Научная статья на тему 'Узбекистан — страна инноваций?'

Узбекистан — страна инноваций? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Средняя Азия / Узбекистан / инновация / модернизация / инвестиции / Central Asia / Uzbekistan / innovation / modernisation / investment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аватков Владимир Алексеевич, Рожкова Злата Петровна

В Глобальном индексе инноваций 2022 Республика Узбекистан вошла в тройку ведущих экономик региона Средней и Южной Азии. В стране активно внедряются инновации в различных сферах: от дорожно-транспортных технологий — до биотехнологий. Принимаются соответствующие программы и постановления Президента Республики Узбекистан. Узбекистан становится все более привлекательным объектом для иностранных инвестиций. Страна обладает мощным потенциалом и богатыми ресурсами, как природными, так и трудовыми. Проводя последовательную политику, Республика Узбекистан постепенно начинает заявлять о себе на мировой арене, а также стремится стать лидером в Средней Азии. Таким образом, рассмотрение новых проектов, проводимых в рамках инновационной политики, является актуальным. Цель представленной работы — выявление основных тенденций развития инновационной политики в Республике Узбекистан. Для анализа инновационной политики Республики Узбекистан авторами рассматривались Постановления Президента Республики Узбекистан, координирующие деятельность Министерства Инновационного развития, Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы, а также оценки местных и российских экспертов. В настоящей работе был проведен соответствующий анализ научной литературы, источников СМИ, данных публичных опросов и статистики, а также законодательной базы. Проведена диагностика деятельности Министерства Инновационного развития Республики Узбекистан, определены ключевые задачи и направления реформ страны в данной области. Приведены основные проекты, которые привлекают значительные инвестиции и в которые внедряются новые технологии и кадры. Авторская позиция заключается в следующем: правительство Республики Узбекистан борется с проблемами, препятствующими проведению инновационных реформ, а также активно развивает сотрудничество с иностранными государствами, международными организациями, привлекает вложения частных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Uzbekistan — a country of innovations?

The Global Innovation Index 2022 ranks the Republic of Uzbekistan among the top three economies in Central and South Asia. The country has been active in introducing innovations in various fields, from road transport technologies to biotechnology. The relevant programmes and resolutions of the President of the Republic of Uzbekistan have been adopted. The Republic of Uzbekistan is becoming an increasingly attractive destination for foreign investment. The country has a strong potential and abundant resources, both natural and human. By pursuing a consistent policy, the Republic of Uzbekistan is gradually beginning to assert itself on the world stage, and is striving to become a leader in Central Asia. Thus, the consideration of new projects carried out within the framework of innovation policy is relevant. The aim of the presented paper is to identify main innovation policy development trends in the Republic of Uzbekistan. To analyze the innovation policy of the Republic of Uzbekistan, the authors considered the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan coordinating the activities of the Ministry of Innovation Development, the New Uzbekistan Development Strategy for 2022–2026, as well as local and Russian experts’ assessments. The research literature, mass media sources, public opinion polls and statistical data, as well as the legal framework were studied. In this paper a diagnosis of the Ministry of Innovative Development of the Republic of Uzbekistan has been made, and the key tasks and directions of the country’s reforms in this area have been identified. The main projects, which attract significant investments and introduce new technologies and personnel, are described. The author’s position is as follows: the government of the Republic of Uzbekistan is struggling with the problems that hinder innovation reforms, as well as actively developing cooperation with foreign countries, international organizations and attracts the investments of private investors.

Текст научной работы на тему «Узбекистан — страна инноваций?»

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика

ISSN 2313-2329 (Print); ISSN 2408-8986 (Online) 2023 Vol. 31 No. 3 504-516

http://journals.rudn.ru/economics

DOI: 10.22363/2313-2329-2023-31-3-504-516 EDN: NSLHUC УДК 339

Научная статья / Research article

Узбекистан — страна инноваций?

В.А. Аватков G И, З.П. Рожкова ©

Институт научной информации по общественным наукам РАН, Российская Федерация, 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21

И v.avatkov@gmail.com

Аннотация. В Глобальном индексе инноваций 2022 Республика Узбекистан вошла в тройку ведущих экономик региона Средней и Южной Азии. В стране активно внедряются инновации в различных сферах: от дорожно-транспортных технологий — до биотехнологий. Принимаются соответствующие программы и постановления Президента Республики Узбекистан. Узбекистан становится все более привлекательным объектом для иностранных инвестиций. Страна обладает мощным потенциалом и богатыми ресурсами, как природными, так и трудовыми. Проводя последовательную политику, Республика Узбекистан постепенно начинает заявлять о себе на мировой арене, а также стремится стать лидером в Средней Азии. Таким образом, рассмотрение новых проектов, проводимых в рамках инновационной политики, является актуальным. Цель представленной работы — выявление основных тенденций развития инновационной политики в Республике Узбекистан. Для анализа инновационной политики Республики Узбекистан авторами рассматривались Постановления Президента Республики Узбекистан, координирующие деятельность Министерства Инновационного развития, Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы1, а также оценки местных и российских экспертов. В настоящей работе был проведен соответствующий анализ научной литературы, источников СМИ, данных публичных опросов и статистики, а также законодательной базы. Проведена диагностика деятельности Министерства Инновационного развития Республики Узбекистан, определены ключевые задачи и направления реформ страны в данной области. Приведены основные проекты, которые привлекают значительные инвестиции и в которые внедряются новые технологии и кадры. Авторская позиция заключается в следующем: правительство Республики Узбекистан борется с проблемами, препятствующими проведению инновационных реформ, а также активно развивает сотрудничество с иностранными государствами, международными организациями, привлекает вложения частных инвесторов.

1 2022-2026-yillarga mo'ljallangan yangi O'zbekistonning taraqqiyot strategiyasi to'g'risida // O'zbekiston Respublikasi Qonunchilik ma'lumotlari milliy bazasi. URL: https://lex.uz/ru/docs/-5841063 (на узбекском языке).

© ABaTKOB B.A., PoxKOBa 3.n., 2023

l(cc) ®® I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License WM https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/legalcode

Ключевые слова: Средняя Азия, Узбекистан, инновация, модернизация, инвестиции

История статьи: поступила в редакцию 15 апреля 2023 г.; проверена 15 мая 2023 г.; принята к публикации 7 июня 2023 г.

Для цитирования: Аватков В.А., Рожкова З.П. Узбекистан — страна инноваций? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2023. Т. 31. № 3. С. 504-516. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2023-31-3-504-516

Uzbekistan — a country of innovations?

Vladimir A. Avatkov С И, Zlata P. Rozhkova 9

INION RAS,

51/21 Nakhimovsky Avenue, Moscow, 117418, Russian Federation И v.avatkov@gmail.com

Abstract. The Global Innovation Index 2022 ranks the Republic of Uzbekistan among the top three economies in Central and South Asia. The country has been active in introducing innovations in various fields, from road transport technologies to biotechnology. The relevant programmes and resolutions of the President of the Republic of Uzbekistan have been adopted. The Republic of Uzbekistan is becoming an increasingly attractive destination for foreign investment. The country has a strong potential and abundant resources, both natural and human. By pursuing a consistent policy, the Republic of Uzbekistan is gradually beginning to assert itself on the world stage, and is striving to become a leader in Central Asia. Thus, the consideration of new projects carried out within the framework of innovation policy is relevant. The aim of the presented paper is to identify main innovation policy development trends in the Republic of Uzbekistan. To analyze the innovation policy of the Republic of Uzbekistan, the authors considered the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan coordinating the activities of the Ministry of Innovation Development, the New Uzbekistan Development Strategy for 2022-2026, as well as local and Russian experts' assessments. The research literature, mass media sources, public opinion polls and statistical data, as well as the legal framework were studied. In this paper a diagnosis of the Ministry of Innovative Development of the Republic of Uzbekistan has been made, and the key tasks and directions of the country's reforms in this area have been identified. The main projects, which attract significant investments and introduce new technologies and personnel, are described. The author's position is as follows: the government of the Republic of Uzbekistan is struggling with the problems that hinder innovation reforms, as well as actively developing cooperation with foreign countries, international organizations and attracts the investments of private investors.

Keywords: Central Asia, Uzbekistan, innovation, modernisation, investment

Article history: received April 15, 2023; revised May 15, 2023; accepted June 7, 2023.

For citation: Avatkov, V.A., & Rozhkova, Z.P. (2023). Uzbekistan — a country of innovations? RUDN Journal of Economics, 31(3), 504-516. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2313-2329-2023-31-3-504-516

Введение

В Глобальном индексе инноваций 2022 — ежегодном совместном исследовании Корнельского университета, бизнес-школы Insead и Всемирной организации интеллектуальной собственности — Республика Узбекистан заня-

ла 82-е место, войдя в тройку ведущих экономик региона Средней и Южной Азии (Абдувалиев, 2017). Ташкент вновь начал фиксироваться в Глобальном инновационном индексе (ГИИ) только с 2020 г. благодаря повышению доступности данных об инновациях2. В исследовании рассматривается последовательная внутренняя политика Республики Узбекистан, а также ее взаимодействие с зарубежными партнерами, проведение ею либерализации, поддержки венчурной предпринимательской активности и развитие системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) (Абдуллаев, 2016). Приводится анализ правовой базы по проведению реформ в стране, а также по сотрудничеству с зарубежными акторами, для привлечения инноваций и инвестиций в Республику (Казанцев, Гусев, 2018).

Правовая база

Основным органом, отвечающим за проведение инновационной политики, является Министерство Инновационного развития Республики Узбекистан. Деятельность министерства организована на основании Постановления Президента № ПП-3416 от 30 ноября 2017 г. в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан № УП-5264 от 29 ноября 2017 г3. Министерство является органом государственного управления, осуществляющим единую государственную политику в сфере инновационного и научно-технического развития Республики Узбекистан, направленную на всестороннее развитие общественной и государственной жизни, повышение интеллектуального и технологического потенциала страны4.

В соответствии с Законами Республики Узбекистан «О науке и научной деятельности» № ЗРУ-576 от 29 октября 2019 г.5 и «Об инновационной деятельности» № ЗРУ-630 от 24 июля 2020 г.6 Министерство Инновационного развития является уполномоченным государственным органом в сфере науки, научной и инновационной деятельности (Ashurov, 2022). Данный орган также активно разрабатывал проекты инновационной деятельности, курировал подготовку соответствующих кадров, привлекал широкие инве-

2 Global innovation index 2022. URL: https://www.wipo.int/global_innovation_index/en/2022/ (accessed: 20.04.2023).

3 O'zbekiston Respublikasi Prezidentining Farmoni, 29.11.2017 yildagi PF-5264-son // O'zbekiston Respublikasi Qonunchilik ma'lumotlari milliy bazasi. URL: https://lex.uz/docs/-3431985 (на узбекском языке).

4 О министерстве // Официальный сайт Министерства инновационного развития Республики Узбекистан. URL: https://old.mininnovation.uz/ru/static/vazirlik-haqida (дата обращения: 23.03.2023).

5 O'zbekiston Respublikasining Qonuni, 29.10.2019 yildagi O'RQ-576-son // O'zbekiston Respublikasi Qonunchilik ma'lumotlari milliy bazasi. URL: https://lex.uz/docs/-4571490 (на узбекском языке).

6 O'zbekiston Respublikasining Qonuni, 24.07.2020 yildagi 0'RQ-630-son // O'zbekiston Respublikasi Qonunchilik ma'lumotlari milliy bazasi. URL: https://lex.uz/ru/docs/-4910391 (на узбекском языке).

стиции в реализацию научных и инновационных проектов, в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг.7 (Мирзиёева, 2019). Министерство продолжает расширять соответствующую инфраструктуру, создавать бизнес-акселераторы, технопарки.

Согласно данным документам (Akhunova, 2023), инновации в Республике Узбекистан бывают четырех видов: продуктовые (внедрение технически и технологически новых или усовершенствованных работ и услуг), процессные (внедрение новых образовательных методов и осуществление трансфера технологий), маркетинговые (использование новых методов продаж и презентации продукции, формирование новых ценовых стратегий), организационные (новые методы организации и ведения бизнеса (Хо1татаШ^ Ergashev, 2022), создания рабочих мест и налаживания внешних связей) (Олимжонов, 2017).

Финансирование инновационной деятельности в Республике Узбекистан осуществляется республиканским бюджетом Республики Узбекистан; республиканским бюджетом Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей и города Ташкента; фондом поддержки инновационного развития и новаторских идей; фондом поддержки инновационной деятельности; венчурными фондами; собственными средствами субъектов инновационной деятельности; международными грантами, целевыми кредитами коммерческих банков, в том числе иностранных, и международных финансовых институтов; средствами частных инвесторов, в том числе иностранных, и других спонсоров (Каййош^ Azimov, 2021). Касаясь международных финансовых институтов, взаимодействие Республики Узбекистан и Всемирного банка все более расширяется. Так, Узбекистан привлекает заимствование Всемирного банка в размере 50 млн долл. Кредит на 30 лет с льготным периодом в 5 лет ориентирован на модернизацию национальной инновационной системы в 2021-2026 гг.8.

Общие тенденции инновационной политики в Республике Узбекистан

К основным тенденциям политики Республики Узбекистан в области инноваций относятся:

• повышение качества жизни;

• рост доходов населения;

• диверсификация экономики;

• развитие новых секторов экономики;

• новые возможности трудоустройства;

• ускорение темпов роста малого и среднего бизнеса.

7 2017-2021-yillarda O'zbekiston Respublikasini rivojlanürishning beshta ustuvor yo'nalishi bo'yicha harakatlar strategiyasini "Yoshlarni qo'llab-quvvatlash va aholi salomatligini mustahkamlash yili" da amalga oshirishga oid davlat dasturi to'g'risida // O'zbekiston Respublikasi Qonunchilik ma'lumotlari milliy bazasi. URL: https://lex.uz/docs/-5260791 (на узбекском языке).

8 Узбекистан системно развивает поддержку инноваций // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/news/569/98438/ (дата обращения: 23.04.2023).

Согласно World Happiness Report (исследовательский проект международной программы «Сеть решений устойчивого развития» при Организации Объединённых Наций UN Sustainable Development Solutions Network, который измеряет показатель счастья населения в странах мира), Узбекистан занимает 54-е место из 137 стран9. В Средней Азии Республика Узбекистан уступает только Республике Казахстан (44-е место). Показатель «счастья» включает в себя такие факторы, как: благополучие, ВВП на душу населения, продолжительность жизни, уровень смертности, безопасность, гражданские свободы, стабильность, уровень коррупции и т. д. (Tukhtasinova, 2018). Отчет 2023 г. также оценивал влияние COVID-19 на повседневную жизнь людей. Для этого проводился анализ уровня смертности, безработицы, эмоционального состояния.

По данным Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан, совокупный доход населения Узбекистана в первом квартале 2023 г. вырос на 10,8 % и, по предварительным данным, составил 144 трлн сумов10. Совокупный доход — один из основных показателей уровня жизни населения, поскольку его составляют не только доходы от трудовой деятельности и самозанятости, но и от собственного производства услуг для собственного потребления, доходы от собственности и трансфертов (пенсий, пособий, стипендий, и т.д.).

Другой важной тенденцией является диверсификация экономики Узбекистана. Основная цель — построение экспортно-ориентированной экономики путем развития внутреннего производства, перехода от аграрного сектора развития к индустриальному, повышения конкурентоспособности товаров и услуг11. Одними из основных отраслей, в которых проходит диверсификация, — транспорт и строительство. В данный момент основные транспортные коридоры из Европы в Китай перекрыты, поэтому роль Узбекистана в новых транспортных артериях повышается (Абдуллаев, 2023). Планируется строительство Трансафганской железной дороги, идет строительство железной дороги через Кыргызстан в Китай. Через территорию Узбекистана также пройдет Новый шелковый путь. Таким образом, Средняя Азия и Узбекистан, в частности, становятся центром притяжения инноваций в разных сферах. Транзитные пути способны принести новейшие научные и технологические разработки в эти страны (Гулямов, Абдуллаев, 2016).

Характерным примером последних проектов в сфере инноваций является намерение Китайской компании «CITIC Group» создать в Узбекистане агроло-гистический центр. По данным Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан, на территории комплекса планируется постройка складов вмести-

9 World Happiness Report 2023. URL: https://worldhappiness.report/ed/2023/world-happiness-trust-and-social-connections-in-times-of-crisis/ (accessed: 24.04.2023).

10 Совокупный доход населения вырос на 10,8 % за квартал // Информационное агентство Gazeta.uz. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2023/04/23/ (дата обращения: 25.04.2023).

11 Укрепление макроэкономической стабильности в условиях глобальной пандемии за счет диверсификации национальной экономики // Новостное агентство Review.uz. URL: https://review. uz/post/ukreplenie-makroekonomicheskoy-stabilnosti-v-usloviyax-globalnoy-pandemii-za-schet-diversifikacii-nacionalnoy-ekonomiki (дата обращения: 25.04.2023).

мостью 50 тыс. тонн. Они рассчитаны на товарооборот в 300 тыс. тонн сельхозпродукции ежегодно12. Узбекистан, в свою очередь, предоставит КНР всю внешнюю инфраструктуру, а также обеспечит налоговые льготы и правовые гарантии в соответствии с Законом «Об инвестициях и инвестиционной деятельности»13, а также инвесторские визы для представителей компании.

Узбекистан также развивает новые секторы экономики. Так, банки Республики начали внедрять принципы устойчивого развития в операционную деятельность и разрабатывать «зеленые» продукты (зеленая ипотека, зеленое кредитование малого и среднего бизнеса, обучение персонала, развитие новых каналов продаж и т.д.) (Qarshiyeva, Xidirov, 2022). Одним из лидеров является Узпромстройбанк14. Данная сфера в экономике Узбекистана является молодой, однако успехи в этой области уже были отмечены как правительством, так и различными исследованиями15.

Правительство Узбекистана реализует различные проекты по трудоустройству населения (Teshabaeva, Muydinov, 2022). Активная работа в этой сфере дает свои плоды, в 2022 г. на молодежное предпринимательство было выделено кредитов на сумму 4 трлн сумов, запущено 150 тысяч проектов, создано 325 тысяч рабочих мест. Выделено 43 тысячи гектаров посевных земель и обеспечена занятость 435 тысяч молодых людей. За счет субсидий более 32 тысяч приобрели оборудование, инструменты и компьютеры16. Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Программой развития ООН (ПРООН) в 2022 г. провели тренинги для преподавателей моноцентров «Ишга мархамат» по программе развития навыков для трудоустройства молодежи17. На основе полученных знаний планируется создание специальной учебной программы, благодаря которой молодым людям в Республике Узбекистан будет легче в дальнейшем трудоустроиться (Карабаева, 2020).

12 Китай готов инвестировать в крупный агрологистический центр Узбекистана // Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан. URL: https://www.agro.uz/ru/11-04536283-2/ (дата обращения: 15.04.2023).

13 O'zbekiston Respublikasining Qonuni, 25.12.2019 yildagi O'RQ-598-son // O'zbekiston Respublikasi Qonunchilik ma'lumotlari milliy bazasi. URL: https://lex.uz/ru/docs/-4664142?0NDATE=07.06.2022 (на узбекском языке).

14 Салихбаева К. Как развитие «зеленой» экономики изменит финансовый сектор Узбекистана // Деловой портал Kursiv.media. URL: https://uz.kursiv.media/opinions/kak-razvitie-zelenoj-ekonomiki-izmenit-finansovyj-sektor-uzbekistana/ (дата обращения: 25.04.2023).

15 EY Sustainable Finance Index 2022: How to put ESG back on track. URL: https://www. ey.com/en_gl/financial-services/sustainable-finance-index-22-how-to-put-esg-back-on-track?WT.mc_ id=12002915&AA.tsrc=internal-comms (accessed: 25.04.2023).

16 Для молодежи Узбекистана будут созданы новые возможности // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/news/567/108360/ (дата обращения: 25.04.2023).

17 В Узбекистане запускается программа по содействию молодежи в трудоустройстве // Официальный сайт Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). URL: https://www.undp.org/ru/uzbekistan/press-releases/v-uzbekistane-zapuskaetsya-programma-po-sodeystviyu-molodezhi-v-trudoustroystve (дата обращения: 25.04.2023).

Важно отметить, что, несмотря на активные шаги в интеграции инноваций практически во все сферы жизни, некоторые факторы препятствуют проведению реформаторской деятельности. К таким проблемам относятся:

• участие общества в жизни государства остается между вторым (консультирование) и третьим (вовлечение) уровнями, в соответствии с разработанной методикой Международной ассоциации общественного участия18. В данное положение вещей должны быть внесены коррективы, поскольку поддержка широкого числа граждан в проводимой политике государства будет способствовать более качественному проведению реформ (Кубаева, 2020);

• низкий уровень IT-грамотности людей не позволяет им получать онлайн-услуги;

• низкий уровень межведомственного взаимодействия;

• технические и инфраструктурные проблемы (Normamatov, 2022).

Проекты, реализуемые в рамках инновационной политики

В рамках инновационной политики проекты осуществляются в следующих направлениях (Nishonov, Urmonov, 2021):

• внедрение искусственного интеллекта (в инфраструктуре, логистике, образовании);

• развитие возобновляемой энергетики (применение экологически чистого источника энергии);

• развитие биотехнологий (разработка фармацевтической продукции, вакцин, диагностических технологий);

• развитие животноводства и сельского хозяйства (повышение количества мясной продукции путем использования методов генетики, создание новых технологий выращивания сельскохозяйственной продукции).

В рамках внедрения дорожно-транспортных инноваций (Dalieva, 2021) МегаФон, Digital Holding и Государственный комитет Республики Узбекистан по автомобильным дорогам подписали меморандум цифровой трансформации дорожно-транспортной отрасли. Документ подписан в ходе международной промышленной выставки «Иннопром. Центральная Азия», состоявшейся в Ташкенте 26 апреля 2022 года19. Данный проект предполагает строительство постов, мониторинга и эксплуатации систем весового контроля, а также применение инноваций в дорожном строительстве. Модернизация транспортной инфраструктуры — важный фактор развития экономики страны, ее интеграции в международные транспортные коммуникации. В рамках реформы транс-

18 Реальны ли инновации в государственном секторе в Узбекистане? // Central Asian Bureau for Analytical Reporting. URL: https://cabar.asia/ru/realny-li-innovatsii-v-gosudarstvennom-sektore-v-uzbekistane (дата обращения: 03.05.2023).

19 МегаФон обеспечит цифровизацию транспортной отрасли Узбекистана // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20220426/megafon-1785547857.html (дата обращения: 27.04.2023).

портных сообщений за 2018-2021 гг. было реконструировано 497 км дорог20, а также совершенствована комплектация фирменного высокоскоростного электропоезда Ай^уоЬ, соединяющего Ташкент—Самарканд—Карши и Ташкент—Самарканд—Бухару (ТокЫгсту, АНе^ 2021).

Республика Узбекистан также активно развивает новую для себя сферу биотехнологий. В ноябре 2019 г. в Центре передовых технологий при Министерстве Инновационного развития совместно с Программой развития ООН (ПРООН) состоялся тренинг по применению методологии Форсайт исследований для развития биотехнологии в Узбекистане21. Данный метод предполагает ограниченный выбор национальных приоритетов в сфере науки и технологий, которые способны стимулировать инновационную деятельность в основных перспективных направлениях экономики (обнаружение и анализ возникающих проблем, картографирование тенденций, оспаривание предположений с помощью сценариев и др.) (Воронин, 2017). Для реализации данного направления постановлением Президента Республики Узбекистан от 25 ноября 2020 г. была подписана Программа комплексных мер по развитию биотехнологий и совершенствованию системы обеспечения биологической безопасности страны в 2020-2024 годах22. Программа предполагает создание современной лаборатории третьего уровня безопасности, где биотехнологи могут разрабатывать и изучать вакцины, работать над новыми штаммами.

Еще одним сектором, в который активно внедряются инновации, является сельское хозяйство (Ташматов, 2020). Совместный проект Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан и Европейского союза «Развитие сектора животноводства в Республике Узбекистан» на 2019-2022 годы23 играет в данном направлении значительную роль. Целями данного проекта являются поддержка научно-исследовательских институтов и ветеринарных служб; облегчение доступа к рынкам для мелких владельцев скота (Тишпо^ 2021).

Продолжая деятельность в данной сфере, в апреле 2023 г. Совет исполнительных директоров Всемирного банка утвердил проект «Развитие сфе-

20 Дорожно-транспортная инфраструктура: проекты и свершения // Информационное агентство Yuz.uz. URL: https://yuz.uz/ru/news/dorojno-transportnaya-infrastruktura-proekt-i-sversheniya (дата обращения: 03.05.2023).

21 Какое будущее ждёт сферу биотехнологий в Узбекистане // Информационное агентство Uz.daily. URL: https://www.uzdaily.uz/ru/post/47918 (дата обращения: 03.05.2023).

22 О комплексных мерах по развитию биотехнологий и совершенствованию системы обеспечения биологической безопасности страны // Веб-издание narodnoeslovo.uz. URL: https:// xs.uz/ru/post/o-kompleksnykh-merakh-po-razvitiyu-biotekhnologij-i-sovershenstvovaniyu-sistemy-obespecheniya-biologicheskoj-bezopasnosti-strany (дата обращения: 03.05.2023).

23 Развитие сектора животноводства в Республике Узбекистан // Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан. URL: https://www.agro.uz/ru/o-zbekiston-respublikasida-chorvachilik-sektorini-rivojlantirish-qo-shma-loyihasi/#1626689264929-37fc2075-e749 (дата обращения: 03.05.2023).

ры животноводства в Узбекистане. Фаза 2»24. Всемирный банк предоставит техническое содействие, передовые международные знания и опыт, а также финансирование в размере 240 млн долл. для реализации данного проекта. Новый проект будет способствовать реализации Программы развития сферы животноводства и ее отраслей в Узбекистане на 2022-2026 гг. Будет реали-зовываться развитие государственных учреждений по всей стране, которые занимаются научно-исследовательскими и инновационными разработками в области животноводства, планируется повышение квалификации кадров, задействованных в данной сфере.

Представленные проекты способствуют укреплению стабильности, обеспечению высоких темпов экономического роста, модернизации различных сфер жизни (Ионова, 2016). В глобальном смысле это приведет к повышению конкурентоспособности узбекской экономики.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что Республика Узбекистан активно интегрирует инновации в сфере дорожно-транспортной инфраструктуры, искусственного интеллекта, возобновляемой энергетики, биотехнологий, сельского хозяйства, животноводства, образования и др. Глобально данные проекты способствуют повышению качества жизни населения, росту доходов, новым возможностям образования и трудоустройства, развитию новых секторов экономики. Значительная роль в координации ведомств, занимающихся инновационными преобразованиями, принадлежит Министерству инновационного развития Республики Узбекистан. Примечательно, что в последние годы инвестиции как международных акторов, так и частных инвесторов увеличились. Иностранные партнеры видят перспективу во вкладах в проекты по модернизации технического оборудования и инфраструктуры, повышению уровня образования и развитию науки в стране. Узбекистан обладает достаточной ресурсной базой для того, чтобы иметь возможность претендовать на лидирующую позицию в Средней Азии: выгодное географическое положение, энергетический, природный и людской потенциал. Несмотря на существующие проблемы, правительство Республики Узбекистан, учитывая свои сильные и слабые стороны, постепенно и конструктивно проводит инновационную политику.

Список литературы

Абдувалиев А.А. Uzbekistan in the Global Innovation Index — priorities of Innovation // Экономика и финансы (Узбекистан). 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article /n/ uzbekistan-in-the-global-innovation-index-priorities-of-innovation (дата обращения: 02.05.2023).

24 Всемирный банк поможет Узбекистану в развитии продуктивной, устойчивой и ориентированной на рынок сферы животноводства // Официальный сайт Всемирного банка. URL: https:// www.vsemirnyjbank.org/ru/news/press-release/2023/04/20/second-livestock-sector-development-project-for-uzbekistan (дата обращения: 04.05.2023).

АбдуллаевА.К. Роль транспортной дипломатии в развитии внешнеторговых маршрутов республики Узбекистан // Постсоветские исследования. 2023. Я 3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/rol-transportnoy-diplomatii-v-razvitii-vneshnetorgovyh-marshrutov-respubliki-uzbekistan (дата обращения: 04.05.2023).

Абдуллаев А.М. Устойчивое экономическое развитие Узбекистана в условиях глобализации. Т.: Фан ва технологии, 2016. 280 c.

Ашурметова Н.А., Рустамова И.Б. Виды инноваций и анализ их использования в экономике Узбекистана // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2019. Я 3 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-innovatsiy-i-analiz-ih-ispolzovaniya-v-ekonomike-uzbekistana (дата обращения: 06.05.2023).

Воронин С.А. Налоговый механизм стимулирования инноваций и необходимость его совершенствования в Узбекистане // Россия: тенденции и перспективы развития. 2017. Я 12-1. URL: https://cyberleninka.ru/article /n/nalogovyy-mehanizm-stimulirovaniya-innovatsiy-i-neobhodimost-ego-sovershenstvovaniya-v-uzbekistane (дата обращения: 01.05.2023).

Гулямов С.С., Абдуллаев А.М. Инновационный потенциал и его влияние на конкурентное развитие экономики страны (теоретико-методологические аспекты). Т. : Фан ва технология, 2016. С. 884.

Ионова Е.П. Приоритеты новой администрации Узбекистана // Россия и новые государства Евразии, 2016, Я 4. С. 96-105.

Казанцев А.А., Гусев Л.Ю. Реформы во внешней политике Узбекистана: основные достижения и сценарии развития // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. Я 2. С. 292-303. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-vo-vneshney-politike-uzbekistana-osnovnye-dostizheniya-i-stsenarii-razvitiya (дата обращения: 24.04.2023).

Карабаева Г.Ш. Основные аспекты активизации инновационных процессов в промышленности Узбекистана // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2020. Я 5 (113). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-aspekty-aktivizatsii-innovatsionnyh-protsessov-v-promyshlennosti-uzbekistana (дата обращения: 02.05.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кубаева Ш.Т. Когнитив инновация жамият таравдиётнинг асоси сифатида // Экономика и социум. 2020. Я 10 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article /n/kognitivnye-innovatsii-kak-osnova-razvitiya-obschestva (дата обращения: 28.04.2023).

Мирзиёева С.Ш. Анализ опыта Узбекистана по разработке стратегий развития страны и регионов // Управленческое консультирование. 2019. Я 3 (123). URL: https://cyberleninka. ru/article /n/analiz-opyta-uzbekistana-po-razrabotke-strategiy-razvitiya-strany-i-regionov (дата обращения: 01.05.2023).

Олимжонов Асилбек Улугбек угли. Инновационный путь развития экономики Узбекистана // "Иктисодиёт ва инновацион технологиялар" илмий электрон журнали. 2017. Я 2. URL: https://iqtisodiyot.tsue.uz/sites/default/files/maqolalar/11_A_Olimjonov.pdf (дата обращения: 04.05.2023).

Ташматов Р.Х. Основные пути развития инновации и цифровизации сельского хозяйства в регионах Узбекистана // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. Я 11-3. URL: https://cyberleninka.ru/article /n/osnovnye-puti-razvitiya-innovatsii-i-tsifrovizatsii-selskogo-hozyaystva-v-regionah-uzbekistana (дата обращения: 05.05.2023).

AkhunovaM.K. The role of innovation in the development of the new Uzbekistan // Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali. 2023. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article /n/the-role-of-innovation-in-the-development-of-the-new-uzbekistan (дата обращения: 04.05.2023).

Ashurov M.S. Zamonaviy sharoitda O'zbekistonda innovatsion faoliyatning holati va va uni rivojlantirishning ustuvor yo'nalishlari // Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali. 2022. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article /n/zamonaviy-sharoitda-o-zbekistonda-innovatsion-faoliyatning-holati-va-va-uni-rivojlantirishning-ustuvor-yo-nalishlari (дата обращения: 07.05.2023).

Dalieva F.Kh Geopolitical agenda of silk road transport corridors: interests of Uzbekistan and diversification of transport units // European science review. 2021. No. 3-4. URL: https:// cyberleninka.ru/article /n/geopolitical-agenda-of-silk-road-transport-corridors-interests-of-uzbekistan-and-diversification-of-transport-units (дата обращения: 04.05.2023).

Kakhkhorov O.S., Azimov O.O. Economic efficiency of attracting and using investments in Uzbekistan // Academic research in educational sciences. 2021. No. 9. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/economic-efficiency-of-attracting-and-using-investments-in-uzbekistan (дата обращения: 08.05.2023).

Nishonov F.M., Urmonov A.A. Issues of technological and innovative development of industry // Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali. 2021. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/ article /n/issues-of-technological-and-innovative-development-of-industry (дата обращения: 04.05.2023).

Normamatov I.B. Sources of financing innovative development of economic sectors // Экономика и социум. 2022. No. 10-1 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article /n/sources-of-financing-innovative-development-of-economic-sectors (дата обращения: 24.04.2023).

Qarshiyeva M.A., Xidirov N.G. O'zbekiston "Yashil" iqtisodiyot sari // Science and Education. 2022. No. 12. URL: https://cyberleninka.ru/article /n/o-zbekiston-yashil-iqtisodiyot-sari (дата обращения: 08.05.2023).

Teshabaeva O.N., Muydinov M.Y. O'zbekistonda yoshlar bandligini ta'minlashda investitsiyalarning roli // ORIENSS. 2022. No. 5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article /n/o-zbekistonda-yoshlar-bandligini-ta-minlashda-investitsiyalarning-roli (дата обращения: 04.05.2023).

Tokhirov E., Aliev R. Exploring the influence of high-speed train traffic on sustainable economic growth in the region // АВРИИТТ-2021. 2021. URL: https://cyberleninka.ru/article /n/ exploring-the-influence-of-high-speed-train-traffic-on-sustainable-economic-growth-in-the-region (дата обращения: 04.05.2023).

Tukhtasinova M.M. Regional marketing as a tool of increasing the investment attractiveness of the Fergana valley regional marketing as a tool of increasing the investment attractiveness of the Fergana Valley // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. No. 6 (32). URL: https://cyberleninka.ru/ article /n/regional-marketing-as-a-tool-of-increasing-the-investment-attractiveness-of-the-fergana-valleyregional-marketing-as-a-tool-of-increasing-the (дата обращения: 04.05.2023).

Tursinov A.J. Possibilities of ensuring the economic efficiency of agricultural production based on innovation // Экономика и социум. 2021. No. 3-1 (82). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/possibilities-of-ensuring-the-economic-efficiency-of-agricultural-production-based-on-innovation (дата обращения: 03.05.2023).

Xolmamatov D.H., Ergashev J.B. O'zbekistonda ilm-fan yutuqlari va innovatsion texnologiyalarga asoslangan kichik biznesni rivojlantirish istiqbollari // JMBM. 2022. No. 3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/o-zbekistonda-ilm-fan-yutuqlari-va-innovatsion-texnologiyalarga-asoslangan-kichik-biznesni-rivojlantirish-istiqbollari (дата обращения: 04.05.2023).

References

Abdullaev, A.K. (2023). The role of transport diplomacy in the development of foreign trade routes of the Republic of Uzbekistan. Postsovetskie issledovaniya, 3. Retrieved April 5, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/rol-transportnoy-diplomatii-v-razvitii-vneshnetorgovyh-marshrutov-respubliki-uzbekistan (In Russ.).

Abdullaev, A.M. (2016). Sustainable economic development of Uzbekistan in the context of globalization. T.: Fan wa technologies, 280 p. (In Russ.).

Abduvaliev, A.A. (2017). Uzbekistan in the Global Innovation Index — priorities of Innovation. Ekonomika i finansi (Uzbekistan), (1). Retrieved February 5, 2023, from https://cyberleninka. ru/article/n/uzbekistan-in-the-global-innovation-index-priorities-of-innovation

Akhunova, M.K. (2023). The role of innovation in the development of the new Uzbekistan. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, (1). Retrieved May 4, 2023, from https://cyberleninka. ru/article /n/the-role-of-innovation-in-the-development-of-the-new-uzbekistan.

Ashurmetova, N.A., & Rustamova, I.B. (2019). Types of innovations and analysis of their use in the economy of Uzbekistan. Vestnik REA im. G.V Plehanova, (3). Retrieved June 5, 2023, from https://cyberleninka.ru/article /n/vidy-innovatsiy-i-analiz-ih-ispolzovaniya-v-ekonomike-uzbekistana (In Russ.).

Ashurov, M.S. (2022). State of innovative activity in Uzbekistan in modern conditions and priority directions of its development. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnal, (1). Retrieved May 7, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/zamonaviy-sharoitda-o-zbekistonda-innovatsion-faoliyatning-holati-va-va-uni-rivojlantirishning-ustuvor-yo-nalishlari (In Uzb.).

Dalieva, F.Kh. (2021). Geopolitical agenda of silk road transport corridors: interests of Uzbekistan and diversification of transport units. European science review. № 3-4. Retrieved May 4, 2023, from https://cyberleninka.ru/article /n/geopolitical-agenda-of-silk-road-transport-corridors-interests-of-uzbekistan-and-diversification-of-transport-units.

Gulyamov, S.S., & Abdullaev, A.M. (2016). Innovative potential and its impact on the competitive development of the country's economy (theoretical and methodological aspects). Fan wa technology, 884 (In Russ.).

Ionova, E.P. (2016). Priorities of the new administration of Uzbekistan. Rossiya i novie gosudarstva Evrazii, (4), 96-105 (In Russ.).

Kakhkhorov, O.S., & Azimov, O.O. (2021). Economic efficiency of attracting and using investments in Uzbekistan. Academic research in educational sciences. № 9. Retrieved May 8, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/economic-efficiency-of-attracting-and-using-investments-in-uzbekistan

Karabaeva, G.Sh. (2020). Main aspects of activating innovative processes in the industry of Uzbekistan. Vestnik REA im. G.V Plekhanov, (5). Retrieved February 5, 2023, from https://cyberleninka. ru/article /n/osnovnye-aspekty-aktivizatsii-innovatsionnyh-protsessov-v-promyshlennosti-uzbekistana (In Russ.).

Kazantsev, A.A., & Gusev, L.Yu. (2018). Reforms in the foreign policy of Uzbekistan: main achievements and development scenarios. VestnikRUDN. Series: International relations, 18(2). 292-303. Retrieved April 4, 2023, from https://cyberleninka.ru/article /n/reformy-vo-vneshney-politike-uzbekistana-osnovnye-dostizheniya-i-stsenarii-razvitiya (In Russ.).

Kubaeva, Sh.T. (2020). Cognitive innovation as the basis of social development. Ekonomika i socium, (10). Retrieved April 28, 2023, from https://cyberleninka.ru/article /n/kognitivnye-innovatsii-kak-osnova-razvitiya-obschestva (In Uzb.).

Mirziyoeva, S.Sh. (2019). Analysis of the experience of Uzbekistan in developing strategies for the development of the country and regions. Upravlencheskoe konsultirovanie, (3). Retrieved January 5, 2023, from https://cyberleninka.ru/article /n/analiz-opyta-uzbekistana-po-razrabotke-strategiy-razvitiya-strany-i-regionov (In Russ.).

Nishonov, F.M., & Urmonov, A.A. (2021). Issues of technological and innovative development of industry. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, (1). Retrieved May 4, 2023, from https://cyberleninka.ru/article /n/issues-of-technological-and-innovative-development-of-industry.

Normamatov, I.B. (2022). Sources of financing innovative development of economic sectors. Economy and society, (10-1). Retrieved April 24, 2023, from https://cyberleninka.ru/article /n/sources-of-financing-innovative-development-of-economic-sectors.

Olimjonov, A, U. (2017). Innovative way of development of the economy of Uzbekistan. Iktisodiyot va innovation tekhnologiyalar" ilmiy electron journal, (2). Retrieved April 5, 2023, from file:///C:/Users/prost/Downloads/11_A_Olimjonov%20 (1).pdf (In Russ.).

Qarshiyeva, M.A., & Xidirov, N.G. (2022). Uzbekistan towards the "Green" economy. Science and Education, (12). Retrieved May 8, 2023, from https://cyberleninka.ru/article /n/o-zbekiston-yashil-iqtisodiyot-sari (In Uzb).

Tashmatov, R.Kh. (2020). The main ways of development of innovation and digitalization of agriculture in the regions of Uzbekistan. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika, (11-3). Retrieved May 5, 2023, from https://cyberleninka.ru/article /n/osnovnye-puti-razvitiya-innovatsii-i-tsifrovizatsii-selskogo-hozyaystva-v-regionah-uzbekistana (In Russ.).

Teshabaeva, O.N., & Muydinov, M.Y. (2022). The role of investments in ensuring youth employment in Uzbekistan. ORIENSS, (5-2). Retrieved May 4, 2023, from https://cyberleninka.ru/article /n/o-zbekistonda-yoshlar-bandligini-ta-minlashda-investitsiyalarning-roli (In Uzb).

Tokhirov, E., & Aliev, R. (2021). Exploring the influence of high-speed train traffic on sustainable economic growth in the region. AVR1ITT-202L Retrieved May 4, 2023, from https:// cyberleninka.ru/article /n/exploring-the-influence-of-high-speed-train-traffic-on-

sustainable-economic-growth-in-the-region.

Tukhtasinova, M.M. (2018). Regional marketing as a tool of increasing the investment attractiveness of the Fergana valley regional marketing as a tool of increasing the investment attractiveness of the Fergana Valley. Innovacionnaya ekonomika: perspektivi razvitiya i sovershenstvovaniya, (6). Retrieved May 4, 2023, from https://cyberleninka.ru/article /n/ regional-marketing-as-a-tool-of-increasing-the-investment-attractiveness-of-the-fergana-valleyregional-marketing-as-a-tool-of-increasing-the.

Tursinov, A.J. (2021). Possibilities of ensuring the economic efficiency of agricultural production based on innovation. Economy and society, 3-1(82). Retrieved May 3, 2023, from https:// cyberleninka.ru/article /n/possibilities-of-ensuring-the-economic-efficiency-of-agricultural-production-based-on-innovation.

Voronin, S.A. (2017). The tax mechanism for stimulating innovation and the need for its improvement in Uzbekistan. Rossiya: tendencii iperspektivi razvitiya, (12-1). Retrieved January 5, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovyy-mehanizm-stimulirovaniya-innovatsiy-i-neobhodimost-ego-sovershenstvovaniya-v-uzbekistane (In Russ.).

Xolmamatov, D.H., & Ergashev, J.B. (2022). Prospects for the development of small business based on scientific achievements and innovative technologies in Uzbekistan. JMBM, (3). Retrieved May 4, 2023, from https://cyberleninka.ru/article/n/o-zbekistonda-ilm-fan-yutuqlari-va-innovatsion-texnologiyalarga-asoslangan-kichik-biznesni-rivojlantirish-istiqbollari (In Uzb.).

Сведения об авторах / Bio notes

Аватков Владимир Алексеевич, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник, заведующий Отделом Ближнего и Постсоветского Востока, ИНИ-ОН РАН. ORCID: 0000-0002-6345-3782. E-mail: v.avatkov@gmail.com

Рожкова Злата Петровна, старший лаборант Отдела Ближнего и Постсоветского Востока, ИНИОН РАН. ORCID: 0009-00083664-6010. E-mail: z.p.rozhkova@gmail.com

Vladimir A. Avatkov, Doctor of Science (In Politics), Leading Researcher, Head of the Middle and Post-Soviet East Department, UNION RAS. ORCID: 0000-0002-6345-3782. E-mail: v.avatkov@gmail.com

Zlata P. Rozhkova, Senior Laboratory Assistant, Middle and Post-Soviet East Department, INION RAS. ORCID: 0009-0008-3664-6010. E-mail: z.p.rozhkova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.