Научная статья на тему 'Узорное ткачество: культурный контекст и технологические практики'

Узорное ткачество: культурный контекст и технологические практики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
24
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
узорное ткачество / плетение / пояс / технология ткачества / методика поясного плетения / культура ткачества / pattern weaving / weaving / belt / weaving technology / belt weaving technique / weaving culture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вячеслав Викторович Червяков

В статье анализируется влияние, которое оказывает традиционная ремесленная куль-тура на жизнь наших предков. Описывается история и значимость традиционного ткачества и плетения в культурных традициях крестьян. Особое внимание уделяется различным технологиям и способам традици-онного ткачества и плетения поясов (на примере описания характерных особенностей поясов Липецкого региона). Акцентируется внимание на специфике методов выполнения узорного ткачества, освоения прие-мов плетения, дёргания, ткачества поясов на дощечках и бёрдышке. Подробно описываются инструменты и приспособления, необходимые для процесса ткачества, а также украшение сотканных изделий, дальней-шее оформление их кистями. В конечном итоге автор статьи приходит к выводу о важности сохранения и популяризации традиционного ручного ткачества и плетения в контексте культурного наследия и подчёрки-вает необходимость сбережения традиционных технологий и их адаптации к современной эпохе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pattern Weaving: Cultural Context and Technological Practices

The article analyzes the influence that traditional craft culture has on the life of our ancestors. It de-scribes the history and significance of traditional weaving and plaiting in the cultural traditions of peasants. Particular attention is paid to various technologies and methods of traditional weaving and weaving belts (using the example of describing the characteristic features of the Lipetsk region belts). Attention is focused on the specifics of methods for performing patterned weaving, mastering the techniques of weaving, tugging, and weaving belts on planks and reeds. Tools and devices necessary for the weaving process are described in detail, as well as the decoration of woven products, their further decoration with tassels. Ultimately, the article concludes on the importance of preserving and promoting traditional handloom weaving and basketry in the context of cultural heritage. The author emphasizes the need to preserve traditional technologies and adapt them to the modern era.

Текст научной работы на тему «Узорное ткачество: культурный контекст и технологические практики»

Научная статья УДК 745.52

htlps://doi.org/10.24158/fik.2023.12.50

Узорное ткачество: культурный контекст и технологические практики Вячеслав Викторович Червяков

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия, chervyakov.vyacheslav@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется влияние, которое оказывает традиционная ремесленная культура на жизнь наших предков. Описывается история и значимость традиционного ткачества и плетения в культурных традициях крестьян. Особое внимание уделяется различным технологиям и способам традиционного ткачества и плетения поясов (на примере описания характерных особенностей поясов Липецкого региона). Акцентируется внимание на специфике методов выполнения узорного ткачества, освоения приемов плетения, дёргания, ткачества поясов на дощечках и бёрдышке. Подробно описываются инструменты и приспособления, необходимые для процесса ткачества, а также украшение сотканных изделий, дальнейшее оформление их кистями. В конечном итоге автор статьи приходит к выводу о важности сохранения и популяризации традиционного ручного ткачества и плетения в контексте культурного наследия и подчёркивает необходимость сбережения традиционных технологий и их адаптации к современной эпохе.

Ключевые слова: узорное ткачество, плетение, пояс, технология ткачества, методика поясного плетения, культура ткачества

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Червяков В.В. Узорное ткачество: культурный контекст и технологические практики // Общество: философия, история, культура. 2023. № 12. С. 381-386. https://doi.org/10.24158/fik.2023.12.50.

Original article

Pattern Weaving: Cultural Context and Technological Practices Vyacheslav V. Chervyakov

Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia, chervyakov.vyacheslav@mail.ru

Abstract. The article analyzes the influence that traditional craft culture has on the life of our ancestors. It describes the history and significance of traditional weaving and plaiting in the cultural traditions of peasants. Particular attention is paid to various technologies and methods of traditional weaving and weaving belts (using the example of describing the characteristic features of the Lipetsk region belts). Attention is focused on the specifics of methods for performing patterned weaving, mastering the techniques of weaving, tugging, and weaving belts on planks and reeds. Tools and devices necessary for the weaving process are described in detail, as well as the decoration of woven products, their further decoration with tassels. Ultimately, the article concludes on the importance of preserving and promoting traditional handloom weaving and basketry in the context of cultural heritage. The author emphasizes the need to preserve traditional technologies and adapt them to the modern era.

Keywords: pattern weaving, weaving, belt, weaving technology, belt weaving technique, weaving culture

Funding: Independent work.

For citation: Chervyakov, V.V. (2023) Pattern Weaving: Cultural Context and Technological Practices. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 381-386. Available from: doi:10.24158/fik.2023.12.50 (In Russian).

Приобщение к культуре своего народа, своей малой родины воспитывает у человека чувства патриотизма, гордости за величайшие достижения и мудрость далеких предков, способствует появлению желания сохранять и продолжать их славные традиции (Беляев, Задворнов, 2020). В традиционном прикладном искусстве находится неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности. Сложившиеся традиции являются критериями прекрасного, того, что формирует фундамент художественной культуры.

Возрастающий интерес к народному искусству способствует проникновению его в современный быт, дальнейшему развитию и сохранению вековых традиций в целостности. Традиционное прикладное искусство и ремесла являются бесценным источником для понимания культурного наследия, поскольку они продолжают транслировать неизменную суть духовных и художественных достижений мира в их первоначальной форме и смысле.

© Червяков В.В., 2023

Возрождение, сохранение и трансляция традиций народной культуры и ремесел в настоящее время является важнейшей задачей культурологии. Постижение образно-выразительного языка традиционного прикладного творчества, овладение технологическими приемами народных ремесел также приобретают большое значение в современном мире. Всё это актуализирует нашу предметно-тематическую рамку, где мы сосредоточим внимание на комплексном рассмотрении узорного ткачества, исследуя его культурный контекст и технологические практики.

Традиционные народные ремёсла - это значительная часть народной культуры, включающая в себя не только трудовые навыки по изготовлению утилитарных изделий, но и несущая в себе народную мудрость, представления о мироустройстве, пользе и красоте. Ремёсла были частью духовной жизни русского человека. «Для крестьянских вещей была характерна художественная отработанность, высокое мастерство, приобретенные в результате длительной традиции. Традиция представляла устойчивость технических и художественных приемов» (Василенко, 1974: 28).

Ткачество является древнейшим ремеслом, уходящим корнями в эпоху первобытно-общинного строя. На протяжении всей истории ткачество и плетение сопровождали человека на каждом этапе развития. Традиционное русское ткачество являлось одним из наиболее распространённых женских рукоделий, которое было востребовано по всей России и обеспечивало семьи тканями и одеждой. Женщины создавали своими руками практичные и красивые изделия: холсты, полотенца, покрывала, скатерти, занавеси, а также пояса, ленты, половики и другие утилитарные вещи.

В течение многих веков технологии традиционного ткачества передавались в семьях из поколения в поколение, однако к середине XX в., с радикальными изменениями в образе жизни людей, удивительное искусство ткачества постепенно утратило востребованность и практически забылось.

Лишь благодаря мастерам, которые сохраняют традиции и выступают против однообразия современной предметной среды, это многовековое ремесло возрождается и сейчас приобретает новое звучание как искусство.

Предшественником искусства ткачества было плетение, в котором люди использовали полоски кожи, жилы животных, травы, тростник и лианы. Согласно историческим данным, первые инструменты для ткачества возникли в VI-V тысячелетии до нашей эры. Это древнее примитивное оборудование в значительной мере облегчило работу ткача, позволяя создавать разнообразные изделия, необходимые в повседневной жизни, а также способствовало совершенствованию технических навыков.

Из истории многовекового развития ткачества видно, как с течением времени оно претерпевало изменения и все больше усложнялось. Новые техники переплетения нитей открывали перед ткачами возможности создавать ткани с более сложной текстурой и узором. В результате ткачество перестало быть простым способом создания одежды для утепления тела и стало ценным ремеслом, произведением искусства (Осипова, 2009).

Еще одной интересной особенностью из истории ткачества является то, что ткань оказывалась под влиянием различных факторов: климатических, территориальных и социально-экономических. Эти факторы вносили свой вклад в развитие тканей и их изменение. Во многих культурах ткачество становилось основой национальной культуры, а ткани приобретали характерный национальный стиль1.

Художественное украшение, уникальные сочетания цветов и узоры передавали глубокий символический смысл каждой созданной вещи, придавая ей особую значимость не только в повседневной жизни, но и во время ритуалов и обрядов. Ремесленники использовали различные материалы, такие как лён, конопля и шерсть животных (козью или овечью), чтобы создать превосходные произведения ручного труда.

В XIII в. был изобретен механический ткацкий станок, сделавший процесс изготовления тканей более производительным. Следующим этапом развития ткачества стала его автоматизация. В XVIII в. станки «приобрели» двигатели, что способствовало значительному ускорению процесса ткачества и повышению эффективности труда ткачей. Появились ткацкие фабрики и заводы. Фабричные ткани, более дешёвые, красивые и разнообразные, вытеснили домотканые полотна. Ручное ткачество ушло в прошлое, его сменило ткацкое производство.

К основным видам домотканых техник следует отнести полотняное, закладное, бранное, переборное, ажурное, ремизное ткачество. Как правило, наиболее искусные мастерицы в своем творчестве объединяли сразу несколько техник ткачества.

Исключительное внимание заслуживают тканые пояса, которые являлись неотъемлемой частью национального костюма. Различные вариации этих поясов встречались в каждом уголке нашей страны. Орнаменты, включавшие в себя архаичные символы славян, придавали поясам

1 Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика : учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 2007. С. 37-45.

особую декоративность. Ромбы с точками и другие варианты их изображения символизировали богатое посевное поле и ассоциировались с плодородием. Часто использовались как простые, так и сложные свастики, которые представляли собой солярные символы, встречались орнаменты с изображениями женских фигурок, поднятыми вверх или полусогнутыми и опущенными вниз руками, олицетворяющие славянскую богиню Мокошь - покровительницу женских дел и рукоделий (Валькевич и др., 2018: 100-103). Прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая - воду, а треугольники - горы. Крест символизировал огонь, в то время как солнце и луна изображались в форме круга, квадрата, ромба или многоугольника.

Со временем символическое значение традиционного орнамента утратило свою силу и стало всего лишь повторением узоров с древних предметов. Яркость и нарядность поясов достигалась благодаря разнообразию цветовых нитей, которые использовались при их изготовлении (Качаева, 2015). В сельском быту часто применялись натуральные красители, чтобы окрасить текстильные материалы, включая нити. Самыми распространенными цветами в поясах были красный, белый и черный, характерные для всех национальных костюмов. Орнаменты и цветовая гамма женских и мужских поясов практически не отличались друг от друга.

Пояса имели разнообразную ширину и внешний вид: узкие - в форме шнура или тонкой ленты (плетеные, кручёные, дёрганные или тканые), а также широкие - кушаки, обычно подпоясывающие верхнюю одежду. Узкие пояса создавались шириной от 1 до 3 см, кушаки - от 6 до 15 см, а их длина варьировалась от 2,5 до 6 м. Пояс носили в разных вариантах - высоко под грудью или низко под животом. Чаще всего его завязывали на боку, иногда спереди или сзади. Женские пояса, которые обычно были длиннее, часто оборачивали несколько раз вокруг талии.

Пояса отличались различными техниками изготовления. В плетеных поясах не прослеживалась продольная нить и уток. Они создавались с помощью техник плетения на вилке или рогатине (особое переплетение нитей, напоминающее сложную косичку) и на спице (нанизывание узлов цветными нитями на нить основы). Такие пояса носили только мужчины.

В тканых поясах всегда использовались уточные и продольные нити, создающие прямолинейно-геометрический орнамент. Эти пояса могли быть сделаны на бёрдышке (специальной деревянной пластине с прорезями и отверстиями), на дощечках с отверстиями по углам, на сво-лочке (ниту) или на ткацком станке в закладной технике (Осипова, 1996).

Вязаные пояса изготавливались с использованием спиц или крючка, дёрганые пояса плелись просто пальцами, витые пояса создавались путем перекручивания нитей, вышитые пояса украшались стежкой на швейной машине или «набором» вручную на однотонной ткани.

Рассмотрим детально особенности каждого способа изготовления тканых и плетёных поясов.

Для выполнения дёрганого пояса нити выравнивают по длине, складывают пополам и завязывают на конце узел, оставив 10-12 см для кисти. Оставленные концы фиксируются на неподвижном предмете, а нити с натяжением распределяют на согнутых пальцах рук. Плетение производят, поочерёдно, перекидывая нить с безымянного пальца одной руки на указательный палец другой. После каждого «перехвата» нити разводятся в стороны для уплотнения плетения. В конце работы завязывают узел с кистью. Кисти на концах пояса подрезают так, чтобы они были одинаковой длины.

Подобные пояса были распространены в Липецкой области. Е.И. Осипова описала аналогичный технологический прием плетения со слов А.А. Боровиковой, 1915 г.р., из деревни Нарезка Демянского района Новгородской области (Осипова, 2006). Как характерный образчик рассматриваемых практик ткачества и плетения был взят Липецкий уезд Тамбовской губернии конца XIX в. Его пример, в силу схожести ткацких методик и тематических образов, можно проецировать на другие регионы центральной России.

Круглые плетёные шнуры использовались на Руси в качестве пояса, выполнялись в технике плетения «в бутылку» или «на спицу», в технике плетения из четырёх нитей и плетения на кружке.

Для выполнения пояса на кружке необходим диск с отверстием внутри и зубцами по внешней окружности. Пучок из цветных нитей связывают узлом и помещают в отверстие в центре кружка. Затем нити распределяют и закрепляют в зубцах согласно схеме (две нити рядом через два промежутка). Плетение ведётся по диагонали, при этом нити меняются местами: левой рукой берется нижняя левая нить и закрепляется в зубец вверху слева от верхних нитей; правой рукой берется верхняя нить и закрепляется в зубец внизу справа от нижней нити (Корнеева, 2019: 120121). Кружок на протяжении всей работы поворачивается против часовой стрелки. При этом узор получается спиральный.

Одним из самых древних и популярных видов рукоделия является ткачество на дощечках в 4 глазка. Эта техника ткачества использует специальные квадратные дощечки размером 5*5 см, которые могут быть изготовлены из дерева, картона или пластика. На каждой дощечке имеется четыре отверстия диаметром 5 мм, размещенные по скругленным углам. Рекомендуется выбрать оптимальное количество дощечек в диапазоне от 10 до 30 штук. Именно от количества дощечек зависит ширина тканого пояса и сложность узора. Для процесса ткачества необходимо намотать уточную нить на иглицу, чтобы закрепить сотканные ряды нитей.

Процесс ткачества наступает после целой серии предварительных действий. Вначале выбирается техника ткачества, затем составляется схема узора, подбираются нити для основы и утка в соответствии с выбранными цветами. Обычно это прочные, сученые, однородной фактуры шерстяные либо хлопчатобумажные нити. Для утка требуется нить такого же цвета, что и кромочная. При этом определяется необходимое количество нитей и их длина. Кроме того, необходимо учесть, что изделие будет давать усадку в процессе ткачества, а концы нитей будут собираться в кисть.

При использовании дощечек есть две возможные техники заправки: нити могут быть затянуты в отверстия дощечек сверху или снизу. Технический прием «рядно» достигается заправкой всех дощечек одинаковым способом, будь то сверху или снизу. Технический прием «ёлочка» достигается чередованием заправки нитей то сверху, то снизу, в соседние дощечки.

При использовании одной и той же схемы заправки можно изменять орнамент на поясе, изменяя вращение дощечек. Если все дощечки вращаются в одном направлении, то повтор рисунка наступает через 4 поворота, образуя раппорт узора. Если дощечки вращаются вперед и назад через 4 или 8 поворотов, тогда создается зеркальное отражение узора, что позволяет ткать ромбы и кресты. Если дощечки вращаются вперед и назад по счету, то можно создавать сложные орнаменты. Путем объединения этих приемов составляется комбинированная схема заправки дощечек, что позволяет создавать еще более сложные узоры.

Нити вставляются в отверстия, распределяясь по цветам согласно схеме-подвязи. Дощечки начинают складываться слева направо: первая дощечка кладется на вторую, затем стопка дощечек накладывается на третью дощечку и так далее до последней. Сложенные дощечки ставятся на ребро и скрепляются булавками через отверстия.

Концы нитей завязываются узлом, 10-15 см оставляются для кисти. Закрепляется этот конец пояса на скобе, которая крепится к поясу мастера. Второй конец, заплетенный «косой», фиксируется к неподвижному предмету.

Уток прокладывается в зев, образуемый дощечками. Затем стопка дощечек одновременно поворачивается вперед на 1/4 оборота (на 90°). Снова прокладывается нить утка (в обратном направлении), дощечки поворачиваются, переплетение нитей уплотняется подбивочным ножом или иглицей. Далее поочерёдно эти операции повторяются до окончания работы. Когда ткачество пояса завершено, развязывается узел на конце, снимаются все дощечки, подрезаются концы пояса для оформления кистей.

В старину пояс обязательно оформлялся простыми или сложными кистями, символизирующими собой корни древа жизни. В старину по кисти на поясе можно было определить достаток хозяина: чем пышнее кисть, тем состоятельнее ее владелец. Праздничные пояса украшались бисером, серебряной и золотой нитью, бусинами, шумящими подвесками. Самыми распространенными были одноярусные кисти, а более сложные составлялись из двух или трех ярусов.

Способом вращения дощечек вперед с «перещёлкиванием» выполняется ткачество пояса технологическим приемом «Смешанная заправка» с выкладкой узора.

Особенность данного приема заключается в следующем: сначала все дощечки 4 поворота вращаются вперед, затем оставляются без изменений две крайние и две центральные дощечки, а остальные поворачиваются на 180° и все дощечки, объединившись вместе, вращаются 4 раза вперед.

Ткачество на бёрдышке - один из самых распространённых способов ручного ткачества для изготовления поясов. Бёрдышко - это устройство, которое создается из прочной древесины, имеет толщину 5 мм и высоту 20-25 см. Оно оснащено трестинками с просверленным по центру отверстием (глазком), которые определяют ширину тканого изделия.

Существует несколько приёмов заправки в бердо нитей основы: «заправка в узор», браное ткачество 1/1 и браное ткачество 1/2.

Для ткачества приемом «заправка в узор» рабочие концы основы по схеме-подвязи при помощи тонкого крючка заправляются в бёрдышко: одна нить - в зуб, другая - в глазок. Заправленная основа хорошо натягивается, заплетаются нити основы в косу, при этом остается рабочая часть 120-150 см. Конец (там, где «коса») крепится к неподвижному предмету. Другой конец нитей основы связывается узлом. Основа делится при помощи берда на верхние и нижние нити, образуя зев. В него прокладывается скоба. Скоба привязывается к поясу. При опускании бёр-дышка между верхними и нижними нитями основы образуется зев. В него при помощи иглицы прокладывается нить утка. В начале пояса необходимо сделать закрепку ткачества, проложив конец уточной нити навстречу нити, намотанной на иглицу. Далее прокладывается в зев уточная нить, с края оставляется небольшая петелька для формирования равномерной ширины пояса. Затем зев меняется (бёрдышко поднимается), при помощи ножа или иглицы забивается уток, аккуратно затягивается петелька, уточная нить прокладывается в обратном направлении.

Во время работы готовое изделие накручивается на скобу. По окончании ткачества на поясе делается закрепка. Для этого закладывается вместе с уточной нитью сложенная пополам прочная тонкая нить, петелькой по ходу утка. Затем делаются ещё две прокладки уточной нити, после чего она отрезается. Конец уточной нити продевается в петельку и вытягивается с дополнительно проложенной нитью. Готовое изделие украшается кистями.

На бёрдышке также ткались браные пояса. Процесс браного ткачества более сложный и трудоемкий. Существуют два вида браного ткачества - 1/1 и 1/2. Их отличие состоит в том, что в первом случае при заправке в бердо на одну узорную нить приходится одна фоновая, а во втором - на одну узорную нить приходятся две фоновые нити. Начинается заправка из центра берда. По схеме-подвязи заправляется в глазок узорная нить, слева и справа от неё в зубцы заправляются фоновые нити, далее выполняется заправка по схеме. «Способ выполнения узора заключается в том, что одну часть узорных нитей согласно вспомогательному рисунку выбирают пальцами рук и поднимают до верхней части зева, а другую их часть таким же образом опускают и между ними вставляют дощечку. Операцию эту проделывают при открытом зеве, который образуется обычным путем - от поднятия или опускания бёрдышка. Затем дощечку ставят на ребро и прокидывают уток из тех же нитей, что и фоновая основа для браного узора» (Основы художественного ремесла..., 1978: 168).

При выполнении браного ткачества 1/2, чтобы поднять узорную нить наверх, необходимо раздвинуть (разделить) пару ниток основы между оставшимися двумя нитями рисунка. Разъединение ниток в верхнем ряду нитей основы происходит следующим образом: правая из разделяемых нитей основы вместе с остальными нитями, уже лежащими на дощечке, прижимается к ней большим пальцем правой руки и отводится вправо. Остальные же нити (слева) захватываются изнутри зева указательным пальцем левой руки (как крючком) и отводятся влево.

Показавшаяся у основания сотканного фрагмента нить рисунка и будет той, которую необходимо поднять наверх, чтобы она оказалась среди остальных, уже имеющихся на дощечке.

Традиционное ткачество и плетение является важной частью материального культурного наследия народов России. Технологические приёмы изготовления поясов сохраняются и передаются из поколения в поколение по сей день. Они встраиваются в общий контекст культуры, отражая уникальные особенности и традиции разных регионов.

Узорное ткачество имеет не только утилитарное значение, но и является символом истории, ремесленного мастерства и сопричастности к глубоким культурным ценностям. С помощью ткачества передаются знания и опыт, воплощаются местные обычаи, религиозные верования и художественные представления.

Таким образом, традиционные техники ткачества и плетения поясов являются важной частью культурного наследия многих народов. Они не только сохраняют историческую ценность, но и продолжают служить источником вдохновения для современных дизайнеров и художников. Изучение технических особенностей изготовления поясов выявило эффективность исследования ручного узорного ткачества. Автором была отмечена положительная динамика в сохранении и трансляции народного декоративно-прикладного творчества в Липецком регионе, что можно вполне легитимно масштабировать на весь регион Центральной России.

Список источников:

Беляев Д.А., Задворнов А.Н. Метафора общественного сознания // Современные исследования социальных проблем. 2020. Т. 12, № 2-2. C. 14-19.

Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х - ХХ веков. М., 1974. 295 с.

Качаева М.А. Магия пояса. Славянский пояс в обряде и жизни. М., 2015. 200 с.

Корнеева Е.Н. Традиции и современные аспекты ручного узорного ткачества // Наука и школа. 2019. № 3. С. 118-123.

Культурно-эстетические ценности орнамента вышивки в русском народном костюме / С.И. Валькевич [и др.] // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2018. Т. 2. С. 97-110.

Осипова Е.И. Ручное ткачество и плетение поясов и тесьмы. Великий Новгород, 1996. 42 с.

Осипова Е.И. Ткачество. Новгородские традиции и современность. М., 2009. 214 с.

Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей / под ред. В.А. Барадулина и О.В. Танкус. М., 1978. 255 с.

References:

Baradulina, V.A. & Tankus, O.V. (eds.) (1978) Osnovy khudozhestvennogo remesla. Vyshivka. Kruzhevo. Khudozhestven-noe tkachestvo. Ruchnoe kovrodelie. Khudozhestvennaya rospis' tkaney [The basics of artistic craftsmanship. Embroidery. Lace. Art. Weaving. Hand carpet making. Artistic painting of fabrics]. Moscow. 255 p. (In Russian).

Belyaev, D.A. & Zadvornov, A.N. (2020) Metafora obshchestvennogo soznaniya [Metaphor of social consciousness]. Modern Studies of Social Issues. 12 (2-2), 14-19. (In Russian).

Kachaeva, M.A. (2015) Magiya poyasa. Slavyanskiy poyas v obryade i zhizni [Belt Magic. Slavic belt in ritual and life]. Moscow. 200 p. (In Russian).

Korneeva, E.N. (2019) Traditions and modern aspects of handmade patterned weaving. Science and School. (3), 118-123. (In Russian).

Osipova, E.I. (1996) Ruchnoe tkachestvo ipletenie poyasovi tes'my [Hand weaving and weaving of belts and braids]. Velikij Novgorod. 42 p. (In Russian).

Osipova, E.I. (2009) Tkachestvo. Novgorodskie traditsiiisovremennost' [Weaving. Novgorod traditions and modernity]. Moscow. 214 p. (In Russian).

Valkevich, S.I., Ershova, L.V., Romanova, K.E. & Krokhina, N.P. (2018) Kul'turno-esteticheskie tsennosti ornamenta vyshivki v russkom narodnom kostyume [Cultural and aesthetic values of embroidery ornament in the Russian folk costume]. Humanitarnye Vedomosti of L.N. Tolstoy TSPU. 2, 97-110. (In Russian).

Vasilenko, V.M. (1974) Narodnoe iskusstvo. Izbrannye trudy o narodnom tvorchestveX-XX vekov [Folk Art. Selected works on folk art of the Х - ХХ centuries]. Moscow. 295 p. (In Russian).

Информация об авторе В.В. Червяков - аспирант Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия.

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author V.V. Chervyakov - PhD student, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Se-menov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 24.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 21.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.12.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.