Список использованной литературы:
1. Алгоритмическое обеспечение поддержки принятия решений по отбору изделий микроэлектроники для космического приборостроения: монография / В. И. Орлов, Л. А. Казаковцев, И. С. Масич, Д. В. Сташков; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2017. 250 с.
2. Горлов М. , Ануфриев Л., Строгонов А. Отбраковочные технологические испытания как средство повышения надежности партий ИС. ChipNews. №5. 2001 г. 200 с.
© Кубрак М.В., 2019
УДК 624.21/.8
Макаров А.В. канд. тех. наук., доцент ВолгГТУ, г. Волгоград Вишневецкий П.А. студент ВолгГТУ, г. Волгоград
УТРАЧЕННЫЕ МОСТЫ Н.С. СТРЕЛЕЦКОГО Аннотация
В статье рассматривается история создания мостов через Днепр в Запорожье. Металлические арочные пролетные строения были запроектированы легкими и архитектурно выразительными. На тот момент это были уникальные объекты советского мостостроения. Показана их трагическая судьба в период войны.
Ключевые слова:
двухуровневый мост, арочный мост, пролет, надарочная конструкция, сталь, серповидная арка.
В конце 20-х годов двадцатого века в Советском Союзе началась индустриализация. В кратчайшие сроки страна превращалась из аграрной в мощную индустриальную державу. Гордостью советской программы ускоренной индустриализации явилась огромная гидроэлектростанция на Днепре. Строительство гидротехнических сооружений ДнепроГЭС, начавшееся в 1927 г. предусматривало и возведение мостов через русло Нового и Старого Днепра, поскольку действующий Кичкасский мост подлежал затоплению. Железнодорожную магистраль, связывающую Донбасс с Криворожьем, перенесли в Запорожье через остров Хортицу. Новые два моста проектировал Стрелецкий Николай Станиславович -выдающийся инженер, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Им также были спроектированы мосты через Оку, тоннели под Волгой в Нижнем Новгороде. Многие из этих инженерных сооружений играли важную логистическую роль в транспортной инфраструктуре страны.
Мост через Старый Днепр был запроектирован однопролетным арочной системы, имел длину 370 м, включал арку пролетом 224 м и подходы в виде металлических рамных эстакад (Рис.1). На тот момент это был самый большой однопролётный мост в Европе. Общий вес металла в нём составлял 5220 т. Самые ответственные части моста - арки были изготовлены из ферросилициевой стали, а надарочное строение -из обычной углеродистой марки Ст.З. Прокат ферросилициевой стали был заказан на сталеплавильном заводе в Чехословакии. Часть конструкций моста была склепана в Чехословакии, часть - на Днепропетровском металлургическом заводе. Наблюдая за работой советских клепальщиков, американский инженер и бизнесмен Хью Купер с восторгом говорил: "Кто получил диплом на Днепрострое, тот будет ценным работником всюду. Я сам взял бы многих в Америку"
2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №1 / 2019
Рисунок 1 - Мост через Старый Днепр 1931 год
Создание такого архитектурно выразительного моста было навеяно мостом той же конструкции. На другом конце Европы, а именно в Португалии, полвека назад А. Г. Эйфелем был построен похожий мост с серповидной аркой пролетом 160 м. Когда-то он был самым большим арочным мостом Европы. Эйфель применил металлическую решетчатую арку и сквозное надарочное пролетное строение, потому что эти конструкции легкие и имеют небольшое лобовое сопротивление ветровому потоку (Рис. 2). Это еще не был знаменитый создатель башни для Всемирной выставки, но рука мастера, его творческий подчерк уже был виден.
Рисунок 2 - Мост Понти-Ди-Дона-Мария-Пиа.
Отдавая дань уважения великому предшественнику Н. С. Стрелецкий пошел дальше. Его мосты с движением в двух уровнях и для автомобильного транспорта и для железнодорожного были рассчитаны на большие нагрузки и выполнены из современных сталей. Второй мост транспортной магистрали выполнен трехпролетным арочным и имеет ту же структуру составного металлического сечения.
Десять лет эксплуатации отвела судьба этим красавцам-мостам. По ним перевозились мирные грузы,
а с началом Великой Отечественной войны уже проходили воинские эшелоны. В 1941г. после эвакуации промышленных предприятий с появлением угрозы окружения наших войск мост был подорван и оставлен советскими войсками, после чего оказался захвачен и частично восстановлен и использовался противником. С началом наступления наших войск осенью 1943 г. Мосты вновь были разрушены нашей авиацией.
Весной 1949 года началось очередное строительство мостов через Днепр в Запорожье. Теперь за его проектирование отвечал уже Б. Н. Преображенский. К сожалению, тяжелая экономическая ситуация в стране не позволила восстановить мост в первозданном виде. Мосты стали железобетонными и потеряли присущую металлу легкость. И наш современник только по фотографиям, сохранившимся в архивах, может представить эти уникальные сооружения.
В наши дни получили блестящую реализацию и развитие сформулированные Стрелецким С.Н. главные принципы рационального проектирования металлических конструкций. Он много сделал как механик, им написаны учебники, создан метод расчёта строительных конструкций по предельным состояниям. Технологии, используемые Стрелецким С.Н. при строительстве моста через Старый Днепр легли в основу дальнейшего развития строительной отрасли.
Список использованной литературы: 1.Зензинов Н.А. Н. С. Стрелецкий - основоположник советской школы металлостроительства. (Выдающиеся советские ученые, инженеры, изобретатели в строительстве). - М. : Знание, 1984. - 48 с., ил. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Строительство и архитектура»; № 10/1984).
2. Ефремов В., Сабуров П. Постройка жел.-дор. линии Канцеровка 2-я-Шлюзовой и моста через реку Старый Днепр // Днепрострой. Бюллетень государственного днепровского строительства. - М., 1929. - №
3. - С. 43-55.
З.Адельберг Л. И. Довоенные мосты через Старый и Новый Днепр (мосты инженера Константинова)-Запорожье: Тандем-У, 2005. - 56 с.
© Макаров А.В., Вишневецкий П.А., 2019
УДК 625.7/.8
Макаров А.В. канд. тех. наук, доцент ВолГТУ, г. Волгоград Гатыжский И.А. студент, ВолГТУ, г. Волгоград
АППИЕВА ДОРОГА - ДОРОГА НА ВЕКА Аннотации
В статье рассматриваются вопросы строительства дороги в Древнем Риме. Описывается положение и параметры дороги, конструкция ее дорожной одежды. Выявлены особенности изготовления римского бетона. Сравниваются конструкции древней римской и современной дороги.
Ключевые слова:
римская дорога, Аппиева дорога, земляное полотно, цемент, дорожная одежда, гравий.
История дорожного строительства теснейшим образом связана с развитием человеческого общества и материальной культуры. Лишь первобытно-общинный строй почти не знал дорог: люди жили небольшими группами, надобность в путях сообщения отсутствовала. Со временем появлялась необходимость использования простой кооперации труда в крупных масштабах, например, при строительстве египетских пирамид, индийских храмов, строительстве дорог в древней Персии, Ассирии,