Научная статья на тему 'УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОДАЖ ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ PWA'

УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОДАЖ ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ PWA Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ / WEB-РАЗРАБОТКА / PWA-ПРИЛОЖЕНИЕ / ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ В СЕТИ / ПРОДАЖИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролов Юрий Викторович, Неволько Артем Теймуразович

В статье проанализированы существующие технологии продвижения товаров (услуг) в сети. В качестве перспективного инструмента рассмотрена инновационная технология PWA, которая в настоящее время еще широко не используется в деятельности российских компаний и имеет преимущества перед традиционными мобильными приложениями. Описан поэтапный процесс разработки PWA-приложения и его применения в бизнесе торговой компании. Показано, что применение PWA как инструмента продвижения товаров на рынке позволило торговой компании нарастить численность клиентов, совершающих повторные покупки, и увеличить продажи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADING COMPANY SALES INCREASE BASED ON APPLICATION OF PWA TECHNOLOGY

The article analyzes the existing technologies for promoting goods (services) in the network. An innovative PWA technology is considered as a promising tool, which is currently not yet widely used in the activities of Russian companies and has advantages over traditional mobile applications. A step-by-step process of developing a PWA application and its application in the business of a trading company is described. It is shown that the use of PWA as a tool for promoting goods on the market allowed a trading company to increase the number of customers making repeat purchases and increase sales.

Текст научной работы на тему «УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОДАЖ ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ PWA»

УДК 658.64

DOI: 10.25688/2312-6647.2021.30.4.8

УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОДАЖ ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ PWA

Юрий Викторович Фролов

Московский городской педагогический университет, Москва, Россия frolovyuv@mgpu.ru

Артем Теймуразович Неволько

Московский городской педагогический университет, Москва, Россия art-ti3@yandex.ru

Аннотация. В статье проанализированы существующие технологии продвижения товаров (услуг) в сети. В качестве перспективного инструмента рассмотрена инновационная технология PWA, которая в настоящее время еще широко не используется в деятельности российских компаний и имеет преимущества перед традиционными мобильными приложениями. Описан поэтапный процесс разработки PWA-приложения и его применения в бизнесе торговой компании. Показано, что применение PWA как инструмента продвижения товаров на рынке позволило торговой компании нарастить численность клиентов, совершающих повторные покупки, и увеличить продажи.

Ключевые слова: торговая компания, web-разработка, PWA-приложение, продвижение товаров в сети, продажи

TRADING COMPANY SALES INCREASE BASED ON APPLICATION OF PWA TECHNOLOGY

Frolov Yuri Viktorovich

Moscow City University, Moscow, Russia frolovyuv@mgpu.ru

Nevolko Artem Teymurazovich

Moscow City University, Moscow, Russia art-ti3@yandex.ru

Abstract. The article analyzes the existing technologies for promoting goods (services) in the network. An innovative PWA technology is considered as a promising tool, which is currently not yet widely used in the activities of Russian companies and has advantages over traditional mobile applications. A step-by-step process of developing a PWA application and its application in the business of a trading company is described. It is shown that the use of PWA as a tool for promoting goods on the market allowed a trading company to increase the number of customers making repeat purchases and increase sales.

Keywords: wholesales company, web development, PWA application, online product promotion, sales

© Фролов Ю. В., Неволько А. Т., 2021

Введение

Важнейший современный тренд, охватывающий все сферы экономики и бизнеса — это цифровизация на основе применения сквозных цифровых технологий, трансформирующих стратегию организации, бизнес-модели и увеличивающих ее интеллектуальный капитал [5; 6]. Бизнес поставлен перед необходимостью находить и применять цифровые решения, которые одновременно позволяют снижать затраты и повышать доходы.

Бизнес-модели торговых компаний все в большей степени трансформируются и фокусируются на применении цифровых платформ, онлайн-торговли и инструментов продвижения товаров в сети [6].

Почему современным организациям важно иметь собственное мобильное приложение? Стратегическим вызовом для большого числа компаний, осуществляющих поиск потребителей товаров (услуг) в цифровом пространстве, является слишком медленный разворот бизнеса в сторону новых поведенческих стереотипов клиентов, которые предпочитают в настоящее время использовать для целей поиска товаров (услуг) мобильные приложения, а не поисковые системы и персональные компьютеры (ПК).

По данным компании Comscore1, в 2017 г. доля пользователей, желающих приобрести товары (услуги) и использующих смартфон, планшет и специальные мобильные приложения, составила 87 %, а доля пользователей, выходивших в сеть через поисковую систему, — всего лишь 13 %. Это свидетельствует о том, что доля потенциальных потребителей товаров (услуг), использующих для поиска информации мобильные устройства, примерно в 6,7 раз превышает число потенциальных потребителей, применяющих для входа в сеть стационарные компьютеры и поисковые машины. В связи с этим представляется очевидным, что рекламодателям и компаниям-продавцам для повышения эффективности своей рекламы, расширения пользовательской аудитории желательно доносить информацию о своих товарах (услугах) до целевых аудиторий с помощью смартфонов и планшетов.

Постановка задачи

Гипотеза исследования заключается в том, что разработка и внедрение инновационной технологии PWA (Progressive Web Application)2 в торговой компании создаст предпосылки для увеличения объемов продаж и развития бизнеса компании, осуществляющей оптовые продажи продуктов питания в сфере В2В. PWA — это технология в области веб-разработок, с помощью

1 Rankings [Электронный ресурс] // Comscore, Inc. URL: https://www.comscore.com/Insights/ Rankings (дата обращения: 02.12.2021).

2 Progressive Web Apps Training [Электронный ресурс] // Google Developers. URL: https:// developers.google.com/web/ilt/pwa (дата обращения: 02.12.2021).

которой сайт компании-рекламодателя трансформируется в полноценное мобильное приложение.

Цель данной работы — исследование возможности применения технологии PWA в торговой компании и оценка выгод от ее использования в бизнесе.

Для того чтобы оценить преимущества технологии PWA и интегрировать ее в деятельность торговой компании, потребовалось решить следующие задачи:

• рассмотреть технологии-аналоги (системы продвижения, мобильные приложения), которые используются в настоящее время компаниями для организации своего бизнеса в цифровой среде;

• проанализировать преимущества технологии PWA;

• разработать и установить на веб-ресурсе свод правил для PWA-приложения (манифест), с помощью которого осуществляется хранение информации о компании;

• используя встроенные функции от компании Google, трансформировать страницы сайта торговой компании в мобильное веб-приложение (PWA);

• провести исследование для оценки эффективности применения PWA в деятельности торговой компании.

Литературный обзор

В настоящее время основными инструментами продвижения товаров (услуг) в сети Интернет являются следующие методы:

Сайт, или веб-сайт (веб-узел) — одна или нескольких логически связанных между собой веб-страниц и одновременно место расположения контента. Обычно сайт в Интернете представляет собой массив данных, имеющий уникальный адрес [5].

Лэндинг (от англ. landing page — «посадочная страница») — веб-страница, основной задачей которой является сбор контактных данных о целевой аудитории. Используется для усиления эффективности рекламы и увеличения аудитории [3].

Блог — это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые пользователем записи, включающие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями [4].

SEO (англ. search engine optimization) — поисковая оптимизация сайта для его поднятия в рейтингах поисковых систем путем создания семантического ядра (облака ключевых слов) [3].

Контекстная реклама — показ посетителю сайта рекламы, которая соответствует тематике страницы. Настройка контекстной рекламы выполняется с помощью таких ресурсов, как Яндекс.Метрика и GoogleAnalytics [4].

SMM (Social Media Marketing) — метод продвижения товаров (услуг), который заключается в поиске клиентов в социальных сетях, например в таких, как «ВКонтакте», Instagram [2].

Таргетированная реклама — метод, при использовании которого рекламный контент показывается целевой аудитории, заинтересованной в определенных товарах (услугах) [4].

Email-маркетинг — метод продвижения, основанный на взаимодействии с клиентами через электронную почту. Потенциальным покупателям направляют письма со ссылками на сайт, получатели проходят по ним и совершают целевое действие [4].

Мобильные приложения — относительно новый способ повышения лояльности клиентов к бренду компании, привлечения их внимания и, как следствие, получения компанией прибыли. В отличие от перечисленных выше инструментов потенциальные потребители, использующие мобильное приложение, могут рекомендовать его своим друзьям, знакомым. За счет этого достигается устойчивый эффект по повышению доли компании на рынке и увеличению ее продаж.

На сегодняшний день разработчикам мобильных и веб-приложений, а также компаниям, продвигающим свои услуги на рынке с помощью этих веб-приложений, доступны три основные технологии: SPA, MPA и PWA-приложения3.

SPA (Single Page Application) — это одностраничное приложение (сайт), содержащее HTML-страницу, которая динамически (без полной перезагрузки) обновляется в ответ на запросы пользователя [1]. Архитектура приложения устроена так, что при первоначальном запуске пользователь видит основной контент сайта в браузере, а новые данные загружаются по мере необходимости, например в процессе прокрутки страницы или кликов на иконки.

Преимущества SPA: легкость разработки; гибкость пользовательского интерфейса; простое хранение (кэширование) данных.

Недостатки SPA: плохо поддаются SEO-оптимизации; требуют значительного потребления ресурсов браузера; имеют относительно высокую стоимость.

MPA (Multi Page Applications) — это многостраничные приложения, работающие как привычные пользователю веб-ресурсы — многостраничные сайты4.

ПреимуществаMPA: простая SEO-оптимизация; возможность масштабируемости, то есть расширения рекламного проекта путем добавления новых страниц. MPA является в настоящее время самой распространенной технологией продвижения товаров (услуг) в сети.

НедостаткиMPA: низкая скорость разработки из-за необходимости писать код для множества страниц и, как следствие, относительно высокие затраты на создание мобильного приложения.

PWA (Progressive Web Application) является технологией, которая объединяет преимущества сайтов и традиционных мобильных приложений5. Чтобы

3 SPA, MPA и PWA: плюсы и минусы в разработке сайтов [Электронный ресурс] // Сайт компании Azoft | Блог. URL: https://www.azoft.ru/blog/spa-mpa-pwa/ (дата обращения: 02.12.2021).

4 Что такое SPA и MPA? [Электронный ресурс] // Кузница IT решений: блог разработчика. URL: http://shiftoffproblem.com/what-is-spa-and-mpa/ (дата обращения: 02.12.2021).

5 Progressive Web Apps Training [Электронный ресурс] // Google Developers. URL: https:// developers.google.com/web/ilt/pwa (дата обращения: 02.12.2021).

начать работу с PWA, потенциальному потребителю товара (услуги) необходимо скачать и установить сайт компании-продавца как приложение на свое мобильное устройство. Последующий доступ к сайту производится через иконку на рабочем столе мобильного устройства пользователя.

PWA является инновационной технологией, разработанной компанией Google. В настоящее время эта технология еще широко не используется как международным, так и российским бизнесом в целях продвижения своих товаров на рынке. Презентацию этой технологии компания Google планировала провести в августе 2021 г.6

Почему технология PWA лучше и перспективнее для целей продвижения по сравнению с традиционными приложениями?

По статистике 66 % пользователей не скачивают ни одного нового приложения в течение месяца. Большую часть своего времени примерно 85 % пользователей проводят используя, как правило, не более 5 любимых приложений7. В качестве этих приложений пользователи чаще используют мессенджеры, социальные сети, видеохостинги. В этом контексте преимущество PWA заключается в том, что эта технология позволяет открыть сайт компании, продвигающей свои товары, с помощью мобильного браузера.

Другим плюсом технологии PWA является то, что она позволяет продвигать бизнесу свои товары (услуги) на таких известных площадках, как AppStore, Play Market, Microsoft Store. Также в отличие от традиционного мобильного приложения, требующего для своей разработки значительные финансовые и временные ресурсы, PWA может быть создано без привлечения штата высококвалифицированных программистов в течение одного-двух дней непосредственно в компании, продвигающей товары (услуги) на рынке.

Резюмируя отмеченные выше особенности этой технологии, можно выделить следующие достоинства PWA-технологии по сравнению со стандартными мобильными приложениями:

1. Разработка, не требующая больших затрат.

2. Относительно низкая стоимость поддержки PWA-приложения по сравнению с традиционными мобильными приложениями.

3. Отсутствие затрат на проведение повторной рекламной кампании, так как PWA включает, например, такие возможности, как рассылку push-уведом-лений для повторного информирования клиентов.

4. Нет необходимости размещать приложение PWA в AppStore или Google Play. Его можно разместить непосредственно на сайте организации для скачивания клиентами с этого сайта. Следовательно, рекламодатель (в нашем случае торговая компания) будет экономить на платежах за размещение программного

6 PWA в 2021 — что меняет Google в августе [Электронный ресурс] // Блог про Интернет в Menvik.ru. URL: https://menvik.ru/pwa-v-2021/ (дата обращения: 02.12.2021).

7 Rankings [Электронный ресурс] // Comscore, Inc. URL: https://www.comscore.com/Insights/ Rankings (дата обращения: 02.12.2021).

обеспечения на платформах (Google Play Market, AppStore). Данные платежи, как известно, включают также и примерно 30 % комиссии этих платформ с продаж товаров (услуг) рекламодателя.

5. Приложение PWA работает быстрее, чем сайт.

6. Приложение PWA работает без Интернета, так как страницы приложения сохранены (кэшированы) на устройстве клиента.

7. Объем памяти PWA-приложения, как правило, не превышает 1 Мб. Этот объем меньше, чем тот, который требуется для стандартного мобильного приложения.

8. PWA-приложение работает с такими функциями, как геолокация, камера, микрофон.

Результаты и обсуждение

Процесс разработки PWA-приложения включает несколько этапов. На первом этапе формируется так называемый манифест в виде набора правил, которые устанавливают логотип компании, ее название, информацию о цветах приложения и т д.

В настоящей работе предложен манифест в формате JSON. Ниже манифест

представлен с комментариями к коду: {

"start_url": "https://xn--d1alalecjfv.xn--p1ai/", /// начальная страница "scope": "https://xn--d1alalecjfv.xn--p1ai/",

"name": "ООО "КОНКОРД", /// название для больших устройств "short_name": "КОНКОРД", /// короткое название

"display": "standalone", /// отображение программного обеспечения

(в данном случае полноценное отображение) "Orientation": "any", /// ориентация в пространстве

"theme_color": "#274cd1", /// цвет «шапки»

"background_color": "#ab6009", /// цвет фона

"icons":[. /// массив данных с логотипами и их разме-

рами под каждое устройство {"src":"/manifest/logos/android-icon-192x192-dunplab-manifest-37705. png","type": "image/png","sizes":"192x192"} /// логотип в формате png

{"src":"/manifest/logos/maskable_icon.png","type":"image/png", "sizes": "1024x1024","purpose":"any maskable"},

{"src" :"/manifest/logos/512.png", "type" :"image/png","sizes":"512x512"}] } /// логотип в формате png, размером 512х512

На втором этапе для того, чтобы манифест заработал, его нужно подключить на каждую страницу сайта организации с помощью кода:

<link rel="manifest" href="https://вашсайт/konkord.pwa.json">

На третьем этапе рекомендуется написать и подключить обработчик (скрипт) PWA-приложения, который отвечает за трансформацию страниц сайта организации в формат приложения PWA. Ниже представлен код, помогающий осуществить эту трансформацию (на примере торговой компании) с комментариями:

// This is the service worker with the Cache-first network

const CACHE="pwabuilder-precache"; /// объявление константы, которая

будет хранить страницы сайта importScripts('https://storage.googleapis.com/workbox-cdn/releases/5.1.2/ workbox-sw.js');

self.addEventListener("message",(event) => { if (event.data && event.data.type === "SKIP_WAITING") {

self.skipWaiting(); /// запуск функции, которая активи-

рует PWA-скрипт

}});workbox.routing.registerRoute( new RegExp('/*'),

new workbox.strategies.CacheFirst ({ cacheName: CACHE

})

); /// кэширование страницы

Также следует подключить данный обработчик ко всем страницам сайта торговой компании:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<script type="module">

import 'https://cdn.jsdelivr.net/npm/@pwabuilder/pwaupdate'; const el = document.createElement('pwa-update'); document.body.appendChild(el); </script>

На четвертом этапе следует проверить, выполнили ли разработчики приложения PWA все требования. Для этого можно использовать браузер Google Chrome.

Проверка осуществляется следующим образом. Открывается сайт рекламодателя (в нашем случае компании «Конкорд») и нажимается сочетание клавиш: Shift + Control + I. Затем в появившемся окне необходимо найти вкладку LightHouse и запустить проверку сайта (см. рис. 1).

Как видно из рисунка 1, по результатам описанного выше поэтапного процесса были выполнены все условия для того, чтобы PWA-приложение стало активным. В частности, разработанное PWA-приложение соответствует следующим критериям: работа приложения по защищенному протоколу https; настроена собственная заставка; присутствует метатег; размер контента соответствует требованиям и др.

Теперь если пользователь (потенциальный клиент) посетит веб-ресурс торговой компании, расположенный по адресу: руконкорд.рф, с устройства,

^^ Соответствие рекомендациям для PWA

4 Регистрируется Service Worker, управляющий страницей и starturi

• Перенаправляет трафик с HTTP на HTTPS Щ Настроена собственная заставка

0 Изменяет цвет адресной строки в соответствии с темой

• Размер контента соответствует области просмотра

ф Присутствует метатег <meta name-"viewport"> СО СВОЙСТВОМ width ИЛИ initial-scale

Щ Содержит действительный атрибут apple-touch-icon

Щ Манифест содержит маскируемый значок

Рис. 1. Результат проверки сайта

на котором установлена операционная система «Андроид», то в появившемся окне пользователю будет предложено добавить приложение PWA с сайта на рабочий стол своего мобильного устройства.

На устройствах под управлением IOS, к сожалению, пока нет возможности автоматически выводить окно с предложением «Добавить приложение на рабочий стол», но это можно сделать в ручном режиме. Компания Apple работает над устранением этого ограничения8.

Рисунок 2 иллюстрирует конечный результат работы по установке приложения PWA компании «Конкорд», а именно на рабочем столе устройства клиента видно установленное PWA-приложение («Конкорд»).

На следующем этапе для того, чтобы PWA-приложение в максимальной степени было адаптировано под пользователя, его необходимо разместить на площадке Play Market.

8 Apple рассказала, где можно брать приложения для iOS, кроме App Store [Электронный ресурс] // AppleInsider. URL: https://applemsider.ru/app-store/apple-rasskazala-gde-mozhno-brat-prilozheniya-dlya-ios-krome-app-store.html (дата обращения: 02.12.2021).

Функциональные области управления

111

Alpari Analytics MetaTrader 4 Инвестиции

Рис. 2. PWA-приложение на рабочем столе мобильного устройства

В работе был сформирован .apk файл, который позволил с помощью Google Play Market Console разместить PWA-приложение компании «Конкорд» в Play Market. Результат этой работы представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Размещение PWA-приложения в Play Market

С помощью разработанного приложения PWA были проведены исследования, позволяющие оценить выгоды его использования в торговой компании.

Был выполнен эксперимент, в ходе которого сравнивались продажи торговой компании за март, апрель, май 2020 г. и за аналогичный период в 2021 г. В целях достижения корректности сравнения были отобраны клиенты, которые используют мобильные устройства для выхода на сайт компании. Для получения этой информации были использованы сведения из ресурса Яндекс.Мет-рика. В 2020 г. клиенты использовали мобильную версию сайта компании «Конкорд», а в 2021 г. — разработанное в компании PWA-приложение.

На рисунках 4 и 5 представлены результаты исследования в течение марта, апреля, мая 2020 и 2021 г. Эти результаты показывают, что использование

март апрель май

■ 2020 г. (ч исло кл и ентов до внедре ння технологи и РШ А)

■ 2021 г. (числа клиентов после внедрений технологии Р'А'Л )

Рис. 4. Изменение количества клиентов после внедрения PWA

Рис. 5. Затраты на удержание клиентов до и после внедрения технологии PWA

PWA-приложения позволило торговой компании в течение исследуемого периода (за 3 месяца) увеличить численность постоянных клиентов, совершающих повторные покупки, на 43,8 % (со 105 компаний-покупателей до 151 компании). Одновременно после начала использования разработанного приложения PWA удалось сократить расходы на удержание клиентов на 31,8 % по сравнению с традиционной технологией продвижения товаров.

Заключение

По итогам внедрения технологии PWA в торговой компании «Конкорд» можно сделать следующие выводы. Технология PWA позволила:

- увеличить количество клиентов, которые повторно совершают покупки, со 105 до 151 за 3 месяца;

- сократить расходы компании, связанные с удержанием клиентов (за 3 месяца), с 20 812 руб. до 15 781 руб.;

- сэкономить средства, которые потребовались бы на разработку и поддержку традиционного мобильного приложения (в случае отказа от PWA-техно-логии) примерно в объеме 30 тыс. руб.

Таким образом, результаты выполненного исследования и экспериментальных работ по созданию и внедрению инновационной технологии продвижения товаров свидетельствуют о том, что апробация в бизнесе технологических (цифровых) инноваций может иметь следствием повышение экономических показателей, например таких, как увеличение численности клиентов (см. рис. 4) и сокращение издержек (см. рис. 5).

Список источников

1. Климович А. Электронная коммерция и интернет-маркетинг. М.: Де Либри, 2020. 390 с.

2. Новожилова И. SMM. Эффективное продвижение в соцсетях. М.: BHV, 2021. 352 с.

3. Севостьянов И. О. SEO для клиента. Разработка сайтов. Контекстная реклама. Социальные медиа. Оценка эффективности. М.: Питер, 2017. 485 с.

4. Сковиков А. Г. Цифровая экономика. Электронный бизнес и электронная коммерция: учеб. пособие. М.: Лань, 2019. 260 с.

5. Фролов Ю. В. Управление знаниями: учебник для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2021. 324 с.

6. Фролов Ю. В. Бизнес-модели, аналитика данных и цифровая трансформация организации: подходы и методы: монография / Ю. В. Фролов [и др.]; под ред. Ю. В. Фролова. М.: МГПУ, 2021. 218 с.

References

1. Klimovich, A. (2020). E-commerce and Internet marketing (390 p.). Moscow: De Libri.

2. Novozhilova, I. (2021). SMM. Effective promotion in social networks (352 p.). Moscow: BHV.

3. Sevost'yanov, I. O. (2017). SEO for the client. Development of sites. Contextual advertising. Social media. Efficiency Assessment (485 p.). Moscow: Piter.

4. Skovikov, A. G. (2019). Digital economy. E-business and e-commerce: Textbook (260 p.). Moscow: Lan'.

5. Frolov, Yu. V. (2021). Knowledge Management (2nd ed., corrected and additional school for undergraduate and master's studies; 324 p.). Moscow: Yurajt.

6. Frolov, Yu. V., Yakovlev, V. B., Seryshev R. V., & Volovikov, S. A. (2021). Business models, data analytics and the digital transformation of the organization: approaches and methods: monograph (Frolov, Yu. V. (Ed.); 218 p.). Moscow: MCU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.