© Коллектив авторов, 2003
Т. К Волкова, Г. В. Лукашова, А. А. Логинова, М. И. Файзуллова
УЗИ-СКРИНИНГ ПАТОЛОГИИ БРЮШНОЙ полости И ЗАБРЮШИННОГО ПРОСТРАНСТВА У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ МЕСЯЦЕВ ЖИЗНИ
Педиатрический филиал центральной поликлиники № б, г. Самара, РФ
Пороки развития и формирования органов мочевой системы (ОМС) у детей заслуживают значительного внимания врачей в качестве возможной основы нефропатий, приводящих к хронической почечной недостаточности и требующих своевременной терапевтической и хирургической коррекции.
У новорожденных часто отсутствуют признаки врожденных и наследственных болезней, которые развиваются постепенно и в манифестной фазе приводят к хроническим заболеваниям ОМС и инвалидизации у детей старшего возраста и взрослых.
К очевидным проявлениям поражения ОМС у новорожденных относятся мочевой синдром, абдоминальный синдром, отечный синдром, синдром дизуричееких расстройств, синдром интоксикации, врожденная гипотрофия и малые аномалии развития. При отсутствии явных проявлений поражения ОМС скрытые изменения часто остаются незамеченными. В нефрологии различают два варианта ранней диагностики. Первый вариант — это выявление патологии ОМС у ребенка, у которого уже появились симптомы заболевания. К ним прежде всего относятся классические клинические синдромы — мочевой, абдоминальный, отечный, гипертензионный и синдром дизуричееких расстройств. Второй вариант предусматривает раннюю диагностику патологии ОМС у практически здоровых детей при массовых исследованиях. В основу скрининга положены следующие признаки: семейная отягощенность по патологии почек, бессимптомная гипо- и гипертония, абдоминальный синдром, стигмы дизэмбриогенеза 5 и более. Обнаружение у ребенка 2 и более признаков свидетельствует о вероятности наличия у него патологии ОМС. Использование перечисленных признаков при проведении скрининг-обследования детей первых месяцев жизни оказалось затруднительным и даже невозможным.
Скрининг-программы (от англ. to screen — просеивать) используются для выявления скрытых заболеваний при массовых обследованиях детей. В г. Самара в соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ проводится срининг новорожденных на два заболевания фенилкетонуршо и врожденный гипотиреоз. С июля 1998 г. на основании приказа Главного Управления здравоохранения «О совершенствовании детской хирургичес-
кой помощи» в детской поликлинике введена УЗЙ-скрн-нинг-диагностика патологии брюшной полости и забрю-шииного пространства у детей первых 3 месяцев жизнн. УЗЙ-скрининг — неинвазивный, практически безвредны! метод обследования для ребенка, он предоставляет возможность проведения динамического наблюдения и является высокоинформативным с редкими ложноположи-тельными результатами. Метод недорог, расходы на содержание и лечение больных, ставших инвалидами из-за врожденной патологии почек, несоизмеримы со стоимостью скрининг-программы.
Целью нашей работы явилось исследование, свидетельствующее об эффективности использования УЗИ-обследования брюшной полости и забрюшинного пространства у детей первых 3 мес жизни для своевременного выявления патологии ОМС.
Всего обследовано 1096 пациентов: в 1998 г. -172, в 1999 г. — 463, в 2000 г. — 461, таким образом, УЗИ-скринингом было охвачено в 1999 г. 96%, а в 2000 г. 97% детей до 3-месячного возраста, наблюдавшихся в поликлинике. Родители получали от врача полную информацию о программе, за ними было право на отказ от включения их ребенка в число обследуемых, но никто ш родителей не отказался.
Каждый ребенок с выявленным при УЗЙ порохом развития был осмотрен с целью выявления стигм дизэмбриогенеза. Родители заполняли анкету, в которой предполагалось ответить на вопросы: планировалась ли данная беременность; как она протекала; социальный статус семьи; наследственность. Проанализированы медицински« документы — история развития ребенка (форма № 112) и индивидуальная карта беременной и родильницы (форма № 111).
Исследование пациентов проводили на аппарате «Шимадзу-400» с датчиками линейным 5 МГц и кон-вексным 3,5 МГц.
По данным литературы, рекомендуется выделять следующие группы риска по развитию почечной патологии:
1) дети от матерей с отягощенным акушерским анамнезом; 2) дети от матерей, испытавших в период беременности воздействие тератогенных факторов; 3) дети п семей с нефропатиями; 4) новорожденные, родившиеся с внутриутробной гипотрофией; 5) незрелые к моменту
т. И. Волкова, Т. В. Лукашова и др.
81
рождения; 6) дети с перинатальным повреждением нервной системы; 7) дети, перенесшие внутриутробную инфекцию; 8) новорожденные с гипербилирубинемией.
распределение новорожденных по группам риска не позволило уменьшить количество детей, подлежащих удц.обследованию, так как все без исключения новорож-ч'нные были отнесены к какой-либо одной или нескольким группам риска (табл. 1).
Матери 980 (89,5%) детей проходили УЗИ-обсле-дование в декретированные сроки, ни в одном случае диагноз патологии ОМС не был поставлен пренатально. В результате УЗИ-обследования детей первых 3 месяцев жизни выявлены врожденные пороки развития (ВПР) в 1998 г. - у 5 (29 на 1000), в 1999 г. — у 9 (19,4 на 1000), в 2000 г. — у 5 (10,8 на 1000), всего у 19 (17,3 на 1000 обследованных) (табл. 2).
Только у одного ребенка с ВПР были проявления мочевого синдрома. Первично по данным УЗИ диагноз ВПР выставлен у 18 (95%) детей.
Более 5 стигм дизэмбриогенеза(в том числе «кожный» пупок, абсолютно короткая пуповина, головчатая гипоспа-дия, крипторхизм) обнаружено у 2 (10,5%) детей.
У б (31,5%) женщин был отягощенный акушерский анамнез. В 8 (42%) случаях беременность была запланиро-
ванной, при которой исключались все управляемые тератогенные факторы. Беременность не планированная, но желанная, то есть, когда не исключены тератогенные факторы (алкоголь, курение, излучение компьютера, ремонт в квартире) была у 2 женщин (10,5%); беременность не планированная, случайная — у 9 (47,5%) женщин.
Клиническим маркером ВПР считаются преждевременные роды. Среди наблюдаемых больных один (5,25%) ребенок родился недоношенным и 3 (16%) детей родились незрелыми к сроку гестации. Один ребенок с единственной ночкой был из двойни, его брат здоров. В тяжелом состоянии после рождения находились 3 (16%) детей, все остальные дети выписаны из родильного дома на 5-е сутки в Удовлетворительном состоянии.
У 8 (42%) детей в 2—3-месячном возрасте выявлена анемия, плохо поддающаяся лечению традиционными спо-сооами. Наследственная отягощенность по синдрому дисп-лазии соединительной ткани (у родственников варикозное расширение вен, близорукость, грыжа, гипермобильность суставов) отмечалась в 6 (31,5%) случаях, по заболеваниям
Таблица 2
Распределение наблюдаемых больных по нозологическим формам
почек — в 6 (31,5%) случаях. У остальных детей родословную выяснить не удалось по причине малой информированности родителей.
4 (21%) ребенка с ВПР родились в неблагополучных семьях, 15 (79%) детей — из семей с достатком ниже среднего.
11 (58%) из 19 детей с ВПР обследованы и пролечены в урологическом отделении областной клинической больницы, 8 (42%) находятся на динамическом амбулаторном наблюдении уролога. Прооперировано 5 (26,3%) детей, родители двоих отказались от операции. У всех 19 детей физическое развитие соответствует возрасту, отставание нервно-психического развития отмечено у 3 (16%), из них один родился глубоконедоношенным, 2 — из асоциальных семей.
Таким образом, УЗИ-скрининг патологии брюшной полости и забрюшинного пространства является обоснованным при обследовании детей первых месяцев жизни, выявление ВПР без УЗИ-скрининга в большинстве случаев невозможно.
УЗИ-скрининг является перспективным и недорогим диагностическим методом с высокой степенью выявления патологии на этапах, когда возможно провести терапевтические мероприятия и щадящие органосохраняющие операции, избежав в дальнейшем дорогостоящих методов лечения (гемодиализ, трансплантация почек и др.). Полученные результаты позволяют говорить о целесообразности и необходимости широкого внедрения в детских поликлиниках УЗИ-скрининга патологии брюшной полости и забрюшинного пространства детей первых месяцев жизни.
Таблица 1
Распределение наблюдаемых новорожденных по количеству групп риска по развитию патологии ОМС
Количество Количество детей
групп риска абс. %
1 2 0,2
2 214 19,5
3 252 23
4 225 20,6
5 239 21,8
6 143 13
7 19 1,7
8 2 0,2
Итого 1096 100
Нозологические формы Количество больных
абс.
Патология мочевыделительной системы:
Аномалии количества почек:
удвоение почек 3 16
единственная почка 1 5
Аномалии дифференцировки почечных структур:
аплазия почки 1 5
гидронефроз И 16
Патология органов брюшной полости:
киста селезенки 1 5
Сочетанная патология:
Гипоплазия правой почки, мегауретер слева, ППР слева, гипертрофия семенного бугорка Киста брыжейки и гидронефроз 1 1 5 5