Научная статья на тему 'Увеличение интервалов замены масел на горной технике в угольной отрасли'

Увеличение интервалов замены масел на горной технике в угольной отрасли Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
174
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголь
Scopus
ВАК
CAS
GeoRef
Ключевые слова
моторные масла / смазочные материалы / подбор моторных масел / анализ масла / снижение затрат на обслуживание / интервал замены масла

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Ладыгин Дмитрий Сергеевич

Статья посвящена возможностям использования современных моторных масел концерна TOTAL для горной техники, используемой при добыче угля. Представлен опыт компании «ТОТАЛ ВОСТОК» по подбору и анализу моторных масел для любых условий работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Увеличение интервалов замены масел на горной технике в угольной отрасли»

УДК 621.892:622.271:621.86 © Д.С. Ладыгин, 2017

Увеличение интервалов замены масел на горной технике в угольной отрасли

— DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2017-9-36-37

ЛАДЫГИН Дмитрий Сергеевич

Старший технический специалист ООО «ТОТАЛ ВОСТОК», 119049, г. Москва, Россия, тел.: +7 (495) 937-37-84, e-mail: [email protected]

Статья посвящена возможностям использования современных моторных масел концерна TOTAL для горной техники, используемой при добыче угля. Представлен опыт компании «ТОТАЛ ВОСТОК» по подбору и анализу моторных масел для любых условий работы.

Ключевые слова: моторные масла, смазочные материалы, подбор моторных масел, анализ масла, снижение затрат на обслуживание, интервал замены масла.

ВВЕДЕНИЕ

Компании, добывающие уголь, эксплуатируют крупные парки тяжелой техники, насчитывающие десятки, а порой и сотни единиц самосвалов, экскаваторов, погрузчиков и других машин. Затраты на обслуживание техники составляют значительную долю расходов, поэтому компании ведут непрерывный поиск решений, позволяющих снизить их. Один из возможных путей реального сокращения - снижение расходов на смазочные материалы. Однако использование более

Погрузчик Caterpillar 988H

дешевых смазочных материалов может не лучшим образом сказаться на надежности техники, что в итоге повлечет гораздо большие затраты на ее ремонт.

ПОДБОР И АНАЛИЗ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

Компания «ТОТАЛ ВОСТОК», дочернее предприятие мирового нефтегазового и энергетического концерна TOTAL предлагает иной подход: обоснованное увеличение интервалов замены масел, сокращение объемов их потребления и достижение положительного экономического эффекта без какого-либо ущерба для техники. В качестве инструмента, позволяющего объективно сравнивать масла и определять интервал их замены в условиях действующих предприятий, мы предлагаем использовать глубокий анализ смазочных материалов в собственном лабораторном центре ANAC.

В основе анализа смазочного материала лежит оценка воздействия ключевых факторов, влияющих на срок службы масла (см. таблицу).

Чем выше содержание серы в топливе, тем больше агрессивных сернистых продуктов сгорания топлива попадает в масло в процессе работы ДВС. Детергентно-диспергирующие (моющие) присадки в масле предназначены для борьбы с этими агрессивными соединениями. Способность моторного масла нейтрализовывать продукты сгорания топлива и окисления масла (все эти продукты кислотного типа) характеризуется величиной щелочного числа. Естественно, вступив в реакцию с кислотой, щелочь расходуется безвозвратно, поэтому в определенный момент времени запас щелочного числа снижается настолько, что присадок уже не хватает для нейтрализации всех кислот, попадающих в масло. В этот момент необходимо произвести его замену, при этом по другим показателям, например вязкости, масло может быть все еще пригодно для дальнейшей работы.

Низкое качество топлива, то есть высокое содержание в нем серы, приводит к тому, что щелочное число масла быстро снижается, и его приходится часто менять, например при наработке 250 м/ч.

Воздействие ключевых факторов, влияющих на срок службы масла

1 Фактор 1 Влияние на срок службы масла 1

Загрязнения Оказывают огромное влияние на срок службы машин и механизмов. Ниже представлены источники попадания загрязнений в масло

Протечки охлаждающей жидкости Этиленгликоль и вода при попадании в масло резко ухудшают его моющие свойства, что может привести к ускоренной коррозии, образованию отложений, блокировке масляного фильтра и т.п.

Разбавление топливом и качество топлива Высокое содержание в топливе серы приводит к тому, что щелочное число масла быстро снижается и масло приходится часто менять, например при наработке 250 м/ч, а не при 500 м/ч.

Условия эксплуатации Работа на предельной нагрузке, в режиме старт-стоп, несвоевременное техническое обслуживание, отрицательные температуры окружающей среды, работа на холостом ходу - все это снижает срок службы масла.

Уровень масла Чем ниже уровень масла в двигателе, тем выше концентрация загрязнений и продуктов износа в нем, а также тем выше термическая нагрузка на масло. В результате происходит его ускоренное окисление.

Вода Попадание воды в масло из внешней среды приводит к ухудшению его моющих свойств и более быстрому окислению

Количество доливок Частота и объем доливок существенно влияют на интервал замены масла. Поэтому при проведении испытаний следует их тщательно контролировать.

36

СЕНТЯБРЬ, 2017, "УГОЛЬ"

Забор проб моторного масла из двигателя

Конечно, следует принимать в расчет условия работы техники. Карьерная техника работает в условиях высокой запыленности, попадание в масло внешних загрязнений во многом зависит от эффективности работы систем фильтрации воздуха, и зачастую именно в связи с этим фактором масло стараются менять как можно чаще. Но современные фильтрующие элементы способны эффективно решать эту проблему.

В таких условиях выбрать смазочный материал без проведения опытно-промышленного пробега - весьма авантюрное решение. Инженеры ООО «ТОТАЛ ВОСТОК» накопили колоссальный опыт по проведению комплексных испытаний масел в абсолютно разных условиях работы техники - от наиболее мягких до радикально жестких. Главным правилом испытания смазочного материала является пристальный контроль всех стадий и фиксирование любых изменений системы: свойств масла, условий работы, внешних и непредвиденных факторов и т.д. Подобный лабораторный сервис ООО «ТОТАЛ ВОСТОК» предоставляет не только на этапе «знакомства» наших масел с техникой Заказчика, но и на протяжении всего срока применения масел ТОТА1..

При этом увеличение интервала замены масел (как цель полевых испытаний) не должно сказываться на надежности техники - иначе это теряет всякий смысл. Для того чтобы обоснованно продлить интервалы замены смазочных материалов и не навредить машинам и механизмам, компания TOTAL рекомендует использовать современный метод диагностики состояния узлов и агрегатов - на основе анализа проб смазочных материалов, отбираемых в процессе эксплуатации машин. Данный метод диагностики не требует специальной остановки работы техники, разборки агрегатов, высоких временных и трудовых затрат. Одновременно, это очень информативный и точный способ, в том числе предоставляющий полную информацию о состоянии двигателя и дальнейшей работоспособности масел.

Для того чтобы грамотно составить программу анализов смазочных материалов с целью увеличения интервала их замены, следует:

- проанализировать структуру и состав парка техники;

- определить потенциальный экономический эффект от увеличения интервалов замены;

- оценить факторы, влияющие на срок службы масла;

- оценить риски, связанные с увеличением интервалов замены масел;

- в некоторых случаях желательно провести анализ топлива на содержание серы;

- выбрать технику для испытаний.

МОТОРНЫЕ МАСЛА TOTAL ДЛЯ УГОЛЬНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ОПЫТ РАБОТЫ В ОТРАСЛИ

Смазочные материалы TOTAL разрабатываются с учетом требований угольной отрасли и допускают возможность увеличения интервалов их замены. Так, при изготовлении моторных масел TOTAL RUBIA WORKS 1000 15W-40 и TOTAL TP MAX 10W-40 вводятся специальные синтетические компоненты, а также применяются самые

современные пакеты присадок с повышенной способностью подавлять окисление масла. Эксплуатационные испытания, проведенные совместно с рядом ключевых угольных компаний РФ, подтвердили возможность использования моторных масел TOTAL при продленных интервалах замены.

Так, в рамках испытаний моторного масла TOTAL RUBIA WORKS 1000 15W-40 на одном из угольных разрезов в Иркутской области на карьерном самосвале БЕЛАЗ 7555В с двигателем Cummins КТТА-19 стандартный интервал замены 250 м/ч был удвоен - до 500 м/ч. Другой пример из схожей отрасли - продление интервала замены до 500 м/ч на погрузчике Caterpillar 988Н в рамках полевых испытаний на одном из алмазодобывающих предприятий.

ВЫВОДЫ

Компания TOTAL оказывает услуги по анализу смазочных материалов, производимых как в собственной лаборатории ANAC в Бельгии, так и в российских лабораториях - в Москве и других городах России.

По состоянию всех физико-химических показателей 500 м/ч -далеко не предел для современных моторных масел Концерна TOTAL!

Отчет лабораторного сервиса «ANAC».

500 м/ч - все показатели масла в норме!

Ф

Total

АМАССсылка: FLVH -412 —1 Ваши примечания:

Машина: MOLODO

Механизм Дизельный двигатель / ТХ404008

Изготовитель и тип:

Машина: CATERPILLAR 988Н

Механизм Caterpillar С18

TOTAL VOSTOK LTD / RU-MOSCOW

Дата диагностики: 27 июнь 2017 Масло: Total Rubia Works 1000 1SW40

EXPERT EXPERT EXPERT EXPERT EXPERT

Дата отбора пробы 15-ИЮН-17 15-ИЮН-17 15-ИЮН-17 15-ИЮН-17 15-ИЮН-17

Номер пробы 60210324 60210325 60210326 60210327 60210328

Срок эксплуатации 25067 Часы 25156 Часы 25346 Часы 25457 Часы 25574 Часы

Интервал замены .3 Часы 93 Часы 279 Часы 390 Часы 507 Часы

Расход масла 7 Л 8 Л 15 Л

Износ

железо ррт 2 2 6 8 13

свинец ррт < 1 <1 < 1 < 1 1

медь ррт < 1 <1 2 2 3

олово ррт < 1 <1 < 1 < 1 < 1

хром ррт < 1 <1 < 1 < 1 < 1

алюминий ррт 1 1 2 2 2

никель ррт < 1 _ <1 < 1 < 1 _ < 1 _

Загрязненность

кремнии

ож

щч

KB 100°С

Зольность Окисп.(изм.)

Окисп.(общ.]

мм2/с

_%

А/см

А/см

8 _7 1__6 _6 _6

0.0 И ~67Г| 0.2 И 0.3 И 0.41 OK ~бк OK OK OK

ok и ok щ ok ok ok

ok и ok и ok и ok и ok и

14.3

1.2 20.3

1.5

13.4

1.3 22.5

3.7

13.1

1.4 22.4

3.6

13.0

1.3 21.9

3.1

1.3 22.5

3.7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициент износа

4.0 3.0 2.0 1.0

0.43

0.56

0.71

0.75

0.77

Ваша информация:

N2

Рекомендации лаборатории

■ Результаты диагностики удовлетворительные. Отклонения от нормы отсутствуют.

СЕНТЯБРЬ, 2017, "УГОЛЬ"

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.