Научная статья на тему 'УЖАС ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНОЛОГИИ УЖАСА'

УЖАС ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНОЛОГИИ УЖАСА Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
122
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кинематограф / ужас / жанр хоррор / аналоговый хоррор / цифровой хоррор / cinema / horror / horror genre / analog horror / digital horror

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Гаврилов Лев Константинович, Ветошкина Юлия Владимировна

Предметом исследования в данной статье становится жанр ужасов (хоррор), который до недавнего времени наиболее полно был представлен в кинематографе. Однако в современном мире явление «ужасного» конструируется также в новых формах – аналоговом хорроре и его продолжении – цифровом хорроре, которые и выступают основными объектами изучения данной статьи. Исследуя новые явления, авторы приходят к выводу, что аналоговые и цифровые хорроры создаются за счет использования двух стратегий – осмысления ужасающей стороны технологий (ужас технологий) и использования технологий для создания пугающего эффекта (технологии ужаса). Поскольку развитие технологического процесса неумолимо, то есть основания предполагать, что в будущем с развитием технологий ужаса будут созданы наиболее пугающие формы ужаса технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HORROR OF TECHNOLOGY AND THE TECHNOLOGY OF HORROR

The subject of research in this article is the horror genre, which until recently was most fully represented in the cinema. However, in the modern world, the phenomenon of the “terrible” is also constructed in the new forms of analog horror and its continuation – digital horror, which are the main objects of study of this article. Exploring new phenomena, the authors come to the conclusion that analog and digital horror are created through the use of two strategies: understanding the terrifying side of technology (horror of technology) and using technology to create a frightening effect (horror technology). Since the development of the technological process is inexorable, there is reason to assume that in the future, with the development of horror technologies, the most frightening forms of technology horror will be created.

Текст научной работы на тему «УЖАС ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНОЛОГИИ УЖАСА»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 791.221.9 Б0110.36945/2658-3852-2024-2-7-19

Л. К. Гаврилов, Ю. В. Ветоьикина

УЖАС ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНОЛОГИИ УЖАСА

Аннотация: Предметом исследования в данной статье становится жанр ужасов (хоррор), который до недавнего времени наиболее полно был представлен в кинематографе. Однако в современном мире явление «ужасного» конструируется также в новых формах - аналоговом хорроре и его продолжении - цифровом хорроре, которые и выступают основными объектами изучения данной статьи. Исследуя новые явления, авторы приходят к выводу, что аналоговые и цифровые хорроры создаются за счет использования двух стратегий - осмысления ужасающей стороны технологий (ужас технологий) и использования технологий для создания пугающего эффекта (технологии ужаса). Поскольку развитие технологического процесса неумолимо, то есть основания предполагать, что в будущем с развитием технологий ужаса будут созданы наиболее пугающие формы ужаса технологий.

Ключевые слова: кинематограф, ужас, жанр хоррор, аналоговый хоррор, цифровой хоррор.

Жанр ужасов является одним из наиболее популярных жанров кинематографа. В последние несколько десятилетий к нему приковано пристальное внимание не только зрительской аудитории, но и исследовательского сообщества: пожалуй, хоррор является одним из наиболее исследуемых кинематографических жанров. Так, жанр ужасов является предметом многих исследований, в рамках которых применяются различные исследовательские подходы и методы анализа.

Такое пристальное внимание к жанру можно объяснить тем, что фильмы ужасов на том или ином этапе своего развития отражают страхи того или иного общества, чему можно найти множество примеров из истории жанра: так, например, немецкий экспрессионизм отражал кризисное состояние немецкого общества начала XX в., фантастические ужасы 50-х гг. отражали страхи перед техническим

Гаврилов Л. К., Ветошкина Ю. В., 2024 г.

прогрессом, японские боди-хорроры - рефлексия ужасов Второй мировой войны и т. д. Примеров можно найти множество, и, в сущности, все они будут демонстрировать то, что в фильмах ужасов нам являются наши коллективные страхи. Именно это является основной причиной исследовательского интереса к жанру.

Интерес к феномену ужасного возник достаточно давно: еще основатель психоанализа 3. Фрейд обращался к этому феномену в своей работе «Жуткое», в которой он подверг анализу литературные произведения на примере рассказа Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек»: «... жуткое - это все, что должно было оставаться тайным, сокровенным и выдало себя» [Фрейд, 1995, с. 268]. В дальнейшем психоанализ как метод станет одним из самых востребованных методов исследования фильмов ужасов. Например, американский кинокритик Робин Вуд, один из самых известных исследователей жанра ужасов в кино, анализирует фильмы ужасов с точки зрения фрейдомарксизма. Ужас при просмотре фильмов жанра хоррор, по его мнению, возникает в связи с возвращением вытесненного: «...рассматривая эволюцию жанра, можно обнаружить, что мы изучаем эволюцию бессознательного цивилизации; фильмы ужасов - это наши коллективные кошмары» [Wood, 2018, р. 57].

Также к исследованиям, в которых фильмы ужасов рассматриваются с точки зрения теории психоанализа, можно отнести, например, такие работы, как «То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока)» Славоя Жижека [Жижек, 2004], «"Жуткое" Фрейда и жанр ужасов в кино» А. Ю. Ионова [Ионов, 2015] или «Исключенные: логики социальной стигматизации в массовом кинематографе» Игоря Чубарова [Чубаров, 2014].

Во второй половине XX в. жанр хоррора подвергается широким исследованиям, даже зарождается философия ужаса - именно этому посвящена книга американского философа и киноведа Ноэля Кэррола «Философия ужаса». В своей книге Н. Кэррол исследует основания жанра, пытается выделить его отличительные черты: «Кросс-медийный жанр ужасов берет свое название от эмоции, которую он намеренно вызывает; эта эмоция и выступает опознавательным знаком ужаса» [Carroll, 1990, р, 14].

На сегодняшний день исследования ужасного и фильмов ужасов во многом стали философским мейнстримом. Так, американский философ Юджин Такер подвергает как литературный, так и кинематографический жанр ужасов философскому анализу, чтобы попытаться найти ответы на вопросы, которые остаются недоступны философии, но оказываются доступны для жанра: «Возможно, что жанры, подобные жанру ужасов, интересны не потому, что мы можем предложить оригинальный способ их объяснения, а потому, что они понуждают нас задаваться вопросами об основополагающих принципах производства и получения знания вообще и о нашей гордыне, с которой мы живем в своем человекоцентричном мире» [Такер, 2019, с. 18].

В рамках исследования фильмов ужасов применяются и иные подходы. Так, исследовательница К. Дж. Кловер, применяя тендерный подход, исследует темы тендера, сексуальности и телесности в слэшерах - одном из поджанров фильма ужасов: «Без опосредования фантазиями об ином мире, без прикрытия сюжета, животных трансформаций или цивилизованной рутины эти фильмы в устрашающе откровенном виде представляют нам мир, в котором, с одной стороны, мужское и женское находятся в непримиримом противоречии, а с другой стороны, мужественность и женственность - больше состояния сознания, чем тела» [Кловер, 2014, с. 5].

Актуальным также является социально-политический анализ фильмов ужасов. Такие исследователи, как, например, Аарон Майкл Кернер [Kerner, 2015], Мэтт Хилс [Hills, 2011], Анджела Ндалианис [Ndanialis, 2015] и др., наследуя традиции Робина Вуда, который рассматривал фильмы ужасов аллегорически, анализируют хорроры на предмет социально-политического комментария относительно тех или иных событий, произошедших в недавнем прошлом (как, например, терраристический акт 11 сентября 2001 г.) или относительно современной политической ситуации.

В качестве одной из важных работ русскоязычных авторов можно выделить книгу российского киноведа и кинокритика Дмитрия Комма «Формулы страха. Введение в теорию и историю фильма ужасов» [Комм, 2012].

Не менее важной является работа Александра Павлова «Так ли новы новые подходы к хоррору?», где подвергает научной рефлексии современные исследования жанра, в которых предлагаются новые подходы к изучению хорроров, в том числе и исследования современных техно-хорроров - десктоп или скрин-лайф-хорроров [Павлов, 2023]. Эта же тема освещается и в статье Марата Шабае-ва «Цифровая (контр) революция: screenlife-формат в современном хорроре», в которой автор анализирует фильмы поджанра скринлайф-хоррор и влияние современных технологий на фильмы ужасов [Шабаев, 2019].

Такой интерес к явлению хоррора обусловлен не только сильным психологическим воздействием на зрителя, но также и тем, что фильмы ужасов отражают страхи современного человека и общества: напрямую или косвенно они затрагивают проблемы социального, культурного и политического характера, что демонстрируется в многочисленных исследованиях. Ввиду этого особый интерес представляет то, как жанр реагирует на быстро изменяющийся мир, а именно на процессы массовой информатизации и цифровизации, стремительного развития технологий - именно этот аспект является главным в данном исследовании. Кроме того, предметом исследования являются феномены аналогового и цифрового хоррора, малоизученные научным сообществом, однако именно они представляют большой интерес с точки зрения взаимодействия жанра ужасов и развивающихся технологий.

Цель данного исследования - рассмотрение жанра ужасов в связи с развитием технологий и процессом цифровизации, а также анализ взаимовлияния технологий и ужасного. Хоррор как жанр всегда отвечал на запрос современности и являлся отражением мира: так, новые технологии становятся инструментом нар-рации, источником ужасного. Поэтому первая задача исследования - рассмотреть тематику технологий в кинематографическом жанре ужасов. Также в связи с процессом развития технологий появляются специфические формы контента, расширяющие понимание ужасного и самого жанра хоррор (произведения analog и digital horror). Вторая задача - изучить явление аналогового хоррора и проанализировать явление цифрового хоррора. Ввиду этого необходимо рассмотреть взаимодействие «ужасного» и используемых технологий в контексте не только кинематографического жанра хоррора, которое достаточно изучено, но и других форм бытования ужаса - например, в интернет-среде. Однако прежде всего необходимо рассмотреть историю развития жанра в его связи с развитием технологий.

Так как в одной статье мы не сумеем охватить всю историю развития жанра, нам следует остановиться на современном этапе. К тому же именно ближе к концу XX в. в фильмах ужасов актуализируется интересующая нас проблематика - взаимоотношение ужаса и технологий.

В 1998 г. на экраны кинотеатров вышел фильм «Звонок» режиссера Хидео Накаты, снятый по мотивам одноименного романа автора Кодзи Судзуки. По сюжету фильма существует проклятая видеозапись, записанная на кассету в ходе некоей ошибки, на которой изображается женщина, выползающая из колодца, а в конце видео эта женщина смотрит через экран и сообщает зрителю, что он умрет через неделю, после чего раздается телефонный звонок, в котором звонившему сообщают: «Ты это видел». Именно вокруг этой видеозаписи и выстраивается интрига фильма.

Сюжет о проклятой записи существовал в кинематографе еще до «Звонка». Так, этот мотив можно увидеть в фильме «В пасти безумия» (1994) режиссера Джона Карпентера, в котором из-за проклятого фильма начинается конец света; похожий сюжет есть и в фильме «Видеодром» (1983) режиссера Дэвида Кронен-берга, где повествование выстраивается вокруг таинственного ТВ-канала, на котором показываются убийства и пытки. После же своего выхода «Звонок» становится настоящим событием - выходит целая серия продолжений и ремейков, так или иначе обыгрывающих сюжет проклятой записи: «Звонок 2» (реж. X. Наката, 1999), «Звонок» (реж. Г. Вербински, 2002), «Звонок 2» (реж. X. Наката, 2005), «Звонки» (реж. X. Гутьересса, 2017) и т. д.

То общее, что объединяет эти фильмы - это монструозный характер технологий, их мрачная, ужасающая сторона: проклятая видеозапись, убивающая тех, кто ее посмотрит, пленка, ставшая причиной конца света, или экран телевизора,

сводящий зрителя с ума. Такой подход не нов для кинематографа, особенно для хоррора или, например, научной фантастики, для которой технологии всегда были в центре внимания. Однако важен масштаб, который приобрела эта тема в кинематографе, и то, что объектом исследования темных сторон технологий становятся вещи повсеместно окружающие (или окружавшие, в случае аналоговых носителей) нас.

Через год после выхода «Звонка» на экранах появился фильм «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (реж. Э. Санчас, Д. Мирик, 1999). Фильм стал настоящей революцией в жанре: всё действие снято на ручную камеру и выдается за документальную съемку, о чем также свидетельствуют титры в начале фильма. По сюжету трое студентов киношколы отправляются в лес, чтобы снять документальное кино о ведьме, ставшей местной легендой. По ходу фильма с ними происходят различные странные и пугающие вещи, а в конце они и вовсе пропадают - мы же становимся (по задумке авторов) зрителями отснятого ими материала. Фильм имел огромный успех - 250 млн долларов в прокате - и дал толчок для развития поджанра found footage (в переводе «найденной пленки»),

В случае же этого фильма технология, техническое устройство (видеокамера) становится медиумом, посредником между ужасным и зрителем. Если в классическом кинематографе камера всегда остается за скобками, должна быть скрыта от зрителя, дабы создать иллюзию реальности, то в «Ведьме из Блэр» сама камера становится главным элементом фильма, инструментом наррации, позволяющим создать эффект реалистичности происходящего: фильм пытается не создать иллюзию реальности, а выдать себя за реальность - в данном случае важен нарратив, в котором технологии играют повествовательную роль.

Так, намечаются две тенденции взаимодействия ужаса и технологий в контексте кинематографа: первая наделяет технологии чем-то демоническим, сверхъестественным, делая их источником ужаса; вторая же делает технологии посредником, медиумом, благодаря которому ужасное как бы «проникает в реальный мир».

Первую тенденцию можно охарактеризовать как ужас технологий, а вторую - технологии ужаса. Эти две тенденции представляют собой стратегии «запугивания» зрителя: первая пугает технологиями, вторая - с помощью технологий. К первой относятся такие фильмы, как «Звонок», «Видеодром», «В пасти безумия» и множество других (например, «Муха» реж. Д. Кроненберга и другие фильмы на стыке ужаса и научной фантастики); ко второй - «Ведьма из Блэр», «Ад каннибалов» (реж. Р. Деодато, 1980), «Убрать из друзей» (реж. Л. Габриадзе, 2015), «Аполлон 18» (реж. Г. Лопес-Гальего, 2011) и т. д. Однако интереснее всего рассмотреть примеры совместного использования этих двух стратегий, произведения, стоящие на стыке ужаса технологий и технологий ужаса - произведения поджанра analog horror.

Analog horror (в переводе «аналоговый хоррор») - это поджанр хоррора, являющийся ответвлением от жанра found footage («найденной пленки»). Чаще всего представлен в виде веб-сериалов (сериалы, созданные для трансляции в Интернете) с графикой низкого качества, различного рода помехами, искажениями, что является стилизацией под телевидение эпохи VHS-записи; часто используемый прием - глитч (эффект, вызываемый скачком электрического напряжения и представляющий собой характерное искажение изображения). Именно стилизация роликов под формат аналоговых технологий является отличительной особенностью поджанра. Содержание подобных сериалов или видео загадочно, имеет мистический и псевдодокументальный характер. Аналоговый хоррор имеет тесную связь с таким явлением, как крипипаста (creepypasta) - жанр интернет-фольклора, представленный в виде рассказов, призванных вызвать страх у читателя и распространяющихся в Интернете.

В большом многообразии жанр представлен в виде каналов на видеохостинге YouTube, выпускающих отдельные короткие видео (обычно не более 10 минут) с определенной частотой. Один из таких - канал под названием L0CAL58TV, слоган которого дал название жанру - ANALOG HORROR AT 476 MHz1 (в переводе «Аналоговый хоррор на частоте 476 МГц»), Создатель канала - Кристофер Страуб. На канале представлены девять видеороликов длительностью от трех до пяти минут, выдаваемых за подлинные записи телевизионной станции. В них отсутствует сюжет, а само содержание напоминает сообщение зрителю, загадочное и зачастую пугающее. Например, в ролике Weather Service (в переводе «Метеорологическая служба») сообщается о каком-то природном явлении, за которым советуется не наблюдать невооруженным взглядом; затем трансляция продолжается, но резко обрывается предупреждением о том, что в целях безопасности лучше оставаться в помещении и не смотреть в ночное небо (в оригинале: For your safety remain indoors. Do not look at the night sky); далее помехи учащаются, появляется сообщение, в котором настоятельно просят не смотреть на Луну (в оригинале: Do not look at the Moon), не смотреть вверх, избегать окон и т. д. Затем появляется еще более загадочное сообщение, а видеоролик заканчивается кадрами Луны. В другом ролике You Are 0n The Fastest Available Route (в переводе «Вы Находитесь На Самом Быстром Доступном Маршруте») демонстрируются кадры дороги с камеры внутри автомобиля в сопровождении сообщений навигатора. Автомобиль выезжает на лесную дорогу, останавливается, выключаются фары, мы слышим оглушительный шум, свет включается, и секунду мы можем видеть силуэт некоего странного существа. Ролик завершается кадрами разбитой камеры и тем же оглушительным шумом на фоне. Остальные ролики также неконкретны, загадочны и создают довольно пугающий эффект.

Кроме того, можно выделить и несколько других подобных проектов: Gemini Home Entertainment, представляющий собой серию видеороликов со

средней продолжительностью по пять минут, содержание которых рассказывает о различных аномальных и странных инцидентах (создатель - Реми Абоуд); «Каталог Манделы» (2021) - серия обучающих роликов, распространяющих информацию о сверхъестественном существе, связанном с попыткой воспроизвести человека (создатель - Александр Кистер); «Магнитошахтинская область» - российский аналоговый хоррор, в котором рассказывается о способах выживания в несуществующей в реальности Магнитошахтинской области, которую населяют мифические существа; и т. д.

Объединяющими чертами всех проектов являются загадочное и пугающее содержание и стилизация под телевидение эпохи VHS-записи. Последнее как раз и представляет собой технологию ужаса - то, что авторы стилизуют видео под старые тв-трансляции или серии обучающих роликов, как бы создает эффект правдоподобия, тот же самый, что возникает при просмотре «Ведьмы из Блэр». Однако аналоговый хоррор идет дальше. Эффект правдоподобия аналогового хоррора сильнее ввиду особого способа бытования (в Интернете) - с подобными роликами мы сталкиваемся непосредственно и зачастую неожиданно. Технологии ужаса порождают ужас технологий, ведь если нас способен напугать странный ролик с сообщением туманного содержания о неизвестном природном явлении или с кадрами чего-то необъяснимого, и выглядящий при этом довольно правдоподобно, то с чем мы еще можем столкнуться в Интернете? Ужас технологий в данном случае эксплицитен по отношению к аналоговому хоррору, возникает на уровне восприятия, но возможен только благодаря технологиям ужаса.

Однако аналоговые технологии утратили свою актуальность с появлением цифровых технологий, ввиду чего эстетика старого телевидения аналогового хоррора во многом это просто эстетика. По-настоящему «ужасным событием» было бы случайно найти неизвестную видеокассету, воспроизвести ее через видеопроигрыватель и увидеть ролик, по содержанию напоминающий один из роликов L0CAL58TV, что в современную цифровую эпоху уже невозможно. Однако вездесущий ужас проникает и в цифровое пространство.

Логичным продолжение analog horror является digital horror (в переводе «цифровой хоррор») - поджанр хоррора, ответвление от аналогового хоррора, отличительной особенностью которого является применение цифровых технологий, таких как запись экрана компьютера, онлайн-сайты, веб-игры (браузерные игры - игры, использующие браузерный интерфейс и не требующие установки) и т. д. Поджанр также имеет тесную связь с крипипастой.

Примеры цифрового хоррора можно найти в кино - фильм «Убрать из друзей» (реж. Леван Габриадзе, 2015), снятый при помощи скринкастинга (технология записи экрана компьютера), действие которого показывается через экраны компьютеров персонажей фильма; по сюжету их преследует призрак одноклассницы,

обитающий в Интернете. Новаторство фильма как раз и состоит в инновационной технологии ужаса: всё действие фильма происходит в цифровом пространстве, диегетическое пространство фильма - виртуальное пространство компьютера. Это интересный пример, если рассматривать его в контексте концепции при-зракологии Жака Деррида. Американский философ Марк Фишер, использующий концепцию Деррида, в своей книге «Призраки моей жизни» пишет: «...цифровые технологии - это ни много ни мало ключ к избавлению от самой материальности» [Фишер, 2021, с. 140]; «Ни Бодрийяр, ни Деррида не дожили до максимальной - но, без сомнений, максимальной лишь на данный момент - манифестации "телетехнологий", наиболее радикально сократившей расстояние и время: киберпростран-ства» [Фишер, 2021, с. 21]. Виртуальное пространство населено призраками: «Убрать из друзей» - показательный пример рефлексии этой проблемы. Другой показательный пример - фильм «Пульс» (не являющийся цифровым хоррором) (реж. К. Куросава, 2001), который также обыгрывает сюжет с призраками, населяющими виртуальное пространство Интернета, однако снят он классическим образом. Между ними возникает та же оппозиция: если «Убрать из друзей» применяет стратегию технологии ужаса, то «Пульс» - ужас технологий.

В этом смысле digital horror, как и analog horror, становится точкой пересечения ужаса технологий и технологии ужаса. Одним из наиболее ярких примеров можно назвать проект ChezzKids Archive, который предположительно представляет собой сайт, предназначенный для детей, содержащий интерактивные игры начала 2000-х гг., являющийся же на самом деле веб-сериалом с элементами ARG (Alternate Reality Games - интерактивное повествование с игровыми элементами, в качестве платформы которому служит реальный мир). Этот проект также относят к такому явлению, как lost media - медиа, которые считаются потерянными и не существующими ни в каком формате, о которых сохранились косвенные свидетельства. Этот термин охватывает различные явления (кино, музыка, телетрансляции, видеоигры, веб-сайты и т. д.) и свое распространение получил в интернет-культуре.

ChezzKids Archive существует в качестве серии видео на одноименном УоиТиЬе-канале, в которых демонстрируется якобы процесс взаимодействия с сайтом ChezzKids (который в действительности, по всей видимости, никогда не существовал). Несмотря на то, что по сюжету сайт предназначен для детской аудитории, в ходе взаимодействия с ним мы сталкиваемся с различными неполадками (сайт может перестать работать, а вместо него появится черный экран), затем игра может поместить нас в довольно жуткое место, точно не предназначенное для детей (например, когда игрок вдруг оказывается в темном лесу), и также можем столкнуться с неожиданными резкими звуками, скримерами. В конце «игра» приводит нас к своему разработчику Саре Триллс, которая по сюжету совершила самоубийство в ходе работы над сайтом.

Несмотря на то, что этот проект существует в качестве веб-сериала на УоиТиЬе-канале, также существует сайт (chezzkidsarchive.neocities.org), представляющий собой домашнюю страницу проекта, с которой можно взаимодействовать и в ходе взаимодействия также столкнуться с различными пугающими элементами (в ходе взаимодействия с ним сайт может вывести пользователя на УоиТиЬе-видео с довольно странным изображением и музыкой низкого качества, оказывающим довольно тревожный эффект). Сам сайт выглядит низкокачественным, что добавляет ему пугающий эффект. Можно сказать, сайт предназначен для поддержания мифа о некогда существовавшей интернет-игре ChezzKids и является интерактивным элементом, поддерживающим эффект правдоподобия.

Так, ChezzKids Archive представляет собой веб-сериал с интерактивными элементами, который создает миф о некогда существовавшем сайте - один из вариантов явления digital horror. Кроме этого, можно выделить и другие проекты (свидетельства о большинстве из них существуют в качестве одноименных видео на YouTube): The June Archive and Restoration Project, Morley Grove и т. д. Как и в ситуации с аналоговым хоррором, технологии ужаса цифрового хоррора порождают ужас технологий: само взаимодействие с Интернетом помещает пользователя в ситуацию, в которой он может столкнуться с чем-то ужасным, пугающим. Несомненно, что подобные проекты созданы с целью вызвать соответствующие эмоции у зрителя/игрока, и это большее (по сравнению с аналоговым хоррором) правдоподобие вызывает больший ужас технологий; в ходе взаимодействия с Интернетом мы сталкиваемся с тем, что Деррида, а за ним Фишер называют призраками: «Призрак - это не что-то сверхъестественное, а нечто, что действует, не существуя физически» [Фишер, 2021, с. 20].

Таким образом, можно говорить, что и аналоговый хоррор, и цифровой хоррор, применяющие технологии в качестве инструмента более глубокого погружения зрителя/пользователя в создаваемую ими реальность (выдаваемую за реальность как таковую), становятся способами рефлексии относительно процесса развития технологий и проникают в повседневную жизнь человека. В этом смысле следует говорить о том, что с большим правдоподобием происходящего на экране вырастает и больший ужас перед технологиями. Так, обнажается довольно пугающая сторона технологий виртуальной реальности (VR), которая еще глубже, по сравнению с аналоговым и цифровым хоррором, погружает пользователя в виртуальный мир. Также в этом контексте можно рассмотреть «потенциал ужасного» технологий нейросетей, всё больше внедряемых в процесс создания кинематографа: можно предположить, что цифровой хоррор, который будет полностью создан нейросетью, может подвести нас к наивысшей точке напряжения между технологиями ужаса и ужасом технологий.

Подводя итоги, следует сказать, что: 1) в жанре хоррор можно обозначить две основные тенденции взаимодействия ужаса и технологий - осмысление

ужасающей стороны технологий (ужас технологий) и использование технологий для создания пугающего эффекта (технологии ужаса); 2) хоррор адаптирует новые технологии (сначала аналоговые, а затем цифровые) для создания эффекта правдоподобия, который возрастает с появлением всё более новых технологий. С возрастанием эффекта правдоподобия появляются особые виды контента, в которых технологии ужаса порождают ужас технологий; поэтому можно предположить, что с развитием технологий ужаса мы придем к наиболее пугающим формам ужаса технологий. В этом смысле жанр хоррор представляет собой уникальное и важное явление, осмысляющее процесс развития технологий и взаимодействия человека со всё более совершенствующимися технологиями, которые могут вызывать неподдельный ужас.

Примечания

1. Написание соответствует оригинальному названию и слогану.

Библиография

Жижек, С. То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока). - Москва : Изд-во «Логос», 2004. - 336 с.

Ионов, А. Ю. «Жуткое» Фрейда и жанр ужасов в кино [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 7 : Философия. - 2015. - № 3. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/zhutkoe-freyda-i-zhanr-uzhasov-v-kino (дата обращения: 19.04.2024).

Кловер, К. Дж. Ее тело, он сам: тендер в слэшерах [Электронный ресурс] // Философско-литературный журнал «Логос». - 2014. - № 6 (102). - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ee-telo-on-sam-gender-v-slesherah (дата обращения: 17.04.2024).

Комм, Д. Е. Формулы страха: Введение в историю и теорию фильма ужасов. - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2012. - 280 с.

Павлов, А. В. Так ли новы новые подходы к хоррору? Рецензия на книгу под редакцией Эдди Фалвер, Джо Хикинботтома и Джонатана Врута [Электронный ресурс] // Философия. Журнал высшей школы экономики. - 2023. - № 1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tak-li-novy-novye-podhody-k-hor-roш-retsenziya-na-knigu-pod-redaktsiey-eddi-falvi-dzho-hikinbottoma-i-dzhonatana-упйа (дата обращения: 10.05.2024).

Такер, Ю. Ужас философии // Такер, Ю. Сочинения : в 3 т. - Т. 1 : В пыли этой планеты / пер. с англ. А. Иванова. - Пермь : Гиле Пресс, 2017. - 184 с.

Фишер, М. Призраки моей жизни. Тексты о депрессии, хонтологии и утраченном будущем. - Москва : Новое литературное обозрение, 2021. - 256 с.

Фрейд, 3. Художник и фантазирование / под ред. Р. Ф. Додельцева, К. М. Долгова. - Москва : Республика, 1995. - 400 с.

Чубарое, И. Исключенные: логики социальной стигматизации в массовом кинематографе [Электронный ресурс] // Философско-литературный журнал «Логос». - 2014. - № 5 (101). - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/ n/isklyuchennye-logiki-sotsialnoy-stigmatizatsii-v-massovom-kinematografe (дата обращения: 17.04.2024).

Шабаев, М. Р. Цифровая (контр)революция: скринлайф-формат в современном хорроре [Электронный ресурс] // ТАе. - 2019. - № 2 (4). - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kontr-revolyutsiya-skrinlayf-format-v-sovremennom-horrore (дата обращения: 10.05.2024).

Carroll, N. The Philosophy of Horror: Or, Paradoxes of the Heart. - Routledge, 1990.- 272 p.

Hills, M. Cutting into Concepts of "Reflectionist" Cinema? The Saw Franchise and Puzzles of Post-9/11 Horror // Horror After 9/11: World of Fear, Cinema of Terror / A. Briefel, S. Miller (eds.). - Austin : University of Texas Press. - 2011. - P. 107-123.

Kerner, A. M. Torture Porn in the Wake of 9/11: Horror, Exploitation, and the Cinema of Sensation. - New Brunswick, New Jersey & London : Rutgers University Press, 2015. - 268 p.

Ndalianis, A. Genre, Culture and the Semiosphere: New Horror Cinema and Post-9/111 I International Journal of Cultural Studies. - 2015. - Vol. 18. - № 1. -P.135-151.

Wood, Я Grant, Б. K„ Lippe, R. Robin Wood on the horror film: collected essays and reviews. - Detroit: Wayne State University Press, 2018. - 456 p.

Сведения об авторах

Гаврилов Лев Константинович, студент IV курса бакалавриата Пермского государственного национального исследовательского университета направления «Культур ология».

E-mail: [email protected]

Ветошкина Юлия Владимировна, кандидат культурологии, доцент, и. о. заведующего кафедрой культурологии и социально-гуманитарных технологий Пермского государственного национального исследовательского университета.

E-mail: [email protected]

L. K. Gavrilov, Yu. V. Vetoshkina

THE HORROR OF TECHNOLOGY AND THE TECHNOLOGY

OF HORROR

Abstract: The subject of research in this article is the horror genre, which until recently was most fully represented in the cinema. However, in the modern world, the phenomenon of the "terrible" is also constructed in the new forms of analog horror and its continuation - digital horror, which are the main objects of study of this article. Exploring new phenomena, the authors come to the conclusion that analog and digital horror are created through the use of two strategies: understanding the terrifying side of technology (horror of technology) and using technology to create a frightening effect (horror technology). Since the development of the technological process is inexorable, there is reason to assume that in the future, with the development of horror technologies, the most frightening forms of technology horror will be created.

Key words: cinema, horror, horror genre, analog horror, digital horror.

References

Zhizhek, S. To, chto vy vsegda hoteli znat o Lakane (no boyalis' sprosit' u Hichkoka) [What you Always Wanted to Know about Lacan (but were afraid to ask Hitchcock). In Russ.]. Moscow, Logos publ., 2004, 336 p.

Ionov, A. Yu. "Zhutkoe" Frejda i zhanr uzhasov v kino [Freud's "Creepy" and the horror genre in cinema]. IN: Vestnik Moskovskogo universiteta, seriya 7 : Filosofiya, 2015, no. 3. (In Russ.). Available at : https://cyberleninka.ru/article/n/zhutkoe-freyda-i-zhanr-uzhasov-v-kino (accessed: 19.04.2024).

Klover, K. Dzh. Ee telo, on sam: gender v slesherah [Her body, himself: Gender in slashers]. IN: Filosofsko-literaturnyj zhurnal "Logos", 2014, no. 6 (102). (In Russ.). Available at : https://cyberleninka.ru/article/n/ee-telo-on-sam-gender-v-slesherah (accessed: 17.04.2024).

Komm, D. E. Formuly straha: Vvedenie v istoriyu i teoriyu fil'ma uzhasov [Formulas of Fear: An Introduction to the History and Theory of Horror Film. In Russ.]. Saint-Petersburg, BHV-Petersburg publ., 2012, 280 p.

Pavlov, A. V. Tak li novy novye podhody k horroru? Recenziya na knigu pod redakciej Eddi Falver, Dzho Hikinbottoma i Dzhonatana Vruta [Are new approaches to horror so new? Book Review edited by Eddie Falvy, Joe Hickinbottom and Jonathan Wroot]. IN: Filosofiya. Zhurnal vysshej shkoly ekonomiki, 2023, no. 1. (In Russ.). Available at : https://cyberleninka.ru/article/n/tak-li-novy-novye-podhody-k-hor-roru-retsenziya-na-knigu-pod-redaktsiey-eddi-falvi-dzho-hikinbottoma-i-dzhonata-na-vruta (accessed: 10.05.2024).

Taker, Yu. Uzhas filosofii [The Horror of Philosophy. In Russ.] // Taker, Yu. So-chineniya, 3 vols. T. 1. V pyli etoj planet / per. s angl. A. Ivanova. Perm : Gile Press publ., 2017,184 p.

Fisher, M. Prizraki moej zhizni. Teksty o depressii, hontologii i utrachennom bu-dushchem [The ghosts of my life. Texts about depression, honology and the lost future. In Russ.]. Moscow, New Literary Review publ., 2021, 256 p.

Frejd, Z. Hudozhnik i fantazirovanie [The artist and fantasy] / pod red. R. F. Dodel'ceva, K. M. Dolgova. Moscow : Respublika, 1995,400 p.

Chubarov, I. Isklyuchennye: logiki social'noj stigmatizacii v massovom kine-matografe [Excluded: the logic of social stigmatization in mass cinema]. IN: Filosof-sko-literatumyj zhurnal "Logos", 2014, no. 5 (101). (In Russ.). Available at : https://cyberleninka.ru/article/n/isklyuchennye-logiki-sotsialnoy-stigmatizatsii-v-massovom-kinematografe (accessed: 17.04.2024).

Shabaev, M. R. Cifrovaya (kontr)revolyuciya: skrinlajf-format v sovremennom horrore [Digital (Counter)Revolution: Screenlife format in modern horror], IN: Tae, 2019, no. 2 (4). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kontr-revolyutsiya-skrinlayf-format-v-sovremennom-horrore (accessed: 10.05.2024).

Carroll, N. The Philosophy of Horror: Or, Paradoxes of the Heart. Routledge, 1990, 272 p.

Hills, M. Cutting into Concepts of "Reflectionist" Cinema? The Saw Franchise and Puzzles of Post-9/11 Horror, Horror After 9/11 // World of Fear, Cinema of Terror / A. Briefel, S. Miller (eds.). Austin, University of Texas Press, 2011, pp. 107-123.

Kerner, A. M. Torture Porn in the Wake of 9/11: Horror, Exploitation, and the Cinema of Sensation. New Brunswick, New Jersey & London, Rutgers University Press, 2015, 268 p.

Ndalianis, A. Genre, Culture and the Semiosphere: New Horror Cinema and Post-9/11 // International Journal of Cultural Studies, 2015, vol. 18, no. 1, pp. 135-151.

Wood, R, Grant, B.K., Lippe, R. Robin Wood on the horror film: collected essays and reviews. Detroit, Wayne State University Press, 2018,456 p.

About the authors

Gavrilov Lev Konstantinovich, Bachelor's degree student of Perm State University in the field of Cultural Studies.

E-mail: [email protected]

Vetoshkina Yulia Vladimirovna, Candidate of Sciences (Culture), Head of the Department of and Associate Professor of the Department of Cultural Studies and Socio-Humanitarian Technologies of Perm State University.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.