оригинальная статья
DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-1-104-108 УДК 323.212(045)
Увеличение количества иностранных студентов в российских вузах как элемент государственной политики в сфере образования
М. Б. Понявинаа, П. С. Селезнев'
Финансовый университет, Москва, Россия а https://orcid. огд/0000-0002-7866-577Х; ь https://orcid. огд/0000-0001-5439-8630
аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме привлечения иностранных студентов в российские вузы, а также готовности вузов к приему нового типа студентов . В работе рассматриваются аспекты эффективного международного опыта, ведь сегодня, когда образование стало одним из главных приоритетов в странах с развивающейся экономикой, многие из них стремятся наладить партнерские отношения с ведущими мировыми университетами .Авторами предложены рекомендации по корректировке сложившейся ситуации в Российской Федерации, где наиболее интенсивный поток иностранных студентов обеспечивают граждане бывших республик СССР, обучающихся за счет бюджетных средств . При этом выбор иностранных студентов ограничивается вузами двух крупнейших городов страны - Москвы и Санкт-Петербурга, и эта ситуация требует изменения . Рассмотрен также фактор повышения положения российских вузов в международных рейтингах, что также играет существенную роль для увеличения потока иностранных студентов в страну. Ключевые слова: образовательная система; государственная образовательная политика; экспортный потенциал российской системы образования; иностранные студенты.
Для цитирования: Понявина М. Б., Селезнев П. С. Увеличение количества иностранных студентов в российских вузах как элемент государственной политики в сфере образования. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(1):104-108. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-1-104-108
original paper
Increase of the Number of International students in Russian Universities as a Component of the state Education Policy
M. B. Ponyavina, P. s. seleznev
Financial University, Moscow, Russia a https://orcid. org/0000-0002-7866-577X; b https://orcid. org/0000-0001-5439-8630
abstract
The article discusses the urgent problem of attracting international students to Russian universities as well as their readiness to attract a new type of student. The work considers aspects of useful international experience of the issue: today when education has become one of the main priorities in countries with developing economies, many of them seek to establish partnerships with leading world universities .The authors made recommendations for adjusting the current situation in the Russian Federation, where the most intensive flow of international students comes from the former USSR republics studying at the expense of budgetary funds . At the same time, the choice for international students is limited to universities of the country's largest cities - Moscow and St. Petersburg, and this requires a change . Also considered is the growth factor of the position of Russian universities in international rankings, high positions in which play a significant role in enhancing the flow of international students into the country.
Keywords: Educational system; state educational policy; the export potential of the Russian education system; foreign students
For citation: Ponyavina M. B., seleznev P. s. Increase of the number of international students in Russian universities as an component of the state education policy. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences.Bulletin of the Financial University. 2020;10(1):104-108. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-1-104-108
© Понявина М.Б ., Селезнев П.С ., 2020
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие заметна тенденция увеличения доли иностранных студентов в общем числе учащихся отдельных государств. Согласно данным ЮНЕСКО, в 1999 г. число иностранных студентов, получающих высшее образование, составило 2 млн а в 2014 г.— превысило 4,3 млн человек. И их количество увеличивается с каждым годом1.
В общем потоке иностранных студентов особо выделяется Китай. Сегодня порядка 10% иностранных студентов в мире — из Китая.
Многие страны разработали стратегические планы по привлечению иностранных студентов в свои вузы и успешно их реализуют. Лидерами в этой области являются англоговорящие страны: США, Великобритания, Австралия и Канада. Так, к примеру, в 1999 г. перед Великобританией стояла цель привлечь в свои вузы более 75 тыс. иностранных студентов к 2005 г. При этом Великобритания рассматривает привлечение иностранных студентов исключительно в рамках бизнес-стратегии, которая, по расчетам английских экономистов, должна приносить до 8 млрд фунтов стерлингов в год2. К апрелю 2006 г. количество студентов из-за рубежа в Великобритании составляло 118 тыс. человек — значительно выше цели, что доказывает успешность грамотно спланированной и реализованной политики. К 2018 г. правительство Великобритании намерено привлекать по 90 тыс. иностранных студентов в год. Особое место в деле привлечения студентов занимает репутация вузов Соединенного Королевства, которые многие годы возглавляют международные рейтинги вузов3.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНгИ ВУЗОВ
Образование стало одним из главных приоритетов в странах с развивающейся экономикой, и многие из них стремятся наладить партнерские отношения с ведущими мировыми университетами. В частности, национальная стипендиальная программа Бразилии «Наука без границ» нацелена на то, чтобы направить 100 тыс. студентов и исследователей в лучшие в мире образовательные учреждения. Эти
1 Доклад ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002354/235407r.pdf
2 HM Treasury. Budjet Report 2016. URL: https://assets. publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file/508193/HMT_Budget_2016_Web_ Accessible.pdf
3 Топ-100 лучших вузов мира 2016-2017 по версии журнала Times Higher Education. URL: http://tass.ru/obschestvo/2307215.
университеты-партнеры были отобраны на основе их позиции в международных рейтингах.
Российские вузы повышают свои позиции в международных рейтингах. Из 758 вузов мира МГУ занимает 153-е место, МИФИ — 224-е, Томский госуниверситет — 240-е. Среди самых успешных российских вузов можно назвать МФТИ, Новосибирский госуниверситет, СПбГУ, РУДН, Российский государственный университет нефти и газа, Томский политех, Университет ИТМО (https://rg.ru/2018/04/09/70-rossijskih-universitetov-popali-v-mezhdunarodnyj-rejting-vuzov.html).
Рейтинги университетов также влияют на миграционную политику. Учитывая прогнозный рост числа международных студентов, это направление обучения превращается в крупный бизнес для государств-реципиентов. Опыт Великобритании, упоминавшийся выше, — один из примеров. В свою очередь, миграционная политика влияет на приток лучших ученых и исследователей. В частности, Франция воспользовалась этим и открыла свои границы для индийских студентов, сократив визовые ограничения. Дания и Нидерланды изменили свое иммиграционное законодательство в пользу тех, кто окончил лучшие мировые университеты. Многие страны, включая Россию, Германию, Францию, Японию и Сингапур, начали активную работу по модернизации своей системы высшего образования для создания университетов мирового уровня.
международный опыт привлечения иностранных студентов
Рейтинги вузов рассчитываются ежегодно по различным исследованиям и методикам, по итогам составляется сводный рейтинг лучших университетов мира: OS, THE, Шанхайский, рейтинг университетов RUR. Несмотря на то что на сегодняшний день нет единой наиболее точной методологии, в обществе существует консенсус в отношении того, что ни один рейтинг не является всеобъемлющим, при том что влияние этих рейтингов постоянно растет. Студенты, университеты и правительства изучают рейтинги вузов и принимают решения исходя из их уровня. Наличие готовых списков лучших университетов мира усиливает международную конкуренцию, и правительства также уделяют им более пристальное внимание, используя рейтинги для принятия политических решений.
По данным ЮНЕСКО, в настоящее время образовательные услуги иностранным гражданам пре-
доставляют 129 государств мира4. Большинство стран, привлекающих в свои вузы иностранных студентов, осуществляют это по разным причинам, в том числе и по экономическим. Рост численности иностранных студентов предоставляет дополнительные преимущества экономике данных стран. В частности, в Австралии обучение иностранных студентов приносит до 30% экспортных доходов5.
Сегодня, когда английский язык является наиболее широко используемым в мире, очевидно, что англоязычные страны имеют дополнительное преимущество в привлечении студентов из-за рубежа, однако для стран, в которых английский не является официальным языком, также существуют свои возможности. В частности, Германия поставила задачу увеличить число иностранных студентов, обучающихся в стране, до 350 тыс. к 2020 г. Эту задачу удалось реализовать на 95% к 2016 г., в результате чего ФРГ заняла 1-е место после упомянутых лидеров. Основные страны-доноры иностранных студентов для Германии — это Китай, Индия, Россия, Австралия, Италия.
В 2014 г. голландское правительство объявило план действий по привлечению иностранных студентов под названием «Сделать это в Нидерландах», и в течение последних нескольких лет в страну начали приезжать иностранные студенты.
В 2013 г. Япония также поставила цель — к 2020 г. привлечь до 300 тыс. иностранных студентов. Сейчас число иностранных студентов в этой стране увеличилось в 2 раза и составляет 239 287 человек, однако большая часть иностранных студентов — это те, кто обучаются в институтах японского языка, а не в университетах6. Данная статистика свидетельствует о недооцененности японских вузов иностранными студентами в связи с их невысокими местами в международных вузовских рейтингах, а также из-за культурных различий и в первую очередь языкового барьера. Для решения указанной задачи Министерство образования Японии внедряет курсы повышения квалификации преподавателей в 20 университетах, по результатам которых к 2030 г. 1/5 всех дисциплин будет преподаваться на английском языке.
4 Доклад ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002354/235407r.pdf
5 РИА Новости. URL: https://ria.ru/abitura_rus/20160801/ 1473314935.html.
6 Tsuboya-Newell I. How Japan can attract more students from overseas. URL: https://www.japantimes.co.jp/opinion/ 2018/02/06/commentary/japan-commentary/japan-can-attract-students-overseas/#.WtsZgC 87HBI.
привлечение иностранных студентов
В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
Россия занимает 8-е место в мире по численности обучающихся иностранных граждан. Показатель численности иностранных студентов демонстрируют стремительный рост — он увеличилась в 6 раз за последние 3 года. По состоянию на 2017/2018 учебный год в вузах Российской Федерации обучались около 90 тыс. иностранных граждан [1], что составляет 25% от общего количества студентов (http://www.kremlin.ru/events/president/ news/56827).
Наиболее интенсивный поток иностранных студентов обеспечивают граждане бывших республик СССР, стран Азии, Северной Африки и Ближнего Востока. Большая часть студентов обучается на платной основе, при том что до 30% студентов, преимущественно из стран бывшего СССР, обучаются за счет бюджетных средств. Среди образовательных направлений лидируют медицина и здравоохранение, экономика и управление, гуманитарные науки (http://www.russia.edu.ru/ information/analit/960).
Иностранные студенты, до 30%, сконцентрированы в крупнейших городах России — Москве и Санкт-Петербурге [2].
В целях повышения привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг в мае 2017 г. запущен приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», рассчитанный на срок до 2025 г. (http://government.ru/news/28013).
Предполагается, что реализация данного проекта повысит привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшит условия их пребывания в период обучения на территории России, а также повысит узнаваемость российского образования на международном образовательном рынке, что существенно увеличит объемы выручки от экспорта образовательных услуг. Ожидается, что к 2025 г. количество иностранных студентов превысит 700 тыс., а прибыль от их обучения вырастет более чем в 5 раз (http://static. government.ru/media/files/DkOXerfVAnLv0vFKJ59Z eqTC 7ycla5HV.pdf).
Вопрос экспортного потенциала российской системы образования представляет для страны критическую значимость — Президент РФ Владимир Путин в очередном Послании Федеральному Собранию призывает к созданию максимально удобных, привлекательных условий для
талантливых иностранных студентов фИ^://па. шДааеу/20180301/Ш5523927.Ыт1).
Интерес к российской системе образования был вызван в том числе победами российских студентов на мировых чемпионатах профессионального мастерства «Ворлдскиллс». В колледжи, которые подготовили чемпионов мира по компетенциям цифровой экономики, приезжают обучаться преподаватели из других стран мира [3].
механизмы привлечения иностранных студентов
Как уже отмечалось, увеличение численности иностранных студентов — положительное явление как для экономики страны, так и для ее престижа: увеличение числа иностранных студентов обеспечивает узнаваемость вузов РФ на международной образовательной арене, повышает престиж нашей страны за рубежом.
Российское образование сегодня имеет ряд преимуществ по сравнению с другими странами: оно фундаментальное и укорененное, а стоимость обучения и проживания в РФ существенно ниже, чем в большинстве европейских стран [4].
В 2017/2018 учебном году российские университеты предлагали иностранным студентам традиционные и новейшие направления подготовки — от кибербезопасности до технопредпри-нимательства, включая летние школы по молекулярной гастрономии и интенсивные курсы по русскому языку.
Тем не менее для кардинального увеличения потока иностранных студентов в РФ необходима масштабная работа. В частности, требуется обеспечить большую привлекательность российских вузов, для чего университетам следует принимать активное участие в крупных международных проектах, ассоциациях, а также повышать публикационную активность в авторитетных научных журналах. Здесь можно обратиться к опыту Китая, который, увеличивая количество исследователей и поощряя их публикационную активность с 2001 г., обогнал США по числу публикаций.
Следующим шагом для повышения привлекательности РФ на международном образовательном рынке можно назвать упрощение процедуры подачи заявок в учебные заведения. При помощи этого можно добиться повышения количества иностранных студентов. Такой способ уже реализуется в Финляндии, где Технологический университет Лаппеенранты надеется удвоить число иностранных студентов в течение следующих 5 лет, при этом фин-
ский Университет в первую очередь рассчитывает привлечь студентов из Китая, Индии, Аргентины и Нигерии7.
Современная молодежь, использующая мобильные устройства как для общения друг с другом, так и для получения новостей, с большой лояльностью отнеслась бы к наличию специального приложения, информирующего об обучении в России. Функционал данного приложения мог бы иметь информационную поддержку по следующим вопросам: список вузов, предоставляющих возможности обучения для иностранных студентов; визовые формальности; специальные события вузов, касающиеся иностранцев; результаты зачисления и пр. Доступ предлагается осуществлять на нескольких языках.
Для дополнительного привлечения иностранных студентов можно также использовать нестандартные сроки зачисления. Так как у ряда дисциплин модульный характер и нет четкой привязки к началу учебного сезона, можно организовать индивидуальные план-графики учебы для иностранных студентов, максимально близкие по срокам к желаемой дате начала учебы.
Для осуществления поставленных задач по привлечению иностранных студентов также необходимо помочь им решить ряд проблем, связанных с пребыванием в нашей стране. Первая проблема — это языковой барьер. Большинство иностранцев не знают русский язык. Несмотря на наличие подготовительных курсов, для овладения русским языком в объеме, достаточном для обучения на нем, необходимо несколько лет упорно заниматься, что не всем под силу. Поэтому по опыту ряда стран, в том числе Японии, российским вузам необходимо корректировать программу обучения и разрабатывать курсы на английском языке. Россия в этом вопросе пока не занимает лидирующих позиций. Более того, в общей массе россияне плохо говорят по-английски — 39-е место из 70 стран по показателю владения английским языком (https://www.rbc. ш/есапатк8/03/11/2015/563866969a79474acfd69663).
Еще одна сложность для потенциальных студентов-иностранцев — неготовность сайтов вузов для того, чтобы ими можно было пользоваться из-за рубежа: отсутствие информации на иностранных языках, неработающий поиск по сайту, техническая пауза при загрузке. Эксперты Российского совета по международным делам сопоставили сайты
7 Finnish universities aim to enlist 150K foreign students by 2020. URL: https://yle.fi/uutiset/osasto/news/finnish_universities_ aim_to_enlist_150k_foreign_students_by_2020/9875349.
45 ведущих вузов страны с сайтами вузов-лидеров рейтинга OS. Исследование показало, что хуже всего у российских образовательных организаций обстоит дело с описанием перспектив, которые есть у их выпускников: на их страницах об этом не говорится вовсе (http://russiancouncil. ru/digital-universities).
Заключительный пункт, требующий внимания со стороны государства, — стажировка в российских компаниях после прохождения обучения. Иностранные студенты зачастую сталкиваются с полным отсутствием возможности пройти стажировку в РФ. Причин тому много: отсутствие договоренности вузов с работодателями, визо-
вые формальности, языковой барьер, сложности с проживанием.
В целях повышения привлекательности образовательных программ российских вузов для иностранных студентов предстоит разработать и внедрить новые модели управления образовательным процессом, учитывающие иностранную специфику. Как минимум, в рамках вузов необходимо создать специальные службы для поддержки иностранных студентов. Важно развивать новые формы совместных образовательных программ, а также создать программы на английском языке, организовать онлайн-курсы для иностранцев, образовательные туристические маршруты и летнее обучение.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Оя Е. Борьба за место. URL: https://russian.rt.com/russia/article/424109-inostrancy-obuchenie-rossiya.
2. Гайва Е. Поток иностранных студентов в российские колледжи увеличится. URL: https://rg.ru/2018/04/20/reg-ufo/potok-inostrannyh-studentov-v-rossijskie-kolledzhi-uvelichitsia.html.
3. Martin E. Here's how much it costs to go to college in 25 countries around the world. URL: https://www.cnbc. com/2017/10/13/cost-of-college-tuition-around-the-world.html.
4. Громов А. Академическая мобильность иностраннык студентов в России. М.: НИУ ВШЭ; 2016.
references
1. Oya E. Struggle for a place. URL: https://russian.rt.com/russia/article/424109-inostrancy-obuchenie-rossiya. (In Russ.).
2. Gayva E. The flow of international students to Russian colleges will increase. URL: https://rg.ru/2018/04/20/reg-ufo/ potok-inostrannyh-studentov-v-rossijskie-kolledzhi-uvelichitsia.html. (In Russ.).
3. Martin E. Here's how much it costs to go to college in 25 countries around the world. URL: https://www.cnbc. com/2017/10/13/cost-of-college-tuition-around-the-world.html.
4. Gromov A. Academic mobility of international students in Russia. Moscow: Higher School of Economics; 2016. (In Russ.).
информация об авторах
Мария Борисовна Понявина — кандидат экономических наук, доцент Департамента политологии и массовый
коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия
Павел Сергеевич Селезнев—доктор политических наук, доцент Департамента политологии и массовый коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
ABOUTTHEAUTHORs
Maria B. Ponyavina — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of Political Science and
Mass Communications, Financial University, Moscow, Russia
Pavel S. Seleznev — Doctor of Political Sciences, Associate Professor of Department of Political Science and Mass
Communications, Financial University, Moscow, Russia
Статья поступила 10.08.2019; принята к публикации 20.10.2019. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article received on 10.08.2019; accepted for publication on 20.10.2019. The authors read and approved the final version of the manuscript.