Научная статья на тему 'Увлеченность социальными сетями в подростковой среде'

Увлеченность социальными сетями в подростковой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
442
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПОДРОСТОК / ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ / ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шачина Дарья Михайловна

В статье рассматривается понятие «социальные сети» и их влияние на эмоциональное развитие подростков, так как подростки наиболее подвержены различным отклонениям в поведении. Описаны причины возникновения и последствия зависимости от социальных сетей. Определены характерологические особенности личности подростка, предпочитающего общение в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Увлеченность социальными сетями в подростковой среде»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УВЛЕЧЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ Шачина Д. М.

Шачина Дарья Михайловна - студент магистратуры, кафедра возрастной и педагогической психологии, факультет психологии и специального образования, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара

Аннотация: в статье рассматривается понятие «социальные сети» и их влияние на эмоциональное развитие подростков, так как подростки наиболее подвержены различным отклонениям в поведении. Описаны причины возникновения и последствия зависимости от социальных сетей. Определены характерологические особенности личности подростка, предпочитающего общение в социальных сетях. Ключевые слова: социальные сети, подросток, зависимость от социальных сетей, характерологические особенности личности.

Современная социальная психология уже давно столкнулась с феноменом «одиночества в толпе» - одиночества среди людей, в крупном коллективе или большой организации. Как ни странно, но способствует этому развитие телекоммуникационных и компьютерных технологий. По данным международной исследовательской группы TNS в 2015 году в России 82 миллиона человек, а это 66% населения России в возрасте от 12 до 64 лет являются пользователями Интернета [1]. Согласно многочисленным исследованиям, люди чаще используют Интернет для общения, поиска информации и развлечений. Однако в последнее время основной причиной по которой люди все больше времени проводят в Интернете стали социальные сети, так по данным Brand Analytics за 2015-2016 год, ежемесячная аудитория социальной сети ВКонтакте -46,6 млн человек, из которой 24% моложе 18 лет.

Социальные сети в современном мире являются одними из самых важных каналов коммуникации для подростков. Однако при коммуникации в Интернете теряют свое значение невербальные средства общения. Физическое отсутствие участников в акте коммуникации приводит к тому, что можно скрывать и имитировать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. Анонимность в интернете обогащает возможности для самопрезентации, у подростка появляется возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и казаться в своем воображении тем, кем он захочет [3].

Меняется образ жизни, меняется манера общения, в первую очередь письменная и устная речь. Участники различных социальных сетей в своем письме часто употребляют сокращения, используется нарочитая безграмотность некоторых слов. Для выражения эмоций и чувств подростки в общении применяют эмодзи. Темп жизни трансформируется и вместе с ним разговорная речь, все стремятся рассказать о событиях немедленно, сейчас же. События излагаются в жатой форме, причем часто собеседник не утруждает себя писать вступительные речи, если после обмена информацией, сказать больше нечего, достаточно выйти из сети [2]. Как следствие нарушаются отношения с людьми, уменьшается дружелюбность, происходит изоляция от других людей, сужается круг интересов. Происходит процесс, во время которого подросток не только не решает важные для себя проблемы, но и останавливается в своем личностном развитии.

Существует причины, по которым подростки попадают в зависимость от социальных сетей. В большей степени к этому склонны подростки, имеющие конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким

серьезным увлечениям. Они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре самоутверждением [3].

Целью нашего исследования было выявление характерологических свойств личности, которыми обладает подросток склонный к зависимости от социальных сетей. В данном исследовании приняли участие 60 респондентов, в состав данной выборки входили 31 юноша и 29 девушек, возраст которых составлял 14-15 лет. Диагностика была проведена в школе г. Самары в стандартном групповом режиме. В качестве психологического инструментария были выбраны тест на Интернет-зависимость В. А. Лоскутовой, разработанный нами опросник «я и социальные сети», методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Т. В. Матолина.

Как показало тестирование из 60 опрошенных 19 (30,4%) школьников отдают предпочтение виртуальному общению в социальных сетях, нежели живому общению. На основании результатов диагностики характерологических особенностей личности было выявлено две группы подростков, которые много времени проводят в социальных сетях. Одна группа учащихся 12 (19,2 %) человек - это подростки склонные к демонстративному поведению, для них важен престиж в референтной группе, при этом они любят противопоставлять себя коллективу. Школьники, относящиеся к этой группе очень энергичны, жизнерадостны, общительны, им нравится быть на виду. Данный тип подростка стремится к первенству и лидерству во всем. Другая группа подростков 7 (11,2%) человек, предпочитающая общение в социальных сетях, напротив, в группе сверстников держатся в стороне, дружат с немногочисленным кругом людей. Такие подростки склонны к придиркам, ворчливы, раздражительны, неуверенные в себе, легко обижаются по пустякам, склонны к уныло-тревожному настроению.

Таким образом интерактивное общение привлекательно не только для подростков отчужденных и неуверенных в себе, которые хотят общения, и не находят его в окружающем их обществе, но и те, которые умеют настоять на своем, независимые, стремящиеся к успеху, общительные и энергичные, любящие соревноваться, не терпящие, чтобы ими командовали.

Список литературы

1. Новодержкин А. Т№: число пользователей интернета в РФ в 1-м квартале выросло на 5% до 82 млн. человек //ИТАР-ТАСС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/1921444/ (дата обращения: 30.01.2017).

2. Экслер А. Б. Общение в Интернете. М.: НТ Пресс, 2006. 384 с.

3. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.