Научная статья на тему 'В. А. Лефевру - 80'

В. А. Лефевру - 80 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
141
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смолян Георгий Львович

--

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. А. Лефевру - 80»

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. №3. С. 609-611.

В.А. Лефевру — 80

Магия круглых чисел завораживает. Поэтому мы так охотно откликаемся на юбилеи, идет ли речь о выдающихся ученых или обычных людях. 22 сентября этого года исполнилось 80 лет математику и психологу Владимиру Александровичу Лефевру.

Начинал Владимир Александрович так. В середине 1960-х гг. занимался моделированием стратегических конфликтов. Для описания процессов принятия решений в конфликте В.А. Лефевр ввел понятия рефлексивная система и рефлексивное управление, существенно обогатив тем самым теоретико-игровые методы исследования конфликтных ситуаций. Взаимодействие сторон в конфликте стало возможно описывать на куда более содержательном уровне, чем в традиционной теории игр. Представив поведение конфликтующих сторон на символическом языке в виде рефлексивных многочленов, В.А. Лефевр наделил субъекта, принимающего решение, способностью к осознанию (построению образов себя и других), что привело ко многим весьма привлекательным психологическим интерпретациям принятия решений в конфликтных ситуациях. Тогда же была впервые сформулирована идея рефлексивного управления как процесса передачи оснований для принятия решений

одним из противников другому. Его первая книга «Конфликтующие структуры» быстро завоевала широкое признание.

В дальнейшем способность В.А. Ле-февра виртуозно оперировать символическими структурами в совокупности с талантом строить глубоко и точно отражающие суть дела, но далеко не очевидные модели позволила ему прийти к выдающимся достижениям: развернуть понятие рефлексии, придать ему новый смысл, построить формальную модель внутреннего мира человека, никак не связанную с его биологической природой, обосновать действия людей в ситуации морального выбора между добром и злом и, наконец, перенести этого субъекта, обладающего человеческой моралью, в просторы Вселенной («Космический субъект»).

В этой яркой и занимательной книге В.А. Лефевр писал:

«Мы верим, что не одиноки во Вселенной. Мы допускаем, что в космическом пространстве обитают подобные нам существа. Мы предполагаем, что их присутствие может быть обнаружено объективными методами. Ключевыми в предыдущем абзаце являются слова "подобные нам". Каков их смысл? Казалось бы, ответ на этот вопрос несложен. Эти существа, как и мы, должны

610

ГЛ. Смолян

быть способны изучать окружающий мир и самих себя, должны создавать совершенную технологию и перемещаться в космическом пространстве. Однако все это, в принципе, может быть доступно и существам, более похожим на насекомых, чем на человека. Наша специфическая особенность состоит не столько в том, что мы очень умны, сколько в том, что мы обладаем совестью».

В своей, видимо, главной книге «Алгебра совести» В.А. Лефевр дал рефлексивное описание ситуации морального выбора между добром и злом. Несмотря на то что различия между позитивным («добро») и негативным («зло») полюсами (альтернативами) определить намного сложнее, чем значения функции полезности, исчисляемые при взвешивании альтернативных решений, В.А. Лефевр показал, что для бескорыстного субъекта менее полезная альтернатива может играть роль позитивного полюса. В общем, построив правдоподобную модель неадаптивного, альтруистического поведения, ему удалось объяснить одну из самых драматических коллизий в истории человечества - коллизию между индивидуально оцениваемой пользой и социально оцениваемым добром.

Наша совесть, доказывает В.А. Ле-февр в «Алгебре совести», порождается особым внутренним «процессором», автоматически контролирующим как наше поведение, так и сопутствующие этому поведению переживания. Принципы работы этого процессора могут быть описаны математически. Рассмотрение совести как феномена, порождаемого особым внутренним процессором,

имеет не только чисто познавательный интерес, но и прогностическую силу. В.А. построил модель, которая предсказывает существование вполне определенных паттернов поведения, которые должны проявлять себя в ситуациях морального выбора.

Последняя на сегодняшний день книга Владимира Александровича «Что такое одушевленность» (2013), по моему мнению, подводит итог разнообразным экспериментально-психологическим исследованиям автора и придает их результатам единое теоретическое обоснование. В известном смысле такое обоснование завершает его многолетний анализ внутреннего мира субъекта, можно сказать, сооружение естественнонаучной платформы сознания.

В данном случае не приходится натужно вспоминать, чем же прославился В.А. Лефевр. Он оказался на редкость современным и «технологичным» автором, со своей подвижницей-женой Викториной (более полувека вместе) он создал сайт, на котором на русском и английском языках доступны его основные труды. Вот адреса сайтов:

algebrasovesti.ш — материалы на русском языке;

а^еЬгао£со^аепсе.ш — материалы на английском языке.

В правом верхнем углу находятся: флаг для перехода с одного языка на другой и кнопки для перехода на отделы сайта.

В.А. Лефевр говорил, что вехи его жизни неразрывно связаны с выходом его книг. Вот их перечень в обратном хронологическом порядке: • Что такое одушевленность? Ко-гито-Центр, 2013.

В.А. Лефевру — 80

611

• Лекции по теории рефлексивных игр. Когито-Центр, 2009.

• Алгебра совести. Когито-Центр, 2003 (расширенный перевод второго английского издания книги: Algebra of Conscience, 2001).

• Рефлексия. Когито-Центр, 2003.

• Космический субъект. Ин-кварто, 1996.

• Формула человека. Прогресс, 1991.

• Конфликтующие структуры. Советское радио, 1967, 1973.

• Лефевр В.А., Смолян Г.Л. Алгебра конфликта,1968.

А вот перечень, книг, опубликованных на английском языке:

• What are Consciousness, Anima-cy, Mental Activity and the Like? 2014

• The Lectures on the Reflexive Game Theory (translation from Russian), 2010

• Research on Bipolarity and Ref-lexivity, 2006.

• The Cosmic Subject, with a Foreword by Karl Popper (translation from Russian), 1997.

• Algebra of Conscience, 2nd enlarged edition (with a new second part, "Moral Choice"), 2001.

• Algebra of Conscience, 1st edition (with subtitle, "A Comparative Analysis of Western and Soviet Ethical Systems"), 1982.

• A Psychological Theory of Bipolarity and Reflexivity, 1992.

• The Structure of Awareness: Toward a Symbolic Language of Human Reflexion, 1977.

На сайте также представлены 32 научные статьи и 17 публицистических статей и интервью (на русском языке) и 47 научных статей на английском, 28 из которых не были опубликованы на русском.

Г.Л. Смолян

Смолян Георгий Львович — главный научный сотрудник, Институт системного анализа РАН, доктор философских наук.

Сфера научных интересов: социальные и психологические проблемы автоматизации управления, рефлексивное управление. Контакты: smolyan2013@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.