КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
В.А. Каменева. Лингвокогнитивные средства выражения идеологической природы публицистического дискурса (на материале американской прессы): Монография. - Новокузнецк: Редакционно-издательский отдел КузГПА, 2006. - 236 с.
В настоящее время практическое значение многих лингвистических исследований содержит момент не вполне привычный для языковедов. Он отражает стремление лингвистов (равно как и представителей других гуманитарных наук) предложить свое знание как наиболее эффективное в освоении таких рентабельных сфер человеческой деятельности, как экономика и политика. В книге В. А. Каменевой речь идет именно о такой практике - об исследовании идеологической природы публицистического дискурса как одного из факторов организации социального порядка средствами лингвистики. В аналитической философии уже предпринимались попытки объяснить мир посредством объяснения языка. Многое из сказанного так и осталось в сфере теории, поскольку аналитика ограничивалась рассмотрением частных языковых фактов, часто локализованных в одном высказывании. Современная же языковая ситуация характеризуется тем, что принято называть «потоком информации», «информационным взрывом» и т.д. Первоочередной становится проблема обработки информации, экспертизы сверхбольшого массива данных. Если раньше проблема понимания ставилась как проблема «глубины прочтения текста», то сегодня не менее актуальна проблема «широты охвата» текстов. Речь идет, прежде всего, о публицистическом дискурсе, который в значительной степени носит стандартизованный характер.
Актуальность темы, предложенной автором, связана с изучением проблемы реализации властных механизмов в речи и языке, активно разрабатываемой зарубежными и отечественными исследователями. Приведенные в книге статистические данные свидетельствуют о том, что за период 2000-2006 гг. в центральной американской прессе было использовано более 21000 единиц идеологического характера, в которых, по мнению В.А. Каменевой, реализуется лингвистическая составляющая функционирования властных механизмов создания идеологического концепта.
Политически ангажированный текст наполнен символами. Эффективность его воздействия на читательскую аудиторию предопределяется тем, насколько эти символы созвучны массовому сознанию: автор текста должен уметь затронуть нужную струну в этом сознании; его высказывания должны укладываться во множество «внутренних миров» его адресатов, «потребителей» политического дискурса. Любой дискурс, по своему характеру направленный на внушение, учитывает систему взглядов потенциального интерпретатора с це-
лью модифицировать намерения, мнения, мотивировку действий аудитории. Эта цель, по мнению В.А. Каменевой, достигается путем использования в публицистическом дискурсе идеологем - слов и фраз, содержащих идеологически нагруженный компонент значения. Данное понятие является центральным в идейном содержании исследования и отражает его основную проблематику. При помощи идеологем осуществляется позиционирование оценки и статуса человека в обществе.
В.А. Каменева рассматривает когнитивную и лингвистическую природу идеологемы. С когнитивной точки зрения, она представляет собой единицу, формирующую концептуальные схемы, обусловливающие процесс восприятия и трактовки получаемой информации. С лингвистической точки зрения - идео-логемами являются слова и фразы, служащие средством апелляции к той или иной идеологии.
В первом разделе книги «Языковое отражение идеологической основы процессов сохранения или изменения социального порядка» автор «вводит» идеологему в лингвокогнитивный контекст. Здесь представлена целостная концепция и соответствующий понятийно-терминологический аппарат описания данного феномена. Важными ее звеньями является вопрос об отношении идеологии и языка, о выявлении собственно лингвистического подхода при изучении идеологии, проблема определения оперативных единиц идеологии и их выражение средствами языка. Раскрывая структурное разнообразие языковых репрезентаций идеологем, автор подчеркивает, что все идеологемы служат средством формирования, воспроизводства и апелляции к той или иной идеологии и при этом могут быть условно поделены на идеологемы «традиции», идеологемы «новой формации» и полиреферентные идеологемы. Различительным признаком данных разновидностей является отношение к устойчивости и закрепленности социальных ценностей и коннотаций. В этом смысле идеологемы «традиции» актуализируют стереотипы «традиционной» идеологии с установленными и закрепленными правами и обязанностями всех социальных групп общества и противопоставляются идеологемам «новой формации», выражающим идеи формирующейся идеологии. В лингвостилистическом аспекте данные репрезентанты еще не обладают социальной маркированностью и ценностной коннотацией. Полиреферентные идеологемы объединяют свойства тех и других идеологем, демонстрируя возможность устойчивой социальной репрезентации человека сразу по нескольким, уравновешивающим друг друга параметрам.
Выявляя социальную маркированность идеологем, В.А. Каменева подчеркивает их динамическую природу, временной характер функционирования и подверженность изменениям даже стереотипных идеологем «традиции». В книге содержится множество примеров, подтверждающих действие механизмов, которые приводят к изменению социального статуса данных идеологем.
В плане методологии исследования значимым представляется и второй раздел книги «Идеология как основной фактор корректировки языковой и кон-
цептуальной картин мира», в котором В.А. Каменева ставит задачу рассмотрения концептуальной и языковой картин мира. Сложный характер их отношения раскрывается автором через понятие лингвоидеологического концепта. Введение данного понятия представляется важным сразу с нескольких точек зрения. Во-первых, разграничение семантических полей, входящих в когнитивное поле лингвоидеологического концепта «человек как социальный объект», позволяет выявить все параметры социальной категоризации, которые используются в идеологических технологиях для манипулирования и дискриминации. Во-вторых, постулируется нестабильный, изменяющийся характер данного ментального образования. В-третьих, ставится вопрос о механизмах и технологиях такого изменения.
Неоспоримую ценность имеют рассуждения автора о том, что основу данного концепта составляет оценка социальной действительности. Еще одним важным признаком лингвоидеологического концепта является его артефакт-ность, обусловленная «создаваемостью» идеологических признаков как социальных объектов, опосредованно влияющих на образование и изменение социального статуса человека. Этим лингвоидеологический концепт отличается, по мнению В. А. Каменевой, от лингвокультурного концепта.
Большой интерес представляют те разделы исследования, в которых содержится комплексный анализ властных механизмов, реализующихся через идеологему на уровне языка и речи. В третьем разделе книги «Публицистический дискурс американских средств массовой информации» представлен анализ функционирования механизма численного доминирования идеологем в публицистическом дискурсе. Последовательное выделение всех параметром социальной категоризации человека и их рассмотрение на большом языковом и речевом материале позволили В. А. Каменевой сделать важные наблюдения о том, что доминирующие позиции в американском обществе сохраняет идеология привилегированной правящей группы. Из-за большего доступа к символическим средствам она определяет тот угол видения и интерпретации объектов социальной действительности, который обусловливает распределение социальных ролей в обществе.
Большинство исследователей сходится во мнении, что цель идеологически ориентированного дискурса заключается в том, чтобы убедить адресата в чем-либо, вызвать в нем желание действовать. В диссертации разработка вопроса о функциональной природе идеологемы представлена как в теоретической, так и в практической плоскости - в самой методике анализа лингвистической реализации властных механизмов в рамках публицистического дискурса. Через анализ языковой репрезентации лингвоидеологического концепта В. А. Каменева раскрывает характер завуалированного идеологического воздействия, направленного на поддержание существующего распределения прав и обязанностей между социальными группами в обществе.
В четвертом, заключительном разделе книги представлены результаты масштабного исследования функциональной семантики идеологем, вы-
ражающих различные социальные группы в дискурсе американской прессы. Механизм контекстуальной корректировки, который находится здесь в центре внимания исследователя, раскрывается путем привлечения значительного по объему демонстративного материала. Для каждой группы репрезентант (гендерных, расовых, национальных и т.п.) автор выявляет ведущие функции и модели употребления слов. В.А. Каменева подробно описывает как те из них, в которых происходит активизация устоявшихся стереотипов и социальных установок по отношению к данной социальной категории людей, так и те, которые способствуют их изменению. Одним из важных результатов представленного здесь исследования является выявление контекстных доминант, которые позволяют проинтерпретировать социальную функцию идеологемы, усилить или изменить ее ассоциативный и коннотативный потенциал.
Опираясь на результаты своего исследования, В.А. Каменева выявляет круг новых лексических образований, которые используются в качестве идеоло-гем, и описывает контекстные условия, в которых происходит изменение конно-тативных признаков уже сложившихся идеологем.
Важным итогом исследования является высокий уровень его прагматичности. Это ценный материал, который вызывает читальский интерес и может быть широко использован в преподавании в силу своей страноведческой специфики. Содержащиеся в книге глоссарии открывают путь к углубленному проникновению в англоамериканскую ментальную среду для лиц другой национальности.
В книге особое значение имеет точное определение исходной терминологии, особенно в случаях нагруженности термина разными смыслами, в пределах разных, а порой и одной лингвистической традиции. В.А. Каменева критически переосмысливает уже достаточно традиционные термины идеологема и идеологический дискурс, включает понятие концепта «человек как социальный объект» и обосновывает его лингвоидеологическую природу. Автор вводит новые термины: идеологема «традиции», идеологема «новой формации», полиреферентная идеологема, механизм численного доминирования, механизм контекстуальной корректировки и удачно применяет понятия контекстуальной доминанты при описании функциональной семантики идео-логемы. Все это свидетельствует о формировании нового подхода к понятию «идеологема» и о формировании нового направления в лингвокогнитивной исследовательской парадигме. Ценно также и то, что автор книги наметил и перспективы дальнейших исследований - в первую очередь для самого себя, но также и для тех, кто пойдет проторенными им путями.
М. Г. Шкуропацкая