Научная статья на тему 'УТВЕРЖДЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РОССИИ'

УТВЕРЖДЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Стрелецкое войско / Стрелецкий приказ / Земский приказ / полицейская канцелярия / Генерал-полицмейстерская канцелярия / Обер-полицмейстерская канцелярия / магистраты / полицмейстеры / Streletsky army / Streletsky order / Zemsky order / police office / General police office / Chief police office / magistrates / police officers

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексей Алексеевич Иванов, Нодари Дарчоевич Эриашвили, Сергей Михайлович Рукавишников

В статье освещаются особенности формирования системы государственных органов охраны общественного порядка царской России: от стрелецких формирований и последующих армейских команд до образования органов полиции, вначале в столичных городах, а затем и в иных крупных. Отмечается, что для рассматриваемого периода было характерным повсеместное привлечение к выполнению полицейских функций населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Алексей Алексеевич Иванов, Нодари Дарчоевич Эриашвили, Сергей Михайлович Рукавишников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approval of the centralized system of state bodies for the protection of public order in Russia at the end of the XVII — first half of the XVIII centuries

The article highlights the features of the formation of the system of state bodies for the protection of public order in tsarist Russia: from Streltsy formations and subsequent army commands to the formation of police bodies, first in the capital cities, and then in other large ones. There is also a widespread involvement of the population in the performance of police functions.

Текст научной работы на тему «УТВЕРЖДЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РОССИИ»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

УДК 342 -

ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10513

УТВЕРЖДЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РОССИИ

Конец XVII — первая половина XVIII вв.

Алексей Алексеевич ИВАНОВ, Нодари Дарчоевич ЭРИАШВИЛИ,

доктор юридических наук, доцент доктор экономических наук,

E-mail: alex.iv25@yandex.ru кандидат юридических наук,

кандидат исторических наук, профессор E-mail: professor60@mail.ru

Сергей Михайлович РУКАВИШНИКОВ, кандидат юридических наук E-mail: guu.chp@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. В статье освещаются особенности формирования системы государственных органов охраны общественного порядка царской России: от стрелецких формирований и последующих армейских команд до образования органов полиции, вначале в столичных городах, а затем и в иных крупных. Отмечается, что для рассматриваемого периода было характерным повсеместное привлечение к выполнению полицейских функций населения.

Ключевые слова: Стрелецкое войско, Стрелецкий приказ, Земский приказ, полицейская канцелярия, Генерал-полицмейстерская канцелярия, Обер-полицмейстерская канцелярия, магистраты, полицмейстеры.

Annotation. The article highlights the features of the formation of the system of state bodies for the protection of public order in tsarist Russia: from Streltsy formations and subsequent army commands to the formation of police bodies, first in the capital cities, and then in other large ones. There is also a widespread involvement of the population in the performance of police functions.

Keywords: Streletsky army, Streletsky order, Zemsky order, police office, General police office, Chief police office, magistrates, police officers.

Начало централизованной государственной системы охраны общественного порядка в России традиционно связывается с учреждением в 1718 г. общей полиции, однако еще до этого времени стали проявляться тенденции усиления внимания государства к делу распространения и поддержания требований общего полицейского порядка.

И это далеко не случайно, так как к концу XVII в. произошел резкий взлет преступности. Москва и некоторые другие крупные города столкнулись с разбоями, творимыми дерзкими шайками, иногда даже под предводительством помещиков. Банды врывались в города, по пути грабя всех встречных, в столице добирались даже до района Кремля, а затем вновь скрывались в

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

дремучих окрестных лесах. Именно поэтому все вековые леса вокруг Москвы по распоряжению властей были вырублены под корень.

В этих условиях обязанности полицейской исполнительной власти в 1687 г. были возложены на Стрелецкий приказ, «избы» которого в городских районах были своеобразными опорными пунктами наряду со съезжими губами (губными избами). Стрелецкое войско играло большую роль в обеспечении порядка в крупных городах и отдельных местностях центральных и северных районов страны. В середине XVII в. только в Москве находилось до 20 стрелецких полков, в мирное время несущих караульную и постовую службы по городу, на торжественных массовых мероприятиях стоящих в оцеплении, а при встречах послов выступающих своеобразным почетным караулом1.

В конце концов Стрелецкий приказ был объединен с Земским приказом, а стрелецкие сторожа были заменены солдатскими постами и патрулями под управлением военных канцелярий.

После перевода столицы в только что отстроенный Петербург в нем 20 мая 1715 г. для руководства караульными солдатами и унтер-офицерами и контроля за соблюдением правил строительства была учреждена полицейская канцелярия из пяти офицеров и 36 рядовых и унтер-офицеров Преображенского и Семеновского полков.

Основными задачами полицейской канцелярии были общее обеспечение безопасности населения и надзор за соблюдением при строительстве Петербурга противопожарных правил. В своей деятельности Канцелярия полицеймей-стерских дел руководствовалась особыми царскими указами2.

При этом собственно городскими планировочными и строительными работами до 1737 г. занималась специальная организация — Канцелярия от строений (Канцелярия городовых дел, 1706 — 1797) со своим «батальоном городовых дел», созданным в 1709 г. для возведения Петропавловской крепости, и бесчисленными конторами, строительными командами и мастерскими.

Вместе с тем начало общей полиции в России связывается с Указом Петром I от 5 июня (25 мая по ст. ст.) 1718 г., которым объявлялось о создании в Петербурге главного органа полицейского управления — Генерал-полицмейстерской канцелярии «для улучшения порядков в сем граде... Того ради всем жителям здешним объявляется, ежели кто будет до них в оном управлении касаться, быть в том послушным, и никто б неведением не оговаривался»3, а 19 ян-

варя 1722 г. отдельным указом была учреждена Обер-полицмейстерская канцелярия в Москве4.

«Пункты, данные Генерал-полицмейстеру Де-виеру для руководства» от 25 мая 1718 г. предусматривали максимально широкий круг обязанностей полицейских органов: надзор за соблюдением правил городского строительства; укрепление берегов рек, проток и сточных канав, чтобы предотвратить затопление города; содержание чистоты на улицах; надзор за соблюдением правил торговли и продовольственной безопасности; пресечение «всяких ссор на улицах и рынках» и наказание дебоширов; принятие мер противопожарной безопасности; противодействие азартным играм; борьба с распространением нищенства; организация населения для противодействия воровству (особенно в ночное время) и пожарам.

Штат Главной (с 1723 г.) полицмейстерской канцелярии был невелик: начальник — генерал-полицмейстер, сенатор, генерал-адъютант граф Антон Девиер; обер-полицмейстер, асессор (помощник); секретарь; переводчик; три канцеляриста, шесть подканцеляристов и шесть копиистов; прапорщик; три сержанта; четыре капрала; 34 солдата, вооруженных алебардами, шпагами и фузеями со штыками; три барабанщика; два сторожа; заплечный мастер. В четырех командах Канцелярии состояли: два капитана, два поручика, четыре капрала, 40 солдат, восемь копиистов5.

Московская полицмейстерская канцелярия, возглавляемая обер-полицмейстером бригадиром Грековым, состояла из четырех секретарей, расходчика, девяти канцеляристов, четырех подканцеляристов и 22 копиистов. Канцелярия организовывала работу съезжих дворов.

Канцелярии были наделены собственной (полицейской) юрисдикцией, т.е. имели соответствующие судебные функции6. Например, к подсудности Полицмейстерской канцелярии с 18 января 1721 г. были отнесены дела об убийствах, грабежах, разбоях и кражах, совершители которых были задержаны на месте преступления. При этом дела искового производства подлежали рассмотрению в судах общей юрисдикции.

Московская полицмейстерская канцелярия, имевшая такие же полномочия7, за период август — октябрь 1724 г. рассмотрела 66 дел о кражах и 19 дел о сыске беглых8.

Кроме этих штатных структур, в рамках полицейской повинности охраной правопорядка занимались, как и ранее, сотские, пятидесятс-кие, десятские, ночные караульщики, назначавшиеся от городских домовладельцев, и таких лиц из числа местных жителей, например, в Петербурге насчитывалось до 1200 человек.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

Хотя участие населения в охране общественного порядка (по десятичной системе) было известно издревле, общегосударственную законодательную регламентацию оно получило в Соборном Уложении 1649 г., как и наказания посадских жителей (штрафы, битье кнутом) за непринятие участия в поимке преступника (указ от 20 февраля 1664 г.). Эти и другие полицейские повинности всегда были чрезвычайно обременительной ношей для несущего множество других тягот населения.

В тех случаях, когда полицейские служители и караульщики не могли схватить вора, они били в трещотки и кричали «Караул!». Все, кто слышал этот призыв, должны были бежать на помощь. Не пришедших на помощь карали наравне «со злодеями».

На органы полиции императором были возложены чрезвычайно широкие обязанности по обеспечению «добрых гражданских порядков»: надзор за благоустройством и санитарией; охрана общественного порядка и борьба с преступностью; обеспечение пожарной безопасности. Кроме того, при московском обер-полицмейстере были учреждены особые «народные поимщики» для розыска и поимки «злостных и лукавых нищих» (специальным указом под страхом наказания было вообще запрещено подавать нищим милостыню).

С образованием губерний в 1710 г. были введены должности губернаторов с возложением на них обязанностей поддержания благочиния (охраны правопорядка) на вверенной территории. С 1719 г. губернии стали делиться на провинции во главе с воеводами, которые при выполнении своих полицейских функций опирались на состоящие при них выборные советы из местных дворян9.

В соответствии с Воеводским наказом 1719 г. воеводам поручались многочисленные функции: организация борьбы с общеуголовной преступностью; забота об охране прав и безопасности местных жителей (вместе с земскими комиссарами), об исправности дорог, безопасности постоялых дворов; преследование «гулящих людей», беглых и разбойников; надзор за соблюдением правильности мер и весов; содействие отправлению правосудия; попечение о нравственности и религиозности обывателей10.

В нескольких крупных городах, где также были учреждены полицейские органы, полицейские функции исполнялись полицмейстерами и учрежденными Регламентом Главного магистрата 1721 г. органами городского самоуправления — магистратами.

Регламент Главного магистрата 1721 г., выполненный в традициях западноевропейской по-

лицейской государственности, фактически абсолютизировал значение новообразованной полиции, которая, по мысли магистрата, «есть душа гражданства и всех добрых порядков, и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности», а именно: способствует правосудию, печется о «о добрых порядках и нравоучениях», противодействует разбоям, насилию, воровству и обману, препятствует нерадению к труду и «принуждает каждого к трудам и честному промыслу»; следит за правилами городской застройки и чистотой улиц; наблюдает за соблюдением правил торговли; предотвращает «все приключившиеся болезни»; оказывает помощь и защиту нищим, инвалидам, вдовам и т.п.11.

Регламент предусматривал расширение сети полицейских учреждений, но при этом их организация и деятельность ставились под сенатский контроль: «Ежели в Главном Магистрате в которых городах усмотрят, что полезное ко установлению полиции, или добрых гражданских порядков к поправлению, и о том, какие надлежат новые уставы сочинить; то должно оное сочинять с осмотрением, чтоб оные были к общенародной пользе, а не к повреждению, которые сочиня, для апробации объявить в Сенат, а не объявя, отнюдь в действо собою не производить понеже полиция особливое свое состояние имеет»12.

К 1722 г. во многих крупных городах уже появились должности полицмейстеров с канцеляриями полицейских дел, но, несмотря на это, после кончины Петра I Главный магистрат был упразднен, а городское самоуправление вновь поставлено под прямое губернаторское и воеводское подчинение. Поэтому в 1733 г. по Указу «Об учреждении полиции в городах»13 (23 апреля) в 23 городах: губернских (Новгород, Киев, Воронеж, Астрахань), уездных (Новгород, Киев, Воронеж, Астрахань) и стратегически важных провинциальных городах (Псков, Вологда, Калуга, Тверь, Переславль Рязанский, Коломна, Кострома, Ярославль, Симбирск, Брянск, Орел) были организованы городские полицмейстерские канцелярии и введены должности полицмейстеров из числа офицеров гарнизонов. В нескольких периферийных городах были созданы полицмейстерские конторы с подчинением их непосредственно Главной полицмейстерской канцелярии в Петербурге14.

Между тем отдельные шайки буквально терроризировали целые регионы. Например, в Тамбовском крае весной 1732 г. банда из ста человек разграбила купеческую пристань и таможню. Захватив 5 тыс. руб., разбойники на лодках ог-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

рабили встречные помещичьи имения; в вотчине А.Л. Нарышкина перебили всех «вотчинных начальников» и разграбили «барскую рухлядь»; около Сасова в перестрелке обратили в бегство гарнизонных солдат и с песнями отправились далее вниз по реке15.

Даже в столице было неспокойно. Как сообщалось в докладе столичной полицмейстерской канцелярии, в 1735 г. в окрестностях Петербурга «воровство умножилось», а разбойники «многих людей грабят и бьют». Поэтому распоряжением Сената, «дабы ворам пристанища не было», по обеим сторонам дороги от Петербурга до Со-снинской пристани, находящейся в Новгородской губернии, были вырублены все леса.

Довольно обширная компетенция полицейских органов, распыляющая их силы, вызывала попытки создания специальных органов борьбы с общеуголовной преступностью. Так, в 1729 г. был сформирован особый полицейский драгунский эскадрон, до 1762 г. действовали учрежденные в 1730 г. Сыскной приказ в Москве и в 1746 г. «Экспедиция для розысков по делам воров и разбойников» при Петербургской полицмейстерской канцелярии16.

С петровских времен сыщиков стали назначать уже из военных, и первым стал полковник Ф.Ю. Козин, назначенный царем для искоренения разбоев в «городах и уездах Московской губернии».

Для организации борьбы с разбоями в данном ему наказе «О поимке воров и разбойников и об исследовании их преступлений» от 30 ноября 1710 г. предписывалось преследовать разбойников и воров лично, опираясь на местное население. Он наделялся правом поимки разбойников, ведения следствия по их делам, вынесения приговоров, вплоть до смертной казни и приведения судебного решения в исполнение. В случае необходимости сыщик мог обращаться в другие губернии с требованием поимки и присылки к нему лиц, которые были «оговорены» находящимися у него под следствием преступниками.

Сыщик обладал правом требования активного содействия от местных жителей всех категорий населения. Отказ в содействии сыщику грозил наказанием — ссылкой на каторгу. Сам сыщик за плохое исполнение своих обязанностей также подвергался наказанию: «быть в великой опале, и поместья и вотчины описаны будут на Великого Государя; и розданы в раздачу бесповоротно»17.

Сенатский указ «О беспрепятственном розыске, преследовании сыщиками воров, разбой-

ников и их сообщников» от 12 октября 1711 г. гласил: «За теми ворами и разбойниками в погоню гонять... и таких разбойников и воров ловить». Одновременно губернаторы были обязаны оказывать сыщикам всемерное содействие, «дабы во всех местах такими свободными сыски и розыски всемерно воровство искоренялось».

Необходимо отметить, что сыщики редко пользовались негласными методами раскрытия преступлений. В арсенале их приемов были «наказ» (информация о местонахождении преступников или складах похищенного), «доезд» (задержание) и др. Они вели дознание путем опроса свидетелей, использования слухов («язычные молки»), вещественных доказательств («воровской рухляди»).

Одним из сыщиков Сыскного приказа, утвержденного для ведения «татийных, разбойных и убийственных дел»18, был некто Иван Осипов (1718 — после 1756), широко известный ранее вор под кличкой Ваньки Каина.

В 1742 г., после расследования его преступлений приказом («будучи в церквах и в разных местах, у господ, и у приказных людей, и у купцов, и всякого звания у людей из карманов деньги, платки всякие, кошельки, часы, ножи и прот-чее вынимывал»), он стал «доносителем» и в первую же свою «смену» задержал 32 преступника.

Однако его личная практика, основанная на взятках, вымогательствах, укрывательстве и подобных незаконных средствах, закономерно привела к работе специально созданной в 1749 г. комиссии. По результатам расследования в отношении Ивана Осипова комиссией был вынесен приговор: учинить «наказание кнутом и, вырезав ноздри, поставить на лбу «В», на щеках на одной «О» и на другой «Р» и, по учинении того наказания, заклепав в кандалы, сослать до указу в тяшкую работу в Рогервик»19.

Иными словами, Осипов был осужден на вечную каторгу. После этого штат приказа был полностью расформирован. Между тем биография Ивана Осипова легла в основу сразу приобретшего народную популярность литературного произведения «Обстоятельное и верное описание добрых и злых дел российского мошенника, вора и разбойника и бывшего московского сыщика Ваньки Каина» (Автор Комаров Матвей. 1779 г.).

В 1762 г. стародавний институт сыщиков был упразднен, а их специфические обязанности были переданы в местные губернские провинциальные и воеводские канцелярии и стали элементом служебных функций всех полицейских чинов.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

В массе обширной «охранительной» законодательной базы можно назвать указы, направленные на дальнейшее укрепление правопорядка, многие из которых являлись явными новациями и были изданы с подачи генерал-полицмейстера А.Д. Татищева (1745 — 1760): о патрулировании в городах 1740 г.; о правилах поведения в общественных местах 1746 и 1747 гг.; о борьбе с проституцией и притонами 1750 г. и многие другие20.

1 Стрельцы, дежуря, например, в Московском Кремле, с вечера начинали перекличку. Первым принимался часовой у Успенского собора: «Пресвятая Богородица. Спаси нас!»; ему вторил второй: «Святые московские Чудотворцы, молите Бога о нас!»; третий: «Святой Николай Чудотворец, моли Бога о нас!»; четвертый: «Все святые, молите Бога о нас!»; пятый: «Славен город Москва!»; шестой: «Славен город Киев!» и т.д.: Ярославль, Суздаль, Ростов, Смоленск и другие города. После такой переклички сторожа, чтобы не заснуть, вполголоса пели молитвы.

См.: Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996. С. 305—307;

Серов Д. Безопасность русского человека в начале XVIII века // Отечественные записки. 2013. № 2. С. 113—121.

2 Например, «О мазанках и деревянном строении» от 4 апреля 1714 г.; «О строении домов на городском и адмиралтейском островах» от 24 августа 1714 г.; «О строении каменном и деревянном» от 20 мая 1715 г.; «О смотрении в строении ему (обер-комиссару князю Черкасскому) и архитектору» от 14 сентября 1715 г.

См.: Потемкин И. Регулярная полиция: рождение нового института власти // Профессионал. 2017. № 5 (139).

3 Указ от 25 мая 1718 г. «Пункты, данные С.-Петербургскому Генерал-полицмейстеру» // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 5. № 3203.

4 См.: Именной указ от 19 января 1722 г. «О бытии полиции в Москве» // ПСЗРИ. Т. 6. № 3833; Распоряжение Правительствующего Сената от 10 декабря 1722 г. «Инструкция, данная Московской Полицмейстерской Канцелярии» // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 6. № 4130.

5 В соответствии с установленным в 1737 г. административно-территориальным делением в Санкт-Петербурге было учреждено пять полицейских частей: Адмиралтейская, Васильевская, Петербургская, Выборгская и Московская.

6 Сизиков М.И. О судебно-следственных функциях полицмейстерских канцелярий в России в первой четверти XVIII в. // Сб. аспирантских работ. Свердловск, 1970. Вып. 11. С. 87—93.

7 См.: Инструкция московскому обер-полицмейстеру от 9 июля 1722 г.;

Инструкция Московской полицмейстерской канцелярии от 10 декабря 1722 г. // ПСЗРИ. Т. 6. № 4047. С. 734; № 4730. С. 806.

8 Матиенко Т.Л. Российский сыск в IX — 1 первой половине XIX века. Генезис и становление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 119.

9 Феднева Н.Л. Правоохранительная деятельность в Российском государстве в допетровскую эпоху (к 300-летию полиции России) // Вестник экономич. безопасности. 2017. № 1. С. 25.

10 «Обыватели» — постоянные жители определенной местности, относящиеся к податным сословиям.

См.: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. XX. СПб., 1897. С. 339.

11 ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 6. № 3708.

12 В 1719 г. была сделана попытка ввести особую форму для служащих полицмейстерских контор в виде кафтанов и брюк василькового цвета с красными обшлагами, а также зеленые камзолы.

13 ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 9. № 6378.

14 Высочайшая резолюция на доклад Полицмейстерской канцелярии от 23 апреля 1733 г. «Об учреждении полиции в городах» // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 9. № 6378.

К 1737 г. таких городов стало 25: «Да сверх вышеописанных в городах же Шлиссельбурге и Ладоге».

15 Курукин И.В. Полиция старой России: будочники, жандармы, «фараоны» // Отечественные записки. 2013. № 2. С. 122—135.

16 См.: Именной указ от 22 июля 1730 г. «Об учреждении Судного и Сыскного Приказов, об апелляции на них из Московской Губернии в Юстиц-Коллегию, а на нее в Сенат и разобрании прежних судных дел» // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 8. № 5597;

Именной указ от 1 мая 1746 г. «Об учреждении в Санкт-Петербурге при полиции особой экспедиции для розысков по делам воров и разбойников» // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 12. № 9284.

17 Матиенко Т.Л. Указ. соч. С. 127.

18 Местоположением Сыскного приказа был район современного московского Васильевского спуска в центре Москвы недалеко от стен Кремля.

19 Акельев Е.В. Повседневная жизнь воровского мира Москвы во времена Ваньки Каина. М., 2012.

20 См.: Именной указ, данный Полицмейстерской канцелярии от 17 октября 1740 г. «О наблюдении, чтобы в домах шуму и драк не было, и о продаже питий в кабаках и трактирах с девятого часа утра и до седьмого часа по полудни» // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 11. № 8260; Сенатский указ от 11 июня 1743 г. «О запрещении продавать в кабаках вино и питья во время крестного хождения и литургии при монастырях и приходских церквах и о недозволении кулачных боев» // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 11. № 8759;

Именной указ от 11 апреля 1746 г. «О переводе кабаков в Санкт-Петербурге с больших улиц в малые улицы» // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 12. № 9278;

Сенатский указ от 26 января 1747 г. «О нестроении лавок, шалашей, питейных домов и подобного строения близ церквей, а особливо на кладбищах» // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 12. № 9365;

Именной указ, объявленный из кабинета ее величества Полицмейстерской канцелярии. 1 августа 1750 г. «О поимке и приводе в Главную Полицию непотребных жен и девок» // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 13. № 9789.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.