Научная статья на тему 'УЗБЕКИСТАН: РЕФОРМЫ РАДИ НАРОДА'

УЗБЕКИСТАН: РЕФОРМЫ РАДИ НАРОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
378
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ACTION STRATEGY / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / PUBLIC SERVICES / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / JUDICIAL REFORM / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / ADMINISTRATIVE REFORM / ВИРТУАЛЬНАЯ ПРИЕМНАЯ / VIRTUAL RECEPTION ROOM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касымов Р.С., Рахимова Д.Н.

В статье рассматриваются реформы, проводимые в Республике Узбекистан по приоритетным направлениям ее развития, включающим совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона, развитие экономики и социальной сферы, сохранения безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление конструктивной внешней политики. Авторы уделяют особое внимание укреплению доверия бизнеса и гражданского общества по отношению к проводимым реформам. В работе раскрываются механизмы вовлечения граждан в обсуждение механизмов реализации реформ на основе создания современных центров государственных услуг и обеспечения эффективного функционирования виртуальных приемных Президента Республики Узбекистан. Особенность перехода к инновационно ориентированной модели развития экономики Узбекистана состоит в том, что возрастание глобальной конкуренции создает вызовы, которые предстоит решать в ближайшие годы. Важнейшей характеристикой мирового инновационного развития становится конкуренция за качественный человеческий капитал, а растущая мобильность высококвалифицированного персонала обеспечивает распространение знаний. Особый акцент в стране делается на роли информационных технологий в процессе распространения знаний и информации. Становится все более актуальным их участие в дальнейшем росте инновационной активности населения, распространении знаний среди молодежи, участников производственных циклов различных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Uzbekistan: reforms for the sake of the people

The article examines the reforms carried out in the Republic of Uzbekistan in priority areas of its development, including improving state and public construction, ensuring the rule of law, developing the economy and the social sphere, ensuring security, interethnic harmony and religious tolerance, and implementing a constructive foreign policy. Particular attention is paid to strengthening the trust of the business community and civil society in the ongoing reforms. The mechanisms for involving citizens in discussing the mechanisms for reform implementation on the basis of creating modern Public Service Centers and ensuring the efficient functioning of Virtual reception rooms of the President of the Republic of Uzbekistan are disclosed. The peculiarity of the transition to an innovatively oriented model of the development of the economy of Uzbekistan is that the growing global competition creates challenges that will be solved in the coming years. The most important characteristic of the world innovative development is competition for high-quality human capital, and the growing mobility of highly qualified personnel ensures the dissemination of knowledge. Particular emphasis in the country is placed on the role of information technology in the dissemination of knowledge and information. Their participation in the further growth of innovative activity of the population, dissemination of knowledge among young people, participants in the production cycles of various regions is becoming more and more relevant.

Текст научной работы на тему «УЗБЕКИСТАН: РЕФОРМЫ РАДИ НАРОДА»

DOI: 10.22394/2070-8378-2018-20-1-102-109

Узбекистан: реформы ради народа

РУСТАМ СОБИРОВИЧ КАСЫМОВ, доктор экономических наук, профессор, ректор

Академия государственного управления при Президенте Республики узбекистан (100003, Республика узбекистан, ташкент, ул. ислама каримова, 45). E-mail: info@dba.uz

ДИЛЬФУЗА НИГМАТОВНА РАХИМОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и практики менеджмента

академия государственного управления при Президенте Республики узбекистан (100003, Республика узбекистан, ташкент, ул. ислама каримова, 45). E-mail: d.raximova62@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются реформы, проводимые в Республике Узбекистан по приоритетным направлениям ее развития, включающим совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона, развитие экономики и социальной сферы, сохранения безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление конструктивной внешней политики. Авторы уделяют особое внимание укреплению доверия бизнеса и гражданского общества по отношению к проводимым реформам. В работе раскрываются механизмы вовлечения граждан в обсуждение механизмов реализации реформ на основе создания современных центров государственных услуг и обеспечения эффективного функционирования виртуальных приемных Президента Республики Узбекистан. Особенность перехода к инновационно ориентированной модели развития экономики Узбекистана состоит в том, что возрастание глобальной конкуренции создает вызовы, которые предстоит решать в ближайшие годы. Важнейшей характеристикой мирового инновационного развития становится конкуренция за качественный человеческий капитал, а растущая мобильность высококвалифицированного персонала обеспечивает распространение знаний. Особый акцент в стране делается на роли информационных технологий в процессе распространения знаний и информации. Становится все более актуальным их участие в дальнейшем росте инновационной активности населения, распространении знаний среди молодежи, участников производственных циклов различных регионов.

Ключевые слова: государственное управление, стратегия развития, государственные услуги, судебная реформа, административная реформа, виртуальная приемная

Статья поступила в редакцию 18 февраля 2018 года.

Касымов Р.С., Рахимова Д.Н. Узбекистан: реформы ради народа. Государственная служба. 2018. № 1. С. 102-109

uzBEKISTAN: REFoRMS For THE SAKE oF THE people

RUSTAM S. KASYMOV, Dr. Sci. (Economics), Professor, Rector

Academy of Public Administration under the President of the Republic of Uzbekistan (45, ul. Islama Karimova, Tashkent, Republic of Uzbekistan, 100003). E-mail: info@dba.uz

DILFUZA N. RAKHIMOVA, Dr. Sci. (Economics), Professor, Head of the Chair of Management Theory and Practice Academy of Public Administration under the President of the Republic of Uzbekistan (45, ul. Islama Karimova, Tashkent, Republic of Uzbekistan, 100003). E-mail: d.raximova62@mail.ru

Abstract: The article examines the reforms carried out in the Republic of Uzbekistan in priority areas of its development, including improving state and public construction, ensuring the rule of law, developing the economy and the social sphere, ensuring security, interethnic harmony and religious tolerance, and implementing a constructive foreign policy. Particular attention is paid to strengthening the trust of the business community and civil society in the ongoing reforms. The mechanisms for involving citizens in discussing the mechanisms for reform implementation on the basis of creating modern Public Service Centers and ensuring the efficient functioning of Virtual reception rooms of the President of the Republic of Uzbekistan are disclosed. The peculiarity of the transition to an innovatively oriented model of the development of the economy of Uzbekistan is that the growing global competition creates challenges that will be solved in the coming years. The most important characteristic of the world innovative development is competition for high-quality human capital, and the growing mobility of highly qualified personnel ensures the dissemination of knowledge. Particular emphasis in the country is placed on the role of information technology in the dissemination of knowledge and information. Their participation in the further growth of innovative activity of the population, dissemination of knowledge among young people, participants in the production cycles of various regions is becoming more and more relevant. Keywords: public administration, action strategy, public services, judicial reform, administrative reform, virtual reception room

KasymovR. S., Rakhimova D. N. Uzbekistan: reforms for the sake of the people. Gosudarstvennaya sluzhba. 2018. № 1. P. 102-109. In Russian

Среди людей самый лучшии тот, кто приносит народу больше пользы.

Алишер Навои, узбекский поэт, философ XV века

В рамках Гайдаровского форума «Россия и мир: цели и ценности» прошел Экспертный круглый стол «Какие компетенции нужны госслужащим стран СНГ: ищем ответы вместе».

В его работе приняли участие Алихан Байменов - председатель управляющего комитета Регионального хаба в сфере госслужбы в Астане; Арсен Локян - ректор Академии государственного управления Республики Армения; Фатима Жа-кыпова - ректор Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан; Алмаз Насыров - ректор Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики; Лутфия Абдулхоликзода - ректор Института государственного управления при Президенте Республики Таджикистан; Андрей Марголин - проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Альтаир Ахметов - вице-ректор по учебной работе и информационным технологиям Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан; Айгуль Кошербаева - вице-ректор Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан; Игорь Барциц - директор Института государственной службы и управления РАНХиГС; Баходур Саидамиров - советник Генерального секретаря Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ; Дильфуза Рахимова - заведующая кафедрой теории и практики менеджмента Академии государственного

управления при Президенте Республики Узбекистан; Юрий Косов - заместитель директора Северо-Западного института управления РАНХиГС; Константин Гылка - профессор Европейского Университета (Республика Молдова).

В ходе дискуссии участники экспертного круглого стола одобрили концепцию создания Сетевой академии СНГ по государственному управлению и пришли к соглашению о целесообразности начала реализации совместных образовательных программ повышения квалификации государственных служащих в сетевом формате. Была также поддержана идея публикации статей, подготовленных по материалам докладов участников Экспертного круглого стола, в рубрике «Лучшие практики государственного управления в странах СНГ» журнала «Государственная служба», издаваемого в РАНХиГС.

В настоящем номере журнала читатель может ознакомиться со статьями ректора Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан Рустама Касимова и заведующей кафедрой теории и практики менеджмента Дильфузой Рахимовой, а также со статьей ректора Академии государственного управления Республики Армения Арсена Локяна.

введение

Без современной системы государственного управления рынок не может обеспечить повышение конкурентоспособности национальной экономики. Определяющим элементом проводимых в Республике Узбекистан реформ служит разработка государственной политики поддержки предпринимательства, включающей замену административного управления рыночными механизмами, и технологических инноваций, основанных на новых принципах. В этой ситуации довольно высокий природный, социально-экономический и научный потенциал республики нейтрализуется недостаточной эффективностью управленческих решений. В связи с этим актуальность приобретает изучение зарубежного опыта формирования механизмов государственного управления при активном участии граждан в процессе принятия управленческих решений.

Основополагающим становится провозглашенный Президентом Республики Узбекистан Ш. Мирзиёевым принцип: «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу». Именно он положен авторами данной статьи в основу анализа реформ, проводимых в настоящее время в Республике Узбекистан.

Развитие социальной сферы и либерализация экономики

Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года была принята «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям

развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах»1. На стадии разработки стратегии были проведены конструктивные беседы и обсуждения с широкими слоями населения, представителями общественности и предпринимательских кругов, руководителями и специалистами государственных органов, а также изучены действующее законодательство, информационно-аналитические материалы, доклады, рекомендации и обзоры национальных и международных организаций, проведен анализ опыта развитых зарубежных стран. На основе сбора, глубокого изучения и обобщения поступивших предложений был разработан и обнародован в средствах массовой информации проект стратегии.

Следует отметить, что была развернута широкая дискуссия среди населения, в ходе которой граждане проявили особую заинтересованность и сопричастность к проводимым реформам. В частности, на портал «Система оценки воздействия актов законодательства» поступило 1 310 предложений и отзывов, на основе которых был пересмотрен 41 пункт Государственной программы. Также были организованы медиа-неделя и международные круглые столы, в которых приняло участие свыше 1 300 специалистов и экспертов. Такое обсуждение способствовало более полному учету инте-

1 Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан»: http://lex.uz/pages/getpage. aspx?lact_id=3107042

ресов народа. Вместе с тем при разработке документа были объективно оценены потенциал и возможности страны на данном этапе развития, учтены просчеты и ошибки предыдущего периода.

В основу «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» легли конкретные механизмы решения концептуальных вопросов общественно-политического, социально-экономического, культурно-гуманитарного развития страны, заявленных Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым в ходе предвыборной кампании многочисленных встреч с общественностью. Основными ее целями являются повышение эффективности проводимых реформ, создание условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, модернизация страны и либерализация всех сфер жизни. Стратегия действий стала, по сути, «дорожной картой» реформ на ближайшее пятилетие, определяющей целенаправленное устойчивое развитие страны и общества. Представляя собой новое видение стратегических перспектив для государства и общества, она тесно связана с целями устойчивого развития. В рамках реализации данной стратегии за 2017 год было принято более 20 законов и свыше 700 подзаконных актов, направленных на реформирование системы управления государством.

«Стратегия действий... » охватывает пять основных приоритетных направлений:

• совершенствование государственного и общественного строительства;

• обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы;

• развитие и либерализация экономики;

• развитие социальной сферы;

• обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

Каждое из пяти направлений содержит конкретные разделы, посвященные дальнейшему углублению реформ и преобразований в стране. Стратегия реализуется в пять этапов, в рамках каждого из которых будет утверждаться отдельная ежегодная Государственная программа, в соответствии с объявляемым наименованием года. Так, в 2017 году была утверждена первая Государственная программа по реализации «Стратегии действий... » в «Год диалога с народом и интересов человека». Первым приоритетным направлением этой программы стало «совершенствование государственного и общественного строительства», предусматривающее следующие задачи:

реформирование системы государственного управления и государственной службы с помощью децентрализации, повышения уровня профессиональной подготовки, материального и социального обеспечения государственных служащих, а также поэтапного сокращения государственного регулирования экономики; внедрение современных механизмов государствен-

но-частного партнерства, направленных на повышение эффективности взаимовыгодного сотрудничества при реализации задач общественно-политического и социально-экономического развития страны;

обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и управления, внедрение современных форм предоставления информации, касающейся прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

совершенствование системы «Электронное правительство», повышение эффективности, качества оказания и доступности государственных услуг для населения и субъектов предпринимательства.

2017 год в истории Республики Узбекистан стал годом создания новой системы прямого диалога с народом, эффективного решения его жизненных проблем. Народные приемные и Виртуальная приемная Президента Республики Узбекистан, являющиеся основой для новой системы, стали уникальным и эффективным демократическим институтом по работе с обращениями граждан. За один год в народные приемные обратились более 1,5 млн граждан, были положительно решены копившиеся годами проблемы многих людей.

Узбекистан переходит на абсолютно новую в качественном отношении систему работы государственных органов с обращениями населения. В частности, начинает действовать система отчетности перед населением хокимов (глав территориальных администраций) всех уровней, руководителей органов прокуратуры и внутренних дел. Вместе с тем организована деятельность народных приемных в Республике Каракалпакс-тан, различных областях, а также в Ташкенте, чтобы ни одно обращение граждан не осталось без внимания. С 1 января 2018 года Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства, работавшие в соответствии с принципом «одно окно», преобразованы в Центры государственных услуг при народных приемных Президента Республики Узбекистан. Эта служба осуществляет деятельность по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц аппарата Президента Республики Узбекистан.

Создаются оптимальные условия для возвращения в нормальную жизнь граждан, попавших под влияние идеологии экстремизма. Деятельность правоохранительных органов поставлена под парламентский и гражданский надзор. Увеличивается значение институтов гражданского общества, обеспечивается независимость судебных органов, возрастает роль средств массовой информации.

особенности реформирования судебно-правовой системы

Период после выборов Президента Республики Узбекистан был ознаменован широкомасштабными реформами во всех отраслях жизнедеятельности страны. Они коснулись, в частности, судебно-правовой системы. В 2017 году были сделаны важные шаги в этом направ-

лении. В частности, был создан Высший судейский совет. Одним из приоритетных направлений его деятельности является установление действенного общественного контроля при подборе и назначении судей. В 2018 году по инициативе главы государства планируется создать при Олий Мажлисе (Парламенте) Комиссию по содействию обеспечению независимости судебной власти. В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, Олий Мажлис является высшим государственным представительным органом, осуществляющим законодательную власть. Парламент страны должен быть задействован в реформировании судебно-правовой системы, содействовать обеспечению независимости судей для того, чтобы выносились справедливые решения по защите прав и законных интересов граждан.

Был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на либерализацию законодательства в сфере защиты прав и интересов граждан. В частности, были приняты Указы Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата»2 и «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан»3. Во исполнение задач, поставленных в указах, были внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан. В соответствии с этими изменениями было установлено, что с 1 января 2017 года:

- отменены все виды внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, кроме проверок в связи с ликвидацией юридического лица, а также проводимых исключительно по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов краткосрочных проверок на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства;

- отменены все виды встречных проверок деятельности субъектов предпринимательства, в том числе по уголовным делам;

- закреплено правило, согласно которому освобождаются от административной и уголовной ответственности, применения штрафных и финансовых санкций субъекты предпринимательства и их работ-

2 Указ Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2016 года № УП-4848 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата»: http://lex.uz/pages/getpage. aspx?lact_id=3039313

3 Указ Президента Республики Узбекистан от 21 октября 2016 года № УП-4850 «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан»: http://lex.uz/pages/getpage. aspx?lact_id=3050494

ники, впервые совершившие правонарушения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в случае добровольного устранения в установленные законодательством сроки допущенных нарушений и возмещения причиненного материального ущерба, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью человека;

- принята норма, в соответствии с которой освобождаются от административной и уголовной ответственности лица, впервые совершившие правонарушения, связанные с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности, в случае добровольного возмещения причиненного ущерба, регистрации в качестве субъектов предпринимательства и оформления необходимых разрешительных документов в месячный срок со дня выявления правонарушения;

- установлено, что в отношении субъектов предпринимательства не применяется уголовное наказание в виде лишения права на осуществление предпринимательской деятельности.

Наряду с этим с 1 апреля 2017 года:

- исключено уголовное наказание в виде ареста и включен в систему наказаний новый, альтернативный вид (обязательные общественные работы);

- срок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, сокращен с 72 до 48 часов;

- предельный срок применения мер пресечения в виде содержания под стражей и домашнего ареста, а также предварительного следствия, сокращен с 1 года до 7 месяцев;

- право выдачи санкции на арест почтово-теле-графных отправлений и на производство эксгумации передано судам;

- отменен институт возвращения судом уголовного дела для производства дополнительного расследования с внедрением механизмов восполнения неполноты следствия в ходе судебного разбирательства;

- срок пересмотра судебного решения по гражданскому делу в порядке надзора сокращен с 3 лет до 1 года.

Кроме того, были приняты меры, необходимые для реализации конституционных норм, свидетельствующих о том, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет установлена судом. В связи с этим проведено коренное реформирование судебной системы Республики Узбекистан; для обеспечения единой судебной практики были объединены Верховный суд и Высший хозяйственный суд. Для предотвращения незаконных вмешательств в процесс отбора и назначения на должность судей, создания соответствующей прозрачной, открытой, гласной и альтернативной системы был учрежден Высший судейский совет. Внедрена практика бессрочного назначения на судейскую должность.

На основе этих реформ были усилены гарантии независимости судей в сфере защиты прав граждан, на-

лажена деятельность административных судов. Теперь граждане при нарушении их прав со стороны государственных органов могут обращаться в созданные в каждом районе и городе административные суды. Большое внимание было уделено усилению воспитательной роли судов, обеспечению открытости и гласности их деятельности, учету мнения общественности при принятии судебных решений. Порядок возвращения судами уголовных дел на дополнительное расследование был упразднен, что повысило ответственность судебных и следственных органов в установлении истины, а также принятии законных, обоснованных и справедливых решений. Для обеспечения законности и справедливости каждого приговора была налажена практика учета мнения общественности.

В рамках работы, осуществляемой в этом направлении, следует отметить создание единой системы борьбы с коррупцией. Принятие закона «О противодействии коррупции» позволило объединить усилия и потенциал государственных органов и институтов гражданского общества. Создана новая система профилактики правонарушений и борьбы с преступностью. Самой важной задачей стала не борьба с последствиями правонарушений, а своевременное предупреждение совершения незаконных действий.

Учрежден новый институт Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Также усовершенствована деятельность Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека. Расширены его полномочия в осуществлении контроля в учреждениях по исполнению наказания.

Административная реформа

Указом Президента Республики Узбекистан принята Концепция административной реформы4. В соответствии с ней определены шесть приоритетных направлений коренного реформирования системы государственного управления, на основе специальной «дорожной карты» пересматривается деятельность более 100 органов исполнительной власти.

В итоге были определены следующие задачи административной реформы:

- совершенствование институциональных и организационно-правовых основ деятельности органов исполнительной власти;

- конкретизация задач (функций, полномочий), механизмов их реализации и сфер ответственности органов исполнительной власти, совершенствование процессов координации и взаимодействия;

- дальнейшее сокращение административного воз-

4 Приложение № 1 к Указу Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан» от 8 сентября 2017 года № УП-5185 «Концепция административной реформы в Республике Узбекистан»: http://uza.uz/ru/documents/ob-utverzhdenii-kont-septsii-admimstrativnoy-reformy-v-respu-09-09-2017

действия на отрасли экономики и расширение рыночных механизмов управления;

- совершенствование механизмов вертикальной системы управления и взаимодействия органов исполнительной власти;

- внедрение в систему государственного управления современных форм стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий;

- формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, введение механизмов противодействия коррупции в системе органов исполнительной власти.

Главная цель административных реформ заключается в создании компактной и профессиональной системы исполнительных органов, в которой используются современные методы менеджмента.

30 ноября 2017 года принят Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности», согласно которому в Узбекистане абсолютно не допускаются пытки, психологическое, физическое давление и другие виды насилия. В 2017 году более 1 100 лиц, проживавших в стране и не имевших гражданства Узбекистана, получили этот статус. Мы считаем, что это является еще одним подтверждением обеспечения в нашей стране прав и свобод человека.

Одним из основополагающих факторов высокого качества жизни является наличие собственного жилья. На сегодняшний день жилищная проблема занимает первое место по обращениям в народные приемные и, учитывая потребности людей, 2017 год стал годом обеспечения жильем малоимущих слоев населения; новый проект стал первым шагом к строительству доступного жилья на основе льготных ипотечных кредитов. За последние 25 лет впервые начато строительство многоэтажных домов по доступным для населения ценам. В 2017 году было построено и сдано «под ключ» многоквартирных домов площадью свыше 800 тыс. м2. В 2016 году 12 413,5 тыс. м2 жилья, в том числе 9 000,6 тыс. м2 в сельской местности, а также 2 448,1 км водопроводных сетей, в том числе 1 972,4 км в сельской местности. Реализуется Программа по строительству и реконструкции энергоэффективных доступных многоквартирных домов в городах на 2017-2020 годы, в рамках которой намечено строительство 1 136 многоэтажных домов, имеющих 50 286 квартир, а также 75 тысяч жилых домов в сельской местности на основе типовых проектов.

Учитывая большую роль и значение воспитания детей с раннего возраста, было принято решение создать Министерство дошкольного образования. Укрепляется материально-техническая база этой сферы; ближайшие 3-4 года планируется строительство и оснащение в стране нескольких тысяч новых детских садов.

Идет работа по дальнейшему совершенствованию системы высшего образования. В частности, была принята Программа комплексного развития системы

высшего образования в 2017-2021 годах. Количество высших образовательных учреждений достигло 81, филиалов в регионах - 15, филиалов зарубежных университетов - 7. Кроме того, следует отметить достижение договоренности о создании в городе Алмалыке филиала Московского института стали и сплавов, а в Ташкенте - филиала Вебстерского университета США. Исходя из потребностей реального сектора экономики, в некоторых высших учебных заведениях были открыты заочные и вечерние отделения. По сути, речь идет о разработке и реализации системы мер по развитию человеческого капитала, являющейся необходимым условием для повышения конкурентоспособности экономики Республики Узбекистан [Мау, 2016. С. 370-398; Советов, Кабичкин, 2013. С. 46; Рахимова, Одилов, 2017. С. 359; Perepelkin, Perepelkina, Morozova, 2016. Р. 7650-7658].

инновационно ориентированная модель развития экономики

Преобразования осуществляются и в сфере экономики. Недавно Узбекистан полностью перешел на свободную конвертацию национальной валюты. Были приняты меры по смягчению возможных негативных последствий этого перехода для населения. В целях повышения привлекательности инвестиционной среды государство внедряет инновационные методы создания свободных экономических и малых промышленных зон и технопарков.

2018 год в Республике Узбекистан был объявлен «Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий». В этом году будут внедрены новые подходы к государственному развитию. Особенность перехода к инновационно ориентированной модели развития экономики Узбекистана состоит в том, что возрастание глобальной конкуренции создает вызовы, которые предстоит решать в ближайшие годы. Важнейшей характеристикой мирового инновационного развития становится конкуренция

за качественный человеческий капитал, а растущая мобильность высококвалифицированного персонала обеспечивает распространение знаний. Особый акцент в стране делается на роли информационных технологий в процессе распространения знаний и информаций. Становится все более актуальной их участие в дальнейшем росте инновационной активности населения, распространении знаний среди молодежи, участников производственных циклов различных регионов.

виртуальная приемная Президента

В условиях ускоренного развития информационных и коммуникационных технологий широкое использование достижений науки и техники для осуществления поставленных целей открывает для людей новые возможности. Поэтому, с учетом запросов и пожеланий граждан, была разработана новая версия программной системы «Виртуальная приемная Президента». Она была запущена в тестовом режиме с 1 февраля 2018 года. Основные новшества в ее усовершенствовании состоят в том, что граждане могут открыть свой личный кабинет. В новой версии Виртуальной приемной Президента Республики Узбекистан заявитель может открыть персональный кабинет по своему желанию. Для этого физическое лицо в процессе регистрации должно ввести личный идентификационный номер, указанный в его гражданском паспорте. Это облегчит процесс идентификации личности заявителя. Цель модуля «Личный кабинет граждан» - создать для них максимальные удобства при работе с системой «Виртуальная приемная Президента», хранить в одном месте всю историю обращений.

В новой версии виртуальной приемной открыт раздел «Часто задаваемые вопросы». Его основная цель заключается в предоставлении заявителю возможности получить ответ на интересующий его вопрос, не направляя официального обращения. Анализ данных показывает, что граждане часто обращаются по вопросам получения правовой информации общего характера или правовой консультации.

По итогам анализа обращений граждан были определены часто задаваемые вопросы, ответы на которые были изложены понятным и доступным языком в специальном разделе. Здесь можно найти ответы на вопросы, касающиеся жилищного обеспечения, социальной защиты, предпринимательской и банковской деятельности, производства, сертификации и лицензирования, ветери-

I ШМЧТР VuweH9flHh»<HriD7*#t<M.

|НЬ та- LLf I ^^ШЯ

К r>L Ж^ТЧ. НГуС_«(1.»" ■-irjl'irv-, knuf J J J-'iflUJ Li.-.,-I"lli-Ш*

У ftp*f /'"W'Tlrtnirv /rfwvpn^i MCFpru-imy c-T.fiim/-, tu лч*>фаиг. < BJdt pSffcMjhij4 iwjaoreruit p*j-johitjhu« гырги^ьч yiAjtftff

нарных услуг, налогов и штрафов, информационных технологий и коммуникаций, транспорта и юридических вопросов, науки и культуры, образования, труда и занятости, а также других сфер жизни общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В новой версии виртуальной приемной запущен модуль «Онлайн-консультант», позволяющий получить квалифицированную юридическую помощь по различным проблемам и вопросам в удобной для пользователей форме. Этот модуль работает в тесной взаимосвязи с разделом «Часто задаваемые вопросы». Модуль предусматривает консультирование физических и юридических лиц в режиме реального времени со стороны квалифицированных специалистов, привлеченных в качестве консультантов по различным отраслям и сферам деятельности. Данная услуга позволяет, направив вопрос через виртуальную приемную, получить в режиме онлайн оперативную юридическую консультацию от специалистов с юридическим образованием. Теперь нет надобности ждать ответного письма, содержащего правовую информацию по тому или иному вопросу. Это будет способствовать сокращению количества обращений, регистрируемых на портале и содержащих просьбу в получении правовой информации, повышению в государственных органах качества работы с другими обращениями. Будет достигнуто оперативное обеспечение потребности физических и юридических лиц в информации правового характера. Вопросы, часто задаваемые через модуль «Онлайн-консультант», будут постоянно анализироваться и добавляться в раздел «Часто задаваемые вопросы».

Модуль «Графики приема граждан руководителями министерств и ведомств и направление обращения к ним» объединил в единой базе графики приема граждан руководителями всех органов государственного и хозяйственного управления, хокимиятов на местах. Теперь с информацией о приеме граждан руководителями государственных органов (о днях, времени приема, соответствующих номерах телефонов, адресах электронной почты, адресах государственных органов) можно будет ознакомиться в одном центре.

В некоторых случаях физические и юридические лица не располагают достаточными сведениями о том, в ведении какого государственного органа находится интересующий их вопрос. В связи с этим был организован раздел «Функции и задачи», позволяющий ознакомиться с данными об определенных законодательством функциях и задачах конкретного государственного органа.

В настоящее время виртуальные приемные руководителей различных уровней имеют разные формы отправки обращения к ним, однако найти такую форму на официальных веб-сайтах остается непростой задачей. Исходя из этого, с целью создания для граждан возможности направлять обращения непосредственно соответствующим государственным органам на базе портала, формы отправки обращений в личные виртуальные приемные были объединены.

Еще одним нововведением виртуальной приемной

является модуль «Сообщить о преследовании», служащий обеспечению прав и свобод заявителей. Если кто-то подвергается преследованию из-за отправки заявления или жалобы, он может оперативно сообщить об этом, нажав специальную «кнопку». Такие сообщения будут рассматриваться оперативно и в приоритетном порядке с привлечением правоохранительных органов.

Обобщение опыта функционирования Виртуальной приемной Президента Республики Узбекистан свидетельствует о ее высокой эффективности, являющейся прямым следствием использования современных информационных технологий для развития конституционной демократии [Барциц, 2013. С. 117-119].

Серьезные изменения произошли и в сфере государственного управления. При оценке деятельности государственных органов и должностных лиц основным критерием служит то, как обеспечивается законность, защищаются права и свободы граждан, насколько качественны и доступны для населения государственные услуги. Результаты деятельности руководителей министерств и ведомств, хозяйственных объединений, хоки-мов оцениваются не только экономическими цифрами, а в зависимости от того, как организованы диалог и работа с населением, как решаются проблемы граждан. Цель - укрепление механизмов, делающих власть народа в стране не номинальной, а реальной. В данном случае речь идет о комплексном подходе к применению процедуры оценки регулирующих воздействий, получающей достаточно широкое распространение в Российской Федерации5 [Марголин, Бучнев, 2014. С. 27-28; Сарычева, 2016. С. 190-197].

Актуальным является совершенствование системы полномочий и задач местных хокимиятов. Учитывая их роль во всестороннем развитии территорий, реализации социально-экономических программ, обеспечении исполнения законов, эффективной координации деятельности органов государственной власти на местах, сегодня разрабатываются соответствующие предложения по предоставлению местным хокимиятам дополнительных полномочий.

Очевидно, что модернизация государственной службы является весьма актуальной для нашей страны. Поэтому это направление стало частью коренной реформы системы государственного управления. Для воплощения в жизнь системных реформ по трансформации общества необходимо усовершенствовать всю систему работы с кадрами.

С этой точки зрения разрабатывается целевая программа, охватывающая такие важные вопросы, как формирование резерва кадров, их подготовка и переподготовка. Основная ее задача заключается в формировании новой генерации руководителей и должност-

5 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2012 года № 623 «Об утверждении методических рекомендаций по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации».

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2018 ТОМ 20 № 1. ГАЙДАРОВСКИЙ ФОРУМ 109

р.с. Касымов, Д.н. рахимова. Узбекистан: реформы ради народа

ных лиц, обладающих высоким профессионализмом и современным мышлением, способных принимать всесторонне взвешенные, правильные решения, достигать поставленных целей. При этом особое внимание уделяется подготовке квалифицированных кадров для территориальных органов управления, прежде всего районных и городских хокимиятов.

Для эффективного решения имеющихся проблем в жизни общества, Узбекистан будет проводить широкомасштабные реформы, связанные с созданием совершенно новой системы в сфере государственного управления.

Таким образом, результаты осуществляемых реформ и изменений в Республике Узбекистан дали возможность повысить качество и результативность процессов демократизации и обеспечения прав, свобод и интересов человека, в том числе достойного уровня жизни людей, усилить роль и ответственность государственных органов, внедрить новые эффективные механизмы и методы налаживания открытого диалога с населением и работы с их обращениями.

Заключение

Реформы, проводимые в Узбекистане, носят комплексный характер и опираются на доверие населения. Индикаторами такого доверия являются активное участие граждан в обсуждении реформ на портале «Система оценки воздействия актов законодательства»

Литература

Барциц И.Н. Конституционная демократия - это свободные выборы плюс интернетизация всей страны. Социологические исследования. 2013. № 9. С. 112-119.

Марголин А.М., Бучнев О.А. Правотворческая деятельность: оценка регулирующего воздействия. Проблемы теории и практики управления. 2014. № 1. С. 24-28.

Мау В.А. Кризисы и уроки. Экономика России в эпоху турбулентности. М.: Издательство Института Гайдара, 2016. 488 с.

Рахимова Д.Н., Одилов Т. Формирование понятия человеческого капитала. Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества. М.: Ковчег, 2017. С. 358-360.

References

Bartsits I. N. Constitutional democracy means free elections plus the internetization of the whole country. In: Sotsiologicheskie issledo-vaniya. 2013. № 9. P. 112-119. In Russian.

Margolin A. M., Buchnev O. A. Legislative activity: assessment of regulatory impact. In: Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2014. № 1. P. 24-28. In Russian.

Mau V. A. Russia's Economy in an Epoch of Turbulence: Crises and Lessons. M.: Gaidar Institute Press, 2016. 488 p. In Russian.

Perepelkin V A, Perepelkina E. V., Morozova E. S. Evolution of the concept of 'human capital' in economic science. In: International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. № 15. P. 7649-7658. In Russian.

и практическое использование органами власти значительной части предложений, сформулированных в ходе всенародного обсуждения, для повышения эффективности стратегии действий по их реализации. Осуществление принципа «Реформы не ради реформ, а в интересах народа» способствует созданию в Узбекистане Центров государственных услуг при Народных приемных Президента Республики Узбекистан, работающих по принципу «одно окно». Отмеченные центры по достоинству оценены предпринимательским сообществом; они являются существенным фактором улучшения делового климата и снижения трансакционных издержек для бизнеса.

Заслуживает внимания и тиражирования на пространстве Содружества Независимых Государств опыт Узбекистана по использованию информационных и коммуникационных технологий для обеспечения эффективного функционирования Виртуальной приемной Президента Республики Узбекистан. Новая версия программной системы, запущенная в тестовом режиме с 1 февраля 2018 года, позволяет каждому гражданину открыть в виртуальной приемной личный кабинет и хранить в одном месте всю историю обращений. По сути, применяемый режим функционирования виртуальной приемной может рассматриваться в качестве предвестника внедрения технологии «блокчейн» в государственном управлении.

Сарычева Н.Н. Оценка регулирующего воздействия в регионах России. Текущая ситуация и пути развития. Государственное управление. Электронный вестник. 2016. Вып. № 56. С. 168-197.

Советов П.М., Кабичкин С.Е. Человеческий капитал. Сущность, оценка, мотивация. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. 172 с.

Perepelkin V.A., Perepelkina E.V., Morozova E.S. Evolution of the concept of «human capital» in economic science. International journal of environmental and science education. 2016. Vol. 11. № 15. P. 7649-7658.

Rakhimova D. N., Odilov T. Conceptualization of human capital. In: Sovremennye innovatsionnye tekhnologii i problemy ustoichivogo razvitiya obshchestva. M.: Kovcheg, 2017. P. 358-360. In Russian. Sarycheva N. N. Assessment of regulatory impact in Russian regions. Current situation and directions for development. In: Gosudarst-vennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik. 2016. Issue 56. P. 168-197. In Russian.

Sovetov P. M., Kabichkin S. E. Human capital: Nature, evaluation, motivation. M.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. 172 p. In Russian.

Kasymov R. S., Rakhimova D. N. Uzbekistan: reforms for the sake of the people. Gosudarstvennaya sluzhba. 2018. № 1. P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.