Научная статья на тему 'Утренняя гимнастика как фактор здоровья студентов медицинского института'

Утренняя гимнастика как фактор здоровья студентов медицинского института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1136
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА / HEALTH / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / STUDENTS / PHYSICAL EXERCISES / MORNING GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батова Елена Анатольевна

В современном обществе физическая культура и спорт занимают важное место в формировании личности студенческой молодежи. Физическое здоровье это естественное состояние организма, которое обусловлено нормальным функционированием всех органов и систем. Одним из главных способов достижения гармонически развитой личности является систематическое выполнение физических упражнений. Одним из важных мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье человека, является утренняя гигиеническая гимнастика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORNING GYMNASTICS AS A FACTOR OF HEALTH OF MEDICAL INSTITUTE STUDENTS

In modern society, physical culture and sports play an important role in shaping the personality of students. Physical health is a natural state of the body, which is caused by the normal functioning of all organs and systems. One of the main ways to achieve a harmoniously developed personality is to systematically perform physical exercises. One of the important events that have a beneficial effect on human health is morning hygienic gymnastics.

Текст научной работы на тему «Утренняя гимнастика как фактор здоровья студентов медицинского института»

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

MORNING GYMNASTICS AS A FACTOR OF HEALTH OF MEDICAL INSTITUTE STUDENTS

Батова Елена Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Batova Elena Anatolyevna candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Department of Applied physical culture Oryol state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В современном обществе физическая культура и спорт занимают важное место в формировании личности студенческой молодежи. Физическое здоровье - это естественное состояние организма, которое обусловлено нормальным функционированием всех органов и систем. Одним из главных способов достижения гармонически развитой личности является систематическое выполнение физических упражнений. Одним из важных мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье человека, является утренняя гигиеническая гимнастика.

Abstract. In modern society, physical culture and sports play an important role in shaping the personality of students. Physical health is a natural state of the body, which is caused by the normal functioning of all organs and systems. One of the main ways to achieve a harmoniously developed personality is to systematically perform physical exercises. One of the important events that have a beneficial effect on human health is morning hygienic gymnastics.

Ключевые слова: здоровье, физическая культура и спорт, студенты, физические упражнения, утренняя гимнастика.

Keywords: health, physical culture and sports, students, physical exercises, morning gymnastics.

Человеческая жизнь немыслима без физической культуры и спорта. Каждый черпает в ней что-то свое. Для одних это просто красочное зрелище, как спектакль. Для других это укрепление своего здоровья. Третьи избирают спорт своей профессией. Для студентов физическая культура и спорт - это, прежде всего здоровье, развитие физических качеств, отличное самочувствие, прекрасное настроение, уверенность в своих силах.

Актуальность работы обусловлена тенденцией ухудшения показателей здоровья студенческой молодежи. Студент - это своего рода профессия, причем профессия не простая, требующая многих усилий и затрат как эмоциональных, физических так и духовных, что напрямую связано со здоровьем студента. Для студенческой молодежи занятия физической культурой приобретают исключительное значение.

Цель работы: выяснить роль и значимость утренней гимнастики в жизнедеятельности студентов.

Задачи:

1) изучить влияние физической культуры на здоровье человека;

2) определить значение утренней гимнастики в режиме учебной деятельности студентов.

Методы исследования:

1) анализ научно-методической литературы;

2) анкетирование.

В связи с актуальностью работы, представляется крайне важным повседневное применение комплексов средств, укрепляющих здоровье студента. Одним из таких комплексов является утренняя гимнастика, повышающая физическую активность. Утренняя гимнастика является важнейшей составляющей в формировании основ здорового образа жизни человека. Достоинством утренней гимнастики является ее простота и доступность.

Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней гимнастики - это устранение последствий сна, таких как, вялость и сонливость, а также увеличение тонуса нервной системы и усиление работы основных систем организма. Решение этих задач позволяет повысить умственную и физическую работоспособность организма, тем самым подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, встречающихся в жизнедеятельности современного студента.

Следует отметить, что утренняя гимнастика полезна лишь при условии ее грамотного применения, учитывающего индивидуальные особенности человека и специфику функционирования организма после пробуждения. Не рекомендуется в утренней гимнастике чрезмерное применение интенсивных нагрузок, силовых упражнений и упражнений на выносливость, приводящих организм к состоянию выраженного утомления, так как это отрицательно может сказаться на умственной и физической работоспособности студента в течение учебного дня.

Длительность утренней гимнастики студента составляет 8-15 минут и определяется уровнем общей физической подготовленности, состоянием здоровья и индивидуальными особенностями организма студента.

Наиболее подходящие упражнения для выполнения утренней гимнастики:

а) упражнения на потягивание;

б) разновидности ходьбы;

в) общеразвивающие упражнения (вращения в суставах, наклоны, повороты, приседания, выпады);

г) упражнения на растягивание (на развитие гибкости);

д) простейшие танцевальные движения;

е) бег трусцой и легкие прыжки;

ж) дыхательные упражнения.

В связи с этим, нами был разработан примерный комплекс утренней гимнастики для студентов:

1. Ходьба на месте в течение минуты.

2. Исходное положение (и. п.) — стоя, ноги вместе, руки в стороны. Круговые движения руками вперед-назад. Одновременно можно выполнять прыжки на двух ногах. Повторить 20-40 раз.

3. И. п. — стоя, ноги шире плеч, руки в стороны. Поднять правую руку вверх и наклониться дважды влево, сгибая правую ногу. Повторить по 6-10 раз в каждую сторону.

4. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения тазом в одну сторону, затем в другую. Повторить по 10-20 раз в каждую сторону.

5. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх. Наклониться вперед, касаясь руками пола; выпрямиться, поднимая руки вверх. Повторить 20-40 раз.

6. И. п. — стоя, ноги вместе, руки опущены. Присесть, руки вперед; вернуться в и. п. Повторить 20-40 раз.

7. И. п. — стоя, ноги вместе, руки на поясе. Поднять прямую ногу вперед-вверх; опустить, не касаясь, пола; опять поднять. Повторить по 20-40 раз каждой ногой.

8. Ходьба в течение минуты.

9. Медленный бег в течение 2-3 минуты.

10. Медленная ходьба с расслаблением в течение 2-5 минут.

11. И. п. — стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх - вдох, опустить - выдох. Повторить 5-10 раз.

Способом оценки адекватности выбранной нагрузки является общее самочувствие студента после выполнения утренней гимнастики. Студент должен чувствовать себя бодрым и энергичным, в хорошем настроении и самочувствии.

Рассматривая данную тему, нами было проведено анонимное анкетирование в октябре 2019 года среди студентов 1 курса медицинского института Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева в количестве 209 человек.

На вопрос «Начинаете ли Вы свой день с утренней гимнастики?», 27% студентов (56 человек) всегда выполняют утреннюю гимнастику, иногда - 64% (134 студента), а вот 9% (19 студентов) никогда не выполняют и не видят в этом смысла, что по нашему мнению является первым шагом к ослаблению иммунитета и развитию хронических заболеваний.

На вопрос «Делаете ли Вы утреннюю гимнастику с удовольствием?» 32% студентов дали положительный ответ, 68% студентов ответили, что не испытывают никакого удовольствия.

На вопрос «Знаете ли Вы о значении утренней гимнастики?» все студенты единогласно ответили положительно.

На вопрос, «Из каких источников Вы узнали о роли утренней гимнастики?» 42% студентов ответили, что от учителя физической культуры, от родителей - 25%

студентов, от друзей - 15% студентов, из книг и журналов - 13% студентов, из интернета - 5% студентов.

На вопрос «Влияет ли утренняя гимнастика на дальнейшую Вашу работоспособность?» положительный ответ дали 31% студентов, 69% ответили отрицательно.

На вопрос «Начинают ли ваши родители свой день с утренней гимнастики?», 57% родителей (119 человек) никогда не делают гимнастику, очень редко выполняют 36% родителей (75 человек), и лишь 7% родителей (это всего 15 семей) выполняют утреннюю гимнастику, тем самым показывают хороший личный пример своим детям.

Результаты анкетирования оказались весьма печальными. Все первокурсники хорошо знают о положительном влиянии утренней гимнастики на организм, но лишь незначительное количество студентов используют утреннюю гимнастику в режиме дня. Поэтому нами в каждой группе студентов были проведены дополнительные беседы о влиянии утренней гигиенической гимнастики на здоровье и работоспособность студентов, а также наглядно продемонстрированы разновидности упражнений для самостоятельных занятий утренней гимнастикой направленного характера, доступные каждому.

Таким образом, при серьезном отношении студентов к организации и проведению самостоятельных комплексов утренней гигиенической гимнастики, можно добиться улучшения физического состояния, самочувствия и повышения работоспособности, что является одним из главных условий роста профессионального мастерства. Регулярное выполнение комплекса упражнений утренней гимнастики позволит студентам не только укрепить здоровье организма, но и предупредить некоторые заболевания.

Литература

1. Бальсевич, В. К. Здоровье в движении / В. К. Бальсевич. - Москва : Советский спорт, 1988. - 48 с.

2. Евсеев, Ю. И. Физическая культура /Ю. И. Евсеев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 381 с.

3. Журавская, Н. В. Проблемы формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов не физкультурного вуза / Н. В. Журавская // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2009. - №12(58). - С. 49-52.

4. Общая валеология : конспект лекций / В. А. Ананьев, Д. Н. Давиденко, В. П. Петленко, Г. А. Хомутов. - Санкт-Петербург : Балтийская педагогическая академия, 2000. -163 с.

5. Роль утренней гимнастики в повышении физической активности / И. В. Сиваков, Л. Н. Слепова, Т. Н. Хаирова // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-2. - С. 309-310.

ABTOHOMMA ^MHHOCTM. 2020. № 1(21)

References

1. Balsevich V. K. Zdorov'e v dvizhenii [Health in motion]. Moscow, Sovetsky sport Publ., 1988, 48 p.

2. Evseev Yu. I. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2004, 381 p.

3. Zhuravskaya N. V. Problemy formirovaniya motivatsii k zdorovomu obrazu zhizni u studentov ne fizkul'turnogo vuza [Problems of formation of motivation for a healthy lifestyle among students of a non-physical education University]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta - Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft, 2009, no. 12(58), pp. 49-52.

4. Ananyev V. A., Davydenko D. N., Petlenko V. P., Khomutov G. A. Obshchaya valeologiya [General valeology]. St. Petersburg, Baltic pedagogical Academy Publ., 2000, 163 p.

5. Sivakov I. V., Slepova L. N., Khairova T. N. Rol' utrenney gimnastiki v povyshenii fizicheskoy aktivnosti [The role of morning gymnastics in increasing physical activity]. Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik - international student scientific Bulletin, 2016, no. 5-2, pp. 309-310.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.