УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ КАК КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ КОНСТРУКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАУМОВА О.М.
Автор интерпретирует уверенность в себе педагогически как ключевой компе-тентностный конструкт, как образовательные универсальные компетенция и компетентность, как универсальные личностные компетенция (социокультурная метаспособность и готовность быть уверенным в себе) и компетентность (контекстно обусловленная реализация этой способности) и как метапрофессиональное качество личности специалиста.
В процессе модернизации образования на компетентностнои, практикоориентированнои основе возросло влияние научно-технической культуры в противовес гуманитарной (Ч. Сноу), которая, однако, наравне с научно-технической определяет сущность компетентностного подхода. Именно гуманитарная культура концентрирует человекосозидающую суть профессионального образования, которая рискует быть заслонена спецификациями и функциональными картами, программирующими человека как функцию от профессии. В этой ситуации уверенность в себе как один из целерезультирующих критериев профессионального образования предлагается в качестве «сдержки и противовеса» самодовлеющей научно-технической культуре, естественной для систем «человек-техника» и «человек-знак».
Базовые компетентности современного человека и профессионала могут быть «распакованы» в образовательном процессе именно из психологической сущности уверенности в себе, педагогически интерпретированной как ключевая компетентность [7]. Так базовая коммуникативная компетентность соответствует социально-психологической составляющей уверенности в себе (ассертивность), представляющей собой «золотую середину» между неуверенностью и агрессивностью [18]. В качестве внутриличностной основы межличностной толерантности также может выступать уверенность в себе, предполагающая одновременно и доверие миру, другим людям [12]. Такая важная для современной России, хотя пока и непривычная функция образования - функция социального перемешивания - вполне может быть укоренена в той же социально-психологической составляющей уверенности в себе, которая «населяет» внутренний мир специалиста другими людьми как наивысшей ценностью, паритетной его собственной и исключающей агрессивное использование другого и его человеческого потенциала [9].
Самоорганизационная компетентность (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личные ресурсы) прямо соотносится с деятельностной, поведенческой компонентой уверенности в себе, ее потенциалом самопознания и самопреодоления личных ограничений. Кроме того, уверенность в себе как самоорганизационная и соорганизационная компетентность предполагает свободное и ответственное обращение к социокультурным и техническим ресурсам для просоциального разрешения сложной профессиональной ситуации [10]. Здоровьесозидающий вектор самоорганизационной компетентности тоже находит свое место в структуре уверенности в себе, так как она исключает личностную тревожность, проистекающую из несоответствия уровня притязаний и личностного ресурса, - то есть в целом так называемую «триаду риска» психосоматическому здоровью человека [19, 20, 21].
The author interprets a self-trust педагогически as key competence constituent, as the educational universal competence and competence, as universal personal the competence (metaability and readiness to be self-assured) and competence (contextually conditioned realisation of this ability) and as metaprofessional quality of the person of the expert.
Компетентность саморазвития (самообразования) также можно связать с уверенностью в себе, для поддержания которой человек постоянно развивает свой личностнопрофессиональный потенциал и выбирает непрерывное образование как образ жизни, тем более что уверенность в себе прямо зависит от знаний и их деятельностного, созидательного применения [11, 16].
Наконец, базовую информационную компетентность в составе уверенности в себе можно представить как компетентность решения проблем и задач, особенно, в ситуации неопределенности (субъективно трудной или объективно сложной, новой, неожиданной, противоречивой, двусмысленной), где и актуализируется веровательный потенциал уверенности в себе (достаточность субъективного основания при недостаточности объективного). При этом собственно информационная компетентность становится просто средством принятия решений, где личностная составляющая уверенности в себе оказывается основополагающей, является неизменяемым потенциалом человека. Благодаря этому потенциалу возникает ситуационная уверенность в себе - изменяемый потенциал личности, который постоянно пополняет и расширяет ее неизменяемый потенциал за счет прирастающего опыта разрешения трудных ситуаций [3, 4, 11].
Уверенность в себе как особый компетентностный конструкт также будет способствовать соотносимости знаниевой компоненты в структуре данной компетенции со сферой бытия че-ловека-профессионала, его истинно человеческого существования (экзистенции), а не просто со сферой действия, профессиональной деятельности. Этому способствует отмеченная в междисциплинарных исследованиях взаимосвязь и взаимообусловленность уверенности в себе и конструктивного самоутверждения через самопреодоление своих ограничений, исключающее агрессивное самоутверждение через другого человека или самоотрицание неуверенного в себе индивида [8]. В свою очередь, конструктивное самоутверждение синергетически взаимосвязано с истинной самореализацией - социально и личностно востребованной и дистанцирующейся от эгоистической самореализации, тупикового успеха за счет «приватизации» чужого потенциала или «пустого делания добрых дел» со стороны неуверенного в себе человека (А. Адлер).
Уверенность в себе как образовательный феномен может привести в согласие две диаметральных педагогических установки - прагматическую и развивающую, первая из которых ориентирована на профессионализацию, а вторая - на обретение духовно-нравственного, творческого потенциала личности специалиста, профессиональной мобильности широкого профиля, на конструктивное самоутверждение и самореализацию в профессии и личной судьбе, нахождение смысла профессии в системе смысложизненных ориентаций. В результате традиционная квалификационная ориентация педагога профессионального образования действительно сменится компетентностной, куда по определению обязательно входит личностная составляющая - ценностно-смысловая, эмотивно-когнитивная, самоорганизационно-волевая, отраженная в целостном опыте человека-профессионала.
Важные для экономики знаний готовность к продуктивному участию в инновациях и креативность в качестве своей внутриличностной основы тоже имеют уверенность в себе. Бытие «человеческого» и «социального капитала», синергию индивидуального самоутверждения и принципиальной социальности специалиста можно «заземлить» в феномене уверенности в себе, в ее социально-психологической, эмпатической составляющей, определяющей социальную компетентность профессионала [17].
Психологическая природа уверенности в себе позволяет педагогизировать ее в качестве одной из ключевых, универсальных компетенций, компетентностей и метапрофессионального качества личности путем педагогического обоснования, то есть приписывания признаков ос-
нования (перечисленных компетентностью конструктов) обосновываемому (уверенности в себе) [1, 2, 5, 6, 7, 9, 13, 14, 15].
Методологические основания для педагогизации уверенности в себе выдвигаются следующие.
1. Из словарного определения способностей как индивидуально-психологических особенностей, не сводимых к знаниям и умениям, но определяющих успешность освоения и продук-тивноость деятельности, реализацию творческого потенциала личности, качество и надежность психических функций, а также из идеи соотносимости уверенности в себе со способностью широкого масштаба действия следует принципиальная возможность понимания уверенности как особой социокультурной метаспособности человека целостного, обеспечивающей успешное выполнение широкого класса социо-предметно-образовательно-жизнетворческой деятельности.
2. Наиболее адекватно определить педагогическую сущность уверенности в себе может такая неклассическая категория образования как компетенция/компетентность, отражающая целостное видение человека в самоорганизующейся системе взаимоотношений «человек-профессия-социум».
3. Основоположниками комптентностного подхода выявлено соотношение между компетенцией и компетентностью как потенциальной возможностью и ее практической реализацией (А.Н. Хомски и др.).
4. В соответствии со смыслами стратегии модернизации образования в структуре ключевой компетенции акцентируется интегративность, многофункциональность, межпредметность, самоорганизационная составляющая, связанные с феноменом субъектности человека, своеобразной проекцией которого и может являться уверенность в себе.
Исходя из сказанного, приведем феноменологические определения уверенности в себе, прослеживающие происхождение, взаимосвязи элементов внутренней структуры, функционирование и развитие уверенности как «живого», целостного человеческого феномена, отраженного в содержании компетентностного образования как определенная проекция человека развивающегося (табл. 1). На общем социетарном уровне анализа подобное определение примет следующий вид.
Уверенность в себе как личностно-образовательный ключевой компетентностный конструкт - это развивающаяся в процессе освоения педагогически адаптированного социокультурного опыта метаспособность и универсальная компетенция субъекта образования конструктивно, успешно и гуманно взаимодействовать с собой и окружающими, проявляющаяся как компетентность совладающего поведения в ситуациях неопределенности, и, в конечном счете, - интегративное метапрофессиональное качество личности, определяющее выбор образа жизни, поддерживающего самоэффективность и доверие миру, конструктивное самоутверждение через самопреодоление ограничений и личностно-профессиональный рост, а также социально и личностно значимую самореализацию в профессиональной и личной судьбе.
На специально-педагогическом уровне предлагаемое определение отразит собственно педагогические акценты.
Уверенность в себе как ключевой личностно-образовательный компетентностный конструкт - это один из целерезультирующих ориентиров образования, определяющий его содержание как особого фундаментального образовательного объекта, освоение которого обучающимся обусловит развитие уверенности в себе как компетенции, компетентности и метапро-фессионального качества личности, инициирующих конструктивные, успешные, гуманные деятельность и взаимодействие с собой и окружающими, (особенно, в ситуациях неопределенности), а также осознанный выбор самоутверждения через самопреодоление ограничений, лич-
ностно-профессиональный рост, и, в конечном счете - социально и личностно значимую самореализацию в профессиональной и личной судьбе.
Уверенность в себе как образовательная ключевая компетенция - это содержание образования, позволяющее его субъекту освоить особый фундаментальный образовательный объект в реальной и знаниевой формах: уверенность в себе как явление культуры и социальная практика, ценностно-смысловое отношение к ней, декларативно-процедурно-оценочные знания о ней, освоенные на опыте умения, навыки, обобщенные алгоритмы и способы уверенных действий и взаимодействия (особенно, в ситуациях неопределенности), а также опыт творческого их применения.
Уверенность в себе как образовательная ключевая компетентность - это оптимальная индивидуальная норма развития и нормативно заданное социльно-личностное требование к уровню, качеству и соответствующим педагогическим условиям образовательной подготовки субъекта образования в отношении сферы уверенных действий и взаимодействия, а также перечня объектов, для которых те заданы, и круга ситуаций неопределенности, в которых актуализируются.
Уверенность в себе как личностная ключевая компетенция - это сформированная в формальном, неформальном, информальном образовании метаспособность его субъекта к культуросообразной само- и соорганизации в системе «человек - мир» как обобщенное в опыте, смысловой, целевой, операциональной и веровательной установках ценностное отношение к себе и миру и на этой основе - готовность к саморегуляции, совладанию с трудностями, эффективной деятельности, продуктивному этичному взаимодействию и решению усложняющихся жизненных, профессиональных и акмеологических задач с опорой на свои дарования, знания, умения, обучаемость, креативность, а также внешние социотехнические ресурсы.
Уверенность в себе как личностная ключевая компетентность - это смыслопорождающая целостность аксиологически значимого знания, самопознания, освоенных алгоритмов и обобщенных способов уверенного действия, генерализованная в опыте и веровательной установке человека, способная адекватно обстоятельствам актуализироваться для самоорганизации в системе «человек - мир» и проявляться в культуросообразной контекстно-обусловленной саморегуляции, эффективной деятельности, совладающем поведении, этичном взаимодействии и конструктивном решении жизненных, профессиональных и акмеологиче-ских задач.
Уверенность в себе как критерий образованности и сложившееся в процессе непрерывного образования и самообразования метапрофессиональное качество - это самоорганизационная инстанция человека, на базе доверия миру и веры в самоэффективность актуализирующая наличные и потенциальные компетенцию и компетентность использования социокультурных и личных ресурсов для конгруэнтных культурным ценностям, личностным смыслам и данному контексту успешных действий, этичного взаимодействия, совладания в ситуациях неопределенности, а также для эффективного решения усложняющихся жизненных задач, конструктивного самоутверждения, личностно-профессионального роста, истинной самореализации в профессии и личной судьбе.
В основу педагогизации уверенности в себе была положена общенаучная методологическая идея конструкта и метод конструирования, тем более что уверенность уже трактовалась в психологии как личностный конструкт.
Методологически понятие «конструкт» (от лат. «построение») обозначает логическую констатацию связи, из которой путем дедукции может быть выведено объяснение данной фактической связи явлений. Самое известное определение конструкта сводится к следующему: «симультанная констатация сходства и различия», то есть - контраст, который человек замечает между двумя группами явлений, причем это не полюса каких-либо понятий, относящихся к
категории, обозначающей класс реальных объектов, а личностное изобретение, которое накладывается на реальность с целью ее структурирования. Конструкты - это средства, пути толкования мира, с помощью которых человек сам проторяет пути видения мира, формирует конструкты, ведь действительность не дает их готовыми (Дж. Келли, Ю.М. Кондратьев, Л.Ф. Бурлачук).
Конструкты производятся личностью, накладываются на события, факты, явления, других людей, себя самого, взаимоотношения и тем самым помогают понять и предвидеть проявление и развитие всего перечисленного. Мы не можем сказать, что конструкты - это сущности, извлеченные умом из доступной реальности, они накладываются на события, а не извлекаются из них. Оси системы координат конструкта помогают разместить, понять и предвидеть феномены, но это не класс объектов и не абстракция класса, а дихотомичная ось, с помощью которой человек структурирует мир.
Конструкт формируется на базе, по меньшей мере, трех элементов, два из которых воспринимаются как сходные между собой, а третий как отличный от них. Признак, по которому два элемента истолкованы как одинаковые, образует полюс сходства данного конструкта; признак, по которому они противопоставляются третьему элементу, определяет полюс контраста. Реалии, для понимания которых создается конструкт, называются объектами конструкта, сконструировать объект - значит, истолковать его определенным образом, поместить в структуру представлений, внутри которой он приобретает форму и смысл.
В результате применения и отбора конструктов происходит их совершенствование в двух направлениях: определения - составления все более определенного мнения о небольшом количестве объектов, и расширения - появление представления о расширяющемся круге взаимосвязанных объектов. Причем последнее, как считал сам автор идеи личностных конструктов - Дж. Келли, имеет место, когда изобретатель конструктов уверен в себе и его спроектированные с помощью конструктов прогнозы развития объектов в большинстве случаев подтверждаются. Таким образом, расширяется область применения конструкта - круг явлений, которые человек находит возможным истолковывать при помощи данного конструкта.
Эта предложенная Дж. Келли теория личностных конструктов шире диапазона других традиционно менталистских схем: ее нельзя назвать просто концепцией познания, конструкты понимаются как структурные единицы взаимодействия субъекта с окружающей средой, в том числе социальной (что важно для педагогики). Понимание уверенности в себе как личностнообразовательного конструкта педагогами и менеджерами в образовании может служить формой организации индивидуального профессионального опыта, направляющей познание и самопознание субъекта, позволяющей прогнозировать цели и результаты образования и детерминирующей поведение его акторов.
Вербализация конструкта в педагогическом процессе позволит структурировать имеющийся у обучающегося на уровне чувства или неоформившейся тенденции невербализован-ный конструкт в отношении образовательной сути уверенности в себе, существующий на неосознанных основаниях для различения аспектов этой сути, которым человек оперирует в профессиональной реальности, но который в то же время трудно выразить словами. Опираясь на этот личный опыт конструирования уверенности, педагоги, а с их помощью и обучающиеся в учреждении профессионального образования легче воспринимают природу уверенности в себе как личностно-образовательного конструкта, и в этом еще один аргумент для избрания именно этой методологической идеи как ведущей.
Итак, личностный конструкт - это создаваемый педагогом квалификационно-оценочный эталон, с помощью которого осуществляется понимание уверенности в себе как личностной и образовательной в их сходстве между собой и отличии от других, непедагогических восприятий уверенности, а также данных ниже ее трактовок между собой. Идея и метод личностного
конструкта могут быть использованы в профессиональной педагогике как сравнительно простые и эффективные для познания, классификации и категоризации уверенности в себе в качестве педагогического явления.
Педагогическая технологизация данного конструкта будет представлять собой субъективную по происхождению и объективную по соответствию предмету отображения оценочную шкалу, представленную в виде признака и его антиномии, на которой педагог анализирует и категоризирует уверенность в себе. Индивидуальная система ассертивных конструктов педагога представляет собой систему соответствующих его отношений и установок к миру и себе как референтную ось, основной параметр педагогической и внутриличностной оценки. На поведенческом уровне создающийся в андрагогическом процессе в ОУ ДПО данный конструкт становится самостоятельно открытым обучающимся педагогом профессионально-личностным стандартом поведения. Биполярность конструктов дает возможность получить матрицу взаимоотношений между ними, позволяющую проведение различных процедур латентного анализа, который выявляет структуру смысловых параметров, лежащих в основе восприятия педагогом себя и других субъектов образования на предмет уверенности, объектов и сфер ее приложения.
В отличие от более простого метода семантического дифференциала, выбор конструктов и их значений ограничивается диапазоном применимости, гласящим, что каждый конструкт может быть применен к ограниченному набору (репертуару) объектов. Это соображение локализует применение предлагаемой концепции именно как специально педагогической и ан-драгогической. Концепт конструкта позволяет полихромно понимать - то есть, соединять познаваемое об уверенности как ключевом конструкте с уже познанным - на основе дихотомической системы: образовательное-личностное, нормативное-вариативное, идеальное-
реальное, потенциальное-актуальное, общее-индивидуальное. Наконец, идея конструкта органична для педагогизации уверенности в себе, т. к. она уже интерпретировалась в психологии в качестве личностного конструкта.
Таблица 1
Педагогическая модель уверенности в себе как компетентностного конструкта с синергети-
ческим реально-предметным основанием
Уверенность в себе как универсальный компетентностный конструкт
Образовательный конструкт Личностный конструкт
Образовательная компетенция Уверенность в себе как содержание образования - фундаментальный образовательный объект в реальной и знание-вой формах Образовательная компетентность Нормативное требование к уровню, качеству и условиям развития уверенности в себе, ее оптимальная индивидуальная норма Личностная компетентность Контекстносообразная индивидуально-творческая актуализация уверенности в себе как ключевой компетенции Личностная компетенция Социокультурная метаспособность и готовность к успешному конструктивному и гуманному взаимодействию с миром и собой
Результативно-целевой ориентир образования, определяющий его интегративное над-предметное содержание и педагогические технологии реализации, фасилитирующие саморазвитие уверенности в себе Интегративное универсальное трансфессио-нальное (метапрофессиональное) качество личности как самоорганизационная инстанция уверенного в себе человека целостного, продолженного в мир
Непрерывное формальное, неформальное, инс бранный человеком для поддержания уверенн юрмальное образование как образ жизни, вы-ости в себе, конструктивного ненасильственно-
го самоутверждения, истинной самореализации в профессиональной и личной судьбе
В заключение обозначим перспективы использования уверенности в себе как ключевого компетентностного конструкта. В содержании образования для устойчивого развития уверенность в себе будет являться одним из значимых факторов становления человека-трансфессионала. Трансфессиональное качество личности как перспектива саморазвития человека и созидающего его образования структурно представляет собой синергию трансфес-сиональных компетенции и комптентности.
Трансфесиональная компетенция - это высшая духовная способность и готовность человека к методологической соорганизации деклаоативно-процедурно-оценочных междисциплинарных знаний и творческого мышления, гуманистических ценностных ориентаций и социокультурного витагенного опыта с концентрами пересечения разных сфер действительности для организации полипрофессиональных практик в гуманистически воспроизводимом социокультурном контексте на основе рефлексии собственных целей и средств, а также эмпатиче-ского понимания их у других людей и человечества в целом в свете перспектив его развития.
Трансфессиональная компетентность - это поликонтекстно сообразная творческая актуализация трансфессиональной компетенции человека для разрешения конкретной ситуации неопределенности и решения данной проблемы путем соорганизации гуманитарных, технических и методических знаний-ценностей-опыта в их содержательной синергии человеческого самоопределения, что и как гуманистически ответственно нужно делать в данном социокультурном контексте, каковы основания собственных целей и средств деятеля-трансфессионала в кооперации их с таковыми у окружающих людей и всего социума в перспективе его развития и гуманизации.
Библиографический список
1. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Науч.-метод. сборник. - М., 2002.
2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10.
3. Вайнер И.В. Субъективная уверенность при решении психофизической задачи : авто-реф. дисс... канд. психол. наук. - М.: ИП РАН, 1990.
4. Высоцкий В.Б. Личностные и процессуальные условия формирования уверенности в правильности решения задачи : автореф.дисс.канд. психол. наук. - М.: ИП РАН, 2001
5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.
7. Наумова О. М. Уверенность в себе как ключевая компетентность педагога // Образование и наука: Изв.Урал. отд-ния РАО. - 2007. - № 5 (9).
8. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. - С-Пб: Алетея, 2000.
9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М., 2002.
10. Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности : автореф. дисс.канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского гос. ун-та, 1997.
11. Скотникова И.Г. Проблема уверенности: история и современное состояние. // Психологический журнал. - 2002. - Т. - 23. - № 1.
12. Скрипкина Т. П. Психология доверия. - М.: Академия, 2000.
13. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - №2.
14. Хуторской А.В. Ключевые компетенции Технология конструирования // Народное образование. - 2003. - № 5.
15. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. Красноярск, 2002.
16. Bandura A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review, 1977.
17. Krappmann L. Soziologische Demensionen der Identitat. Stuttgart, 1971.
18. Lange, A. & Jakubowski P. Personsible assertive behavior Champaigh.: Reseach Press, 1976.
19. Lazarus, А. А. On assertive behavior/A brief note/1| Behavior Therapy. - 1973. - № 4.
20. Salter A. Conditioned reflex therapy. New York. Capricorn, 1949.