УДК 343.137.5
Е. В. Брянская
УВАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ПРОЦЕССЕ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
Центральным звеном в уголовном судопроизводстве выступает процесс доказывания по уголовному делу. Процесс доказывания при расследовании преступлений и рассмотрении их в суде в рамках российского уголовного судопроизводства должен соответствовать тем гарантиям прав несовершеннолетних, которые закреплены в Пекинских правилах. Одной из гарантий, которая соответствует международным требованиям, является ст. 9 УПК РФ, которая закрепляет положения об уважительном, корректном отношении к участнику уголовного судопроизводства. К л ю ч е в ы е с л о в а: честь, достоинство, личность, несовершеннолетний, доказывание, процессуальные гарантии.
RESPECT OF THE IDENTITY OF THE MINOR IN THE COURSE OF PROOF ON CRIMINAL CASE
The central link in criminal proceedings is the process of proving in a criminal case. The process of proof in the investigation of crimes and their consideration in court within the framework of Russian criminal proceedings should be consistent with those guarantees of the rights of minors, which are enshrined in the Beijing Rules. One of the guarantees that meets international requirements is art. 9 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation, which fixes provisions on a respectful, correct aWtude towards a participant in criminal proceedings. K e y w o r d s: honor, dignity, personality, minor, proof, procedural guarantees.
Поступила в редакцию 10 мая 2018 г.
Самым верным критерием оценки доброго воспитания является способность увидеть образ Божий в другом человеке1. Данные слова актуальны при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Именно дети являются той уязвимой категорией участников уголовного судопроизводства, которые нуждаются в обеспечении корректного производства по уголовному делу.
Процесс доказывания по уголовному делу является стержневым понятием и реализуется посредством проведения процессуальных, следственных действий. Этап собирания доказательств по уголовным делам в отношении несовершеннолетних должен проходить в тесной взаимосвязи с обеспечением всех гуманных гарантий ребенка. Относительно расследования и рассмотрения в суде уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних цель заключается не столько в том, чтобы наказать несовершеннолетнего, а сколько в помощи ему встать на истинный путь, сделать выводы и предупредить возможную дальнейшую преступность несовершеннолетних. В этом заключается смысл восстановительного правосудия. Каждый следователь, дознаватель, судья должен понимать, что в его руках судьба еще не сформировавшейся личности, значит, нужно так строить процесс доказывания по уголовному делу, чтобы он был продуманным, гуманным, с учетом психологического, индивидуального подхода к каждому ребенку.
1 См.: Дробышевская Н. А. Не должны быть потеряны дети : из опыта работы с трудными детьми. М., 2013. С. 117.
© Брянская Е. В., 2018
В связи с этим М. Н. Садовникова отмечает, что впервые термин «дружественное к ребенку правосудие» раскрыт в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. В частности, под «"дружественным к ребенку правосудием" подразумевается система судопроизводства в отношении детей, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение»2.
В целях развития гуманного подхода к правам несовершеннолетних юридическим институтом Иркутского государственного университета регулярно проводятся мероприятия, направленные на совместное обсуждение проблем прав несовершеннолетних. Научно-практические мероприятия ЮИ ИГУ являются отправной точкой для приложения усилий к формированию согласованных подходов судебных органов, образовательных учреждений и всех государственных и негосударственных институтов по созданию системы дружественного к ребенку правосудия и восстановительных технологий для эффективного механизма защиты прав детей3.
В аспекте дружественного правосудия наиболее актуальным выступает принцип уважения чести и достоинства личности. Именно дружественное правосудие предполагает отношение к ребенку, к его правам в аспекте уважения. Дружественное правосудие имеет своей предпосылкой личностный подход к несовершеннолетнему.
В целом хотелось бы отметить, что независимо от статуса несовершеннолетнего при производстве по уголовному делу следует предъявлять особые требования к дознавателю, следователю, судье, в производстве которых находится уголовное дело. Высоконравственное поведение сотрудников органов уголовного преследования, суда, в том числе и защитника, их моральные начала - это показатели реализации основополагающей нормы уголовного судопроизводства об уважении чести, достоинства личности несовершеннолетнего.
Принцип уважения чести и достоинства личности направлен на реализацию гарантий как Пекинских правил, так и ст. 2 Конституции РФ, согласно которой высшей ценностью в нашем государстве признаются человек, его права и свободы.
В УПК РФ нашла отражение концепция, согласно которой уголовное судопроизводство рассматривается в качестве средства защиты от любых форм произвола. Так, в качестве одного из видов назначения уголовного судопроизводства определена защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (п. 2 ч. 1 ст. 6 УПК РФ).
В свете ст. 9 УПК РФ в ходе уголовного судопроизводства запрещаются: осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья.
Ни один несовершеннолетний не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
Общеизвестным фактом является то, что в результате действий сотрудников правоохранительных органов и суда наносится урон чести и достоинству лично-
2 Садовникова М. Н., Раднаева Э. Л. Дружественное к ребенку правосудие и восстановительно-медиативные технологии : аналитический обзор науч.-практ. форумов в Восточной Сибири // Сибирский юрид. вестник. 2016. № 1 (72). С. 92.
3 См.: Садовникова М. Н. Медиация и медиативные технологии в профессиональной деятельности сотрудников субъектов системы профилактики преступности несовершеннолетних// Сибирский юрид. вестник. 2013. № 3. С. 76.
сти, следовательно, нарушается принцип уважения чести и достоинства личности. В связи с этим подчеркнем, что уважение чести и достоинства в правовом аспекте - это конституционная обязанность государственных органов и их должностных лиц, которая основана на признании несовершеннолетнего личностью и служит охране моральных благ4.
В соответствии со ст. 21 Конституции РФ государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и ее прав (ч. 2 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ). Из этого следует, что личность ребенка в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ) и спорить с государством в лице любых его органов, посредством всех процессуальных гарантий, закрепленных УПК РФ.
Никто не может быть ограничен в защите перед судом своего достоинства, а также всех связанных с ним прав. Данное обстоятельство напрямую отражает принятие во внимание достоинства ребенка именно с позиции уважения, т. е. отношения к несовершеннолетнему как высшей ценности в обществе. Статья 2 Конституции РФ гласит: человек, его права и свободы являются высшей ценностью и признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Представляются важными высказывания авторов о том, что «принцип уважения чести и достоинства личности обнаруживается в обязанности лица, производящего дознание, следователя, прокурора и судьи не допускать действий, умаляющих честь подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в процессе расследования и разбирательства дела, не обращаться таким образом, будто виновность его уже установлена»5. Такие слова особенно актуальны и в защиту законных прав несовершеннолетних.
Уважение достоинства личности ребенка имеет прямую связь с гуманным отношением к нему, которое построено на человеколюбии. Гуманизация прав несовершеннолетних предполагает необходимость уважать и принимать ребенка как личность, учитывая его умственные, физические, нравственно-психологические особенности.
Разумеется, может возникнуть вопрос: достоин ли уважения несовершеннолетний, совершивший умышленное убийство? Уважение нами рассматривается в аспекте реализации процессуальных гарантий несовершеннолетнего, в основе которого заложено понимание заботы о ребенке. Совершение преступления ребенком - это социальная, глобальная проблема всего государства. В преступности несовершеннолетних заложены глубокие факторы нашей общей реальной действительности. Поэтому в силу п. 5.1 Пекинских правил система правосудия в отношении несовершеннолетних должна быть направлена на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.
4 См.: Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция : проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики : учеб. пособие. М., 2000. С. 28.
5 Москалькова Т. Н. Уважение чести и достоинства личности как принцип уголовного процесса : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1987. С. 45.
Кроме того, уважение к правам несовершеннолетнего должно быть реализовано в аспекте конфиденциальности, во избежание причинения вреда из-за ненужной гласности или ущерба репутации. На основании п. 8.2 Пекинских правил не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя. Материалы уголовных дел несовершеннолетних должны быть доступны ограниченному кругу лиц. Таким образом, такие положения обязывают применять правила конфиденциальности производства по делам несовершеннолетних на уровень основополагающего права судопроизводства в целом.
Анализ уголовно-процессуального закона позволяет сделать вывод о том, что объем прав несовершеннолетних в некоторой степени сужен. В главе 50 УПК РФ, посвященной производству по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, нет ни одной нормы, закрепляющей право несовершеннолетнего на конфиденциальное производство6.
Пекинские правила требуют уважения прав подростка на конфиденциальность на всех стадиях уголовного процесса (п. 8.1). Представляется, что УПК РФ необходимо дополнить аналогичной нормой с той целью, чтобы не только судебные заседания по делам несовершеннолетних проходили в закрытой форме, но и предварительное расследование носило строго конфиденциальный характер.
В связи с этим стоит вспомнить ч. 2 ст. 161 УПК РФ, которая обязывает следователя и дознавателя предупреждать участников судопроизводства о недопустимости разглашения ставших им известными данных предварительного расследования по всем уголовным делам без исключения, о чем у них берется подписка о предупреждении об ответственности в соответствии со ст. 310 УК РФ. Лицам, ведущим расследование, особенно по делам несовершеннолетних, необходимо строго и неуклонно соблюдать обязанность, предусмотренную для них ст. 161 УПК РФ, которая к тому же является общим условием предварительного следствия и дознания (глава 21)7.
В результате проведенного нами исследования можно констатировать факты, имеющие место при производстве предварительного расследования, когда, в частности, одновременно в одном кабинете могут допрашиваться несовершеннолетние, проходящие по одному и тому же уголовному делу, хотя и разными следователями, но в присутствии одного защитника, который одновременно оказывает защиту в двух допросах. Думается, такое положение не только противоречит нормам о процессуальной форме допроса, но и правилам тактичности и уважительного отношения к участникам процесса.
Особого внимания требует участие психолога по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего. К такому мнению приходят многие авторы, но у нас возникает несогласие с такой позицией. Конечно, психолог как лицо, владеющее специальными познаниями, может оказать в процессе консультативную помощь. Однако всем ли психологам можно доверять, особенно судьбу ребенка?
К сожалению, в России нет отлаженной государственной системы оказания психологической помощи. Психологи пользуются разными методиками, не объясняя их сущность ни следователю, ни судье. Еще в 2000 г. в лекциях по юридической
6 См.: Якушева Т. В. О конфиденциальности в отношении несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве // Изв. Алтайского гос. ун-та. 2015. № 4. С. 92.
7 См.: Тетюев С. В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних : учеб. пособие / под ред. А. В. Кудрявцевой. М., 2007. С. 22.
психологии на курсах повышения квалификации судей в Российской академии правосудия автор монографической и учебной литературы профессор В. В. Романов подчеркивал необходимость разработки системы методов психологической диагностики и представил свое соответствующее пособие, изданное в Московском НИИ судебной психиатрии имени В. П. Сербского. В частности, ученый предложил свой механизм изучения уровня эмоциональных переживаний потерпевшего и те психологические приемы, которые позволят наиболее правильно определить уровень его эмоционального потрясения. К сожалению, такие методики законодательно никак не закреплены и носят рекомендательный характер. Думается, что разрозненность знаний психологов и порой их слабая научная подготовленность не являются гарантами прав несовершеннолетних.
Данный вопрос остается до сих пор открытым, и правоприменители неоднозначно относятся к роли психолога при производстве по уголовным делам несовершеннолетних. Для многих подростков то обстоятельство, что они стали жертвой преступления, не случайно, а обусловлено их поведением, психологическими, личностными особенностями (в том числе и возрастными), условиями воспитания и жизненным опытом8.
Полагаем, что реализацией одного из принципов уважения чести и достоинства личности несовершеннолетнего будет являться грамотный, специализированный подход к личности ребенка. Однако некоторые авторы подчеркивают, что индивидуальное воздействие специалистов на личность несовершеннолетнего является не вполне эффективным, и причины видятся в совокупности следующих обстоятельств: неконструктивное либо деструктивное взаимодействие с ним; формальный подход к выполнению своих функций; сохранение карательного подхода в работе с несовершеннолетним, который выражается в наказывании, а не в принятии мер в восстановлении прав несовершеннолетнего; игнорирование проблем несовершеннолетнего; отсутствие должного внимания к индивидуальным и возрастным психологическим особенностям несовершеннолетнего9.
В силу несформировавшейся психики ребенка достаточно сильное влияние могут оказывать эмоции. С такой позиции следует учитывать, что эмоции могут или усилить процесс восприятия, запоминания и воспроизведения информации, или ослабить его.
Действующий УПК РФ в п. 4 ст. 196 не предусматривает обязательного назначения и проведения судебной экспертизы для определения психического или физического состояния несовершеннолетнего свидетеля в случаях, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них правильные показания10.
Значит, можно поддержать мнение О. Ю. Андрияновой, что производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, является особой уголовно-процессуальной формой, сущность которой состоит в обеспечении дополнительными гарантиями несовершеннолетних в ходе реализации
8 См.: Топорикова О. О. Виктимологическая характеристика личности несовершеннолетнего, потерпевшего от посягательств на нормальное нравственное и физическое развитие // Проблемы укрепления законности и правопорядка : наука, практика, тенденции. 2013. № 6. С. 72.
9 См.: Садовникова М. Н. Медиация и медиативные технологии в профессиональной деятельности сотрудников субъектов системы профилактики преступности несовершеннолетних// Сибирский юрид. вестник. 2013. № 3. С. 77.
10 См.: Волчецкая Т. С. Криминалистическое изучение личности свидетеля : основные методы // Вестник Балтийского федер. ун-та им. И. Канта. 2012. Вып. 9. С. 96.
ими прав и законных интересов и снижении негативного воздействия судопроизводства по уголовному делу на психику несовершеннолетних11.
При собирании доказательств в производстве отдельных следственных действий следует предупреждать вторичную психотравматизацию по факту ранее совершенного преступления.
Хотелось бы заметить, что по преступлению, совершенному в соучастии с взрослыми, уголовное дело в отношении несовершеннолетнего выделяется в отдельное производство. Нужно учитывать, что по выделенному уголовному делу несовершеннолетний, возможно, будет проходить в качестве подозреваемого, обвиняемого, а в суде в качестве подсудимого, а по уголовному делу, возбужденному в отношении взрослых соучастников, несовершеннолетний будет проходить свидетелем. Вот в такой ситуации каждому дознавателю, следователю, судье нужно особенно тонко подойти к вопросу личности несовершеннолетнего свидетеля, с участием которого следственные и процессуальные действия следует проводить осторожно, максимально корректно, в свете международных стандартов. По нашему мнению, процессуальные действия с участием несовершеннолетних должны быть корректными именно с позиции уважения их чести и достоинства.
В частности, в п. 5.1 Пекинских правил имеет место следующее положение: система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и гарантии того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения. В связи с этим все более очевидна необходимость в создании единой государственной службы психологов, которые могли бы обеспечить в силу своих знаний, опыта стабильное психоэмоциональное состояние несовершеннолетнего участника следственных и процессуальных действий по уголовному делу.
11 См.: Андриянова О. Ю. Особенности судопроизводства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 17.
Юридический институт Иркутского государственного университета
Брянская Е. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры судебного права
Judicial Institute of Irkutsk State University
Bryanskaya E. V., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department