совместной работы» (цит. по: [13, с. 11—12]). По-видимому,

именно тогда служебные дела принудили Мошкова перебраться в Варшавский военный округ, где, собственно, и произошли его встречи с носителями музыкального фольклора разных народов, в том числе волжанами.

Источник специальных филологических и музыкальных знаний офицера-артиллериста нам неизвестен; сведений о получении им какого-либо невоенного образования нет. Остается предполагать, что в этих сферах Валентин Мошков — автодидакт. По ссылкам, имеющимся в его работах, виден достаточно широкий круг изучавшихся им музыкально-теоре-тических и этнографических источников. В результате Мошков достиг в специальных областях столь значительной эрудиции, что удостоился весьма высоких оценок и знаков отличия от этнографов и лингвистов. Так, Императорское Русское географическое общество наградило его своей Серебряной медалью за исследование «Труба в народных верованиях» (1900). В характеристике Отделения этнографии по этому поводу отмечалось, что В. А. Мошков «принадлежит к видным этнографам... к ряду наилучших у нас наблюдателей и непосредственных знатоков живого народного быта, таких достойных наших этнографов-собирателей, как П. В. Киреевский, Якушкин, Мнтеллаксимов, Афанасьев, Чубинский и др.» [там же, с. 18—19]. Аналогично оценивало его деятельность и Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете в 1901 г., присудив премию Вел. Кн. Сергия Александровича по этнографии [11, с. 183—184]. Вместе с тем, в музыкальной науке с ее особой спецификой у Мошкова все-таки возникали осложнения, как мы убедимся, вчитываясь в его тексты и прослеживая судьбу трудов, — вовсе не обязательно имевшие объективные основания. Дилетант, если он истинно талантлив, порой способен видеть предмет шире, чем профессионал.

Свои фольклорно-этнографические штудии Мошков начал в середине 1880-х годов. На месте службы в Варша-

ве он осуществил и фольклорно-этногра-фические записи, и ряд публикаций, в том числе последние из известных нам: научный доклад в Обществе истории, филологии и права при Имп. Варшавском университете (1903) и издание книг (1907, 1910, 1913 гг.). Известно о его фольклорно-этнографических экспедициях в Борисоглебском и Мозырском уездах Минской губернии (1889), в Бессарабии (1895), на Балканах (в т. ч. в Варне, Константинополе, Адрианаполе, 1903). О других этнографических коллекциях, передававшихся Мошковым в петербургский Музей антропологии и этнографии в 1894—1899 гг., можно узнать из описи коллекций отдела Европы музея. В числе переданных им предметов было немало народных музыкальных инструментов [12, с. 83, 88, 89]. О зарубежных связях этнографа Мошкова, помимо упомянутых экспедиции, можно судить по его публикациям в Париже и Софии: статья о статуях святых в православных церквах, вышедшая в парижском журнале «Revue des traditions populaires» (Paris. T. XIII, № 3. Около 1901 г.) и «България, нейните приятели и неприятели, от гледище на закона за изражда-нето. Прев. Д. X. Брезицов» (София, 1903. 100 е.). Составитель антологии его трудов о русской народной музыке М. И. Родите лева замечает, что в статье «Труба в народных верованиях» Мошков обнаруживает «прекрасное знание экспозиций европейских музеев».

Таким образом, он занимался собирательской деятельностью не менее двадцати лет, поездки сопровождались публикациями в периодике и трудах научных обществ. В некоторых Мошков состоял действительным членом. Таковы Общество археологии, истории и этнографии при Имп. Казанском университете (состоит с 1892 г., публикуется в Известиях ОАИЭ в 1892 — 1901 гг.), Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (публикуется в «Этнографическом обозрении» 1892— 1903 гг.), Русское географическое общество (публикуется в «Живой старине» и Известиях РГО в 1900-1904 гг.).

Музыкальная фольклористика была первой научной сферой, в которой Мош-ков добился быстрых успехов. Начало положили поездки в Петрозаводский уезд Олонецкой губернии и Борисоглебский и Мозырский уезды Минской губернии во второй половине 1880-х годов. Известно, что на Севере Мошков собирал фольклорные материалы совместно с филологом Г. И. Куликовским, для которого он произвел нотную запись олонецкого лесного напева-клича. В Минской губернии он записал около четырехсот мелодий (сама цифра говорит о высокой степени овладения им техникой нотиро-вания на слух). По результатам его пребывания на Севере в двух номерах петербургского музыкального еженедельника «Баян» за 1889 год выходит статья с нотными записями шести русских народных песен. Мошков, видимо, интересовался одновременно и «инородческим» этнографическим материалом, что отразилось в заметке «Пермяцко-корельские параллели», опубликованной им через три года [3, 1892].

Непосредственно на месте службы Мошков имел возможность наблюдать этнокультурные особенности служивших в войсках его округа нижних чинов, в числе которых он выделяет чувашей, татар, ногайцев, гагаузов, черемис, мордву, вотяков; от всех них он записывал напевы и слова песен, подробности их традиционного быта. Неудивительно, что Мошков ищет контакты со специалистами по этим культурам и вскоре становится действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Имп. Казанском университете и публикуется в Известиях ОАИЭ.

Вместе с тем, не все в этой области у Мошкова складывалось гладко. Когда он предложил вниманию Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете нотные записи двухсот (из 400 записанных им) белорусских песен, обнаружилось, что в нотациях кое-что не принимается профессионалами, в числе которых оказались такие выдающиеся личности отечественного музыкального

мира, как С. И. Танеев и Ю. Н. Мельгу-нов. Несомненно, они легко определили уровень квалификации собирателя-но-вичка, владеющего технологией нотного письма, но позволяющего себе некоторые вольности при встрече с нестандартным (по обычным тогда композиторским, читай: европоцентристским меркам) материалом, каковой всегда дает первичный крестьянский фольклор любого народа. Естественно, была проявлена разумная осторожность, в адрес собирателя высказаны пожелания дать дополнительные разъяснения; Мельгунов позволил себе даже внести поправки в нотные рукописи варшавского офицера. Однако Мошков вполне справедливо рассуждал (в письме акад. А. Н. Весе-ловскому), что «записывание народных песен есть только более или менее удачная копировка, а не композиция, подлежащая музыкальной критике... редактировать записи мелодий можно только там, где они записаны, слушал тех крестьян, от которых они взяты» (цит. по: [1, с. 158—159]). Раздосадованный, он отказался от попыток опубликовать свой материал; белорусские рукописи с тех пор исчезают, местонахождение их и сейчас неизвестно.

Иначе был встречен Мошков в Обществе археологии, истории и этнографии при Казанском университете. И здесь с необходимой ответственностью относились к квалификации собирателя и научной достоверности публикуемого материала. В частности, в примечании от редакции говорилось о «проверке записей» членами Общества С. М. Матвеевым (этнограф) и Н. Ф. Катановым (профессор восточных языков). Рецензенты одобрительно констатировали, что «академическая транскрипция в... песнях употреблена... В. А. Мошковым с тою целью, чтобы точнее передать туземную речь» [6, с. 291]. Публикация завершалась заявлением, что редакция приносит собирателю «сердечнейшую благодарность за доставление ей такого ценного и редкого этнографического материала, как песни и мелодии татар Волжско-Камского края ». Очевидно, что в начале и середине

1890-х годов в казанском Обществе Мош-ков имел положение единственного знатока своего предмета. Это обстоятельство открывало дорогу к публикации его материалов.

Симптомы нарастающих проблем прочитываются в упомянутом письме к Веселовскому, то есть уже с середины 1890-х годов. По выходе чувашского сборника, готовя к печати следующий, Мошков пишет Веселовскому: «Собрано у меня еще по сотне татарских песен с мелодиями, вотяцких, черемисских, немного мордовских и гагаузских. Но что же теперь прикажете с ними делать при таком положении вещей? Я проклинаю теперь свое несчастное решение собирать инородческий материал...» [1, с. 164]. Из этого ясно, что музыку Волго-Камского края в Известиях ОАИЭ предполагалось представить и материалами других народов. Таким образом, и в Казани Мошков столкнулся с препятствиями, повлекшими отказ от продолжения издания музыкально-эт-нографических материалов в Известиях местного Общества; возможно, оставшиеся неопубликованными записи, подобно белорусским, утрачены навсегда. В свете этого неудивительно, что публикация «Мелодии астраханских и оренбургских ногайцев и киргиз» 1901 года оказалась для Мошкова последней в Казани и вообще последней его чисто музыкальной работой. Траектория его музыкально-фоль-клористической деятельности оказалась стремительной, крутой по подъему и внезапно — неисчерпанная — пресеклась. В дальнейшем он отходит от проблем музыки и переключается на этнографию и лингвистику.

АДА

Таким образом, «Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края» представляют собой важнейшую, можно сказать, центральную часть музыкаль-но-фольклористического наследия В. А. Мошкова. Это — цикл, хотя и не завершенный, но по-своему цельный. В первом издании он был искусственно

разбит на четыре части, выходившие соответственно в 1893, 1894, 1897 и 1901 годах. По мысли автора, представляя музыку народов края — чувашей и татар/ногайцев (следует помнить, что этноним «татары» в русской науке того времени употреблялся в расширительном значении, включая представителей разных тюркоязычных народов), цикл состоял из двух сборников — чувашского и татарского/ногайского, имевших каждый свою вводную статью. Познавательная значимость сборников, включающих в себя более 130 вотированных напевов и инструментальных наигрышей, выдающаяся. Все записи абсолютно оригинальны и достаточно адекватно передают ладоинтонационные свойства традиционного мелоса. Как чувашский, так и татарский/ногайский сборники представляют собой уникальные собрания произведений народного музыкального искусства, запечатлевшие его состояние в конце XIX века. Анализ материала, собранного и сохраненного в записях ученого, позволяет оценить не только самобытность фольклора народов края, но и вековую (как минимум) стабильность его музыкальных форм, сюжетов, диалектов, жанров, интонационных формул, ладовой, ритмической, поэтической систем. Мошков первым указал на преобладание «китайской гаммы» (пентатоники) у местных народов, на специфические свойства их ритмического мышления и поэтики.

Для самих чувашского и татарского этносов появление таких книг было новой ступенью в культурном развитии. Ибо Мошков практически ввел тысячелетние устные музыкально-поэтические традиции волжских народов в современную письменную культуру, создав первые книжные памятники их национального музыкального искусства. В известном смысле они опередили время: в среде национальной интеллигенции чувашей и татар еще несколько десятилетий не было деятелей культуры, достаточно подготовленных, чтобы воспользоваться такими книгами на благо родной культуры. Для общероссийской же культуры

цикл Мошкова — первый столь значительный по объему и содержанию труд по изучению «инородческого» музыкального материала. Сам Мошков был убежден в ценности изучаемых им культур и собранного материала, а значение своих трудов о музыкальном творчестве волжских «инородцев» понимал как достаточно скромный — на фоне русской фольклористики — «почин в деле изучения этой музыки, за которым желательно было бы видеть в печати ряд новых исследований того же предмета, — более обстоятельных, чем мое, а главное — проведенных людьми более меня компетентными...» [4, с. 53]. Он уже предугадывал и перспективу: «Желательно, чтобы изучение чувашской музыки было начато на месте знатоками чувашского народа из местных жителей». Разумеется, изуче-

ние «инородческой» музыки местными специалистами в то время оставалось утопическим пожеланием.

За истекшее столетие представления о трудах В. А. Мошкова обрели несколько «легендарный» (если не сказать «мифический») оттенок: с соответствующим пиететом поминаемые в разного рода перечнях, результаты его научных изысканий лишь фрагментарно «встроены» в современную систему этномузыковед-ческого знания. Представляется необходимым переиздать собранные Мошковым музыкально-этнографические материалы народов Поволжья с современными комментариями. Такое издание обогатит существующие представления об истории отечественной музыкальной фольклористики и о вкладе этого незаурядного ученого в российское народоведение в целом.

Литература и источники

1. Ивансв-Ехвет, А И. Музы ищут приют. — Чебоксары, 1987.

2. Каталог Казанской научно-промышленной выставки 1890 г. Историво-этнографичесвое отделение (научного отдела). 2-е изд. — Казань, 1890.

3. Мошков В. А Пермяцко-корельские параллели // Известия ОАИЭ при Имп. Казанском унте. - 1892. - Т. 10. - Вып. 6. - С. 647-649.

4. Мошков В. А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края. I. Музыка чувашских песен // Известия ОАИЭ при Имп. Казанском ун-те. —

1893. - Т. 11. - Вып. 1-4. - С. 31-64, 167-182, 261-276, 369-376.

5. Мошков В. А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края. II. Мелодии ногайских и оренбургских татар. 1. Введение. Этнографические данные о ногайских и оренбургских татарах // Известия ОАИЭ при Имп. Казанском ун-те. —

1894. - Т. 12. - Вып. 1. - С. 1-67.

6. Мошков В. А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края. II. Мелодии ногайских и оренбургских татар [2. Песни и комментарии] // Известия ОАИЭ при Имп. Казанском ун-те. — 1897. - Т. 14. - Вып. 3. - С. 265-291.

7. Мошков В. А. Труба в народных верованиях // Живая старина. - СПб., 1900. - Вып. III. -С. 297-352; - Вып. IV. - С. 451-524.

8. Мошков В. А Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Болжско-Кахского края. III. Мелодии астраханских и оренбургских ногайцев и киргиз // Известия ОАИЭ при Имп. Казанском ун-те. - 1901. — Т. 17. - Вып. 1. - С. 1-41.

9. Мошков В. А У могилевских белорусов / Путевые впечатления // Нива. Литературное приложение. - 1902. - Февр. - С. 293-334.

10. Нигмедзянов М. Н. Народные песни волжс-вих татар. - М., 1982.

11. Отчет о деятельности этнографического отдела Общества любителей естествознания, археологии и этнографии за 1900-1901 год // Этнографическое обозрение. — 1901. - № 4. — Год 14. Кн. 61. - С. 182-187.

12. Памятники культуры народов Европы и Европейской части СССР. - Л., 1982.

13. Родителева М. И. От составителя.

B. А. Мошков: Материалы к биографии // Фольклористическое наследие В. А. Мошкова: Антология. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003. —

C. 11-12.

14. Русская интеллигенция. Автобиографии и биобиблиографические документы в собрании С. А. Бенгерова: Аннотированный указатель: В 2 т. Т. 2. М-Я. - СПб.: Наука, 2010. -764 с.

Получено 2 июля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.