Научная статья на тему 'Утопия и марксизм: социально-философские аспекты соотношения'

Утопия и марксизм: социально-философские аспекты соотношения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
78
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
утопия / идеальное общество / политическая утопия / социальная утопия / марксизм / утопический социализм / utopia / ideal society / political utopia / social utopia / Marxism / utopian socialism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ашнокова Л.М., Дадашев Агабаба Айдын Оглы, Пак Л.Е.

Статья посвящена проблеме соотношения утопии и марксизма в контексте тенденций современной социальной философии. Марксизм создавался в середине XIX в. как научное учение, которое противопоставляло себя утопическому социализму. Последователи Маркса хотя долгое время придерживались ортодоксального учения, однако с середины ХХ в. начинают рассуждать об утопии как о главном элементе своей социальной философии. История развития марксизма и социальной утопии, анализ их соотношения чрезвычайно важны как для марксистской теории, так и для оценки роли утопизма в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Utopia and Marxism: socio-philosophical ratio aspects

The article is devoted to the problem of correlation between utopia and Marxism in the context of trends in modern social philosophy. Marxism was created in the middle of the 19th century. as a scientific doctrine that opposed itself to utopian socialism. The followers of Marx, although for a long time adhered to orthodox teachings, however, since the middle of the twentieth century. Begin to talk about utopia as the main element of their social philosophy. The history of the development of Marxism and social utopia, the analysis of their relationship are extremely important both for Marxist theory and for assessing the role of utopianism in the modern world.

Текст научной работы на тему «Утопия и марксизм: социально-философские аспекты соотношения»

Ашнокова Л.М.

Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета (Нальчик).

Дадашев Агабаба Айдын оглы

Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории, философии и права Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета (Нальчик).

Пак Л.Е.

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета (Нальчик).

Утопия и марксизм: социально-философские аспекты соотношения*

Аннотация. Статья посвящена проблеме соотношения утопии и марксизма в контексте тенденций современной социальной философии. Марксизм создавался в середине XIX в. как научное учение, которое противопоставляло себя утопическому социализму. Последователи Маркса хотя долгое время придерживались ортодоксального учения, однако с середины ХХ в. начинают рассуждать об утопии как о главном элементе своей социальной философии. История развития марксизма и социальной утопии, анализ их соотношения чрезвычайно важны как для марксистской теории, так и для оценки роли утопизма в современном мире.

Ключевые слова: утопия, идеальное общество, политическая утопия, социальная утопия, марксизм, утопический социализм.

Ashnokova L.M.

Doctor of philosophical science, Professor, Professor of the Department of Philosophy of the Kabardino-Balkarian State University.

Dadashev Agababa Aydin oglu

Doctor of philosophical science, Professor, Professor of the Department of History, Philosophy and Law of Kabardino-Balkar State Agrarian University.

Pak LE

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, Kabardino-Balkarian State University.

Utopia and Marxism: socio-philosophical ratio aspects

Abstract. The article is devoted to the problem of correlation between utopia and Marxism

* © Ашнокова Л.М., Дадашев Агабаба Айдын оглы, Пак Л.Е., 2023. Утопия и марксизм: социально-философские аспекты соотношения

in the context of trends in modern social philosophy. Marxism was created in the middle of the 19th century. as a scientific doctrine that opposed itself to Utopian socialism. The followers of Marx, although for a long time adhered to orthodox teachings, however, since the middle of the twentieth century. Begin to talk about Utopia as the main element of their social philosophy. The history of the development of Marxism and social utopia, the analysis of their relationship are extremely important both for Marxist theory and for assessing the role of utopianism in the modern world.

Key words: utopia, ideal society, political utopia, social utopia, Marxism, utopian socialism.

Введение. Утопия является неотъемлемой чертой человеческой мысли. Будучи мечтой человечества о желанном устройстве своего мира и одновременно критикой установленного порядка, она сопровождает цивилизацию с древних времен до современности.

Сделаем экскурс в эволюцию такого значимого явления в истории человечества как утопия. Идеальное общество, описанное классиками от античности до наших дней, представляло собой совершенный мир, в котором разумный и истинный порядок, гармония были установлены навсегда на основе универсальных принципов и обязанностей, которые были выведены из них для жизни. Но, если для классических утопистов этот идеальный мир был недостижимым идеалом, то для нас эта мечта реальна, учитывая опыт СССР, хотя это и было неудачным «историческим экспериментом». Слишком свеж опыт двух крайних идеологий утопизма: фашизма и коммунизма, систем, которые пытались построить «совершенное общество». Учитывая определенное разночтение в трактовке понятий «утопия» и «марксизм», необходимо уточнить смысл данных понятий.

Среди отечественных исследователей разработке проблем утопии посвящены труды В.А. Чаликова, Е.Э. Баталова, В.П. Волгина, В.Г. Федотовой и др. Авторами были выявлены типы, формы и жанры утопии, ее философские, социальные, художественные и

литературные характеристики. Утопия во всем ее многообразии и неоднозначности считается неотъемлемой частью духовной культуры общества.

Анализируя концепцию утопии, Э.Я. Баталов утверждает, что «в современной социологии и философии отсутствует общепризнанная концепция утопии, а ее генезис, структура и функции по-прежнему остаются предметом разногласий и дискуссий» [1, 12]. Другой исследователь Ч.С. Кирвель считает, что «даже беглое знакомство с утопической литературой убеждает, что утопия - это феномен, объединяющий разнородные посылки и широкий аспект оппозиций: факт и вымысел, возможное и невероятное, здравомыслие и безумие, реальное и фантастическое, историческое и легендарное, сознательное и бессознательное» [6, 16].

Основная часть. В широком смысле утопию можно определить, как представление человека о правильном способе совместной жизни. Это видение обусловлено историческим, культурным, социальным, научно-техническим прогрессом и образованием. Утопия всегда создается людьми в конкретной исторической ситуации, она основана на определенном уровне знаний и открытий, а также на подчеркивании конкретных проблем существующего реального общества. В узком смысле можно определить утопию как идеальный проект организации власти и

государства, призванный подорвать существующий политический, экономический и правовой порядок, который привлекает человечество к реализации социального идеала - реформировать общество и создать комфортную и благоустроенную жизнь.

Представляя формы и жанры утопии, а также разнообразие ее видов, мы в данной статье ограничимся лишь схожестью и различием марксизма и социальной утопии. Первоначально важно остановиться на учении о социализме, как сложном наборе социально-философских, социально-политических концепций, доктрин и идеологических установок, оправдывающих идеалы социальной структуры, основанные на приоритете общественной собственности, отсутствии эксплуатации, справедливом распределении материальных и духовных благ.

Хотя сам термин, приписываемый французскому теоретику П. Леру, появился в 1834 году в его работе «Об индивидуализме и социализме», корни понятия «социализм» следует искать в утопических идеях мыслителей античности. Понимание социалистического мира интегрировало утопические идеи, появившиеся в Древней Греции в «Государстве» Платона, затем в утопии Т. Мора и в учении о «городе солнца» Т. Кампанеллы.

одним из авторитетных мыслителей, обративших особое внимание на проблему утопии, является немецкий философ, социолог и писатель Э. Блох, вошедший в историю философской и социальной мысли ХХ века [4]. Все утопии, начиная с конца Средневековья и начала нового времени, Блох делил на утопии свободы и утопии порядка. Утопия свободы, выраженная, например, у Т. Мора, означала социальную свободу, религиозную терпимость, жизнь, достойную человека. Утопия порядка Т. Кампанеллы понималась как тоталь-

ный и безликий конформизм.

Идеи Ж.-Ж. Руссо о роли частной собственности в возникновении неравенства, построении общества, основанного на общественном договоре и равенстве людей сыграли решающую роль в формировании утопии социализма. Взгляды Р. Оуэна, А. Сен-Симона и С. Фурье также способствовали существенному расширению теоретического понимания социализма. Несмотря на многообразие взглядов социалистов-утопистов, их основные принципы сводятся к следующим положениям: общественная собственность на средства производства, равенство и коллективизм, аскетизм.

Современная специальная литература характеризуется переосмыслением эволюции утопического мышления как понимания идеального общества. Анализ влияния утопического сознания на исторические события, социально-политические ситуации и культурные явления проводился в исследованиях Г.С. Баты-гина, А.И. Клибанова, М.К. Мамардаш-вили и др. В трудах А.И. Пономарева, Е.И. Гальцева и Р.А. Гуторова осуществлен сравнительный анализ утопических идей России, Востока и Запада, выявлены общие черты и существенные особенности.

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что утопия, как явление, будь она порождением Античности, Возрождения или нового времени, всегда является попыткой ответить на один из фундаментальных вопросов человечества - как сделать всех людей счастливыми?

Со вступлением в XIX век, в «ходе становления класса буржуазии, ее самоорганизации и вступления в политическую и идейную борьбу, конкуренцию с господствовавшими слоями феодалами и организации рабочего класса объем понятия «утопия» заполняется новым содержанием. Ее содержание теперь

наполняется не вечными и универсальными метафизическими постулатами, а историческим процессом» [5, 20].

Если идея свободы, идеализируемая в начале буржуазной революции, была воодушевляющей утопией, то после ее утверждения стала ощутимой действительностью, оберегающая установившийся строй, защищающая ее устои. Новым вариантом утопии становится учение К. Маркса и Ф. Энгельса. Именно марксизм предпринимает попытку превратить утопию из мифической основы в науку. При всем негативном отношении современной общественной мысли к нему, именно марксизм утверждал, что главной причиной социально-экономических преобразований в обществе являются изменяющиеся формы производства и отношения собственности. Тем самым классики марксизма в отличие от предыдущих мыслителей считали, что именно экономическая сфера общества является основным источником социально-политических преобразований.

К. Маркс и ф. Энгельс считали классиков утопизма Сен-Симона, Фурье и Оуэна своими предшественниками, но их учение называли утопическими. Анализируя утопический социализм Сен-Симона, Фурье и Оуэна, можно выделить ряд его недостатков. Во-первых, утопический социализм Сен-Симона, Фурье и Оуэна пытался построить идеальное общество на основе известных абстрактных христианских принципов справедливости, равенства, свободы и т.д. без учета наличия средств для реализации этих идей; во-вторых, классики утопического социализма выводили картину будущего из отвлеченных идей природы равенства, свободы и равенства без учета конкретных путей и условий его формирования, а также основных общественных сил, призванных воплотить социализм в жизнь; в-третьих, рас-

сматриваемый утопический социализм проектировал социалистический строй в мельчайших подробностях, в связи с чем утопические идеи представляли собой замкнутые системы, где ничего нельзя было заменить или добавить.

К. Маркс считал общественный идеал результатом объективного исторического процесса, диктуемого, прежде всего, насущными потребностями человечества. Согласно К. Марксу, будущее необходимо строить не на основе вымышленных проектов отдельных людей, а исходя из развития экономики. В утверждениях марксистов гипотетическому коммунистическому обществу присуща относительная самостоятельность, творческое саморазвитие.

В «Критике Готской программы» К. Маркс выделяет основные признаки коммунизма: «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» [8, 13]

Хотя К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали научный характер своей доктрины, критически проанализировав доктрину марксизма, можно с утверждать, что она могла быть разработана только как утопическая идеология. В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс пишут: «Коммунизм для нас не

состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние» [9, 34].

Заключение. Таким образом, из проведенного сравнительного анализа теории политической утопии и марксизма, можно сделать ряд выводов. Прежде всего, теория политической утопии - это социальный феномен, который направляет человечество на протяжении всей его обычной жизни и во многом определяет его развитие. И хотя первые утопии Платона, Мора и Кампанеллы не более чем истории о придуманных странах, они были первыми, кто поставил под сомнение порядок власти, права и отношения, существующие между людьми.

Политическая утопия, подвергая сомнению существующий строй, неприкосновенность бытовавшей власти и общественного порядка, приводит людей к мысли, что они принципиально могут быть другими, отвечающими их требованиям, и это допущение призвано помогать человечеству идти вперед по пути совершенствования совместной жизни. Всякая политическая утопия всегда имеет исторические и социальные корни, ибо всегда является продуктом определенной исторической эпохи, внутри которой существуют различные течения мысли. При этом, если политические утопии эпохи Просвещения и Нового времени (естественного права и классического либерализма) правомерно имеют рационалистический характер, то марксистская утопия XIX века по утверждению самих же классиков является продуктом исторического процесса, обусловленного общественным развитием, находящимся на конкретной ступени своей эволюции.

References

[1] Batalov E.Ya. Social utopia and Utopian consciousness in the USA. M.: "Nauka", 1982.

[2] Bloch E. Tübingen Introduction to Philosophy. Yekaterinburg: Ural University Press, 1997.

[3] Hobbes T. Leviathan, or Matter, Form and Power

of the Church and Civil State. // URL: http:// lib.ru/FILOSOF/GOBBS/leviafan.txt_with-big-pictures.html#21 (02.15.2023).

[4] Grotsiy G. On the right of war and peace. Mos-

cow: Ladomir, 1994.

[5] Dadashev A.A. Course of lectures on political science. Nalchik, 2012.

[6] Kirvel Ch.S. Utopian consciousness: Essence, so-

cio-political functions. Minsk: University, 1989.

[7] Cramer S. N. History begins in Sumer. M.: "Nau-

ka", 1965.

[8] Marx K. Criticism of the Gotha Program // K. Marx, F. Engels. Works. M .: State publishing house of political literature, 1961. Vol. 19.

[9] Marx K., Engels F. German ideology // K. Marx,

F. Engels. Works. M.: State publishing house of political literature, 1961. Vol. 22.

[10] Plato. State // URL: http://psylib.org.ua/books/ plato01/26gos06.htm (10.02.2023).

[11] Shatsky E. Utopia and tradition. M.: «Progress», 1990.

Список литературы

[1] Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М.: «Наука», 1982.

[2] Блох Э. Тюбингенское введение в философию.

Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1997.

[3] Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. // URL: http://lib.ru/FILOSOF/GOBBS/ leviafan.txt_with-big-pictures.html#21 (Дата обращения: 15.02.2023).

[4] Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладомир,

1994.

[5] Дадашев А.А. Курс лекций по политологии. Нальчик, 2012.

[6] Кирвель Ч.С. Утопическое сознание: Сущность, социально-политические функции. Минск: Университетское, 1989.

[7] Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М.: «Наука», 1965.

[8] Маркс К. Критика Готской программы // К. Маркс,

ф. Энгельс. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. Т. 19.

[9] Маркс К., Энгельс ф. Немецкая идеология // К.

Маркс, ф. Энгельс. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. Т. 22.

[10] Платон. Государство // URL: http://psylib.org. ua/books/plato01/26gos06.htm (Дата обращения: 10.02.2023).

[11] Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: «Прогресс», 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.