УДК 613.65:[в 12.84:621.315.6Г
УТОМЛЯЕМОСТЬ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА И ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ РАБОЧИХ ВЕДУЩИХ ПРОФЕССИЙ ПРОИЗВОДСТВА МИКАНИТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ
Проф. Г. И. Румянцев, А. В. Дианова, канд. мед. наук Л. П. Тархова I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова
В последние годы все больше появляется работ, посвященных изучению-условий труда в производстве электроизоляционных материалов. Наше внимание привлекло производство электроизоляционных материалов, основной составной частью которых являются различные виды слюды (так называемые миканитовые изделия).
Исследование проводилось на Хотьковском заводе электроизоляционных материалов. Рабочие этого предприятия предъявляли жалобы на быструю утомляемость. Администрация отмечала неравномерность выработки готовой продукции и периодическое увеличение отходов производства.
Завод выпускает несколько видов электроизоляционных материалов на основе слюд, получение которых осуществляется на разных машинах. Характер трудовой деятельности работниц, занятых в производстве ми-канитовых изделий марок, имеет очень много общего. Так, рабочие основной профессии — клейщицы на всех машинах — большую часть времени (— 95%) заняты непосредственно выработкой продукции, укладывая листочки слюды на предварительно смазанную лаком ткань или бумагу. Они следят за тем, чтобы, не допуская просветов между листочками слюды, перекрытие слюдяных пластинок было наименьшим (с целью экономии сырья).
Работа постоянно протекает под контролем глаза и сопровождается большим напряжением зрительного анализатора. Слюдяные пластины находятся на расстоянии вытянутой руки. Размер слюдяных пластин колеблется в разных партиях слюды от 15 до 60 смг. Рабочий процесс чрезвычайно однообразен и связан с напряжением отдельных групп мышц. Поза работниц статична, у них наблюдается вынужденное положение стоя с наклоном корпуса вперед ив сторону. На малых микалентных машинах клейщицы работают сидя, но поза их также напряжена, с наклоном в сторону. Как известно, статическое напряжение при малой затрате физических сил является одной из самых утомительных форм мышечной деятельности.
При очевидной схожести рабочего процесса на разных машинах имеются существенные различия параметров производственной среды. Так, работа больших микалентных машин сопровождается выделением в рабочую зону паров толуола (иногда превышающих ПДК в 3 раза) и большого количества тепла, что способствует перегреву воздуха. Как показали исследования, температура у больших микалентных машин достигает в отдельных случаях 30° и выше. У малых микалентных машин загрязнение воздуха парами толуола находится на уровне ПДК, но, кроме паров толуола, у малых микалентных машин содержатся пары уайт-спирита в количестве 200—400 мг/м3. Температура воздуха здесь не превышает 26°.
Запыленность воздуха у разных марок машин также неодинакова. Наибольшая запыленность наблюдается у малых микалентных машин и в коллекторном отделении, где она не соответствует ПДК, запыленность воздушной среды у больших микалентных машин несколько ниже. Освещенность рабочих мест на разных машинах также неодинакова. Так, на больших микалентных машинах средняя освещенность равна 125 лк, а на малых — 190 лк.
Особо следует остановиться на освещенности рабочих поверхностей при изготовлении твердого миканита марки КФА. Яркость рабочей поверхности здесь постоянно меняется, так как она обусловлена не только местным
и общим освещением, но и лампами накаливания, размещенными непосредственно под рабочей поверхностью, представляющей собой толстое стекло, на которое последовательно накладываются слюдяные пластины, что и приводит к изменению яркости рабочей поверхности. Смена яркостей чередуется через определенные промежутки времени, равные 70—100 сек. Резкая и частая смена яркостей рабочей поверхности создает, по нашему мнению, дополнительные условия для развития утомляемости.
В связи с описанным выше нами были выделены в качестве объекта наблюдения 3 группы работниц: 10 клейщиц с больших микалентных машин, 6 клейщиц с малых микалентных машин и 6 клейщиц коллекторного отделения. Всего под наблюдением находилось 22 человека (16 из них наблюдались в 2 сменах и 6 — в 1 смену).
Задачей исследования являлось определение утомляемости зрительного анализатора в течение рабочей смены и влияние ее на производительность труда. Работоспособность зрительного анализатора работниц (на производстве заняты преимущественно женщины) оценивалась с помощью таблиц, предложенных Л. А. Генкиным, В. И. Медведевым и М. Н. Шек. Авторы таблиц считают, что число правильно отмеченных колец, т. е. количество воспринятой информации, зависит от состояния зрительного анализатора и степени его утомления. К такому мнению присоединяется и Ю. Д. Жилов, использовавший таблицы для оценки работоспособности зрительного анализатора детей и подростков. Воспринимаемую информацию оценивают в условных единицах (бит/сек). Последние рассчитывают с учетом времени, затрачиваемого на просмотр таблицы и переработку информации зрительным анализатором, и количества невоспринятой информации.
Мы считали важным в момент исследования создать одинаковые условия для всех испытуемых с целью избежать дополнительных факторов, которые влияли бы на восприятие зрительной информации. Поэтому исследования проводили в одной комнате, в спокойной обстановке, при равномерном искусственном освещении лампами накаливания, создающими освещенность на рабочей поверхности 150 лк.
Исследование проводили в течение рабочей смены пятикратно. Для того чтобы исключить влияние фактора тренировки, наблюдаемые подсчитывали каждый раз кольца с другим направлением разрыва. Наблюдения проводили до начала работы, через 2 часа после начала работы, перед обедом, через 2 часа после обеда и по окончании рабочего дня. Всего проведено 190 наблюдений.
Одновременно определяли количество и качество выпускаемой продукции.
Сравнительные данные скорости определения числа колец с заданным разрывом (в пересчете на бит/сек) в разные моменты наблюдения в 1-й смене следующие. У работниц больших микалентных машин количество воспринятой информации резко возрастает через 2 часа от начала смены (на 0,4 бит/сек), а через 37г—4 часа (т. е. перед обеденным перерывом) падает наполовину (0,2 бит/сек). К 14 часам (т. е. через 2 часа после обеда) количество воспринятой информации снова возрастает до того уровня, который отмечался при утреннем подъеме. К концу смены внимание обследованных несколько снижается, однако количество воспринимаемой информации несколько выше, чем в начале рабочего дня.
Характеризуя кривую восприятия информации у работниц малых микалентных машин, можно отметить, что до обеденного перерыва она мало отличается от тех данных, которые получены у работающих на больших микалентных машинах, с некоторым отставанием к обеденному перерыву. Но после обеденного перерыва количество воспринимаемой информации продолжает расти и к концу рабочего дня достигает максимума. Восприятие информации у работниц коллекторного отделения идет параллельно 2 описанным выше и по величине занимает среднее положение между первой и второй кривой.
Наибольшая концентрация внимания у работниц наблюдается через 2 часа после начала и к концу дня. Наибольшая утомляемость зрительного анализатора отмечается через 4 часа от начала работы, т. е. перед обеденным перерывом,
Такие колебания в работоспособности зрительного анализатора можно объяснить, вероятно, тем, что в начале дня сказывается такой фактор, как врабатываемость. К обеденному перерыву начинает сказываться общая утомляемость, что приводит к ослаблению внимания и утомляемости зрительного анализатора. Подъем работоспособности зрительного анализатора перед концом рабочего дня, вероятно, связан с психологическим воздействием приближения окончания трудового дня.
Изменения в количестве воспринимаемой информации у работниц больших и малых микалентных машин во 2-й смене идут параллельно ко 2-му часу начала ее, достигая максимума к этому времени. В дальнейшем у работающих на больших микалентных машинах до обеденного перерыва такой уровень сохраняется, а у работающих на малых микалентных машинах начинает падать, резко снижаясь к 22 часам; лишь перед концом рабочего дня несколько увеличивается восприятие зрительной информации. После обеда, т. е. после 20 часов и до 22 часов, падение восприятия зрительной информации наблюдается и у работающих на больших микалентных машинах. Несколько увеличиваясь к концу дня, количество воспринимаемой информации у обслуживающих большие микалентные машины, однако, не достигает первоначального уровня.
Колебания в восприятии зрительной информации при работе во 2-ю смену значительно отличаются от тех, которые выявлены в 1-й смене. Так, период врабатываемости занимает значительно меньше времени и подъем концентрации внимания меньше. Утомляемость начинает сказываться быстрее и падение работоспособности зрительного анализатора за 2 часа до конца смены не компенсируется подъемом ее, вызываемым ощущением близости конца рабочего дня. Эти сдвиги можно объяснить тем, что работающие во 2-ю смену приходят на производство уже в состоянии некоторого утомления, вызванного домашними делами, и к концу рабочего дня оно достигает наивысшего напряжения.
Учет количества и качества выпускаемой продукции по сменам подтверждает наши выводы: процент выработки чистой продукции выше в 1-ю смену, процент отходов выше во 2-ю смену. Количество выпускаемой продукции от начала рабочего дня (1-я смена) постепенно нарастает и через 1/а—2 часа достигает максимума, затем в течение некоторого времени держится на одном уровне и несколько снижается перед обеденным перерывом. После обеденного перерыва количество выпускаемой продукции опять нарастает в течение часа и через 2—3 часа после перерыва вновь начинает падать.
Что касается 2-й смены, то здесь нарастание количества выпускаемой продукции идет более медленно, но обращает на себя внимание резкое падение выпускаемой продукции за 1—1 1/г часа до обеденного перерыва, когда имеются все признаки развившегося утомления.
Вывод
Данные исследования указывают на необходимость изменения режима трудового процесса и введения дополнительных перерывов по 5—10 мин. через 2 часа после начала рабочего дня и через 2 часа после обеденного перерыва с обязательным проведением производственной гимнастики.
ЛИТЕРАТУРА. Генкнн A.A., Медведев В. II., Шек М. Н. Вопр. психол., 19ß3, № 1, с. 104. — Ж и л о в Ю. Д. Гнг. и сан., 1967, № 2, е. 53.
Поступила 20/VI! 1971 г.
2 Гигиена и санитария /й 9
33
FATIGABILITY OF THE VISUAL ANALYSER AND THE WORKING CAPACITY KINETICS AMONG WORKERS OF THE MAIN PROFESSIONS AT THE PRODUCTION
OF MICANITE ARTICLES
G. I. Rumyanlsev, A. V. Dianova, L. P. Tarkhova
The finding is that the working capacity of the visual analyser in the course of the day changes considerably. Its maximum fall during the first shift took place to 4 hours after the beginning of the work: after the lunch break it increased again and reached its highest level by the end of the day. In the course of the second shift the working capacity of the visual analyser began to decrease after 3'/2 to 4 hours and continued to diminish till the end of the day. The data obtained point to the necessity of elaborating measures for control of the fatigability of the eyes.
УДК 616-056.3-092.9-02:в73.043]-032
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АЛЛЕРГЕННЫХ СВОЙСТВ БИСФУРАЛИДЕНА ГЕКСАМЕТИЛЕНДИАМИНА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ
ПУТЯХ ВВЕДЕНИЯ
А. Д. Черноусое
Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР, Москва
Бисфуралиденагексаметилендиамин (БФГМД) в качестве вулканизирующего агента применяется в резиновой промышленности для получения фторкаучуков, устойчивых к действию высокой температуры и агрессивных сред. Технический продукт представляет собой аморфный порошок кремо во-желтого цвета с температурой плавления 46°, молекулярным весом 272,3, растворимый в бензоле, спиртах, ацетоне. При введении в желудок он проявляет себя как вещество средней токсичности (Г. Я. Кельман и соавт.). В доступной нам литературе данных о сенсибилизирующем и первично раздражающем действии БФГМД мы не обнаружили. Однако обследование рабочих, контактирующих с другими соединениями фураново-го ряда, выявило различную степень сенсибилизации и поражения кожи в результате первично раздражающего действия (Г. Н. Назыров и Ю. Б. Ям-польская; А. М. Керимов; Key и Регопе). Мы попытались воспроизвести состояние гиперчувствительности к БФГМД в эксперименте при различных путях введения его в организм. Первично раздражающее и сенсибилизирующее действие продукта изучали в опыте на 72 морский свинках белой масти с исходным весом 200—220 г в 4 сериях. В I серии (6 животных) определяли первично раздражающее действие на кожу боковой поверхности туловища 3 капель 50, 10 и 1 % растворов БФГМД в ацетоне при ежедневном нанесении на кожу в течение 12 суток. Во II серии 5 подопытным животным однократно вводили 50 мкг БФГМД с 0,2 мл мольного адъюван-та Фрейнда в подушечку задних лапок; контрольным животным вводили только адъювант. Капельные пробы ставили на 14-е сутки с 1 % раствором БФГМД в ацетоне. В III серии вызывали сенсибилизацию по методу О. Г. Алексеевой и А. И. Петкевич: 8 подопытным животным внутрикожно вводили в ухо 0,02 мл БФГМД, разведенного ацетоном в соотношении 1:500; 8 контрольным животным вводили только ацетон. Капельные пробы ставили на 14-е сутки с 0,1 % раствором БФГМД в ацетоне. На 21-е сутки в сыворотке крови определяли антигаптенные антитела с помощью реакции пассивной гемагглютинации (РПГА) по С. Г. Барлоговой. Эритроциты сенсибилизировали фураном как основной антигенной детерминантой, доводя его концентрацию до 0,002% на 1 .мл 1 % взвеси эритроцитов.
В IV серии (40 животных) учитывали сенсибилизацию ингаляционным и накожным воздействиями. Животных разделили на 3 группы: 1-й группе применяли ингаляционное воздействие БФГМД в дозе 2 мг/м3 4 часа ежедневно 5 раз в неделю в течение 4 недель, 2-й группе — 5 ежед-