Научная статья на тему 'Утраченное историческое наследие: храмы городского православного кладбища'

Утраченное историческое наследие: храмы городского православного кладбища Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
117
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / URBAN SPACE / ХРАМЫ / TEMPLES / КЛАДБИЩЕ / CEMETERY / ОБРАЗ / IMAGE / ИСТОРИЯ / HISTORY / ВОССОЗДАНИЕ / RECREATION / ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / HISTORICAL HERITAGE / СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / MODERN PROBLEMS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Прошунина Ксения Алексеевна, Новинская Наталья Андреевна

В статье предпринята попытка воссоздания утраченного образа исторической территории, посредством чего решается проблема дисгармоничного восприятия территории религиозно-сакрального назначения. Изучена архивная документация, выявлен первоначальный облик храмов. Составлена периодизация архитектурных трансформаций на территории кладбища с середины XVII в. до настоящего времени. На основе полученных материалов сформирована гипотеза восстановления храмовых построек.The article attempts to recreate the lost image of a historical territory, through which the problems of disharmonious perception of the territory of religious and sacred destination are solved. The archival documentation is studied, the initial appearance of the temples is revealed. Periodization of architectural transformations in the territory of the cemetery since the mid-17th century was made. until now. On the basis of the materials received, a hypothesis for the restoration of temple structures is formed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Прошунина Ксения Алексеевна, Новинская Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Утраченное историческое наследие: храмы городского православного кладбища»

Восстановление целостности утраченных границ территории городского православного кладбища предоставляет возможность возобновления ее первоначальной религиозно-сакральной функции и реконструкции церковных построек, в совокупности составляющее утраченное культурно-историческое наследие.

Городское православное кладбище с захоронениями исторических деятелей, деятелей искусства, а также братской могилой, сегодня выполняет культурно-историческую, мемориальную функцию в жизни городского населения, поддерживает связь поколений, а посредством реконструкции и ревитализации территории позволит сохранить культурные традиции и историческое наследие.

На сегодняшний день большинство кладбищ на территории РФ не соответствуют требованиям действующего законодательства. Отсутствует цельное ограждение, пункты смотрителя кладбища, не организованы зоны моральной

защиты. Существует проблема водоснабжения и водоотведения с территории особого назначения.

Обзор данной проблематики, а также выполнение работ по благоустройству существующих муниципальных кладбищ позволит существенно улучшить качество похоронного обслуживания населения, приведет состояние мест захоронений в соответствие с действующим законодательством в сфере погребения и похоронного дела.

Повышение качества оказываемых услуг в сфере ритуального обслуживания населения, приобщение к цивилизованному похоронному сервису имеют большое значение в самых различных аспектах социально-экономической и духовной жизни общества. Сейчас, с учетом возрождения понимания духовных ценностей, происходит осознание церемонии похорон как неотъемлемой части истории развития городского поселения.

Список литературы

1.1820. План Астрахани. URL: http://www.retromap.ru/m.php#r=141820&z=ll&y=46.338420&x=48.006463

2.ГААО. Ф. 1922. Оп. 1. Вязка 18. Д. 161. Сведения о кладбищах, санитарном обозе... 1923 г.

3.1925. План Астрахани. URL: http://www.retromap.ru/m.php#r=1419257&z=12&y=46.339855&x=48.0621115

4. ГААО. Ф. 1922. Оп. 1. Вязка 51. Д. 478. Переписка о городских кладбищах подотдела благоустройства Астраханского губместхоза, план работы по кладбищам на 1926 отчетный год (6 октября 1925 - 6 марта 1926).

5. ГААО. Ф. 1925. Оп. 1. Д. 302. Дело Астраханского гор. коммун, отдела. Отчеты и доклады о работе конторы городских кладбищ. Гор.К.О. 1 октября 1926 - 30 сентября 1927 г.

© К. А. Прошунина, Н. А. Новинская

Ссылка для цитирования:

Прошунина К. А., Новинская Н. А. Исследование территории Городского православного кладбища: восстановление первоначальных границ // Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2017. № 2 (20). С. 16-20.

УДК 72.03

УТРАЧЕННОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ: ХРАМЫ ГОРОДСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО КЛАДБИЩА К. А. Прошунина, Н. А. Новинская

Астраханский государственный архитектурно-строительный университет

В статье предпринята попытка воссоздания утраченного образа исторической территории, посредством чего решается проблема дисгармоничного восприятия территории религиозно-сакрального назначения. Изучена архивная документация, выявлен первоначальный облик храмов. Составлена периодизация архитектурных трансформаций на территории кладбища с середины XVII в. до настоящего времени. На основе полученных материалов сформирована гипотеза восстановления храмовых построек.

Ключевые слова: городское пространство, храмы, кладбище, образ, история, воссоздание, историческое наследие, современные проблемы.

THE LOST HISTORICAL HERITAGE: CHURCHES OF THE CITY ORTHODOX CEMETERY К. А. Proshunina, N. А. Novinskaya

Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering

The article attempts to recreate the lost image of a historical territory, through which the problems of disharmonious perception of the territory of religious and sacred destination are solved. The archival documentation is studied, the initial appearance of the temples is revealed. Periodization of architectural transformations in the territory of the cemetery since the mid-17th century was made. until now. On the basis of the materials received, a hypothesis for the restoration of temple structures is formed. Keywords: urban space, temples, cemetery, image, history, recreation, historical heritage, modern problems.

В XIX в. Астрахань представляла собой активно развивающийся портовый город. С расширением инфраструктуры и увеличением городского населения осваивались новые территории, происходила застройка важнейшими необходимыми объектами.

Потенциал у православия в России был огромен: в XIX в. православие настолько глубоко и прочно вошло в бытовую жизнь крестьян, что уже не воспринималось как религия, а было экзистенциальной сущностью людей [1]. Поэтому насчитывалось огромное количество религиозных построек - православных храмов, церквей и монастырей, возле которых формировались погосты.

С ростом города происходило переполнение внутригородских погостов, что поднимало вопрос об отведении специализированной территории под захоронения. Так было принято решение о создании территории городского православного кладбища, в настоящее время располагающегося на одной из самых оживленных улиц города - Софьи Перовской - и являющегося объектом культурного наследия согласно Постановлению Главы Администрации области от 27.12.1993 г. № 230 [2].

На территории кладбища располагались церкви, имеющие духовное значение для жителей того времени: церковь Иоанна Предтечи, сохранившаяся до нашего времени, и утраченные церкви - в честь св. Афанасия Афонского и Духо-сошественская.

На месте утраченной церкви св. Афанасия Афонского, построенной во второй половине XVIII в., сейчас располагается коммунально-складская зона с размещением гаражного кооператива и объектов обслуживания автомобилей, что создает дисгармоничное восприятие улицы и изучаемого исторического объекта.

В настоящее время тема является особо актуальной, так как наблюдается усиление позиций православия на территории Российской Федерации. В г. Астрахани возрождаются монастырские комплексы, открываются духовно-просветительские школы, уделяется большое внимание реставрации и реконструкции архитектурного наследия, передаваемого в ведение Астраханской православной епархии.

Целью данной статьи явилось изучение православных церковных построек на территории городского православного кладбища с возможностью воссоздания первоначального образа сакрально-религиозной территории.

Для достижения поставленный цели были выдвинуты задачи:

• проанализировать архивную документацию и выяснить первоначальный облик храмов по имеющимся фотофиксациям и историческим описаниям;

• хронологически систематизировать периодизацию архитектурных трансформаций на территории городского православного кладбища;

• исследовать существующую территорию месторасположения утраченного наследия с выдвижением гипотезы восстановления храмов.

Благодаря системному анализу архивной документации была сформирована хронология поэтапного появления церковных построек и выявлено их месторасположение на территории кладбища, составлены графические схемы и таблицы. Данные церковным объектам сведены в таблицу 1.

Архивные зарисовки и фотофиксации позволили наглядно продемонстрировать внешнее убранство утраченного исторического наследия. Анализ образности церковных объектов представлен в таблице 2.

Таблица 1

Исторический анализ архитектурных построек на территории городского православного кладбища

Название Архивная справка Примечание

Церковь св. Афанасия Афонского Церковь выстроена в 1757 г. [3]. В 1874 г. церковь со всеми строениями была передана в ведение Покрово-Болдинского монастыря. 5 июля 1875 г. Афонская церковь стала собственностью города. Вся территория Афонского сада постепенно была занята захоронениями, а церковь Афанасия Афонского стала городским кладбищенским храмом, приписанным к Духосошественской церкви. В 1882 г. была предпринята первая трансформация: храм был расширен в длину к колокольне. В том же году был возобновлен придел в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радосте». В 1884 г. храм был закрыт до 1892 г. В 1896-1897 гг. последовало еще одно расширение храма по составленному новому плану. В начале 1923 г. церковь Афанасия Афонского оставалась единственным православным храмом на кладбище, так как остальные не функционировали. В конце 1932 г. церковь снесена Несуществующее строение

Духосо- шественская церковь По решению Духовной Консистории церковь заложена 22 июня 1790 г. протоиереем Василием Памфиловым в самом центре кладбища, к востоку от ныне действующей церкви Иоанна Предтечи. Строительство храма было закончено через шесть лет. В 1818 г. возведена каменная колокольня. В 1907-1909 гг. храм был значительно расширен с увеличением трапезы. Придел в честь Святителя Григория, Просветителя Армении, был перенесен и устроен в один ряд с центральным алтарем, а придел в честь Святителя Николая Чудотворца упразднен. В 1931 г. храм по решению властей был закрыт и вскоре снесен. Ныне на месте Духосошественской церкви воздвигнут памятник погибшим во время Второй мировой войны воинам Несуществующее строение

--- --- ---

Церковь Иоанна Предтечи Построена в 1907 г. известным астраханским благотворителем - купцом Иваном Ивановичем Губиным как семейная усыпальница Губиных. Церковь была каменная, однопре-стольная, небольшая, без колокольни. После революции 1917 г. Иоанно-Предтеченский храм использовался редко и почти всегда стоял закрытым. В 1923 г. вместе с еще двумя кладбищенскими храмами - Духосошественским и Николы Черниговского - оказался под юрисдикцией обновленцев. К концу 1947 г. была произведена перестройка храма. В 1958-1959 гг. к Иоанно-Предтеченской церкви с северной стороны был пристроен придел в честь Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского Существующее строение

Анализ образности церковных объектов Таблица 2

Наименование. Эскиз/фотофиксация

Описание архитектурного убранства

Церковь св. Афанасия Афонского. Западный вид

Духосошественский храм построен в строгом классическом стиле. С запада и востока был украшен портиками с колоннами. Массивный четверик венчал мощный восьмигранный барабан с округлым куполом. Двухъярусная колокольня, покоящаяся на притворе, сверху была увенчана шпилем

Духосошественская церковь. Северо-западный вид

Церковь Афанасия Афонского была построена в стиле нарышкинского барокко. Храм делился на три взаимо-отделяющиеся части: храм с алтарем, трапеза и притвор с выведенной из него колокольней. Храм имел кубическую форму с круглым массивным куполом. Четырехъярусную колокольню венчала двухступенчатая башенка такой же формы, как и на храме и трапезе

Иоанно-Предтеченская церковь. Вид с юго-востока

Церковь Иоанна Предтечи как с внешней, так и с внутренней стороны представляет собой простую композиционную организацию, однако часть, ранее представлявшая церковь-усыпальницу купцов Губиных, построена в форме ротонды с богато декорированным фасадом

Проведенная камеральная работа с архивной документацией легла в основу составления схем исторических преобразований на территории кладбища. Первой в хронологической ленте стала церковь в честь святого Афанасия Афонского, выстроенная в 1757 г. Спустя почти сорок лет восточнее существующей церкви была возведена Духосошественская церковь. На карту 1820 г. [4] было нанесено их месторасположение (рис. 1).

Вторым этапом формирования образа городского православного кладбища был период начала XX в., обусловленный появлением церкви Иоанна Предтечи в 1907 г. и последующим сносом Духосошественской церкви

в 1931 г., а спустя год - церкви св. Афанасия Афонского (рис. 2).

Одним из проявлений антирелигиозных кампаний советского правительства стало уничтожение церквей и монастырских комплексов. Более активно эта концепция претворялось в жизнь с конца 1920-х гг. и до начала Великой Отечественной войны в 1941 г. Общегосударственная атеистическая идеология предполагала разрушение христианских святынь, в число которых попадали и погосты. Декретом СНК от 7 декабря 1918 г. «О кладбищах и похоронах» православная церковь и иные конфессии были отстранены от похоронного дела.

- Церковь Духосошественская, 1796 г.

Рис. 1. Расположение церковных сооружений в 1820 г.

■ Церквь св. Афанасия Афонского, 1757 г., демонтирована в 1932 г.

■ Территории, переоборудованные под гаражи обкома партии, существующие

Церковь Духосошественская, 1796 г., демонтирована в 1931 г. Церковь Иоанна Предтечи, 1907 г., существующая

Рис. 2. Расположение церковных сооружений на карте 1925 г. [5]

По состоянию на конец XX в. городское православное кладбище было лишено части территории, на которой располагалась церковь св. Афанасия Афонского, ввиду передачи ее под хозяйственные нужды. Этот период также ознаменован появлением мемориала воинам, павшим в Великой Отечественной войне (рис. 3).

В ходе проведенной научно-исследовательской работы по изучению исторического развития кладбища и сопоставления его с существующим положением предложена гипотеза о возможном воссоздании ранее существовавшего на этой территории архитектурного наследия, отображенная графически на рис. 4.

Рис. 3. Состояние территории городского православного кладбища на 1990 г.

Рис. 4. Концепция реконструкции церковных строений

Согласно приведенному концептуальному решению, реконструкцию церковных объектов планируется осуществить вблизи предполагаемых первоначальных мест их размещения, формируя пешеходную ось, которая станет коммуникационной связующей единого комплекса религиозно-сакральных объектов.

На данный момент русское православное общество стоит перед выбором: принцип нигилистического либерализма, более удобный для современного общества и уклада жизни, или же православные традиции - строгие и возлагающие ответственность на каждого лично. Вопрос

о том, как станут воспринимать будущие поколения религию и будет ли православие играть в обществе роль народного миросозерцания, а не просто одной из возможных конфессий, решать нынешнему поколению.

Воссоздание утраченного исторического наследия, по нашему мнению, вернет единый образ религиозно-сакральному пространству городского православного кладбища, не только решит вопрос дисгармоничного восприятия территории, сложившегося в течение XX в., но и предотвратит аналогичное искажение культурных традиций в настоящем.

Список литературы

1. Скутнев А. В. Православие в жизни русских крестьян в пореформенную эпоху. URL: www.gramota.net/materials/3/2012/4-1/47.html

2. Об объектах культурного наследия(памятниках истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории Астраханской области : Закон Астраханской области от 30.12.2005 г. № 94/2005-03 : с изм. на 28.04.2016 г.

3. Игумен Иосиф (Марьян). Астрахань. Храмы и монастыри. Астрахань, 2002.

4. 1820. План Астрахани. URL: http://www.retromap.ru/m.php#r=141820&z=11&y=46.338420&x=48.006463

5. 1925. План Астрахани. URL: http://www.retromap.ru/m.php#r=1419257&z=12&y=46.339855&x=48.0621115

© К. А. Прошунина, Н. А. Новинская

Ссылка для цитирования:

Прошунина К. А., Новинская Н. А. Утраченное историческое наследие: храмы городского православного кладбища // Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2017. № 2 (20). С. 21-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.