УДК 124.6
УТОПИИ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ:
НЕСБЫТОЧНОЕ И РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ*
Е.В. Золотухина-Аболина
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону e-mail: [email protected]
В статье анализируется феномен «личных утопий», которые рассматриваются автором как несбыточные проекты, которые создаются людьми в ходе жизни. Нередко это в полном смысле слова «проекты судьбы» - карьерные, семейные, любовные. На стадии замысла и проектирования они всегда, полагает автор, несут момент утопического просто потому, что они - еще только возможность и не приобрели «тяжести реальности», а будущее является неопределенным. Проекты создаются на базе желаний, и сам субъективный фактор отношения к желанию, способ его переживания выступает как значимый момент для того, будет ли выстаиваемый проект реалистическим или все же несбыточным - усилится утопичность или нет. Автор предлагает выделить два вида утопичности в личных проектах: «утопия плюс» и «утопия минус». Утопия-плюс означает усмотрение человеком идеальных и одновременно радостных моментов в самой наличной эмпирической действительности, способность любоваться даже несовершенным миром и верить в его щедрость и благосклонность. Эта оптимистическая позиция способствует созданию реалистических проектов и не противопоставляет настоящее и будущее. Утопия-минус, напротив, не усматривает в наличной эмпирической реальности ничего хорошего, постоянно сравнивая ее с идеалом и требуя от мира, чтобы он соответствовал идеальной модели. Такой склонный к унынию утопист хотел бы контролировать реальность и принуждать ее к соответствию идеалу. Возможный позитив переносится в будущее. Автор подчеркивает, что утопия-минус ведет к несбыточным проектам, сталкивает индивида с неидеальными реальными процессами, располагает к конфликтам, разочарованию. В статье приводятся два примера подобного мышления и поведения. Тем не менее, в статье говорится о том, что даже весьма взвешенное восприятие жизни в духе «утопия-плюс» не гарантирует непременного успеха. Кроме нашего отношения и поведения есть многоплановый фактор судьбы, которая далеко не всегда понятна человеку, и судьба способна внезапно создать условия для реализации самых фантастических и утопических проектов. И в начале, и в конце статьи повторяется мысль о том, что о несбыточности проектов можно судить только по жизненной практике. Если экзотический проект воплотился, значит, он был не таким уж «утопическим».
Ключевые слова: утопия, проект, желание, идеал, повседневная жизнь, личная жизнь, утопия-плюс, утопия-минус, реализм.
* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда «Универсальность утопического мышления: гносеологический, антропологический и социокультурный аспекты» № 24-28-00743,
https://rscf.ru/project/24-28-00743/.
Постановка проблемы
Статья, предлагаемая вниманию читателей, посвящена непростому экзистенциальному сюжету - утопическим моментам в человеческом мировосприятии и создании жизненных проектов. Выражения «утопия» и «утопический» происходят, как известно, от названия политической сатиры английского мыслителя Томаса Мора «Утопия» (16-й век), описывающей не существующее, но более совершенное и справедливое общество. С тех далеких пор оба слова приобрели переносный, нарицательный смысл: утопическими называют несбыточные мечты, а утопиями -прекраснодушные, но неисполнимые планы, которым противопоставляется реалистический подход. «Утопии личной жизни» - это в данном случае метафора, но метафора вполне красноречивая.
Разного рода жизненные планы строят для себя, прежде всего, обычные индивиды, «простые обыватели» и лишь во вторую очередь - социальные мыслители. Именно поэтому, на мой взгляд, тема соотношения утопического и реалистического принадлежит к «вечно актуальным»: личные «проекты судьбы» создавались, создаются и будут создаваться всегда. Людям свойственно мечтать и планировать, а их планы по-разному воплощаются в жизнь. Поэтому-то тема долгосрочного карьерного, семейного и любого иного плана неизбежно переплетается с загадочной темой судьбы: сбудется ожидаемое или нет?
По исследуемой нами теме существует обширный круг литературы. Проблема утопического сознания освещалась в работах Э. Блоха [5], К. Манхейма [9], Э.А. Араб-Оглы [1], Э.Я. Баталова [2], Т.С. Паниотовой [13] и т. д. Сюжеты, связанные с жизненным проектом и судьбой, которая обычно трактуется как метафора жизненного пути, присутствуют в работах Э. Берна [3], X. Ортеги-и-Гассета [12], Ж.-П. Сартра [14], К.В. Сельчёнка [17], Е.В. Золотухиной-Аболиной [6] и других авторов, которые будут упомянуты нами далее. Разговор нередко идет на стыке философии и психотерапии, в том числе популярной, которая - часть современной культуры, и нередко касается вопросов, которые проходят мимо сугубо научных исследований.
Непосредственными целями статьи выступает выяснение трех вопросов:
- Как связаны утопическое сознание и желание?
- Какие бывают виды «личных утопий» и как они определяют с мироощущение человека?
- Какие субъективные и объективные (не зависящие от индивида) факторы, позволяющие в ходе жизни и судьбы превратить, казалось бы, несбыточное в реальное?
Утопия и желание
У истоков любого проекта лежит желание человека, субъективное выражение его потребностей. Желание - всегда намерение изменить наличную ситуацию, сделать ее для себя лучше. Но у желания и проекта, построенного на его базе, нет гарантий успеха. Конечно, социологами XX века описана одна из фундаментальных установок обыденного сознания «я-могу сделать это снова» (А. Шюц), но она относится к повторяющимся массовым отношениям. Если же проект касается именно этой личности, если он долгосрочный, тем более жизненный, то никто заранее не скажет, как повернется судьба: будет ли несбыточным, утопическим или же вполне реалистическим.
Препятствиями для реализации наших желаний и мечтаний выступают как минимум два момента:
Во-первых, объективный: личные проекты, как и социальные, могут вообще не воплощаться, оставаться лишь замыслами, потому что будущее неопределенно, и самые благие устремления могут встретиться с «черным лебедем» [18] неожиданности. «Человек предполагает, а Господь располагает», - говорит народная мудрость, а другая сентенция на эту тему звучит так: «Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах». Но даже если проект в результате усилий находит свое воплощение, то он практически никогда не бывает прямой реализацией задуманного, он всегда «не дотягивает» до идеала, который одушевлял индивида в его интенции осуществить некую желанную и предпочитаемую модель жизни - отношений и обстоятельств.
Во-вторых, субъективный момент: несбыточность может корениться в самом индивиде, который склонен настаивать на своем требовании к действительности и нередко продолжает упорствовать даже тогда, когда его желание абсурдно и невыполнимо, противоречит всем наличным обстоятельствам. Аффекты, страсти, своеволие, критикуемое еще древними стоиками, в наши дни господствуют над людьми так же, как и два тысячелетия назад.
Вообще-то в любой интенции исполнить желаемое присутствует хоть небольшой момент «утопического»: исполнение проекта - это возможность. Она может быть более конкретной или более абстрактной, но она - еще не
действительность. Однако было бы неверным заклеймить желание как обманчивое и иллюзорное устремление. Во-первых, многие желания исполняются, а проекты реализуются, а во-вторых, желание - не только источник заблуждений души, но и поистине движитель любой деятельности. Без «утопического» пафоса, без импульса к новому не может начаться ни одно дело. «Желание, - пишет известный психолог Р. Мей, - это начало нашей самоориентации на будущее, признанием того, что мы хотим, чтобы будущее было вполне определенным; это способность заглядывать внутрь самих себя и сосредоточивать внимание на стремлении изменить будущее» [11, с. 227]. Желание - не просто субъективная устремленность, но одновременно - энергетическое начало и сила, которая, перейдя в действие, меняет реальность. Именно желание, определяя цель, еще и вдохновляет человека.
В то же время реальность - это то, что способно оказывать сопротивление нашим желаниям и усилиям. Препятствий и преград не знает лишь вольная фантазия. Поэтому в любом проекте сложно сочетаются утопические, до конца не реализуемые моменты чистого «я намерен/» и здравые компоненты трезвого расчета - обдумывание цели, рациональный подбор средств, вглядывание в спектр возможных последствий. Условно говоря, по соотношению напора «желающей фантазии», с одной стороны, и «реалистического планирования», с другой, мы можем судить об утопичности (несбыточности) или реалистичности личных жизненных проектов. Хотя предварительная оценка этих проектов с учетом объективного фактора «неопределенности будущего» не может быть ни категоричной, ни абсолютной и, скорее, способна строиться не столько на свойствах устремлений человека, сколько на том, как именно его проекты реализуются в жизни.
Итак, неустранимый «утопизм» - естественное свойство желающего индивида. Думается, так понимаемый утопизм, если внимательно приглядеться, существует в личной жизни человека в двух версиях -позитивной и негативной. Первую можно обозначить как «утопия плюс», вторую - как «утопия минус». Они по-разному связаны с окружающей реальностью и с идеалом, хотя обе до определенной степени «отлетают» от формально констатируемой фактологии. Оба вида личного утопизма рождаются из желания, но переживание этого желания существенно разнится. На базе различного переживания своего желания, разной его оценки строятся разного рода проекты - более или менее реалистические.
Утопическое сознание плюс
Первый вид утопического сознания - «утопическое плюс». Это позитивное переживание желания не как дефицита, страдания и лишённости, а как предвкушения радости и удовлетворения. Разумеется, речь идет не о желании того, кто умирает от голода, а того, кто, находясь в приемлемых жизненных обстоятельствах, строит долгосрочные планы. Вслед за Э. Фроммом можно называть его это «желание-аппетит»: «Аппетит, - пишет Фромм, - это феномен избыточности, его удовлетворение не необходимость, но выражение свободы и продуктивности. Сопровождающее его удовольствие можно назвать радостью» [20, с. 146]. В таком утопическом сознании доминирует момент, во-первых, желаемого, и во-вторых, приятного. Так в юности строят планы грядущего, так мечтают о любви, заранее улыбаясь. Эту тенденцию предвкушать, «потирая руки», и «ожидать праздника» можно отнести не только к проектированию отдаленного будущего, но и к моментам текущей жизни - к встречам, трапезам, походам в театр и т. д. Сам по себе представляемый образ «позитивного ближайшего» доставляет удовольствие и радость. Так же доставляют духовное удовольствие и веселят гармоничные стихи, красивые картины, изящные и морально-совершенные произведения теории или прозы. Это соприкосновение с желаемым-идеальным можно также назвать романтическим, не связывая это определение с конкретным художественным течением. Мадонна Рафаэля, «Алые паруса» А. Грина, «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова, и даже просто воображение некоего положения дел, идеального в смысле соответствия поставленной нами цели, рисуют нам образы, которые утверждают нас в жизнелюбии, радуют и украшают нашу сегодняшнюю жизнь, даже если она фактически далека от идеала. Мировосприятие под знаком «утопического плюс» как бы пронизывает настоящее, составляя внутри вполне реального несовершенного мира особый пласт, этот пласт незримо присутствует и обнаруживает себя тогда, когда мы к нему обращаемся.
То есть, обладая подобным мировосприятием, наделяющим идеальными моментами саму жизнь, мы находим удовольствия и радости прямо теперь. В утопическом плюс, эстетизированном восприятии, нет мрака, «нехватки», нет безнадежности. Проекты желаемого будущего опираются здесь на твердую уверенность, что, несмотря на все испытания, мир в целом, хорош, богат и щедр, он никого не оставит без удовлетворенности. Это - наличие вкуса к жизни и восприятие ее как
светлой. «Источник света» может находиться как в образах будущего (будущие свершения, будущая любовь), так и в образах прошлого (родители, сказки детства, дружба юности и т. д.), но этот свет всегда освещает настоящее. И идеал, рисующий черты исполнения желания, не несет черт принудительности, тяжеловесного долженствования. Он не должен быть, а, пусть не целиком, но уже есть, пусть лишь в переживании. Можно сказать, что желаемое и одобряемое совершенство в этом случае хоть и эфемерно, но онтологично, оно не отделено от человека стеной темпоральной неопределенности.
Люди такого оптимистического склада обычно не страдают ригористической требовательностью к другим, гораздо чаще - к самим себе. Хотя удовлетворенность собой им тоже не чужда, что только помогает быть уверенным в своих силах для того, чтобы жить, трудиться и помогать реальности быть такой же благой, а, быть может, еще лучше. «Стремление к прогрессу во всех областях и направлениях, - пишет А. Швейцер, - человек черпает в оптимистическом мировоззрении, которое утверждает мир и жизнь как нечто само по себе ценное и побуждает поэтому относиться к бытию - в той мере, в какой последнее поддается нашему воздействию, - как к высшему благу» [22, с. 293]. Можно сказать, что «утопическое сознание плюс» - это практический эвдемонизм, который, конечно, может
подвергаться ударам, но нередко помогает выжить даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. Можно сказать, что это экзистенциальный талант. О таком таланте писали и А. Маслоу [10], и уже процитированный Э. Фромм [20], и известные популярные психотерапевты-эзотерики Э. и Дж. Хиксы [21], хотя все они дают ему разные названия. Чаще всего речь идет о «бытийном мировосприятии».
Самое удивительное, что такое мировосприятие не мешает реалистическому взгляду, а, напротив, служит ему опорой. При «утопическом взгляде плюс» люди рационально создают проекты будущего, во-первых, с убежденностью в возможности их воплощения, а, во-вторых, позволяя жизни вносить в проект коррективы. В каждый следующий момент «настоящего», когда сегодняшний день сменяет вчерашний, они усматривают возможность новых позитивных решений, не совпадающих до конца с первоначальным планом, находят преимущества в порой неожиданных поворотах событий. То есть это гибкая позиция, отчасти коррелятивная народной мудрости «что ни делается, все к лучшему». Способность видеть идеальное внутри всякой реальности помогает принять то, как «управила жизнь» и поспособствовать
дальнейшей гармонизации наличного положения дел. Действительность не может полностью совпасть с идеалом, но может по сложной траектории бесконечно двигаться к нему, попутно восхищая человека даже своими несовершенствами.
Утопическое сознание минус
Однако, как мы уже отметили, есть другой вид сознания, который можно назвать не столько пессимистическим, сколько «утопическим минус». Здесь человеческое сознание, строя проекты, откровенно противопоставляет желаемое, которого пока нет, той несовершенной реальности, которая, увы, есть. Это означает, что в действительном эмпирическом мире идеал отсутствует, а если и присутствует, то где-то, у кого-то, давно и далеко, но «не у меня». Действительность при этом переживается как недостача, нехватка, минус, а по желаемому, но отсутствующему идеальному состоянию человек буквально испытывает голод. Это вечное недовольство и уныние, при котором индивид реально страдает, потому что взыскуемый идеал не воплощен и желания остаются неутоленными. У высоко талантливых философов и писателей, порой всегда неудовлетворенных миром, это принимает форму тотального отрицания материальной реальности. Так Н. Бердяев пишет: «Дух человеческий в плену. Плен этот я называю «миром», мировой данностью, необходимостью. «Мир сей» не есть космос, он есть некосмическое состояние разобщенности и вражды, атомизация и распад живых монад космической иерархии. И истинный путь есть путь духовного освобождения от «мира», освобождение духа человеческого из плена у необходимости» [4, с. 254]. Вся работа Н. Бердяева «Смысл творчества» пронизана довольно большой неприязнью к обыденной жизни и мифическим, «утопическим минус» стремлением вырваться за пределы любой эмпирии, и вроде бы, не умереть, но быть «свободным духом», не скованным никакими тенетами законов. Очевидно, что это стремление при жизни неисполнимо.
Но нам стоит вернуться к обычным людям, не философам, к тем, кто мечтает не об абсолютной свободе, а о вещах более житейских, хотя порой идеал свободы проникает и в самые обыденные мечты.
Итак, в чем же состоит особенность «утопического сознания», кроме того, что оно страшно раздражено наличной реальностью и не видит в ней никакого совершенства?
Если пользоваться терминологией психолога и психотерапевта Александра Свияша и его дочери Юлии Свияш [15], идеал, который явно
отличается от реальности, подменяется здесь идеализацией, которая определяется у авторов так: «ИДЕАЛИЗАЦИЯ - это значимая для человека позитивная по сути идея, модель замечательного устройства жизни, при нарушении которой у него возникают длительные негативные переживания (как способ исправить ситуацию в желательную нам сторону). Это часто неосознаваемая сверхценная для вас идея, при нарушении которой возникает длительное недовольство» [15].
Обратим внимание, речь идет об абсолютизации, о сверхценной идее, которой, по мысли наших «утопистов минус», непременно должна соответствовать жизнь. То есть, жизнь с ее разнообразием и спонтанностью как бы обязана следовать именно тому идеалу, который усвоил утопист-мечтатель, она должна с этим идеалом непременно слиться, осуществить и воплотить его: ответить на настойчивое желание индивида. А если она реализует себя иначе, то жизнь эта невыносима, безобразна и не стоит доброго слова. Человек, в этом смысле идеализирующий какие-либо отношения, абсолютно убежден, что должно быть так, а не иначе. Любое «иначе» вызывает у него отторжение, возмущение и протест: невозможно принять ситуацию, когда мое желание обмануто! Причем, нередко модель идеального отношения черпается из родительских поучений, из художественной литературы или из чужого опыта, увиденного со стороны.
Иногда идеальная модель разворачивается в подробную картину, рефлексируется до четких формулировок, где желаемое, сфантазированное до мельчайших деталей, полностью сливается с должным. Соответственно повседневная жизнь, наличное «сегодня» оказывается далеким от идеала, бедным, обворованным, лишенным плюсов, и довольствоваться такой жизнью совершенно невозможно. «Лучшая доля» перемещается в неопределенный горизонт будущего, в когда-то, которое почему-то все не приходит и не приходит, оставляя человека с его недовольством и обидой на реальность. Ведь реальность «не должна» быть такой, какова она есть. Иногда, но реже, идеализация относится к прошлому, когда в воспоминаниях оказывается, что то, что миновало, куда совершенней нынешней ситуации. А, вот, настоящее, все время не совпадающее во всех деталях с идеальной моделью, вызывает тяжелые переживания, с которыми по мере сил борются психотерапевты. Кстати сказать, одной из первых книг, посвященных этой проблеме, была работа Пола Вацлавика «Как стать несчастным без посторонней помощи» [7]. Радетели полного воплощения своего идеала «здесь и сейчас» - не только критики и нытики, но также способны сделать
несчастными и всех окружающих. Можно сказать, что избыточные идеализации приводят к тому, что естественная утопичность любого проекта многократно усиливается, способствуя тому, чтобы жизненные планы стали несбыточными.
Рассмотрим коротко два примера «утопического сознания минус».
Личные утопические проекты, не способные воплотиться:
два популярных примера
Утопическая самооценка и ее проект
Утопическая самооценка отражает утопическую, нереалистическую Я-конпеппию индивида. Это чаще всего завышенная самооценка, гордыня, чувство заведомого превосходства над другими людьми, особой избранности. Такое восприятие себя не обязательно означает психотическое расстройство, нередко именуемое «комплексом Бога». Человек может быть внешне вполне нормален, но в глубине души он несет свою полную убежденность, что мир обязан его восславить, носить на руках, исполнять его желания, что иначе быть не может. Он, конечно же, будет велик, прославится, и поднимется в личном и социальном отношении над всей «серостью». Как правило, такая позиция явно или тайно объединяется с пренебрежением по отношению к другим и, как ни странно, может проявляться даже в раннем возрасте. Подобного рода искаженная самооценка может возникать по разным причинам: быть может, ребенка в детстве забаловали и захвалили, а быть может, напротив, обижали и унижали, и он выработал такой способ самозащиты. Но, так или иначе, он считает, что мир просто не может не подтвердить его уверенность в экстраординарности и величии.
Стоит заметить, что сами по себе мечты о величии и славе ничего дурного в себе не несут: «плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Фантазии о своей необычайной значимости свойственны подростковому и юношескому возрасту. Однако, вопрос, как всегда, в мере: гипертрофированное чувство своей значимости порождает утопический жизненный проект, не способный воплотиться.
«Я-концепция, - пишет известный психолог Т. Шибутани, -подкрепляется повторяющимися социальными взаимоотношениями. Исходя из того, кто он есть, человек соответствующим образом относится к каждому знакомому человеку и к различным категориям людей» [23, с. 184]. Повторение социальных взаимоотношений вызывает ожидания. Автор личного «утопического проекта минус» ждет постоянного подтверждения
своей самооценки от окружающих. Человечество должно признать право его желаний на реализацию и склониться перед ним: давать первые места и награды, помогать, услуживать, прославлять. Утопист-Нарцисс при этом часто сталкивается с негативной реакцией людей', неприятием окружающими подобной самооценки, несогласием и непризнанием «особой одаренности» или «неординарной влиятельности». Жизнь вносит свои коррективы, но индивид их категорически не принимает: желаемое совпало у него с должным, а мир, не выражающий согласия, в его глазах выглядит как строптивый, люди же - как несправедливые. Отсюда недовольство, протест, стремление «всем доказать» и «заломать» реальность. Но чаще отброшен на обочину оказывается сам индивид с его высокомерием и надменностью. Утопический проект обнаруживает свою несостоятельность, «непризнанные гении» проводят жизнь в страданиях и часто крайне тяжелы для окружающих.
Утопический проект любовных отношений
Другой вариант отрицающего себя утопического проекта - это абсолютизация личных, в частности, любовных отношений, «какими они должны быть». Так, девушка представляет себе будущего мужа, соответствующим песне «чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил, в дом зарплату отдавал, тещу мамой называл». То есть идеализированный образ заботливого и благонравного мужа является в ее понимании должным, непреложным, необходимым. Коррективы не принимаются. С одной стороны, конечно, хорошо, что в глазах будущей невесты есть позитивная модель поведения мужчины, но с другой, ее абсолютизация приводит к полнейшим заблуждениям насчет реальных мужчин, обладающих не только достоинствами, но и недостатками.
Уже упомянутый А. Свияш в ряде своих работ, написанных в психолого-эзотерическом ключе, постоянно подчеркивает, что любая идеализация каких-либо достоинств партнера вызывает встречу человека с прямой противоположностью своих чаяний. Можем подчеркнуть: с явной утопичностью надежд на воплощение абсолютизированного идеала. Если женщина полагает, что выйдет только за трезвенника и примерного семьянина, ей непременно достанется гуляка, она в него влюбится и лишь потом обнаружит, что жизнь свела ее с антиподом ее идеала. Если мужчина строит проект «идеальной жены» как скромницы-домохозяйки, тихой и покорной, то страсть непременно приведет его к какой-нибудь волевой бизнес-вумен, самостоятельной и независимой. Согласно мысли А. Свияша,
так строятся кармические отношения, при которых происходит обучение воплотившихся душ. Не идеализируйте, не гните свое, не впадайте в депрессии по поводу «несовершенства мира» - плохое настроение, недовольство и злость только переполнят ваш «сосуд кармы», и другой раз достанется испытание еще покруче!
Разумеется, можно не разделять с автором ни теории кармического воспитания [16], ни категорического утверждения, что тем, у кого есть идеал отношений, всегда достается нечто прямо противоположное. Есть немало вполне счастливых семей, где люди обрели именно таких партнеров, каких хотели. Однако утопический проект с детальной прорисовкой всех достоинств будущего друга или подруги жизни действительно часто приводит к плачевным последствиям. Во-первых, «идеального партнера» можно искать и ждать целую жизнь и так и не найти. Каждый очередной претендент будет в чем-то да несовершенен, то ли это будет не принц, то ли конь у него случится не той масти, то ли его подарки окажутся негодящими -как бывает в сказках у капризных принцесс, разгоняющих толпы женихов. Во-вторых, можно, следуя влечению сердца, многократно выходить замуж и разводиться, потому что в быту и повседневных заботах избранник всякий раз окажется совсем не соответствующим идеалу.
То же касается мужчин, упорно ищущих свою «единственную», на пути к которой остаются разведенные жены и дети, растущие без отца. «Должное» в этом случае настолько перекрывает «сущее», что само становится неким злом, как всегда, бывает, когда нарушается мера. Человек, завороженный утопической мечтой о «совершенном партнере» просто ни с кем не может ужиться. Выходит, что жизнь разоблачает идеал как бесполезную иллюзию, хотя сам-то идеал ни в чем не виноват, его просто поставили на не подобающее ему место, попытались заместить им действительность. «Голодное желание» отвергло реальную жизнь и судьбу. А поскольку счастье «не задалась», то существование представляется в глазах разочарованного мрачным, лишенным радости, вечной «недостачей» и «нехваткой». Абсурдно идеализированные желания не могут воплотиться, и проекты их реализации постоянно терпят крах.
Обратим внимание на то, что оба описанных варианта негативного личного утопизма связаны с иллюзорными ожиданиями и огромной жаждой контроля. Невольный утопист по сути дела хочет проконтролировать мир, принудить его воплощать его, утописта, проекты, навязать многоликой
реальности свое представление о должном, да еще и заставить ее соблюсти все детали желаемого.
Когда наши проекты все же способны воплощаться?
Так что же получается, может спросить читатель, выходит, если ты не одарен вкусом к жизни и способностью видеть идеальное среди хаоса и суеты социальной действительности, то твои прекрасные мечты и долгосрочные проекты так и останутся пустой иллюзией? Думается, нет. Конечно, решение есть, и на фоне некоторого числа ноющих неудачников, сильно завысивших требования к реальности, существует множество людей, вполне преуспевших и достаточно хорошо справляющихся с реализацией своих жизненных планов.
Реалистический проект: субъективный компонент
Прежде всего, превращение личных «утопий-минус» в здравые проекты связано с некоторым понижением уровня притязаний. Да, тем, кто способен осознать в себе «утописта-минус», надо работать над собой. Как ни больно укрощать свои желания и как ни печально снижать высокие идеалы, связанные с самооценкой, карьерными планами или личными отношениями, это придется делать, чтобы была возможность «возвысить» до желаемого объективные обстоятельства.
Все живое и реальное подвижно и изменчиво, несовершенно, несимметрично, способно стареть и портиться. Жизнь движется через противоречия, споры, сражения, несогласия, и идеал, вполне отвечающий желанию, при воплощении всегда приобретает черты «неидеальной реальности». Речь идет фактически об отказе от иллюзий типа «не будем прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». Человеческое стремление сделать мир для себя лучше встречается со стихией повседневности и исторического процесса, и итогом всегда является некое сплавление желаемого и действительного, урезанная версия замысленного идеала. Как говорит старая пословица, «по одежке протягивай ножки»: считайся с действительностью. Эту неполноту «здесь и сейчас совершенства» необходимо принять как норму и найти в ней все возможные на данный момент плюсы. Доволен бывает тот, кто умеет довольствоваться, что вовсе не означает рабского согласия с бедностью и униженностью.
Приняв события такими, как они есть, усмотрев в них позитивные черты и радости, можно двигаться дальше, шаг за шагом выходя из наличной ситуации к более совершенной, но никогда - к «полностью идеальной». Те, кто здраво оценивает себя и других, разумно ставит цели и подбирает
средства, критически оценивает собственные ожидания, способен создавать и воплощать вполне реалистические жизненные проекты. В их осуществлении будут и трудности, и разочарования, и победы, но никогда - мрачная депрессия, уныние и ненависть к миру и людям. Потому что именно в глубинах столь несовершенной земной действительности мы начинаем тогда усматривать тот самый пласт идеального, с которым соприкасается хорошее настроение, вкус к жизни и гуманистическое искусство: мы становимся «утопистами плюс».
«Объективный компонент» или «стихийное оборачивание несбыточного -
реальным»
Впрочем, было бы слишком просто, если бы исключительно «утопичность плюс» и реалистичность расчетов приводили человека к действительному успеху и воплощению его намерений. Нередко ведь бывает и вовсе наоборот: оптимист и благорасположенный к миру человек сталкивается с множеством препятствий, которые как бы экзаменуют его на выдержку и терпение, а минорный мечтатель или эпатажный эгоист вдруг совершают невиданную карьеру или заключают почти идеальный брак или же получают мировую славу - их чаяния таинственным образом реализуются, несмотря на скверность характера и целую кучу «идеализаций».
Видимо, дело в том, что, «быть утопистом плюс», оптимистом, совмещающим в себе романтическое и прагматическое - это мощное подспорье во всех случаях жизни, но это не гарантия жизненного успеха и воплощения задуманного. Здесь вмешивается та самая судьба, про которую И. Ильф и Е. Петров шутили, что «судьба играет человеком, а человек играет на трубе». Судьба в нашем понимании - это совокупность факторов, которые мы не контролируем, но которая способна подбрасывать любому человеку, независимо от его мироотношения, некоторые шансы воплощения его жизненных планов. И здесь важно, как говорили издревле, уметь ухватить фортуну за хвост.
Индивид может представляться всем фантазером, витающим в облаках, строящим воздушные замки, сочиняющим себе отсутствующие достоинства, а в общем, довольно жалким субъектом, и вдруг он делает немыслимую карьеру, становится политической фигурой и владельцем алмазных копий. Таких историй в нашей стране было немало в 90-е годы, когда общепризнанные «чудаки» рванули в период исторического поворота в столицу, примкнули к новым социальным силам и полностью перевернули
свою жизнь, превратив ее из обыденной и банальной в сплошное восхождение и обогащение. Очевидно, для такого поворота у «утопистов-минус» была внутренняя готовность, и когда фортуна предоставила шанс, этот шанс не был упущен. Мы в данном случае не будем обсуждать вопроса о моральной составной таких карьер, факт тот, что из пустых, казалось бы, иллюзий родилось реальное социальное восхождение.
То есть, в жизни любого человека всегда возможны совершенно непредвиденные повороты, судьба как река может поворачивать русло, а человеку порой важно быстро решить, принять ему или не принять новую траекторию движения. Как хорошо пишет об этом Т. Устинова: «Жизнь похожа на книгу с неразрезанными страницами... Часть уже прочитана, пройдена, а некоторые места даже вызубрены наизусть, но что впереди -загадка. Страницы-то не разрезаны! И разрезать их заранее нельзя - такой уговор, так устроена эта самая книга!» [19, с. 342].
Другим примером может быть огромная слава писателя, о которой он, несомненно, мечтал, считая себя выдающимся, но которая долго его не настигала, от чего он уж совсем стал «утопистом минус» и ипохондриком, вечно не довольным своей незадавшейся жизнью. И вдруг! Мечты сбылись, популярность зашкаливает, писателя узнают на улицах и благодарят, он в полном восторге. Однако, как считает, например, Станислав Лем, здесь чрезвычайно велика роль случайности, которая порой может быть другим именем судьбы. Обычно, полагает Лем, в массы выходит одновременно целый ряд произведений примерно одинакового достоинства, и какое из них сделает своего автора прославленным, зависит не столько от качества текста, сколько от моментов неконтролируемых и внерациональных. Он пишет: «...популярность произведения зависит от того, будет ли его восприятие именно угасающим или, наоборот, лавинообразным. В отношении определенных произведений, которые вот-вот дойдут до критической границы, относительно дальнейшей их жизни или гибели решает фактор чисто случайный» [8, с. 213]. Как видим, в данном случае речь идет даже не «схватывании фортуны», а просто о судьбе, которая «распорядилась так». Вопрос о неконтролируемых моментах, неопределенности будущего и субъективных усилиях - вопрос, который остается открытым и теоретически, и практически.
Краткое заключение
В нашем небольшом размышлении о личных утопиях мы выяснили, что момент утопичности присутствует в любом желании и проекте человека
просто потому, что при создании проекта еще неизвестно, реализуется ли он. Мера утопичности (несбыточности) зависит в немалой степени от установок самого субъекта и его отношении к своим желаниям и выражающим их моментам идеала. Если человек - «утопист плюс», то есть способен видеть радостные и совершенные моменты в наличной реальности, то его позиция не порождает жесткого противопоставления настоящего и будущего, не характеризуется отвращением к миру, дает возможность здраво видеть перспективы и вести себя гибко, принимая корректировки планов со стороны мира. Некоторый эвдемонизм, который проявляется «здесь и сейчас» дает возможность быть прагматичным при осуществлении своих целей. Хотя это не означает гарантированного практического успеха.
В свою очередь, «утопист-минус» - это ригорист в своем требовании к реальности «быть идеальной» и соответствовать его личным представлениям. Такой человек абсолютизирует свои идеализированные взгляды и полагает, что они является должными - и для других людей, и для реальности в целом. Поскольку завышенные требования сталкиваются с сопротивлением мира, «утопист минус» может вступать в тяжелый конфликт с окружающими и ставит собственные жизненные проекты под удар. Стремление к контролю над всеми, может оборачиваться большими неудачами.
Впрочем, для любого человека объективный ход событий во многом остается загадкой. Вступает в игру «фактор судьбы», который нам в очень малой степени понятен, это выражается в реализации порой самых фантастических и, казалось бы, несбыточных планов, в удовлетворении стремлений и амбиций, которые, представлялось, никогда не могут получить утешение. Поэтому, повторим свою мысль, высказанную в начале статьи: в полной мере утопическими можно считать лишь проекты, которые при многократных попытках и усилиях так и не воплотились, остались замыслом. В причинах их неудач следует каждый раз разбираться конкретно. Если же на первый взгляд безумный и экзотический проект реализовался - значит, у него были потенции воплотиться в действительности. И последнее: никто не может заранее сказать, будет ли очередная попытка достичь цели провальной или победной. Что перед нами - несбыточное желание или реалистический план - решает только практика.
Список литературы
1. Араб-Оглы, Э. А. Утопия и антиутопия XX века / Э. А. Араб-Оглы. - Москва : Прогресс-книга, 1990. - 640 с.
2. Баталов, Э. Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах / Э. Я. Баталов. - Москва : Политиздат, 1989. - 320 с.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. - Москва : Бомбора, 2023. - 320 с.
4. Бердяев, Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - Москва : Правда, 1989. - С. 254-534.
5. Блох, Э. Тюбингенское введение в философию / Э. Блох. - Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 1997. - 395 с.
6. Золотухина-Аболина, Е. В. Превратности судьбы / Е. В. Золотухина-Аболина // Человек. - 2016. - № 2. - С. 35-53.
7. Как стать несчастным без посторонней помощи / послесл. И. В. Бестужева-Лады ; пер. с англ. - Москва : Прогресс, 1989. - 160 с.
8. Лем, С. Философия случая / С. Лем. - Москва : ACT : Транзиткнига, 2005. - 767 с.
9. Манхейм, К. Идеология и утопия / К. Манхейм // Манхейм К. Диагноз нашего времени. - Москва : Юрист, 1994. - С. 7-276.
10. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. - Москва : Рефл-бук, Ваклер, 1997. -300 с.
11. Мей, Р. Любовь и воля / Р. Мей. - Москва : Рефл-бук, Ваклер, 1997. - 376 с.
12. Ортега-и-Гассет, X. В поисках Гете / X. Ортега-и-Гассет // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - Москва : Искусство, 1991. - С. 433-461.
13. Паниотова, Т. С. Миры утопии : избранные труды / Т. С. Паниотова. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Изд-во Южного федерального университета, 2022. - 352 с.
14. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто / Ж.-П. Сартр. - Москва : Республика, 2000. - 639 с.
15. Свияш, А. Улыбнись, пока не поздно. Позитивная психология для повседневной
жизни / А. Свияш, Ю. Свияш. - URL:
https://docs.yandex.m/docs/view?tm=1707924450&tld=ru&lang=ru&name=Александр-Свияш-Улыбнись-пока-не-поздно.рйГ&1ех1=свияш% (дата обращения: 14.11.2023).
16. Свияш, А. Уроки судьбы в вопросах и ответах. - URL: https://docs.yandex.m/docs/view?tm=1708449865&tid=m&lang=rn&name=svijash-aleksandr-uroki-sudby-v- &
& (дата обращения: 14.11.2023).
17. Сельчёнок, К. В. Конструирование счастья. Руководство по психодизайну / К. В. Сельчёнок. - Москва : ACT : Харвест, 2006. - 544 с.
18. Талеб, Н. Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости / Н. Н. Талеб. - Москва : Колибри : Азбука-Аттикус, 2022. - 736 с.
19. Устинова, Т. В. Неразрезанные страницы / Т. В. Устинова. - Москва : Эксмо, 2021. -352 с.
20. Фромм, Э. Человек для самого себя / Э. Фромм // Фромм Э. Психоанализ и этика. -Москва : Республика, 1993. - С. 19-191.
21. Хикс, Э. Выражайте свои желания. 365 способов сделать свою мечту реальностью / Э. Хикс, Дж. Хикс. - Санкт-Петербург : Весь, 2009. - 384 с.
22. Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер // Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. - Москва : Прометей, 1993. - С. 287-506.
23. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани ; перевод с английского В. Б. Ольшанского. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 544 с.
UTOPIAS OF PERSONAL LIFE: UNREALISTIC AND REALISTIC
E.V. Zolotukhina-Abolina
Southern Federal University, Rostov-on-Don e-mail: [email protected]
The article analyzes the phenomenon of "personal utopias", which are considered by the author as impossible projects that are created by people in the course of life. Often these are in the full sense of the word "destiny projects" - career, family, love. At the stage of conception and design, the author believes, they always carry a moment of utopianism simply because they are still only a possibility and have not acquired the "gravity of reality", and the future is uncertain. Projects are created on the basis of desires, and the very subjective factor of the attitude to desire, the way of experiencing it, acts as a significant moment for whether the project being built will be realistic or still unrealistic - utopianism will increase or not. The author proposes to distinguish two types of utopianism in personal projects: "utopia plus" and "utopia minus". Utopia-plus means that a person sees ideal and at the same time joyful moments in the most available empirical reality, the ability to admire even an imperfect world and believe in its generosity and benevolence. This optimistic position contributes to the creation of realistic projects and does not contrast the present and the future. Utopia-minus, on the contrary, does not see anything good in the existing empirical reality, constantly comparing it with the ideal and demanding that the world correspond to the ideal model. Such a despondent utopian would like to control reality and force it to conform to the ideal. A possible positive is transferred to the future. The author emphasizes that utopia-minus leads to impossible projects, confronts the individual with imperfect real processes, disposes to conflicts, disappointment. The article provides two examples of such thinking and behavior. Nevertheless, the article says that even a very balanced perception of life in the spirit of "utopia-plus" does not guarantee indispensable success. In addition to our attitude and behavior, there is a multidimensional factor of fate, which is far from always understandable to a person, and fate is able to suddenly create conditions for the implementation of the most fantastic and utopian projects. Both at the beginning and at the end of the article, the idea is repeated that the unrealizability of projects can only be judged by life practice. If an exotic project came to fruition, it means that it was not so "utopian".
Keywords: utopia, project, desire, ideal, daily life, personal life, utopia-plus, utopia-minus, realism.