Научная статья на тему 'УЯЗВИМОЕ БУДУЩЕЕ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА: НАУЧНЫЙ ОБЗОР БЛИЖАЙШИХ ПРОГНОЗОВ'

УЯЗВИМОЕ БУДУЩЕЕ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА: НАУЧНЫЙ ОБЗОР БЛИЖАЙШИХ ПРОГНОЗОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / МОДЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ / ОКРУЖАЮЩЕЕ ЦИФРОВОЕ ПОЛЕ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СЕТИ ЦИФРОВЫХ ЯЧЕЕК / ИДЕЙ УНИВЕРСАЛИЗМА / НЕОКОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СЛОВА / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Григорьева Марина Анатольевна, Григорьев Анатолий Федорович

В рамках данной статьи осуществляется ретроспективный обзор научных статей, опубликованных в журнале "KANT" за 2021 и 2022 год, посвященных проблематике информационного общества и идеям универсализма, основанным на неоколониальной политике слова, креативного мышления, образования и цифровых компетенций в социокультурном пространстве в междисциплинарном аспекте. Глобальное коллективистское общество выходит в онлайн, через Интернет без границ, через тесно интегрированную глобальную экономику с виртуальными деньгами, технологической архитектурой, которая определяет политическое, экономическое и социокультурное пространство. Данные аспекты глубоко затрагивает проблематику незащищенности окружающего цифрового поля, его паразитирующих функций и дефективных последствий в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Григорьева Марина Анатольевна, Григорьев Анатолий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VULNERABLE FUTURE OF THE DIGITAL SOCIETY: A SCIENTIFIC REVIEW OF NEAR-TERM FORECASTS

Within the framework of this article, a retrospective review of scientific articles published in the Kant journal for 2021 and 2022 is carried out, devoted to the problems of the information society and the ideas of universalism based on the neocolonial policy of speech, creative thinking, education and digital competencies in the socio-cultural space in an interdisciplinary aspect. The global collectivist society goes online, via the Internet without borders, through a closely integrated global economy with virtual money, a technological architecture that defines the political, economic and socio-cultural space. These aspects deeply affect the problems of the insecurity of the surrounding digital field, its parasitic functions and defective consequences in the field of education.

Текст научной работы на тему «УЯЗВИМОЕ БУДУЩЕЕ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА: НАУЧНЫЙ ОБЗОР БЛИЖАЙШИХ ПРОГНОЗОВ»

THE VULNERABLE FUTURE OF THE DIGITAL SOCIETY; A SCIENTIFIC REVIEW OF NEAR-TERM FORECASTS

Grigorieva Marina Anatolievna, PhD of Political sciences, Chief-eclitor of the scientific journal "KANT", Director of Publishing house "Stavrolit", Stavropol

Grigorev Anatoly Fedorovich, DSc of Cultural science, PhD of Pedagogical science, Professor, Professor of Cultural science MAN, Honored worker of Arts ChR, member of the Union of composers of the Russian Federation, editor-in-chiej oj magazine "KANT"; Professor Department of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

Within the framework of this article, a retrospective review of scientific articles published in the Kant journal for 2021 and 2022 is carried out, devoted to the problems of the information society and the ideas of universalism based, on the neocolonial policy of speech, creative thinking, education and digital competencies in the socio-cultural space In an interdisciplinary aspect. The global collectivist society goes online, via the Internet without borders, through a closely integrated global economy with virtual nioney, a technological architecture that defines the political, economic andsocio-cultural space. These aspects deeply affect the problems of the insecurity of the surrounding digital field, its parasitic functions and defective consequences in the field of education.

Keywords: technologization; digitalr/.ation; pedagogical space; pedagogical technologies; educational priorities; project activities; electronic information educational system; model of application of online services; the surrounding digital field; integrated global economy; networks oj digital cells; ideas of universalism; neocolonial policy oj the word; creative thinking; digital competencies.

EDN: EXLUIQ; DOI: 10.24923/2305»8757.2023-13л

УДК 130.2 УЯЗВИМОЕ БУДУЩЕЕ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА:

ВАК 5.10.1 НАУЧНЫЙ ОБЗОР БЛИЖАЙШИХ

ПРОГНОЗОВ

© Григорьева М.А., 2023 в рамках данной статьи осуществляется ретроспективный обзор науч-

© Григорьев А.Ф., 2023 ных статей, опубликованныхв журнале "KANT' за 2021112022 год, посвя-

щенных проблематике информационного общества к идеям универса.аиз-ма, основанным на неоколониальной политике слова, креативного мьшишния, образования и цифровых компетенций в социокультурном пространстве в междисциплинарном аспекте. Глобальное коллективист-ское общество выходит в онлайн, через Интернет без границ, через тесно интегрированную глобальную экономику Ширтуальньши деньгами, технологической архитектурой, которая определяет политическое, экономическое о социокультурное пространство. Данные аспекты глубоко затрагивает проблематику незащищенности окру жающего цифрового поля, его паразитирующих функций и дефективных последствий в области образования.

Ключевые слова: техпологизация; цифровизация; педагогическое пространство; педагогические технологии; образовательные приоритеты; проектная деятельность; электронная информационная образовательная система; модель применения онлайн-ссрвисов; окружающее цифровое поле; интегрированная глобальная экономика; сети цифровых ячеек; идей универсализма; неоколониалъная политика слова; креативное мышление; цифровые компетенции.

Нет нужды сообщать здесь, что изменения в мире происходят быстрее, чем мы успеваем осознать их, и, очевидно, скорость их будет только нарастать. С момента, как перемены стали заметными в течение жизни одного индивида, будущее превратилось в место назначения. Неумолимая лавина новых технологий означает, что мы сейчас живем не в настоящем, а в будущем. "Будущее" наступило.

Хотя мы не можем предсказать, что произойдет в далёком будущем, мы знаем, что все самые невообразимые замыслы в итоге воплотятся в реальность и станут не только правдоподобными, но обыденными. Поэтому мы можем исключить Невозможное из наших прогнозов, оставив тол ько возможное. Царство всего возможного - это всего лишь общий вектор потенциальных путей и может включать такие фантасмагорические изобретения, как летающие автомобили и плащи-невидимки. Другая ключевая вещь, которую мы знаем о будущем, состоит в том, что, чем бы оно ни было, оно наступит одним рывком после очередного технологического скачка. Именно поэтому наша обзорная статья будет объединять проблемы информационного общества и идей универсализма, основанных на неоколониалыюй политике слова, креативного мышления, образования и цифровых компетенций.

Коммунальные аспекты цифровой культуры носят глубокий и широкий характер, как новая форма социализма, 1 при которой глобальное коллективистское общество выходит в онлайн, через Интернет без границ, через тесно интегрированную глобальную экономику с виртуальными деньгами, технологической архитектурой, которая определяет политическое пространство. За исключением того, что новая форма социализма носит не идеологический, а чисто йнструментарный характер, как спектр установок, методов, которые способствуют сотрудничеству, обмену, агрегации, координации и множеству других новых видов социального сотрудничества. Естественным условием существования такого цифрового общества выступает усиленное наблюдение за жизнью каждого индивида, которое он поручает технологиям, подключая себя к сети цифровых ячеек. Три исследования, которые в достаточной мере раскрывают разновидности социальной прозрачности ¡1, 35-51], затрагивают вопрос нарушения частной сферы не только для осуществления контроля, но в большей степени для улучшения модели человеческого общежития. Мэдлин Г. Джонсон [п, 22-43] называет это "кодом города", в то время как Стивен Фельдштейн видит в этом "дорогу в цифровой несвободе" [29, 39-51]. И хотя мир тотального наблюдения понижает уровень безопасности каждой ячейки по отдельности, в то же время механизм тотального наблюдения заставляет общество стать еще более социальным и что еще более важно, это дарит иллюзию некоторой защищенности, когда каждый ощущает себя частью глобального социального организма.

Примерна так, как мы помним, десять .чет назад предлагал представить себе новое общество футуролог и журналист Кевин Келли. См.: Kelly К. The New Socialism: Global Coilectivist Society Is Coming Online // Wired, vol. 17, no. 6, May 22, 2009. Режим доступа: hUps;//www.wired.com/2009/05/nep-newsocialism/ (дата обращение: 20.12.2022)

ГРИГОРЬЕВА Map mi а Анатольевна,

кандидат политических наук, шеф-редактор научного журнала "KANT", директор Издательства "Ставролит", Ставрополь

ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор (ВАК), профессор культурологии МЛН (Сан-Марино), заслуженный деятель искусств Чеченской Республики, член Союза композиторов Российской Федерации, главный редактор журнала "KANT"; заведующий Кафедрой музыки и социа/i ьно-художествен-ного образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Когда технология меняется, она неизбежно искажает культуру, предлагая более по-лифоничный дискурс, шум/и в тоже время она по-прежнему функционирует на сим биотической основе, когда клетки социального организма глобальной информационной сети действуют как одно целое. Прежде всего, чтобы эти изменения прижились и дали свои плоды, они внедряются через систему образования. Цифровая культура была незамедлительно вживлена в социальное тело, превратив новую педагогику в один из мощнейших пропагандистов системы образования. 3 Роботизированные технологии стали частью нашей повседневной жизни, но совершенно иначе, чем в научной фантастике. Мы используем роботов-пылесосов для уборки, мы просим умных помощников ответить на наши вопросы и даже обращаемся за помощью к роботам в продуктовом магазине. И если в научной фантастике мы рассматриваем технологии как отдельных агентов, преследующих собственные? интересы, то в реальном мире мы, напротив, рассматриваем технологии как продолжение самих себя: как инструменты, которые помогают нам достигать наших целей, помнить о наших важных событиях или ду-

мать от нашего имени. Но что случится, если в какой-то момент мы начнем относиться к робототехническим технологиям в нашей собственной жизни не как к продолжению нас самих, а как к отдельным агентам? Захотели бы мы это сделать, если бы роботизированные технологии с самого начала были привычной частью нашей жизни?

Этот последний вопрос - это вполне вероятная ситуация, с которой сталкиваются многие дети в современном обществе. В раннем возрасте дети взаимодействуют с роботизированными технологиями во всех аспектах своей жизни: дома (например, Алиса, Siri, Google Ассистент), в видеоигре и вучеб-ном классе.

Таким образом, вопрос заключается не в том, на-

КОММУНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ НОСЯТ ГЛУБОКИЙ И ШИРОКИЙ ХАРАКТЕР, КАК НОВАЯ ФОРМА СОЦИАЛИЗМА, ПРИ КОТОРОЙ ГЛОБАЛЬНОЕ КОЛЛЕКТИВИСТСКОЕ ОБЩЕСТВО ВЫХОДИТ В ОНЛАЙН, ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ БЕЗ ГРАНИЦ, ЧЕРЕЗ ТЕСНО ИНТЕГРИРОВАННУЮ ГЛОБАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ С ВИРТУАЛЬНЫМИ ДЕНЬГАМИ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРОЙ, КОТОРАЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО,

= Подробнее эта мысль раскрывается здесь: [ю, С. 253, 256].

3С нашей обзорной статьей по проблематике роли и значимости культуры в эволюции общества можно познакомиться в выпуске "КАШ"' №35: [8, 15-21]. О том, как цифровые технологии влияют на все сферы материальной и духовной жизнедеятельности человека и общества в целом, см, обзор: |9, 6-14]-

сколько сильно роботизированные технологии вторгаются в нашу жизнь, а в том, насколько они парализуют способность к собственным выбору, формированию убеждений, способность свободно мыслить и пользоваться технологическими инструментами в режиме запроса. Интересная возможность заключается в том, что дети относятся к таким интерактивным технологиям не как к артефактам или инструментам, используемым для расширения их собственных возможностей, а как к отдельным агентам со своим собственным разумом, опытом, чувствами и способностями к принятию решений. Вопрос, которому свою новую статью посвящают Тереза Маргарет Фланаган и Тама Кушнир [31, 379-204], позволяет нам взглянуть па технологии под другим углом, когда не мы используем технологии в своих интересах, но и технологии используют нас - в своих, с момента, когда

мы допускаем мысль о наличии у них интересов. Несмотря на то, что Шелли М. Пак Ш рассматривает стремление окружить себя человекоподобными роботами-помощ-никами в качестве призрака колониальной политики, он приводит нас к той же мысли, что, сближаясь с технологиями и перенося на них модел и социального взаимодействия, человек в итоге оказывается более уязвимым, несовершенным, слабым.

Б этом выпуске социально-гуманитарной серии журнала "KANT" вслед за исследователем из Университета Саймона Фрейзера из Бернаби Сун-ха Хонгом ¡25] мы можем взгл януть на наше техпобудущее как на шведский стол с предсказаниями, действительное буквальное воплощение которых не имеет столь принципиального значения, как сама идея такой возможности. Суть в том, как заверяет Сун-ха Хонг, этот союз революции и утопии и есть то, что определяет нашу технологическую культуру и поэтому будущее "открыто" и "бесконечно вытянуто по прямой", Тем временем, норвежская исследовательница Долли Йёр-генсен [ц] видит впереди конец эволюционной линии, потенциальный конец будущего. К счастью, она заверяет нас, что мы должны понимать это как "процесс с длительным и даже, возможно, обратимым переходом между существующим и исчезнувшим, а не как окончательную конечную точку".

Этот вопрос очень глубоко затрагивает проблематику незащищенности окружающего цифрового поля, его паразитирующих функций и дефективных последствий в области образования. Далее мы предлагаем обзор связанных с этим исследований, опубликованных в журнале "KANT" за последние два года, чтобы проследить общий ход научной мысли.

Предваряя обзор, мы должны подчеркнуть, что философское осмысление категорий свободы выбора, свободы мышления, потребность к познанию и творчеству чело-

века позволяет нам отчетливо понять значимость феномена креативности, обеспечивающей, в конечном итоге, творческие свершения человека во всей его многогранной: жизнедеятельности: искусстве, культуре, образовании, науке, экономике и технологическом прогрессе человечества в целом.

И не случайно наш обзор мы начинаем со статьи И.М. Лаврухиной и И.В. Глушко, в которой анализируются изменения в понимании сущности и границ свободы, обусловленное спецификой рассмотрения свободы в философском и социально-политическом знании. [18,115-120] Анализируя проблематику свободы, авторы включают категории свободы воли, творчества, границы человеческой свободы, пределы дозволенности, долга и ответственности, обеспечивающие человеку и обществу созидательную жизне-деятел ьность, направленную на креативное осмысление и инновационное развитие. В резул ьтате философского ан ал иза авторам и "отчетливо наблюдается сужение границ свободы: Свобода как Абсол ют - социал ьная свобода как ментальная установка и социально запрограммированная возможность выбора вариантов действия - регулируемая свобода, ненасильственно принятая личностью схема поведения" ¡18, 115].

Статья С.П. Золотарева посвящена креативности и инновациям, использование которых обеспечивает современное общество научными открытиями и способны "избавить человечество от различных катастроф и угроз общественной стабильности как внутреннего конфликта интересов различных социальных групп, так и между государствами" [12,110-115]. Автор отмечает, что "используя материальную природу и производя необходимые продукты, посредством создания новых технологий и механизмов на основе науки, человек превращает природные предметы в искусственные" [12, 112]. Прослеживая взаимодействие между традиционной и инновационной формами мышления, автор формулирует интересные выводы о том, что "истинное объективное

мышление образовано на поступательном развитии бытия, которое становится источником нового направления онтологии на развитие, при определённом условии внутренней детерминацией, вызываемых ею процессов, которые не позволяют привести к катастрофе человека и мирового космоса" [12,113]. И далее: "Если полагать, что бытие подвержено регрессивному направлению, то "наблюдается" определённая деградация мышления и творчества, сформулированные в софистике, посредством подмены истинности фактов на всякого рода условностями и выхолащивания познавательной и творческой деятельности личности" [12, 133].

Определяющей характеристикой сегодняшнего общества и культуры как таковой является присущая ей инновационносгь, отражающая деятельностиый подход. С одной стороны, фиксируется творческая, креативная сущность человека, а с другой - позиционируется необходимость в формировании человека, способного отвечать вызовам современности, которые обусловлены новыми технологиями, глобализацией и проблемами демографии. [16, 115-122] О.В. Колесова осуществляет осмысление возможностей формирования креативного мышления, его элементов, инструментов и их оптимальной реализации. Автор в своём видении опирается на духовные основания человеческой сущности. Понимание творчества и креативности представлено с аналогичных позиций как результат взаимодействия логического и интуитивного элементов мышления. Автором даётся детализация элементов мышления как выделение инструментов мышления, обозначено различение естественных и сконструированных инструментов мышления, отображена востребованность овладения инструментами мышления в определении главных задач образовательной системы, суммированы усилия, направленные на создание теоретико-методологи-ческих основ креативной педагогики и психологии в трудах отечественных и зару-

бежных исследователей, показано применение инструментов мышления в учебных процессах разных уровней. [16,115-122]

Компьютеризация, информатизация и цифровизация современного мира стали, по убеждению Л.Т. Усмановой, Д.С. Сомова и М.К. Казакова, основой для появления новой системы обобщения, то есть философии информации. [27] Авторы, размышляя об исторических и философских истоках цифровой реальности, раскрывают взаимосвязь и место современных представлений о цифровой реальности в тысячелетней пифагорейской традиции и европейской культуре, основанной на логике и диалектике числа как метафизической сущности; реализуют попытку историко-философского рассмотрения феномена цифровой реально-сти; подтверждают выводы современных исследователей о ключевом значении этой философской традиции как особой системы мысли, определившей современные мировоззренческие, научные парадигмы и способствовавшей формированию социальной модели постиндустриального общества. В результате проведенного анализа философских источников было доказано, что "информация в нашем мире может рассматриваться как еще один вид движения материи, а Интернет - это не только "информационная технология", но и "универсальное социальное пространство", появившееся не в одночасье - с изобретением "прорывной" технологии, а результат столетиями приращиваемого научного знания" [27, 217].

Статья Ж.В. Федоровой посвящена исследованию практик ограничения/регулирования информации как механизма, обеспечивающего формирование социокультурного ландшафта, что актуально для любого, а особен но для и нформацион ного, типа общества. Автором подчеркивается, что "ограничение/ регулирование как часть семантического поля цензуры представляют собой эффективный механизм социокультурных трансформаций и доказывается, что в цен-

зуре, изначально имеющей негативную функцию, присутствует момент позитивности: ограждая инкультурность, она порождает новые ценности" [28, 195]. Б частности, по убеждению автора, "Цензура характеризуется как противоречивое социальное явление, коррелируемое с понятиями "культура", "власть", "социальность", "инсгитуциализа-ция", "свобода", при этом "диапазон оценок цензуры и отношений к ней не отличается единообразием представлений - от отрицания (в Кош тексте противопоставления свободе) до принятия и одобрения (как синонима порядка): свобода и несвобода, нравственность и безнравственность, культура и бескультурие - границы проблемного поля цензуры" [28, 195-199]. С ТОЧКИ зрения автора, "ограничение/ регулирование имеют амбивалентный характер как формы ограничения свободы, с одной стороны, и "бес-культурия" - с другой". По результатам исследования Обоснованы положения о том, что "ограничение/регулирование - это постоянно действующий вневременной механизм контроля над культурой, человеком и обществом в целом" [28, 195-199]-

В статье И.П. Малиновой исследованы методологические основания прогностики цивилизационпых процессов, разработана концепция синергетических подходов к купированию факторов обострения ситуаций, характерных для информационных и экономических войн и проведен критический анализ концепций цивилизационного пессимизма и их влияния на цивилизацион-ныс процессы в масштабах планетарного социума. На основе теории социальной логики Габриэля Тарда разработаны модели обоснования в общественном сознании концептов цивилизационного оптимизма.

[21, 135-40]

В статье O.E. Макеевой раскрываются подходы к сущности человека основателями русского космизма К.Э. Циолковским и Б.И. Вернадским, учение которых относят к есгесгве1 шонаучному направлению русского космизма, в период появления вектора технико-тех! юлогического развития человечества. [20] Идея целостного гармоничного подхода к материальному и духовному миру человека объединяла философское мировоззрение К.Э. Циолковского и В,И, Вернадского, которые рассматривали с объективных позиций человека и окружающий мир в единстве, а разум -источником покорения человеком Вселенной. Подходы К.Э. Циолковского и Б.И. Вернадского имеют много общего и характеризуются масштабностью взглядов на человека как на существо глобальное и космическое. В статье проводится сравнительный анализ учений К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского, анализируется общее и различное. Более углубленное изучение философии К.Э. Циолковского и Б.И. Вернадского позволяет проследить взаимосвязь их своеобразных идей с глобальными подходами к микрокосмосу человека, понимания трансцендентных i| духовных оснований философии космизма. Осуществляя историческую ретроспективу развития человека, автор как бы очерчивает человека через эпохи его развития: "Человек эпохи Сократа и Аристотеля с любопытством смотрел вокруг, осмысливал происходящее и делал робкие попытки сопоставления себя и окружающего мирт, человек эпохи Возрождения расширял границы за счет веры в возможности саморазвития, человек начала XX века, опираясь на развитие научно-тех но логической мысли, уже пытался заглянуть в будущее. Позже человек XXI века будет уве-

"ЧЕЛОВЕК XXI ВЕКА ВЫНУЖДЕН БУДЕТ ОСОЗНАТБ НЕ ТОЛЬКО СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ, НО и ПАГУБНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕХН ОЛ ОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОСФЕРЫ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ".

реп в том, что в его распоряжении все современные достижения научно-техническо-го прогресса, а в будущем будет еще больше космических открытий и планетарных исследований. Этот же человек XXI века вынужден будет осознать не только свои возможности, но и пагубное воздействие технологического развития и использования биосферы для предотвращения экологической катастрофы" [20, 161]. Завершая, автор ссылается на центральную идею космической этики Циолковского: "...только стремление материи к самоорганизации, союз "атомов-духов" и образует смысл развития Вселенной,способствует возникновению более высоких форм космического разума...." [20, 163].

Анализу основных направлений цифровой трансформации российской экономики посвящена статья О.Х. Казначей вой, И.В. Синицыной, М.Г. Казначеевой.[15, 25-29] В результате исследования авторами выявлены конкретные первоочередные направления цифровизации экономики страны, доказана необходимость изменения подхода к цифровой экономике, предложены направления решения проблем, обусловленных радикальным изменением цифрового пространства, проанализированы направления, позволяющие улучшить основные макроэкономические показатели, а так-же разработан прикладной инструментарий управления и определен ия отправных точек их исследования. [15, 25-29] Авторы, в частности, отмечают "Использование цифровых технологий и создание цифровых платформ, пользователями которых могут исчисляться десятками и сотнями миллионов, принципиально могут изменить структуру финансовых систем государств, и возможно, предположить, что, в конце концов, повлияет на природу денег..." [15, 27]. И далее: "Применительно к России необходимость ускоренного развития цифровых технологий становится особенно актуальной на фоне ее вовлеченности в мировую экономическую систему, серьезного влияния интеграцион-

ных процессов и острой проблемы отсутствия иных источников роста благосостояния" [35, 27]. Авторами отмечены перспективные области цифровизации: развитие платежной системы и финансовых технологий; стимулирование ИТ-услуг и создание благоприятных условий для деятельности парка высоких технологий; совершенствование современных технологий, используем ых в логистике и других областях, относящихся к экспорту транспортных услуг. [15, 29]

Необходимость модификации устоявшихся общественных структур, обусловленной институциональными изменениями для реализации общественного выбора в национальной экономической системе обосновывается в статье Я.И Ваславского и И.Ю. Ваславской.[5, 22-29] Авторами отмечается, что "в связи с тем, что даже самые эффективные институты на определенных этапах экономического роста становятся не-прие мле мы м и в ситуации со стагн ирующи -ми темпами экономической динамики, существует необходимость формирования государством структуры формальных институтов, способных сократить ареал распространения неформальных институтов" [5,22]. В результате исследования сделан вывод о том, что "именно государству отводится роль центра, который должен учитывать стремление экономических агентов сократить объем трансакциопных издержек с опорой на государство и его формальные институты" [5, 22-29].

Статья ВА Старухина посвящена исследованию цифровизации как метода сокращения трансакциопных издержек производственного предприятия. Г24] В работе предложены элементы цифровизации для снижения трансакциопных издержек поиска информации, ведения переговоров, измерения, заключения контракта. Автор отмечает, что "внедрение цифровых технологий в конкретные бизнес-задачи способствует оптимизации трансакциопных издержек в современной институциональной среде" Г24, 95]. В результате "установлена инфор-

мационная взаимосвязь структурных подразделений производственной компании в ходе выполнения своих функций на всех этапах производствен но го цикл а от заготовки до сбыта, определены функциональные наполняющие подсистем организационной структуры. Трансакционные издержки в соответствии с их классификацией структурированы по этим подсистемам, по ним представлены Элементы цифровизации, рекомендуемые к использованию в бизнес-процессах производственной компании для сокращения ее трансакциишых издержек. Внедрение процессов цифровизации бизнес-задач в управленческую структуру способствует повышению уровня обоснованности и скорости принимаемых решений в подсистемах организационной структуры компании" [24, 98].

Мыслительный процесс у человека не однозначно воспринимает категории "инновация" и "традиция", а при определённых обстоятельствах порождает противоречивость. С одной стороны, "традиция подчиняет себе инновацию, а с другой стороны, в иных обстоятельствах инновация доминирует над традицией" [12, ш]. Характеризуя данный процесс в образовании, С.И. Краснов, М.В. Михалева справедливо заметили, что "Человек не поспевает за ходом прогресса, переходя с пути интеллектуально-нравственного развития к накоплению подчас любой ценой средств жизнеобеспечения, превращая их в цель своего существования" Г17, 246-250]. В этой обстановке резко возрастает роль образования как сферы, призванной поднять качество и возможности человека до уровня, соответствующего новой возросшей его ответственности в современном мире. [17, 246-250]

В настоящее время в образовании все больше обостряется противостояние традиционализма и модернизма, традиции и инновации, и вполне закономерно возникает вопрос кризиса современной системы образования, поскольку любой кризис это момент противостояния, диалектичес-

кая концепция способна "обнаружить" их внутреннюю возможность взаимообусловленности на основе традиций и инноваций в существующей для них культуре. [12,110-8®]

Одной из актуальных проблема1™к является осмысление образовательного пространства. Философскому анализу понятия "образовательноепространство" вэпоху постмодерна и определение места рассматриваемого феномена в системе современных образовательных практик посвящена статья Д.Н. Суховской. В статье дается концептуализация феномена "образовательное пространство" сквозь призму философских категорий Пространства и времени, а также с учетом внешних условий среды и социал ьно-экономических факторов, влияющих на его формирование. В результате выявлены вызовы формирования и эффективного фун-кционирования образовательного пространства в постиндустриальную эпоху и перспективы его трансформации, направленные на повышение качества и возможностей образования и образовательных систем. [26,166-171] Автор отмечает, что "в проектировании современного образовательного пространства необходимо учитывать и его социокультурное измерение, которое предполагает, что образовательное пространство должно иметь собственный когнитивный потенциал, вырабатывать среду для поэтапных преобразований, побуждать субъектов на получение новых знаний, умений навыков или на проявление творческой инициативы" [26, 166-171]. Анализируя современное образовательное пространство в России, автор подчеркивает: "Масштабная и комплексная система формирования образовательного пространства становится труднореализуемой задачей, поскольку существующая образовательная система содержит архаистические компоненты и сталкивается с множеством глобальных рисков... В качестве одного из главных аспектов создания современногооб-разовательного пространства выступает требование бизнес-сектора на выработку соб-

ствеиных образовательных практик и систем неформализованного образования. Это вызвано разрывом, существующим в современном профессиональном образовании ¡¡а разных уровнях и связанным с недостаточной нрактикоориентированностыо получаемого в образовательных учреждениях знания" [26, 166-171]. Автор заключает: "Для формирования нового, более эффективного образовател ьного пространства необходимо выработать ориентиры, которые ищут многие современные философы" [26, 171].

Справедливо учеными отмечена актуальность внедрения современных цифровых технологий в образовательный процесс, поскольку в современном постиндустриальном обществе рост уровня качества образования возможен только при его модернизации за счет применения современных цифровых технологий с ориентацией на актуальный социальный заказ. Актуализируя проблематику, учеными справедливо отмечается, что с наступлением цифровой эпохи глубокая интеграция информационных технологий и образования стала актуальной и практически значимой проблематикой, привлекающей к себе все больше внимания, соответственно цифровые профессиональные компетенции преподавателя также стали в центре внимания общественности. Безусловно, как процесс многоаспектный, цифрови-зация образования затрагивает требования к компетентности преподавателей, учебные материалы, средства цифровых технологий, мотивацию деятельности учащихся и преподавателей.

Б статье А.А. Андреевой акцептировано внимание на важности формирования цифровой компетенции в рамках профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей иностранных языков в связи с продолжающимся процессом цифровизации системы образования в целом и языкового образования, в частности.[2, 204-210] В результате уточнены содержание и структура цифровой компетенции преподавателя иностранных языков и Обоснована необ-

ходимость её закрепления в качестве профессионального компонента. [2, 204.-210] Очевидно, что "цифровизация образования в широком смысле представляет собой такую форму организации учебной и воспитательной деятельности, которая основана преимущественно на цифровом формате хранения, обработки и представления учебного материала" [2, 205].

Проблематике формирования и развития цифровых профессиональных компетенций преподавателей иностранных языков посвящена и статья Баоюнь Сюй. Автором анализируются цифровые профессиональные компетенции, которыми должны овладеть современные преподаватели китайского как иностранного языка, и факторы, влияющие на развитие цифровых профессиональных компетенций для современ пых преподавателей китайского как иностранного. [4, 215-221]

И.В. Герлах, И.А. Твелова и О.Н. Спирина в своей статье выявляют профессиональные дефициты учителей в области коммуникативных компетенций, проявляющиеся в условиях цифровой трансформации образования. В результате сделаны выводы об имеющихся профессиональных дефицитах учителей, таких как: недостаточная развитость у педагогов специальных коммуникативных навыков для проведения онлайн-уроков; отсутствие специальной подготовки педагогов к эффективному взаимодействию и конструктивному разрешению конфликтов между субъектами образовательного процесса в интернет-пространстве. [7, 218-225J

Анализ готовности педагогов российской школы к внедрению перспективных моделей "цифровой школы будущего", в которой будут реализованы принципы непрерывности, ранней профориентаций,гибкости, мобильности, индивидуализации образовательных траекторий, интерактивности, коллективизма и эмпатии с учетом опыта вынужденного перехода к дистанционному обучению в период пандемии осуществля-

стся в статье Ю.П. Ветрова, О.В. Белоус и Л.Н. Хлудовой [6, 204-212] В результате установлено, что эффективность использования цифровых технологий российскими учителями не позволяет говорить о скором достижении заявленных целей цифровой трансформации системы образования. По утверждению авторов, "примерно для трети педагогов цифровизация не слишком вписывается в профессиональное мировоззрение, создает для них трудности материального, психологического, коммуникационного и иных видов. Тема сотрудничества, коллективного творчества в достижении образовательных результатов не является актуальной для российских учителей" [6, 204-212].

Авторы статьи "Современный предпринимательский университет: оптические основания и политические риски" ¡22, 140^^53] по результатам исследования сделали вывод о том, что "критика современного состояния гуманитарного знания и образования не имеет значения ни для университетской политики, ни для публичного дискурса университета в рыночных демократиях" ¡22,141], Те же авторы отмечают, что "передача знаний не выглядит более как то, что призвано формировать элиту, способную вести нацию косвобожде-н ию, но поставляет системе и гроков, способ-ных обеспечить надлежащее исполнение роли на практических постах, которые требуются институтам", то есть, "...Судя по функции профессионализации, высшее образование все еще адресуется к молодым выходцам из либеральных элит, которым передается компетенция, считающаяся необходимой для данной профессии" [22,140-153]. Очень глубокая по содержанию и аналитике статья. Развернувшая дискуссия в

рамках статьи в итоге привела авторов к убеждению, что "предпринимательский университет совершенства есть действительность; проекты его "ограничения", сохранение даже в нем самом "защищенного пространства" посредством политизаций и апеллирования к ценностям - утопичны; аргументы защитников "классического" в университете и необходимости его "сбережения", какими бы мотивами они не руководствовались (от политических до эстетических) не имеют действительной силы" [22,140-153].

Ю.М. Лустин в своей статье обосновывает необходимость логико-гносе-ологического построения концептуальной модели взаимосвязи методологической культуры и мировоззрения преподавателя вуза. [19,148-153] Актуализируя проблематику, автор справедливо отмечает, что в динамике "стремительных трансформаций только высокий уровень методологической культуры позволяет педагогу адекватно решать мировоззренчески^ проблемы, связанные с негативами виртуальной реальности, идеями "электронной личности", "клипового мышления", никпеймовой генерацией "говорящих" псевдонимов участников сетевого общения, культивирован ной извне лексической фетишизации сленга коммуникантов молодежных субкультур..." [19, 149]- Кроме того, "углубление методологической интеграции и расширение мировоззренческих связей междисциплинарного характера в реалиях образовательного процесса определяют тенденцию постоянного изменения личности обучающегося, что настоятельно Требует внесения необходимых персонал ьных корректив в процесс его само-совершенсгвования" [19, 149-150]. В результате исследования конкретизирована психо-

В ДИНАМИКЕ "СТРЕМИТЕЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ТОЛЬКО ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОЗВОЛЯЕТ ПЕДАГОГУ АДЕКВАТНО РЕШАТЬ

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НЕГАТИВАМИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ИДЕЯМИ "ЭЛЕКТРОННОЙ ЛИЧНОСТИ".

лого-педагогическая интенциалшость конструктива в дшьтектике методологической формы и мировоззренческого: содержания. Доказано, что в интеллектуальном дискурсе мыследеятельной практики профессиональная компетентность преподавателя выражена образовательным сплавом его методологического знания и идейно-нрав-ственной убежденности. [19, 149-153]

В контексте нарастающих глобализаци-онных процессов, очевидно, что размывание культурных и идентификационных границ, возникающего под влиянием информационной среды, влечет за собой "смешение элементов разнородных культурных систем и утрату молодыми людьми значительной части их этнического самосознания", что особен но акту ал ьн о дл я самого многонационального региона России - Северного Кавказа. Проблематика влияния информационной среды на формирование идентичности российской молодежи, проживающей на территории многонационального Северного Кавказа исследована в статье А.В. Пятовой. [23,162-167] Автором проанализированы возможные пути формирования этнокультурной идентичности в условиях информационного общества, осуществлен анализ эмоциональной окрашенности этнической идентичности молодежи и определялись актуальные показатели их восприятия собственной личности как части какой-либо социал ыюй группы. [23,162-167] Справедливо отмечено, что современные и активно меняющиеся компьютерные и мобильные технологии и в целом информационная среда, характеризующаяся доступностью больших объемов информации и быстрыми темпами ее потребления, способна повлиять на поколение молодых людей сформирующимся сознанием и мировоззрением. [23,162-167]

Современная мировая цивилизация, исторически сформировавшись как многоголосье культур, представленных различными этносами, сталкивается с проблемами, которые являются порождением мирового

рынка, влекущего за собой процесс унификации. [30,173-176] Па один из актуальных вопрос современности - как защитить культурное многообразие в эпоху глобализации - размышляет Чжао Хун. Актуализируя проблематику культурного многообразия, автор отмечает: "Культура каждого этноса неповторима в своем своеобразии, характеризуясь не столько материальными фактами, сколько морально-ценностными регуляторами, обеспечивающими жизненный уклад конкретного культурного пространства, тем самым созидая свою неповторимость и оригинальность" [30, 174]. В статье осуществляется фмлософско-культу рол ог и ч еск и й анализ теорий и концепций китайских исследователей, освещающих проблемы влияния глобализации на культурное многообразие, определяются позиции китайских авторов в обосновании влияния глобализации на культурное многообразие, как харак-терн ый процесс современ ного развития. [30, 173-176] Автором прослеживается несколько основных проблем: глобализация и культурное разнообразие, культурная идентичность, транснациональное социальное и культурное пространство, антропологические риски виртуального пространства, культурное самосознание и другие. Обобщая различные научные подходы, Чжао Хун заключает: "мировое культурное пространство, как источник развития человеческого общества (Хэ Мин), составляют культуры различных этносов, система ценностей которых может быть основой общего ментального порядка (МаГоцин), но между которыми в условиях глобализации возникает напряженность (Цзоу Гуанвэнь), так как культуры сталкиваются с глубокой культурной трансформацией (Лю Хунудун)" [30, 176]. '

Т. Иенеи, Л .А. Киш, А.Ю. Шачина задаются вопросом о пути выхода из кризиса в образовании. [13] Авторы, актуализируя проблематику, осуществили глубокий анализ научной литературы, констатирую кризис в образовании. Авторы статьи предпри-

ни мают попытку определить признаки кризиса современности как следствие отказа от философского обоснования целей и задач научной педагогики, что как цепную реакцию влечёт игнорирование результатов смежных с педагогикой наук: нейробиоло-гии и психологии. Репродуктивный подход в образовании избирательно учитывает результаты эмпирических наук, поскольку они служат его оправданию. В результате, по мысли авторов, наблюдается смещение акцентов: педагоги и другие взрослые испытывают потребность в достижениях воспитан ни коз, в их эффективности, руководствуясь гипотетическим императивом конкурентоспособности на рынке труда. Авторы подчеркивают необходимость обращения к творческому наследию немецкого философа И. Канта, которое приобретает особенно большое значение, поскольку "...в его произведениях имеются такие мировоззренческие начала, без которых невозможно правильное и систематическое осмысление современного мира" [13, 153]. Авторы статьи полагают, что И. Кант "может по праву считаться основоположником проблемно-познавательного образования как системы воспитания творческой и нравственной личности в открытой распределённой познавательной среде, которая в качестве основного дидактического инструмента испол ьзует продуктивную поисковую деятельность, нацеленную на получение нового, не учебного результата - знания или объекта научного, инженерного, художественного, социального типов" [13,159].

Чрезвычайно значимая проблематика обсуждается в статье О.В. Аскановой и Ю.В. Казанцевой, в которой осуществляется критическое осмысление присущих современной образовательной модели свойств в контексте их совместимости с задачей победы России в нарастающем противостоянии с Западом.[3, 211-215] Актуализируя проблематику, авторы справедливо отмечают*, что "Нарастающий кризис в отношениях с Западом, сопровождающийся вытеснением

России из контролируемой западными структурами международной глобальной системы, направлен на экономическую и политическую изоляцию России с целью ее разрушения и уничтожения. В этих условиях императивом выживания и развития нашей страны становится обеспечение национальной безопасности по всем её составляющим, что предполагает качественно иную модель общественного устройства, делая неотвратимым переход к мобилизационному сценарию развития народно-хо-зяйственного комплекса" [3, 211-212]. Внимание авторов сосредоточено на рыночном центризме, являющемся стержнем современной парадигмы образования, который стал, по сути, инструментом цивилизацион-ного переформатирования народа и механизмом "производства" послушных исполнителей, лишённых ценностей Родины. По результатам исследования установлено, что образовательная политика противоречит не только декларируемым задачам модернизации отечественной экономики, но и национальным интересам России. Авторы приходят к выводу, что "только осознание неизбежности кардинальной трансформации образовательной ¡парадигмы путём перехода к адекватной национальным интересам системе образования способно обеспечить успех в усиливающемся геополитическом конфликте..., и делает неизбежной трансформацию образовательной парадигмы по всей вертикали (вузовского, среднего и среднего профессионального) образования с учетом собственных традиционных ценностных ориентиров" [3.211].

Обзор публикаций журнала "KANT" убедительно подтверждает, что научное сообщество обеспокоено проблемой выживания человека в условиях глобализации, цифро-визации во всех сферах жизнедеятельности человека, глобального вмешательства человека в экологическую среду обитания всего живого на земле, трансформации культурных ценностей, что безусловно, актуализи-

руст проблематику осмысления этих процессов и сосредотачивает на вопросах развития позитивного сценария по пути созидания и процветания человеческой цивилизации, поскольку "неразумное" вмешательство человека в экологическую среду "приведёт" человечество к гибели и ставит мир перед угрозой его исчезновения как биологического вида на Земле. [12, 113]

Завершить обзор хотелось бы тезисом космической этики К.Э. Циолковского: "Человек как существо глобальное и космическое ответственен не только перед собой, но и перед будущим Вселенной, частью которой он является, где "нет начала и Конца Вселенной, нет начала и конца также жизни и её блаженству" [20].

Литература:

1. Андрада Г. Клоуз Роберт В., Смарт Пол Р. Разновидности прозрачное™: изучение свободы действий в системах ИИ / пёр. с англ. кандидата полит. н. М А Григорьевой{[KANT: Social Sciences & Humanities. - 2022. - N-1(9). - С. 35-51. DO!: ¡0.24923/2305-8757.2022-9.4.

2. Андреева A.A. Место цифровой компетенции в структуре профессиональной компетенции преподавателя иностранных язы ков // KANT. - 2022. -№2(43). - С. 204-210.

|. Асканова Q.B., Казанцева ШШ. Смена образовательной парадигмы -неизбежная необходимость в условиях противостояния с Западом // KANT. -2022. -№2(43). • С. 211-215.

4. БаоюньСюй Формирование цифровых профессиональных компетенцийсовременной преподавателя китайского языка как иностранного // KANT. ■■■ 2022. -№2(43). -С. 215-221.

5. Вас лаве кий Я, И., Ваславская И.Ю. Государство и реализация общественной выбора: политэко-мбмическийашйкт// KANT. - 2022. -№3(44). С. 22-29.

6. Ветров ЮЛ., Белоус О.В., Хлудова Л. Н. К вопросу о готовности российского учителя к "цифровой шкале будущего" // KANT. - 2022. - №4(45), -С. 204-212.

7. Герлах И.В., Твелика И.А., Спирина O.I I. Про-фесси0нальнъ# дефициты учителей в области комму! шкативн ы х ком I ¡стенций, и роя вл Я Ю1 г 1ие-ся в условиях цифровой трансформации образования // KANT. -2022. - №4(45). - С 218-225.

8. Григорьев А.Ф., Григорьева М.А. Культура как /духовная константа эволюции общества // KANT. - 2020. - N-2(35). - С. 15-21. DOI: 10.24923/2222-24 3Х. 2020-3 5.2.

9. Григорьев АФ., ГригорьеваМА Цифровизация в современном социально-гуманитарном про-сгранетве // KANT. - 2020. - №4(37). - С. 6-14. DQI: 10.24923/2222-243Х.2020-37.].

10. Григорьева МЛ. Расщепление коммуникативного поля на шум и молчание: трудности диалога и разобщение // KANT. 2020. - №4(37). -С. 253-260. DOI: 10.24923/2222-243Х.2020-37.54.

11. Джонсон Мэдлин Г. Городской код: политика городского моделирования в эпоху больших данных / пер. с англ. Кандидата шлиТ. н. М.А. Григорьевой// KANT; Social Sciences & Humanities. - 2022. -№3(11"). - С. 22-43. 10.24923/2305-8757.2022-11.3.

12. Золотарев СП. Понятие креативности и инноваций - сбБреШнный философский анализ // KANT. - 2022. -№2(43). - С. 110-115.

13. Йенеи Т., КишЛА, II (амина А.Ю.К вопросу о пути выхода из кризиса в образовании: Назад к Кашу! // KANT. - 2021. -№4(41). -С 151-160.

14. Йергенсен Д. Вымирание и конец будущего / пер. с англ. кандидата полит, п. М.А. Григорьевой // KANT: Social Sciences & Humanities, - 2023. -№1(13).-С. 37-47.

15. Казначеева О.Х.. Синицына И.Р.., Казначеева М.Г. Роль цифровой экономики в развитии внешней торговли// KANT. - 2021. -№3(40). -С. 25-29. ifi. Колесова О.В. Философское осмысление понятия креативности, его элементов, инструментов и их оптимальной реализации// KANT. - 2022, -№4(45). -С 115-122.

17. Краснов С.И., Михалева М.В. Герменевтический подход к воспитательной ситуации // KANT. ■■2022. -№1(42). - С. 246-250.

18. Лаврухина И.Mí., Глушко И.В. Трансформация границ свободы: отфййософского к социально-политическому знанию// KANT.-2022. -№2(43). -С. 115-120.

19. Лунин Ю.М, Методологическая культура и мировоззрение преподавателя: гносеологические аспекты актуализации// KANT¿ - 2022. -№3(44). • С. 129-125.

20. Макеева O.E. Человек как существо глобальное и космическое в трудах В.И. Вернадского и К.Э. Циолковского // KANT. - 202]. - №4(41). -С. 160-164.

21. МалиноваЩ! Информационные войны: стол-гаюве] ше цивилизации гного пессимизма и циви-лизацуюнйого оптимизма в социал ыюй прогностике // KANT. - 2022. - №2(43). - С. 135-140.

22. Мальцев КГ,, Мальцева A.B., Биньковская Л.Н. Современный предпринимательский университет: оптические основания и политические риски // KANT. ■■■ 2022. - №2(43). - С. 140-153.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Пятова A.B. Влияние информационной среды на формирование идентичности российской мо-

лодежи: на примере Северного Кавказа // KANT. -2022. - №3(44). - С. 162 -167.

24. Старухин В А. ЦифровизаДИЯ как метод сокращен ют трансакциои t >ых издержек производственного предприятия // KANT. - 2021. -№4(41). - С. 95-99-

25. Сун-ха X. Бессрочные нропюзн / пер. с англ. кандидата полит, н. МА Григорьевой // KANT: Social Sciences Кг Humanities. - 2023. - N-1(13). С. 18-34

26. Сухове ка я Д.Н. Образовательное пространство в эпоху постмодерна: вызовы и перспективы // KANT. - 2022. - №4(45). -С. 166-171.

27. Усманова Л.Т., Сомов Д.С., Казаков М.К. К вопросу об исторических и философских истоках цифровой реальности // KANT. - 2021. -N-4(41), - С. 212-218.

28. Федорова Ж,В. О механизмах социокулыур-ной инженерии в информационном обществе // KANT. ■■■2022. -№2(43). -С. 195-199.

29. Фельдштейн С. Дорога к цифровой несвободе: как искуссгвеНныйинтеллектменяет репрессия /

пер. с англ. и сопровождение аннотацией кандидата полит, н. МА Григорьевой // KANT': Social Sciences & Humanities. - 2021. - №1(5). С. 39-51. DOI: 10.24923/2305-8757.2021-5.4.

30. Чжао Хун. К итайс кие исследователи о культурном многообразии в глобализационном пространстве// KANT. - 2022. - N-3(44). - С. 173-i/G.

31. Flanagan Т.М. & Kushnir Т. Children's Developing Beliefs About Agency and Free Will in an increasingly Technological World // HUMANA.MENTF, journal of Philosophical Studies, 2022, Vol. 42, Pp. 179-204.

32. Kelly K. The New Socialism: Global Collectivist Society Is Comi rig Online // Wired, vol. 17, no. 6, May 22,2009. Режим доступа: https://www.wired.com/ 2009/05/нер-newsocialisin/ (дата обращение: 20.12.2022)

33. Park Sh.M. Uncomfortably Close to Human: Robots and the Neocoloniai Politics of Care // Feminist Philosophy Quarterly. 2022. Vol. 8. Issue 3/4. Article 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.