1АУКА
На наших глазах идет поиск новых
с» ^ с»
путей лечения аллергических болезней
Несмотря на совершенно очевидные успехи за последние пару десятилетий в борьбе с бронхиальной астмой и другими аллергическими заболеваниями, ученые продолжают поиск все новых путей воздействия на аллергическое воспаление. Напрашивается вопрос - зачем? Ведь всем хорошо известные ингаляционные гормоны для введения и в бронхи, и в нос, казалось бы, решили задачу раз и навсегда. И так, и не так.
Спору нет, ингаляционные гормоны сегодня являются самыми мощными противовоспалительными средствами при лечении разнообразных аллергических заболеваний. И все же многочисленные лаборатории и тысячи ученых по всему миру ищут новые подходы к воздействию на механизмы развития аллергических реакций. Некоторые из них ошибочны, эффективность других неясна, третьи обладают такими побочными эффектами, при которых их применение просто невозможно, четвертые многообещающие. Одним из примеров такого поиска стало появление антагонистов лейкотриенов, отношение к которым в разные периоды времени сменялось от восторга до полного отрицания. Наконец, страсти утихли, и препараты нашли свое место, достаточно, кстати, скромное. А всевозможные сочетания? Например, бронхиальная астма + аллергический ринит, аллергический ринит + аллергический конъюнктивит, бронхиальная астма + атопический дерматит и т.д. Все сопутствующие заболевания, особенно аллергический ринит, ухудшают течение бронхиальной астмы.
Почему же продолжаются поиски новых средств? Чего недостает врачу? Ответ один - недостает эффективности и безопасности. Даже при современном арсенале противоаст-матических, противоаллергических препаратов не всегда удается достичь желаемых результатов, причем каждый врач (да и больной) желает использовать как можно меньше лекарств - так удобнее и безопаснее. Научную мысль нельзя удовлетворить никогда, и исследователи продолжают изучать все новые способы внедрения в механизмы болезни, более «точечные», если можно так выразиться, более совершенные. Причем все это происходит на глазах и у врачей, и у пациентов. Ярчайший тому пример - эволюция отношения к антиги-стаминным препаратам.
Этапы развития препаратов, направленных против гиста-мина, весьма любопытны. Выделение гистамина и открытие химических веществ, способных блокировать его действие, -величайшие открытия XX века, которые, кстати, были отмечены Нобелевской премией. Было создано даже Гистамино-вое общество, существующее и поныне, которое занимается изучением гистамина и всех связанных с ним проблем. (Кстати, членом этого общества является известный российский ученый, сделавший немало в области аллергологии, член-кор-
респондент РАМН И. С. Гущин.) Казалось, что препараты первого поколения, до сих пор, кстати, лежащие в наших домашних аптечках со времен оных, совершат революцию в области аллергических заболеваний. И опять волна - от воодушевления до разочарования, и опять найдено свое конкретное место. Тем не менее, эти лекарства принесли немало пользы аллергикам, а некоторым и спасли жизнь. А вот недостатки -сонливость, иногда очень серьезная, замедление реакции, сухость слизистых, во многих случаях недостаточная эффективность, тяжелые реакции при сочетании с алкоголем... Требовались новые средства, которые вскоре и были найдены - ан-тигистаминные лекарства второго поколения. В обычных дозировках они не вызывали сонливости, принявший их человек мог управлять машиной, их можно было принимать вместе с алкоголем. Правда, за редким исключением, все они, так сказать, предлекарства, то есть для того, чтобы стать полноценными препаратами, им надо пройти через печень, где их обработает специальный фермент. Но если больна печень, если фермент малоактивен, если одновременно принимаются препараты, воздействующие на него?
Именно поэтому появились антигистаминные лекарства третьего поколения, являющиеся сразу активными веществами. В России в аптеках можно приобрести фексофенадин. Правда, аптекарь сильно удивится, если кто-либо попросит его продать фексофенадин, так как это международное название, а коммерческое - телфаст. С появлением телфаста роль антигистаминных лекарств, а именно препаратов третьего поколения, стала вновь предметом дискуссии.
Как и положено антигистаминным средствам, в первую очередь телфаст начали назначать в тех случаях, когда гиста-мин является основным вредоносным фактором, - при крапивнице, аллергическом рините. Так вот, при исследовании его эффективности по отношению к аллергическому риниту выяснилось, что телфаст не только снимает зуд и чихание (что вообще присуще антигистаминным средствам), но и устраняет отек, то есть заложенность носа, что вроде бы, по мнению специалистов, лекарства этой группы делать не должны -считалось, что они влияют только на начальную фазу аллергической реакции, в которой основным виновником симптомов является гистамин (так называемая ранняя фаза аллергичес-
12 2002 /3 ПСТМП и АЛЛЕРГИЯ
кой реакции). Получается, что фексофенадин влияет и на позднюю фазу, когда гистамин и еще ряд веществ, выделившись из тучной клетки, вызывают проникновение в слизистую аллергических клеток, активизацию других субстанций аллергии... - отсюда изменение проницаемости сосудов и заложенность носа. При назначении телфаста людям, у которых аллергический насморк сочетался с астмой, исследователи получили не совсем понятный результат - был получен положительный эффект в отношении астмы! Традиционно антиги-стаминные препараты никогда не рассматривались (а препараты первого поколения даже не рекомендовались вследствие появления сухости слизистых) для лечения астмы, и вдруг такие данные... Правда, пока неясно, улучшалась ли астма из-за улучшения носового дыхания (что вполне закономерно), или телфаст оказывал действие непосредственно на аллергическое воспаление в стенке бронхов. По-видимому, в скором времени мы об этом узнаем.
Следует также отметить, что благодаря особым свойствам телфаст не имеет побочных действий на другие органы и системы. Он не только высокоэффективен, но и безопасен настолько, что не требует коррекции дозы при назначении пациентам с нарушениями функций печени и почек. В случаях, когда применение других антигистаминных препаратов не рекомендовано, например одновременно с другими препаратами, такими как антибиотики (эритромицин) или противогрибковые (кетоконазол), телфаст можно применять без всякого
риска. А что касается сонливости и снижения работоспособности, то заметим: в некоторых странах, таких как Великобритания, США, Австралия и Бразилия, телфаст является ан-тигистаминным препаратом, который разрешен для применения у пилотов военной и гражданской авиации. Вот и судите сами о степени безопасности телфаста.
Особенно ждут новых известий педиатры. Врачи этой специальности отличаются особым консерватизмом, стремясь выбирать как можно более щадящее лечение и часто не воспринимая тех «радикальных» лекарственных мероприятий, которые предлагают «взрослые» врачи. Педиатры-ал-лергологи (так же, как и во взрослой практике) уже сейчас с успехом используют телфаст для лечения аллергического ринита, крапивницы, благо есть специальная детская форма препарата по 30 мг. Кроме того, назначение фексофенадина детям, у которых имеется сочетание аллергического ринита и астмы, приводит к быстрому и эффективному устранению симптомов аллергического ринита, что в свою очередь снижает частоту обострений бронхиальной астмы, а также в некоторой степени улучшает течение основного заболевания за счет своего противовоспалительного действия.
Безусловно, новые антигистаминные лекарства вряд ли заменят противоастматические препараты, но они, по-види-мому, становятся важной составляющей частью комбинированного лечения, позволяющего эффективно влиять на все стадии болезни.
- антигистаминный препарат третьего поколения фексофенадин. Блокирует рецепторы, на которые действует гистамин - вещество, выделяющееся в организме при аллергической реакции и приводящее к возникновению симптомов болезни. Применяется для лечения аллергического ринита и хронической идиопатической крапивницы. Не вызывает сонливости.
■^фскт
30
ыГ
пс^
НАУКА И БУТЕЙКО
Группа австралийских ученых провела исследование эффективности метода Бутейко для лечения больных бронхиальной астмой. Напомним, что метод состоит в волевом ограничении дыхания, при этом разработчики считают, что повышение С02 в организме приводит к расслаблению бронхов и может даже вылечивать болезнь. По сообщению исследователей, в результате применения метода Бутейко у ряда больных уменьшалось ощущение одышки и снижалась потребность в бронхолитиках, однако не наблюдалось ни расширения бронхов, ни изменения содержания С02■ Ученые делают вывод, что с помощью метода Бутейко возможно уменьшать гипервентиляцию (нарушение функции дыхания, когда в дыхательный центр подаются ложные сигналы о нехватке кислорода), которая иногда сопровождает бронхиальную астму, однако на саму болезнь этот метод никак не действует.
ПСТМП и АЛЛЕРГИЯ 2002/3 13