ВестникКрасГАУ 2009. № 12
УДК 638.1(571.51) Н.А. Табаков
УТРАЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЧЕЛОВОДСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Россия обладает огромной территорией лугов, пастбищ, как основной кормовой базы, которая недостаточно используется для производства продуктов пчеловодства. За последние годы произошло снижение пчелосемей как в России, так и в Красноярском крае. Причина - отсутствие законодательной и правовой базы пчеловодства. Автором статьи предлагается создание профессионального, коммерческого сектора пчеловодства.
Ключевые слова: продукты пчеловодства, снижение пчело-семей, коммерческий сектор, законодательная база.
N.A. Tabakov BEEKEEPING POSSIBILITIES IN KRASNOYARSK REGION
Russia possesses a huge territory of meadows, pastures as the basic forage reserve which is insufficiently used for beekeeping products manufacture. During the last years there was bee -families decrease both in Russia, and in Krasnoyarsk region. The reason is the absence of legislative and legal beekeeping base. The creation of professional, commercial sector of beekeeping is offered by the author of the article.
Key words: beekeeping products, bee -families decrease, commercial sector, legislative base.
Пчеловодство во всем мире является одним из важных звеньев сельскохозяйственного производства, от успешного развития которого в большой степени зависит повышение урожайности кормовых культур и производство продуктов животноводства.
Продукты жизнедеятельности пчел - мед, воск, прополис, цветочная пыльца и перга, маточное молочко и пчелиный яд - обладают активными хорошо выраженными профилактическими и лечебными свойствами. Это далеко неполный перечень значения пчеловодства.
Анализируя состояние пчеловодства в нашей стране за последние 20 лет, приходишь к разочарованию результатами прошедшей в России перестройки и к выводу о том, что некогда процветающая отрасль совсем утратила свои позиции. Подтверждением этому являются исторические факты, а они, как известно, вещь упрямая. К началу Второй мировой войны на пасеках СССР было более 10 млн пчелосемей, что 2 раза больше чем, например, в 1910 году. На XXIII Международном конгрессе по пчеловодству (1975 г.) СССР была признана страной пчеловодства с высокой продуктивностью. Специалисты в то время посчитали, что если в мире живет 50 млн пчелосемей, то каждая 5-я из них находится в СССР. Так почему же сегодня так скромны успехи России в развитии данной отрасли?
Если сравнивать кормовую базу пчеловодства, то наша страна находится в более выигрышном географическом положении, чем территории других государств. Площадь кормовой базы пчеловодства в России составляет 17 млн км2, в то время как в Китае - 9,6, США - 9,4, Бразилии - 8,5, Индии - 3,9 млн км2-. Однако по числу пчелосемей в начале третьего тысячелетия Россия уже не первая, а по экспорту меда и вовсе последняя. Сегодня больше всех с одного улья получают в Мексике - 32-33 кг, Аргентине - 30, Китае и США -20 кг, Японии -18, в России -15 кг.
Чтобы разобраться в причинах такой ситуации, рассмотрим развитие пчеловодства в нашем регионе. Красноярский край обладает огромными территориями лугов, пастбищ, зарослей кипрея, малины, а также имеет большие площади кормовых культур, что позволяет содержать более 500 тысяч пчелосемей и
получать от каждой не менее 50 кг товарного меда. Опыт пчеловодов Балахтинского, Бирилюсского, Тюхтетского, Пировского, Енисейского и других районов, а также личный опыт Героя социалистического труда, пчеловода Алексея Ивановича Демко, говорит о возможности получать 100 и более кг товарного меда от одной пчелосемьи.
Но, по данным статистики, в сельхозпредприятиях региона на начало 2009 года насчитывалось 1504 пчелосемей, а это в 1,7 раза уже меньше в сравнении с 2004 годом. В личных подсобных хозяйствах за эти годы в 3,3 раза уменьшилось количество пчелосемей (с 87600 до 26615). Такой показатель говорит о разрушительных процессах, которые происходят в сельском хозяйстве. И если когда-то наш красноярский мед поставлялся на стол английской королевы, то сегодня он практически отсутствует не только на внешнем рынке, но и на внутреннем.
Причины такой ситуации, на мой взгляд, кроятся в явном отсутствии интереса к отрасли, где работают более 5 тысяч пчеловодов, со стороны администрации края. Об этом говорит и комплексная программа развития агропромышленного комплекса Красноярского края на период 2009-2017 гг. В ней вы не найдете ни одного пункта, который бы затрагивал развитие данной отрасли. Похоже, что правительство края, депутаты Законодательного собрания уж очень далеки не только от перспектив развития пчеловодства, но и от текущего положения дел.
Плачевное положение дел в пчеловодстве, как в нашем регионе, так и в целом и в России, обусловлено рядом причин, главная из которых в том, что государство не рассматривает пчеловодство как отрасль сельского хозяйства. Отсюда и отсутствие правовых, законодательных актов, регламентирующих работу пчеловодов, отсутствие бюджетной поддержки инновационных направлений в пчеловодстве.
При таком отношении ничего не делается для того, чтобы перевести пчеловодство с любительского мелкотоварного производства на крупнотоварное коммерческое. В среднем пчелопасеки сейчас представлены 20-30-ю пчелосемьями, иногда эти цифры превышают 100 семей. Но в целом статистики пчеловодческих хозяйств нет. Занятие пчеловодством носит в основном любительский характер, а на этом уровне ведения не нужна отлаженная система сервиса-услуг, внедрение новой технологии, оборудования, так как выручка от реализации продукции носит дополнительный источник для бюджета семьи и не является определяющей.
В силу этих причин, пчеловоды до сих пор откачивают мед вручную, хотя в мире для этих целей давно используют электрофицированные компьютеризованные комплексы. Любопытный факт. Газета «Пасека России» до сих пор ведет рубрику «Улей XXI века», побуждая смекалистый народ изобретать что-то новое, вовлекая в подобные дискуссии огромное количество пчеловодов. Многие думают, что только соорудив новый улей, как по щучьему велению появится много меда. Но нельзя забывать, что успех в пчеловодстве на 60-65% определяет кормовая база, племенная работа - на 20-25%, а содержание пчел - на 10-15%. Поэтому в мире широко используется многокорпусный улей Лантстрота-Рута, который позволяет получить высокую медопродуктивность и вдвое увеличить производительность труда, а мы все еще продолжаем изобретать улей XXI века.
Таким образом, мелкотоварное любительское состояние пчеловодства, которое характерно сегодня для России, переживает технологический кризис, характеризующийся низкой производительностью труда и невостребованностью современного высокопроизводительного оборудования.
Сегодня ключевую роль в пчеловодстве ЕС играет профессиональный, или коммерческий сектор. Критерием принадлежности пчеловода к этой категории служит наличие у него 150 семей пчел. Отдельные хозяйства имеют до 10 тыс. семей. В США один пчеловод производит 50-100 т меда, в России только 1- 2 т. Для того чтобы жить за счет пчеловодства, надо держать не менее 100 пчелосемей и производить 10 тонн меда. При таких объемах пчеловод будет стремиться снизить затраты труда за счет внедрения технологий, которые позволят производить высококачественную, конкурентоспособную продукцию пчеловодства не только для внутреннего рынка, но и внешнего.
Я не против любительского рынка, как благодатной почвы профессионального пчеловодства. Но если мы хотим потреблять на душу населения меда российского 3-4 кг и еще экспортировать его в другие страны, то нам надо создавать коммерческий сектор пчеловодства. А для этого нужна воля государства в формировании законодательной и правовой основы отрасли пчеловодства.